дополнительная общеобразовательная программа "Мир изобразительного искусства"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Сафронова Надежда Михайловна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная  программа в области изобразительного искусства "Мир изобразительного искусства", разработана для детей 10-12 лет, срок реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_izobrazitelnogo_iskusstva.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                               

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЮГОРСКА»

«РАССМОТРЕНО»

Методическим советом

МБУ ДО «Детская школа искусств»

Протокол от 17.05.2017 № 5

УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБУ ДО «Детская школа искусств»

____________________ Г.И. Драгунова

   Приказ от  18.05.2017 №     _______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Мир изобразительного искусства»

Возраст учащихся - (10-12 лет)

Срок реализации - 1 год

Разработчик: 

Сафронова Надежда Михайловна,

преподаватель высшей квалификационной категории

                                                        г. Югорск, 2017


Структура программы «Мир изобразительного искусства»

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Нормативно-правовая основа программы;

3

1.2.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; срок реализации программы, направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;

3

1.3.

Цель и задачи программы;

4

1.4.

Отличительные особенности программы;

4

1.5.

Объем учебного времени, предусмотренного на реализацию программы;

5

1.6.

 Форма подведения итогов реализации программы, режим проведения учебных занятий. Используемые образовательные технологии;

5

1.7.

Обоснование структуры программы;

5

1.8.

Формы и методы обучения. Перечень планируемых результатов освоения программы;

5

1.9

Описание материально- технических условий реализации программы;

6

2.

Содержание учебного предмета

6

2.1.

Сведения о затратах учебного времени;

6

2.2.

Учебно-тематический план. Содержание учебного предмета;

6

3.

Требования к уровню подготовки учащихся

11

4.

Формы и методы контроля

11

4.1.

Критерии оценки;

11

5.

Методическое обеспечение учебного процесса

12

6.

Списки рекомендуемой литературы

13

6.1

Список литературы для преподавателя

13

6.2

Литература для родителей и учащихся

13

7.

Использованная литература

14

Приложения

Приложение 1. Диагностика

                                               1.Пояснительная записка

      1.1 Нормативно – правовая основа разработки дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Мир изобразительного искусства»:  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.08.2014 № 41 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного оруга – Югры от 04.08.2016 № 1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»; письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств»; письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Программа разработана на основе примерных (типовых) дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусства "Живопись", методических рекомендаций в предметной области и практического опыта разработчика.

1.2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Программа предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструктивных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Задания начинаются с проведения прямых линий, деления их на равные отрезки, знакомства со штрихом, тоном, линией. Даются первоначальные знания о характеристике цвета, понятия о составе сложных цветов. Учащиеся получают начальные сведения о размещении изображения в заданном формате, вырабатывают навыки правильно держать карандаш, учатся сравнивать меньшую величину с большей (способом визирования).  Происходит первое знакомство с пропорциями человеческой фигуры. Уделяется внимание заданиям, направленным на изучение конструкции предметов, изображению переднего края плоскости стола, как средства выявления пространства в натюрморте. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, цветные карандаши, уголь. В конце учебного года проводится контрольный натюрморт с целью проверки знаний у учащихся.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена её направленностью на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления программа способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

Педагогическая целесообразность. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры учащихся.

Количество часов в год -136 часов.

Количество часов в неделю – 4 часа.

Направленность программы – художественная.

Вид деятельности- изобразительное искусство.

Педагогические работники, предположительно до шести человек, реализующие данную программу имеют первую и высшую квалификационную категорию и стаж работы от 15до 20 лет.

   Место реализации программы: МБУ ДО "Детская школа искусств"г. Югорск, ул.Никольская 7А.

1.3 Цель и задачи программы.

Цель программы. Развитие личности учащегося, способного к творческому самовыражению средствами искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

-познакомить с основными средствами художественной выразительности в живописи: линия, тон, форма, перспектива, цвет;

-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведении;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы с материалами и инструментами.

Развивающие:

-способствовать развитию художественно- творческих способностей и фантазии учащихся;

-развивать познавательный интерес, творческую инициативу;

-развивать наглядно- образное мышление, художественный вкус.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию и формированию у учащихся эстетического вкуса и эстетического восприятия мира;

-воспитывать у учащихся внимательность, аккуратность, трудолюбие;

-воспитывать умение работать коллективно.

