Программа духовно – нравственного воспитания учащихся МБУ ДО «Центр информационных технологий» "Дорогою добра"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Принята на МС № 2 от 18.05.2016 года С учётом мнения Родительского комитета | Утверждена: приказом директора от 19 .05.2016 года № 41
М.П |
ДОРОГОЮ ДОБРА
Программа
духовно – нравственного воспитания
учащихся МБУ ДО «ЦИТ»
Срок реализации: 2016 – 2020 гг.
Возраст: 7 – 17 лет
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
Барбун Ольга Викторовна
МО «Кингисеппский муниципальный район»
Ленинградская область
2016 г.
Паспорт программы
1 | Название программы: Дорогою добра | |
2 | Тип программы: программа духоно-нравственного воспитания | |
3 | География Проекта: Кингисеппский район, Ленинградской области | |
4 | Сроки реализации Проекта: бессрочно | |
5 | Название организации-заявителя проекта: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр информационных технологий» | |
6 | Руководитель организации: | |
| Должность: директор | ФИО: Пинчук Галина Анатольевна |
| Раб. тел.: 8(81375) 45320 | Факс: 8(81375) 45320 |
| E-mail: pinchuk_ga@bk.ru | |
7 | Ответственный исполнитель программы: | |
| Должность: педагог дополнительного образования | ФИО: Барбун Ольга Викторовна |
| Раб. тел.: 8(81375) 45320 | Факс: 8(81375) 45320 |
| Мобильный телефон: 8-981-700-89-12 | E-mail: obarbun@mail.ru |
8 | Реквизиты организации-заявителя | |
| Юридический адрес: 188490, Ленинградская область, Кингисеппский район, г.Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.24 | |
| Адрес для корреспонденции (с индексом): 188480, Ленинградская область, г.Кингисепп, ул. Восточная, д.4 | |
| Интернет-сайт: http://kngcit.ru | |
| ОГРН: 1054700332246 | Дата регистрации в ЕГРЮЛ: 05.04.2005 |
| ИНН/КПП: 4707022373/ 470701001 | |
| Л/счет 05915008850 в Комитете финансов администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области БИК: 044106001
|
«Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков и юношества
от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности….
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…»
В.А. Сухомлинский
1. Концепция программы
В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В послании В.В.Путина к Федеральному Собранию было сказано: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма, возрождения Российского государства.
Определенные проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.п. могут изменяться бесконечно из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разное время в разных странах. В работах исследователей по духовно-нравственному воспитанию Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского встречаются такие понятия, как «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании человека как личности, осознавались и ставились в педагогике. Поэтому, жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовной практики. В настоящее время процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности не как желаемый педагогический идеал, а как равенство: творческая личность – условие «сохранения человечества на планете». Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализация рассматривается как необходимое условие формирования духовности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.
Известно, что с начала 90-х годов взяла свое следующая точка зрения школы – хорошо учить, и не более того! Понятие нравственного воспитания вообще исчезло. Так в педагогической энциклопедии говорится, что в обществе нет никого, кто бы имел право считаться нравственным авторитетом, а значит нельзя такие понятия, как нравственность, вносить в образовательный процесс. Как это не парадоксально но, установка современного образования на качественное обучение во многом оказывается не достижимой из-за выпадения воспитательного компонента.
У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на задний план их ценностных ориентаций.
Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского.
Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ духовной культуры.
Все усилия педагогов направлены на социальную адаптацию ребенка, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также открыть возможности для развития информационной культуры детей, в том числе детей-инвалидов, оторванных от социума.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
2. Актуальность программы
В последнее время в нашей стране, постепенно возрождающейся после неисчислимых бедствий и испытаний атеистического времени, особое внимание уделяется проблемам духовного воспитания подрастающего поколения. Дети - наше будущее, будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Государство, общество всё более осознают это и выявляют всё больше доброй воли в стремлении сотрудничать в деле духовного возрождения нашей страны с Русской Православной Церковью, объединяя с ней свои усилия в деле воспитания и образования подрастающего поколения.
Для того, чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать – наследовать те духовные, ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Если общество не обращается за опытом передачи духовных ценностей, то оно неизменно в конечном итоге разлагается.
Актуальность программы заключается в следующем:
· её реализация будет способствовать становлению национального сознания, заполнению существующего у молодёжи духовного вакуума;
· даст надёжные нравственные ориентиры, вытекающие из традиций национального сознания;
· утверждение национального образа жизни, основанных на духовных ценностях, будет способствовать формированию принципов жизнеспособной цивилизации;
· единый духовный стержень консолидирует общество и будет способствовать укреплению стабильности в обществе.
Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.
Именно сегодня, говоря о спасении и возрождении России, в первую очередь необходимо говорить о создании единого образовательного и воспитательного пространства по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков
Главная забота всех, кому небезразлично будущее России, - есть многостороннее очищение нашего Отечества "от всякия скверны", восстановление силы Святой Руси. Для этого надо, не теряя ни минуты, начинать работу по пробуждению в детских сердцах Веры, Надежды и Любви. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
3. Цель Программы
Цель духовно-нравственного воспитания – развитие высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах родного края и Родины.
Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.
Идея возрождения национальных духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения.
