Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 5-8 кл. студии "Ника" (комплексное обучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 77 КБ |
put_k_iskusstvu._fortepiano_baz._ur._1_stup.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Путь к искусству. Фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
Направленность - художественная
Уровень - базовый
Возраст учащихся – 5-8 классы
Срок реализации программы – 3 года
Авторы:
педагог дополнительного образования
Чеченкова Людмила Николаевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Путь к искусству. Фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Путь к искусству. Фортепиано»
(Студия эстетического развития «Ника»)
Содержание
- Пояснительная записка 2-11 стр.
- Учебно-тематический план 12-17 стр.
- Содержание программы 18-22 стр.
- Методическое обеспечение программы 23-25 стр.
- Список литературы 26-29 стр.
- Приложение 1
Техника безопасности 30 стр.
- Приложение 2
Аттестация учащихся 31-37 стр.
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Путь к искусству. Фортепиано» модифицированная, базового уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Современная педагогика стремится к гармонии в развитии человеческой личности, к равновесию в этом развитии "рассудочного" и "душевного" начал. Основополагающими для программы явились следующие факторы:
Искусство - важная часть жизни человека, помогающая ему осваивать мир людей и ориентироваться в нем, осознавать себя в этом мире. Эстетическая функция искусства - формирование в сознании людей идеала красоты и совершенства. Искусство, в особенности музыкальное, способствует развитию чувственно-эмоционального опыта человека.
В современной педагогике одно из приоритетных мест принадлежит концепции развивающего обучения, характерными чертами которой являются: отведение ребенку роли самостоятельного субъекта педагогического воздействия, интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся в процессе обучения, опережающее, стимулирующее и ускоряющее педагогическое воздействие на развитие способностей ребенка. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, может играть огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство.
Во главу угла в данной программе поставлены заинтересованность и мотивированность учащегося в учебном процессе. Поэтому дополнительную проработку здесь получили формы работы по чтению нот с листа и подбору музыки по слуху. В процессе работы в данных формах активизируются внимание и развитие музыкальных способностей учащихся, развивается их заинтересованность. Навыки, получаемые при этом учащимися, являются хорошей базой для их работы в таких формах как разучивание и исполнение музыкальных произведений, ансамблевое музицирование.
Отличительные особенности
1. Программа «Путь к искусству. Фортепиано» является составной частью комплексного обучения в студии «Ника», учитывает взаимосвязь между обучением игре на фортепиано и другими учебными предметами студии сольфеджио, музыка в живописи, история искусств, композиция, ансамбль.
2. Данная программа имеет базовый уровень и является частью единого курса обучения игре на фортепиано, состоящего из программ ознакомительного и базового уровней нескольких ступеней.
3. Большее внимание уделено таким формам работы как чтение музыкального текста с листа и подбор музыки по слуху.
Цель: обучение учащихся игре на фортепиано и гармоничное развитие личности ребенка средствами музыкально-образовательной деятельности.
Задачи:
образовательные:
а) приобретение учащимися навыков совместного исполнительства;
б) постановка исполнительского аппарата учащихся;
в) приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с нотным текстом;
г) приобретение навыка чтения нот с листа;
д) накопление опыта работы учащихся над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении;
е) приобретение учащимися навыков сценической культуры;
ж) расширение кругозора учащихся;
з) знакомство с техникой безопасности (см. Приложение 1).
развивающие:
а) развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать;
б) развитие слухового контроля;
в) развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать;
г) развитие чувственно-эмоционального опыта учащихся;
д) развитие умения логически мыслить, формирование навыков сравнения, анализа, обобщения в процессе учебной музыкальной деятельности;
е) развитие умения переносить впечатления из жизненного опыта на понимание музыкального произведения и наоборот;
ж) развитие умения переключать внимание с одних сторон объекта на другие, гибко мыслить, видеть несколько вариантов выполнения задач;
з) развитие инициативы и умения работать.
