Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Общее фортепиано" (2014-15 уч.г.)
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 5-8 кл. студии "Ника" (комплексное обучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 81 КБ |
put_k_isk-vu._obshch._fort-no_baz._ur._1_stup.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Путь к искусству. Общее фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
Направленность - художественная
Уровень - базовый
Возраст учащихся – 5-8 классы
Срок реализации программы – 3 года
Авторы:
педагог дополнительного образования
Чеченкова Людмила Николаевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Путь к искусству. Общее фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Путь к искусству. Общее фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
Содержание
- Пояснительная записка 2- 8 стр.
- Учебно-тематический план 9-12 стр.
- Содержание программы 13-22 стр.
- Методическое обеспечение программы 23-25 стр.
- Список литературы 26-27 стр.
- Приложение 1
Техника безопасности 28 стр.
- Приложение 2
Аттестация учащихся 29-39 стр.
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Путь к искусству. Общее фортепиано» модифицированная, базового уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В процессе занятий по общему фортепиано учащийся овладевает техническими приемами игры на этом инструменте (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), учится правильно понимать характер исполняемых произведений; овладение учащимся техникой игры на фортепиано способствует лучшему слышанию фортепианного аккомпанемента при его игре на инструменте по специальности, и, как следствие, лучшей согласованности звучания. Знакомство с фортепиано поможет ребенку на занятиях по сольфеджио, где изучение теории музыки опирается на знание этого инструмента.
Одной из актуальных задач в любой учебной области является задача сохранения контингента, поэтому нельзя выпускать из виду такие составляющие учебного процесса как заинтересованность ученика, продолжение формирования его мотивации к музыкальной деятельности, активное вовлечение его в концертную деятельность (социальная востребованность), соответствие учебного материала потребностям ребенка.
На каждое полугодие педагог составляет для учащихся индивидуальную программу с учетом их возможностей. В индивидуальный план включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов, произведения разнообразных стилей и жанров.
Отличительные особенности
Программа «Путь к искусству», являясь составной частью комплекса программ художественно-эстетической студии, учитывает взаимосвязь между обучением по предмету общее фортепиано и другими учебными предметами: скрипка, флейта, музыка, ИЗО, композиция музыки, музыкальная литература.
Данная программа является первой ступенью базового уровня и частью единого курса программ по общему фортепиано, состоящего из программ ознакомительного и базового уровней. Программа «Путь к искусству» продолжает работу по приобретению ребенком основных навыков игры на фортепиано и развитие его музыкальных способностей, начатую в программах «Музыкальный калейдоскоп. Общее фортепиано» и «Музыкальный знайка. Общее фортепиано».
Цель: развитие музыкальных способностей учащихся через совершенствование техники игры на фортепиано и создание базовой основы владения инструментом при изучении музыкально-теоретических дисциплин.
Задачи:
образовательные:
- совершенствование приёмов фортепианной игры;
- изучение жанров фортепианной музыки, средств выразительности и форм музыкальных произведений;
- совершенствование навыков работы над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении;
- получение музыкально-теоретических знаний;
- расширение кругозора учащихся;
развивающие:
- развитие моторики пальцев рук, развитие навыков игры на инструменте;
- развитие навыка чтения с листа фортепианной литературы;
- развитие способности слышания фортепианной фактуры и аккомпанемента;
- развитие способности к самостоятельной работе.
воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса, духовности, интереса к миру прекрасного;
- воспитание любви и к музицированию, накопление музыкальных впечатлений;
- воспитание любви к окружающему миру, чувства добра, отзывчивости, сопереживания;
- воспитание организованности, дисциплинированности, ответственности;
- формирование чувства товарищества, дружелюбия.
Возраст учащихся: 5-8 классы
Срок реализации: 3 года
Формы и режим занятий:
занятия проходят 1 раз в неделю 30 мин., 22 часа в год: 16 часов аудиторных занятий и 6 часов социальная практика (другие формы работы).
Основной формой работы с учащимися является индивидуальное занятие.
Учебная деятельность включает в себя:
- музыкально-теоретическую подготовку – в объеме, необходимом для грамотного музыкального исполнительства;
- практическую подготовку – исполнение музыкальных произведений, их разучивание, подготовительные упражнения;
- вопросы, связанные с общим музыкальным развитием и расширением кругозора учащихся.
Формы работы по социальной практике:
– экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр, музей и др.), репетиции к конкурсам, концертам, массовым мероприятиям;
– различные концерты (с отбором номеров), массовые мероприятия (музыкальные праздники, спектакли, гостиные и т. д.), выступления на конкурсах, фестивалях .
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения учащийся должен
знать:
- элементарную музыкальную грамоту;
- штрихи non legato, legato, staccato и способы их записи;
- динамические оттенки и способы их записи;
- основные темповые обозначения;
- графические образы (секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие) и ритмические формулы;
- правила чтения с листа несложных двухручных пьес;
- назначение педалей и начальные способы работы с ними;
- культуру поведения на занятиях;
- правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению.
уметь:
- владеть элементарным чувством ритма;
- осмысленно и грамотно исполнять несложные пьесы, показывая эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
- читать с листа несложные пьесы и этюды;
- грамотно разбирать музыкальное произведение;
- проявлять интерес к музыкальным занятиям.