Познать жизнь и достигнуть истинного счастья может лишь духовно развитая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир в его вселенской целостности. Для постижения этого человеку необходимо уметь оценивать мир высшими нравственными категориями, осознавать ответственность за свои поступки перед людьми и собственной совестью. Отсюда вытекают следующие основные задачи.
4. Задачи Программы
Стратегические задачи:
служение своему Отечеству и народу;
возрождение и формирование у учащихся духовных ценностей;
формирование бережного отношения к культурному наследию родного края, России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям Кингисеппского района, Ленинградской области;
усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;
усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;
гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к младшим и уважения к старшим;
формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку.
Тактические задачи:
активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных сторон, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;
достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных организаций, исповедующих традиционные религии, в воспитании и социализации детей и подростков;
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства.
Организационные задачи:
интеллектуальное, методическое и финансовое обеспечение программы;
интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в исследовательские проекты.
5. Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников
Традиционными источниками нравственности являются:
· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
· традиционные российские религии, искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
· человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
6. Направления организации работы
по духовно-нравственному воспитанию
Основными направлениями работы по духовно-нравственному воспитанию являются:
В сфере образования:
включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность ЦИТ;
включение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся в деятельность ЦИТ, вовлечение в данную работу родителей и общественных организаций;
проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
организация мероприятий: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. ;
усиление взаимодействия семьи и ЦИТ для духовно-нравственного развития и гражданского воспитания учащихся;
проведение научно-практических семинаров по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков для педагогов дополнительного образования, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся;
участие в конкурсах по гражданской, патриотической и духовно-нравственной тематике.
В сфере семейной политики:
содействие популяризации семейных ценностей, оказание поддержки семьям во внедрении традиционных и новых методов духовно-нравственного, семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма;
возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;
обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;
формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;
повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей.
В сфере совершенствования системы патриотического воспитания граждан:
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
формирование авторитета и уважения к государственным символам, активное их использование в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения;
активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования;
проведение торжественных мероприятий, посвященных государственном праздникам и дням воинской славы.
В сфере профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов:
принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
формирование в ученической среде обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
В сфере использования средств массовой информации:
обеспечение защиты детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идеи, противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в СМИ, литературе и искусстве;
организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению на официальном сайте ЦИТ;
использование СМИ и иных информационных ресурсов при проведении мероприятий, популяризирующих ценности российского общества (здоровье, семья, Родина, патриотизм, труд, служение отечеству, добрососедство, права человека, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и пр.);
регулярное освещение в СМИ итогов работы в сфере духовно-нравственного воспитания.
7. Механизм реализации программы
7. 1 Основополагающие принципы работы:
1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый учащийся может стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, экскурсии и д.т.
2. "Добровольное участие" – каждый учащийся должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей духовной культуры и основ нравственности.
3. "Уважай личность каждого" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности каждого человека, уважение его мнения и выбора.
7. 2 Методы реализации программы
· наглядный
· словесный
· исследовательский
7. 3 Формы работы:
- Планирование единой системы духовно-нравственного воспитания учащихся кружков разных направленностей.
- Инклюзивное обучение и индивидуальное обучение детей-инвалидов.
- Участие в конкурсах и духовно-нравственного содержания.
- Проведение совместных мероприятий.
- Экскурсии, целевые поездки по историческим, культурным и святым местам.
- Тематические вечера патриотической направленности.
- Тематические вечера эстетической направленности (открытые занятия курса «Волшебный мир Русского музея», презентации научно-публицистического журнала «ЦИТрон»).
- Организация выставок (совместная деятельность педагогов, детей и родителей).
- Разработка и реализация виртуальной галереи творчества художников Кингисеппской земли.
- Встречи в рамках курса «Путешествие по малой Родине» при сотрудничестве с Кингисеппским историко-краеведческим музеем.
- Организация кружковой работы.
- Публикация информации о мероприятиях и достижениях учащихся на официальном сайте ЦИТ.
7. 4 Формы работы с педагогами
в процессе реализации программы:
- Заседания педагогического и методического советов учреждения
- Партнерство по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с представителями Кингисеппской средней общеобразовательной школы Православной культуры, районным Советом ветеранов, районным поисковым отрядом «Форпост».
- Круглые столы творческой группы.
7. 5 Формы работы с родителями
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Дни открытых дверей.
- Проведение совместных учебно-воспитательных мероприятий (выставки, конкурсы).
- Привлечение родителей к организации походов, поездок и экскурсий.
- Проведение совместных с детьми мероприятий при подготовке и презентации научно-публицистического журнала «ЦИТрон».
- Публикация информации о мероприятиях и достижениях учащихся на официальном сайте ЦИТ.
7.6. Нормативно – правовое обеспечение программы.
· Конституция Российской Федерации;
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»;
· Письмо Министерства Образования РФ от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;
· Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
7.7. Информационное сопровождение
Популяризация достигнутых результатов в реализации программы:
· на сайте МБУ ДО «Центр информационных технологий»;
· в социально-образовательных сетях;
· в СМИ;
· в научно-публицистическом журнале «ЦИТрон».
7.8. Распространение педагогического опыта
· на семинарах различного уровня,
· на методических объединениях,
· на педагогических советах,
· на открытых занятиях и др.