воспитательные:
а) воспитание музыкальной культуры, эстетических потребностей, художественного вкуса учащихся, подготовка грамотных любителей музыки, способных "понимать, любить, оценивать явления музыкального искусства, уметь наслаждаться ими и испытывать потребность в различных образцах художественной музыки" (Ю. Б. Алиев);
б) воспитание нравственно и эстетически развитой личности, обладающей такими качествами как эстетическое отношение к миру, способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, любовь к труду, ответственность, активность и самостоятельность.
Возраст учащихся: 5-8 классы
Срок реализации: 3 года
Формы и режим занятий:
Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Кол-во занятий в неделю | Кол-во человек в группе |
1,5 часа | 66 часов: 48 часов аудиторных занятий и 18 часов социальная практика (другие формы работы) | 2 раза по 45 мин. | индивидуальная форма обучения |
Основной формой работы с учащимися является индивидуальное занятие.
Учебная деятельность включает в себя:
а) вопросы, связанные с общим музыкальным развитием и расширением кругозора учащихся;
б) музыкально-теоретическую подготовку – в объеме, необходимом для грамотного музыкального исполнительства;
в) практическую подготовку – исполнение музыкальных произведений, их разучивание, подготовительные упражнения.
Другие формы учебной работы – различные концерты (с отбором номеров), музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и др.), выступления на конкурсах, фестивалях .
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения учащийся должен
знать:
- элементарную музыкальную грамоту;
- основные штрихи и способы их записи;
- динамические оттенки и способы их записи;
- основные темповые обозначения;
- графические образы (интервалы в пределах октавы, трезвучие с обращениями, септаккорд) и ритмические формулы;
- способы транспонирования музыкальных построений;
- способы подбора по слуху мелодии и нахождения к ним аккомпанемента на главных и побочных ступенях лада;
- правила чтения с листа несложных пьес для двух рук со сменой позиции;
- аппликатурные принципы и технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
- культуру поведения на занятиях;
- правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению.
- стилистические особенности исполнения полифонии, крупной формы, произведений эпохи романтизма, реализма и др.;
- строение музыкальной формы, фразировки;
- основы педализации.
уметь:
- владеть элементарным звуковысотным слухом;
- владеть ладовым чувством;
- владеть элементарным чувством ритма;
- свободно владеть приемами и навыками фортепианной игры (штрихи, динамика, педаль);
- осмысленно и грамотно исполнять пьесы различных жанров, показывая эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
- транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
- самостоятельно работать с нотным текстом;
- подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий и септаккордами);
- читать с листа пьесы и этюды для 2-3 классов;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
- проявлять интерес к музыкальным занятиям.
К концу 2 года обучения учащийся должен
знать:
- элементарную музыкальную грамоту;
- основные штрихи и способы их записи;
- динамические оттенки и способы их записи;
- основные темповые обозначения;
- основные обозначения характера исполнения;
- графические образы (интервалы в пределах октавы, трезвучие с обращениями, септаккорд с обращениями) и ритмические формулы;
- способы транспонирования музыкальных построений;
- способы подбора по слуху мелодии и нахождения к ним аккомпанемента на главных и побочных ступенях лада;
- правила чтения с листа несложных пьес;
- аппликатурные принципы и технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
- культуру поведения на занятиях;
- правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению.
- стилистические особенности исполнения полифонии, крупной формы, произведений эпохи романтизма, реализма и др.;
- строение музыкальной формы, фразировки;
- основы педализации.
уметь:
- владеть элементарным звуковысотным слухом;
- владеть ладовым чувством;
- владеть элементарным чувством ритма;
- свободно владеть приемами и навыками фортепианной игры (штрихи, динамика, педаль);
- осмысленно и грамотно исполнять пьесы различных жанров, показывая эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
- транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
- самостоятельно работать с нотным текстом;
- подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий и септаккордами);
- читать с листа пьесы и этюды для 3 класса;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
- проявлять интерес к музыкальным занятиям.
