Комплексная модульная программа внеурочной деятельности
методическая разработка по теме

Меркулова Елена Васильевна

 Программа охватывает основные направления внеурочной деятельности школы.Особенностью реализации  данной Программы является то, что предусматриваемые занятия проводятся таким образом, чтобы учитывать физическое состояние и процесс реабилитации детей в лечебном учреждении. В детском санатории ребёнок в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущает собственную независимость от взрослых. Здесь ослабевают влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбор позиции. Особенностью реализации  данной Программы является то, что предусматриваемые занятия проводятся таким образом, чтобы учитывать физическое состояние и процесс реабилитации детей в лечебном учреждении. В детском санатории ребёнок в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущает собственную независимость от взрослых. Здесь ослабевают влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбор позиции. Программа охватывает основные направления внеурочной деятельности школы. Особенностью реализации  данной Программы является то, что предусматриваемые занятия проводятся таким образом, чтобы учитывать физическое состояние и процесс реабилитации детей в лечебном учреждении. В детском санатории ребёнок в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущает собственную независимость от взрослых. Здесь ослабевают влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбор позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная модульная

образовательная программа

«Внеурочная деятельность учащихся

на ступени начального, основного

 общего образования»

Комплексная модульная образовательная программа внеурочной деятельности

Программа составлена на базе Комплексной образовательной модульной программ внеурочной деятельности.  Автор – составитель М.А. Тыртышная.

Составитель старший воспитатель Меркулова Е.В.

Пояснительная записка 

          Программа внеурочной деятельности учащихся на ступени начального, основного общего образования Государственного бюджетного учреждения Здравоохранения города Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 Департамента здравоохранения города Москвы» разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. 

Специфической особенностью детских санаториев является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно – образовательным процессом. На базе хорошо поставленной педагогической работы, рационально сочетающейся с лечебно- профилактической работой, в санатории возможна успешная реабилитация больных детей.  

Программа содержит комплекс различных по сложности и содержанию форм и методов работы, моделирующих ситуаций, позволяющих научиться ребёнку, подростку делать выбор с опорой на общечеловеческие ценности.

Программа охватывает основные направления внеурочной деятельности школы, предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня совместно с детьми внеурочной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.

Программа предусматривает организацию и проведение в разновозрастных группах школьников разнообразных занятий, способствующих развитию у них навыков конструктивного общения, умений взаимодействовать в группе, ценностных отношений к другим людям, к своей родине, к природе, к знаниям.

Особенностью реализации  данной Программы является то, что предусматриваемые занятия проводятся таким образом, чтобы учитывать физическое состояние и процесс реабилитации детей в лечебном учреждении. В детском санатории ребёнок в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущает собственную независимость от взрослых. Здесь ослабевают влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбор позиции.

Внеурочная деятельность в санатории, таким образом, позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед  ребёнком младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием этих детей. Эта особенность внеурочной деятельности положена в основу данной образовательной программы.

Содержание работы воспитателя может быть самостоятельно выбрано  как вектор работы по одному направлению или ступенчато в движении от первого уровня воспитания к видимым социальным эффектам.

        Цель программы.

Создание благоприятных условий для социально – педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем, повышение  эффективности лечебно – восстановительного процесса,  развития их личностного потенциала, содействие формированию человека  культуры, через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.

 

Задачи программы.

 1.Обеспечить комплекс условий, способствующих повышению психического и эмоционального тонуса  оздоравливающихся детей.
        2.Содействовать физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время.
        3.Способствовать оптимизации жизнедеятельности временного коллектива.

4.Развивать базовую  культуру воспитанника.

5.Социализация, посредством создания условий для самореализации детей и подростков в различных видах деятельности.

         6. Приобретения конкретного социального опыта.

       

        Принципы программы.
       

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию воспитательной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье воспитанников).

Принцип триединого представления о культуре здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

Принцип непрерывности и преемственности (работа проводится в санатории  каждый день с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в лечебно-воспитательной работе).

Личностно – ориентированный подход к  воспитаннику.

Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов воспитания.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом, для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом, является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.

       Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля совместно с родителями  (получение обратной связи).

Особенности личности и поведения детей, с ослабленным здоровьем.

Часто болеющие дети

Когда человек (не только школьник, но и взрослый) не может справиться с какими-либо проблемами, организм начинает «защищаться», например, болеть. Переживание неуспеха проявляется не только в сниженном настроении, но и в различных заболеваниях. 
В отечественной медицине часто болеющим считается ребенок, который переносит ОРВИ четыре и больше раз в год. Длительно болеющие (по 10–14 дней) тоже могут быть отнесены к этой группе. Заболеваемость влияет на учебный процесс и успешность освоения знаний каждым учеником. Собственно, любое хроническое заболевание может спровоцировать проявление школьной дезадаптации – как в виде снижения успеваемости (ребенок часто учится заочно), так и в виде нарушенных отношений со сверстниками. Болеющие дети выпадают из коллектива, связи с одноклассниками либо не устанавливаются, либо оказываются очень слабыми, так как за время, пока ученик не посещал занятия, в школе происходили какие-то события, которые повлияли на взаимоотношения ребят.                     Наш санаторий уделяет  
серьезное  внимания вопросам нефрологии в связи с высокой инвалидизацией детей с болезнями почек. Продолжающийся рост патологии мочеполовой системы, особенно у подростков определяет актуальность восстановительного лечения на различных этапах медицинской реабилитации, в том числе санаторном.                                             Также одним из направлений детской восстановительной медицины нашего санатория является оздоровление часто болеющих детей.    

Особенности нервной системы детей с ослабленным здоровьем

Кроме факторов среды, на дезадаптацию могут влиять физиологические и психологические особенности самого ребенка, а также внутрисемейная ситуация и воспитательные воздействия родителей.
Физиологические причины.  Часто болеющие дети плохо справляются с нагрузками, как эмоциональными, так и интеллектуальными. У них наблюдаются следующие изменения в центральной и вегетативной системах:
1. Произвольная деятельность ученикам этой группы дается с большим трудом. 
2. Повышение тонуса мышц, что свидетельствует о напряженности человека, тревоге.
3. Увеличение притока крови к мозгу при интеллектуальной нагрузке, при этом снижается кровоотток, повышается внутричерепное давление. Ребенку тяжелее учиться и контролировать свое поведение.
4. Появление вегетативных расстройств. Поражение сердечно-сосудистой системы приводит к общему снижению работоспособности, колебаниям настроения и отсутствию желания учиться. Часто у таких детей развивается энурез. Такие дети очень зависимы от погоды, и бывает, что в ветреные и дождливые дни просто спят за партой.                                        Тяжелые заболевания – могут возникнуть на фоне хронического стресса, когда ребенок не может справиться со школьными проблемами, замыкается в себе и начинает переживать их в одиночку. Поэтому важно не только помогать школьникам решать проблемные ситуации, но и развивать у них навыки самостоятельного преодоления трудностей.

