Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «История и культура чувашского народа»
рабочая программа
Эта программа предназначена для учащихся от 7до 15 лет. Образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей и подростков. Разновозрастный состав учебной группы объясняется наличием у обучающихся базовой подготовки. Сроки реализации программы распределены на 3года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол № ____ от «____»_____ _2018 г. | «Утверждаю» Директор МБУ ДО ЦДТ ____________Г.Г.Фассахова
Приказ № _____ от «____»________ 2018 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«История и культура чувашского народа»
Направленность: социально – педагогическая
Возраст учащихся: 7-15лет
Срок реализации: 3 года (144 часа в год)
Автор-составитель:
Степанова Наталия Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
РОДНИКИ 2018
1.2. Информационная карта образовательной программы
1. | Образовательная организация | МБУДО ЦДТ (на базе МБОУ Родниковская средняя общеобразовательная школа) |
2. | Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая программа «История и культура чувашского народа» |
3. | Направленность программы | социально-педагогическая |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1. | ФИО, должность | Степанова Наталия Геннадьевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования |
5. | Сведения о программе: | |
5.1. | Срок реализации | 3 года, 1 год обчения-144ч. 2 год обучения-144ч., 3 год обучения -144 ч. |
5.2. | Возраст обучающихся | 7 - 15 лет |
5.3. | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая |
5.4. | Цель программы | Познакомить учащихся с этнической историей, традиционным хозяйством, жилищем, предметами быта, укладом жизни, обычаями, традициями, общественными и семейными праздниками чувашей. Внимание обратить на традиционный народный костюм, старинные детские игры и забавы, традиционные народные промыслы. Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии. |
6. | Формы и методы образовательной деятельности Формы: учебное, практическое занятие, занятие презентация, самостоятельная работа, творческая работа, выставка, открытое занятие. Методы: словесные, практические, наглядные, контроль и самоконтроль, стимулирования и мотивации, инструктивно-репродуктивный, наблюдения. | Методы обучения, в основе которых лежат способы организации занятий как: Словесный, наглядный, практический Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный. репродуктивный, частично-поисковый исследовательский Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия: Фронтальный, индивидуально – фронтальный, индивидуальный |
7. | Формы мониторинга результативности | Тестирование, практическая работа, участие в конкурсах , школьного, муниципального, республиканского и др. уровней, творческий отчет, выступление на концертах. |
8. | Результативность реализации программы | |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | 27.08.2018 г. |
10. | Рецензенты |
1.3. Оглавление
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Титульный лист программы ..............................................................................1
1.2. Информационная карта образовательной программы ....................................2 1.3. Оглавление ..........................................................................................................3
1.4. Пояснительная записка . ………………………………………………...... .4-7
1.6. Учебный (тематический) план
1 год обучения ……………………………........................................................8
2 год обучения ..………………………………………………..........................9
3 год обучения ...................................................................................................10
1.7. Содержание учебной программы
1 год обучения………………………………..............................................................11-12
2 год обучения………………………………..............................................................13-14
3 год обучения………………………………..............................................................15-16
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы...............16
2.2. Формы аттестации (контроля)............................................................................17
2.3. Оценочные материалы.....................................................................................18-35
2.4. Список литературы, используемый для составления программы...............36-37
2.5. Приложения.......................................................................................................38-58
1.4. Пояснительная записка.
Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая.
Нормативно-правовое обеспечение программы – Дополнительная общеразвивающая программа «История и культура чувашского народа» составлена на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
4. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.);
5. Письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
6. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
7. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
Актуальность программы:
В настоящее время становится актуальной проблема формирования национального самосознания представителей любого народа. Таким образом, проблема возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальной культуры становится достаточно актуальной. Решению этой проблемы и призваны содействовать учреждения дополнительного образования детей, которые посещают обучающиеся разных национальностей.
Образовательная программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Отличительные особенности программы «История и культура чувашского народа» направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе песенно-музыкальных традиций чувашского народа.
