Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «3D моделирование»
рабочая программа по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предлагаемый курс представляет собой углублённое изучение отдельных тем общеобразовательных программ по информатике (работа с графическими пакетами).Расчитан на 3 года. Практические задания, предлагаемые в курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и развитие творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка по информатике "3D моделирование" | 255.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Серьезной проблемой современного российского образования является существенное ослабление естественнонаучной и технической составляющей школьного образования. В современных условиях реализовать задачу формирования у детей навыков технического творчества крайне затруднительно. Необходимо создавать новые условия в сети образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, которые позволят внедрять новые образовательные технологии. Одним из таких перспективных направлений является 3D моделирование.
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа.
Предлагаемый курс представляет собой углублённое изучение отдельных тем общеобразовательных программ по информатике (работа с графическими пакетами).
Практические задания, предлагаемые в курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и развитие творческих способностей.
Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Основой проведения занятий служат проектно-исследовательские технологии.
Таким образом, данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
Актуальность данного курса заключается в следующем:
- учащийся научится свободно пользоваться компьютером;
- освоит программное обеспечение для дальнейшего изучения в высших учебных заведениях технического направления;
- развитие алгоритмического мышления;
- более углубленное изучение материала и дополнительная информация;
Цели:
- заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;
- познакомить с принципами работы 3D графического редактора Blender, который является свободно распространяемой программой;
- сформировать понятие безграничных возможностей создания трёхмерного изображения
Задачи:
- дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в программе Blender;
- научить создавать трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
- ознакомить с основными операциями в 3D - среде;
- способствовать развитию алгоритмического мышления;
- формирование навыков работы в проектных технологиях;
- продолжить формирование информационной культуры учащихся;
- профориентация учащихся.
- Общая характеристика курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики в части изучения информационного моделирования. Элективный курс посвящен изучению основ создания моделей средствами редактора трехмерной графики Blender. Курс призван развить умения использовать трехмерные графические представления информации в процессе обучения, предназначен для прикладного использования обучающимися в их дальнейшей учебной деятельности.
Курс вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навык работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи.
Данный курс для среднего звена предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров для реализации моделирования и визуализации.
- Описание места курса в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Криушинская СОШ» на 2017-2018 уч. год, на 2018-2019 уч.год, на 2019-2020 уч.год на изучение курса «3D моделирование» отводится 1 ч. в неделю. Курс рассчитан на 3 года , всего 102 часа.
- Требования к результатам обучения и освоения курса
На данном курсе обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Предполагается, что учащиеся владеют элементарными навыками работы в офисных приложениях, знакомы с основными элементами их интерфейса.
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
- Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
- Знаково-символическое моделирование:
- составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- опорные конспекты – знаково-символические модели.
- анализ графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
- работа с различными справочными информационными источниками;
- постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием свободного программного обеспечения.
Коммуникативные УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, практических работ, предполагающих групповую работу.
Планируемые результаты изучения курса
К концу обучения на начальном этапе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их развития.
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать аналогии;
- строить логическую цепь рассуждений;
- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
III.Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)
Области использования 3-хмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. История Blender. Правила техники безопасности.
Тема 2. Архитектура 3D-принтера (4 ч.)
Знакомство с моделью 3D принтера «Picaso Designer». Изучение архитектуры принтера. Печать 3D моделей.
Тема 3. Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. (11 ч.)
Основные понятия 3-хмерной графики. Элементы интерфейса Blender. Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов. Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции.
Термины: 3D-курсор, примитивы, проекции.
Тема 4. Основы моделирования. (14 ч.)
Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности.
Термины: сплайн, булевы объекты, метод вращения, метод лофтинга, модификаторы.
Тема 5. Материалы и текстуры объектов. (10 ч.)
Общие сведения о текстурировании в 3-хмерной графике. Диффузия. Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения. UV-редактор и выбор граней.
Термины: текстура, материал, процедурные карты.
Тема 6. Освещение и камеры. (6 ч.)
Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры.
Термины: источник света, камера.
Тема 7. Основы анимации. (4 ч.)
Общие сведения о 3-мерной анимации. Модуль IPO. Анимация методом ключевых кадров.
Термины: анимация, ключевая анимация.
Тема 8. Практический блок определенной направленности(48ч)
- Тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Архитектура 3D-принтера «Picaso Designer» | 4 | 1 | 3 |
3 | Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. | 11 | 4 | 7 |
Контрольное занятие. | 2 | - | 2 | |
4 | Основы моделирования. | 14 | 4 | 10 |
Контрольное занятие. | 2 | - | 2 | |
5 | Материалы и текстуры объектов. | 14 | 4 | 10 |
Контрольное занятие. | 2 | - | 2 | |
6 | Освещение и камеры. | 6 | 2 | 4 |
Контрольное занятие. | 2 | - | 2 | |
7 | Основы анимации. | 4 | 1 | 3 |
Итоговый проект. | 6 | - | 6 | |
8 | Практический блок | 34 | 34 | |
ИТОГО | 102 | 17 | 85 |
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
знание:
- основ 3D графики;
- основных принципов работы с 3D объектами;
- приемов использования текстур;
- техники редактирования 3D объектов;
- основных этапов создания анимированных сцен и уметь применять их на практике;
умение:
- создавать 3D объекты;
- использовать модификаторы при создании 3D объектов;
- преобразовывать объекты в разного рода поверхности;
- использовать основные методы моделирования;
- создавать и применять материалы;
- создавать анимацию методом ключевых кадров;
- использовать контроллеры анимации.
- работы в системе 3-хмерного моделирования Blender.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Методические пособия для учителя:
Автор: James Chronister – Blender Basics Учебное пособие 3-е издание Перевод: Юлия Корбут, Юрий Азовцев с.153
Автор(ы): В. Большаков, А. Бочков «Основы 3D-моделирования. Изучаем работу в AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor»
Автор(ы): В. П. Большаков, В. Т. Тозик, А. В. Чагина «Инженерная и компьютерная графика»
Оборудование и инструменты
- 3D принтер «Picaso Designer»
- мультимедиа-проектор
- интерактивная доска
- ноутбуки, ПК
Программное обеспечение
1.Система трехмерного моделирования Blender
2. ПО 3D принтера
Ресурсы Internet:
- http://programishka.ru,
- http://younglinux.info/book/export/html/72,
- http://blender-3d.ru,
- http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-th_edition
- http://infourok.ru/elektivniy-kurs-d-modelirovanie-i-vizualizaciya-755338.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа "КОМПАС" и инструктивно-методический комплекс и ней
Данная общеобразовательная авторская программа предназначена для дополнительного образования учащихся старших классов, поступающих на инженерные специальности. ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа естественно-научной направленности «Юный математик»
Дополнительная образовательная программа «Юный математик» предназначена для детей 14-15 лет, склонных к занятиям математикой, а также тех, кто желает повысить уровень сво...
Результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ
Отчеты по успеваемости....
Результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих/предпрофессиональных программ
Анализ внутришкольной проверки по итогам 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 гг....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа «Начальное техническое моделирование «Конструкторы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа«Начальное техническое моделирование «Конструкторы»...
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ в МБУДО «ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА имени М.И
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных прог...
Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)
Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...