Дополнительная общеобразовательная программа "Путешествие в мир искусства"
рабочая программа (5 класс) на тему

Земцова Елена Петровна

Изобразительное искусство – особая детская активность и наиболее доступный вид познания мира детьми, благодаря которым  они могут жить в единстве с природой, создавать - не нанося вреда, преумножать - не разрушая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие в мир искусства» имеет художественно-эстетическую направленность, так как реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

Дошкольный возраст является своеобразным фундаментом в общем развитии ребенка, в котором закладываются основы всестороннего, гармонического развития. А изобразительное искусство – особая детская активность и наиболее доступный вид познания мира детьми, благодаря которым  они могут жить в единстве с природой, создавать - не нанося вреда, преумножать - не разрушая.

Новизна программы заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, направленных не только на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе рисования.

Актуальность программы Изобразительная деятельность  оказывает большое влияние на развитие восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир информационных технологий давит на еще неокрепшую психику ребенка. В процессе рисования у обучающихся  формируются художественно-творческие способности. В силу того, что во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественно-творческих способностей  дошкольников и младших школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Педагогическая целесообразность Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.     Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках  предметы разнообразных форм, величины, пропорции. В программе   особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования

    Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств подготовки детей к школе. Все это делает программу педагогически целесообразной.

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей обучающихся, творческого самовыражения посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

Воспитательные: 

-Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;  

-Воспитывать культуру поведения.        

Развивающие:

-Развивать  мелкую моторику;

-Развивать творческую активность;

-Развивать  художественный вкус.

                                                                                 

Обучающие:

     -Обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности:

правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

-пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);

-знать и использовать в работе основы цветоведения;

-рисовать предмет с натуры и по представлению;

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

 

      -Познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

Отличительная особенность программы -  заключается в совместном творчестве педагога с обучающимися.  Педагог должен не столько передать определенную совокупность знаний, сколько помочь детям сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, педагог своими вопросами подводит обучающегося к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установления однозначных оценок «правильно» и «неправильно», эталонов и идеальных ответов. Обучающиеся могут обсуждать друг с другом разные варианты ответов, деятельности и оценивать их.

 

Для достижения цели программы  активно используются нетрадиционные техники:    

-тычок жесткой кистью;

-тычок мятой бумагой;

-оттиск поролоном;

-восковые мелки и акварель;

-свеча и акварель;

-отпечатки листьев;

-рисунки из ладошек;

-волшебные веревочки;

-кляксография;

-монотопия;

-печать по трафарету

  Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.

Формы и режим занятий:

В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:

- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);

- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);

- работа в парах;

- фронтальные (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые).

Программа рассчитана на возраст детей 5-7 лет.

Программа предусматривает занятия с детьми без предварительного отбора, так как каждый ребенок талантлив от природы, задача педагога помочь раскрыться таланту, научить ребенка видеть окружающий мир.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы численностью от 10 до 12 человек.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения, по 1 часу в неделю, всего 36 часов.

В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:

Продуктивный  (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи.

Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений,  драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Планируемые результаты:

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения воспитанником изобразительной грамоты. Воспитанники будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства. 

К концу  обучения по программе обучающиеся будут уметь:

-правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);

-определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

-получать простые оттенки (от основного к более светлому);

-рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

-рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные -особенности (форму, строение, цвет);

-изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:

-названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

-применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

-основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

-название материалов и инструментов и их назначение;

-правила безопасности и личной гигиены.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

-научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

-связи теории с практикой

-систематичности и последовательности;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

-доступности и посильности;

- творческой самостоятельности воспитанника, при руководящей роли педагога;

- наглядности;

-прочности овладения знаниями и умениями.

Основные положения образовательного процесса деятельности;

-Получение обучающимися  новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

-Обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

-Занятость каждого обучающегося  в течении всего занятия.

Основной вид занятий – практический.

Методы обучения:

-Объяснительно-иллюстративный;

-Репродуктивный;

-Проблемный;

-Исследовательский.

