Консультация для педагогов ДОУ "Проектная деятельность. История Аргентины".
консультация на тему

Аверьянова Александра Петровна

Данный материал использовался в общесадовском проекте "Перекрестный год культуры стран Аргентины и России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_argentiny.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Музеи Аргентины».

Консультация для педагогов ДОУ.

Подготовила педагог дополнительного образования Аверьянова Александра Петровна.

2014-2015 уч. год.

               КУЛЬТУРА

                   Креольско-метисная культура Аргентины, сложившаяся в колониальный период, в результате последовавшей иммиграции испытала сильное воздействие культурного наследия многих европейских народов. В стране сформировался специфический культурно-этнический облик с европейским оттенком, который отличает Аргентину от других стран Латинской Америки.

В городах Аргентины, особенно в крупных, непосредственные следы традиционной народной культуры теряются среди множества других, самых различных по времени и происхождению культурных напластований. Выявить самобытность крупных городов вообще довольно трудно. Это относится в Аргентине, прежде всего к Буэнос-Айресу.

У жителей Буэнос-Айреса, или у «портеньос», как их здесь называют, самобытность, по мнению самих аргентинцев, состоит в отсутствии таковой. У этой шутки есть, может быть, серьезные основания, если смотреть на Буэнос-Айрес глазами местных жителей. Однако нельзя не признать, что в так называемой космополитизации Буэнос-Айреса есть несомненно своя самобытность. Большинство буэносайресцев – иммигранты во втором и третьем поколениях. Они до сих пор поддразнивают друг друга национальностью своих предков. Гальего (прозвище испанцев в Аргентине) посмеиваются над русо (евреем). Русо насмехается над тано (итальянцем), а тано в свою очередь высмеивает гальего. Но иногда за шуткой скрывается реальная «иерархия» в социальном положении выходцев из разных стран Европы. Типичного портеньо можно найти в социальной прослойке, состоящей в основном из лавочников, мелких промышленников и клерков. К краткому перечню наиболее характерных черт портеньо относится использование своеобразного языка, колеблющегося между испано-итальянским диалектом, первоначально развившимся в низших слоях населения, и испанским языком; любовь к пребыванию в различных кафе, где развлекаются игрой в кости или бильярдом; пристрастие к асадо – мясу, зажаренному на слабом огне (обычай, который горожане переняли у гаучо); любовь к мате – латиноамериканскому чаю, появившемуся сначала в Парагвае, но настолько прижившемуся в Аргентине, что теперь ни у кого не вызывает удивления, например, ироническое замечание французского писателя Раймона Кено: «Пейте мате – и вы превратитесь в аргентинца». Последнее, но далеко не маловажное обстоятельство из перечисленных выше – это благоговение перед танго, которое портеньо считает чуть ли не самой высшей формой музыки. Но у буэносайресцев много и таких черт, которые роднят их с жителями других городов страны.

В условиях Аргентины, где господствует система крупных латифундий, сельское население рассредоточено на обширной территории и сильно разобщено. Характерным типом сельского расселения являются не деревни-поселки, а поместья-эстансии. Но именно в поселках («пуэблос» и «побласьонес») наиболее живучи традиционные формы материальной и духовной культуры.

Современный быт и фольклор аргентинских крестьян возникли из индейско-испанской основы, на которую легли элементы европейского, а в дальнейшем и латиноамериканского происхождения. Кроме того, в сельский быт, начиная с колониального периода, проникают новые веяния из городов. К подобного рода «новшествам» относятся огнестрельное оружие, предметы домашнего обихода и утварь из современных материалов, синтетические ткани, медикаменты, средства транспорта (более всего велосипед), газированные напитки и др. В области духовной культуры – это современные развлечения и продукция «массовой» культуры. Они вытесняют понемногу то самобытное, что было свойственно жителям различных уголков страны. Но, тем не менее, до сих пор традиционная сельская культура отличается от городской большим своеобразием и региональными различиями.