1.4. Отличительные особенности данной программы. Программа рассчитана на один год обучения, по четыре занятия в неделю. Итого 136 часов год. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу. В процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед началом работы, так и вовремя неё. Выполнение творческих заданий служат развитию воображения и фантазии у учащихся и позволяет выявлять индивидуальные творческие возможности.

Оптимальное количество учащихся в классе для успешного освоения программы должно быть не более 15 человек.

Данная программа ориентирована на детей 11-14 лет. Это средний школьный возраст является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами в виде начинающегося переходного возраста. Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные уроки являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в то же время все еще имеет место быть непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела. Необходимо также отметить, что в данный период дети среднего школьного возраста гораздо острее воспринимает происходящее вокруг него, гораздо большее влияние на школьника оказывают не педагоги и родители, а общество.

1.5 Объем учебного времени, предусмотренного на реализацию программы, составляет 136 часов, 34 учебные недели. Построение программы модульное, 2 полугодия - 2 модуля.

1.6. Форма подведения итогов реализации программы, режим проведения учебных занятий. Используемые образовательные технологии. Занятия рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 10 до 15 человек), где возможно 1-2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. На занятиях возможно применение таких форм как: беседа, дискуссия, экскурсия, конкурс, викторина и т. д.

Итоговым продуктом реализации дополнительной образовательной программы является:

-оформление выставочного стенда в Детской школе искусств;

-участие учащихся в конкурсах, выставках (возможно в открытом образовательном пространстве) фестивалях, дистанционных всероссийских конкурсах и.т.д. Предусмотрены поощрения детей в виде грамот, дипломов, благодарности.

Используются такие педагогические технологии: педагогика сотрудничества; игровые технологии; проблемные технологии; здоровье- сохраняющие технологии.

Продолжительность урока определяется в соответствии с Уставом школы составляет 40 минут. Перемены между уроками 10 минут. Режим занятий определяется учебным планом и общешкольным расписанием.

1.7. Обоснование структуры программы.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

1.8. Формы и методы обучения. Перечень планируемых результатов освоения программы. Во время реализации программы будут использованы такие формы занятий: теоретические и практические уроки, а также групповые, фронтальные, индивидуальные.

        Методы:

 - словесный (беседа, рассказ, объяснение, лекция, чтение книг, и т.д.)

 - наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся, ИКТ)

 - практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, работа по образцу, по инструкционным картам, схемам, самостоятельная творческая работа и др.).

Перечень планируемых результатов освоения программы:

Предметные результаты - овладение элементарными практическими умениями и навыками в изобразительной деятельности, способность использовать в художественно- творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.   

Метапредметные результаты- предполагают оценку универсальных учебных действий, обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Личностные результаты - овладение умениями и новыми компетенциями, сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированность мотивации учебной деятельности, любознательность и интерес к новому, стремления к совершенствованию своих способностей.

         1.9. Описание материально- технических условий реализации программы.

Учебные помещения

Оборудование, оснащение

6  учебных

аудиторий 

Учебные кабинеты оборудованы наглядными пособиями, мебелью, мольбертами, натюрмортным фондом;

-наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, таблицы;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд -фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

Технические средства обучения: компьютер, проектор,  экран.

Выставочный зал

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

2.Содержание учебного предмета

2.1. Сведения о затратах учебного времени.

При реализации программы «Мир изобразительного искусства» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1 год

Полугодия

1

2

Количество недель

16

18

34

Аудиторные занятия

64

72

136

2.2. Учебно-тематический план (по модулям).

2.2.1. Учебно-тематический план - модуль 1 (I полугодие)

п/п

Тема

Часы

Общие

Теория

Практика

Модуль 1

1.

Беседа о живописных материалах, о живописи. Знакомство с акварелью. Оборудование для живописца. Акварельные краски их свойства. Упражнения.

2

1

1

2.

Характеристики цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов путем смешения.

2

1

1

3.

Беседа о рисунке, как самостоятельной дисциплине в художественной школе. Знакомство с художниками А. Матисс, П. Пикассо. Знакомство с материалами. Методы работы карандашом. Понятия «линия», «штрих», «тон». Упражнения на проведение различных линий (вертикальных, горизонтальных и.тд)

2

1

1

4.

Линейная композиция (пейзаж, город и.т.д) Повторение понятия «линия».

2

1

1

5.

Знакомство с приемами работы акварелью.  Растяжки краской. Передача состояния дня. (утро, вечер).

2

1

1

6.