Педагогические приемы:

-формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

-организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

-стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

-сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть

-партнёрами в увлекательном процессе образования;

-свободного выбора материала

-Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку -поделки каждого ребенка;

-Приведение в порядок рабочего места

.

Приёмы и методы организации занятий объединения.

    В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: сказочная – игровая ситуация, труд, учение, общение, творчество.

Организация  деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

 Познавательные:

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические:

1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Регулятивные:

1) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

2)  коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

3)  оценка результатов работы

Коммуникативные:

   1)  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  2)  управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;

 3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Предметные:

1) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

2) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

3) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Мониторинг образовательных результатов обучающихся:

    Мониторинг результативности обучающегося по программе – это система отслеживания уровня развития специальных и универсальных способностей детей в образовательном процессе, система выявления проблем обучающегося в освоении программы и формировании способов их решения. Индивидуальные особенности каждого ребенка, т.е. его характер, темперамент, увлечения и др. – эти сведения получаю от классного руководителя

Знания, умения и навыки – определяются с помощью творческих заданий, анкетирования в начале учебного года – входной контроль.

Успехи учащегося на протяжении всего учебного года (опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, выставки).

Творческая активность (выполнение творческих работ, проектов)

Формы подведения итогов:

В образовательном процессе используются следующие виды контроля:

- входной  - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование).

- текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание).

- промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).

- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся

-Составление альбома лучших работ.

- Проведение выставок работ учащихся:

-  в классе, 
– в школе, 
– в районной библиотеке.

Критериями оценивания полученных результатов являются:

-рост художественного уровня авторских работ (оригинальность и фантазия, проявляющиеся при выполнении работ, техническая чистота выполнения);

-активность участия в коллективных работах и мероприятиях, проявление организаторской инициативы;

-уровень нравственного сознания и глубина осознания стержневых этических норм, принятых в обществе, практическая поведенческая готовность, практическая готовность осуществлять нравственный выбор в различных  жизненных  ситуациях.

   Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

   Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Техническое оснащение занятий:

-столы и стулья по количеству обучающихся

-школьная доска

-простые карандаши

-бумага для рисования

-акварельные краски, гуашь;

-восковые

 -свеча;

-ватные палочки;

-поролоновые печатки;

-коктейльные трубочки;

палочки  для процарапывания;

-матерчатые салфетки;

-стаканы для воды;

-подставки под кисти; кисти.

Учебно-тематический план

№№

п/п

Т Е М А

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

1

2

Волшебные краски: три основных цвета

2

3

Золотая осень. Пейзаж

2

4

Дары осени. Натюрморт

2

5

Игрушки: животные

2

6

Игрушки: транспорт

2

7

Игрушки: куклы

2

8

Иллюстрации к сказке

4

9

Узоры на окне: основы декоративной росписи

2

10

Рисуем человека

2

11

Мир профессий

2

12

Космическое путешествие

2

13

Весна: пробуждение природы

2

14

Доблестный подвиг советских воинов: создание открытки «С Днем Победы!»

2

15

Животный мир нашей планеты

4

16

Итоговое занятие

1

                                                                              Итого

36

Содержание программы

  1. Вводное занятие

Теория:

Знакомство с детьми. Знакомство с программным материалом. Правила техники безопасности труда. Правила поведения на занятии для обучающихся.

Практика:

Устный опрос. Наблюдение. Выполнение работы в нетрадиционной технике («Ежик»- ладонная техника, рисование мятой бумагой). 

  1. Волшебные краски: три основных цвета

Теория:

Понятие об основных и составных цветах. Знакомство с цветовым кругом. Правила создания составных цветов путем смешения двух основных. Основные сочетания в природе. Воздействие цвета на человека.

Практика: 

Творческие задания:

Работа с палитрой (Смешивание цветов). Создание образных работ с использованием знаний по цветоведению («Осеннее дерево», ладонная техника).

Наблюдение, устный опрос.

  1. Золотая осень. Пейзаж

Теория:

Основные краски осени. Составные части дерева, кустарника. Знакомство с пейзажем и произведениями пейзажистов И.Репина, И.Шишкина.