Тип жилища в сельской местности меняется в зависимости от района. Дома владельцев эстансий и фермерские усадьбы вплоть до конца XIX – начала XX в. строились в «колониальном» стиле с просторным внутренним двором – патио. В последние десятилетия хозяева поместий и их управляющие строят современные дома из обожженного кирпича. Жилища, или ранчо, бедняков до сих пор сооружают из адобы с крышей из красной черепицы и земляным полом. Кухни или очаги стоят отдельно от жилого помещения. В наши дни крестьяне строят дома наподобие лачуг городских предместий – из жестяных керосиновых баков, гофрированной жести, фанеры и мешковины.

Наряду с этим на севере Аргентины сохранились индейские «пиркас» - постройки из камня сухой кладки, без применения раствора. В Пампе жилье делают часто из ветвей или из жердей, с крышей из тростника или травы. На юге традиционным крестьянским жилищем стала «ля рука» - хижина арауканов типа шалаша. С первых же лет испанского завоевания среди сельского населения широкое распространение получила индейская шерстяная накидка – пончо, которая была и традиционной одеждой аргентинских ковбоев – гаучо. Она оказалось очень удобной при верховой езде, заменяя в хорошую погоду шарф, в плохую – плащ. Во время ночлега пончо служило одеялом. Своеобразная одежда гаучо вообще отличалась живописностью: большая домотканая шаль (индейское пончо) надевалась поверх короткой испанской куртки, а индейский передник – чирипа, часто украшенный серебряными монетами, висел поверх широких подпоясанных штанов, прикрепленный к поясу массивной пряжкой. В наши дни костюм пастуха намного проще и мало чем отличается от обычной крестьянской одежды: шаровары, поверх них рубаха с широким кожаным поясом, платок на шее, неизменное пончо, альпаргаты (матерчатые сандалии) или сапоги из сыромятной кожи. На голове шляпа с широкими полями и неглубокой тульей. Распространены шляпы фабричного производства, фетровые и из соломы. Женщины в большинстве своем перешли на европейскую одежду, только более дешевую и пеструю: простое платье, юбка с кофтой, на голове – платок или шаль. Обычно обувью в северных районах области Анд служат индейские сандалии – охотас. Со временем кожа гуанако на их подошвах была заменена коровьей, а в XX веке в качестве подошвы стали широко использовать куски автомобильных шин.

Излюбленная национальная пища аргентинцев – жареное мясо. Более всего предпочитают асадо – мясное филе, жаренное на углях, и чурраско – мясо, жаренное на вертеле. До сих пор в рационе деревенских жителей преобладают блюда из традиционных индейских продуктов: маиса, маниоки, картофеля, бобов, шишек араукарии, мучнистых стручков альгарробы. В повседневное меню входит обычно варево из разных круп. Интересно, что точно такие же деревянные ступки для кукурузных зерен, которыми пользуются сейчас деревенские женщины, иногда обнаруживают в «антигуалес» - развалинах доколумбовых жилищ.
Традиционным национальным напитком крестьян остается мате. Впервые, еще с давних времен, его стали приготовлять индейцы гуарани, превратившие питье мате в ритуальную церемонию. Мате по достоинству оценили и пристрастились к нему аргентинские гаучо. Эта горьковатая, терпкая на вкус горячая жидкость действует освежающе и ободряюще. Она оказалась незаменимым средством утоления жажды и снятия усталости после долгой верховой езды по степи. По тонкости и обязательности соблюдения целого свода правил приготовление, и медленное потягивание мате у гаучо могло бы соперничать с известной церемонией японского чаепития. В то же время в наши дни, как пишут очевидцы, по обеим сторонам Рио-де-Ла-Платы можно часто встретить людей, которые пьют мате просто для утоления жажды, в том числе во время путешествия в поезде, наливая его из термоса в алюминиевую чашку.

В индейских общинах используются доиспанские приемы возделывания многих сельскохозяйственных культур. То же относится и к технике рыбной ловли на реках в Чако и у побережья океана.

