образовательная программа "В стране Рукоделия"
методическая разработка на тему

Кузина Л. О.

Программа составлена для дополнительного образования учащихся на базе МОУ СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obr.v_strane_rukodeliya.docx77.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества г. Сердобска

Принят на                                                                                                 Утверждаю

Педагогическом совете                                                   Директор МОУ ДОД ЦДТ

Протокол №1 от 03.09.2015 г.                                         ____________А.В. Марьин

                                                                                           Приказ № 71 от 03.09.2015 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«В стране Рукоделия».

Срок реализации 3 года.

Возраст детей 11-16 лет.

Педагог дополнительного образования

Кузина Лилия Осиповна.

Сердобск 2015 год.

Пояснительная записка

Программа комплексного воздействия на различные стороны личности ребенка с целью активизации его личных усилий, направленных на формирование познавательной сферы, на развитие и саморазвитие, возможность творческого самовыражения. Занятия по программе позволяют раскрывать  творческий потенциал каждого обучающегося, для его самореализации. Особое внимание, уделено становлению духовного мира обучающихся, развитию их культурных потребностей, эстетическому воспитанию, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе. Формируются такие личные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

Программа дополнительного образования «В стране Рукоделия» имеет художественную направленность и рассчитана на 3  года обучения для детей в возрасте 11-16 лет.

Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах.

При осуществлении программы  реализуются   потребности общества (села): в занятости детей во внеурочное время, обучение девочек рукоделию, может быть востребована,  в дальнейшем,   как профессиональное ориентирование. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Кроме этого, не секрет, что в сложной экономической обстановке умение шить может стать неплохим подспорьем в домашнем хозяйстве.  

Актуальность программы заключается  в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, лоскутного шитья и изготовления русских  народных костюмов, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству русского народного костюма и лоскутного шитья оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание.

       Новизна программы заключается в новых оригинальных технологиях кроя, т.е  использование компьютерной программы на дисках «Леко». Использование элементов проектной технологии. Выполняя проекты, учащиеся учатся самостоятельно или с помощью учителя  находить и анализировать информацию, получать и применять знания по  различным отраслям, приобретать опыт решения реальных задач. Программой предусмотрено выполнение проектов в разделе  «Рукоделие», «Технология  обработки ткани».

Целью программы дополнительного образования «В стране Рукоделия" является- развитие творческих способностей обучающихся с проблемами в развитие социализация в сфере рыночной экономики; формирование у них исходных представителей о преобразовании материалов, планировании, изготовлении, оценки качества готовой продукции.    

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

  • Формировать знания в области декоративно-прикладного искусства;
  • расширять объем знаний учащихся об окружающем мире и развивать творческие  качества личности;
  • учить составлять несложные сюжеты, выстраивать пространственно-смысловые взаимосвязи;
  • формировать представление о русских народных костюмах «Сарафан», «Панёва», «Косоворотка»;
  • формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, ориентировать учащихся на результат, степень его выразительности,
  • формировать эмоционально-социальные навыки в процессе практической деятельности.

Развивающие:

  • развивать художественный  вкус, чувство меры в оформлении одежды и интерьера дома с использованием приёмов народного творчества и ремёсел;
  • развивать  пространственное  мышление, воображение, образное восприятие цвета, форм, пропорций.

Воспитательные:

  • воспитывать  трудолюбие, предприимчивость, рационализм, культуру поведения и бесконфликтного общения;
  • воспитывать чувство гордости и любви к народным традициям и ремёслам.

Выполнение проектов  решают одну из задач творческого развития учащихся, которые    в ходе их выполнения включаются в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Сочетание различных форм общественно полезного, производительного труда на уроках и во внеклассное время способствует более эффективному решению задач трудового обучения и воспитания, позволяя учащимся овладеть определёнными программными умениями и навыками, расширить и углубить эти умения и навыки, осознать общественную значимость труда, почувствовать свои возможности.
      Для реализации заявленной цели и задач  в рамках программы планируется использование следующих принципов.

Разделы программы по конструированию и моделированию изучаются в тесной связи с математикой, черчением, изобразительным искусством. У учащихся развивается художественный вкус, творческое и пространственное мышление, умение работать со справочной литературой.

     На занятиях по конструированию учащиеся знакомятся с основами графической грамоты, учатся читать и строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами; знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок их условными обозначениями. На занятиях по моделированию дети осваивают способы разработки моделей, творчески применяя знания и художественный вкус.

     Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям и обеспечивает обучение, воспитание и развитие учащихся, позволяет осуществить здоровьесберегающий принцип, обеспечивает гармоничную связь многих видов деятельности: познавательной, художественной, предметной, физической и др.

     В основе подхода к обучению и воспитанию учащихся лежит триединство: мысли – слова – действия.

     К формам подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы можно отнести проведение выставки лучших эскизов моделей, конкурс юного модельера, демонстрацию моделей одежды, изготовленной учащимися на занятиях кружка перед родителями и детьми на большом общешкольном мероприятии в конце учебного года.

Организационные формы обучения.

Коллективно-творческие дела.

Художественное творчество обучающихся.

Выставка работ учащихся.

Экскурсии в магазин ткани.

Проектная деятельность обучающихся.

Подготовка к городским, региональным и всероссийским конкурсам.

Методы контроля и самоконтроля

  • Устный.

        Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, викторины, конкурсы.

  • Письменный.

        Тестовые задания, проекты.

  • Самоконтроль.

        Самоконтроль по образцу.

Уровни освоения программы

Ознакомительный 1 год обучения Возраст обучающихся 11-13 лет

Предполагаемый результат:

Учащиеся узнают:

  • Безопасные приемы работы в швейной мастерской по обработке ткани ручными инструментами, на оборудовании по влажно-тепловой обработке  ткани, на швейной машине;
  • Способы получения ткани из натуральных волокон животного происхождения, свойства  шерстяных и шелковых (натуральных) тканей и их применение в быту,
  • Виды саржевого и сатинового переплетений;
  • Материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия по вышивке лентами;
  • Приспособления к швейным машинам, устройство машинной иглы,
  • Правила замены машинной иглы;
  • Технологию выполнения следующих машинных краевых швов: вподгибку с закрытым и открытым срезом, накладной швов: срезом, обтачной;
  • Технологию обработки накладного кармана, бретели, подкройной, обтачки, боковых  и   нижнего  срезов  передника;
  • Требования  к  качеству  готового  передника  с  цельнокроеным нагрудником;
  • Особенности  профессий   швейного производства;
  • Правила электробезопасности  бытовых электроприборов
  • Правила расчета затрат на электроэнергию электричества.

Учащиеся научатся:

  • Определять простые неполадки в работе швейной машины, регулировать натяжение верхней и нижней, заменять машинную иглу;
  • Определять вид ткани (шерстяной и из натурального шелка)
  • Определять лицевую, изнаночную стороны ткани, виды ткацких переплетений, назначение тканей, их волокнистый состав;
  • Выполнять раскладку и раскрой несложных изделий, подбирать отделку, фурнитуру;
  • Последовательно выполнять обработку изделия, постельного и нательного белья, спецодежды, женского легкого платья, детской одежды.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные сведения об одежде и системах конструирования.
  2. Теорию художественного оформления и моделирования одежды.
  3. Технологическую последовательность изготовления легкого платья.

Учащиеся должны уметь:

  1. Самостоятельно простроить конструкцию изделия на конкретную фигуру.
  2. Нанести модельные особенности в соответствии с эскизом художника.
  3. Самостоятельно сшить несложные модели одежды.
  4. Продемонстрировать готовые изделия.