Практика:

Творческое задание: создание осеннего пейзажа по представлению. Наблюдение. Устный опрос.

  1. Дары осени. Натюрморт

Теория:

Знакомство с геометрическими фигурами. Распознавание геометрических форм в различных предметах. Закрепление знаний: овощи, фрукты, ягоды. Знакомство с жанром натюрморта и репродукциями натюрмортов.

Практика:

Творческие задание:

Рисование  простых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Рисование предмета с натуры (огурец, морковь, яблоко, груша), передавая характерные особенности (форму, строение, цвет). Рисование натюрморта, состоящего из предмета сервировки, фруктов и овощей. Наблюдение, устный оп

5.Игрушки: животные.

Теория:

Развитие композиционных умений - вертикальное размещение листа бумаги, рисование крупно, на весь лист, передача пропорций между частями тела.

Практика:

Творческие задания:

Рисование стилизованной игрушки, изображающей человека - неваляшка. Закрепление навыка рисование кругов разной величины.

Создание выразительного образа куклы с передачей характерных черт человека. Экспериментирование в целях получения розового и телесного цвета.

Наблюдение. Устный опрос.

6.Игрушки:транспорт. Беседа по теме, наглядность

Рисование разных видов транспорта с передачей характерных особенностей строения (колеса, кабина, крылья, якорь и т.д.)

7. Игрушки: куклы. беседа, рассматривание иллюстративного материала

Рисование стилизованной игрушки, изображающей человека - неваляшка. Создание выразительного образа куклы с передачей характерных черт человека. Экспериментирование в целях получения розового и телесного цвета.

8.Иллюстрации к сказке

Теория:

Знакомство с понятием иллюстрация. Демонстрация иллюстраций к известным произведениям для детей, выполненных в различных техниках художниками: И.Билибиным, Е.Чарушиным, В.Жигаревым.

Практика:

Творческие задания:

Создание иллюстрации к русской народной сказке «Колобок» (восковые мелки и акварель). Создание иллюстрации к сказке Л.Толстого «Три медведя» (метод тычка – печать поролоном, гуашь)

Наблюдение. Устный опрос.

9.Узоры на окне: основы декоративной росписи

Теория:

Дать представления о различных народных промыслах (Дымковские игрушки, хохлома, Городец). Понятия: «орнамент», «ритм», «симметрия», «композиция».  Основные правила композиции: объединение по однородным признакам, соблюдение закона ограничения.

Практика:

Творческие задания:

Выполнять элементы росписи. Составлять узоры по мотивам народной росписи. Создание образных работ с использованием знаний о характерных чертах промысла и композиции.

Наблюдение. Устный опрос.

10.Рисуем человека

Теория:

Фигура человека: основные части тела, пропорции тела. Понятия: организм, тело, пропорции, симметрия, эмоции.  

Практика:

Творческое задание:

Рисование человека в движении «отрезками». Изображение эмоций.

Наблюдение. Устный опрос.

11.Мир профессий

Теория:

Расширение представлений обучающихся о профессиях людей, важность каждой. Понятия  профессия, специальность. Детские литературные произведении о профессиях (С.Михалков «А что у вас?»; В.В.Агафонов, О.Л.Соболева «Путаница о профессиях»). Обсуждение качеств, которыми должны обладать люди разных профессий.

Практика:

Творческие задания:

Рисование человека с основными атрибутами какой-либо профессии (строителя, художника, доктора, учителя, инженера, летчика)

Наблюдение. Устный опрос

12.Космическое путешествие

Теория:

Обобщить знания детей о космосе: планеты солнечной системы и другие   небесные тела. Значение солнца, воды, кислорода в жизни на Земле. Освоение космоса человечеством.

Практика:

Творческие задания:

Изображение планет солнечной системы (пропорции, круг, овал), космических кораблей, космонавта, одетого в скафандр. Выполнение творческой работы по теме «Космическое путешествие»

Наблюдение. Устный опрос.

13.Весна: пробуждение природы

Теория:

Обобщение знаний о природных явлениях, связанные с приходом весны.