Народно-прикладное искусство развито в тех районах Аргентины, где наиболее сильны индейские традиции. В каждом из них народные умельцы специализируются на каких-то определенных видах ремесла. Провинция Тукуман славится своими красочными ткаными коврами и одеялами, разнообразными предметами из выделанной кожи. От индейцев матако идет распространенное не севере Аргентины производство глиняных сосудов самой разной формы и размера – от маленьких горшков до больших кувшинов для хранения и перевозки холодной воды. Формоса известна своими мастерами по плетению сомбреро. В Пампе распространены изделия из кости и кожи. Разнообразной мелкой пластикой культового назначения из дерева, керамики, кости, соломы отличается прикладное искусство провинции Корриентес.

Кустарное ремесло продолжает как бы две линии – индейскую и испанскую. Индейские приемы особенно четко обнаруживаются в гончарстве и плетении корзин, сомбреро, циновок и т. д. В ткачестве используются испано-креольские традиции. Самодельные ткацкие станки индейского происхождения вытесняются усложненными современными станками с горизонтальной основой. В том и другом случае натуральные красители (древесная кора, листья, коренья, минеральные порошки) заменяются более удобными синтетическими красителями.

Национальный испанский язык Аргентины во многом отличается от испанского языка самой Испании. В Аргентине в новых природно-хозяйственных и этнокультурных условиях испанский язык обогатился новыми словами и оборотами, а также своеобразными смысловыми изменениями. В национальный язык аргентинцев вошло множество индейских названий и понятий. Позже пришли заимствования из итальянского, португальского, французского и других европейских языков.

Особая роль в формировании национального испанского языка Аргентины, как и национальной культуры в целом, принадлежала гаучо. Изображение их жизни стало основной темой специфической для Аргентины так называемой литературы гаучо, относящейся к одной из ярких страниц аргентинской культуры. Сохранились и традиции народных песенников – пайядоров, без которых и сейчас не обходится ни один обряд в сельской местности. Знаменитая поэма конца XIX века «Мартин Фьерро» Хосе Эрнандеса о трагической судьбе одного из представителей гаучо стала наиболее популярной среди такого рода литературы. Целые отрывки и отдельные выражения из нее заучивались наизусть, перекладывались на музыку. Таким образом, немалая часть лексики и речевых оборотов выразительного языка гаучо вошла в активный словарный фонд населения Аргентины. В народной аргентинской музыке, песнях и танцах отразилось влияние индейских обрядовых мелодий и ритмов, хотя наиболее сильное воздействие на них оказала музыкальная культура испанских поселенцев. Особой оригинальностью отличалось музыкальное и устное поэтическое творчество гаучо. Большой любовью пользовались бродячие музыканты-импровизаторы, так называемые паядоры, воспевавшие в своих песнях-куплетах под аккомпанемент гитары подвиги гаучо во время освободительных битв. В протяжных и грустных напевах гаучо выражали свою любовь, тоску и одиночество. Танцы гаучо своей красотой, необыкновенной выразительностью, как и удивительное мастерство в верховой езде, прославили их на весь мир. В народе широко распространены групповые танцы. Большинство их – «Гато» (кот), «палома» (голубка) – имеют живой, энергичный темп. Известный национальный танец «перикон» сопровождается музыкой и пением. В индейских общинах сохраняются и групповые ритуальные танцы.

Среди народных музыкальных инструментов наряду с гитарой и мандолиной продолжают жить индейская флейта сику и индейский барабан культрун. Распространенный на северо-западе страны, музыкальный инструмент «ля каха» ведет свое происхождение от испанского тамбурина. «Ля каха» обычно сопровождает пение «коплас» (куплетов), особенно во время карнавала. Причем сами коплас (несмотря на наличие в них местных словечек), как и манера их музыкального сопровождения, ведут начало от испанских романсов XV – XVI веков. Источник: southamerica-trophy.ru

 Культурные учреждения. К крупнейшим музеям Аргентины относятся Национальный музей изящных искусств (осн. 1895), Национальный исторический музей (осн. 1889), Музей Митре (осн. 1907), Аргентинский музей естественных наук «Бернардино Ривадавия» (осн. 1823), Музей испано-американского искусства «Исаак Фернандо Бланко» и Национальный музей декоративного искусства; все они находятся в столице. Следует упомянуть также естественноисторический Музей Ла-Платы, замечательный Муниципальный музей изящных искусств в Росарио. В Буэнос-Айресе находятся крупнейшие библиотеки страны – Национальная библиотека (осн. 1810), в которой насчитывается ок. 700 000 книг и рукописей, и Центральная библиотека «Хуан Хосе Монтес де Ока» (осн. 1863).