Учащиеся должны владеть компетенциями:

  • целостно – смысловой,
  • коммуникативной,
  • культурно – эстетической,
  • личностно – саморазвивающей,
  • рефлексивной.

Учебный план

первого года обучения

п/п

                             Раздел

     Количество часов

всего

теория

практ.

 1

Вводное занятие. Правила поведения учащихся на СЮТ, охрана труда, ПБ, электробезопасность.

    2

   2

    -

 2

История художественного оформления и моделирования одежды

    6

    6

    -

 3  

Художественное проектирование одежды

    6

    4

     2

 4

Ручные стежки и строчки

   14

    6

     8

 5

Машинные швы

   22

    8

    14

 6

Технология изготовления юбок

   12

    4

     8  

 7

Моделирование юбок

    8

    4

     4

 8

Наименование деталей кроя

    6

    4

     2

 9

Конструирование брюк

    6

    2

     4

10

Конструирование плечевых изделий

   12

    4

     8

11

Моделирование плечевых изделий

    8

    2

     6

12

Технология изготовления воротников

    8

    2

     6

13

Выполнение творческой работы

   32

    8

     24

14

Промежуточный контроль

    2

    2

     -

Итого

  144

   58

    86

Содержание программы

  1. Вводное занятие

Теория

Зaдачи и примернaя программа кружка. Литература рекомендованнaя для чтения. Общие вопросы организaции кружковой работы. Правила поведения в кабинете.

Знaкомство c материально-технической бaзой кружка. Правила безопасности труда при работе c электроинструментом и приборaми, питaющимися от сети переменного тока. Окaзание первой помощи при электротравме.

  1. История художественного оформления u моделирования одежды

Теория

История художественного оформления и моделирования одежды. Возникновение

одежды. Первобытный костюм. Костюм древних народов. Костюм Европейского средневековья. Костюм Эпохи Возрождения. Костюм нового времени (17-18 в. в.). Костюм 20 в.

Контроль:Тестирование

3. Художественное проектирование одежды

Теория: Художественное проектирование одежды рaзличного ассортимента. Классификация одежды. Деление одежды по сезонaм, на ассортиментные группы в зaвисимости от нaзначения. Ассортимент верхней одежды. Ассортимент одежды группы «платьекостюм». Проектирование одежды. Методы проектирования. Особенности творческого процесса. Методы творчества применяемые при проектировании одежды. Комбинаторный метод формообрaзования. Метод модульного проектирования. Метод деконструкции.

Практика:Проектирование единичных изделий, комплектов и ансaмблей. Проектирование коллекций, этaпы их рaзработки.

Контроль. Проект.

4. Ручные стежки u строчки

Краткие сведения o ткaнях и ниткax. Льняные и хлопчатобумажные ткани.

Полотняное переплетение и утка. Технология выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый шов, петельный шов. Длина стежков в зависимости от количества перекрываемых нитей ткани, напрaвление иглы вдоль основы или утка. Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения.

Практическaя работа. Технический рисунок просты швов. Зарисовка швов карандашом на миллиметровке c покaзом кода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка. Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины основы и утка ткани, прaвильный ход рабочей нитки.

5. Машинные швы

Заправка верхней и нижней нити, установка длины стежка, устaновка рабочего хода.

Технология выполнения просты швов. Последовательность выполнения швов:

стачкой, наклaдной c закрытым срезом, обтачкой, в подгибку c открытым срезом, c закрытым срезом. Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения.

Практическaя работа. Технический рисунок простыx швов. Зарисовка швов карандашом на миллиметровке c покaзом хода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка. Освоение рабочих приемов выполнения простыx швов.

Последовательность вьполнения швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины ткани.

6. Технология изготовления юбок

Технологический процесс изготовления юбок на швейных предприятиях при массовом и индивидуальном производствах. Понятие o технологической операции. Разбивка обработки деталей на технологические операции. Техническая документация на изготовление изделия (образец, стандарты или технические условия и техническое описание).

Технические условия на раскрой и правила проверки соответствия выкроенных деталей лекалам. Технические условия на соединение основныx деталей. Контрольные знаки и правила их совмещения. Влажно-тепловые работы. Дефекты при выполнении операций.

Практическaя работа. Подготовка ткани к раскрою и раскрой изделия. Примерка. Обработка и соединение основныxдетaлей юбок. Моделирование юбок c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуaльного строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анaлиз формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисyнка на чертеж. Снятие мерок и построение чертежа основы юбки. Рaзработка конструкций моделей c рaзличными конструктивными линиями. Анaлиз качественных покaзателей готовых изделий: современного внешнего вида, хорошей посaдки на фигуре, устойчивости форм, приданныx изделию конструктивным решением и технологической обработкой.

7. Моделирование юбок

Цели и задачи моделирования юбок. Моделирование юбок c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуaльного строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анaлиз формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.

Практическая работа. Снятие мерок и построение чертежа основы юбки. Разработка конструкций моделей c различными конструктивными линиями.

8. Наименование детaлей кроя

Наименовaние детaлей кроя, всех срезов и линий. Полочка. Спинка.

Практическaя работа. Снятие мерок и построение чертежа основы полочки и спинки.

                                            9. Конструирование брюк

Конструирование брюк c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуaльного строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по

рисунку-эскизу: анaлиз формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.

Практическая работа. Снятие мерок и построение чертежа основы брюк. Рaзработка конструкций моделей c рaзличными конструктивными линиями.

10. Конструирование плечевых изделий

Конструирование плечевых изделий c учетом телосложения и возраста.

Зaвисимость формы одежды от индивидуaльного строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонныx линий c рисунка на чертеж.

Практическaя работа. Снятие мерок и построение чертежа, основы плечевых изделий. Рaзработка конструкций моделей c рaзличными конструктивными линиями.

11. Моделирование плечевых изделий

Моделирование плечевых изделий c учетом телосложения и возраста.

Зависимость формы одежды от индивидуaльного строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анaлиз формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибaвки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.

Практическaя работа. Снятие мерок и построение чертежа основы плечевого изделия. Рaзработка конструкций моделей (3-4) прилегающего и прямого силуэта c рaзличными конструктивными линиями.

Преобразование втачного зауженного к низу рукава. Построение и моделирование отложного и цельнокроеного воротников и манжет.

12. Технология изготовления воротников

Технологический процесс изготовления воротников на швейных предприятиях при массовом и индивидуaльном производствах. Понятие o технологической операции.

Рaзбивка обработки детaлей на технологические операции.

Технические условия на раскрой и правила проверки соответствия выкроенных детaлей лекалам. Технические условия на соединение основных детaлей. Контрольные знаки и прaвила их совмещения. Влажно-тепловые работы. Дефекты при выполнении оперaций.

Практическaя работа. Подготовка ткани к раскрою и раскрой изделия.

Моделирование воротника c учетом телосложения. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анaлиз формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж. Снятие мерок и построение чертежа основы воротника. Рaзработка конструкций моделей c рaзличными конструктивными линиями. Анaлиз качественных покaзателейготовыx изделий: современного внешнего вида, устойчивости форм, приданных изделию конструктивным решением и технологической обработкой.

13. Выполнение творческой работы

Индивидуaльные консультации школьников по вопросам тем выпускных творческих работ.

Практическaя работа. Выполнение творческих работ. Оформление на них соответствующей технической документации.