К концу 2 года обучения учащийся должен
знать: – элементарную музыкальную грамоту;
- основные штрихи и способы их записи;
- динамические оттенки и способы их записи;
- основные темповые обозначения;
- графические образы (интервалы в пределах октавы, трезвучие с обращениями) и ритмические формулы;
- правила чтения с листа несложных пьес для двух рук со сменой позиции;
- аппликатурные принципы и технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
- культуру поведения на занятиях;
- правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению.
- стилистические особенности исполнения полифонии и пьес различных авторов;
- строение музыкальной формы, фразировки;
- основы педализации.
уметь:
- владеть элементарным чувством ритма;
- свободно владеть приемами и навыками фортепианной игры (штрихи, динамика, педаль);
- осмысленно и грамотно исполнять пьесы различных жанров, показывая эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
- самостоятельно работать с нотным текстом;
- читать с листа пьесы и этюды для 1 класса;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
- проявлять интерес к музыкальным занятиям.
К концу 3 года обучения учащийся должен
знать:
– элементарную музыкальную грамоту;
- основные штрихи и способы их записи;
- динамические оттенки и способы их записи;
- основные темповые обозначения;
- графические образы (интервалы в пределах октавы, трезвучие с обращениями, септаккорд) и ритмические формулы;
- правила чтения с листа несложных пьес для двух рук со сменой позиции;
- аппликатурные принципы и технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
- культуру поведения на занятиях;
- правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению.
- стилистические особенности исполнения полифонии и пьес различных авторов;
- строение музыкальной формы, фразировки;
- основы педализации.
уметь:
- владеть элементарным чувством ритма;
- свободно владеть приемами и навыками фортепианной игры (штрихи, динамика, педаль);
- осмысленно и грамотно исполнять пьесы различных жанров, показывая эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
- самостоятельно работать с нотным текстом;
- читать с листа пьесы и этюды для 1-2 классов;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
- проявлять интерес к музыкальным занятиям.
Способы проверки знаний
Способами проверки результатов обучения являются академические зачеты (программа репертуара) – в каждом полугодии, итоговые занятия– 2 раза в год. Для развития интереса и любви к музицированию следует проводить с учащимися музыкальные праздники и игры. В каждом полугодии проводятся классные концерты с участием родителей, с музыкальными играми. Данные о развитии детей и усвоения ими учебного курса программы педагог заносит в личную карточку.
Формой подведения итогов реализации программы могут быть выступления учащихся на концертах и музыкальных конкурсах. По итогам зачета идет отбор учащихся для участия в отчётном итоговом концерте, который проводится в конце учебного года.
2. Учебно-тематический план
1 год обучения
Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Развитие пианистического аппарата: - упражнения для корпуса и рук; - упражнения на координацию движений; - упражнения по подбору аппликатуры; - работа над гаммами и этюдами; - работа над педалью. | 4 | 0,5 | 3,5 |
3. Работа над музыкальными произведениями: - ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения; - ознакомление с формой произведения и разбор текста; - работа над трудностями в исполнении; - работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом. - работа над сценическим исполнением произведения. | 6 | 1 | 5 |
4. Нотная грамота и чтение нот с листа: - пространственная запись мелодической линии; - целостные звуковые комплексы. | 4 | 0,5 | 3,5 |
5. Итоговые занятия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. Социальная практика. | 6 | 1 | 5 |
Итого: | 22 | 4 | 18 |
2 год обучения
Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Развитие пианистического аппарата: - упражнения для корпуса и рук; - упражнения на координацию движений; - упражнения по подбору аппликатуры; - работа над гаммами и этюдами; - работа над педалью. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3. Работа над музыкальными произведениями: - ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения; - ознакомление с формой произведения и разбор текста; - работа над трудностями в исполнении; - работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом. - работа над сценическим исполнением произведения. | 7 | 1 | 6 |
4. Нотная грамота и чтение нот с листа: - пространственная запись мелодической линии; - целостные звуковые комплексы. | 4 | 0,5 | 3,5 |
5. Итоговые занятия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. Социальная практика. | 6 | 1 | 5 |
Итого: | 22 | 4 | 18 |
3 год обучения
Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Развитие пианистического аппарата: - упражнения для корпуса и рук; - упражнения на координацию движений; - упражнения по подбору аппликатуры; - работа над гаммами и этюдами; - работа над педалью. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3. Работа над музыкальными произведениями: - ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения; - ознакомление с формой произведения и разбор текста; - работа над трудностями в исполнении; - работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом. - работа над сценическим исполнением произведения. | 8 | 1 | 7 |
4. Нотная грамота и чтение нот с листа: - пространственная запись мелодической линии; - целостные звуковые комплексы. | 3 | 0,5 | 2,5 |
5. Итоговые занятия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. Социальная практика. | 6 | 1 | 5 |
Итого: | 22 | 4 | 18 |
3. Содержание программы
1 год обучения
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: беседа знаменитых композиторах, о музыкальными произведениях разных стилей. Беседа о важных музыкальных датах и событиях этого года.
Правила пожарной безопасности, электробезопасности, поведения в экстренных ситуациях, правила дорожной безопасности.
Практика: прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога и в записи.
