Конспект обобщающего занятия по теме "Земля - нас общий дом"
план-конспект на тему
Обобщающее занятие по теме "Земля - наш общий дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obobshchayushchego_zanyatiya_zemlya-_nash_obshchiy_dom.doc | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»
города Новотроицка Оренбургской области
Конспект обобщающего занятия
по теме:
«Земля- наш общий дом»
Составитель:
Шухлина Людмила Александровна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МАУ ДО «ЦРТДЮ г. Новотроицка»
г. Новотроицк 2016 г
Обобщающее занятие по теме «Земля- наш общий дом»
т/о «Занимательная экология»- 2 год обучения
Возраст обучающихся- 4класс
Тип занятия : занятие- проект
Форма проведения: презентация проекта
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, стенд с работами обучающихся по теме занятия, раздаточный материал.
Познавательная цель: Создание условий для формирования нравственных основ экологический культуры обучающихся.
Развивающая цель: Создание условий для развития у обучающихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации для формирования умения проектно- конструкторской деятельности.
Воспитательная цель: воспитание бережного, гуманного отношения к окружающей природе, экологического мировоззрения и чувства ответственности за будущее Земли.
Задачи:
- привлечь внимание обучающихся к проблемам охраны окружающей природной среды;
-формировать представление обучающихся об экологической грамотности.
- обучить правилам и приемам защиты проекта.
Формирование УУД:
Личностные действия: внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
Регулятивные действия: определять цель своей деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать выполнение своего задания.
Познавательные действия: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации , ставить проблему и решать ее, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы в ходе работы над проектами.
Коммуникативные действия: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, адекватно реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Введение в тему.
Педагог: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Надеюсь, я выражу мнение всех ребят, что мы очень рады видеть вас у нас в гостях!
Начать наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось с небольшого видеоролика.
(видео — ролик “Земля- наш общий дом”)
II. Определение темы занятия.
Педагог: Посмотрев видео – ролик и вспомнив материал, который мы изучали на предыдущих занятиях, кто может сказать, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?
( ответы обучающихся)
/Слайд 1/ Земля- наш общий дом — тема занятия.
Педагог: Правильно! Cегодня мы будем говорить о нашем общем доме , в котором мы живем ,о том, что планете нашей угрожает опасность. Ведь «Планета Земля – наш общий дом» и все мы должные ее беречь, заботиться о ней.
Педагог: Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется «Экология планеты Земля».
Педагог: Скажите какую работу мы с вами уже провели работая над данной темой?
Ответы детей:
- изучали проблему защиты окружающей среды в различных источниках;
- делали небольшие доклады по данной теме
- провели конкурс рисунков “Сохраним свою планету”
- написали сочинение на тему «Земля — наш дом родной»
Педагог: Хорошо, ребята. Все ваши работы представлены на нашем стенде. И сегодня цель нашего занятия обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте «Земля- наш общий дом».
III Утверждение тематики проекта.
Педагог: Скажите ребята, в вашем понимании, что такое дом?
Ответы детей: где приятно, безопасно, уютно.
Педагог: Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом?
Ответы детей: Да.
Педагог: Где их дом?
Ответы детей: в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.
Педагог: Каким одним словом можно назвать их дом?
Ответы детей : природа
Педагог: Скажите, а какое значение имеет человек к природе?
И вообще является ли природа нашим домом?
Ответы детей: люди часть природы. И оттого как мы относимся к природе зависит ее будущее состояние.
IV. Актуализация знаний. Реализация проектной деятельности.
Педагог: Мы с вами живем в 21 веке. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, медицины, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
Педагог: Скажите, что обозначает это слово?
Ответы детей: ЭКОЛОГИЯ – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.
/Слайд 2/ (Что такое экология)
Педагог: Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт.
Ответы детей:
Педагог: Скажите, без чего невозможна жизнь на планете земля?.
Ответы детей : Без солнца, воздуха, воды, почвы
/Слайд 3/ ( Жизнь на планете Земля невозможна без: воздуха, воды,солнца, почвы)
Педагог: Давайте проследим связь между природой и жизнедеятельностью человека. И в этом нам помогут наши эксперты, которые тщательно исследовали каждый вопрос.
(представление экспертов)
Педагог: Слово имеют эксперты в области солнца:
/Слайд 4/ (эксперты по солнцу)
/Слайд 5/ Солнце.
1 уч-ся: Солнце – это огненный шар, это звезда, представляющая собой сгусток раскалённого газа.