14. Промежуточный контроль

Проверка знаний полученных на первом году обучения Подведение итогов работы кружка за учебный год. Демонстрация законченных изделий, отбор лучших для участия на местной выставке творчества юных техников.

Поощрение наиболее активны кружковцев. Плaныиндивидуaльной работы на летние школьные каникулы. Содержание работы кружка второго года занятий.

Уровни освоения программы

Базовый 2 год обучения Возраст обучающихся 14-15 лет

Учебный план

2 год обучения (216 ч)

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение.

Вводное занятие

4,5

1

3,5

Устное собеседование.

2

Забавные поделки в быту

36

6

30

Устное собеседование.

Практическая работа.

Тестирование.

3

Маскарадные костюмы

31,5

4,5

27

Устное собеседование.

Практическая работа.

4

Аппликация

9

2

7

Устное собеседование.

Практическая работа.

Защита проекта.

5

Русский народный костюм. Элементы отделки

36

6

30

Устное собеседование.

Практическая работа.

6

Лоскутная графика

36

6

30

Устное собеседование.

Практическая работа. Защита проекта.

Тестирование.

Основы лоскутного шитья.

22

8

14

Устное собеседование.

Практическая работа.

Защита проекта

Мягкая игрушка

36

10

26

Устное собеседование.

Практическая работа.

Защита проекта.

Пасхальный подарок

5

1

4

Практическая работа

итого

216

44,5

171,5

        

Учебно-тематический  план

Наименование темы

Количество часов

Виды контроля

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

4,5

1

3,5

1.1

Вводное занятие. Правила поведения в мастерской.

2

2

Индивидуальная и фронтальная беседа.

1.2

Знакомство с  материалами и  инструментами, необходимыми для работы на занятиях. ТБ при работе с ними.

2,5

1

1,5

Индивидуальная и фронтальная беседа.

2

Забавные поделки в быту

36

6

30

Выставка творческих работ

2.1

Грелка на чайник

4

0,5

3,5

Практическая работа.

2.2

Прихватки

2

0,5

1,5

Практическая работа.

2.3

Коробки для рукоделия

4

0,5

3,5

Практическая работа.

2.4

Изготовление декоративных подушек        

7

1

6

Практическая работа.

2.5

Изготовление мягких искусственных цветов

6

0,5

5,5

Тестовые задания

Практическая работа.

2.6

Изготовление конфетницы

3

0,5

2,5

Практическая работа.

2.7

Декоративное панно

5

1

4

Практическая работа.

2.8

Подставки под горячее блюдо

2

0,5

1,5

Практическая работа.

2.9

Завершение работы над изделием оформление работ

3

1

2

Практическая работа.

3

Маскарадные костюмы

31,5

4,5

27

Тестовые задания

3.1

Разнообразие новогодних костюмов

1,5

0,5

1

Практическая работа.

3.2

Изготовление новогодних аксессуаров

3

1

2

Практическая работа.

3.4

Пошив костюма символа года

7

1

6

Практическая работа.

3.5

Изготовление новогодних масок, головных уборов

5

1

4

Практическая работа.

3.6

Пошив новогодних костюмов по заказам школы

15

2

13

Практическая работа.

4

Аппликация

9

2

7

Выставка творческих работ

4.1

Машинные  швы. (соединительные, краевые швы)

3

1

2

Практическая работа.

4.2

Аппликация. Клеевое соединение.

6

1

5

Практическая работа.

5

Русский народный костюм. Элементы отделки

36

6

30

Выставка творческих работ

5.1

Пошив сарафанов

15

2

13

Практическая работа.

5.2

Пошив мужских сорочек (косовороток)

9

2

7

Практическая работа.

5.3

Изготовление кокошников, кушаков, подъюбников.

6

1

5

Практическая работа.

5.4

Отделка костюмов (тесьма, кружево, пайетки, стразы)

6

1

5

Практическая работа.

6

Лоскутная графика

36

6

30

Выставка творческих работ

6.1

Традиции крестьянского лоскутного искусства шитья.

2

1

1

Практическая работа.

6.2

Виды лоскутных техник

14

2

12

Практическая работа.

6.3

Изделия: накидки, скатерти, сумки, панно

12

2

10

Практическая работа.

6.4

Изделие – коврик

8

1

7

Практическая работа.

7

Основы лоскутного шитья...

22

8

14

Выставка творческих работ

7.1

Традиционные изделия в лоскутной технике

11

4

7

Практическая работа

7.2

Рождественский подарок

11

4

7

Практическая работа

8

Мягкая игрушка

36

10

26

Выставка творческих работ

8.1

Составление лекал. Раскрой

3

1

2

Практическая работа

8.2

Изготовление мягкой игрушки «Собачка»:

15

4

11

Практическая работа

8.3

Составление лекал. Раскрой

3

1

2

Практическая работа

8.4

Изготовление мягкой игрушки «Жираф»:

15

4

11

Практическая работа

9

Пасхальный подарок

5

1

4

Выставка творческих работ

9.1

Перевод рисунка Отработка навыков выполнения зигзагообразной строчки.

1

-

Практическая работа

9.2

Пошив панно

-

4

Практическая работа

Всего

216

44,5

171,5

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

2-й  год обучения (216 часов, 6 часов  в неделю)

Тема: 1      Вводное занятие (4,5 часа)

Цели и задачи:

  • дать детям четкое представление о направленности работы объединения;
  • познакомить учащихся между собой;
  • выявить возможности детей, узнать их потребности.

Теоретическая часть

Познакомить детей с инструментами и материалами для работы, с правилами ТБ при работе с ними. Дать представление о порядке работы на занятиях, о правилах организации рабочего места.

Практическая часть

Познакомить детей с правилами организации рабочего места, набором инструментов  и способами их хранения, а также правилами техники безопасности при работе с ними.

Продемонстрировать изделия детей хорошего и низкого качества и провести их анализ – характеристику с выбором , почему они отличаются друг от друга.

Изготовить пробную работу с обучающимися, дав им возможность выбрать задание по своим возможностям. Работу он может выполнить или опираясь на образец, или по своему замыслу.

Материалы и оборудование.

Инструменты. Опорные таблицы по ТБ. Дидактический материал (таблицы, трафареты). Образцы готовых работ.

Методические рекомендации.

В ходе занятия очень важно дать четкое представление о том, чем детям предстоит заниматься. Вызвать заинтересованность. Выбрать для первой работы такое изделие, чтобы каждый ребенок смог справиться и остался собой доволен, поверив  в свои силы. Необходимо с первого занятия четко в осознании детей отложить  важность соблюдения правила ТБ.

Занятия организовывать так, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием. Он должен уйти с уверенностью, что здесь он замечен, что ему здесь рады, его научат, ему помогут. Педагог должен первоначально выделить для себя и тех кому нужна помощь.

Тема: 2        Забавные поделки в быту (36 часов)

Цели и задачи:

  • познакомить с ассортиментом бытовых поделок: прихватки, грелки на чайник, подушки.
  • формировать умение сочетать цвета и формы.
  • познакомить обучающихся с ручными стежками и строчками, машинными швами, со способами соединения деталей.
  • вырабатывать усидчивость, терпение и аккуратность в работе.
  • Развивать эстетический вкус.

Теоретическая часть

        Правила и технические требования на выполнение ручных и машинных работ. Разновидности тканей, прикладного декоративного материала. Способы соединения деталей, правила сочетания форм и цветов.

        Понятие масштабности, симметрии и ассиметрии.