2. Развитие пианистического аппарата:
-упражнения для корпуса и рук;
-упражнения на координацию движений;
-упражнения по подбору аппликатуры.
Теория: понятие координации рук и способы контроля за работой рук, важность правильной организации игровых движений, важность удобной аппликатуры. Способы работы над мелкой техникой и элементами крупной техники. Закономерности аппликатуры и способов исполнения гамм, арпеджио, аккордов. Объяснение учащемуся целей и задач использования прямой и запаздывающей педали.
Практика: продолжение работы по организации игровых движений при помощи раскрепощения корпуса обучаемого с помощью различных физических упражнений. Приобретение навыков игровых движений за инструментом на простейшем нотном материале (простые мелодии, попевки, упражнения на развитие движений каждого пальца и т.д.). Упражнения на координацию движений. Упражнения по подбору аппликатуры. Упражнения и этюды на различные виды техники. Игра гамм, арпеджио, аккордов. Работа над навыками использования педали. Требования к их исполнению гамм, арпеджио, аккордов:
- аппликатурная и артикуляционная точность;
- плавное и целенаправленное голосоведение;
- правильная постановка руки.
3. Работа над музыкальными произведениями:
– ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения;
- ознакомление с формой произведения и разбор текста;
-работа над трудностями в исполнении;
-работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом.
– работа над сценическим исполнением произведения.
Теория: ознакомление с художественным образом произведения на основе показа педагогом, беседа с учеником о замысле произведения. Анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль, выразительные средства. Разбор формы произведения. Выбор средств звукового решения музыкального образа: штрихи, динамика, темп. Словесное обращение к ассоциациям с природой, с настроением, пояснение характера музыки эпитетами, сравнениями. Проведение параллелей с другими видами искусства.
Практика: разбор текста по частям, определение тонального плана, ключевых и случайных знаков, разбор партии каждой руки отдельно, отработка метроритмической точности. Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения, качеством звучания. Упражнения, направленные на развитие навыков сценического выступления. Работа над репертуаром: необходимо держать в работе ранее изученные произведения, совершенствовать их исполнение, дать ученику почувствовать его исполнительские возможности.
4. Нотная грамота и чтение нот с листа:
-пространственная запись мелодической линии;
-целостные звуковые комплексы.
Теория: беглое ориентирование в нотном тексте и клавиатуре, введение более сложного ритмического рисунка. Целостные звуковые комплексы: терции, кварты, квинты, трезвучия ритмические группы с восьмыми и шестнадцатыми.
Практика: чтение с листа в басовом ключе.
5. Итоговые занятия.
Теория: итоговые занятия являются важным заключительным этапом в образовательном процессе, на которых происходит демонстрация всех умений и навыков, полученных на занятиях в классе. Выступая на сцене, ученик не только показывает итог своей работы, но и приобретает навыки концертного исполнения, сталкиваясь с проблемой волнения на сцене. Задача педагога помочь преодолеть концертное волнение, работать над преодолением страха перед публичным выступлением.
Практика: текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются четвертные и годовые отметки с учетом выступлений учащегося на академических зачетах и концертах. В течение года учащиеся должны выступить на зачетах: в 1 и 2 полугодиях ученик исполняет по 1 пьесе.
6. Социальная практика
Теория: важность работы над репертуаром, способы работы, подготовка к выступлениям на сцене.
Практика: работа над репертуаром (закрепление технических навыков и умений, работа над выразительностью); репетиции и выступления на концертах, массовых мероприятиях и конкурсах. Развитие образного мышления, формирование опыта общения с музыкальным искусством учащиеся получают на занятиях в форме экскурсий, посещения концертов и спектаклей, связанных с музыкальными темами.
2 год обучения
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: беседа о знаменитых композиторах, о музыкальных произведениях разных стилей. Беседа о важных музыкальных датах и событиях этого года.
Правила пожарной безопасности, электробезопасности, поведения в экстренных ситуациях, правила дорожной безопасности.
Практика: прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога и в записи.
2. Развитие пианистического аппарата:
- упражнения на координацию движений;
- упражнения для корпуса и рук;
- упражнения по подбору аппликатуры.
Теория: способы работы над мелкой техникой и элементами крупной техники. Понятие координации рук и способы контроля за работой рук, важность правильной организации игровых движений, важность удобной аппликатуры. Объяснение учащемуся целей и задач использования прямой и запаздывающей педали. Закономерности аппликатуры и способов исполнения гамм, арпеджио, аккордов.
Практика: приобретение навыков игровых движений за инструментом на простейшем нотном материале (простые мелодии, попевки, упражнения на развитие движений каждого пальца и т.д.). Продолжение работы по организации игровых движений при помощи раскрепощения корпуса обучаемого с помощью различных физических упражнений. Упражнения и этюды на различные виды техники. Игра гамм, арпеджио, аккордов. Работа над навыками использования педали. Упражнения на координацию движений. Упражнения по подбору аппликатуры. Требования к их исполнению гамм, арпеджио, аккордов:
- аппликатурная и артикуляционная точность;
- плавное и целенаправленное голосоведение;
- правильная постановка руки.
3. Работа над музыкальными произведениями:
– ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения;
- работа над трудностями в исполнении;
- форма произведения и разбор текста;
- работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом.