2 уч-ся: Внутри него, в ядре, в самом сердце солнца происходит постоянное движение между частицами водорода, которые при столкновении друг с другом образуют гелий.
3 уч-ся: В результате этого оно богато теплом и светом, что очень важно для нас и всего живого.
1 уч-ся: Кто скажет чем же для нас так важно Солнце?
/Слайд 6/ (Значение солнца для человека)
Ответы детей:
- Смена дня и ночи.
- Смена времён года.
- Рост и развитие растений.
- Настроение и работоспособность.
- Отдых (купаемся, загораем).
2 уч-ся: Но солнце нас не только радует, но и пугает:
/Слайд 7/ (Интересные факты)
- Стали не редки случаи облучений, которые приводят к заболеванию кожи.
- Участились пожары.
- От высокой температуры и жары у пожилых людей не выдерживает сердце.
- Грядёт глобальное потепление, изменяется климат Земли.
3 уч-ся. Мы тоже взволнованы этими проблемами и своё отношение мы выразили в рисунках, представленных на нашем стенде (показывает рукой) С этой выставкой мы планируем познакомить всех желающих, посещающих Центр дополнительного образования, чтобы они тоже прониклись этой важной проблемой.
Педагог: Спасибо ребята за интересные факты. Есть какие то вопросы к нашим экспертам.
Педагог: Прежде чем я приглашу следующих экспертов нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами ?
В морях и в реках обитает и часто по небу летает
А как наскучит ей летать на землю падает опять (вода)
С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде (представление экспертов)
/Слайд 8/ (Эксперты по воде)
1уч-ся Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.
/Слайд 9/ ( состав воды)
2 уч-ся
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
3 уч-ся .Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют тепло, как ватное одеяло. Только вода без труда переходит из одного состояния в другое и наоборот.
1уч-ся. Кто скажет:Чем для нас важна вода?
/Слайд 10/ (вопрос:Чем для нас важна вода?)
Ответы детей:
- В воде обитает множество животных – это их дом.
- Вода моет: людей, машины, города, фабрики……
- Вода – это дорога (корабли, баржи.)
- Вода нам нужна дома.
- Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества).
- Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение
/Слайд 11/(запасы воды)
2 уч-ся Учёные подсчитали, что 98% всех запасов воды составляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необходима нам.
3 уч-ся: Нам не безразлична эта проблема. Тому свидетельство наши сообщения по теме: «Вода- источник жизни на земле», которые размещены на нашем стенде.
/Слайд 12/ ( интересные факты из сообщений обучающихся)
Педагог: Есть вопросы к экспертам по воде? Спасибо экспертам. Какой же сделаем вывод?
Ответы детей: берегите воду.
- ФИЗПАУЗА «Приведём планету в порядок»(Музыка на слайде)
Педагог: прежде , чем мы продолжим слушать следующих экспертов, предлагаю вам немного отдохнуть и помочь привести нашу планету в порядок. Что нам для этого понадобится? Какие предметы?
/Слайд 13/.(ведро, тряпка, метла, совок, грабли)
Педагог: А лично для вас что потребуется? (фартук, платок перчатки и хорошее настроение)
Все готовы? Начинаем! (дети показывают движениями, как привести в порядок планету).
-Завязали платок-бандану.
-Надели фартук и перчатки.
-Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.
-Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.
-Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.
-Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.
-Протрите небо, облака, солнышко.
-Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!
-Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.
Педагог: Подумайте, о чем дальше пойдет речь?
Мы его не замечаем
Мы о нём не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим (воздух)
Педагог: Сейчас мы выслушаем экспертов которые нам расскажут о проблемах воздуха: (3 человека)
/Слайд 14/ (эксперты по воздуху.)
1уч-ся .Что бы понять на сколько важен человеку воздух сравним: без солнца человек будет жить, но будет болеть и голодать, без воды сможет прожить только 5 дней, а без воздуха? (песочные часы)
/Слайд 15/ (значение воздуха для человека)
Проведём эксперимент: зажмите нос, сколько вы продержитесь? (одну-две минуты).
2уч-ся .Воздух это атмосфера, это воздушная оболочка, которая защищает нашу землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации и метеоритов. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели, а лучи солнца сожгли всё живое.
3.уч-ся Человеку необходимо для дыхания 600литров кислорода только на один день. Но в процессе деятельности человека происходят загрязнение воздуха. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5миллиардов тонн.
1 уч-ся Скажите: Какие источники загрязнений вам известны?
Слайд 16 (вопрос:Какие источники загрязнений вам известны?)
Ответы детей:
- Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.