Внутрисемейная ситуация и воспитательные воздействия родителей

Неутешительна статистика по составу семей, чьи дети повторно госпитализировались по поводу простудных заболеваний, нарушений мочеполовой системы. В полных семьях проживают лишь 38,5% детей, из них 13,5% воспитывались неродными родителями (12% – отчимом, 1,5% – мачехой). Из оставшегося количества детей 21,8% имели формально «полную» семью, у 5,13% семья была в стадии распада, 53,3% проживали в неполных семьях, из них каждый третий ребенок воспитывался прародителями и 7,7% детей воспитывались одинокими матерями. Обращает на себя внимание низкий образовательный уровень родителей: высшее образование имели только 9% матерей и 18,6% отцов. 26% родителей указали, что не имеют постоянного заработка. Только 30% семей едва могли удовлетворить базовые потребности ребенка, причем достигалось это за счет высокой профессиональной активности родителей. Так, продолжительность рабочего дня у 43,7% родителей составляла более 8–10 часов, а 29,2% родителей вынуждены были совмещать работу в нескольких местах. Все они имели неблагоприятные жилищно-бытовые условия: недостаточную жилую площадь (62,2%), проживали в ветхом жилом фонде (20%), на частных квартирах и в общежитиях (16%). Напряжение внутрисемейных отношений усиливалось наличием вредных привычек у родителей (72%). Патологические стили воспитания были установлены в 97,8% семей. Своевременно не обращалась за медицинской помощью в случае заболевания ребенка каждая третья семья.

Причины возникновения частых инфекционных и хронических заболеваний у школьников

1. Стрессовая ситуация в школе и дома. Очень важно, чтобы ребенок не испытывал напряжения от учебы, при этом не имеет значения, в каком классе он учится, будь то первый или выпускной, поскольку сила иммунитета напрямую связана с активностью и устойчивостью нервной системы. На примере наших школьников мы видели, что дети, имеющие неадекватное, асинхронное развитие центральной нервной системы, начинают долго и сильно болеть. Наиболее часто встречались герпетическая инфекция, грибковая инфекция с поражением почек и желудочно-кишечного тракта.
2. Несоблюдение режима дня. Родители часто болеющих детей не придают значения сну и прогулкам. Зачастую невнимательного, неуспевающего ребенка заставляют делать уроки сразу после обеда. Ученику любого класса нужна хотя бы сорокаминутная прогулка после школы. Подчас родители говорят: «В нашей отравленной атмосфере гулять вредно». Но в любом городе с заводами и фабриками лучше отвести ребенка на детскую площадку, в парк или просто во двор для игры с мячиком или скакалкой, чем привязать его к стулу и заставить делать уроки сразу после обеда. Вы улыбнулись? Это история из нашей школьной практики. Родители не могли по-другому справиться с неуспевающим сыном. Никому из бабушек не приходит в голову лишить ребенка еды, но не все понимают, что ребенка также нельзя лишать движения и кислорода. Рекламируемые пищевые добавки с кислородом давать готовы, а вывести на улицу – нет. «Его потом трудно загнать обратно, усадить за уроки» – убийственные аргументы. 
3. Неадекватно подобранные дополнительные занятия. Это – продолжение предыдущего пункта. «Витамин» бега и прыжка – вот что поддерживает ребенка с незрелой нервной системой. Внутримозговые связи формируются быстрее, если школьник ходит в бассейн, на карате или танцы, и медленнее – если на иностранный язык или математику. Более того, энергетический заряд, который получает ребенок во время выполнения двигательных заданий, помогает ему потом справиться со школьными и домашними уроками.
4. Неоправданные ожидания родителей. Очень хочется растить отличника, чтобы тебя хвалили на родительских собраниях, ставили твоего ребенка в пример другим. Кажется, что ребенок уже так долго учится чему-то, а результат нулевой. И родители начинают его заставлять дольше делать уроки, больше читать – одним словом, «развиваться». А он живет в своем темпе, у него есть свой, индивидуальный темп развития, своя скорость перемен. Очень важно помнить об этом. 
5. Неправильное питание. Мы подробнее остановимся на этом пункте чуть ниже. Одно важно сказать: если ребенок много часов проводит вне дома, то прямая обязанность взрослого – обеспечить его сбалансированным питанием. Учитель просто обязан доносить до родителей сведения о том, кто и как питается в школе: кто отказывается от горячих завтраков, кто от обедов. Дома же необходимо воспитывать привычку есть горячую и сбалансированную пищу. Все дети хотят есть пирожные, чипсы и орешки. Но обязанность родителей – следить за тем, чтобы количество вредной пищи было минимальным. 
6. Принадлежность к группе часто болеющих с раннего детства. Иммунитет таких детей уже ослаблен. Нервная система привыкла реагировать на стресс болезнью. В первом классе у этих детей уже снижены мотивация к обучению, внимание и работоспособность, повышена тревожность. У них сформирована установка на неуспех. При хорошем интеллектуальном потенциале из-за неорганизованности они попадают в отстающие. В старших классах дезадаптируются за счет крайне низкой социальной активности и мотивации к обучению. Они не заглядывают в будущее, живут одним днем.
7. Игнорирование родителями рекомендаций по оздоровлению и закаливанию, укреплению иммунитета.

Проблемы обучения часто болеющего ребенка

Снижение мотивации к обучению. Ребенок привыкает к свободному распорядку дня. Во время болезни ему дают больше и чаще смотреть телевизор, играть на компьютере. В младших классах ему много читают, порой вслух, что развивает пассивность. Родители редко просят детей что-то рассказывать и пересказывать. В старших процесс обучения становится практически бесконтрольным. У родителей нет возможности сравнить уровень развития своего ребенка с уровнем развития его одноклассников. Болеющий ребенок не получает новых впечатлений, связанных с собственной жизнью, у него нет ориентации на среду. Его речь может быть обеднена как из-за малого опыта общения, так и вследствие недоразвития речевых центров из-за недостаточного мозгового кровообращения. Часто болеющие дети не включены в школьную жизнь, у них не формируются волевые процессы, учебные навыки.
Интеллектуальный уровень развития может оказаться низким из-за частых пропусков занятий. Это проявляется в узком кругозоре и бедности знаний, слабом развитии логических операций. Такие дети меньше читают, а из книг чаще выбирают те, которые вызывают максимум эмоциональных переживаний: комиксы, романы, детективы.
Моторный дефицит. Снижена как крупная, так и мелкая моторика. Крупная снижается из-за малоподвижного образа жизни. Мелкая – из-за того, что ребенок выполняет мало заданий, которые способствуют ее развитию (мало пишет, чертит, рисует…). Обилие медицинских процедур приводит к тому, что все силы взрослых уходят на контроль за их выполнением и на посещения врача. Родителям необходимо следить, чтобы во время болезни школьник был максимально включен в учебную деятельность, больше читал и занимался развивающими упражнениями (рисовал, писал, лепил, вырезал…).