– работа над сценическим исполнением произведения.
Теория: художественный образ произведения на основе показа педагогом, беседа с учеником о замысле произведения. Анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль, выразительные средства. Разбор формы произведения. Выбор средств звукового решения музыкального образа: штрихи, динамика, темп. Словесное обращение к ассоциациям с природой, с настроением, пояснение характера музыки эпитетами, сравнениями. Проведение параллелей с другими видами искусства.
Практика: упражнения, направленные на развитие навыков сценического выступления. Работа над репертуаром: необходимо держать в работе ранее изученные произведения, совершенствовать их исполнение, дать ученику почувствовать его исполнительские возможности. Разбор текста по частям, определение тонального плана, ключевых и случайных знаков, разбор партии каждой руки отдельно, отработка метроритмической точности. Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения, качеством звучания.
4. Нотная грамота и чтение нот с листа:
- пространственная запись мелодической линии;
- целостные звуковые комплексы.
Теория: беглое ориентирование в нотном тексте и клавиатуре, введение более сложного ритмического рисунка. Целостные звуковые комплексы: терции, кварты, квинты, трезвучия ритмические группы с восьмыми и шестнадцатыми.
Практика: чтение с листа в басовом ключе.
5. Итоговые занятия.
Теория: итоговые занятия являются важным заключительным этапом в образовательном процессе, на которых происходит демонстрация всех умений и навыков, полученных на занятиях в классе. Выступая на сцене, ученик не только показывает итог своей работы, но и приобретает навыки концертного исполнения, сталкиваясь с проблемой волнения на сцене. Задача педагога помочь преодолеть концертное волнение, работать над преодолением страха перед публичным выступлением.
Практика: текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются четвертные и годовые отметки с учетом выступлений учащегося на академических зачетах и концертах. В течение года учащиеся должны выступить на зачетах: в 1 и 2 полугодиях ученик исполняет по 1 пьесе.
6. Социальная практика
Теория: важность работы над репертуаром, способы работы, подготовка к выступлениям на сцене.
Практика: работа над репертуаром (закрепление технических навыков и умений, работа над выразительностью); репетиции и выступления на концертах, массовых мероприятиях и конкурсах. Развитие образного мышления, формирование опыта общения с музыкальным искусством учащиеся получают на занятиях в форме экскурсий, посещения концертов и спектаклей, связанных с музыкальными темами.
3 год обучения
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: беседа о знаменитых композиторах, о музыкальных произведениях разных стилей. Беседа о важных музыкальных датах и событиях этого года.
Правила пожарной безопасности, электробезопасности, поведения в экстренных ситуациях, правила дорожной безопасности.
Практика: прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога и в записи.
2. Развитие пианистического аппарата:
- упражнения для корпуса и рук;
- упражнения на координацию движений;
- упражнения по подбору аппликатуры.
Теория: объяснение учащемуся целей и задач использования прямой и запаздывающей педали. Закономерности аппликатуры и способов исполнения гамм, арпеджио, аккордов. Понятие координации рук и способы контроля за работой рук, важность правильной организации игровых движений, важность удобной аппликатуры. Способы работы над мелкой техникой и элементами крупной техники.
Практика: игра гамм, арпеджио, аккордов. Работа над навыками использования педали. Продолжение работы по организации игровых движений при помощи раскрепощения корпуса обучаемого с помощью различных физических упражнений. Приобретение навыков игровых движений за инструментом на простейшем нотном материале (простые мелодии, попевки, упражнения на развитие движений каждого пальца и т.д.). Упражнения на координацию движений. Упражнения по подбору аппликатуры. Упражнения и этюды на различные виды техники. Требования к их исполнению гамм, арпеджио, аккордов:
- аппликатурная и артикуляционная точность;
- плавное и целенаправленное голосоведение;
- правильная постановка руки.
3. Работа над музыкальными произведениями:
– ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения;
- ознакомление с формой произведения и разбор текста;
-работа над трудностями в исполнении;
-работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом.
– работа над сценическим исполнением произведения.
Теория: анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль, выразительные средства. Художественный образ произведения на основе показа педагогом, беседа с учеником о замысле произведения. Разбор формы произведения. Словесное обращение к ассоциациям с природой, с настроением, пояснение характера музыки эпитетами, сравнениями. Проведение параллелей с другими видами искусства. Выбор средств звукового решения музыкального образа: штрихи, динамика, темп.
Практика: разбор текста по частям, определение тонального плана, ключевых и случайных знаков, разбор партии каждой руки отдельно, отработка метроритмической точности. Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения, качеством звучания. Упражнения, направленные на развитие навыков сценического выступления. Работа над репертуаром: необходимо держать в работе ранее изученные произведения, совершенствовать их исполнение, дать ученику почувствовать его исполнительские возможности.
4. Нотная грамота и чтение нот с листа:
- пространственная запись мелодической линии;
- целостные звуковые комплексы.
Теория: целостные звуковые комплексы: терции, кварты, квинты, трезвучия ритмические группы с восьмыми и шестнадцатыми. Беглое ориентирование в нотном тексте и клавиатуре, введение более сложного ритмического рисунка.
Практика: чтение с листа в басовом ключе.