Цель: Познакомить учащихся с этнической историей, традиционным хозяйством, жилищем, предметами быта, укладом жизни, обычаями, традициями, общественными и семейными праздниками чувашей. Внимание обратить на традиционный народный костюм, старинные детские игры и забавы, традиционные народные промыслы. Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии.
Задачи:
Образовательные:
- дать первоначальное представление о народной чувашской культуре.
- изучить произведения устного народного творчества;
- познакомить с круглогодичным календарем путем постепенного сбора материала об обычаях, традициях и обрядах чувашского народа;
- изучить особенности развития науки, техники и культуры.
- обучить навыкам народного пения, элементам народного чувашского танца, игры.
Развивающие:
- создать условия для развития личности ребенка, развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- развивать навыки проведения игр с использованием национальных элементов;
- развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
- развивать эмоциональную культуру речи.
Воспитывающие:
- воспитать у детей любовь к малой Родине через изучение истории и культуры родного народа, живущих рядом, чувства уважения и почитания народных традиций;
- воспитать чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, осознанности собственного «я» в коллективе путем приобщения детей к совместным формам выполнения заданий;
- вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность общественно-творческого процесса по возрождению народных традиций (изучение и изготовление изделий народного быта по музейным образцам);
- приобщить детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими того, что культура чувашского народа – неотъемлемая часть мировой культуры.
Адресат программы - Занятия в объединении заинтересуют и увлекут ребят, с 7 -15 лет, своей необычностью, тем, что они смогут применять выдумку, фантазию, творчески общаться друг с другом.
При посещении объединения «История и культура чувашского народа» у детей будут развиваться творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Объем программы - программа дополнительного социально-педагогического образования предназначена для работы с детьми (7- 15 лет) и рассчитана на 3 года по 144 часа в год (4 часа в неделю).
Формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями и уровнем начальных знаний, умений и навыков результативность в освоении изобразительных навыков может быть различной.
Занятия проводятся 2 раза в неделю и предусматривают лекции, практические, мастерские, выставки, концерты, музыкально-литературные композиции, выполнение самостоятельной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы - определена содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов и составляет 3 года по 144 часа в год для ее освоения.
Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия длительностью 45 минут с 10-15 минутным перерывом.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «История и культура чувашского народа» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.
Метапредметные:
– овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– овладеть навыками использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;
– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;
– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);
– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;
– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);
– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;
– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.
Личностные:
- отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:
– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;
– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;
– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;
– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;
– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;
– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.
Предметные:
В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:
– первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;
– формирование представления о важнейших элементах материальной и духовной культуры разных народов;
– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересах народов Республики Татарстан;
– знакомство с национальной музыкальной культурой народов Республики Татарстан;
– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;
– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
– знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;
– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;
– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.
Формы подведения итогов реализации программы:
Виды аттестации | Формы оценки результативности | Срок проведения |
Промежуточная аттестация | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся . Формы – выступление на концертах, тестирования, открытые мероприятия для родителей и учителей. | за 1 год: декабрь 2018 г., май 2019 г. за 2 год: декабрь 2019 г., май 2020 г. за 3 год: декабрь 2020 г. |
Итоговая аттестация | Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе. Формы – тестирование, открытое мероприятие для родителей и учителей, выступление на концертах. | май 2021 г. |
1.6 Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (1 год обучения)
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | История культуры чувашского народа (60 ч) | |||||
1.1 | «Происхождение и расселение чувашского народа» | 4 | 4 | - | Беседа, практика | опрос |
1.2 | «Путешествие в прошлое Чувашии» | 6 | 6 | - | Беседа | опрос |
1.3 | «Хоровод круглый год» | 12 | 4 | 8 | Беседа, практика | опрос |
1.4 | «Чувашская мифология» | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
1.5 | «В некотором царстве …» | 8 | 2 | 6 | Беседа, практика | опрос |
1.6 | «Простонародные обряды» | 16 | 4 | 12 | Беседа, практика | опрос |
1.7 | «Не красна изба углами, а красна пирогами» | 8 | 2 | 6 | Беседа, практика | опрос |
2 | Зимние праздники и традиции чувашского народа (34 ч) | |||||
2.1 | Новый год у ворот | 12 | 2 | 10 | Беседа, практика | опрос |
2.2 | С Рождеством Христовым! | 4 | - | 4 | Практика | опрос |
2.3 | Старый Новый год | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | опрос |
2.4 | Суженый-ряженый приди ко мне ужинать | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
2.5 | Символ защиты | 8 | 2 | 6 | Беседа, практика | опрос |
3 | Весенние праздники, обычаи и традиции чувашского народа (26 ч) | |||||
3.1 | Ждём прихода весны! | 2 | 2 | - | Беседа | опрос |
3.2 | Народные посиделки | 6 | - | 6 | Практика | опрос |
3.3 | Обряды и традиции праздника Масленицы | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
3.4 | Традиции празднования Вербного воскресенья | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | опрос |
3.5 | Обычаи и традиции христианского праздника Пасхи | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | опрос |
3.6 | Весенние хороводы | 4 | 2 | 2 | Беседа, Практика | опрос |
4 | Чувашское музыкальное искусство (16 ч) | |||||
4.1 | Музыка моего народа | 2 | 2 | - | Лекция | опрос |
4.2 | Баюшки – баю, я вам песенки спою | 8 | 2 | 6 | Беседа, практика | опрос |
4.3 | Ах, лето, лето. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
5 | Итоговое занятие (8 ч) | |||||
5.1 | Деревенские посиделки. | 8 | 2 | 6 | Беседа, практика | Проверка ЗУН (уст. + практич.) |
Итого: | 144 | 50 | 94 |
Учебный (тематический план) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (2 год обучения)
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Форма аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Отчий дом, родимый» (чувашская изба, её убранство, предметы декора, народного быта) (32ч) | |||||
1.1 | Убранство чувашской избы | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
1.2 | Украшение дома | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
1.3 | Внутренний мир чувашской избы | 8 | 2 | 6 | Беседа, практика | опрос |
1.4 | Мифические существа чувашского дома | 2 | 2 | - | Беседа | опрос |
1.5 | Что нам стоит дом построить? | 10 | 2 | 8 | Беседа, практика | опрос |
2 | Чувашское изобразительное искусство (32ч) | |||||
2.1 | Изобразительное искусство чувашского народа | 10 | 2 | 8 | Беседа, практика | опрос |
2.2 | Загадочный мир народных узоров | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
2.3 | Знакомства с вышивкой | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
2.4 | Национальная кукла | 10 | 2 | 8 | Беседа, практика | опрос |
3 | Театральное искусство Чувашии (24ч) | |||||
3.1 | Народный театр | 24 | 2 | 22 | Беседа, практика | Проверка ЗУН (уст. + практич.) |
4 | Чувашское музыкальное искусство (32 ч) | |||||
4.1 | Народные инструменты | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | опрос |