К концу 3 года обучения учащийся должен
знать:
- элементарную музыкальную грамоту;
- основные штрихи и способы их записи;
- динамические оттенки и способы их записи;
- основные темповые обозначения;
- основные обозначения характера исполнения;
- графические образы (интервалы в пределах октавы, трезвучие с обращениями, септаккорд с обращениями) и ритмические формулы;
- способы транспонирования музыкальных построений;
- способы подбора по слуху мелодии и нахождения к ним аккомпанемента на главных и побочных ступенях лада в нескольких фактурных вариантах;
- правила чтения с листа несложных пьес;
- аппликатурные принципы и технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
- культуру поведения на занятиях;
- правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению.
- стилистические особенности исполнения полифонии, крупной формы, произведений эпохи романтизма, реализма и др.;
- строение музыкальной формы, фразировки;
- основы педализации.
уметь:
- владеть элементарным звуковысотным слухом;
- владеть ладовым чувством;
- владеть элементарным чувством ритма;
- свободно владеть приемами и навыками фортепианной игры (штрихи, динамика, педаль);
- осмысленно и грамотно исполнять пьесы различных жанров, показывая эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
- транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
- самостоятельно работать с нотным текстом;
- подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий и септаккордами);
- читать с листа пьесы и этюды для 3 класса;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
- проявлять интерес к музыкальным занятиям.
Способы проверки знаний
Способами проверки результатов обучения являются академические зачеты (программа репертуара) – в каждом полугодии, технические зачеты (гаммы, этюды, чтение с листа) – 1 раз в год, итоговые занятия– 2 раза в год. Для развития интереса и любви к музицированию следует проводить с учащимися музыкальные праздники и игры. В каждом полугодии проводятся классные концерты с участием родителей, с музыкальными играми. Данные о развитии детей и усвоения ими учебного курса программы педагог заносит в личную карточку.
Формой подведения итогов реализации программы могут быть выступления учащихся на концертах и музыкальных конкурсах. По итогам зачета идет отбор учащихся для участия в отчётном итоговом концерте, который проводится в конце учебного года.
2. Учебно-тематический план
1 год обучения
Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. Упражнения на развитие музыкальных способностей: - музыкальный слух; - чувство ритма; - восприятие музыки; - элементарная импровизация; - подбор по слуху. | 10 | 1 | 8 |
3. Развитие пианистического аппарата: - упражнения для корпуса и рук; - упражнения на координацию движений; - упражнения по подбору аппликатуры. - работа над гаммами и этюдами; - работа над педализацией. | 13 | 1 | 12 |
4. Работа над музыкальными произведениями: - ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения; - ознакомление с формой произведения и разбор текста; - работа над техническими элементами; - работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом. - работа над сценическим исполнением произведения; - работа над репертуаром. | 16 | 4 | 12 |
5. Нотная грамота и чтение нот с листа: - пространственная запись мелодической линии; - целостные звуковые комплексы. | 5 | 1 | 4 |
6. Итоговые занятия. | 2 | 1 | 1 |
7. Социальная практика. | 18 | 2 | 16 |
Итого: | 66 | 11 | 55 |
2 год обучения
Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. Упражнения на развитие музыкальных способностей: - музыкальный слух; - чувство ритма; - восприятие музыки; - элементарная импровизация; - подбор по слуху. | 9 | 1 | 7 |
3. Развитие пианистического аппарата: - упражнения для корпуса и рук; - упражнения на координацию движений; - упражнения по подбору аппликатуры. - работа над гаммами и этюдами; - работа над педализацией. | 12 | 1 | 11 |
4. Работа над музыкальными произведениями: - ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения; - ознакомление с формой произведения и разбор текста; - работа над техническими элементами и отработка наиболее сложных эпизодов; - работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом. - работа над сценическим исполнением произведения; - работа над репертуаром. | 18 | 4 | 14 |
5. Нотная грамота и чтение нот с листа: - пространственная запись мелодической линии; - целостные звуковые комплексы. | 5 | 1 | 4 |
6. Итоговые занятия. | 2 | 1 | 1 |
7. Социальная практика. | 18 | 2 | 16 |
Итого: | 66 | 11 | 55 |
3 год обучения
Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. Упражнения на развитие музыкальных способностей: - музыкальный слух; - чувство ритма; - восприятие музыки; - элементарная импровизация; - подбор по слуху. | 8 | 1 | 6 |
3. Развитие пианистического аппарата: - упражнения для корпуса и рук; - упражнения на координацию движений; - упражнения по подбору аппликатуры. - работа над гаммами и этюдами; - работа над педализацией. | 11 | 1 | 10 |
4. Работа над музыкальными произведениями: - ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения; - ознакомление с формой произведения и разбор текста; - работа над техническими элементами и отработка наиболее сложных эпизодов; - работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом. - работа над сценическим исполнением произведения; - работа над репертуаром. | 20 | 6 | 14 |
5. Нотная грамота и чтение нот с листа: - пространственная запись мелодической линии; - целостные звуковые комплексы. | 5 | 1 | 4 |
6. Итоговые занятия. | 2 | 1 | 1 |
7. Социальная практика. | 18 | 2 | 16 |
Итого: | 66 | 13 | 53 |
3. Содержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: Беседа о поведении в классе, обращении с электроприборами, поведении на дорогах, поведении в экстренных ситуациях. Беседа о важных музыкальных датах и событиях этого года.
