Духовно-нравственное воспитание детей в рамках реализации проекта «Дорогой Добрых Дел» МБОУ ДОД ДЮЦ «Салют»
статья на тему
Описан опыт работы по проекту "Дорогой добрых дел"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
к районному педсовету для педагогических работников УДО в рамках Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года «Творческий переполох»
Секция «Проектная деятельность»
Гибадуллина Л.Г., методист, ПДО
«Духовно-нравственное воспитание детей в рамках реализации проекта
«Дорогой Добрых Дел» МБОУ ДОД ДЮЦ «Салют»
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Социальное проектирование – это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки.
В ДЮЦ «Салют» реализуются 7 проектов: «Я и мой талант», «Я и моя семья», «Я и мое здоровье», «Дорогой Добрых Дел», «Профи», «Сохраним природу вместе» и «Мы Родины своей сыны».
Сегодня, мы бы хотели подробнее осветить социальный проект «Дорогой Добрых Дел». Проект наш еще молодой, начал свою реализацию с января 2013 года. Но, несмотря на столь малый период времени, по данному проекту проведена уже большая работа.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень не простое время. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения детей. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у детей социальных чувств. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач проекта «Дорогой добрых дел» является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающего мира в целом.
Механизм отслеживания реализации проекта:
- Анкетирование родителей и детей;
- Наблюдение и беседы;
- Результаты совместной деятельности детей, родителей и педагогов;
- Пожелания, предложения, отзывы родителей.
Формы реализации проекта:
- занятия;
- беседы;
- проведение мастер-классов для детей с ОВЗ;
- благотворительные концерты;
- работа с родителями;
- презентация проекта.
В начале реализации проекта, нами было проведено анкетирование среди детей, педагогов и родителей «Добрый ли ты?». Анализ анкет детей показал, что: 87% опрошенных детей - добрые и любезные люди, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми и имеют много друзей; 13% – добрые не всегда и не со всеми, могут проявлять неприязнь к тем, кто им не нравится, не заботясь о том, что это может обидеть этого человека, общение с этими детьми не всегда дается легко. Анализ анкет педагогов и родителей показал, что:
25% респондентов очень добрые люди, они любезны, умеют общаться с людьми, неконфликтны, имеют много друзей, любят людей, добродушны и отзывчивы, всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту.
65% респондентов вполне добрые люди. Они помогают нуждающимся и бедным людям, довольно доброжелательны, не любят причинять неудобства или расстраивать окружающих, хотя иногда и могут, проявлять эгоизм или не заметить чужой проблемы.
10% респондентов не слишком добры.
Таким образом, основная масса анкетируемых добрые отзывчивые люди, которые небезразличны к чужим проблемам, готовы помочь ближнему, обладают положительными нравственными качествами.
Ежегодно в объединениях в рамках проекта с детьми проводятся уроки добра. Темы различны: «Что такое добро?», «Дорога к миру», «Учимся быть добрее», «Улыбка», «Беседа о добре», «Волшебники добра», «Доброта спасет мир» и т.д. Данные занятия способствуют осознанию детьми того, как важно быть доброжелательными, внимательными, толерантными к окружающим, оказывать посильную помощь нуждающимся в ней, не быть равнодушными к происходящему, проявлять заботу о близких, быть добрее и вежливее. В декабре 2014 года в объединении «Школа Малышок» педагог-психолог совместно с педагогами провела уроки Добра. Дети посмотрели видеоролики «О добре» и «Бумеранг», после которых проведены беседы о добрых делах детей. По окончании занятия все получили добрые пожелания от детей объединения «Инфознайка» в ярких цветных картинках. В объединении «Сюрприз» педагог-психолог совместно с педагогом провела урок «По тропинкам доброты». Сначала с детьми была проведена беседа о добре, а далее детям были розданы отпечатки следов, на которых каждому ребенку нужно было написать все добрые дела, которые он совершил за последний год. А в конце занятия дети сложили из своих «добрых следов» тропинку. Данное занятие помогает детям увидеть, на сколько они могут быть добры.