4.2 | Использование инструментов в песнях | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | опрос |
4.3 | Знакомство с чувашским композитором | 2 | 2 | - | Беседа, практика | опрос |
4.4 | Чувашские народные танцы | 22 | 2 | 20 | Беседа, практика | опрос |
5 | Духовная культура Чувашии (20ч) | |||||
5.1 | Духовная культура чувашского народа | 2 | 2 | - | Беседа | опрос |
5.2 | Исторические личности и деятели культуры | 2 | 2 | - | Лекция | опрос |
5.3 | Герои гражданской войны | 2 | 2 | - | Лекция | опрос |
5.4 | Уроженцы Чувашии на фронтах Отечественной войны | 2 | 2 | - | Лекция | опрос |
5.5 | Чувашии – Родина трёх космонавтов | 2 | 2 | - | Беседа | опрос |
5.6 | Спортсмены | 2 | 2 | - | Беседа | опрос |
5.7 | Чувашская Республика в ХХΙ веке | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | опрос |
5.8 | Известные чувашские писатели | 4 | 2 | 2 | Беседа, практика | опрос |
6 | Итоговое занятие (4ч) | |||||
6.1 | Литературно – музыкальная композиция | 4 | - | 4 | Практика | Проверка ЗУН (уст. + практич.) |
Итого: | 144 | 44 | 100 |
Учебный (тематический план) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (3 год обучения)
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Форма аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Чувашский народный костюм (92 ч) | |||||
1.1 | «Конструирование и моделирование чувашского народного костюма» | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
1.2 | «Как рубашка в поле выросла» | 2 | 2 | - | Лекция | опрос |
1.3 | Не игла шьёт, а руки | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
1.4 | «Женский национальный костюм» | 36 | 4 | 32 | Беседа, практика | опрос |
1.5 | «Рубаха – древнейший вид чувашской одежды» | 42 | 2 | 40 | Беседа, практика | опрс |
2 | Женские украшения (6ч) | |||||
2.1 | «Традиционные женские украшения» | 2 | 2 | - | Беседа | опрос |
2.2 | Каков мастер – такова и работа | 4 | - | 4 | Беседа, практика | опрос |
3 | Женские и мужские головные уборы (42ч) | |||||
3.1 | Традиционные женские и мужские головные уборы | 8 | 2 | 6 | Беседа, практика | опрос |
3.2 | Каков мастер, такова и работа | 34 | 4 | 30 | Беседа, практика | опрос |
4 | Итоговое занятие (4ч) | |||||
4.1 | Подготовка к празднику. | 4 | - | 4 | Практика | Проверка ЗУН (уст. + практич.) |
Итого: | 144 | 20 | 124 |
1.7. Содержание программы
1–ого года обучения (144часа)
История культуры чувашского народа (72ч)
Происхождение и расселение чувашского народа( 4 ч)
Древняя история чувашей. Демографическая картина республики. Чувашская диаспора.
Путешествие в прошлое Чувашии (8ч)
Чувашия в ΧVΙΙ веке. Чувашия с конца ΧVΙΙ до последней четверти ΧVΙΙΙ века. Чувашия в период зарождения капиталистических отношений (конец ΧVΙΙΙ и первая половина ΧΙΧ века). Чувашия в период реформ во второй половине ΧΙΧ века. Чувашия в начале ΧΧ века.
Хоровод круглый год ( 12ч)
Чувашский народный календарь. Знакомство с историей народного календаря. Древние единицы измерения. Древняя чувашская письменность и цифры. Чувашский язык. Словарь чувашского языка. Словарь Ашмарина.
Чувашская мифология (6ч)
Этнологические мифы. Числовая символика в мифах. Записная книжка.
В некотором царстве...( 8ч)
Чувашская народная сказка. Главные герои народных сказок. Добро и зло, юмор и мораль в чувашских сказках. Жили-были…» (инсценирование сказки).
Простонародные обряды (16 ч)
Летние обряды: «Çимĕк», «Уяв». Осенние обряды: «Авăн». Разучивание календарной фольклорной песни.
Не красна изба углами, а красна пирогами (8ч)
Пища наших предков. Кушанья, подаваемые на стол. Шăртан, тăвара (сырки). Рецепты их приготовления. Разнообразие видов и форм пирогов. Подача пирога к столу. Приготовление пирогов.
Зимние праздники, обычаи и традиции чувашского народа (34ч)
Новый год у ворот (12ч)
Старинный гражданский год с 1 и введение Нового года с 1700 года. Старинные обряды в праздновании Нового года. Подарок к Новому году. Разучивание новогодних песен.
С Рождеством Христовым! (4ч)
Празднование Рождества на Руси. Главные кушанья на праздничном столе. Главные святочные обряды.
Старый -Новый год (4ч)
«Нартукан». Особенности праздника «Крещение».
Суженый-ряженый приди ко мне ужинать(6ч)
Святочные гадания -древнейший из чувашских обрядов. Гадания с кольцами, с ложками, на воске в святках.
Символ защиты(8ч)
Подвеска-оберег
Весенние праздники, обычаи и традиции чувашского народа (26ч)
Ждем прихода весны! (2ч)
Праздник Сретения Господня (встреча зимы с весною).