- Автомобили выделяют выхлопные газы.
- Мусор выделяет вредные вещества.
- Уничтожаются леса, цветы, травы.
Педагог: Какой сделаем вывод?
Ответы детей : берегите воздух
2 уч-ся Эту проблему мы отразили в своих книжках-самоделках, где исследовали интересующие нас вопросы.
(дети показывают присутствующим книжки- самоделки)
Педагог: По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
Педагог: Наши эксперты в области почвы исследовали эту проблему и сейчас поделятся своими знаниями.
/Слайд 17/ (Почва)
1уч-ся .Почва – природное богатство. Почва – это верхний плодородный слой земли, обладающий плодородием, образование которого происходило в течении длительного времени в процессе взаимодействия растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.
2 уч-ся: Почва пронизана корнями растений. На одном квадратном метре почвы обитает более тысячи разных видов живых организмов. Это: кроты, дождевые черви, клещи, насекомые и их личинки.
/Слайд 18/ (значение почвы)
3 уч-ся: Кто скажет: Почему же почва это богатство?
Ответы детей:
- От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.
- Почва – среда обитания (это дом).
- Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.
Педагог: есть вопросы к нашим экспертам.
V Обобщение.
Педагог: Ребята, какой вывод можно сделать из всего услышанного?
Ответы детей: В природе всё взаимосвязано. От нашего отношения к природе зависит ее будущее.
Педагог: Проблема защиты окружающей среды актуальна всегда и решается на государственном уровне. Президентом России был подписан
указ и 2013 год в России официально был объявлен Годом охраны окружающей среды, с целью максимального вовлечения людей в охрану окружающей среды.
/Слайд 18/ (экологический календарь)
Разработан специальный экологический календарь. Экологический календарь — один из способов привлечения внимания людей к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия. 20 марта – 5 июня – Общероссийские дни защиты от экологической опасности.
Педагог: Какие даты экологического календаря вы помните:
Ответы детей:
21 марта – Всемирный день Земли
1 апреля – Международный день птиц
22апреля –День Земли
5 июня – Всемирный день окружающей среды. День Эколога
Педагог: Ребята, а вы считаете себя знатоками природы. Ее защитниками?
- VI. Самостоятельная работа в группах.
Педагог: Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притёрлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются природные законы.
В ходе игры мы повторим законы природы, узнаем о том, как сохранить природные богатства для себя и для тех, кто будет жить на Земле после нас.
/Слайд 19/ ( Игра: Знатоки природы)
1 задание.
«Слово рассыпалось»
Из букв разрезной азбуки составить слова и объяснить их значение:
ЕЧОЛКЕВ - человек, ИРПОРАД - природа
Это и будет название ваших команд.
2задание.
А сейчас узнаем какие вы знатоки природы.
/Слайд 20 /( тест «Знатоки природы»)
Тест «Знатоки природы»
Выберите правильный ответ и составьте слово из полученных букв.
Тест(распечатать каждой команде или вывести на слайд)
1) Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
и) из-за пожаров и стихийных бедствий
б) из-за изменения климата на Земле
э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей
2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные
ж) бесцветные
к) чистые
3) От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
ы) от использования воды в быту
р) от использования воды в производстве
о) от слива сточных вод заводов и фабрик
4) Что люди делают для спасения живой природы?
л) создают заповедники, ботанические сады
п) создают бульвары и скверы
м) создают фермы, пасеки и птицефабрики
5) Что такое заповедники?
о) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна
ъ) это участки земли, где выращивают редкие растения
в) это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых
6) Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?
н) засыпать землёй
г) посадить на склонах деревья
ф) превратить овраг в свалку
7) Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?
ь) ходить пешком
и)ставить на автомобили специальные фильтры
ц) сажать деревья
8) Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?
а) для красоты
я) для очищения воздуха
в) чтобы селились птицы и животные
Педагог: Какое получилось слово ? ( ЭКОЛОГИЯ )
3 задание.
Игра: «Это зависит от каждого из нас».
Педагог: После произнесенной мной фразы вы должны поднять соответствующую табличку – «хорошо»- красную , «плохо»- зеленую
- Загрязнять воду и воздух заводами и фабриками
- Оставлять мусор в лесу
+ Развешивать кормушки и домики для птиц
- Заниматься браконьерством
+ Ставить очистительные фильтры на трубах заводов
+Сажать деревья
-Разрушать памятники природы и культуры
+Оборудовать и очищать места отдыха
-Ломать растения, срывать цветы
+Оберегать и подкармливать животных и птиц
-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда
4 задание.