Практическая часть

        Практическое задание: сортировка материала по форме, цвету, размеру.

Работа с клеевыми материалами. Индивидуальные задания для контроля умения соединять детали наиболее удобным способом.

Отрабатывать умения пользоваться линейкой при работе с мелкими деталями.

Учиться применять декоративную отделку, фурнитуру.

Материалы и оборудование

        Ткань, мех, прикладные материалы, фурнитура. Образцы изделий.

Ножницы, швейная машина,  игла, наперсток.

Методические рекомендации

        При работе с текстильным материалом очень важно объяснить обучающимся  правильности подготовки материала к работе.  Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В ходе работы обучающие имеют возможность анализировать и исправлять допущенные ошибки. Тема завершается мини-выставкой.

Тема: 3       Маскарадные костюмы (31,5 час)

Цели и задачи:

  • Учить детей изготавливать различные новогодние поделки, опираясь на чертежи, а также из подручного материала.
  • Отрабатывать навык производить замеры, читать условные обозначения и использовать шаблоны;
  • Закреплять умение находить подручный материал и работать с ним сочетая по фактуре и цвету;
  • Развивать фантазию, эстетический вкус, аккуратность, интерес к народным традициям.                        

Теоретическая часть.

           Напоминать обучающимся основные меры длины. Повторить приёмы поведения замеров величин. Указать на основные причины допускаемых ошибок при выполнении чертежа. Теоретическая работа с цветовой таблицей. Познакомить обучающихся с традициями связанными с новогодними и рождественскими праздниками.    

Практическая часть.

           Упражнения по обрабатыванию навыка производить замеры; в нахождении ошибок в замерах (чертежах). Практическая работа с циркулем, треугольником (замеры углов, расстояний). Работа с шаблонами, выкройками отработка практических навыков при работе с декоративными отделочными материалами.

        

Материалы и оборудования.

          Образцы изделий. Цветная бумага, картон, ватман. Линейки, ножницы, треугольник, шаблоны, краски, кисти. Таблица цветов и цветовых оттенков. Подручные материалы (яичная скорлупа, вата, нити и т. п.). Ткань, швейные инструменты    и принадлежности.  Пайетки, тесьма, стразы, мишура.

Методические рекомендации

            Донести до сознания детей  важность умения правильно производить замеры и выполнять чертежи . Продемонстрировать наглядно в сравнении хорошие работы и работы с явным  нарушением технологии. Стараться максимально добиться, чтобы ученик умело работал с инструментом и чертежом . Проанализировать с детьми все допущенные ошибки после выполнения каждой работы и по возможности их поправить (дать работу, где бы нужно было повторно применить полученные умения и знания).    

Тема: 4 .     Аппликация. Виды аппликаций.

Технология их выполнения.   (9 часов)

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с разными видами аппликаций и технологией их выполнения;
  • Формировать  умение различать виды аппликаций;
  • Учить правильно подбирать необходимый материал (например, с учётом фактуры  ткани, цвета и т. д. ), соблюдать последовательность этапов работы;
  • Способствовать развитию фантазии, старания, индивиндуальности.  

Теоретическая часть.  

       Материалы и оборудование. Виды аппликации ( тканей, нитей, плоские, объёмные,  ступенчатые и т. п. ). Сочетаемость материалов в различных видах. Назначение этого вида творчества. Определения порядка сборки изделия (понятие 1 и 2 плана). Обсуждения вариантов придания работе законченного вида.  

Практическая часть.

       Подбор материалов по фактуре, цвету для выполнения задания. Демонстрация готовых изделий, их анализ. Работа над созданием эскиза. Особое внимание уделяем вопросу о важности соблюдения пропорциональности. Практически доказываем это (например, сравнивания два разных варианта готовых изделий).

        Зрительно «разбираем» образец на отдельные детали, выделяем 1 плана и 2 план, изучая их соотношение по размерам. Затем приступает к заготовке этих деталей. Один из них выполняем самостоятельно, а частично используем шаблоны. Составляем план сборки деталей в целое. Не сшивая, по плану, выкладываем картинку на столе (используем опорную схему). Завершая работу, настрачиваем деталей на основу.  

Материалы и оборудование.

          Образцы, опорные схемы, ножницы, игла, ткань, нитки цветные, кожа. Швейные инструменты и принадлежности.

Методические рекомендации

          Следует продемонстрировать обучающимся как можно больше образцов. Это даст им возможность образнее и чётче понять этот вид труда.   Подчеркнуть важность правил подобранного материала для эстетического вида готовой работы. Проявление внимания в процессе подготовки деталей, составленный для себя план сборки и выбор определенного вида завершенности работы даст в результате эмоциональное удовлетворение проделанной работой. Полученные знания и умения дадут учащимся возможность применить их при отделке, ремонте, украшении одежды. Этот вид деятельности развивает у учащихся фантазию, внимательность, глазомер.

Тема: 5.       Русский народный костюм. Элементы отделки.   (36 часов)

Цели и задачи:

  • Привитие элементарных знаний об истории русского костюма.
  • Ознакомление с оборудованием швейного производства, овладение навыками обслуживания и работы на швейном оборудовании.
  • Воспитание чувства гордости и любви к народным традициям и ремеслам.

Теоретическая часть

       Технология выполнения машинных и ручных стежков и строчек. Последовательное соединение  деталей и отделочных материалов в изделии. Вышивка, виды, назначение и применение.

 

Практическая часть

         Умение выполнять на универсальной швейной машине  прямые строчки и машинные швы: стачной взаутюжку, вразутюжку, вподгибку с открытым и с закрытым срезом.  Обрабатывать срезы деталей обтачками, выполнять ВТО промежуточную и окончательную. Определять качество готового изделия.

Материалы и оборудование

Ткань, мех, прикладные материалы, фурнитура. Образцы изделий.

Ножницы, швейная машина,  игла, наперсток.

Методические рекомендации

При работе с текстильным материалом очень важно объяснить обучающимся  правильности подготовки материала к работе.  Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В ходе работы обучающие имеют возможность анализировать и исправлять допущенные ошибки.  

Тема: 6        Лоскутная графика  (36 часов)

Цели и задачи:

  • Научить учащихся использовать, сочетать и комбинировать разные материалы в одной работе.
  • Способствовать формированию умения «видения» (в простых вещах находить образцы будущих работ) использование и преобразование различных материалов (в особенности бросовых).
  • Развивать фантазию, остроту взгляда, наблюдательность.

Теоретическая часть

         Дать учащимся представление о том, что такое бросовый материал, о его разновидностях. Сочетаемость материалов. Приемы работы с различными материалами и способами их соединений между собой. Дать понятие о подготовке и выполнении техники лоскутного шитья.

Практическая часть

         Сортировка имеющего материала по свойствам. Обсуждение в плане выявления  возможных образцов, скрытых в том или ином предмете.  Нахождение возможных вариантов дополнения полученного образца другими материалами, для придания ему большей выразительности. Выявление бытового назначения этих    изделий. Выполнение  прихваток, грелок для чайника,  подушек в стиле лоскутной графики.

Материалы и оборудование

Ткань, мех, кожа, обрезки ткани, ленты, тесьма, прикладные материалы, фурнитура. Образцы изделий.  Ножницы, швейная машина,  игла, наперсток.

Методические рекомендации

В любом доме можно найти множество устаревших вещей из различного текстиля. Им можно дать «вторую» жизнь, найти бытовое применение.  Чтобы заинтересовать учащихся на творческую работу нужно продемонстрировать им ряд таких работ.