Народные посиделки (6ч)
«Улах»-древнейший праздник у чувашского народа. Игры: «Поясок», «Петух», «Орешки». Разучивание и исполнение песен «Айтар, херсем выляма», «Сар ача,сар ача».
Обряды и традиции праздника Масленицы (6ч)
Разучивание игр и песен к Масленице. Изготовления куклы оберег из лоскутков ткани.
Традиции празднования Вербного воскресенья (4ч)
«Качака». Украшение веточек вербы с фантиками конфет.
Обычаи и традиции христианского праздника Пасхи (4ч)
Легенда о первом яичке из детской Библии. Традиционные пасхальные блюда.
Крашение и роспись яиц.
Весенние хороводы (4ч)
Обычаи и традиции праздника «Уяв». Разучивание хороводных песен. Песня-игра «Сар автан», «Асаттесем-асатте». Аппликация «Весенний хоровод».
Чувашское музыкальное искусство (24ч)
Музыка моего народа(6ч)
Роль музыки в жизни наших предков. Жанры чувашских народных песен. Музыкальный фольклор Чувашей. Разучивание песни.
Баюшки – баю, я вам песенки спою (4ч)
Обряды по случаю рождения ребенка (Ачана ят пани). Колыбельные песни. Пеленание кукол.
Ах, лето, лето (6ч)
Разучивание и исполнение песни «Ах-ха люли, люли». Игры «Лапталла», «Шур турильке».
Итоговое занятие (8ч)
Деревенские посиделки (8ч)
Гости и гостеприимство. «Улах» - итоговое занятие.
Ожидаемые результаты
По окончании 1- года обучения обучающиеся должны
знать:
- происхождение и расселение чувашского народа;
- историю народного календаря;
- древние единицы измерения, письменность, цифры и словарь;
- особенности национальной кухни;
- традиции и обряды чувашского народа;
- многообразие народных праздников и обрядов;
- чувашскую народную музыку;
- тексты детских народных песен;
уметь:
- различать православные и календарные праздники;
- петь народные песни, исполнять танцы, самостоятельно заводить хороводы;
- организовать игру во время праздников;
- выступать перед аудиторией;
- выражать себя в народном творчестве;
- изготавливать поделки декоративно – прикладного творчества.
- проявлять творчество и фантазию;
- ориентироваться в игровом пространстве, взаимодействовать в игре, оказывать друг другу помощь;
- работать с литературой и информационными источниками;
2-ого года обучения
Отчий дом, родимый» (чувашская изба, её убранство,
предметы декора, народного быта) (32ч)
Убранство чувашской избы(6ч)
Облик избы и его декоративные элементы (самцовая конструкция крыши, устройство кровель). Символическое значение окон, дверей, месторасположение дома. Древние образы в убранстве дома (*создание эскизов декоративных элементов)
Украшение дома (6ч)
Резьба снаружи: (наличники, причелины). Символика разных узоров. Резьба внутри: (лавки, скамьи, сундуки, прялки). Украшение красного угла. Разработка узоров наличника (бумага)
Внутренний мир чувашской избы (8ч)
«Печь – как сердце дома» -интерьер жилища (столы-шкафы, скамьи, неподвижная мебель). Домашняя утварь. Лепка домашней утвари из пластилина
Мифические существа чувашского дома (2ч)
Одухотворение быта, обживание, уют. Чувство родного дома. Почему говорят:
«В гостях хорошо, а дома лучше»
Что нам стоит дом построить? (10ч)
Создание макета дома из бумаги.
Чувашское изобразительное искусство (32 ч)
Изобразительное искусство чувашского народа(10ч)
Изобразительное искусство в жизни древних чувашей. Первые чувашские профессиональные художники. Современное изобразительное искусство Чувашии
Конфеты фабрики «АККонд» (придумать эскиз фантика и название сорта).
Загадочный мир народных узоров (6ч)
Образы солнц, дающих тепло земному миру (аппликация). Образы животных, олицетворяющих силы природы и связывающих человека с космосом (рисование).