Практика: Проверка задания на лето. Прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога и в записи.
2. Упражнения на развитие музыкальных способностей.
Теория: понятия о средствах музыкальной выразительности, их влияния на музыкальный образ; обсуждение с педагогом ранее прослушанной музыки. Понятия мелодии и аккомпанемента, главных трезвучий лада и их обращений, понятие септаккорда, видов музыкальной фактуры, способов подбора музыки по слуху. Музыкальный слух; чувство ритма; восприятие музыки; элементарная импровизация.
Практика: Упражнения, направленные на решение конкретных звуковысотных, динамических, ритмических задач, возникающих при игре музыкального произведения. Подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним. Элементарная импровизация музыкальных построений – звуковысотных, ритмических. Эмоциональная окраска ритма. Использование в упражнениях звукорядов различных ладов: мажора и минора, натуральных ладов, пентатоники. Транспонирование знакомых песен, легких этюдов и пьес. При слушании музыкальных произведений учащиеся учатся слышать их образный характер, распознавать средства музыкальной выразительности и исполнительские приемы в их связи с образным содержанием музыки.
3. Развитие пианистического аппарата.
Теория: важность правильной организации игровых движений, правильной посадки за инструментом, постановки руки, контроля за свободой руки. Знание о необходимости удобной аппликатуры, понятие «умной руки». Способы работы над мелкой и элементами крупной техники. Ритмизация движений, помогающая ощутить каждый палец, отдельные части руки, приучающая к осмысленному характеру движений. Закономерности аппликатуры и способов исполнения гамм, арпеджио, аккордов. Объяснение учащемуся целей и задач использования прямой и запаздывающей педали, подкрепленное исполнением произведения.
Практика: продолжение работы по организации игровых движений при помощи раскрепощения корпуса обучаемого с помощью различных физических упражнений. Упражнения на координацию движений. Упражнения по подбору аппликатуры. Упражнения и этюды на различные виды техники, накопление репертуара из ранее выученных этюдов с целью совершенствования их исполнения. Работа над навыками использования педали. Требования к их исполнению гамм, арпеджио, аккордов:
1. Аппликатурная и артикуляционная точность.
2. Плавное и целенаправленное голосоведение.
3. Правильная постановка руки.
4. Работа над музыкальными произведениями.
Теория: ознакомление с жанром, стилем, композитором, эпохой создания произведения. Ознакомление с формой произведения и разбор текста. Работа над техническими элементами и отработка наиболее сложных эпизодов. Работа над репертуаром. Работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом. Работа над сценическим исполнением произведения. Работа над развитием творческого начала в изучении произведения, воплощении замысла произведения. Ознакомление с художественным образом произведения на основе показа педагогом. Анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль, выразительные средства. Разбор формы произведения. Формирование навыков звукового решения произведения исходя из его характера. Работа над развитием ассоциативного мышления, фантазии, умения образно рассказать об услышанной музыке, вызвать желаемую эмоцию. Словесное обращение к ассоциациям с природой, с настроением, пояснение характера музыки эпитетами, сравнениями. Проведение параллелей с другими видами искусства.