7.9. Развитие социального партнёрства учреждения
в ходе реализации программы:
· Кингисеппская средняя общеобразовательная школа Православной культуры;
· Кингисеппский историко-краеведческий музей;
· Кингисеппский поисковый отряд «Форпост»;
· Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания и образования детей";
· Государственный Русский музей г.Санкт-Петербург;
· Ивангородская центральная библиотека;
· Ивангородский художественный музей.
7.10. Организация контроля
1. Проведение исследований и мониторингов.
2. Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы и внесение в неё необходимых корректировок.
3. Итоговый анализ реализации программы.
7.11. Материально-технические ресурсы
Ресурсы | Оснащение | Назначение |
Лекционный кабинет на 25 рабочих мест | Мультимедийная техника с возможностью проведения видеоконференций | Проведение лекций и семинаров, видеоконференций, вебинаров |
2 Конференц-класса на 20 рабочих мест
| Мультимедийная техника с возможностью проведения видеоконференций | Проведение занятий по групповой методике, соревнований, турниров, вебинаров |
4 кабинета информатики и ИКТ на 12 рабочих мест каждый | Интерактивный комплекс | Проведение учебных занятий в группах, индивидуальных занятий |
Серверные | Собственные сервера | Управление единой образовательной сетью, предоставление защищенного хостинга для образовательных ресурсов Кингисеппского района |
Автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование» | Электронный журнал, портфолио, обратная связь, объявления, отчетность | Электронный журнал, портфолио, обратная связь, объявления, отчетность |
Официальный сайт МБОУ ДОД «ЦДОД «ЦИТ» | Электронные базы данных | Электронная форма заявок, электронная приемная, обратная связь, объявления, отчетность, портфолио, электронные публикации |
Виртуальный филиал Русского музея | Мультимедийный комплекс, 12 учебных мест, оснащенных ПК, программное обеспечение, библиотека | Виртуальные экскурсии по Русскому музею, исследовательская деятельность, учебные и творческие мероприятия |
Виртуальная галерея произведений художников Кингисеппского района | Экспозиция картин, биографические справки, эссе | Исследовательская деятельность, учебные и творческие мероприятия |
Научно-публицистический журнал | Интернет-издание | Площадка для публикации исследовательских и творческих работ учащихся |
7.12. Система основных мероприятий программы
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Исполнители |
1. Нормативное - правовое обеспечение реализации Программы | |||
1.1. | Разработка нормативно-правового акта об утверждении Программы | 2016 г. | Заместитель директора по УВР |
1.2. | Формирование нормативной базы по вопросам духовно-нравственного воспитания | На весь период | Заместитель директора по УВР |
2. Мониторинг Программы | |||
2.1. | Формирование банка данных эффективных диагностических методик, программ, научно- методических разработок, рекомендаций по проблеме духовно-нравственного воспитания. | постоянно | Заместитель директора по УВР |
2.2. | Выпуск сборников проектно-исследовательских работ учащихся ЦИТ. | 2 раза в год | Педагоги дополнительного образования |
2.3. | Подготовка ежегодного информационно-аналитического отчета | ежегодно | Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования |
3. Финансирование в рамках Программы | |||
3.1 | Финансовое обеспечение муниципального задания | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» |
3.2 | Целевая поддержка участия детей в региональных, международных, предметных олимпиадах и конкурсах (премии, стипендии, гранты). | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Комитет по образованию |
3.3 | Целевая поддержка мероприятий по досугу одаренных детей. | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Комитет по образованию |
3.4 | Целевая поддержка одаренных детей- инвалидов, их развития и социальной адаптации. | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Комитет по образованию |
3.5 | Целевая поддержка талантливых педагогов, создающих специальные образовательные программы для поддержки детской одаренности. | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Комитет по образованию |
4. Методическое обеспечение реализации Программы | |||
4.1 | Разработка модели реализации программ дополнительного образования технической, естественнонаучной, социально-педагогической, художественной направленностей средствами исследовательской деятельности, методиками духовно-нравственного воспитания | 2016 г. | Методический совет |
4.2 | Создание технологии по формированию индивидуальной образовательной траектории в рамках образовательного кластера. | 2016-2017 гг. | Заместитель директора по УВР, методист |
4.3 | Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, вариативных моделей образования учащихся, их адресная дифференцированная поддержка. | 201-2018 гг. | Заместитель директора по УВР, методист, педагоги дополнительного образования |
4.4 | Экспертиза и утверждение образовательных программ | 2016 г. | Методический совет |
4.5 | Методическая поддержка деятельности педагогов дополнительного образования | постоянно | Методист |
5. Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы | |||
5.1 | Консультации психолога по проблемам духовно-нравственного воспитания | постоянно | Администрация ЦИТ |
5.2 | Психолого-педагогический лекторий для родителей по проблемам духовно-нравственного воспитания | ежегодно | Администрация ЦИТ |