5. Итоговые занятия.
Теория: итоговые занятия являются важным заключительным этапом в образовательном процессе, на которых происходит демонстрация всех умений и навыков, полученных на занятиях в классе. Выступая на сцене, ученик не только показывает итог своей работы, но и приобретает навыки концертного исполнения, сталкиваясь с проблемой волнения на сцене. Задача педагога помочь преодолеть концертное волнение, работать над преодолением страха перед публичным выступлением.
Практика: текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются четвертные и годовые отметки с учетом выступлений учащегося на академических зачетах и концертах. В течение года учащиеся должны выступить на зачетах: в 1 и 2 полугодиях ученик исполняет по 1 пьесе.
6. Социальная практика
Теория: важность работы над репертуаром, способы работы, подготовка к выступлениям на сцене.
Практика: работа над репертуаром (закрепление технических навыков и умений, работа над выразительностью); репетиции и выступления на концертах, массовых мероприятиях и конкурсах. Развитие образного мышления, формирование опыта общения с музыкальным искусством учащиеся получают на занятиях в форме экскурсий, посещения концертов и спектаклей, связанных с музыкальными темами.
4. Методическое обеспечение программы
Основные принципы обучения
Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов:
- формирование предварительного слухового восприятия и представления последующим пояснением и осознанием. Доступность учебного материала обуславливается тем, что ребенок играет, записывает, читает только то, что он ранее уже усвоил в музыкально-слуховой деятельности (пел песни, хлопал ритм, выполнял звуковысотные задания);
- соответствие методов и приемов детской возрастной психологии. Использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа;
- дифференцированный подход к обучению. Путь работы с учеником должен определяться психологией усвоения и логикой развития каждого конкретного ученика;
- мотивированность действий ребенка. Следует развивать у ребенка не только умение "хорошо выполнить задание", но также и способность понимать и чувствовать – почему, зачем и как следует выполнить задание, и этим улучшать способности детей к обучению;
- достаточно высокий уровень трудности обучения. Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика;
- опережающее обучение. Необходимо создавать зоны ближайшего развития ребенка (Л. Выготский ).
Методы организации и осуществления учебной деятельности
1. Практические методы
Основную роль в процессе обучения в классе фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не должны превращаться в бесконечное повторение одного и того же. Нужно стараться связывать повторяющиеся упражнения с чем-то новым, дающим пищу уму и сердцу ученика.
Автоматизация технических навыков позволяет переносить внимание на решение новых исполнительско-творческих задач.
Дидактический прием расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого. Например, формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества графических символов, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот, исполнение ритма по отдельности правой и левой руками в заданной последовательности; работе с гаммами, этюдами, пьесами предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы ученика при последующей работе для выполнения других задач.
2. Наглядные методы
Работа с наглядными пособиями: карточками с изображение целостных звуковых комплексов (графических силуэтов) – интервалов, созвучий, ритмических фигур.
Показ педагогом способа исполнения музыкального произведения или упражнения.
Использование репродукций произведений изобразительного искусства, литературы.
Использование ручных знаков и движений тела учащегося для иллюстрации музыкальных явлений.
3. Словесные методы
Объяснение, краткий рассказ, беседа, обсуждение, анализ.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
1. Создание благоприятной обстановки на занятии.
2. Создание ситуации удивления, восхищения.
3. Обращение к жизненному опыту учащихся.
4. Стимулирование интереса к музицированию.
5. Игровые формы обучения.
6. Создание ситуации успеха в учении.
7. Работа с родителями о характере взаимодействия с детьми в области обучения музыке, при выполнении домашних заданий;
8. Выступления на концертах.
Условия реализации программы
Данная программа является составной частью комплекса программ эстетической студии, поэтому может быть реализована в условиях действия всего комплекса, так как необходимый сенсорный, двигательный, слушательский опыт, а также музыкальное и эстетическое воспитание учащиеся приобретают на занятиях общему музыкальному развитию, изобразительному искусству, композиции и других предметах.
Для проведения занятий в классе фортепиано необходимо следующее:
кабинет для индивидуальных занятий; инструмент (пианино или рояль) в удовлетворительном состоянии, регулярно настраиваемый; наглядные пособия: карточки с графическими символами различных явлений музыкального языка, видео- и звукозаписи с песнями и музыкой из детских фильмов и мультфильмов, с исполнением музыки профессиональными музыкантами; нотная библиотека и музыкально-справочные материалы.