Образы дома, земли, деревьев и растений.
Знакомства с вышивкой (6ч)
Инструктаж по ТБ при вышивании. Простые стежки: «Шуркени» (петельный шов);
«Кукар- макар» (зигзаг); «Таваткал» (крестик). Вышивание салфетки.
Национальная кукла (10 ч)
Изготовление национальной куклы.
Театральное искусство Чувашии (24ч)
Народный театр (24ч)
Элементы театральных действий в жизни древних чувашей. Чувашский профессиональный театр. Современные театральные деятели Чувашии. Игры «Чăх чĕпписем», «тата тилĕ»,
«ят пĕлмелле». Сценка «Тĕрлĕ мăнуксем» (Г. Федяков). Изготовление фигурок для настольного театра. Изготовление занавеса для сказки
Чувашское музыкальное искусство (32ч)
Народные инструменты (4ч)
Древние инструменты. Использование в быту разнообразных доступных инструментов.
Применение шумовых и ударных инструментов.
Использование инструментов в песнях (4ч)
Использование инструментов в песнях «Линка-линка», «Ташлар - ташлар»
Знакомство с чувашским композитором (2ч)
В. В. Адюков.
Чувашские народные танцы (22ч)
Просмотр СD дисков. Разучивание народного танца «Ахаяс». Разучивание и исполнение песни «Ахаяс».
Духовная культура Чувашии (24ч)
Духовная культура народа(2ч)
Никита Яковлевич Бичурин (Учёный). Пётр Егорович Егоров (Архитектор). С. А. Абруков (доктор физико-математических наук). Надежда Павлова (Балерина). Их вклад в развитие российской и мировой науки.
Исторические личности и деятели культуры (2ч)
И. Я. Яковлев – учитель чувашского народа. Составление чувашского алфавита и букваря
Герои гражданской войны (2ч)
Герой гражданской войны В. И. Чапаев
Уроженцы Чувашии на фронтах Отечественной войны(2ч)
Генерал-полковник – инженер. Дементьев П. В.. Герой Советского Союза К.К. Афанасьев – сержант. В.И.Маринин. Герой Советского Союза.
Чувашии – Родина трёх космонавтов (2ч)
Андриан Николаев. Николай Михайлович Бударин. Мусса Хираманович Манаров
Спортсмены (2ч)
Н.А. Колесников – 4-кратный чемпион Европы, 3-х-кратный чемпион мира по тяжёлой атлетике. Чемпион ХХΙ Олимпийских игр (Монреаль)… . Дочь чемпиона и сама чемпионка А.Колесникова, прославленная гимнастка мирового класса, серебряный призёр Олимпийских игр в Сиднее.
Чувашская Республика в ХХΙ веке (4ч)
Государственные символы ЧР. Государственный гимн ЧР. Конституция ЧР. Первый президент ЧР. Праздники ЧР (25 апреля – День Чувашского языка).
Известные чувашские писатели (4ч)
Н.И. Полоруссов-Шелеби (Н.И. Полоруссов-Шелепи). П.П. Хазангай (Петĕр Хусанкай). Вадлей Давыдов – Анатри. Чтение и разучивание стихов.
Итоговое занятие (4ч)
Литературно – музыкальная композиция(4ч)
Ожидаемые результаты
По окончании 2- года обучения обучающиеся должны
знать:
- характерные особенности культуры и быта чувашского народа;
- внутренне устройство чувашской избы;
- чувашские народные инструменты;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями чувашского народа;
- известных деятелей чувашского народа;
- основы духовной жизни чувашей;
уметь:
- находить отличительные черты чувашской избы;
- различать виды и особенности национальной вышивки;
- создавать эскизы декоративных элементов;
- выражать себя в народном творчестве;
- создавать макет дома из бумаги;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта направленность физкультурно-спортивная «Лёгкая атлетика»
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 12-15 лет с нарушением интеллекта. Направленность....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке с элементами пауэрлифтинга
Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Занятия пауэрл...