Собери пословицу.
У вас на столах лежат листочки с пословицами первая часть пословицы, написана в левом столбике, а вторую часть вам надо отыскать во втором столбике. Прочитайте и поясните, почему так говорят.
/Слайд 21/ (Пословицы )
Не высок лесок, а от ветра защита.
Возле леса жить - голоду не видать.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам
Растение - берегам спасение.
VI I. Итог занятия.
Педагог: Да, ребята, Земля наш общий дом.
Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надёжным. Взрослея, осознаёшь, что дому нужен заботливый хозяин. Что ясное небо и чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеёк, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка – всё нуждается в любви и понимании. Всё должно жить.
Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.
/Слайд 22/ (стихотворение о Земле)
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом -
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Педагог: А как вы, ребята, будучи еще юными защитниками природы можем ей помочь?
Ответы детей: соблюдать правила поведения в природе, сажать деревья,не мусорить и т.д.
Педагог: Ребята, вы хорошо защитили сегодня свой проект «Земля- наш общий дом», убедили друг друга в важности данной проблемы.
- VIII. Рефлексия
- что для вас было самым трудным в данном проекте?
- каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?
-кого бы вам хотелось, поблагодарить из ребят?
Педагог: А сейчас, давайте все встанем в круг, чтобы посмотреть друг другу в глаза, передать друг другу свою доброту. Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, помогает им. Добрый человек – любит природу, сохраняет ее и учит других соблюдать правила экологического поведения.
Звучит Песня о доброте на экране. Дети исполняют песню вместе с педагогом взявшись за руки.
Педагог: Так давайте же встав сегодня на этот путь «Дорогу добра», не сворачивать с него, и освещать своим, пусть маленьким солнышком – своей заботой, эту землю. Берегите себя и все то, что вас окружает. Учите этому своих сверстников, друзей, родственников и знакомых.
Педагог : всем детям дарит эмблемку «Защитник природы».
с правилами нахождения в природе.
Список используемой литературы.
1.Кулинич Г.Г. , Сценарии общешкольных и клубных мероприятий:
1-4 классы . – М.: ВАКО, 2006.
2.Иллюстрированная энциклопедия природы:- «Эксмо»Филипп Кларк. Лора Хауэлл. Сара Хан, 2011.
3.Планета Земля: -Научно- популярное издание«Эксмо», 2014.
4.Ю.А.Школенко Эта хрупкая планета. – М.: ВАКО, 2012.
Интернет ресурсы:
detskijsad/tema…zemlja-nash…dom.html
festival.1september.ru›articles/635020/
studentu/besedazemlianash-obshchii-dom/
zemlja-nash-obshhijj-dom0.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего занятия по теме "Основные приёмы агротехники овощей и цветов""
Этот план -конспект занятия может пригодиться учителям начальных классов и технологии. Также элементы занятия можно использовать на "Празднике урожая" в начальной школе. Занятие проводится с применени...
Конспект обобщающего занятия по теме "Осень: овощи и фрукты" в классе для детей со сложной структурой дефекта в специальной общеобразоавательной (коррекционной) школе VIII вида
Цель: закрепление представлений об осени, обобщающих понятий "овощи" и "фрукты", названий овощей и фруктов.Задачи:- повторить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", активизировать названия различных о...
Конспект обобщающего занятия "День рождения поросят" для 2 года обучения по курсу "Английский для малышей"
Данный конспект будет интересен педагогам, работающим с начальным звеном школы, а также педагогам, преподающим английский для дошкольников....
Конспект обобщающего занятия по теме "Осень.Овощи-фрукты"
Обобщающее занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме «Овощи и фрукты»Цель: закрепление обобщающих понятий «овощи» и «фрукты», названий различных овощей и фруктов.Задачи:образовательные:...
Конспект обобщающего занятия по ознакомлению с окружающим миром
Обобщающее занятие-конкурс по теме "В мире животных" , на котором закрепляем знания детей о диких и домашних животных и их детенышах, строение тела животных, мест их обитания. На занятии развива...
Конспект обобщающего занятия по темам «Птицы», «Животные зимой», «Зимние явления»
Конспект занятия по экологии для дошкольников...
Конспект обобщающего занятия -игры "Город секретарей" по программе профессионального образования по подготовке профессии "Делопроизводитель"
Цель урока: Обобщение и закрепление полученных знаний учащихся по программе профессионального образования «Делопроизводитель» и выявление уровня усвоения знаний каждым обучающи...