Программа внеурочной деятельности Модульное оригами "Бумажное царство"
рабочая программа (5 класс) на тему

программа  внеурочной  деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Модульное оригами554.87 КБ

Предварительный просмотр:

МКС (К) «Тутальская С (К) ОШИ VIII – вида»

Программа внеурочной деятельности

Модульное оригами «Бумажное царство»

                                                    Срок реализации: 2 года

                                Классы: 5 – 6

                                                                      Составитель, учитель: Бушкова Л.И.

2014 год

Содержание:

1. Пояснительная записка…………………………………………………....3

2. Теоретическая часть………………………………………………………8

3.Практическая часть……………………………………………………….10

 3.1.Календарно-тематическое   планирование 5 класс…………………10

3.2. Календарно-тематическое   планирование 6 класс…………………12

4. Приложение…………………………………………………………......14

Пояснительная записка

Для чего мы учимся складывать бумагу?

Для чего нужно оригами?

В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами дня британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

Какие навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами умственного и физического развития?    

Оригами:

развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесным (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

расширяет коммуникативные способности (игры с масками животных, постановка знакомой сказки, вербализация действий);

знакомите основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольники т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;

имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Уроки оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными. Поскольку школьная программа довольно загружена, то такие урони просто необходимы. Занятия оригами следует рассматривать не только как увлекательную форму уроков для развития основных трудовых навыков, на и как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия оригами доступны (нужны только бумага, клей, карандаши и ножницы) и результативны (с помощью оригами создается мир, в который можно играть).

Для обучения детей оригами недостаточно уроков ручного труда, потому целесообразно выделить дополнительное время после уроков.

Программа разработана для 5-го класса вспомогательной школы, рассчитана на один год, занятия проводятся один раз в неделю. Материалы и система занятий подобраны в последовательности с учетом сезонных изменений, событий в окружающей жизни и степени усложнения в складывании.

Программа по оригами, разработанная для 6-го класса вспомогательной школы, является продолжением программы для программы для 5-го класса.

Весь курс оригами целесообразно разделить на четыре этапа:

I этап включает ознакомление с искусством оригами, изучение основных базовых форм. На занятиях дети учатся складывать на черновом листе бумаги вместе с учителем. В процессе работы постепенно вывешивается технологическая карта. Затем дети выполняют складывание в чистовом варианте практически самостоятельно, с небольшой помощью учителя.

На II этапе учащиеся самостоятельно ориентируются в технологической карте, знают приемы складывания основных базовых форм наизусть. Занятия строятся по следующему плану: подготовка к занятию; повторение пройденного (словесное описание, складывание той или иной базовой формы); новая тема (анализ образца, показ учителем процесса изготовления поделки со словесный описанием); самостоятельное выполнение изделия с опорой на технологическую нарту; закрепление, итог урок.

Занятия I и II этапов включены в программу для 5-го класса вспомогательной школы.

На III этапе занятия направлены на изучение условных знаков оригами. Складывание производится не по технологической карте, а по схеме условными знаками, принятыми в оригами. Так, как и на II этапе, предусматривается показ учителем процесса изготовления модели, но каждый этап соотносится со схемой. Дети сами оговаривают, что в данном случае делает учитель.

IV этап предусматривает изготовление технологических карт самими учащимися или зарисовку схем пооперационного выполнения изделия. Что позволяет учащимся самим выполнять понравившиеся изделия дома, составлять свой банк оригами.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Цель программы - познакомить с полезным видом проведения досуга, сделать доступней для учащихся литературу по оригами, что позволит им самостоятельно изучать это искусство, делать модели по своему желанию.

Задачи программы:

1) образовательные: познакомить с основными приемами складывания; научить складывать базовые формы и пользоваться технологической картой; закрепить геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, прямоугольник, треугольник, диагональ, средняя линия); расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; познакомить с условными знаками, принятыми в оригами; научить читать схемы и складывать по ним самостоятельно;

2) развивающие: развивать аналитические способности, логическое мышление, память, внимание, волю, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивать глазомер, мелкую моторику рук, соразмерность движений рук, сенсомоторику;

3) воспитательные; воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, целенаправленность, критичность, трудоемкость, эстетический вкус, волевые качества.