6. Информационно-технологическая поддержка реализации программы. | |||
6.1 | Создание информационной системы развития исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе, включая банк данных образовательных программ, использующих элементы исследовательской деятельности. | 2016-2017 гг. | Администратор сайта ЦИТ |
6.2 | Подготовка и пополнение каталога образовательных информационных ресурсов по проблемам духовно-нравственного воспитания для работы с учащимися | постоянно | Администратор сайта ЦИТ |
6.3 | Организация разработки, проведение экспертизы и внедрение авторских электронных материалов на основе новых образовательных методик и технологий. | ежегодно | Администрация ЦИТ |
6.4 | Освещение в СМИ результатов деятельности по проблемам духовно-нравственного воспитания | В соответствии с годовым графиком мероприятий | Администрация ЦИТ |
7.13. Календарный план
Направления реализации проекта | Сроки | Количественные характеристики | ||
Колич. часов | Колич. участников | Возрастной ценз | ||
Организационные мероприятия | ||||
Подготовка и утверждение нормативных документов | Май-июнь 2016 |
| Адм.– 3 чел. |
|
Модернизация материально-технической базы | III-IV кварталы 2016 г. |
| Адм.– 3 чел. |
|
Мониторинговые исследования | 1 раз в полугодие |
|
| 11-17 лет |
Подведение итогов программы | 2020 г. |
|
|
|
Работа научно-исследовательских мастерских | ||||
Виртуальный филиал Русского музея | 2016-2020 гг. | 108 | 24 | 10-17 лет |
Путешествие по малой Родине | 2016-2020 гг. | 72 | 12 | 10-12 лет |
Клуб робототехники «Леонардо» | 2016-2020 гг. | 72 | 30 | 10-14 лет |
Создание мультфильмов | 2016-2020 гг. | 72 | 320 | 10-11 лет |
Научно-публицистический журнал «ЦИТрон» | 2016-2020 гг. | Сверх прогр. | 360 | 7-17 лет |
Клуб «Без границ» (работа с детьми-инвалидами) | 2016-2020 гг. | 36 | 11 | 7-14 лет |
|
|
|
|
|
Создание системы духовно-нравственного воспитания | ||||
Мониторинговые исследования | 1 раз в полугодие |
|
| 10-17 лет |
Проведение научно-практической конференции | Ноябрь | 3 | 25 | 14-17 лет |
Участие в вебинарах по проблемам духовно-нравственного воспитания | По внешнему графику | По внешнему графику | Группы до 30 чел. | 14-17 лет |
Участие в видеоконференциях по разным предметам | По внешнему графику | По внешнему графику | Группы до 25 чел. | 14-17 лет |
Участие учащихся в конкурсном движении | постоянно | По внешнему графику | 1185 | 7-17 лет |
Проведение мероприятий, посвященных памятным датам | ежегодно | По календарномуграфику ЦИТ | 12 | 14-17 лет |
Торжественная церемония награждения лучших учащихся ЦИТ «Звездный Олимп» | Май | 2 | 50 | 7-1 лет |
Фестиваль личных достижений (портфолио) | Июнь Декабрь | 3 | По заявкам | 7-17 лет |
Определение социальной значимости потенциала учащихся для своего региона | ||||
Изучение ориентации учащихся на будущую профессию. | Март-декабрь | 16 |
| 14-17 лет |
Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург на День открытых дверей в СПбГУ | По графику СПбГУ | 8 | 30 | 15-17 лет |
Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург на День открытых дверей в ИТМО | По графику ИТМО | 8 | 30 | 15-17 лет |
Экскурсия в Кингисеппский вычислительный центр | Сентябрь | 2 | 30 | 10-14 лет |
Экскурсия в порт «Усть-Луга» | Сентябрь | 6 | 30 | 14-17 лет |
Развитие педагогического потенциала | ||||
Семинар «Духовно-нравственное воспитание в современном информационном обществе» | 2017 г. | 2 | 30 |
|
Привлечение педагогов из числа преподавателей ВУЗов Санкт-Петербурга и Ленинградской области | В теч.года | В соответствии с уч.планом | 3 преподавателя |
|
Открытие на базе МБОУ ДОД «Центр информационных технологий» стажерской площадки кафедры информатизации Ленинградского областного института развития образования. | Сентябрь-декабрь | По плану ЛОИРО | 30 педагогов района |
|
|
|
|
|
|
7.14. Источники финансирования
1. Средства на выполнение муниципального задания
2. Муниципальные субсидии на поддержку образования
3. Собственные средства
7.15. Организация контроля
· Проведение исследований и мониторингов.
· Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы и внесение в неё необходимых корректировок.
· Итоговый анализ реализации программы.
8. Ожидаемые результаты:
1.Повысится духовно-нравственный уровень подрастающего поколения.
2. Нравственное воспитание и духовное образование поможет учащимся в самоутверждении.
3. Выполнение данной программы позволит правильно оценивать окружающий их мир.
4. Духовно-нравственное воспитание будет способствовать сохранению и укреплению семейного микроклимата.
5. Позволит молодому поколению бережно относиться к историческому и культурному наследию нашего Отечества.
6. Реализация программы будет способствовать позитивной социализации молодёжи.
7. Поможет осознать ценность и уникальность своей личности.
8.Молодые люди смогут сформировать правильное патриотическое и гражданское самосознание.
9. Поможет сориентироваться в выборе дальнейшего жизненного пути.
10. Повысится уровень толерантности среди учащихся и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа духовно-нравственного развития молодежи | 84.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Принята на МС № 2 от 18.05.2016 года С учётом мнения Родительского комитета | Утверждена: приказом директора от 19 .05.2016 года № 41 М.П |
ДОРОГОЮ ДОБРА
Программа
духовно – нравственного воспитания
учащихся МБУ ДО «ЦИТ»
Срок реализации: 2016 – 2020 гг.