5. Список литературы
Список специальной литературы по предмету общее фортепиано
- Андреева М. А., Ермаков В. И., сост. Альбом юного музыканта для фортепиано, 1-2 год обучения – М, 1997;
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1996;
- Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. М., 2003;
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988;
- Барток, Бела. Детям. М., 1982;
- Барток, Бела. Микрокосмос. Вып. 1--6. Будапешт, 1981;
- Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах;
- Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб., 2004;
- Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. М., 1969;
- Игнатьев В.Г., Игнатьева Л.В. Я музыкантом стать хочу. Вып. 1, 2. Л., 1989;
- Королькова И.С. Крохе-музыканту. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2005. Вып.2. Ростов-на-Дону, 2004;
- Соколов М.Г. и др. Современный пианист. Учебное пособие для начинающих. М., 1970;
- Сонатины, рондо, вариации. Младшие классы.– Аллегро, М, 2009;
- Тахтарова Н.В. Сборник пьес для фортепиано. Подготовительное отделение. Саратов, 2004;
- Черни К., ред. Гермер. Этюды. М., 1971;
- Черни К. Этюды соч. 299, 740;
Список психолого-педагогической литературы
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973;
- Воспитание профессионального музыкального слуха. М., 1977;
- Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983;
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997;
- Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., 2001;
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985;
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997;
- Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Хабаровск, 1978;
- Первые встречи с искусством. М., 1995;
- Психология музыкальной деятельности. М., 2003;
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988;
- Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001;
- Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975;
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960;
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
Приложение 1
Техника безопасности
Для успешного освоения программы и предотвращения детского травматизма на занятиях должна соблюдаться дисциплина. Дети внимательно слушают педагога, открывают и закрывают инструмент только в присутствии педагога. Разговаривают спокойно, не кричат. В перерывах между занятиями и перед началом занятий не бегают по коридорам Дворца творчества, в кабинетах.
Дети должны аккуратно и бережно относиться к имуществу Дворца творчества, не ломать стулья и банкетки.
Приложение 2
Аттестация учащихся
1 год обучения
Развитие пианистического аппарата
Правильное положение корпуса, рук, пальцев. Перенос руки, подкладывание 1-го пальца. Владение навыками игры non legato, legato, staccato. Сознательное отношение к аппликатуре.
Навыки в исполнении гамм, исполнение этюдов.
Работа над музыкальными произведениями
Понимание характера, художественного образа произведения, его формы, средств музыкальной выразительности. Адекватный выбор средств звукового решения музыкального образа: штрихи, динамика, темп.
Знание алгоритма работы при разборе музыкального текста, точность ритма, аппликатуры, штрихов.
Умение выразительно исполнить музыкальное произведение.
В течение учебного года ученик должен подготовить 6—8 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений, в том числе: пьесы, полифонические произведения, этюды.
Нотная грамота и чтение нот с листа
Ориентирование на клавиатуре в разных октавах, знание нотации в скрипичном и басовом ключах.
Чтение графических образов: секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие в гармоническом расположении; ритмические фигуры с восьмыми и шестнадцатыми, пунктирный ритм.
Чтение несложных пьес и этюдов. Уметь охватывать взглядом структуру записи.
Список музыкального репертуара
Этюды
Черни - Гермер Этюды по выбору из 1 части.
Шитте А. Соч. 108 №№ 4 -1 1 ,1 4 ,1 6 ,1 9
«Школа игры на фортепиано» ред. А. Николаева. Этюды по выбору.
Гедике А. Соч. 32 «40 мелодических этюдов» Тетрадь 1, 2.
Соч. 36, соч. 60 по выбору. Лешгорн А. Соч. 65 № № 4-9, 11, 12, 15.
Пьесы полифонического склада
И.С. Бах «Нотная тетрадь А.М. Бах» Менуэт ре минор, «Волынка».
«Песенка» (Б.Ю.П., полифонические пьесы 1 - 4 кл. ДМШ, сост.
Натансон)
Гедике А. Соч. 36 Фугато До мажор,.
Соч. 46 Фугато Соль мажор
Канон.
J1. Моцарт Менуэт Ре мажор
Сарабанда Ре мажор
Сборник 12 пьес ред. Н. Кувшинникова.
«Школа игры на фортепиано» ред. А. Николаева
J1. Моцарт Менуэт ре минор
И. Кригер Бурре «Отчего соловей» р.н.п.
Караманов Канон
Перселл Т. Ария.
Павлюченко Фугетта ля минор.
И.С. Бах Ария ре минор
И. Кригер Менуэт
Гендель Г. Сарабанда
Сен-Люк Я. Бурре
Пьесы
А. Г едике соч.36 Танец Мазурка Русская песня
Д. Кабалевский соч. 27 «Вроде вальса»
С. Майкапар соч. 33 Вальс
«Школа игры на фортепиано» ред. А. Николаева Д.
Штейбельт Адажио
Н. Дварионас Прелюдия
Книппер «Степная кавалерийская» (Сборник фортепьянных пьес)
Тетцель Прелюдия (сб. Пед. реп. ДМШ).
Произведения крупной формы
Сб. «Сонатины для маленьких» сост. Костромитина Л.
Я. Ванхаль Сонатина До мажор
Дамкомб В. Сонатина 2ч., Зч.,
А. Бейл Сонатина Соль мажор
И. Плейель Сонатина До мажор
Сб. «Юный пианист» ред. Ройзман
Литкова Вариации на тему белорусской народной песни
И. Беркович Вариации на тему «Во саду ли в огороде» Соль мажор 1ч
А. Гедике Тема с вариациями До мажор (Сб. Милича М. 2 класс)
Моцарт В. Аллегро Си бемоль мажор
Т. Самотринская Сонатина Ре мажор («Школа игры на фортепиано»ред. А. Николаева)
Т. Хасменгер Сонатина До мажор
Ансамбли
«Сб. фортеп. пьес, этюдов и ансамблей» сост. С. Ляховицкая,
Баренбойм
Глинка М. Полька
«Светит месяц» р.н.п.