Закрепление приемов работы акварелью. Выполнение работы по -сырому. (Например: осенний пейзаж, осенний натюрморт и т.д.)      

2

1

1

7.

Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

10

2

8

8.

Рисование животных.  Понятие фактура, статика, динамика. Знакомство с художниками: В.А Ватагин, Е.И. Чарушин.

4

1

3

9.

Композиция на тему конкурса. Композиция выполняется в цвете.

10

2

8

10

Отработка приемов работы акварелью, виды мазков. Знакомство с художником В. Ван Гогом.

4

1

3

11.

Натура. Наброски с фигуры человека.

2

0,5

1,5

12.

«Зимний пейзаж» с использованием фигуры человека. Или композиция на тему конкурса.

10

1

9

13.

Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

10

2

8

14.

Наброски цветом фигуры человека.

2

0,5

1,5

Итого:

64

16

48

                     2.2.2. Учебно-тематический план - модуль 1 (II полугодие)

                                                           Модуль 2

15.

Понятие стилизация.  Стилизация природных форм

(цветы, деревья, насекомые и. т д) Варианты декора

2

1

1

16.

Повторение понятия стилизация. Выполнение композиции  

(натюрморт, пейзаж, подводный мир).  

6

1

5

17.

Декоративный натюрморт «Пасхальный» с одним простым предметом быта цилиндрической формы на светлой цветной драпировке. Знакомство с художниками: И.И. Машков, А.В. Куприн.

12

1

11

18.

Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

10

2

8

19.

Знакомство с цветными карандашами. Смешивание цветов.

Выполнение композиции (натюрморт, пейзаж, подводный мир и.т.д.)

8

1

7

20.

Знакомство с углем. Выполнение композиции углем. (натюрморт, пейзаж, подводный мир и.т.д)

8

1

7

21.

Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

10

2

8

22.

Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный силуэт и характер.

4

1

3

23.

Буквица. Выполнение первой буквы своей фамилии или имени.

2

1

1

24.

Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

10

2

8

Итого:

72

13

59

                                                                                   Всего: 136 часов

                             

                                         Содержание учебного предмета.

                                                            Модуль 1.

Задание 1. Беседа о живописи. Виды и жанры живописи. Цвет в живописи. Знакомство с живописными материалами. Акварельные краски и их свойства. Знакомство с техникой акварельной живописи и методы их работы.

Материал: акварель. ФА-4. (2 часа)

Цель: изучение возможностей техники акварели.

Задачи: Выполнить упражнение на отработку приемов работы акварелью (заливка, мазок, лессировка).

Задание 2. Характеристики цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов путем смешения.

Задания выполняются на отдельных листах.

     Материал: акварель. ФА-4. (2 часа)

     Цель: изучение возможностей акварели. Знакомство с понятиями «цветовой фон», «светлота», «насыщенность», ахроматическими, хроматическими, основными и дополнительными цветами.

     Задачи: учить составлять сложные цвета путем смешения. Выполнить упражнения на цветовые растяжки одного цвета с переходом от теплых до холодных оттенков.

Задание 3. Беседа о рисунке, как самостоятельной дисциплине в художественной школе. Знакомство с художниками А. Матисс, П. Пикассо. Знакомство с материалами. Методы работы карандашом. Понятия «линия», «штрих», «тон». Упражнения на проведение различных линий (вертикальных, горизонтальных и т.д.)

Материал: графитный карандаш. ФА-3. (2часа)

Цель: расширение знаний о роли и значении рисунка в процессе обучения. Знакомство с задачи курса по предмету «Рисунок».

Задачи: познакомить с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием, с организацией рабочего места обучающегося, его подготовкой к работе, правильной посадкой рисующих относительно постановки. Познакомить с приемами работы карандашом. Дать понятия «линия», «штрих», «тон».

Задание 4. Линейная композиция (пейзаж, город и.т.д) Повторение понятия «линия».

Материал: графитный карандаш. ФА-3. (2 часа)

Цель: Повторить понятие «линия». Выполнить композицию.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, добиться выразительности линий.

Задание 5. Знакомство с приемами работы акварелью.  Растяжки краской. Передача состояния дня. (Утро, вечер).

Материал: акварель. ФА-4. (2 часа)

Цель: изучение и закрепление навыков и умений, закрепление знаний возможностей и характеристик цвета.

Задачи: выполнить упражнения на растяжку одной краски от темного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного цвета.