Возраст: 7 – 17 лет
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
Барбун Ольга Викторовна
МО «Кингисеппский муниципальный район»
Ленинградская область
2016 г.
Паспорт программы
1 | Название программы: Дорогою добра | |
2 | Тип программы: программа духоно-нравственного воспитания | |
3 | География Проекта: Кингисеппский район, Ленинградской области | |
4 | Сроки реализации Проекта: бессрочно | |
5 | Название организации-заявителя проекта: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр информационных технологий» | |
6 | Руководитель организации: | |
Должность: директор | ФИО: Пинчук Галина Анатольевна | |
Раб. тел.: 8(81375) 45320 | Факс: 8(81375) 45320 | |
E-mail: pinchuk_ga@bk.ru | ||
7 | Ответственный исполнитель программы: | |
Должность: педагог дополнительного образования | ФИО: Барбун Ольга Викторовна | |
Раб. тел.: 8(81375) 45320 | Факс: 8(81375) 45320 | |
Мобильный телефон: 8-981-700-89-12 | E-mail: obarbun@mail.ru | |
8 | Реквизиты организации-заявителя | |
Юридический адрес: 188490, Ленинградская область, Кингисеппский район, г.Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.24 | ||
Адрес для корреспонденции (с индексом): 188480, Ленинградская область, г.Кингисепп, ул. Восточная, д.4 | ||
Интернет-сайт: http://kngcit.ru | ||
ОГРН: 1054700332246 | Дата регистрации в ЕГРЮЛ: 05.04.2005 | |
ИНН/КПП: 4707022373/ 470701001 | ||
Л/счет 05915008850 в Комитете финансов администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области БИК: 044106001
|
«Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков и юношества
от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности….
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…»
В.А. Сухомлинский
1. Концепция программы
В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В послании В.В.Путина к Федеральному Собранию было сказано: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма, возрождения Российского государства.
Определенные проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.п. могут изменяться бесконечно из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разное время в разных странах. В работах исследователей по духовно-нравственному воспитанию Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского встречаются такие понятия, как «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании человека как личности, осознавались и ставились в педагогике. Поэтому, жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовной практики. В настоящее время процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности не как желаемый педагогический идеал, а как равенство: творческая личность – условие «сохранения человечества на планете». Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализация рассматривается как необходимое условие формирования духовности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.
Известно, что с начала 90-х годов взяла свое следующая точка зрения школы – хорошо учить, и не более того! Понятие нравственного воспитания вообще исчезло. Так в педагогической энциклопедии говорится, что в обществе нет никого, кто бы имел право считаться нравственным авторитетом, а значит нельзя такие понятия, как нравственность, вносить в образовательный процесс. Как это не парадоксально но, установка современного образования на качественное обучение во многом оказывается не достижимой из-за выпадения воспитательного компонента.
У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на задний план их ценностных ориентаций.
Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского.
Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ духовной культуры.
Все усилия педагогов направлены на социальную адаптацию ребенка, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также открыть возможности для развития информационной культуры детей, в том числе детей-инвалидов, оторванных от социума.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
2. Актуальность программы
В последнее время в нашей стране, постепенно возрождающейся после неисчислимых бедствий и испытаний атеистического времени, особое внимание уделяется проблемам духовного воспитания подрастающего поколения. Дети - наше будущее, будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Государство, общество всё более осознают это и выявляют всё больше доброй воли в стремлении сотрудничать в деле духовного возрождения нашей страны с Русской Православной Церковью, объединяя с ней свои усилия в деле воспитания и образования подрастающего поколения.
Для того, чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать – наследовать те духовные, ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Если общество не обращается за опытом передачи духовных ценностей, то оно неизменно в конечном итоге разлагается.
Актуальность программы заключается в следующем:
- её реализация будет способствовать становлению национального сознания, заполнению существующего у молодёжи духовного вакуума;
- даст надёжные нравственные ориентиры, вытекающие из традиций национального сознания;
- утверждение национального образа жизни, основанных на духовных ценностях, будет способствовать формированию принципов жизнеспособной цивилизации;
- единый духовный стержень консолидирует общество и будет способствовать укреплению стабильности в обществе.
Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.
Именно сегодня, говоря о спасении и возрождении России, в первую очередь необходимо говорить о создании единого образовательного и воспитательного пространства по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков
Главная забота всех, кому небезразлично будущее России, - есть многостороннее очищение нашего Отечества "от всякия скверны", восстановление силы Святой Руси. Для этого надо, не теряя ни минуты, начинать работу по пробуждению в детских сердцах Веры, Надежды и Любви. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
3. Цель Программы
Цель духовно-нравственного воспитания – развитие высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах родного края и Родины.
Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.
Идея возрождения национальных духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения.
Познать жизнь и достигнуть истинного счастья может лишь духовно развитая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир в его вселенской целостности. Для постижения этого человеку необходимо уметь оценивать мир высшими нравственными категориями, осознавать ответственность за свои поступки перед людьми и собственной совестью. Отсюда вытекают следующие основные задачи.