Тема 7. Основы лоскутного шитья (22 часа)

Цели и задачи:

  • Научить учащихся использовать, сочетать и комбинировать разные материалы в одной работе.
  • Способствовать формированию умения «видения» (в простых вещах находить образцы будущих работ) использование и преобразование различных материалов (в особенности бросовых).
  • Развивать фантазию, остроту взгляда, наблюдательность.

Теоретическая часть.

        Традиции народного ремесла, простейшие традиционные композиции, ритм цвета и силуэтов, тональный и световой контраст.

Практическая часть.

Рождественский подарок – мягкая игрушка.

        Материалы и оборудование

        Ткань, мех, кожа, обрезки ткани, ленты, тесьма, прикладные материалы, фурнитура. Образцы изделий.  Ножницы, швейная машина,  игла, наперсток.

Методические рекомендации

        В любом доме можно найти множество устаревших вещей из различного текстиля. Им можно дать «вторую» жизнь, найти бытовое применение.  Чтобы заинтересовать учащихся на творческую работу нужно продемонстрировать им ряд таких работ.

Тема 8. Мягкая игрушка (36 часов)

Цели и задачи:

  • Научить выполнять шаблоны-выкройки деталей игрушки.
  •  Обучить использованию и преобразованию различных материалов

 (в особенности бросовых).

  • Научить пользоваться швейной машиной.
  • Научить выполнять зигзагообразные машинные швы.

Теоретическая часть.

        Особенности лекала четвероногих животных и зверей. Составление лекала животного или зверя. Раскрой. Соединение деталей  животного или зверя.  Особенности набивки мягкой игрушки.

Практическая часть.

Изготовление мягкой игрушки «Собачка»:

- Составление  лекала собачки

- Раскрой собачки

- Соединение деталей собачки

- Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз собачки

- Пришивание ступней, ушей, хвоста собачки

- Набивка мягкой игрушки собачки

- Оформление мордочки и головы собачки

Изготовление мягкой игрушки «Жираф»:

- Составление  лекала жирафа

- Раскрой жирафа

- Соединение деталей жирафа

- Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз жирафа

- Пришивание ступней, ушей, хвоста жирафа

- Набивка мягкой игрушки жирафа

- Оформление мордочки и головы жирафа

Материалы и оборудование.

          Образцы мягких игрушек, ножницы, игла, ткань, нитки цветные, кожа. Швейные инструменты и принадлежности.

Методические рекомендации

          Следует продемонстрировать обучающимся как можно больше образцов. Это даст им возможность образнее и чётче понять этот вид труда.   Подчеркнуть важность правил подобранного материала для эстетического вида готовой работы. Проявление внимания в процессе подготовки деталей, составленный для себя план сборки и выбор определенного вида завершенности работы даст в результате эмоциональное удовлетворение проделанной работой. Полученные знания и умения дадут учащимся возможность применить их при отделке,  украшении игрушки.

Тема 9: Пасхальный подарок (5 часов)

 Цели и задачи:

  • Научить выполнять шаблоны-выкройки деталей панно.
  •  Обучить использованию и преобразованию различных материалов (в особенности бросовых).
  • Закрепить умение пользоваться швейной машиной.
  • Закрепить умение  выполнять  строчки «зиг-заг».

Теоретическая часть.

Подготовка к изготовлению поделки. Выбор ткани и нитей для выполнения поделки. Расчет количества ткани. Перевод рисунка. Выполнение изделия с использованием  аппликации.

Практическая часть. 

Панно на тему: пасха, весна  с использованием элементов аппликации и бисерного шитья.   Пошив изделия. Оформление готового изделия.

Материалы и оборудование.

          Коллекция выкроек, готовых изделий, открыток или фотографий с различными примерами изделий из ткани, а также литература по истории декоративно-прикладного искусства и различным видам рукоделия. Ткань, нитки цветные, бисер,. Швейные инструменты и принадлежности, швейная машинка.

Методические рекомендации

Творческий проект повышенной сложности. Проект должен иметь новизну, сюжет, стиль.  Изделие выполняется на основе «Леко» выкроек, содержащих от  20 деталей на одно изделие.  Оформление документации по проекту.    Защита проекта.

Методы контроля и самоконтроля

  • Устный.

        Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, викторины, конкурсы.

  • Письменный.

        Тестовые задания, проекты.

  • Самоконтроль.

        Самоконтроль по образцу.

Организационные формы обучения.

Коллективно-творческие дела.

Художественное творчество обучающихся.

Выставка работ учащихся.

Экскурсии в магазин ткани.

Проектная деятельность обучающихся.

Подготовка к городским, региональным и всероссийским конкурсам.

Организация учебного процесса.

Данная программа строится на основе сочетания теоретических и практических занятий. Изучение теоретических занятий определенной темы завершается различными практическими работами, устными собеседованиями, фронтальным опросом. Эффективному проведению практических занятий способствует дальнейшее участие в конкурсах и выставках  различных уровней.

Уровни освоения программы

Базовый 3 год обучения Возраст обучающихся 15-16 лет

Учебный   план

на 3-й  год обучения

        

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

всего

Теоретиче

ских

Практиче

ских

1

Вводное занятие

4

1

3

Устное собеседование.

2

Подушка-игрушка

40

8

32

Устное собеседование.

Практическая работа.

Тестирование.

3

Новогодние

костюмы

31

4

27

Устное собеседование.

Практическая работа.

4

Кухонный набор: фартук, прихватка

30

8

22

Устное собеседование.

Практическая работа.

Защита проекта.

5

Русский народный костюм. Элементы отделки

38

8

30

Устное собеседование.

Практическая работа.

6

Цветы из ткани (казанши)

25

5

20

Устное собеседование.

Практическая работа. Защита проекта.

Тестирование.

7

Введение в ручные швы

10

3

7

Устное собеседование.

8

Мережка.

8

3

5

Устное собеседование.

Практическая работа.

Тестирование.

3

Разметка и выкраивание деталей. Беседы о тканях, натуральных волокнах, происхождение и назначение.

16

6

10

Устное собеседование.

Тестирование

6

Тряпичная кукла

14

4

10

Устное собеседование.

Практическая работа.

Защита проекта.

216

50

166

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

Виды контроля

всего

теоретич

практич

1

Введение

4

1

3

1.1

Вводное занятие. Правила поведения в мастерской.

2

2

Индивидуальная и фронтальная беседа.

1.2

Знакомство с  материалами и  инструментами, необходимыми для работы на занятиях. ТБ при работе с ними.

2

1

1

Индивидуальная и фронтальная беседа.

2

Подушка-игрушка

40

8

32

Выставка творческих работ

2.1

Подушка «Бычок»

10

2

8

Практическая работа.

2.2

Подушка с руками

10

2

8

Практическая работа.

2.3

Подушка «Сердце»

10

2

7

Практическая работа.

2.4

Изготовление декоративных подушек        

10

2

9

Практическая работа.

3

Новогодние

костюмы

31

4

27

Тестовые

задания

3.1

Разнообразие новогодних костюмов

1

1

Практическая работа.

3.2

Изготовление новогодних аксессуаров

3

1

2

Практическая работа.

3.4

Пошив костюма символа года

7

1

6

Практическая работа.

3.5

Изготовление новогодних масок, головных уборов

5

1

4

Практическая работа.

3.6

Пошив новогодних костюмов по заказам школы

15

1

14

Практическая работа.

4

Кухонный набор: фартук, прихватка

30

8

22

Выставка творческих работ

4.1

Машинные  швы. (соединительные, краевые швы)

3

1

2

Практическая работа.