Практика: работа над воплощением художественного образа произведения. Точное воплощение авторских указаний. Осмысленный подход к драматургии произведения (осознанность кульминации, подъемов и спадов). Необходимо накапливать некоторый репертуар, держать в работе ранее изученные произведения, совершенствовать их исполнение, дать ученику почувствовать его исполнительские возможности.
5. Нотная грамота и чтение нот с листа.
Теория: общий разбор произведения: определение формы, тональности, размера, ритма. Пространственная запись мелодической линии; целостные звуковые комплексы.
Практика:
1. Формирование навыка точного прочтения произведения в медленном темпе, охватывающего все детали текста.
2.Преодоление в работе ученика небрежности, неряшливости, неточности в отношении ритма, нот, аппликатуры.
3. Формирование навыков беглого чтения текста с листа, умения схватывать главное без поправок и остановок.
Нужно обучать ученика следующим навыкам и умениям (методика К. А. Цатуряна):
1. Предварительное прочтение (простейший анализ) нотного текста глазами до его передачи на инструменте.
2. Чтение целостных звуковых комплексов (графических символов), а не отдельных знаков.
3. Смотрение вперед, безостановочное проигрывание.
4. Игра почти не глядя на руки и ориентировка на клавиатуре вслепую.
5. Воспроизведение завершенных музыкальных мыслей (фразировка).
6. Умение упрощать фактуру.
7. Художественное воспроизведение, передача музыкального образа.
6. Итоговые занятия.
Теория: итоговые занятия являются важным заключительным этапом в образовательном процессе, на которых происходит демонстрация всех умений и навыков, полученных на занятиях в классе. Ребенок, выступая на сцене, не только показывает итог своей работы, но и приобретает навыки концертного исполнения, сталкиваясь с проблемой волнения на сцене. Задача педагога помочь преодолеть концертное волнение, работать над преодолением страха перед публичным выступлением.
Практика: текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются четвертные и годовые отметки с учетом выступлений учащегося на академических зачетах и концертах. В течение года учащиеся на 1-3 годах обучения должны выступить на зачетах:
в 1 и 3 четвертях - технические зачеты, на которых ученик исполняет 1 этюд, гаммы соответственно годовым требованиям, читает 1-2 разнохарактерных произведения с листа; на зачете в конце 1 полугодия исполняются пьеса и полифоническое произведение; на зачете в конце 2 полугодия исполняются пьеса и произведение крупной формы.
7. Социальная практика.
Теория: важность работы над репертуаром, способы работы, подготовка к выступлениям на сцене. Творческая работа. Развитие образного мышления, формирование опыта общения с музыкальным искусством учащиеся получают на занятиях в форме экскурсий, посещения концертов и спектаклей, связанных с музыкальными темами.
Практика: работа над репертуаром (закрепление технических навыков и умений, работа над выразительностью); репетиции и выступления на концертах, массовых мероприятиях и конкурсах. Посещение выставок, музеев, театров, экскурсии.
Каждый год учащиеся изучают одни и те же разделы программы. Идёт усложнение изучаемого музыкального материала, отработка на практике изученного учебного курса, меняется музыкальный репертуар.
4. Методическое обеспечение программы
Основной формой работы по предмету фортепиано, является индивидуальное занятие.
Основные принципы обучения
Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов.
1. Формирование предварительного слухового восприятия и представления последующим пояснением и осознанием. Доступность учебного материала обуславливается тем, что ребенок играет, записывает, читает только то, что он ранее уже усвоил в музыкально-слуховой деятельности (пел песни, хлопал ритм, выполнял звуковысотные задания).
2. Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии. Использование элементов игровых форм в начальных и средних классах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа.
3. Дифференцированный подход к обучению. Путь работы с учеником должен определяться психологией усвоения и логикой развития каждого конкретного ученика.
4. Мотивированность действий ребенка. Следует развивать у ребенка не только умение "хорошо выполнить задание", но также и способность понимать и чувствовать – почему, зачем и как следует выполнить задание, и этим улучшать способности детей к обучению.
5. Достаточно высокий уровень трудности обучения. Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика.