Строение дерева, кустарника. Строение цветка (повторение понятий: пейзаж, натюрморт)

Практика:

Творческие задания:

Рисование с натуры красками весенних цветов. Рисование деревьев, кустарников. Так же выполнение работ в нетрадиционной технике (тычка, монотипии)

Наблюдение. Устный опрос.

14.Доблестный подвиг советских воинов:

     создание открытки «С Днем Победы!»

Теория:

Беседа по теме Великая Отечественная война. «Невский пятачок».

Символы: георгиевская ленточка, пятиконечная звезда, красный стяг, военная техника, орден, медаль.

 

Практика:

Творческие задания:

Рисование символов ВОВ: георгиевская ленточка, пятиконечная звезда, красный стяг, военная техника, орден, медаль . Создание открытки «С Днем Победы!»

Наблюдение, устный опрос.

15. Животный мир нашей планеты

Теория:

Многообразие животного мира. Важность каждого вида животного в природе.

Практика:

Творческие задания:

Изображение животных, с помощью геометрических фигур – круга, овала, соблюдая пропорции.  (Черепашка, львенок, слон, обезьяна, крокодил).

Наблюдение. Устный опрос.

        16.Итоговое занятие

Теория:

Подведение итогов работы за учебный год.

Практика:

Игровая программа. Творческое задание.  Выставка работ.

Методическое обеспечение программы:

п/п

Тема и раздел программы

Формы занятий

Приемы и методы организаций образовательно-воспитательного процесса

Дидактическое, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, комбинированное занятие

Репродуктивный: рассказ, объяснение, чтение рассказа

Продуктивный: устный опрос, рисование в нетрадиционной технике

Инструкция по ТБ

Правила поведения обучающихся на занятии

Наблюдение, устный опрос,

2

Волшебные краски: три основных цвета

Комбинированные занятия

Репродуктивный: рассказ сказки о трех главных сказках

Продуктивный: Создание составных цветов путем смешения двух основных; создание  работ с использованием знаний по цветоведению («Осеннее дерево»)

Таблица «Цветовой круг»;

Индивидуальные заготовки для обучающихся для создания  цветового круга; образец педагогического рисунка;

картины с изображением радуги

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

3

Золотая осень. Пейзаж

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа, показ наглядности

Продуктивный: выполнение задания педагога  - создание осеннего пейзажа

иллюстрации репродукций картин И.Шишкина, И.Левитана;

технологическая карта

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

4

Дары осени. Натюрморт

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа по теме, показ иллюстраций и репродукций

Продуктивный: Рисование  простых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Рисование с натуры огурца, моркови, яблока, груши. Рисование по представлению грибов. Рисование натюрморта, состоящего из предмета сервировки, фруктов и овощей.

Иллюстрации овощей, фруктов, грибов.

Репродукции натюрмортов,

технологические карты

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

5

Игрушки: животные

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа по теме, проведение аналогии между строением разных игрушек (мишка - зайка), сравнение по общему виду и деталям

Продуктивный: Рисование мягких игрушек по представлению и с натуры.  

Технологическая карта, мягкие игрушки медведя и зайца

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

6

Игрушки: транспорт

Комбинированные занятия

Репродуктивный: Беседа по теме, наглядность

Продуктивный: рисование разных видов транспорта с передачей характерных особенностей строения (колеса, кабина, крылья, якорь и т.д.)

Иллюстрации с разными видами транспорта,

Технологические карты

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

7

Игрушки: куклы

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа, рассматривание иллюстративного материала

Продуктивный:  Рисование стилизованной игрушки, изображающей человека - неваляшка. Создание выразительного образа куклы с передачей характерных черт человека. Экспериментирование в целях получения розового и телесного цвета.

Технологические карты, кукла, неваляшка, иллюстрации

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

8

Иллюстрации к сказке

Комбинированные занятия

Репродуктивный: чтение сказки, беседа, наглядность

Продуктивный: выполнение творческого задания педагога в нетрадиционной технике: восковой мелок+акварель; метод тычка Сознание иллюстрации к русской народной сказке «Колобок» и к сказке Л.Толстого «Три медведя»  в нетрадиционной технике

иллюстраций к известным произведениям для детей, выполненных в различных техниках художниками: И.Билибиным, Е.Чарушиным, В.Жигаревым.