4. Задачи Программы
Стратегические задачи:
служение своему Отечеству и народу;
возрождение и формирование у учащихся духовных ценностей;
формирование бережного отношения к культурному наследию родного края, России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям Кингисеппского района, Ленинградской области;
усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;
усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;
гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к младшим и уважения к старшим;
формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку.
Тактические задачи:
активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных сторон, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;
достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных организаций, исповедующих традиционные религии, в воспитании и социализации детей и подростков;
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства.
Организационные задачи:
интеллектуальное, методическое и финансовое обеспечение программы;
интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в исследовательские проекты.
5. Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии, искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
6. Направления организации работы
по духовно-нравственному воспитанию
Основными направлениями работы по духовно-нравственному воспитанию являются:
В сфере образования:
включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность ЦИТ;
включение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся в деятельность ЦИТ, вовлечение в данную работу родителей и общественных организаций;
проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
организация мероприятий: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. ;
усиление взаимодействия семьи и ЦИТ для духовно-нравственного развития и гражданского воспитания учащихся;
проведение научно-практических семинаров по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков для педагогов дополнительного образования, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся;
участие в конкурсах по гражданской, патриотической и духовно-нравственной тематике.
В сфере семейной политики:
содействие популяризации семейных ценностей, оказание поддержки семьям во внедрении традиционных и новых методов духовно-нравственного, семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма;
возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;
обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;
формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;
повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей.
В сфере совершенствования системы патриотического воспитания граждан:
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
формирование авторитета и уважения к государственным символам, активное их использование в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения;
активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования;
проведение торжественных мероприятий, посвященных государственном праздникам и дням воинской славы.
В сфере профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов:
принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
формирование в ученической среде обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
В сфере использования средств массовой информации:
обеспечение защиты детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идеи, противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в СМИ, литературе и искусстве;
организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению на официальном сайте ЦИТ;
использование СМИ и иных информационных ресурсов при проведении мероприятий, популяризирующих ценности российского общества (здоровье, семья, Родина, патриотизм, труд, служение отечеству, добрососедство, права человека, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и пр.);
регулярное освещение в СМИ итогов работы в сфере духовно-нравственного воспитания.
7. Механизм реализации программы
7. 1 Основополагающие принципы работы:
- "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый учащийся может стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, экскурсии и д.т.
- "Добровольное участие" – каждый учащийся должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей духовной культуры и основ нравственности.
- "Уважай личность каждого" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности каждого человека, уважение его мнения и выбора.
7. 2 Методы реализации программы
- наглядный
- словесный
- исследовательский
7. 3 Формы работы:
- Планирование единой системы духовно-нравственного воспитания учащихся кружков разных направленностей.
- Инклюзивное обучение и индивидуальное обучение детей-инвалидов.
- Участие в конкурсах и духовно-нравственного содержания.
- Проведение совместных мероприятий.
- Экскурсии, целевые поездки по историческим, культурным и святым местам.
- Тематические вечера патриотической направленности.
- Тематические вечера эстетической направленности (открытые занятия курса «Волшебный мир Русского музея», презентации научно-публицистического журнала «ЦИТрон»).
- Организация выставок (совместная деятельность педагогов, детей и родителей).
- Разработка и реализация виртуальной галереи творчества художников Кингисеппской земли.
- Встречи в рамках курса «Путешествие по малой Родине» при сотрудничестве с Кингисеппским историко-краеведческим музеем.
- Организация кружковой работы.
- Публикация информации о мероприятиях и достижениях учащихся на официальном сайте ЦИТ.
7. 4 Формы работы с педагогами
в процессе реализации программы:
- Заседания педагогического и методического советов учреждения
- Партнерство по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с представителями Кингисеппской средней общеобразовательной школы Православной культуры, районным Советом ветеранов, районным поисковым отрядом «Форпост».
- Круглые столы творческой группы.
7. 5 Формы работы с родителями
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Дни открытых дверей.
- Проведение совместных учебно-воспитательных мероприятий (выставки, конкурсы).
- Привлечение родителей к организации походов, поездок и экскурсий.
- Проведение совместных с детьми мероприятий при подготовке и презентации научно-публицистического журнала «ЦИТрон».
- Публикация информации о мероприятиях и достижениях учащихся на официальном сайте ЦИТ.
7.6. Нормативно – правовое обеспечение программы.
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»;
- Письмо Министерства Образования РФ от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
7.7. Информационное сопровождение
Популяризация достигнутых результатов в реализации программы:
- на сайте МБУ ДО «Центр информационных технологий»;
- в социально-образовательных сетях;
- в СМИ;
- в научно-публицистическом журнале «ЦИТрон».
7.8. Распространение педагогического опыта
- на семинарах различного уровня,
- на методических объединениях,
- на педагогических советах,
- на открытых занятиях и др.
7.9. Развитие социального партнёрства учреждения
в ходе реализации программы:
- Кингисеппская средняя общеобразовательная школа Православной культуры;
- Кингисеппский историко-краеведческий музей;
- Кингисеппский поисковый отряд «Форпост»;
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания и образования детей";
- Государственный Русский музей г.Санкт-Петербург;
- Ивангородская центральная библиотека;
- Ивангородский художественный музей.
7.10. Организация контроля
- Проведение исследований и мониторингов.
- Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы и внесение в неё необходимых корректировок.
- Итоговый анализ реализации программы.
7.11. Материально-технические ресурсы
Ресурсы | Оснащение | Назначение |
Лекционный кабинет на 25 рабочих мест | Мультимедийная техника с возможностью проведения видеоконференций | Проведение лекций и семинаров, видеоконференций, вебинаров |
2 Конференц-класса на 20 рабочих мест | Мультимедийная техника с возможностью проведения видеоконференций | Проведение занятий по групповой методике, соревнований, турниров, вебинаров |
4 кабинета информатики и ИКТ на 12 рабочих мест каждый | Интерактивный комплекс | Проведение учебных занятий в группах, индивидуальных занятий |
Серверные | Собственные сервера | Управление единой образовательной сетью, предоставление защищенного хостинга для образовательных ресурсов Кингисеппского района |
Автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование» | Электронный журнал, портфолио, обратная связь, объявления, отчетность | Электронный журнал, портфолио, обратная связь, объявления, отчетность |
Официальный сайт МБОУ ДОД «ЦДОД «ЦИТ» | Электронные базы данных | Электронная форма заявок, электронная приемная, обратная связь, объявления, отчетность, портфолио, электронные публикации |
Виртуальный филиал Русского музея | Мультимедийный комплекс, 12 учебных мест, оснащенных ПК, программное обеспечение, библиотека | Виртуальные экскурсии по Русскому музею, исследовательская деятельность, учебные и творческие мероприятия |
Виртуальная галерея произведений художников Кингисеппского района | Экспозиция картин, биографические справки, эссе | Исследовательская деятельность, учебные и творческие мероприятия |
Научно-публицистический журнал | Интернет-издание | Площадка для публикации исследовательских и творческих работ учащихся |
7.12. Система основных мероприятий программы
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Исполнители |
1. Нормативное - правовое обеспечение реализации Программы | |||
1.1. | Разработка нормативно-правового акта об утверждении Программы | 2016 г. | Заместитель директора по УВР |
1.2. | Формирование нормативной базы по вопросам духовно-нравственного воспитания | На весь период | Заместитель директора по УВР |
2. Мониторинг Программы | |||
2.1. | Формирование банка данных эффективных диагностических методик, программ, научно- методических разработок, рекомендаций по проблеме духовно-нравственного воспитания. | постоянно | Заместитель директора по УВР |
2.2. | Выпуск сборников проектно-исследовательских работ учащихся ЦИТ. | 2 раза в год | Педагоги дополнительного образования |
2.3. | Подготовка ежегодного информационно-аналитического отчета | ежегодно | Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования |
3. Финансирование в рамках Программы | |||
3.1 | Финансовое обеспечение муниципального задания | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» |
3.2 | Целевая поддержка участия детей в региональных, международных, предметных олимпиадах и конкурсах (премии, стипендии, гранты). | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Комитет по образованию |
3.3 | Целевая поддержка мероприятий по досугу одаренных детей. | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Комитет по образованию |
3.4 | Целевая поддержка одаренных детей- инвалидов, их развития и социальной адаптации. | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Комитет по образованию |
3.5 | Целевая поддержка талантливых педагогов, создающих специальные образовательные программы для поддержки детской одаренности. | ежегодно | Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Комитет по образованию |
4. Методическое обеспечение реализации Программы | |||
4.1 | Разработка модели реализации программ дополнительного образования технической, естественнонаучной, социально-педагогической, художественной направленностей средствами исследовательской деятельности, методиками духовно-нравственного воспитания | 2016 г. | Методический совет |
4.2 | Создание технологии по формированию индивидуальной образовательной траектории в рамках образовательного кластера. | 2016-2017 гг. | Заместитель директора по УВР, методист |
4.3 | Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, вариативных моделей образования учащихся, их адресная дифференцированная поддержка. | 201-2018 гг. | Заместитель директора по УВР, методист, педагоги дополнительного образования |
4.4 | Экспертиза и утверждение образовательных программ | 2016 г. | Методический совет |
4.5 | Методическая поддержка деятельности педагогов дополнительного образования | постоянно | Методист |
5. Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы | |||
5.1 | Консультации психолога по проблемам духовно-нравственного воспитания | постоянно | Администрация ЦИТ |
5.2 | Психолого-педагогический лекторий для родителей по проблемам духовно-нравственного воспитания | ежегодно | Администрация ЦИТ |
6. Информационно-технологическая поддержка реализации программы. | |||
6.1 | Создание информационной системы развития исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе, включая банк данных образовательных программ, использующих элементы исследовательской деятельности. | 2016-2017 гг. | Администратор сайта ЦИТ |
6.2 | Подготовка и пополнение каталога образовательных информационных ресурсов по проблемам духовно-нравственного воспитания для работы с учащимися | постоянно | Администратор сайта ЦИТ |