4.2

Пошив фартука

14

4

10

Практическая работа.

4.3

Отделка фартука  аппликацией. Клеевое соединение.

7

2

5

Практическая работа.

4.4

Пошив прихватки

6

1

5

Практическая работа.

5

Русский народный костюм. Элементы отделки

38

8

30

Выставка творческих работ

5.1

Пошив сарафанов

13

2

11

Практическая работа.

5.2

Пошив мужских сорочек (косовороток)

11

2

9

Практическая работа.

5.3

Изготовление кокошников, кушаков, подъюбников.

7

2

5

Практическая работа.

5.4

Отделка костюмов (тесьма, кружево, пайетки, стразы)

7

2

5

Практическая работа.

6

Цветы из ткани (казанши)

25

5

20

Выставка творческих работ

6.1

Традиции японского  искусства шитья цветов из ткани.

2

1

1

Практическая работа.

6.2

Виды техники канзаши

14

2

12

Практическая работа.

6.3

Изделия: брошки, заколки, ободок  для волос.

9

2

7

Практическая работа.

7

Введение ручные швы

10

3

7

Индивидуальная и фронтальная беседа.

7.1

Вводное занятие. Беседы о технике безопасности труда и личной гигиены при работе.

2

1

1

Индивидуальная и фронтальная беседа.

7.2

Ручные стежки.

8

2

6

Практическая работа

8

Мережка.

8

3

5

Тестирование

8.1

Нитки для мережки, толщина, цвет и назначение.

2

1

1

Практическая работа

8.2

Выполнение узорной мережки

6

2

4

Практическая работа

9

Разметка и выкраивание деталей.

16

6

10

Индивидуальная и фронтальная беседа.

Тестирование

9.1

Ткани из натуральных волокон, происхождение и назначение.

4

2

2

Тестирование

Практическая работа

9.2

Компьютерная программа «Леко».

6

2

4

Практическая работа

9.3

Раскладка выкройки на ткани. Раскрой

6

2

4

Практическая работа

10

Тряпичная кукла

14

4

10

Выставка творческих работ

6.1

Составление лекал. Раскрой

3.5

1

2,5

Практическая работа

6.2

Изготовление куклы

3.5

1

2.5

Практическая работа

6.3

Формирование лица (глаза, нос, волосы)

3.5

1

2,5

Практическая работа

6.4

Пошив одежды для куклы

3.5

1

2.5

Практическая работа

216

50

166

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения (216 часов, 6 часов в неделю)

Тема: 1      Вводное занятие (4 часа)

Цели и задачи:

  • дать детям четкое представление о направленности работы объединения;
  • создать доброжелательную атмосферу общения;
  • выявить возможности детей, узнать их потребности.

Теоретическая часть

Познакомить детей с инструментами и материалами для работы, с правилами ТБ при работе с ними. Дать представление о порядке работы на занятиях, о правилах организации рабочего места.

Практическая часть

Познакомить детей с правилами организации рабочего места, набором инструментов  и способами их хранения, а также правилами техники безопасности при работе с ними.

Продемонстрировать изделия детей хорошего и низкого качества и провести их анализ – характеристику с выбором , почему они отличаются друг от друга.

Изготовить пробную работу с обучающимися, дать им возможность выбрать задание по своим возможностям. Работу они могут выполнить  опираясь на образец, или по своему замыслу.

Материалы и оборудование.

Инструменты. Опорные таблицы по ТБ. Дидактический материал (таблицы, трафареты). Образцы готовых работ.

Методические рекомендации.

В ходе занятия очень важно дать четкое представление о том, чем детям предстоит заниматься. Вызвать заинтересованность. Выбрать для первой работы такое изделие, чтобы каждый ребенок смог справиться и остался собой доволен, поверив  в свои силы. Необходимо с первого занятия четко в осознании детей отложить  важность соблюдения правила ТБ.

Занятия организовывать так, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием. Он должен уйти с уверенностью, что здесь он замечен, что ему здесь рады, его научат, ему помогут. Педагог должен первоначально выделить для себя и тех кому нужна помощь.

Тема: 2        Подушка-игрушка (40 часов)

Цели и задачи:

  • познакомить с ассортиментом  подушек-игрушек.
  • формировать умение сочетать цвета и формы.
  • познакомить обучающихся с ручными стежками и строчками, машинными швами, со способами соединения деталей.
  • вырабатывать усидчивость, терпение и аккуратность в работе.
  • Развивать эстетический вкус.

Теоретическая часть

Правила и технические требования на выполнение ручных и машинных работ. Разновидности тканей, прикладного декоративного материала, синтепон. Способы соединения деталей, правила сочетания форм и цветов. Технология изготовления объёмных игрушек из плотного материала (гобелен). Правила раскладки выкройки-лекал на ткань.

        

Практическая часть

Практическое задание: сортировка материала по форме, цвету, размеру.

Работа с клеевыми материалами. Индивидуальные задания для контроля умения соединять детали наиболее удобным способом. Отрабатывать умения обрабатывать  мелкие  детали. Заполнение подушки синтепоном.

Учиться применять декоративную отделку, фурнитуру.

Материалы и оборудование

        Ткань, мех, прикладные материалы, синтепон, фурнитура. Образцы изделий.  Ножницы, швейная машина,  игла, наперсток.

Методические рекомендации

При работе с текстильным материалом очень важно объяснить обучающимся  правильности подготовки материала к работе.  Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В ходе работы обучающие имеют возможность анализировать и исправлять допущенные ошибки. Тема завершается мини-выставкой.  

Тема: 3   Новогодние костюмы (31 час)

Цели и задачи:

  • Расширить знания учащихся о видах и свойствах проволоки.
  • Отрабатывать навык производить замеры, читать условные обозначения и использовать шаблоны;
  • Закреплять умение находить подручный материал и работать с ним сочетая по фактуре и цвету;
  • Развивать фантазию, эстетический вкус, аккуратность, интерес к народным традициям.                        

Теоретическая часть.

           Изготовление костюмов, масок с проволочным каркасом. Виды и свойства проволоки. Напоминать обучающимся основные меры длины. Повторить приёмы поведения замеров величин. Указать на основные причины допускаемых ошибок при выполнении чертежа. Теоретическая работа с цветовой таблицей. Познакомить обучающихся с традициями связанными с новогодними и рождественскими праздниками.    

Практическая часть.

           Приемы скручивания и сгибание мягкой проволоки, формирование каркаса. Сборка, набивка, оформление. Упражнения по обрабатыванию навыка производить замеры; в нахождении ошибок в замерах (чертежах). Работа с шаблонами, выкройками отработка практических навыков при работе с декоративными отделочными материалами.

        

Материалы и оборудования.

          Образцы изделий. Ткань разной фактуры, цветная бумага, картон, ватман. Линейки, ножницы, треугольник, шаблоны, краски, кисти. Таблица цветов и цветовых оттенков. Подручные материалы (синтепон, нити металлизированные и т. п.). Ткань, швейные инструменты    и принадлежности.  Пайетки, тесьма, стразы, мишура.

Методические рекомендации

            Донести до сознания детей  важность умения правильно производить замеры и выполнять чертежи . Продемонстрировать наглядно в сравнении хорошие работы и работы с явным  нарушением технологии. Стараться максимально добиться, чтобы ученик умело работал с инструментом и чертежом . Проанализировать с детьми все допущенные ошибки после выполнения каждой работы и по возможности их поправить (дать работу, где бы нужно было повторно применить полученные умения и знания).    