Центрами культурной жизни Аргентины являются университет Буэнос-Айреса, Национальный музей изящных искусств и театр «Колон». Кроме того, существует ок. 25 частных театров и огромное количество экспериментальных театров. В стране функционирует также более 1600 кинотеатров.

Национальный исторический музей Аргентины

Национальный исторический музей (исп. Museo Histórico Nacional) расположен в Сан-Тельмо, районе города Буэнос-Айрес. Музей посвящён истории Аргентины, прежде всего периоду Майской революции и войны за независимость Аргентины Музей был основан мэром Буэнос-Айреса Франсиско Сеебером 24 мая 1889 года под названием Столичный исторический музей (исп. Museo Histórico de la Capital). Первым директором музея, открытого 15 февраля 1891 года, стал Адольфо Карранса. Часть коллекции музея составили пожертвования потомков героев Майской революции и войны за независимость, остальные экспонаты были переданы Народным музеем. Поскольку экспозиция музея охватывала не только историю столицы, то было решено переименовать его в Национальный исторический музей. В 1897 году музей переехал из муниципального здания, где теперь располагается Ботанический сад, в здание, находящееся в государственной собственности, на территории парка Лесама, где и находится и по сей день. В 1997 году здание по улице Дефенса, 1652, где располагается основная экспозиция музея, было признано национальным историческим памятником В музее выставлены предметы, связанные с выдающимися событиями и личностями в истории Аргентины, прежде периода Майской революции и войны за независимость. Здесь хранятся вещи Хосе де Сан-Мартина, Мануэля Бельграно, Бартоломе Митре, картины Прилидиано Пуэйрредона и Кандидо Лопеса,старинные книги и литографии, религиозные картины и скульптуры, флаги, старинное оружие и военная униформа,мебель, музыкальные инструменты, одежда и предметы быта аргентинцев прошлых веков. Национальный исторический музей имеет 30 залов и библиотеку. Штат рабочих составляет 33 человека, годовой бюджет — 1,5 млн. аргентинских песо.

Наиболее популярные музеи Аргентины:

 Музей археологии Альта-Монтана-де-Сальта (МААМ) (Сальта)

Национальный музей изобразительных искусств (Буэнос-Айрес)

Музей детей (Буэнос-Айрес)  детский городок

Salta Cabildo (Сальта)  специализированный музей

Museo Palacio Ferreyra (Кордова)  специализированный музей

Музей природных наук Ла-Платы (La Plata)  специализированный музей https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g294266-Activities-c49-Argentina.html

                                                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Консультация "Задачи педагога - музыканта, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности детей"

Педагогическое сотрудничество в музыкальном развитии ребёнка выдвигает определённые требования, предъявляемые к педагогу-музыканту, воспитателю, родителям....

Консультация для педагогов "Рекомендации специальных педагогов по формированию и организации учебной деятельности у учащихся с ОВЗ".

Данная консультация разработана специальными педагогами (логопед, психолог, социальный педагог) и предназначена для педагогов, работающих с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьм...

Консультация для педагогов "Вовлечение родителей имеющих детей с "ОВЗ" в проектную деятельность ДОУ.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ....

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство формирования начал экологичесой культуры у дошкольников"

Экологический театр - это новое направление в работе детского сада, целью которого является помочь ребенку обрести статус экологически воспитанного человека....

Консультация для педагогов - "Театрально – игровая деятельность в системе коррекционного процесса"

Театрально – игровая деятельность в системе коррекционного процесса...

Консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности".

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....