6.3 | Организация разработки, проведение экспертизы и внедрение авторских электронных материалов на основе новых образовательных методик и технологий. | ежегодно | Администрация ЦИТ |
6.4 | Освещение в СМИ результатов деятельности по проблемам духовно-нравственного воспитания | В соответствии с годовым графиком мероприятий | Администрация ЦИТ |
7.13. Календарный план
Направления реализации проекта | Сроки | Количественные характеристики | ||
Колич. часов | Колич. участников | Возрастной ценз | ||
Организационные мероприятия | ||||
Подготовка и утверждение нормативных документов | Май-июнь 2016 | Адм.– 3 чел. | ||
Модернизация материально-технической базы | III-IV кварталы 2016 г. | Адм.– 3 чел. | ||
Мониторинговые исследования | 1 раз в полугодие | 11-17 лет | ||
Подведение итогов программы | 2020 г. | |||
Работа научно-исследовательских мастерских | ||||
Виртуальный филиал Русского музея | 2016-2020 гг. | 108 | 24 | 10-17 лет |
Путешествие по малой Родине | 2016-2020 гг. | 72 | 12 | 10-12 лет |
Клуб робототехники «Леонардо» | 2016-2020 гг. | 72 | 30 | 10-14 лет |
Создание мультфильмов | 2016-2020 гг. | 72 | 320 | 10-11 лет |
Научно-публицистический журнал «ЦИТрон» | 2016-2020 гг. | Сверх прогр. | 360 | 7-17 лет |
Клуб «Без границ» (работа с детьми-инвалидами) | 2016-2020 гг. | 36 | 11 | 7-14 лет |
Создание системы духовно-нравственного воспитания | ||||
Мониторинговые исследования | 1 раз в полугодие | 10-17 лет | ||
Проведение научно-практической конференции | Ноябрь | 3 | 25 | 14-17 лет |
Участие в вебинарах по проблемам духовно-нравственного воспитания | По внешнему графику | По внешнему графику | Группы до 30 чел. | 14-17 лет |
Участие в видеоконференциях по разным предметам | По внешнему графику | По внешнему графику | Группы до 25 чел. | 14-17 лет |
Участие учащихся в конкурсном движении | постоянно | По внешнему графику | 1185 | 7-17 лет |
Проведение мероприятий, посвященных памятным датам | ежегодно | По календарномуграфику ЦИТ | 12 | 14-17 лет |
Торжественная церемония награждения лучших учащихся ЦИТ «Звездный Олимп» | Май | 2 | 50 | 7-1 лет |
Фестиваль личных достижений (портфолио) | Июнь Декабрь | 3 | По заявкам | 7-17 лет |
Определение социальной значимости потенциала учащихся для своего региона | ||||
Изучение ориентации учащихся на будущую профессию. | Март-декабрь | 16 | 14-17 лет | |
Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург на День открытых дверей в СПбГУ | По графику СПбГУ | 8 | 30 | 15-17 лет |
Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург на День открытых дверей в ИТМО | По графику ИТМО | 8 | 30 | 15-17 лет |
Экскурсия в Кингисеппский вычислительный центр | Сентябрь | 2 | 30 | 10-14 лет |
Экскурсия в порт «Усть-Луга» | Сентябрь | 6 | 30 | 14-17 лет |
Развитие педагогического потенциала | ||||
Семинар «Духовно-нравственное воспитание в современном информационном обществе» | 2017 г. | 2 | 30 | |
Привлечение педагогов из числа преподавателей ВУЗов Санкт-Петербурга и Ленинградской области | В теч.года | В соответствии с уч.планом | 3 преподавателя | |
Открытие на базе МБОУ ДОД «Центр информационных технологий» стажерской площадки кафедры информатизации Ленинградского областного института развития образования. | Сентябрь-декабрь | По плану ЛОИРО | 30 педагогов района | |
7.14. Источники финансирования
1. Средства на выполнение муниципального задания
2. Муниципальные субсидии на поддержку образования
3. Собственные средства
7.15. Организация контроля
- Проведение исследований и мониторингов.
- Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы и внесение в неё необходимых корректировок.
- Итоговый анализ реализации программы.
8. Ожидаемые результаты:
1.Повысится духовно-нравственный уровень подрастающего поколения.
2. Нравственное воспитание и духовное образование поможет учащимся в самоутверждении.
3. Выполнение данной программы позволит правильно оценивать окружающий их мир.
4. Духовно-нравственное воспитание будет способствовать сохранению и укреплению семейного микроклимата.
5. Позволит молодому поколению бережно относиться к историческому и культурному наследию нашего Отечества.
6. Реализация программы будет способствовать позитивной социализации молодёжи.
7. Поможет осознать ценность и уникальность своей личности.
8.Молодые люди смогут сформировать правильное патриотическое и гражданское самосознание.
9. Поможет сориентироваться в выборе дальнейшего жизненного пути.
10. Повысится уровень толерантности среди учащихся и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"
Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...
ПРОГРАММА духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Дорогой добра».
ПРОГРАММА духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Дорогой добра» реализуемая в МБОУДОД "Дом детского творчества г. Льгова"...
Классный час - дискуссия по духовно-нравственному воспитанию «Два гномика. Дорога добра»
“Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра”.Л.ТолстойОписание. Данная методическая разработка являет...
Духовно-нравственное воспитание детей в рамках реализации проекта «Дорогой Добрых Дел» МБОУ ДОД ДЮЦ «Салют»
Описан опыт работы по проекту "Дорогой добрых дел"...
Практикум нравственности "Дорогою добра"
Практикум нравственности "Дорогою добра"...
Нравственный классный час-путешествие "Дорога добра"
Вводное занятие для мотивации подростков заниматься наставничеством с младшими школьниками....