Чайковский П. Отрывок из балета «Спящая красавица»
Д. Шостакович «Шарманки» «Хрестоматия пед.
репертуара» сост. Любому дрова Н. и Сорокина Н.
М. Глинка Краковяк из оперы «Иван
Сусанин»
2 год обучения
Развитие пианистического аппарата
Правильное положение корпуса, рук, пальцев. Владение основными штрихами. Сознательное отношение к аппликатуре.
Гаммы До мажор, Соль мажор, Ре мажор, ля минор (натуральный) в две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в прямом движении. Короткие трехзвучные арпеджио каждой рукой отдельно. Трезвучия (трехзвучные), обращения каждой рукой отдельно. 2—4 этюда на различные виды техники.
Работа над музыкальными произведениями
Понимание характера, художественного образа произведения, его формы, средств музыкальной выразительности. Адекватный выбор средств звукового решения музыкального образа: штрихи, динамика, темп.
Знание алгоритма работы при разборе музыкального текста, точность ритма, аппликатуры, штрихов.
Умение выразительно исполнить музыкальное произведение.
В течение учебного года ученик должен подготовить 2—4 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений, в том числе: пьесы, полифонические произведения.
Нотная грамота и чтение нот с листа
Ориентирование на клавиатуре в разных октавах, знание нотации в скрипичном и басовом ключах. Чтение графических образов: секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие в гармоническом расположении; ритмические фигуры с восьмыми и шестнадцатыми, пунктирный ритм.
Чтение с листа несложных пьес и этюдов. Уметь охватывать взглядом структуру записи.
Список музыкального репертуара
Этюды
Школа игры на фортепиано» ред. А. Николаева Шитте А. Соч. 101 (по выбору)
Соч. 160 №№20, 21, 22.
Черни-Гермер 1 часть Этюды №20 - 29
Гнесина Е. «Подготовительные упражнения к различным видам фортепьянной техники»
Ф. Бургмюллер соч. 100 «25 лёгких этюдов» (по выбору)
Лекуппэ Ф соч. 17 Этюды
Полифонические произведения
И.С. Бах «Нотная тетрадь
А.М. Бах» Менуэт соль минор Менуэт Соль мажор
Полонез соль минор Волынка Ре мажор
А. Гедике соч. 60 «15 небольших пьес» Инвенция
И.С. Бах «Маленькие прелюдии». Прелюдия До мажор из 1 части И.С.
Бах Ария соль минор Сб.
«Полифоническая тетрадь» сост. М.Р. Якимчук
И.С. Бах Менуэт ля минор
Ф.Э. Бах Марш
Г.Ф. Гендель Менуэт соль минор
Г.Ф. Телеман Пьеса
Б. Милич «Фортепиано» 2 класс по выбору.
Пьесы
Беркович И. «10 педагогических пьес для фортепиано» Мазурка Гедике
А. Соч. 6 «20 маленьких пьес для начинающих» (по выбору)
Соч. 36 Колыбельная, ПолькаЛядов А. Колыбельная
В. Моцарт Алегретто Си бемоль мажор
П. Чайковский «Детский альбом»
«Болезнь куклы»
«Итальянская песенка»
Косенко Скерцо
«Школа игры на фортепиано» ред. А. Николаева Г.
Свиридов «Ласковая просьба»
Произведения крупной формы
К. Гурлит Сонатина Фа мажор ор. 214 №2 ч. 1,2.
К. Рейнеке Сонатина До мажор соч. 136 №1 ч.З
Андрэ А Сонатина Соль мажор
Л. Бетховен Сонатина Соль мажор
Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор
К. Сорокин Детская сонатина Ре мажор
М. Клементи соч. 36 Сонатина До мажор
Ю. Некрасов Маленькая сонатина
Д. Шмитт Сонатина из сб. «Сонатины для маленьких»
Д. Тюрк Сонатина До мажор 1, 2, 3, части
И. Беркович Вариации на украинскую тему
Ансамбли
Сб. «Брат и сестра» лёгкие ансамбли вып. 1 (по выбору)
«Школа игры на фортепиано» ред. А. Николаева
М. Глинка «Ходит ветер у ворот»
М. Мусоргский «Поздно вечером сидела»
П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»
Сб. русских народных песен обр. Балакирева
«Сидел Ваня»
«Ходила младёшенька»
«Уж ты зимушка»
3 год обучения
Развитие пианистического аппарата
Правильное положение корпуса, рук, пальцев. Владение основными штрихами. Сознательное отношение к аппликатуре.
Мажорные гаммы до трех диезов в ключе, минорные с одним знаком в ключе (трех видов) в две октавы в прямом и противоположном движении. Короткие трехзвучные арпеджио, трехзвучные аккорды в две октавы двумя руками.
2—4 этюда на различные виды техники.
Работа над музыкальными произведениями
Понимание характера, художественного образа произведения, его формы, средств музыкальной выразительности. Адекватный выбор средств звукового решения музыкального образа: штрихи, динамика, темп.
Знание алгоритма работы при разборе музыкального текста, точность ритма, аппликатуры, штрихов.
Умение выразительно исполнить музыкальное произведение.
В течение учебного года ученик должен подготовить 3—4 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений, в том числе: пьесы, полифонические произведения, произведения крупной формы.