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

9

Узоры на окне: основы декоративной росписи

Комбинированные занятия

Репродуктивный:

Рассказ о народных промыслах, наглядность.

Продуктивный: выполнение заданий педагога: элементы росписи, составление узоров по мотивам народной росписи

Технологические карты, иллюстрации, словарь терминов

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

10

Рисуем человека

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа, рассматривание иллюстраций

Продуктивный: рисование человека в движении «отрезками»  

Иллюстрации – человека, технологическая карта, словарь терминов

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

11

Мир профессий

Комбинированные занятия

Репродуктивный: рассказ, загадки, чтение стихотворений о профессиях

Продуктивный: участие в обсуждении значения профессии в жизни человека и общества;

рисование человека с основными атрибутами какой-либо профессии

Иллюстрации людей – представителей различных профессий

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

12

Космическое путешествие

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа о космосе: планеты солнечной системы и другие   небесные тела. Беседа об освоении космоса человеком

Продуктивный: изображение планет солнечной системы, космических кораблей, космонавта. Выполнение творческой работы по теме «Космическое путешествие»

Иллюстрации планет, космических кораблей, орбитальной станции, фотография Ю.Гагарина

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

13

Весна: пробуждение природы

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа, рассматривание иллюстративного материала

Продуктивный: рисование с натуры и по представлению  цветов, деревьев и кустарников в традиционной и в нетрадиционной технике (тычок, монотипия)

Иллюстрации, технологическая карта «Строение дерева, кустарника», «Строение цветка», словарь терминов

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

14

Доблестный подвиг советских воинов:   создание открытки

 «С Днем Победы!»

Комбинированные занятия

Репродуктивный: Беседа по теме Великая Отечественная война. «Невский пятачок».

Продуктивный: рисование символов ВОВ: георгиевская ленточка, пятиконечная звезда, красный стяг, военная техника, орден, медаль. Творческая работа - открытка

«С Днем Победы!»

Иллюстрации, технологические карты, словарь терминов

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

15

Животный мир нашей планеты

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа по теме «Многообразие животного мира», викторина

Продуктивный: участие в викторине, изображение животных, с помощью геометрических фигур Творческая работа: изображение животного в природе

Иллюстрации, технологические карты

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

16

Итоговое занятие

Комбинированное занятие

Репродуктивный: беседа

Продуктивный: участие в игровой программе

Готовые детские работы

Творческие задания. Выставка работ

        

Информационные ресурсы:

Интернет ресурсы :

www.art-urok.ru

www.mtdesign.ru

www.dobrieskazki.ru

www.fizkult-ura.ru

Литература:

Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М., 1980.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999 г.

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995

Доронова Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 2002

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно-методическое пособие. -СПб., 2003. 

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. - М.,2008

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. -М., 1992.

Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.- М., 1991 г.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. -М., 1994.

Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2007.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.

Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М., 2006.Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование. -М., 1964.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 1998.

Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1979.

Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 2006

Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . - М., 2006.Этюды об изобразительном искусстве. Сост. Н.И.Платонова, В.Ф.Тарасов.   –М., 1993

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования  Москаленского муниципального района Омской области «Москаленский дом детского творчества»

Утверждаю

Директор ДДТ

_____________

Милютина С.А.

Дополнительная

общеобразовательная программа

"Путешествие в мир искусства"

Возраст детей  5-7лет

Срок реализации  - 1 год

Составитель:  Петрова В.А.

Педагог доп. образования

Реализует:  Земцова Е.П

Педагог доп. образования

Утверждено на методсовете

«_»____________20__г.

Председатель методсовета

____________ Барыляк Н.И.

р.п. Москаленки   2016 год.

Словарь терминов

АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.

Восковые мелки имеют насыщенные мягкие яркие цвета, в их состав входит воск. Мелками можно быстро закрасить большую поверхность, особенно если положить мелок плашмя. Воск дает широкую фактурную линию с небольшими просветами. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки при смешивании не дают плавных переходов. Мелки довольно твердые, но во время рисования при слишком сильном нажиме могут сломаться. Используются для рисования по бумаге и картону. Подходят для изображения неоднородно окрашенных поверхностей: стен, травы, деревьев, деревянных предметов.

Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО – создание и художественное оформление изделий, применяемых в общественном и частном быту (посуда, мебель, одежда, ковры и т. д.).

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.

Изобразительное искусство — искусство, связанное со зрительным восприятием и создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, графика, скульптура.

Иллюстрация — наглядное изображение, поясняющее текст.

Карандаш — в технологии рисунка — материал и инструмент для рисования в виде палочки и специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Современные графитные К., состоящие из минерала графита и примеси глины, выпускаются разной степени твердости (М — мягкие и Т — твердые). К., изготовленные из порошка жженой кости с растительным клеем, известны под названием итальянские К. (угольные).

Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.

Квадрат  - (от лат. quadratus — четырехугольный), прямоугольник с равными сторонами.

Кисть -  основной инструмент в живописи и многих видах графики. Изготовляются из обезжиренного волоса или шерсти; Кисти бывают жесткие (щетинные) и мягкие (колонковые, беличьи). В гравюре употребляют стеклянные и проволочные кисти.

Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.

Основные принципы построения К.— это подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным и изъятие незначительного. Основной

закономерностью построения К. является борьба противоположностей: большого — малого, светлого — темного, холодного — теплого, статичного — динамичного.

Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.

Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.

Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.

Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет, пейзаж, натюрморт.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).

Овал (от лат. ovum — яйцо) - выпуклая замкнутая плоская кривая без угловых точек. При этом под выпуклостью понимают свойство кривой иметь с любой прямой не более двух (действительных) общих точек. Примером овала может служить эллипс.

Окружность  - замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от ее центра

Основные цвета — три цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой цвет. Набор основных цветов образует трехмерную колориметрическую систему. Число возможных систем основных цветов бесконечно, хотя не любые три произвольно выбранных различных цвета могут служить основными цветами — ограничением является условие, чтобы ни один из них не мог быть представлен в виде суммы оттенков двух других. На практике основными цветами являются красный, зеленый и синий; в многоцветной печати и в цветной фотографии, где для воспроизведения цветов используется более сложный процесс субтрактивного их синтеза — пурпурный (синевато-красный), голубой (зеленовато-синий) и желтый. Понятие «основные цвета» и основанные на нем соотношения используются в теоретической и практической колориметрии. Однако аппарат трехмерных систем недостаточен для решения ряда тонких и сложных проблем, связанных с измерением и количественным выражением цвета.

Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.

Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет и т.д.).

Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием разных цветов.

Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.

Треугольник - часть плоскости, ограниченная тремя отрезками прямых (сторонами треугольника)

Фломастеры заправлены специальными чернилами. Фломастер дает равномерный цвет без оттенков. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что они легко оставляют след на бумаге. Следует напоминать детям закрывать фломастеры колпачками, иначе они быстро засохнут. Желательно использовать фломастеры для рисования на гладкой бумаге. Если цветом требуется залить большую поверхность, используется штриховка. Фломастеры подходят для рисования мелких ярких деталей и контурной обводки предметов. Один из главных плюсов фломастеров по сравнению с карандашами состоит в том, что ребенок не может стереть линию и нарисовать другую, ему приходиться сразу продумывать свой рисунок.

Фон (в натуре и в произведениях искусства) – любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон).

Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Ансамбль" (2014-15 уч. год)

Программа для учащихся 5-8 классов студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль....

Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Общее фортепиано" (2014-15 уч.г.)

Программа для учащихся 5-8 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....

Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 5-8 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....

Тест-викторина к дополнительной общеобразовательной программе "В мире искусства"

Перед вами  один из двух  вариантов  теста-викторины для диагностики уровня освоения 3-годичной общеобразовательной программы "В мире искусства". Вопросы викторины касаются как тео...

дополнительная общеобразовательная программа "Мир изобразительного искусства"

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная  программа в области изобразительного искусства "Мир изобразительного искусства", разработана для детей 10-12 лет, срок реализации 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Поварское искусство"

Питание – один из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни лю...