Дополнительная образовательная программа "Традиции народов"
рабочая программа на тему
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Традиции народов" | 51.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
4. Авторская программа " Праздники, традиции и ремёсла народов России " (автор Л.Н.Михеева).
5. Методическое письмо"Об основных направлениях развития воспитания и в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС ".
6. Учебного плана МАОУ «СОШ №10»
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет,
и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями
в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм — глубоко чуждые
по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину — «всем миром».
Актуальность программы. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Цель: создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;
-обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
- формирование активной жизненной и гражданской позиции;
- воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Ценностные ориентиры:
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Принципы:
Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение занятий, направленных на привитие чувства патриотизма;
-организация и проведение занятий, направленных на развитие эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей;
-проведение мероприятий, направленных на выработку толерантности к окружающим людям;
- проведений виртуальных экскурсий, используя интернет.
Программа ориентирована на детей в возрасте 11- 15 лет. Программа рассчитана на 210 Ч (3 раза в неделю по 2 часа)
Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут.
Планируемые результаты:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Формы занятий:
Учебно - теоретические | Практические |
Изучение литературы, работа с документацией | Экспедиции по сбору материала |
Рассказ педагога | Обработка собранного материала |
беседа | Научно – исследовательские работы |
Учебная игра | экскурсии |
презентация | Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет) |
Игровые занятия | Творческие конкурсы |
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) | Рукоделие и художественная деятельность |
Творческие проекты |
Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —
у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь
и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Учёба. Школа
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.
Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами. Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлко-
вые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые
головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет;
столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для при-
слуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное
внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки
в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.
Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три
ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень стро-
гий распорядок дня.
Славянские, мусульманские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Навруз.
Будни и праздники на Руси
Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красна горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала.
Петров день. Ильин день
Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами.
Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Русские народные промыслы
Керамика Гжели
Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Хохлома и Жостово
Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок.
Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Павловопосадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Вятская и богородская игрушка
Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант»,«Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Русские народные игры
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Народные танцы
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат
темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
4. Ресурсы реализации программы
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010.
3. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, ГОУ ДПО НИРО
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор-М., Просвещение,2011г
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М., 2010.
7. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011.
8. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Альманах 1. / Под. ред. игумена Киприана (Ященко). – М., 2007
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
2.09 | Вводное занятие. Что такое традиции и обычаи народов | 2ч | |
3.09 | Старинный русский быт Одежда крестьян, бояр | 2 ч. | |
5.09 | Традиционный костюм разных сословий | 2ч | |
9.09 | Обувь крестьян и бояр | 2ч | |
10.09 | Жилище народов | 2 ч. | |
12.09 | Русская изба и боярские хоромы. | 2ч | |
16.09 | Палаты. Терем | 2ч | |
17.09 | Осень золотая. Осень в работах художников и писателей | 2ч | |
19.09 | Спасы. Успение. Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; | 2ч | |
23.09 | Покров. Разучивание сценки с куклами «Петрушка на ярмарке». | 2ч | |
24.09 | Традиционная русская кухня. Каша, блины, компот | 2ч | |
26.09 | Традиционная мусульманская кухня. | 2ч | |
30.09 | Традиционная хантыйская кухня. | 2ч | |
01.10 | Семейные праздники. | 2ч | |
03.10 | Игры и забавы детей. (горелки, жмурки, прятки, лапта). | 2ч | |
7.10 | Семейные об- ряды. Именины | 2ч | |
8.10 | Учеба. Школа. Азбука | 2ч | |
10.10 | Учеба. Школа. Азбука. Букварь | 2ч | |
14.10 | Учеба. Школа. Азбука «Азбуковник» и современные учебные книги. | 2ч | |
15.10 | Новый русский быт (со времён Петра I) Одежда, быт. | 2ч | |
17.10 | Простой народ и дворяне. | 2ч | |
21.10 | Обычаи, привычки | 2ч | |
22.10 | Усадьба. Москва, Петербург; провинция | 2ч | |
24.10. | Дворянские особняки Москва, Петербург; провинция | 2ч | |
28.10 | Избы. Различие изб: Вологодчина, Корелия | 2ч | |
29.10 | Быт дворянской семьи. | 2ч | |
31.10 | Балы и праздники. менуэт, поло- нез | 2ч | |