Задание 6. Закрепление приемов работы акварелью. Выполнение работы по- сырому. (Например: осенний пейзаж, осенний натюрморт и т.д.) 

Материал: акварель. ФА-3. (2 часа)

Цель: использование возможностей акварели.

Задачи: освоить метод работы по сырому. Получить переходы из одного цвета в другой.

Задание 7 Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

Материал: гуашь, ФА 3. Цель: Продолжение знакомства с сюжетной композицией.

Задачи: Закрепление понятий композиция, композиционный центр, повторение законов композиции. (10 часов)

Задание 8. Рисование животных.  Понятие фактура, статика, динамика. Знакомство с художниками: В.А Ватагин, Е.И. Чарушин.

Материал: графитный карандаш. ФА-3. (4 часа)

Цель: Дать понятия фактура, статика, динамика.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, показать фактуру, композицию выполнить в динамике или статике.

Задание 9 Композиция на тему конкурса. Композиция выполняется в цвете.

Материал: гуашь, ФА 3. Цель: Продолжение знакомства с сюжетной композицией.

Задачи: Закрепление понятий композиция, композиционный центр, повторение законов композиции. (10 часов)

Задание 10. Отработка приемов работы акварелью, виды мазков. Знакомство с художником В. Ван Гогом. Выполнение сюжетной композиции (пейзаж и т.д.)

Материал: акварель. ФА-3. (4 часа)

Цель: использование приемов работы акварелью, виды мазков. Закрепление понятий – основной, составной цвет, сюжетная композиция.

Задачи: отработать основные приемы: заливка, лессировка, мазок. Учить последовательно вести работу, получать оттенки единого цвета.

Задание 11. Натура. Наброски с фигуры человека. (2 часа)

Материал: графитный карандаш. Цель: знакомство с работой над натурой, выработка умения анализировать натуру. Развитие руки и глаза обучающихся.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, передать основные пропорции человека.

Задание 12. «Зимний пейзаж» с использованием фигуры человека. Или композиция на тему конкурса. (10 часов)

Материал: акварель, гуашь. Цель: проверка теоретических знаний у обучающихся. Выполнение «Зимнего пейзажа» с использованием фигуры человека.

Задачи: применить полученные знания при выполнении композиции.

Задание 13. Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

Материал: гуашь, ФА 3. Цель: Продолжение знакомства с сюжетной композицией.

Задачи: Закрепление понятий композиция, композиционный центр, повторение законов композиции. (10 часов).

Задание 14. Наброски цветом фигуры человека. (2 часа)

Материал: акварель. Цель: продолжение знакомства с работой над натурой, выработка умения анализировать натуру. Развитие руки и глаза учащегося.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, передать основные пропорции человека.

                                                         Модуль 2.

Задание 15. Понятие стилизация.  Стилизация природных форм

(Цветы, деревья, насекомые и. т д) Варианты декора

Материал: графитный карандаш, гелиевая черная ручка. ФА-3. (2 часа)

Цель: знакомство с понятием   стилизация. Изучить варианты декора, выполнить упражнение.

Задание 16. Повторение понятия стилизация. Выполнение композиции  

(Натюрморт, пейзаж, подводный мир)    

Материал: графитный карандаш, гелиевая черная ручка ФА-3. (6 часов)

Цель: Закрепление пройденного материала.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, используя варианты декора.

Задание 17. Декоративный натюрморт «Пасхальный» с одним простым предметом быта цилиндрической формы на светлой цветной драпировке. Знакомство с художниками: И.И. Машков, А.В. Куприн. Лепка формы, цветотональные отношения. Закрепления навыков работы гуашью.

Материал: акварель. ФА-3. (12 часов)

Предмет достаточно темный. Освещение боковое теплое (софит).                                                                          

Цель: лепка формы цветом с учетом светотени. Передача объема предмета и пространства.

Задачи: выявить четкие тональные и цветовые отношения предмета и фона. Вылепить формы цветом, решить силуэт предмета и цветовые полутона. Передать пространство контрастами переднего плана.

Задание 18. Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

Материал: гуашь, ФА 3. (10 часов). Цель: Продолжение знакомства с сюжетной композицией.

Задачи: Закрепление понятий композиция, композиционный центр, повторение законов композиции.

Задание 19. Знакомство с цветными карандашами. Смешивание цветов.

Выполнение композиции (натюрморт, пейзаж, подводный мир и.т.д.)