6. Опережающее обучение. Необходимо создавать зоны ближайшего развития ребенка (Л. Выготский ).
Методы организации и осуществления учебной деятельности
1. Практические методы
Основную роль в процессе обучения в классе фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не должны превращаться в бесконечное повторение одного и того же. Нужно стараться связывать повторяющиеся упражнения с чем-то новым, дающим пищу уму и сердцу ученика.
Автоматизация технических навыков позволяет переносить внимание на решение новых исполнительско-творческих задач.
Дидактический прием расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого. Например, формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества графических символов, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот, исполнение ритма по отдельности правой и левой руками в заданной последовательности; работе с гаммами, этюдами, пьесами предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы ученика при последующей работе для выполнения других задач.
2. Наглядные методы
Работа с наглядными пособиями: карточками с изображением целостных звуковых комплексов (графических силуэтов) – интервалов, созвучий, ритмических фигур.
Показ педагогом способа исполнения музыкального произведения или упражнения.
Использование репродукций произведений изобразительного искусства, литературы.
Использование ручных знаков и движений тела учащегося для иллюстрации музыкальных явлений.
3. Словесные методы.
Объяснение, краткий рассказ, беседа, обсуждение, анализ.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
1. Создание благоприятной обстановки на уроке.
2. Создание ситуации удивления, восхищения.
3. Обращение к жизненному опыту учащихся.
4. Стимулирование интереса к музицированию.
5. Игровые формы обучения.
6. Создание ситуации успеха в учении.
7. Работа с родителями о характере взаимодействия с детьми в области обучения музыке, при выполнении домашних заданий;
8. Выступления на концертах.
Условия реализации программы
- кабинет для индивидуальных занятий;
- инструмент (пианино или рояль) в удовлетворительном состоянии, регулярно настраиваемый;
- наглядные пособия: карточки с графическими символами различных явлений музыкального языка; нотная библиотека и музыкально-справочные материалы;
- видео- и звукозаписи с песнями и музыкой из детских фильмов и мультфильмов, с исполнением музыки профессиональными музыкантами.
5. Список литературы
- Барсукова С. А., сост. Хочу играть. Сборник пьес для фортепиано 3-4 классы ДМШ. Ростов-на-Дону, 2012.
- Барсукова С. А., сост. Хочу играть. Сборник пьес для фортепиано 4-5 классы ДМШ. Ростов-на-Дону, 2011.
- Барсукова С. А., сост. Волшебные звуки фортепиано. 4-5 классы ДМШ. Ростов-на-Дону, 2012.
- Барсукова С. А., сост. Моё фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4 классов ДМШ. Ростов-на-Дону, 2012.
- Бах. И.С. Маленькие прелюдии и фуги для фортепиано «Кифара», М., 2010 г.
- Бах И.С. Инвенции под редакцией Ф. Бузони «Музыка» М., 1991г.
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988.
- Барток, Бела. Детям. М., 1982.
- Барток, Бела. Микрокосмос. Вып. 1--6. Будапешт, 1981.
- Григ Э. Избранные лирические пьесы для фортепиано. Выпуск 1 «Музыка», М. 2011
- Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб., 2004.
- Гиндин Р.С. Карафинка М.Н. Этюды для фортепиано на разные виды техники «Музична Украина» Киев, 1988
- Игнатьев В.Г., Игнатьева Л.В. Я музыкантом стать хочу. Вып. 1, 2. Л., 1989.
- Катаргина О., сост. Фортепианная техника в удовольствие. Челябинск, 2006 – 3, 4, 5, 6, 7 классы.
- Милич Б.О. «Фортепиано» 4, 5, 6 класс «Кифара», М., 2010
- Прокофьев С. С. Детская музыка. Двенадцать легких пьес для фортепиано Композитор СПб., 2005 г.
- Цыганова Г.Г., Королькова И.С., сост. Юному музыканту-пианисту.
- Цыганова Г.Г., Королькова И.С., сост. Альбом ученика-пианиста.
- Хрестоматия для фортепиано 3 кл., 4 кл., 5 кл., 6 кл., 7 кл. «Музыка» М., 1989
- Чайковский П.И. «Детский альбом» - «Современная музыка», М., 2007
- Черни К., ред. Гермер. Этюды. М., 1971.