 

Педагогические условия обеспечения жизнестойкости лечебно – образовательной модели.

Создание воспитывающего уклада жизни школьника в санатории.

  1. Смена в санатории длится 21день. В течение года организованы 16 смен, причем летом принимаются дети 4 заезда. С сентября по май, во время учебного года учащиеся получают базовое образование по программам общеобразовательных школ.

На протяжении всего периода пребывания оздоравливающегося ребёнка в санатории культивируется партнёрский, уважительный, доброжелательный стиль общения как между педагогами и детьми, так и внутри педагогического, медицинского и детского сообществ санатория через:

  • Личный пример администрации, педагогов, медицинского персонала, технического персонала учреждения, старших школьников.
  • Регулярное обсуждение проблем общения на планёрках, педагогических и медицинских консилиумах, родительских днях и внеурочных часах.
  • Выработку в детских сообществах правил общения.
  • Организацию воспитателями специальных занятий по отработку навыков конструктивного общения.
  1. Коллективная подготовка, проведение и анализ общих событий воспитательной направленности:
  • Заключительные концерты и спектакли в каждой смене.
  • Командные соревнования на призы санатория.
  • «Неделя памяти», посвященная Дню  Победы.
  • День семьи, день дружбы и др.
  • Межвозрастные игры на переменах и прогулках: коммуникативные, пантомические, подвижные и пр. игры, направленные на сплочение детей из разных отрядов, классов, снятие напряженности, создание атмосферы дружбы и общей радости.
  1. Поддержка и развитие традиций  и ритуалов санатория, вводящих в ребёнка в ритм лечебного учреждения, формирующих чувство причастности к тому, что происходит в санатории:
  • Представление отрядов в начале каждой смены.
  • Прощальные отрядные огоньки «Расскажи мне обо мне», который проводиться в конце каждой смены.
  • «Имена и именины», ежедневно обновляемый стенд, на котором появляется информация о днях рождения и именинах, значении тех имен детей, которые                                    приехали в санаторий.
  • Просмотр и обсуждение фильмов, которые взволновали ребят.

Реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности младших и средних школьников на уроке.

Воспитательный потенциал урока в образовательном учреждении реализуется через: побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений; постановку перед школьниками и обсуждение вместе с ними поведенческих, нравственных или социальных проблем, которые предстоит решать учащимся и т.п.

   

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших и средних школьников.

Для достижения результатов воспитания различного уровня в учреждении используются следующие виды внеурочной деятельности:

  • Проблемно – ценностное общение.
  • Познавательная деятельность.
  • Спортивно – оздоровительная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Творческая деятельность.
  • Воспитание толерантности.

Программа основывается на ценностных ориентирах:

  • воспитание в школьниках гражданственности и патриотизма (ценность Отечества);
  • воспитание в школьниках экологической культуры (ценность природы);
  • воспитания в школьниках миролюбия и неприятия насилия (ценность мира);
  • воспитания в школьниках трудолюбия (ценность труда);
  • воспитания в школьниках уважительного отношения к культурным традициям,            

  культурным ценностям, культуре поведения (ценность культуры);

  • воспитания в школьниках любознательности (ценность знания);
  • воспитания в школьниках гуманности, милосердия, сострадания (ценность других    

  людей);

  • воспитания в школьниках толерантности (ценность иных людей);
  • воспитание в школьниках стремления вести здоровый образ жизни (ценность

  собственного здоровья);

  • воспитание в школьниках чувств самопринятия, формирования адекватной самооценки, поддержка самореализации (ценность собственного внутреннего мира).

         Программа состоит из 10 модулей общим объемом 796 часов, все модули соответствуют одному из направлений работы во внеурочной деятельности. Это позволяет варьировать содержание внеурочной деятельности в зависимости от возраста детей, целей и планируемого уровня результатов воспитания.

        Модули программы:

     1.Дискуссионный клуб.

     2.«Я гражданин».

     3.«Игры разума» - интеллектуальные турниры.

  1.  « Как стать хорошим учеником».
  2. «Спортивная площадка».
  3. «Азбука здоровья»
  4. «Разноцветный мир».
  5. «Истории, которые учат миру».
  6. « Открой себя».
  7. Календарные праздники.

         

Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели. 
   Программа в целом, предполагает проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий со школьниками, дает возможность организовывать занятия крупными блоками в смешанных отрядах, учитывать возрастные особенности группы (младшие школьного возраста и среднего школьного возраста). Общее количество часов определяется в зависимости от содержания модуля  и форм работы.

Социальное партнёрство лечебно – образовательного учреждения с семьями воспитанников.

  • «Родительские субботы»: индивидуальные и коллективные консультации и беседы для родителей о проблемах санатория, детей и родителей.
  • Индивидуальные консультации педагогов и учителей для родителей, об освоении учебного материала и трудностей, связанных с учёбой.
  • Еженедельные выставки творческих работ для родителей.
  • Совместные с родителями праздники в конце каждого заезда.

Формирование детских временных коллективов.

    Детский коллектив является эффективным средством воспитания школьников и важной средой их развития. Временный детский коллектив формируется на основе следующих способов:

  • Инициирование и поддержка детского самоуправления, распределение сфер полномочий и ответственности между детьми в каждом отряде.
  • Игры и тренинги на сплочение детских коллективов, проводимые воспитателями.
  • Акция «Секретный друг», периодически проводимые в отряде для моральной и эмоциональной поддержки наиболее нуждающихся в этом детей: оказание незаметной, «секретной», помощи ребёнку в течении дня или всей смены, с последующим обсуждением итогов проведённой акции.
  • Установка шефства старшего отряда над младшим отрядом, строительство снежного городка, проведение новогоднего праздника, игры – викторины, кукольные спектакли и т.п. для малышей.

         

 Методическая работа, направленная на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания.