Тема: 4 .     Кухонный набор: фартук, прихватка.   (30 часов)

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с разными видами фартуков, прихваток с использованием  аппликаций;
  • Формировать  умение выполнять аппликаций;
  • Учить правильно подбирать необходимый материал (например, с учётом фактуры  ткани, цвета и т. д. ), соблюдать последовательность этапов работы;
  • Способствовать развитию фантазии, старания, индивиндуальности.  

Теоретическая часть.

        Материалы и оборудование. Кухонный набор: фартук, прихватки. Виды аппликации ( тканей, нитей, плоские, объёмные,  ступенчатые и т. п. ). Сочетаемость материалов в различных видах. Назначение этого вида творчества. Определения порядка сборки изделия (понятие 1 и 2 плана). Обсуждения вариантов придания работе законченного вида.  

Практическая часть.

       Подбор материалов по фактуре, цвету для выполнения задания. Демонстрация готовых изделий, их анализ. Работа над созданием эскиза. Особое внимание уделяем вопросу о важности соблюдения пропорциональности. Практически доказываем это (например, сравнивания два разных варианта готовых изделий).

        Зрительно «разбираем» образец на отдельные детали, выделяем 1 плана и 2 план, изучая их соотношение по размерам. Затем приступает к заготовке этих деталей. Один из них выполняем самостоятельно, а частично используем шаблоны. Составляем план сборки деталей в целое. Не сшивая, по плану, выкладываем картинку на столе (используем опорную схему). Завершая работу, настрачиваем деталей на основу.  

Материалы и оборудование.

          Образцы, опорные схемы, ножницы, игла, ткань, нитки цветные, кожа. Швейные инструменты и принадлежности. Швейная машина.

Методические рекомендации

          Следует продемонстрировать обучающимся как можно больше образцов. Это даст им возможность образнее и чётче понять этот вид труда.   Подчеркнуть важность правил подобранного материала для эстетического вида готовой работы. Проявление внимания в процессе подготовки деталей, составленный для себя план сборки и выбор определенного вида завершенности работы даст в результате эмоциональное удовлетворение проделанной работой. Полученные знания и умения дадут учащимся возможность применить их при отделке, ремонте, украшении одежды. Этот вид деятельности развивает у учащихся фантазию, внимательность, глазомер.

Тема: 5       Русский народный костюм. Элементы отделки.   (38 часов)

Цели и задачи:

  • Привитие элементарных знаний об истории русского костюма.
  • Ознакомление с оборудованием швейного производства, овладение навыками обслуживания и работы на швейном оборудовании.
  • Воспитание чувства гордости и любви к народным традициям и ремеслам.

Теоретическая часть

       Технология выполнения машинных и ручных стежков и строчек. Последовательное соединение  деталей и отделочных материалов в изделии. Вышивка, виды, назначение и применение.

 

Практическая часть

         Умение выполнять на универсальной швейной машине  прямые строчки и машинные швы: стачной взаутюжку, вразутюжку, вподгибку с открытым и с закрытым срезом.  Обрабатывать срезы деталей обтачками, выполнять ВТО промежуточную и окончательную. Определять качество готового изделия.

Материалы и оборудование

Ткань, мех, прикладные материалы, фурнитура. Образцы изделий.

Ножницы, швейная машина,  игла, наперсток.

Методические рекомендации

При работе с текстильным материалом очень важно объяснить обучающимся  правильности подготовки материала к работе.  Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В ходе работы обучающие имеют возможность анализировать и исправлять допущенные ошибки.  

Тема: 6  Цветы из ткани (канзаши)        (25 часов)

Цели и задачи:

  • Научить учащихся использовать, сочетать и комбинировать разные материалы в одной работе.
  • Способствовать формированию умения «видения» (в простых вещах находить образцы будущих работ) использование и преобразование различных материалов (в особенности бросовых).
  • Развивать фантазию, остроту взгляда, наблюдательность.

Теоретическая часть

         Дать учащимся представление о том, что такое бросовый материал, о его разновидностях. Сочетаемость материалов. Приемы работы с различными материалами и способами их соединений между собой. Дать понятие о подготовке и выполнении техники японского шитья цветов из ткани.

Практическая часть

         Сортировка имеющего материала по свойствам. Обсуждение в плане выявления  возможных образцов, скрытых в том или ином предмете.  Нахождение возможных вариантов дополнения полученного образца другими материалами, для придания ему большей выразительности. Выявление бытового назначения этих    изделий. Выполнение заколок, ободка для волос, брошки.

Материалы и оборудование

Ткань,  кожа, обрезки ткани, ленты, тесьма, прикладные материалы, фурнитура. Образцы изделий.  Ножницы, швейная машина,  игла, наперсток.

Методические рекомендации

В любом доме можно найти множество устаревших вещей из различного текстиля. Им можно дать «вторую» жизнь, найти бытовое применение.  Чтобы заинтересовать учащихся на творческую работу нужно продемонстрировать им ряд таких работ.

Аттестация по разделам программы:

  1. Правила техники безопасности — зачет.
  2. Основы материаловедения - практическая, лабораторная работа.
  3. Рукоделие — готовое  изделие, проект
  4. Основы оборудования- зачет.
  5. Основы конструирования - тестирование.
  6. Технология обработки ткани (с выполнением проекта)- защита проекта.
  7. Профессиональное самоопределение — экскурсия, зачет — эссе, проект.

Тема 7. Вводное занятие.  Ручные стежки (10 часов)

Цели:

  • Расширить теоретические и практические знания учащихся в шитье.
  • Помочь учащимся ориентироваться в выборе стежков  при ремонте одежды.

Задачи:

  • Научить соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте.
  • Научить пользоваться ручными инструментами.
  • Научить выполнять основные ручные стежки.

Теоретическая часть.

        Беседа по технике безопасности труда и личной гигиены при работе, перенесение рисунка на ткань различными способами, для выполнения отделочных стежков (вышивка).

Практическая часть.

        Овладение техникой равномерного выполнения стежков «назад иголку», «вперед иголку», закрепление полученных знаний.

Материалы и оборудование.

Ножницы, лоскут ткани,  образцы швов.

Методические рекомендации.

Дать представление о многообразии возможностей использования ручных стежков в быту.

Тема 8. Мережка (8 часов)

Цели:

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Дать более углубленные знания в области использования мережки.

Задачи:        

  • Научить самостоятельно  выполнять мережку.

Теоретическая часть.

        Различные способы выполнения мережки. Беседа о нитках, как и для чего, подбирают нитки по толщине, цвету и назначению.

Практическая часть.

           Выполнение мережки на выбор- салфетки, дорожки.
Технический рисунок простых,  узорных мережек. Зарисовка мережек с точным расчетом нитей ткани.   Последовательность выполнения узорных мережек.  Выдергивание нитей, образование столбиков в рисунок, обметка краев мережки гладьевым валиком.

                                             Материалы и оборудование.

        Технический расчет каждой мережки. Последовательность выполнения каждой мережки.
                                               Методические рекомендации.

        Умения правильно производить замеры,  ориентироваться по образцу, установить последовательность обработки. Ознакомить учащихся с техническим расчетом рисунка. Ознакомить с требования, предъявляемые к выполнению мережек. Проанализировать причины неаккуратного выполнения мережки.

Тема 9. Разметка и выкраивание деталей  (16 часов)

Цели и задачи:

  •    Обучить использованию компьютерной программы для изготовления выкроек одежды на свою фигуру;
  •    Обучить выполнять целесообразную раскладку выкройки изделия на

           ткань   с учетом рисунка и свойств ткани.