Учащиеся должны знать

что такое оригами;

термины: сторона (верхняя, нижняя, левая, правая); диагональ, угол (верхний, нижний, левый, правый); «глухой» угол (нераскрывающийся); раскрывающийся угол; «глухая» сторона; центральная вертикальная линия, центральная горизонтальная линия; центр фигурки;

названия базовых форм: «треугольник», «воздушный змей», «сложный треугольник», «сложный квадрат», «дверь», «блинчик»;

условные знаки, принятые в оригами;

приемы складывания;

правила пользования ножницами и клеем;

правила техники безопасности при работе с ножницами.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться ножницами, клеем;

пользоваться основными приемами складывания:

1) по диагонали (сгиб «косынкой»),

2) пополам (сгиб «книжечкой»);

складывать базовые формы:

«треугольник»,

«воздушный змей» («мороженое»),

«сложный треугольник»  («водяная бомбочка»),

«сложный квадрат»,

«дверь»,

«блинчик»;

пользоваться технологической нартой;

делать открытки, украшения для помещений в праздничные дни, игрушки - «оригамушки», маски;

анализировать образец, анализировать свою работу;

составлять композиции из готовых поделок.

Учащиеся должны овладеть навыками:

складывания бумаги в технике оригами;

резания;

склеивания.

Общий план занятий. Почти все занятия строятся то одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых ит.д. Все занятия объединены в несколько тем. Чаще всего тема изучается в течение одной четверти.

1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;

энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных; птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ (названия; материал, из которого выполнена поделка: форма основной детали; дополнительные детали, их парность и предположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

повторение правил техники безопасности, правил пользования ножницами, карандашом.

4. Практическая часть:

Показ учителем процесса изготовления поделки;

вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка темы: «Что здесь делаю»?);

текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

изготовление учеником изделия в черновом варианте с учителем одновременно с работой на этом этапе вывешивается технологическая карта);

самостоятельное изготовление детьми изделия по технологической карте;

оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

анализ работы учащегося (точность сгибов, норма времени, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

 Инструменты для занятий:

 ножницы, клей, карандаши, клеенка, коробочка для мусора, салфетки для приклеивания, фломастеры. Материал учитель готовит заранее в соответствии с темой, а также дополнительные задания для успевающих и индивидуальные технологические карты-схемы. Необходимо обязательно приготовить листы для чернового варианта, а также дополнительные квадраты на случай, если останется свободное время.

Правила рабочего человека:

каждый работает за своим столом;

во время работы держи свое рабочее место в порядке;

береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать свою работу лучше;

окончил работу - убери рабочее место быстро и аккуратно;

не подходи к товарищу во время работы;

работайте дружно и слаженно.

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

ножницы располагают сомкнутыми от себя лезвиями;

передавая ножницы, их держат за сомкнутые концы;

хранят ножницы в определенном мосте;

ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;

при резании узкое лезвие ножниц находится внизу.

Текстовая карта по анализу образца:

название, назначение;

материал;

детали;

как сделано;

отвалка.

Оригамские приговорки:

«Оригами любит точность»;

«Аккуратность - сестра оригами»;

«Великий Квадрат не знает пределов».

Практические советы:

1) заготовки надо готовить заранее;

2) заготовки должны быть в форме квадрата;

3)складывание надо демонстрировать с помощью большого квадрата, который с одной стороны цветной, а с другой - белый. Он должен быть виден из любой точки класса;

4) процесс изготовления должен производиться на столе при индивидуальной работе или на доске - на общем занятии;

5) обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема - выполнение детьми, показ второго - выполнение детьми;

6) линии сгибов должны тщательно проглаживаться. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным;

7) обязательно используйте только термины и понятия, принятые в оригами. Будьте всегда готовы максимально точно и ясно прокомментировать все свои действия словами и всегда делайте это. Недостаточно просто объявить: «Делайте как я»;

8) всегда готовьте к уроку дополнительные изделия на случай, если останется время;

9)создавайте с учениками практические работы. Пусть эти работы будут нужны кому-то, используются как украшения, игрушки или подарки. Не ограничивайтесь отдельными моделями, создавайте из них композиции;

Оригами - японское искусство. Знакомьте детей с обычаями и праздниками Японии.

Теоретическая часть

История модульного оригами

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверно, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом счастья – бумажный кораблик.

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать с вами

Выучить технику «оригами».      

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».  

 Оригами– традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.                                                                                                                Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.

Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары-кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.

Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.

     И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».                                                                                            

Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме.  И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги? Такая техника называется китайское модульное оригами.

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».                                               Диаграмм для китайского модульного оригами мало – гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.

Особенности этой техники:  использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.), очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.  

Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу,Покажи мне – я запомню,Дай мне сделать самому –Я пойму!».

Практическая часть

Календарно-тематическое   планирование

Кружок «Бумажное царство» 5  класс

Руководитель:  Бушкова  Людмила  Ивановна

Тема и содержание

часы

дата

I – четверть

Знакомство с оригами.

Предисловие. Из истории оригами.

Подготовка к творчеству. Выбор бумаги (цветная, белая, журнальная и т.д.). Размер бумаги для модулей.

Инструменты и дополнительные материалы (канцелярский нож, линейка, клей).