  1. Проведение педагогических советов, обучающих семинаров, мастер – классов, круглых столов, дискуссий по следующим проблемам воспитания:
  • «Воспитание в новом образовательном стандарте» (педсовет).
  • Каких результатов мы хотим достичь, внедряя программу внеурочной деятельности воспитательную работу санатория? (семинар).
  • «Как разработать программу внеурочной воспитывающей деятельности?» (семинар – практикум).
  • «Эффективные формы воспитательной работы в начальной и средней школе» (семинар).
  • «Приёмный ребёнок в группе» (взаимодействие педагогов с приёмными семьями).
  • «Интерактивные педагогические технологии в реализации ФГОС основного общего образования» (педсовет).
  • «Поведенческие риски, опасные для жизни и здоровья детей» (семинар – практикум).

      2.Регулярные собеседования старшего воспитателя с воспитателями, педагогами предметниками по вопросам планирования их работы в течении всего года ( 16 заездов круглогодично и реализации ими этих планов).

     3.Работа творческих микрогрупп педагогов начальной и средней школы по возникающим в течении смены проблемам воспитания, обсуждение особенностей детей каждой смены и выработка единого подхода к таким детям.

   

Тематическое планирование

Название модуля

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы активных занятий

1

2

3

4

5

Проблемно – ценностное общение

1

Дискуссионный клуб

32

20

12

1.1

Вводное занятие

2

2

-

1.2

Счастье как этическая и нравственная категория. Смысл жизни человека.

5

3

2

1.3

Этические категории добра и зла

5

3

2

1.4

Личная свобода и свобода как нравственная категория

5

3

2

1.5

Азбука нравственности

15

7

8

Гражданское воспитание

2

«Я – гражданин»

32

20

12

2.1

Вводное занятие

2

2

-

2.2

Моя школа

5

3

2

2.3

Моя семья

5

3

2

2.4

Моя малая родина

5

3

2

2.5

Я – гражданин России

5

3

2

2.6

Образование: право или обязанность

5

3

2

2.7

Право, обеспечивающие достойные человека условия жизни. Права, обеспечивающие охрану и возможность восстановления здоровья.

5

3

2

Познавательная и интеллектуально – творческая деятельность

3

«Игры разума» - интеллектуальные викторины

96

2

94

3.1

Введение в игру

2

2

-

3.2

Викторины, конкурсы, турниры программы «Игры разума»

94

-

94

4.

Как стать хорошим учеником

26

13

13

4.1

Вводное занятие

1

1

-

4.2

Навыки учебного и личного менеджмента

8

6

2

4.3

Личностное  развитие и карьерные планы

6

4

2

4.4

Источники информации и навыки работы с ней

6

4

2

4.5

Представление учебных результатов

5

-

5

Спортивно – оздоровительная деятельность

5

Азбука здоровья

48

18

30

5.1

Уроки здоровья: анатомия, физиология, гигиена

16

6

10

5.2

Помоги себе сам

16

6

10

5.3

Вредные привычки

16

6

10

1

2

3

4

5

6

 «Будь здоров »

98

-

98

6.1

Индивидуальная программа занятий физкультурой и спортом

32

-

32

6.2

Оздоровительные подвижные игры

32

-

32

6.3

Массовые спортивные мероприятия

34

-

34

Воспитание толерантности

7

«Разноцветный мир»

32

16

16

7.1

Люди на планете Земля

4

2

2

7.2

«Корни людей»

4

2

2

7.3

Все такие разные

4

2

2

7.4

Трудное слово толерантность

4

2

2

7.8

Тренинг толерантного поведения

16

-

16

8

Киноклуб  «Истории, которые учат миру»

64

-

64

8.1

Просмотр и обсуждение кинофильмов

64

-

64

Творческая деятельность

9.

«Открой себя»

320

-

320

9.1

Волшебство рисунка

64

-

320

9.2

Творческая мастерская

64

-

320

9.3

Музыка

192

-

320

10

Календарные праздники

48

16

32

10.1

Календарные праздники месяца

32

16

16

10.2

Заключительные концерты и спектакли

16

-

16

Итого

796

119

677

Содержание программы

Направление «Проблемно – ценностное общение».

Модуль 1. Дискуссионный клуб.

По мнению психологов, современный человек склонен подменять истинные ценности жизни материальными благами. Происходит неосознанный выбор: не дружба и любовь, а положение, не самовыражение, а карьера, не сострадание, а собственность.

В этом смысле особенно ранимы наши дети. Целые поколения вырастают в этом мире вещей.  Наши дети дошкольники умеют управляться с пультами телевизора, мобильными телефонами, младшие школьники с электронными приставками и интернетом, а потом вдруг видим, как все те же дети, не задумываясь, пинают кошку, подростки цинично издеваются над своими сверстниками, равнодушны к проблемам старшего поколения. Сегодняшние дети не умеют быть честными, добрыми, справедливыми, сострадательными, потому что взрослые не научили их этому. Научить чувствовать гораздо труднее, чем научить пользоваться сотовым телефоном или компьютером.

У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях формирующих нравственные установки, которые позже не позволят вести себя непорядочно, беспечно. Для этого необходимо работать над собой – «труд души» (В.А. Сухомлинский). Труд души, это желание помочь больному или несправедливо обиженному человеку, и испытать от этого положительные эмоции, которые приносят успех действий, направленный на облегчение участи другого.

Прагматизм и душевный инфантилизм – главная беда наших детей. Излечить эти болезни очень сложно. Но  попробовать не дать им распространяться, создать условия для осмысления каждым ребёнком не только средств жизни, но и её смысла – вполне выполнимая задача. Есть сотни по – настоящему хороших книг для детей, которые дают возможность «душе трудиться». Тысячи примеров исторических личностей, событий в нашей и мировой истории могут послужить поводом для размышлений детей об истинных ценностях человеческой жизни.

Настоящая программа предлагает для дискуссионного клуба темы с элементами морально – этического тренинга. Темы основаны на анализе различных документов, источников, художественных произведений.

Содержание занятий

Вводное занятие (2 ч.). Ознакомление с правилами  и основными приёмами работы (в том числе групповой).

Счастье как этическая и нравственная категория. Смысл жизни человека (5ч.).

Для чего существует человек? Как можно стать счастливым? Почему жизнь бывает несправедлива? Что означает счастье? Каждый может стать волшебником. Сколько нужно денег для счастья, или как выбрать свой путь?

Этическая категория добра и зла (5ч.). Можно ли делать всегда то, что хочется? Должен ли ты всегда говорить все, что думаешь? Что такое хорошие и плохие поступки? Что толкает людей на плохие поступки? Кто оценивает человеческие поступки? Что означает понятие «добро» и «зло»? Могут ли быть у людей разные представления о добре и зле? Может ли быть оправдано зло? Можно добиться того, чтобы  в мире существовало только добро? Всегда ли добро может противостоять злу?  (Непротивление злу насилием.) Нужно ли быть злым со злым? Одинаково ли в разных странах люди думают о добре и зле? Можно ли найти оправдание тем, кто желает другим зла? Ах, война…» (война, как воплощение зла).