Одно из приоритетных направлений в работе проекта «Дорогой добрых дел» является оказание помощи и поддержки наиболее социально незащищенным категориям населения – детям-сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья. Администрацией ДЮЦ «Салют» было решено организовать благотворительные концерты для воспитанников детского дома №9 и Уфимской специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 59. Целями проведения данных концертов было вовлечение педагогов, родителей и детей в социальный проект, создание условий для реализации творческих инициатив детей нашего центра, оказание моральной помощи детям, оказавшимся в трудных социальных условиях. Концерт подготовили и провели педагоги объединения «Step by step», «Ветер перемен» и «Грация». Концерты в школе-интернате №59 и в Детском Доме №9 были проведены в апреле 2013г. Администрацией данных образовательных учреждений участникам концерта и ДЮЦ «Салют» объявлена благодарность.
В октябре 2014г. ДЮЦ "Салют" стал организатором развлекательно-игровых программ и дискотек в школе-интернате №59 (VIII вида) и школе-интернате №92 (VIII вида), в рамках проведения Республиканских соревнований по программам Специальной олимпиады. Для детей были организованы игры и конкурсы, праздничный концерт. Перед зрителями выступили вокалисты эстрадно-вокальной студии «Ветер перемен», танцоры объединения «Step by step». Активным участникам мероприятия были вручены памятные подарки.
А в декабре 2014 года педагог объединения «Ветер перемен» Марина Юрьевна Степанова провела отчетный праздничный концерт для родителей и детей объединения. Помимо родителей и детей, также в списке зрителей были воспитанники из Республиканского социального приюта для детей и подростков, которых привела одна родительниц. Концерт прошел на «Ура» и всем очень понравился.
В мае 2014 года в СОШ №87 педагогами ДЮЦ «Салют» был проведен мастер-класс для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) 2-го класса по декоративно-прикладному творчеству в технике «тестопластика» (лепка из солёного теста), на тему «Подводный мир». Детям предлагалось слепить из теста то, что может оказаться в аквариуме. Для наглядности использовались яркие картинки рыб, выполненных в данной технике и сами работы, чтобы дети могли не только увидеть, но и потрогать, тактильно ощутить их. Под конец урока, у ребят получилось 2 аквариума с яркими и очень необычными рыбами. Хотим отметить, что у данных детей очень развито творческое воображение и, несомненно, к ним нужен особый подход. И детям, и самим педагогам занятие очень понравилось.
Вот уже второй раз в рамках данного проекта в объединениях Центра прошел конкурс рисунков «Я рисую добро!». Целью данного конкурса является формирование у детей культуры поведения; развитие творческих способностей, воспитание художественного вкуса. По итогам конкурса оформляется выставка всех работ, а лучшие работы отмечаются грамотами.
В январе 2014 года прошло праздничное мероприятие под названием "Кафе Синичка". Дети совместно со своими родителями изготовили кормушки, после чего для детей была проведена небольшая игровая программа, после которой дети повесили кормушки, предварительно положив туда корм для птиц. Сразу же к кормушкам, налетели маленькие стаи синичек и воробьев. Дети очень обрадовались этому - значит их труд полезен. Девиз данного мероприятия "Делай добро, и оно к тебе вернется!"
Работа с дошкольниками.
В объединениях «Развивающие игры» и «Изонить» - проводятся уроки добра, которые включают в себя игры, прослушивание музыки и просмотр мультфильмов, беседы о добре, конкурсы рисунков, дети принимают участие в мероприятии «Кафе Синичка», подарки для любимых. В ближайшее время в объединении «Изонить» планируется провести мероприятие «Дерево Добра» с показом детям видеороликов о добре с последующим обсуждением и составлением Дерева Добра.
Таким образом, реализация проекта способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, повышению ее социальной активности и гражданской ответственности.
Многие люди заботятся о нас и у нас достаточно сил, чтобы делать добро людям. Мы сможем достойно жить в нашем непростом мире, только научившись держаться вместе, поддерживать, ценить и уважать друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ
Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...
«Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках реализации ФГОС»
1 слайд Добрый день коллеги. Тема моего выступления: «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках реализации ФГОС» 2 слайд «Из всех наук, которые должен знать человек, главней...
Планы работы школы по реализации проекта «Дорогою добра»
Участие в реализации проекта школы по духовно-нравственому воспитанию "Дорогою добра"...
Планы работы школы по реализации проекта «Дорогою добра»
Участие в реализации проекта школы по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра"...
Доклад."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"
."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"...
Реализация проекта "Дорогою добра" на 2016-2017 учебный год
План работы школы на 2016-2017 учебный год по реализации проекта "Дорогою добра"...