04.11 | Литературно-музыкальные салоны изучение стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | 2ч | |
05.11 | Обучение детей. | 2ч | |
07.11 | Пансионы. Институт благородных девиц | 2ч | |
11.11. | Лицеи. Кадетские корпуса. Пушкинский лицей | 2ч | |
12.11 | Русские народные праздники Зимушка-зима маски и костюмы для новогоднего карнавала. | 2ч | |
14.11 | Новый год. Рождество. Обряды | 2ч | |
18.11 | Святки. Крещение. Обряды | 2ч | |
19.11 | Колядки, рождественские и новогодние стихи | 2ч | |
21.11 | Русские народные промыслы Керамика Гжели | 2ч | |
25.11 | Хохлома и Жостово Узоры хохломских ложек и жостовских подносов. | 2ч | |
26.11 | Павловопосадские шали Орнаменты шалей. | 2ч | |
28.11. | Вятская и богородская игрушка. Изготовление из глины и пластилина | 2ч | |
02.12 | Весна-веснянка. | 2ч | |
03.12 | Масленица. История скоморохов | 2ч | |
05.12 | Великий пост. Вербное воскре- сенье. Пасха | 2ч | |
09.12 | Хантыйские праздники: Вороний день, Медвежий день | 2ч | |
10.12 | Навруз – весенний праздник мусульман | 2ч | |
12.12 | Русские народные игры Наиболее популярные детские игры:прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре | 2ч | |
16.12 | Народные игры Наиболее популярные детские игры | 2ч | |
17.12 | Народные песни, загадки, пословицы | 2ч | |
19.12 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы | 2ч | |
23.12 | Народные танцы | 2ч | |
24.12 | Парные пляски. Плетение венков | 2ч | |
26.12 | Парные пляски. Плетение венков | 2ч | |
30.12 | Переплясы. Изучение танца «Сударыня» | 2ч | |
31.12 | Переплясы «Сударыня» | 2ч | |
Игры-танцы, песни о завивании берёзки, | 2ч | ||
Игры-танцы | 2ч | ||
Хороводы в славянской культуре | 2ч | ||
Хороводы в мусульманской культуре | 2ч | ||
Фестиваль народного танца | 2ч | ||
Проект–праздник «Когалым – калейдоскоп культур в России единой» (30-летие города Когалыма) | 2ч | ||
«Когалым – калейдоскоп культур в России единой» Знакомство с национальной культурой жителей Когалыма | 2ч | ||
«Когалым – калейдоскоп культур в России единой» | 2ч | ||
Мастер – классы «Ремесла народов родного города: вышивка бисером, крестиком» | 2ч | ||
Мастер – классы «Ремесла народов родного города: куклы – обереги» | 2ч | ||
Мастер – классы «Ремесла народов родного города: валяние шерсти» | 2ч | ||
Мастер – классы «Ремесла народов родного города» Изготовление хантыйского туеска | 2ч | ||
«Кухни народов России» | 2ч | ||
«Кухни народов России» | 2ч | ||
Армейский слет «Под небом единой России» | 2ч | ||
Армейский слет «Под небом единой России» | 2ч | ||
Армейский слет «Под небом единой России» | 2ч | ||
Подготовка. «Фестиваль семейных традиций» | 2ч | ||
Подготовка. «Фестиваль семейных традиций» | 2ч | ||
Подготовка. «Фестиваль семейных традиций» | 2ч | ||
Подготовка. «Фестиваль семейных традиций» | 2ч | ||
Фестиваль семейных традиций | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Незабытый пол». Русь в годы ВОВ | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Незабытый пол». Изучение биографий родственников, служивших в ВОВ | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Незабытый пол». Оформление стендов и «Книги памяти» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Незабытый пол». Поиск информации для «Книги памяти» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Незабытый пол» Поиск информации для «Книги памяти» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Незабытый пол». Литературный вечер для «Ветеранов Когалыма» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Незабытый пол» | 2ч | ||
«Незабытый полк» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Детское движение: от пионеров до комсомольцев» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Детское движение: от пионеров до комсомольцев» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Детское движение: от пионеров до комсомольцев» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Детское движение: от пионеров до комсомольцев» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Детское движение: от пионеров до комсомольцев» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Детское движение: от пионеров до комсомольцев» | 2ч | ||
Подготовка к проекту «Детское движение: от пионеров до комсомольцев» | 2ч | ||
Народные танцы | 2ч | ||
Парные пляски. Полька | 2ч | ||
Парные пляски. Танец «Вася - Василек» | 2ч | ||
Переплясы. Русские частушки | 2ч | ||
Переплясы. Кадриль | 2ч | ||
Игры-танцы. «Гуси – лебеди» | 2ч | ||
Игры-танцы «Русская березка» | 2ч | ||
Хороводы. | 2ч | ||
Изучение вальса. История Венского вальса | 2ч | ||
Изучение вальса. История свадебного вальса | 2ч | ||
Изучение вальса. История школьного вальса | 2ч | ||
Вальс. Последний звонок | 2ч | ||
Вальс. Последний звонок | 2ч | ||
Экскурсия в музей | 2ч | ||
Итоговые выставки «Возродим традиции» | 2ч | ||
Итого | 210 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»
Данная программа составлена с учётом региональных и этнокультурных особенностей, с учётом учащихся, по предмету "Технология"....
Дополнительная образовательная программа "Традиции, обычаи, ремесла народов России"
Программа кружка "Традиции, обычаи, ремесла народов России", календарно-тематическое планирование, 140 часов...
Дополнительная образовательная программа "Культура народов России"
В современном мире, когда так обостряются национальные конфликты, стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций....
Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «История и быт народов Кавказа» на летний период. 2015 г.
Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «История и культура чувашского народа»
Эта программа предназначена для учащихся от 7до 15 лет. Образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей и подростков. Разновозрастный состав учебной группы объясняется наличием...
Дополнительная образовательная программа по изучению культурного наследия народов России и мира "Национальная борьба Куреш"
Аннотация: В программе аргументируется роль народных спортивных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников. Приобщение детей к народным спортивным традициям позволяет: приобщать их к истори...