Личная свобода и свобода как нравственная категория (5 ч). Что такое свобода? Может ли человек делать всё, что захочет? Мешают ли другие люди человеку быть свободным? Для чего человеку свобода? Нужно ли быть взрослым, чтобы быть свободным? Что значит быть свободным? Есть ли у свободы границы? У всех ли людей есть право быть свободным?

Азбука нравственности (15ч) Простые правила общения. Как быть гостеприимным? Умеем ли мы дружить? Как наладить отношения со своими родителями, бабушками? Всё зависит отменяя. О братьях наших меньших. Вежливость и торжество.

Направление «Гражданское воспитание»

Модуль 1.

Современное общество требует от подрастающего поколения не только политехнизма знаний, не только глубокой специализации в различных областях, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Успех самих людей, а все они граждане государства и общества, зависит от активного участия в жизни этого общества.

Для понимания процессов, происходящих  в стране, в мире  и в обществе в целом, подрастающее поколение должны владеть гражданскими навыками и ценностями, необходимые для эффективного участия организаций этого общества.

Гражданские качества ( наряду с общечеловеческими, гуманистическими качествами):

Активная жизненная позиция.

Знание прав и обязанностей гражданина.

Специальные гражданские знания.

Информированность (активный информационный интерес).

Добропорядочность.

Толерантность.

Дружелюбие.

Заботливость.

Стремление работать на благо всего общества.

Взаимопонимание.

Законопослушность.

Под гражданскими качествами также понимают:

умение реализовывать свои права и свободы, не нарушая права и свободы других граждан;

способность к диалогу с властными структурами, с другими гражданами и их объединениями;

ответственность за свои поступки и свой выбор, юридические и моральные обязательства перед обществом и государством;

критическое отношение к социальной действительности, стремление её преобразовывать.

Главная цель модуля – воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве. Такой гражданин  должен обладать определёнными знаниями, умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность и др.), а также желанием участвовать в общественно – политической жизни своего коллектива, школы, сообщества, государства, всего мира.

Модуль «Я - гражданин»  представляет из себя набор упражнений, деловых игр и акций, участвуя в которых учащиеся смогут осознать свою гражданскую позицию в обществе, соотнести позиции человека, личности, гражданина. Деловые игры и моделирование ситуации помогут участникам разобраться в общественных проблемах, узнать об основополагающих правах человека и обязанностях гражданина.

Содержание занятий

Вводное занятие (2 ч.). Ознакомление с правилами  и основными приёмами работы (в том числе групповой). Понятие и содержание прав человека, формы их реализации.

Моя школа (5ч.). Какое место в жизни человека занимает школа? Можно ли не ходить в школу? Какую ответственность несет родитель, если его ребёнок не ходит в школу? Какую роль играет школу в выборе профессии? Моя школа: любимые традиции, любимые учителя, друзья. Школа будущего.

Моя семья (5ч). Понятие о родословной. У меня есть своя история. Понятие родословной. Какими видели мир наши предки вокруг себя. Значение родословных в прошлом.

Нужно ли знать свою родословную? Моя семья. Составление родословного древа семьи.

Я через 20 лет. Я помощник в своей семье. Здесь живет моя семья.

Моя малая родина (5ч.). Москва – город, где я родился. Почему я люблю Москву. Где родились мои родители? История Москвы. Самые любимые места в моём городе. Город будущего.

Я – гражданин России (5ч.). Мои права и обязанности. Они защищают Родину.  Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

С чего начинается Родина?

Образование: право или обязанность (5ч). Конституция Российской Федерации. Почему возникло право на образование? Образование и безопасность человека. Развитие образования. Конвенция о правах ребёнка.  Тренинг. Самостоятельная работа в группах. Практикум.

Право, обеспечивающие достойные человека условия жизни. Права, обеспечивающие охрану и возможность восстановления здоровья (5ч.). Тренинг. Самостоятельная работа в группах. Практикум.

Направление «Познавательная и интеллектуально – творческая деятельность»

Модуль 4. Цикл интеллектуальных викторин «Игры разума».

Широта кругозора и уровень развития познавательного интереса - важнейшие качества образованного человека. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти. Вариантом развития познавательного интереса у школьников могут быть разнообразные интеллектуально - творческие турниры, викторины и конкурсы. Предложенные турниры проводятся в классе в течение всего года. Каждая из предметных викторин- гейм общей для всего класса интеллектуально-творческой игры. Движение от гейма к гейму представляется в виде маршрута игрока( группы игроков) по игровому полю «Страны знаний», где каждый гейм- остановка. Каждый гейм при этом заканчивается общей игрой, связанной по теме с заданиями гейма. Задания геймов даны вместе с инструкциями, которые выдаются каждому участнику и рекомендациями, которые необходимы для выполнения задания.

Содержание занятий.

Введение в игру (2 ч). Правила проведения индивидуальных и групповых турниров в классе. Система баллов проекта. Способы поиска ответов на вопросы турнира. Работа с информацией.

    Викторины и конкурсные программы «Игры разума» (94ч).  Игры и турниры: «Ералашки (общие знания)»(1-4 часа). Игра цикла «Из прошлого в настоящее»( 2 часа). «Естественный отбор»(естественнонаучные знания)» (1-4 часа).Игра «Укротители животных»(2 часа). «Афоризм +»(1-4 часа). Игра «Эмоциональный афоризм или «Не ВЕРЮ!»(2 часа).Игра «На одну букву»(2 часа). Игра «Интеллектуальные пазлы»( 2 часа). Викторина «Музыкальная шкатулка»(1- 4 часа). Игра «Угадай мелодию» ( 2 часа), «О,спорт, мы мир!», «Здоровье не купишь». Турниры «Морской бой», «Шашки», «Шахматы», «Уно», «Правовой зачет».

Модуль 4.  «Как стать хорошим учеником».