Материал: цветные карандаши. ФА-3. (8 часов). Цель: знакомство с цветными карандашами.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, добиться выразительности линий, передать пространство.

Задание 20. Знакомство с углем. Выполнение композиции углем. (Натюрморт, пейзаж, подводный мир и.т.д)

Материал: уголь. ФА-3. (8 часов). Цель: знакомство с мягким материалом.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, добиться выразительности линий, передать пространство.

Задание 21. Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

Материал: гуашь, ФА 3. (10 часов). Цель: Продолжение знакомства с сюжетной композицией.

Задачи: Закрепление понятий композиция, композиционный центр, повторение законов композиции.

Задание 22. Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный силуэт и характер. Знакомство с понятиями «пропорция», «симметрия». Представление о конструкции предметов.

Материал: графитный карандаш. ФА-3. (4 часа) Цель: знакомство с понятиями «пропорция», «симметрия».

Задачи: дать представление о конструкции предмета, грамотно закомпоновать изображение в листе, построить предметы с учетом перспективных сокращений.

Задание 23. Буквица. Выполнение первой буквы своей фамилии или имени.

Материал: графитный карандаш, гелиевая ручка. ФА-3 или ФА 4. (2 часа)

Цель: познакомить с написанием буквицы.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, правильно выполнить декор на буквице.

Задание 24. Композиция на тему конкурсов. Композиция выполняется в цвете.

Материал: гуашь, ФА 3. (10 часов). Цель: Продолжение знакомства с сюжетной композицией.

Задачи: Закрепление понятий композиция, композиционный центр, повторение законов композиции.

                                       Календарный учебный график

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени (по месяцам)

Модуль 1

Сентябрь - декабрь

Модуль 2

Январь - май

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- основные средства художественной выразительности в живописи: линия, тон, форма,

перспектива, цвет.

- общие правила изображения предмета;

- общие правила построения фигуры человека;

- общие правила смешивания цветов.

Учащиеся должны уметь:

- владеть материалами и инструментами;

- выполнить самостоятельно   натюрморт из 2 предметов;

- грамотно располагать предметы в листе (компоновка);

- точно передавать пропорции предметов;

- владеть конструктивным анализом формы по аналогии простым геометрическими  

формами;

- уметь поставить предметы на плоскость;

- передавать объем предметов с помощью цвета;

- передавать объем предметов с помощью тона;

- передавать пространство 2-3-х планов, материальность предметов;

- уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;

- укладываться в заданные сроки выполнения работы.

4.Формы и методы контроля

   

  Программа также включает в себя следующие виды контроля:

Предварительный (входной) контроль. Осуществляется в начале учебного года для определения уровня развития детей, их творческих способностей. Проводится в виде беседы, опроса, тестирования, анкетирования.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года. Данный контроль осуществляется путем педагогического наблюдения, тестирования, творческих и практических заданий.

Промежуточный контроль проводится по окончании модуля, что позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, результаты обучения. Проводится в виде: контрольного задания, зачѐта, самостоятельной работы.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результатов обучения. Степень выполнения поставленных задач. Для осуществления данного вида контроля организуются: выставка работ, конкурс.

   Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и предполагает оценочную систему. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу.

 

4.1.Критерии оценки:

- 5 баллов - особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена;

- 4 балла - полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Учащийся хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении;

- 3 балла - при выполнении задания есть несоответствия требованиям; уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Учащийся допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта;

- 2 балла - полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а преподавателю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.

                                       

                            5.Методическое обеспечение учебного процесса

    Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.

   Одна из целей преподавания искусства- развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития умения сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

    Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению.

    В процессе обучения учащиеся знакомятся с выдающимися мастерами изобразительного искусства, такими  как А. Матисс, П. Пикассо, В. Ван Гог, И. Машков  и.т.д

   В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение, творчество.

  Многообразии видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

   Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

  Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

   Периодическая организация конкурсов, выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей.

    На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, цветные карандаши, мелки, уголь и.тд).

    От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

   Наряду с основной формой организации учебного процесса- уроком- возможно проведение экскурсий в художественный и краеведческий музей.  Использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях.

 Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, игр и художественных произведений для детей.

   Активизировать художественную деятельность помогает игра. В процессе игры преподаватель воздействует на обучаемых с целью достижения учебных целей в процессе мотивированного общения. Игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки. Игра помогает адаптации и развитию детей, снижает тревожность, создает у них положительный настрой в процессе обучения и воспитания.