Знакомство с базовой формой модулей «Треугольник». Задачи: Рассказ о разновидностях модулей оригами. Практические работы: сложить 1) Треугольный модуль; 2) Модуль кусудамы «Супершар»; 3) Модуль «Трилистник».

Кораблик. Базовая форма «Треугольник». Тема беседы «Морской транспорт». Практическая работа: Сложить кораблик.

Ель. Базовая форма «Треугольник». Тема беседы «Еловый лес». Практическая работа: складывание ели.

Заяц. Базовая форма «Треугольник». Тема беседы «Заяц – сказочный герой». Практическая работа: складывание «Зайчика и Зайки модницы».

II – четверть.

Тема беседы «Земноводные». Складывание модулей. Складывание модулей.

«Рыбки». Выполнение композиции «Рыбка».

Складывание модулей. Выполнение композиции «Крокодил».

Беседа: Птицы нашей полосы (сова, гусь, курица).

Складывание модулей. Выполнение композиции «Гуси».

Складывание модулей. Выполнение композиции «Сова».

Складывание модулей. Выполнение композиции «Птичий двор».

III – четверть

Беседа «Млекопитающие».

Складывание модулей.

Складывание модулей. Выполнение композиции «Слон».

Складывание модулей.

Складывание модулей. Выполнение композиции «Жираф».

Беседа «Я на солнышке лежу».

Складывание модулей. Выполнение композиции «Львенок».

Складывание модулей.

Складывание модулей. Выполнение композиции «Воздушный змей».

Складывание модулей. Выполнение композиции «Пальмовая роща».

IV – четверть

Беседа «Морской транспорт». Складывание модулей.

Складывание модулей. Выполнение композиции «Кораблик».

Беседа «Правила чаепития». Складывание модулей.

Складывание модулей. Выполнение композиции «Чайный сервиз».

Беседа «Домашние животные». Складывание модулей.

Складывание модулей. Выполнение композиции «Коровка».

Беседа «Создание мультфильмов». Складывание модулей.

Складывание модулей. Выполнение композиции «Крокодил Гена и Чебурашка».

Календарно-тематическое   планирование

Кружок «Бумажное царство» 6  класс

Руководитель:  Бушкова  Людмила  Ивановна

Тема и содержание

часы

дата

I – четверть

Беседа о хлебе.

Складывание  модуля  колоска  и  цветка

Беседа об овощах и  фруктах

Складывание  вазы и  фруктов

Термин  «Орнамент»

Складывание  модуля  листика

Ваза  с осенними  ветками

Выполнение  аппликации

Складывание  модуля  из клёна

Складывание  элементов  гриба

Составление  композиции  из  кленовых  листьев

Составление  композиции из грибов

Выставка листьев  деревьев.

Обсуждение  формы  листьев.

Выполнение  аппликации.

Дополнительное складывание:  воробей, синица.

Выставка хохломских изделий.

Термин « Стилизация».

Выбор  цвета  деталей и фона.

Складывание  элементов композиции, клубнички, листиков, ягодок.

Выполнение  аппликации.

II – четверть.

Беседа о цирке.

Термин центр тяжести.

Складывание  по схеме.

Беседа об инфекционных заболеваниях.

Складывание  ловушки.

Беседа  о карнавальных  масках.

Складывание.

Беседа  о насекомых.

 Складывание  модели.

Беседа  о  косудамах. Выбор модели.

Заготовка  квадратов.

Складывание  модулей.

Соединение  модулей.

III – четверть

Лягушка – литературный  персонаж.

Складывание  дополнительных элементов.

Складывание  модулей  лилии.

Выполнение аппликации.

Складывание  модулей  цветочка.

Выполнение  композиции.

Складывание  модулей  стрелы.

Выполнение  композиции.

Выполнение  композиции  «Царевна  лягушка».

Складывание  композиции.

Беседа «Петушок – золотой  гребешок».

Составление  композиции.

Изготовление  модулей.

Изготовление  модулей.

Изготовление  модулей.

Изготовление  туловища.

Изготовление модулей.

Складывание головы  петушка.

Складывание  хвоста, ног.

Выполнение  композиции «Петушок золотой  гребешок».

IV – четверть

Беседа  «Знаете  ли  вы  грибы?»

Выбор  цвета деталей  и фона.

Складывание элементов  композиции.

Складывание  модулей.

Складывание  округлой  шляпки  мухомора.

Выполнение  композиции.

Беседа: Растения Африки.

Складывание  модулей.

Складывание  из   модулей   пальмы.

Складывание  модулей.

Складывание  из модулей кактуса.

Складывание модулей.

Складывание цветов для кактуса.

Складывание  цветов  и  листьев.

Складывание  тигра.

Выполнение  композиции Африка.

Приложение