Проблема формирования у подрастающего поколения осознанного интереса и потребности к саморазвитию, пробуждения интереса школьника к процессу обучения в последние годы стала одной из самых обсуждаемых проблем в практической и теоретической педагогике. Причина этого лежит в том, что для успешной интеграции в меняющейся социально- экономической обстановке современного российского общества, выпускнику средней школы важно иметь не только и не столько некий набор знаний, сколько быть способным к их быстрой адаптации в зависимости от собственных потребностей и требований общества. Для личного, профессионального, социального успеха современному человеку важно не только быть образованным в отправной точке своего роста (окончание школы), а быть готовым к постоянному расширению своего образовательного поля. В этом ситуации перед школой ставиться более широкая задача – «вывести» ученика в процесс образования со своей собственной образовательной траекторией, помочь ребенку научиться прорабатывать собственные техники, приемы работы, необходимые им в построении своей личной индивидуальной образовательной программы. Потребность к росту и развитию, умение находить смыслы и цели самообразования как основы карьеры, профессионального и социального роста  становятся основными качествами личности, обеспечивающим успех человека в обществе.

Содержание занятий. 

Вводное занятие (1 часа).

Навыки учебного и личного менеджмента (9 часов). Как построить хорошее отношения с педагогом. Хороший ученик. Как избежать невнимательности на уроке и в классе? Схемы при работе на уроке. Организация работы дома. Учебные коммуникативные навыки и навыки работы в группе.

Личностное развитие и карьерные планы ( 8 часа).Как поставить личную и учебную цель. Оценка своих возможностей и ресурсов. План на год, на месяц на день.

«Источники информации и навыки работы с ней (8 часа). Правила внимательного чтения. Чтение сложного материала. Конспектирование на уроках. Приемы изучения нового материала. Развитие памяти и приемы запоминания. Приемы скорочтения.

Представление учебных результатов (4 часа). Устный доклад. Стендовый доклад. Как подготовить яркую речь по проблеме. Электронная учебная презентация. Как вести дискуссию по проблеме.

Направление «Спортивно – оздоровительная деятельность»

Модуль 5. «Азбука здоровья»

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий; удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания. Значительно, возросло число детей, страдающих алкоголизмом; наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами. В частности,  по этим причинам увеличивается число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.

 Распространенность среди школьников; курения, употребления алкоголя и наркотиков стало обыденным фактом. Все это доказывает, что существующие методы формирования культуры здоровья пока не дают желаемых результатов. Эффективность существующих методов гигиенического воспитания, используемых как в школе, так и в семье требует существенной корректировки. У большинства населения господствует установка на укрепление психофизического здоровья лишь тогда, когда появляются различные соматические и психические заболевания. Такое отношение старшего поколения передается младшему, поэтому подавляющее большинство детей и подростков не испытывают потребности в систематической заботе о своем здоровье. Актуальной проблемой является обеспечение единства знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья. Многие взрослые и дети имеют определенную информацию о тех формах жизнедеятельности, которые разрушают здоровье. Однако в повседневной жизни эти знания не реализуют. Сделать это можно, если здоровье, спорт станут значимой для детей ценностью, если дети и молодежь увидят перед собой реальные примеры стремления к самосовершенствованию значимых для детей людей (родителей, педагогов, ученых, артистов и др.).

Содержание занятий

Уроки здоровья: анатомия, физиология, гигиена (16ч.). Здоровье как ценность бытия. Понятие анатомии, физиологии, гигиены. В движении жизнь.

Помоги себе сам (16ч). Понятие о здоровье (социальном, физическом, психическом). Здоровье и нездоровье в жизни человека. Здоровье как условие счастья и успеха. Ем, чтобы «жить». Формула долголетия. Как жить долго и счастливо? Система здорового питания. Какие продукты не следует употреблять. Десять самых полезных продуктов. Интеллектуальный тренинг. Режим. Движение без остановки. Роль и значение физической нагрузки для сохранения здоровья. Природные силы и источники здоровья. Я + природа.

Вредные привычки (16ч.). Основные понятия: привычка, полезные привычки, вредные привычки. Тренинг. Мониторинг. Практикум.

Модуль 6. «Будь здоров!»

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы и отдыха

Основу физического развития и оздоровления детей и подростков составляет единство урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Основу физического развития и оздоровления детей и подростков в составляет единство урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту.

 

Содержание занятий

Индивидуальные программы занятий лечебной физкультурой (32ч). Составление индивидуальных программ занятий ЛФК. Занятия ЛФК.

Оздоровительные подвижные игры (32ч). Утренняя зарядка. Физкультминутки. Подвижные игры на переменах. Подвижные игры на большой перемене.

Массовые спортивные мероприятия и соревнования (32ч). Совместные соревнования детей разных возрастных групп. Турниры по футболу, волейболу, баскетболу, пионерболу,  теннису. Веселые старты и эстафеты.

Направление «Воспитание толерантности».

Модуль 7. «Разноцветный мир».

Существование в сегодняшнем мире, представляющем из себя разнообразие типов государств, политических режимов, религиозных воззрений, национальностей ,традиций, направлений в искусстве, социальных позиций и статусов, видов деятельности и образов жизни, наряду с такими человеческими качествами как патриотизм, гражданственность,

диктует необходимость проявления терпимости и понимания к взглядам, интересам, верованиям, жизненным потребностям других людей.

Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления и развития демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества. В условиях обострения мировых противоречий наиболее важными видятся задачи формирования у подрастающего поколения гражданских качеств, умений и навыков, а именно: потребности и способности к принятию осознанных решений при выборе собственных позиций, понимание и терпимость политических, религиозных оппонентов , признание других культур, формирование умения анализировать сведения , получаемые через средства массовой информации и других источников и формирование потребности участвовать в улучшении жизни не только в своей стране, школе, дворе, семье , но и на всем земном шаре. Без этих качеств, видимо, невозможно достижение мира и взаимопонимания между людьми разных национальностей, религий, стран, что особенно актуально в период глобализации современной мировой системы с одной и обострений противоречий между отдельными ее частями с другой.

Школа, конечно, не может взять на себя полную ответственность за гражданское воспитание учащихся, однако она может и должна осуществлять его в рамках формальных и неформальных программ, начиная с начальных классов и до выпуска своих питомцев.

Существует реальная необходимость в организации специальной деятельности, сосредоточенной на формирование знаний, умений и навыков толерантного поведения, демонстрацию истинного разнообразия мира, организующей активный тренинга совместной деятельности детей разных социальных групп и с разными физическими возможностями.

Содержание занятий.

Люди на планете Земля (4 часа). Планета Земля – как место проживания цивилизации человечества. Многообразие населения планеты Земля (5 континентов – сотни народов).  

   «Корни людей» (4 часа). Многообразие народных и национальных обычаев, традиций, материальной и духовной культур. Общее и особенное в народных культурах. Причины и исторические корни существующих национальных конфликтов и разногласий, пути их разрешения.

Такие разные люди (4 часа). Разнообразие (статусное, национальное, религиозное, культурное, личностное) людей. Равноправие проявление разнообразий в международных документах и философских обоснований.