Нотная грамота и чтение нот с листа
Ориентирование на клавиатуре в разных октавах, знание нотации в скрипичном и басовом ключах.
Чтение графических образов: секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, трезвучие с обращениями в гармоническом расположении; ритмические фигуры с восьмыми и шестнадцатыми, пунктирный ритм.
Чтение с листа несложных пьес и этюдов. Уметь охватывать взглядом структуру записи.
Список музыкального репертуара
Этюды
Ф. Бургмюллер оп. 100. Этюды по выбору
Черни-Гермер Этюды из 1 части №№ 30-42
Лак Т. соч. 172 №№5-8
А. Гедике соч. 47 №№ 10 - 16, 18, 21, 26
Соч. 58 №№13, 18,20
Лемдан А. Соч. 37 №№ 20 - 23, 35
А. Лешгорн соч. 65 тетр. 2 (по выбору)
Шитте Л. Соч. 68 «25 этюдов» №№ 2, 3, 6, 9Милич «Фортепиано» 3 класс (по выбору)
Полифонические произведения
И.С. Бах «Нотная тетрадь А.М. Бах»
Менуэт До минор
Менуэт До мажор
Маленькие
прелюдии и фуги Гедике
А. Соч.60 Инвенция
Избранные произведения композиторов 17, 18 и начала 19
в.в. сост Н.Кувшинникова
И. Кригер Сарабанда»
И. Маттезон «Ария», «Менуэт»
Д. Скарлатти «Ария»
Д. Циполи «Сарабанда», «Менуэт»
Пьесы
Б. Вольф соч. 44 «Рассказ»
Михаил Аарон «Волны», «Тарантелла»
П. Чайковский «Детский альбом»
«Полька»
«Вальс»
«Шарманщик поёт»
Майкапар С. «Колыбельная»
Р. Шуман «Весёлый крестьянин», «Смелый наездник»
«Школа игры» ред. Кувшинникова
Д. Шостакович «Марш»
Дремлюга «Песня»
JL Бетховен «Немецкий танец»
Произведения крупной формы
Ф. Шпиндлер «Сонатина» До мажор ор. 157 №№ 1, ч. 1,2
Корнелиус Гурлит «Сонатина» До мажор соч. 214 №1, ч. 1,2.
К. Рейнекс «Сонатина ля мин» соч. 136 №4 ч. 4
Д. Штейбельт Сонатина До мажор соч. 157 1,2 части
Д. Благой «Вариации на тему Г. Перселла»
М. Шнейдерман «Вариации на белорусскую тему»
Э. Вагнер «Сонатина» До мажор
Ансамбли
Ф. Шуберт «Экоссезы»
Ф. Шуберт «Три вальса»
JI. Бетховен «Два немецких танца»
«Брат и сестра» вып. 2
И. Гайдн «Менуэт быка»
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка_______________Возраст______________________________________________
Предмет__________________________Педагог_______________________________________________
Название общеобразовательной программы__________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20________год
Сроки диагностики Показатели | _____________ | _____________ | _____________ | |||
Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка |
|
|
|
|
|
|
1.1. Теоретические знания; | ||||||
1.2. Владение специальной терминологией. |
|
|
|
|
|
|
2. Практическая подготовка ребенка |
|
|
|
|
|
|
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой; | ||||||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением; |
|
|
|
|
|
|
2.3. Творческие навыки. |
|
|
|
|
|
|
3. Общеучебные умения и навыки ребенка |
|
|
|
|
|
|
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: |
|
|
|
|
|
|
а) подбирать и анализировать специальную литературу; | ||||||
б) пользоваться компьютерными источниками информации; |
|
|
|
|
|
|
в) осуществлять учебно-исследовательскую работу; |
|
|
|
|
|
|
3.2 Учебно-коммуникативные умения: |
|
|
|
|
|
|
а) слушать и слышать педагога; |
|
|
|
|
|
|
б) выступать перед аудиторией; |
|
|
|
|
|
|
в) вести полемику, участвовать в дискуссии. |
|
|
|
|
|
|
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: |
|
|
|
|
|
|
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||||||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; |
|
|
|
|
|
|
в) аккуратно выполнять работу. |
|
|
|
|
|
|
4. Предметные достижения учащегося |
|
|
|
|
|
|
4.1. На уровне детского объединения (студии); |
|
|
|
|
|
|
4.2. На уровне ДТДиМ (учрежденческий); |
|
|
|
|
|
|
4.3. На уровне округа (окружной); |
|
|
|
|
|
|
4.4. На городском уровне (Московский); |
|
|
|
|
|
|
4.5.На региональном уровне (Российский); |
|
|
|
|
|
|
4.6.На международном уровне. |
|
|
|
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
|
|
|
|
|
|
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н); 2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования __________________________________________________/_________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА".
Дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа «Драматическое искусство. Актерская грамота» (направленность: художественная)
Каждый человек по природе – творец, в нем изначально заложены творческие способности. И моя задача разглядеть эти способности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство красноречия»
Цель: создание условий для развития у учащихся социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критиче...
Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов
Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по общей физической подготове "Спортики"
Программа физкультурно - спортивной направленности "Спортики" направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психологич...
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...