                              6.Список рекомендуемой литературы

6.1 Литература для преподавателя:

1.Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004.

2.Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

3.Все о технике: цвет. Справочник для художников.  - М.: Арт-Родник, 2002.

4. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников.  - М.: Арт-Родник, 2004.

5. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.

6. Изобразительное искусство. 5-7 классы: Обучение основам изобразительной  грамоты. Конспекты уроков / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. -  132 с. - Библиогр.: с. 131.

7. Логвиненко Г.М.    Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов      вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.:с. 144.

8. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб, пособие для    студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б.    

9. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

10. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. -

176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

11. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост.В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.

12. Пьянкова Н.И.    Изобразительное искусство в современной школе. - М.:  Просвещение, 2006.

13. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. –  Ростов н/д: Феникс, 2007.

14. Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в  начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).

     

6.2 Литература для родителей и учащихся:

1.Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

2.Все о технике: цвет. Справочник для художников.  - М.: Арт-Родник, 2002.

3. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников.  - М.: Арт-Родник, 2004.

4. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.

5.Мелик-Пашаев А.А.    Художник в каждом ребенке: Цели и методы

художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. -

176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

6. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.

7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.

8. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

9.Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996

10.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005

                              7.Список использованной литературы

I. Нормативные акты, документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Концепция развития дополнительного образования детей

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 (СанПиН 2.4.4.3172-14)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09. 2009 № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

6. Приказ Департамента образования и молодежной политики от 06.03.2014 № 229 «Об утверждении Концепции дополнительного образования и молодежной политики в  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

II. Книги

       7. Костерин Н.П.Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности. -М.: Просвещение, 1984.-240с.

    8.Ломоносова, М.Т. Графика и живопись: учебное пособие/ М.Т Ломоносова. -М.: Астрель: АСТ, 2006.-202с.

 9. Логвиненко Г.М.    Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов      вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.:с. 144.

         10. Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в  начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).

     11.Чернецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня.-М.: Просвещение, 1991.-159с.

    III. Электронные ресурсы:

       12. Инфоурок. Урок "Занятие что такое живопись".[Электронный ресурс]. Режим доступа:   https://infourok.ru/urok-zanyatie-chto-takoe-zhivopis-375832.html.

            13. Контент- платформа  Pandia.ru. Развитие способности эмоционального восприятия

художественного образа картины в процессе обучения изобразительному искусству. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/340/25141.php

           14 Творческая мастерская с Мариной Трушниковой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izo-life.ru/sekret_akvarel/

Приложения

Приложение 1

                           Система оценивания: Диагностика.

1 балл- низкий уровень. Учащийся обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, не знает терминологию, не разбирается в видах изобразительного искусства, не владеет материалами и инструментами.

 Ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью учителя. Не умеет применять свои идеи для создания композиции, не умеет искать и отбирать дополнительную информацию.

2 балл- средний уровень.  Основной программный материал учащийся знает не твердо, путается в терминологии, частично разбирается в видах изобразительного искусства, ответ дает не полный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса, обучающийся частично владеет материалами и инструментами. Составляет несложную композицию, но не без помощи учителя, частично умеет искать и отбирать дополнительную информацию.

 3 балл- высокий уровень- учащийся полностью овладел программным материалом, дает четкий и правильный ответ, знает терминологию и разбирается в видах изобразительного искусства, грамотно владеет материалами и инструментами, составляет самостоятельно композицию в единое целое и самостоятельно умеет искать и отбирать дополнительную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможные приёмы педагога дополнительного образования по изобразительному искусству и живописи по сбережению здоровья учащихся.

В материале даны примеры возможных приёмов по здоровьесбережению на уроках изобразительного искусства и живописи в дополнительном образовании и приведён список литературы по здоровьесбережению....

Дополнительная образовательная программа "Изобразительное искусство"

Данная программа являетя модифицированной и  составлена   на основе    художественно – экологической программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой. Содержание программы нацелен...

Программа дополнительного образования Направление: Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное творчество.

Программа дополнительного образования Направление: Изобразительное искусство,Декоративно-прикладное творчество.СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫКРУЖОК «МОЗАИКА»:Программа ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка»

Программа дополнительного образования "Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка"...

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и  актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...

Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Малахитовая шкатулка. Легенды южного урала"

В 4 классе основной задачей приобщения детей к искусству является знакомство и формирование представлений о многообразии художественного наследия своего родного края.Предания и легенды о Земле Уральск...