 Трудное слово толерантность (4 часов). Определение категории толерантности. Причины возникновения стереотипов, предубеждений и дискриминации в обществе. Формы проявления интолернатности, дискриминации и геноцида. Знакомство с современными международными и федеральными документами, отражающими категорию толерантности. Знакомство с идеями и позициями разных людей по понятию толерантное поведение. Актуализация потребности выстраивания толерантного мышления как принципа собственного образа жизни и взаимодействия с другими людьми.

Тренинг толерантного поведения (16 часов). 

Модуль 8. Киноклуб «Истории, которые учат миру». 

События последних лет, как у нас в стране, так и в других странах, доказали, что проявление жестокости, пренебрежения к другим народам, беженцам, эмигрантам в любой момент может превратиться в серьезную политическую и общественную проблему. По данным некоторых исследований более 70% молодых людей, подростков проявляют различного вида интолерантность по отношению к различным социальным группам, национальностям. Иногда кажется, что молодые люде просто не знают, к каким страшным последствиям может привести их негатив, какие страшные уроки уже пережило человечества, сталкиваясь с проявлением расизма, геноцида, антисемитизма. И как оказывается, хороших знаний прав человека совсем не достаточно для формирования у детей и подростков уважения и терпимости к другим людям. Школьный киноклуб – актуальная форма работы по вопросам формирования толерантных установок школьников. Фильмы, видеофильмы, документальные фильмы и радиоспектакли являются прекрасным методическим подспорьем в обучении детей , и молодые люди на них хорошо реагируют. Обсуждение после просмотра фильма может стать основой серьезной познавательной работы. В основу курса положены лучшие художественные, документальные фильмы, художественные произведения, исторические источники, касающиеся истории геноцида, дискриминации, нарушения прав человека на основе религиозной, национальной ненависти и др. Рассматриваются вопросы формирования у людей стереотипов, предубеждений. Фильмы позволяют эмоционально пережить истории людей, стран, народов, которые столкнулись с проявлением  геноцида, расизма, дискриминации. Обсудить и понять причины их проявления, сформировать собственную позицию. В курсе использованы упражнения практических тренингов формирования толерантных установок и поведения.

Содержание занятий.

Просмотр и обсуждение кинофильмов (66 ч). «Это мой дом». «Чучело». «Гадкий утенок». «Мальчик в полосатой пижаме». «Выжить с волками». «Дневник слабака». «Класс». «Клуб завтрак». «Певцы свободы». «Бабий Яр». «Весна 41 года». «Воскресший Адам». «Вызов». «Дамский портной». «Дневник Анны Франк». «Жизнь прекрасна». «Облава». «Нюрнберг». «Геноцид армян». «Гнездо жаворонка». «Гетто». «До свидания, дети». «Без судьбы». «Выбор Софи». «Иди и смотри». «Напола: академия смерти». «Остров на птичьей улице». «Пианист». « Поезд жизни». «Серая зона». «Ромео и Джульетта и тьма». « Побег из Собибора».«Свидетель». «Список Вариана». «Список Шиндлера». Храброе сердце Ирены Сендлер». Война Ханны» «Корчак». «Яков лжец». «Назови свое имя» или («Дети бездны»). «Цветы времен оккупации». «Страна игрушек». «Дети -узники концлагерей». «Осколки». «Хрустальная ночь». «Обыкновенный фашизм». «Россия 88».«Фальшивомонетчик». «Фанатик». «Ночь и туман». «История расизма». «Шофер мисс Дези». «Чужая родня». «Я и другие».

Направление «Творческая деятельность»

Модуль 9. «Открой себя».

Творчество – продуктивная человеческая деятельность, способна порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения. Способность к творчеству – главное свойство человека, которая отличает его от животных. Быть творцом – главное призвание человека.

Ребенок, познавая окружающий вокруг него мир, растет и развивается. Для развития внутреннего мира, для выражения своих эмоций творческий процесс играет немаловажную роль в жизни ребёнка. Занятия любимым делом позволяют ребёнку быть спокойным и уравновешенным в новой незнакомой ситуации временного пребывания. Это может быть лепка из пластилина, карандаши и альбом, холст и краска, цветная бумага и клей, поделки из природных материалов и многое другое. Благодаря творческому процессу дети развивают фантазию и воображение, приобретают усидчивость и развивают моторику пальчиков. Развивая классические направления в творчестве, можно подобрать именно то, что будет интересно для детей.

Содержание занятий.

Волшебство рисунка (64ч). Рисование на темы: сезонных явлений природы, к праздничным датам, к сюжетам сказок и рассказов, свободные любимые темы, рисование на асфальте.

Творческая мастерская (64 ч.). Работа с бумагой, тканью, нитками, крупами, макаронами и другим подручным материалом в различных техниках: декупаж, квиллинг, оригами.

Лепка, вышивание, мягкая игрушка, плетение, моделирование и конструирование.

Музыкальное творчество (192 ч). Хоровое пение. Знакомство с основами музыкальной грамотности. Пение в ансамбле. Индивидуальные занятия по вокалу и фортепиано. Русский фольклор.

Модуль 10. Календарные праздники.

Среди форм работы в группе традиционные календарные праздники, памятные даты занимают самое большое место. Во все времена проводятся «Уроки знаний», День учителя, День матери, 8 Марта и 23 Февраля и др. Обращение к этим датам вполне понятно, их смысл и содержание затрагивает и школу, и семью, и общество в целом.

Если быть внимательным к календарным датам, по ним можно проследить и исторические и культурные события нашей страны и человечества в целом. По календарю можно изучать историю, географию, литературу… Памятные  и праздничные даты календаря фиксируют общечеловеческие ценности и идеалы, сохраняя сведения о великих и знаменитых людях.

К событиям, которыми так богата история, можно обратиться как к серьёзному основанию для построения годового цикла работы. Праздники других стран и народов могут стать хорошей формой воспитания кросскультурной компетентности толерантности, формирования интереса и уважения к культурам и религиям других стран.

Праздник может не отмечаться в группе, но это хороший повод и для общего разговора, И для дискуссии, и для коллективной работы.

В модуле представлены варианты организации работы группы, в основу которых лежат различные даты в календаре учебного года, которые послужили поводом для обращения к общечеловеческим ценностям, развития исторической памяти, патриотизма.

Содержание занятий

Календарные праздники месяца (32ч.). Подготовка к празднику. Изучение общих сведений о событии, о празднике. Планирование проведения праздника. Выбор формы, времени, места проведения, участников. Распределение обязанностей.

Заключительные концерты и спектакли (16ч). Проведение тематического дня. Общий анализ проведённого праздника.