- Черни К. Этюды соч. 299, 740.
- Черни К. Искусство артикуляции. Ленинград, 1989.
- Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М., 1991.
- Популярная зарубежная музыка для фортепиано в 4 руки. СПб, 2005.
- Играем вдвоём. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. СПб, 1998.
- Моцарт улыбается. Фрагменты из опер В.А.Моцарта для фортепиано в 4 руки. СПб, 2008.
- Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано. М, 2006.
Список литературы для педагогов
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – 3 издание доп., М., 1978
- Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л., 1974
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973.
- Воспитание профессионального музыкального слуха. М., 1977.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961.
- Голубовская Н. Искусство педализации, 2 издание, Л., 1974.
- Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Ленинград, 1988.
- Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М, 2009.
- Как учить музыке одарённых детей. М, 2010.
- Коган Г. «У врат мастерства» Классика-XXI, М., 2004
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
- Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М, 2007.
- Малиновская А.В. «Фортепиано-исполнительское интонирование» М., «Музыка», 1990.
- Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.
- Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 3 издание, М., 1967.
- Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Хабаровск, 1978.
- Обучение игры на фортепиано по Леймеру-Гизекингу. М, 2009.
- Петрушин В.И. «Музыкальная психология» -"Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС" М., 1997
- Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI, М., 2002.
- Психология музыкальной деятельности. М., 2003.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001.
- Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М., 1984.
- Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. М, 1987.
- Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975.
- Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. М, 2012.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
Приложение 1
Техника безопасности
Для успешного освоения программы и предотвращения детского травматизма на занятиях должна соблюдаться дисциплина. Дети внимательно слушают педагога, открывают и закрывают инструмент только в присутствии педагога. Разговаривают спокойно, не кричат. В перерывах между занятиями и перед началом занятий не бегают по коридорам Дворца творчества, в кабинетах.
Дети должны аккуратно и бережно относиться к имуществу Дворца творчества, не ломать стулья и банкетки.
Приложение 2
Аттестация учащихся
1 год обучения
Развитие музыкальных способностей
Подбор по слуху: работа над голосоведением в аккомпанементе.
Работа над техникой
Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные гаммы до четырех диезов в ключе, минорные с одним знаком в ключе (трех видов) в четыре октавы в прямом и противоположном движении. Короткие трехзвучные арпеджио, трехзвучные аккорды в две октавы. 4—6 этюдов.
Работа над музыкальными произведениями.
В течение учебного года ученик должен: подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;
разучить 7—10 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;
разучить 4—6 ансамблей.
Чтение нот с листа
Графические образы – освоенные ранее, септаккорды.
Игра трехголосных упражнений с параллельным движением двух голосов и выдержанным третьим голосом.
Чтение с листа пьес для 1—2 класса:
- предварительный простейший анализ;
- умение заранее представить себе движение рук вдоль клавиатуры;
- игра не глядя на клавиши;
- запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
- фразировка;
- упрощение фактуры.
Чтение ритма изучаемых пьес и этюдов.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года ученик должен уметь:
- транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
- подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий);
- читать с листа пьесы и этюды для 1—2 класса;
- читать графические образы (простые интервалы, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд) и ритмические формулы;
- осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
Примеры репертуара для зачетов в течение года
- Бетховен Сонатина Соль мажор
Циполи Фугетта
Гречанинов «Грустная песенка»
Гладковский «Паяц»
Беренс Этюд соч.61, № 1
Бертини Этюд соч.29, № 14
2. Клементи Сонатина Соль мажор
Бах И. С. Маленькая прелюдия Фа мажор
Франк С. Пьеса
Сильванский Н. «Музыкальная шкатулка»
Лешгорн К. Этюд соч.65, № 18
Бургмюллер Этюд соч.100, № 13
2 год обучения
Развитие музыкальных способностей
Ознакомление с фактурными и стилевыми особенностями различных музыкальных жанров. Использование жанровых формул при подборе по слуху.
Работа над техникой
Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные гаммы до четырех диезов и до двух бемолей в ключе, минорные до трех знаков в ключе (трех видов) в четыре октавы в прямом и противоположном движении. Короткие и ломаные четырехзвучные арпеджио, четырехзвучные аккорды в четыре октавы. Хроматическая гамма в прямом движении в две октавы. 4—6 этюдов.
Работа над музыкальными произведениями.
В течение учебного года ученик должен:
подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;
разучить 5—7 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;
разучить 4—6 ансамблей.
Чтение нот с листа
Графические образы – освоенные ранее, обращения септаккорда.
Игра трехголосных упражнений с параллельным движением двух голосов и выдержанным третьим голосом.
Чтение с листа пьес и этюдов для 2—3 класса:
- предварительный анализ;
- навык предслышания основных элементов мелодии и фактуры;
- игра не глядя на клавиши;
- запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
- фразировка;
- упрощение фактуры;
- узнавание в тексте жанровых и стилевых оборотов.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года ученик должен уметь:
- подбирать по слуху музыку, используя жанровые и стилистические формулы;
- читать с листа пьесы и этюды для 2—3 класса;
- читать графические образы (простые интервалы, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд и его обращения) и ритмические формулы;
- осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
Примеры репертуара для зачетов в течение года
1. Циполи Менуэт из сюиты № 4
Чимароза Сонатина Ре минор
Сибелиус Я. «Менестрель»
Гуммель И. Пьеса
Гедике Этюд соч.47, № 15
Шитте Л. Этюд соч.68, № 3
2. Гольденвейзер соч. 11 Фугетта Ми минор
Моцарт Сонатина До мажор
Прокофьев «Сказочка»
Йенсен Вальс
Лемуан Этюд соч.37, № 35
Шмит Г. Этюд соч.3, № 3
3 год обучения
Развитие музыкальных способностей
Закрепление и развитие полученных навыков в подборе по слуху
Работа над техникой
Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные и минорные гаммы до пяти знаков в ключе в четыре октавы в прямом и противоположном движении, параллельными терциями и секстами. Короткие, ломаные и длинные арпеджио, четырехзвучные аккорды в четыре октавы. Хроматическая гамма в прямом и противоположном движении в четыре октавы. 4—6 этюдов.
Работа над музыкальными произведениями.
В течение учебного года ученик должен:
подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;
разучить 5—7 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;
разучить 4—6 ансамблей.
Чтение нот с листа
Графические образы – закрепление освоенных ранее.
Чтение с листа пьес и этюдов для 3—4 класса:
- предварительный анализ;
- навык предслышания основных элементов мелодии и фактуры;
- игра не глядя на клавиши;
- запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
- фразировка;
- упрощение фактуры;
- узнавание в тексте жанровых и стилевых оборотов;
- стремление передать художественный образ.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года ученик должен уметь:
- подбирать по слуху музыку, используя жанровые и стилистические формулы;
- читать с листа пьесы и этюды для 3—4 класса;
- читать графические образы и ритмические формулы;
- осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
- освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
Примеры репертуара для зачетов в течение года
- И.С. Бах «Двухголосная инвенция» ре-минор
Д. Кабалевский «Легкие вариации на тему украинской народной песни»
Э.Григ «Вальс» ля-минор
И. Шамо «Скерцо»
К.Черни «Этюд» соч.299 №3
С.Майкапар «Стаккато-прелюдия» соч.31 №6
2. Н. Мясковский Фуга «В старинном стиле»
Г. Грациоли Соната Соль-мажор
П. Чайковский «Сладкая греза» соч.39
К. Дебюсси «Маленький негритенок»
К.Черни «Этюд» соч.299 №4
Ф. Лекуппе «Этюд» соч. 20 №17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Общее фортепиано" (2014-15 уч.г.)
Программа для учащихся 5-8 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа «Драматическое искусство. Актерская грамота» (направленность: художественная)
Каждый человек по природе – творец, в нем изначально заложены творческие способности. И моя задача разглядеть эти способности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство красноречия»
Цель: создание условий для развития у учащихся социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критиче...
Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов
Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи» имеет художественную направленность и ориентирована на обучающихся 11-14 лет.Цель: формирова...