Конструктор использования модулей

Возраст участников

Уровень результатов/модули программы

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Приобретённые социальные знания

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1 – 4

Классы

«Игры разума»

«Открой себя»

«Азбука здоровья»

«Открой себя»

«Я – гражданин»

«Будь здоров!»

Календарные праздники

Дискуссионный клуб

«Как стать хорошим учеником»

«Разноцветный мир»

«Будь здоров!»

«Истории, которые учат миру»

5 – 8

классы

«Я – гражданин»

«Игры разума»

«Открой себя»

«Азбука здоровья»

Дискуссионный клуб

«Я – гражданин»

«Разноцветный мир»

«Истории, которые служат миру»

Календарные праздники

«Как стать хорошим учеником»

«Разноцветный мир»

«Будь здоров!»

«Истории, которые учат миру»

Планируемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний принятых в обществе, нормах отношения к природе, к людям других поколений и социальных групп, о традициях разных народов, о правилах конструктивной групповой работы, о нормах и традициях здорового образа жизни, о нормах и традициях, связанных с самопознанием, самооценкой, самореализацией человека, о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результат второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): Развитие ценностных отношений к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, развитие ценностного отношения к культуре, культурным ценностям, культуре поведения, своему здоровью и внутреннему миру, формированию чувства самооценки школьников.

    Результаты третьего уровня ( приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.

Контроль и оценка качества воспитания школьников

Оценка качества воспитания в нашем образовательном учреждении осуществляется в целях поиска и решения проблем воспитания школьников, а также совершенствования воспитательной деятельности педагогов. Данная оценка является не оценкой конкретного ребёнка, а самооценкой воспитательной деятельности школы; она производится на основе неперсонифицированных методик и используется для выявления проблемного поля школьного воспитания. Качество воспитания можно оценить по трём основным направлениях.

1.Качество результатов воспитания школьников.

Оценка качества результатов воспитания школьников производиться путем сопоставления поставленных в каждом отряде целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и при помощи специально разработанного опросника «Личностный рост».

Критерием качества результатов воспитания является динамика личностного роста школьников, а его показателями: приобретение школьниками социально – значимых знаний (знаний о социально – значимых нормах и традициях); развитие социально – значимых отношений школьников (позитивных отношений к базовым общественным ценностям); накопление школьниками опыта социально – значимого действия.

Осуществляют оценку качества результатов воспитания воспитатели совместно со старшим воспитателем, отвечающим за воспитательную работу в учреждении.

  1. Качество воспитательной деятельности педагогов.

    Критерием качества является здесь грамотность организации педагогами своей воспитательной деятельности, а его показателями:

- соответствие целей воспитательной деятельности педагога актуальным проблемам воспитанности школьников;

- адекватность форм и содержания воспитательной деятельности педагога поставленным целям;

- использование педагогом воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников;

- формирование педагогом воспитывающих детско – взрослых общностей.

     Осуществляет оценку качества старший воспитатель и заместитель главного врача по педагогической части. Основной используемый метод – экспертиза, а источником необходимой для экспертной оценки информации являются результаты анкетирования воспитателей. Сама оценка осуществляется на основе сопоставления результатов анкетирования и других знаний эксперта о профессиональной деятельности педагога.

  1. Качество управления воспитательным процессом.

 Для оценки качества управления воспитательным процессом используется критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций:

- планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания в образовательном учреждении;

- четкое распределение прав, обязанностей  и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс в образовательном учреждении, а такжк понимание ими своих должностных инструкций;

- поддержка профессиональной мотивации педагогов – воспитателей со стороны администрации учреждения;

- осуществление грамотного внутреннего контроля и проблемно – ориентированного анализа состояния воспитания в образовательном учреждении.

     Осуществляет оценку заместитель главного врача по педагогической части санатория совместно с главным врачом.

      Основной используемый метод – экспертиза, а источником экспертной оценки информации являются результаты анкетирования воспитателей.

      Результаты оценки качества воспитания не могут  быть использованы для ранжирования, составления рейтингом или иных способов сравнения детей или педагогов, а также для какого бы то ни было давления на детей, родителей или педагогов санатория.

Литература

  1. Степанов П.В., Степанова И.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 96с.
  2. Комплексная образовательная модульная программа 5 011 классы / авт. – сост.  М.А. Тыртышная. – Волгоград : Учитель, 2015. – 271с.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М. : Просвещение, 2001.- 233с – (Стандарты второго поколения).
  4. Буданова О.В. Стандарты в начальной школе: путеводитель в области перехода начальной школы к новому стандарту, как написать основную образовательную программу образовательного учреждения, портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе  /О.В. Буданова. – М. : Центр  «Педагогический поиск», 2011.
  5. Планирование воспитательной работы в классе: метод. Пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
  6. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения / Автор – составитель Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 281с. – (Библиотека школьника).
  7. Программы профилактики трудностей в учебе / авт.-сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвтна. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137с.
  8. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 – 5 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 152с. – (Мастерская учителя).
  9. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы,  викторины: Для учащихся 1 – 5 классов. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 304с., с илл. – (Внимание: дети!).
  10.  Левина Марина. 365 весёлых уроков труда. – М.: Рольф,  2000. – 256с., с илл. – (Внимание: дети!).
  11.  Развивающие классные часы и праздники в 1 – 2 классах / Н.Ф.Дик. – Изд.2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 346, (1) с. – (Сердце отдаю детям).
  12.  Настольная книга классного руководителя :6 класс / Д.М. Еникеева. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 284с. – (Библиотека учителя).
  13. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2009. 0 368с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  14. Классные часы: 8 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.:ВАКО, 2008. – 288с. – (Учебный год).Родительские собрания: 4 класс / Авт.-сост. И,Ф.Яценко. – М.:ВАКО, 2008. – 224с. – (Учебный год).
  15. Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с. (Воспитание в школе).
  16.  Работа вожатого и воспитателя:Летний лагерь. Школьный досуг. Детские центры (компакт – диск) -  издательство «Учитель» (Серия: Школьные каникулы и праздники),2010.
  17. Правила дорожного движения 1 – 4 классы (компакт диск) - издательство «Учитель», 2015.
  18. Становление личности младшего школьника (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Модульное оригами" для 4 класса

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса.Использование искусства бумажн...

Комплексная модульная образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармеец – защитник Отечества»

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования РФ определена не тол...

Программа внеурочной деятельности "Комплексный анализ текста"

Комплексный анализ текста рассматривается как "измеритель" языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописания....

Комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя

laquo;Комплексной программы внеурочной деятельности классного руководителя» для обучающихся 6 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основног...