  •    Обучить различать ткани из натуральных волокон.

Теоретическая часть:

            Экономный расход тканей с использованием инструментов: ножницы,

 сантиметровая лента, линейка, мел. Беседы о тканях натуральных волокнах, происхождение и назначение.

Практическая часть :

        Название кроя  деталей. Экономическая раскладка выкройки изделия на ткань с учетом рисунка и свойств ткани. Определение видов ткани по их свойствам.

Материалы и оборудование.

Компьютер, диски «Леко», выкройки, технологическая карта,  образцы тканей.  

Методические рекомендации.

        Закрепить умение  правильно производить замеры,  ориентироваться по образцу. Ознакомить учащихся с экономичной раскладкой выкройки.  Ознакомить с требования, предъявляемые к выполнению раскладки выкройки. Ознакомить с многообразием  видов тканей, структурой их переплетения.   Натуральные ткани : хлопчатобумажные и шелковые, шерстяные, льняные.

Тема 10. Тряпичная кукла (14 часов)

Цели и задачи:

  • Обучить  использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.
  • Развивать художественный вкус, чувство меры в оформлении интерьера дома с использованием приемов народного творчества и ремесел.
  • Развивать пространственное мышление, воображение, восприятие цвета, форм, пропорций.

Теоретическая часть.

        Вспомнить, что такое лекало. Особенности построения  лекала куклы - кармашек. Составление лекала куклы - кармашка. Раскрой  куклы - кармашка. Соединение деталей куклы - кармашка.  Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Пошив одежды, отделка куклы - кармашек.

Практическая часть

Изготовление мягкой игрушки «куклы - кармашек»:

-Раскрой  куклы - кармашек.

- Соединение деталей куклы - кармашек

- Набивка мягкой игрушки – куклы – кармашек.

 –Выкраивание дополнительных деталей

-Подбор и наклеивание глазок из бусинок, ткани кожи.

-Формирование носика.

-Изготовление волос.

-Закрепление волос на голове.

- Формирование лица.

- Пришивание деталей к основе- кукле - кармашку.

-Оформление куклы кармашек.

Материалы и оборудование.

          Образцы изделия, ножницы, игла, ткань, нитки цветные, кожа. Швейные инструменты и принадлежности, швейная машинка.

Методические рекомендации

     Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для отделки тряпичной  куклы. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера.

Условия реализации программы.

Одним из главных условий достижения положительных результатов реализации программы является наличие учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы.

Учебное, научно-методическое дидактическое оснащения программы:

Компилятивная программа по декоративно-прикладному искусству.

Поурочные разработки 65 занятий данного курса.

Разработка мастер-класса «Изготовлению тряпичной куклы».

Разработка проектов: «Подушка-игрушка», «Подарок маме».

Тестовые задания для проведения среза знаний.

Сборник интерактивных игр и упражнений: «Кроссворд», «Кто хочет стать миллионером», «Город мастериц».

Разработка технологических карт.

Мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.


Условия реализации программы.

Для проведения занятий необходим кабинет технологии, который должен быть оснащен необходимым оборудование (швейные машины, оверлок, столы для раскроя, гладильные доски, утюги), материалами (ткани, бортовки, подкладки, нитки, фурнитура) и инструментами (ножницы, иглы, шило и др.). Кабинет должен отвечать также всем требованиям по технике безопасности.

     Разделы программы по конструированию и моделированию изучаются в тесной связи с математикой, черчением, изобразительным искусством. У учащихся развивается художественный вкус, творческое и пространственное мышление, умение работать со справочной литературой.

     На занятиях по конструированию учащиеся знакомятся с основами графической грамоты, учатся читать и строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами; знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок их условными обозначениями. На занятиях по моделированию дети осваивают способы разработки моделей, творчески применяя знания и художественный вкус.

     Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям и обеспечивает обучение, воспитание и развитие учащихся, позволяет осуществить здоровьесберегающий принцип, обеспечивает гармоничную связь многих видов деятельности: познавательной, художественной, предметной, физической и др.

     В основе подхода к обучению и воспитанию учащихся лежит триединство: мысли – слова – действия.

     К формам подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы можно отнести проведение выставки лучших эскизов моделей, конкурс юного модельера, демонстрацию моделей одежды, изготовленной учащимися на занятиях кружка перед родителями и детьми на большом общешкольном мероприятии в конце учебного года.

Принципы, на которых базируется программа:

  • доступность;
  • от простого к сложному;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся;
  • дифференцированность;
  • практическая направленность;
  • креативность;
  • результативность.

В целях достижения эффективности трудового обучения и воспитания в коррекционных школах необходимо обеспечивать преемственность в решение задач трудовой подготовки учащихся на различных её этапах, единство уроков труда с внеклассной работой.  Повышению эффективности обучения труда в значительной мере могут способствовать внеклассные занятия.  Среди многих актуальных вопросов совершенствования педагогического процесса в школах            в центре внимания продолжает оставаться проблема улучшения профессионально-трудовой подготовки учащихся. Конечной целью трудового обучения обучающихся с отклонением в развитии является их подготовка к участию в общественно полезном, производительном труде. Достижение этой цели обеспечивается системой учебно-воспитательной работы.

        Программой  предусмотрено  использование  следующих  методов  обучения:  объяснение,  демонстрация  трудовых  приемов,  упражнения, показ  иллюстрированного  материала,  компьютерные  технологии,  проблемное  обучение,  практические  работы,  лабораторные исследования, трудовая практика,

соревнования, конкурсы.

Используемые технологии:

Информационно-коммуникационные технологии:

Применяются  методические пособия - презентации, созданные  в программе РowerРоint(с использованием  звука, показ слайда "в движении").  Технологии, ориентированные на локальную сеть  (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов,  демонстрационные программы,   дидактические материалы). Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при  подготовке к  докладу, в работе над выполнением творческих заданий.

Здоровьесберегающие технологии.

Для профилактики школьных заболеваний на занятиях используются:

  • режим смены динамических поз (по Базарному),
  • схемы зрительных траекторий (по Базарному),
  • метка на стекле (по Аветисову),
  • зрительно-пространственная активность детей (по Базарному).

Проектные технологии.

Главным достоинством данной технологии является то, что в ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и  формирование творческой личности. Учитывая психофизиологические особенности обучающихся, при выборе объектов проектирования учитываются следующие факторы:

  • простые в изготовлении изделия;
  • наименьшие затраты на приобретение материалов;
  • востребованность  изделия.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Ведущие методы и приемы обучения:

        Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса планируется использовать следующие методы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

  • Информативно-рецептивный.

Приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец педагога, показ педагога.

  • Инструктивно-практический, продуктивно-практический.

Приемы: выполнение практических заданий по предложенной  инструкции.

Методы стимулирования и мотивации обучающихся.

  • Эмоциональный.

     Создание ситуации успеха, поощрение, свободный выбор.

  • Познавательный.

        Выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации.

  • Социальный.

  Демонстрация заинтересованности результатами своей работы.

Организация учебного процесса.

Данная программа строится на основе сочетания теоретических и практических занятий. Изучение теоретических занятий определенной темы завершается различными практическими работами, устными собеседованиями, фронтальным опросом. Эффективному проведению практических занятий способствует дальнейшее участие в конкурсах и выставках  различных уровней.

Материально - технические.

Материально-техническое оснащение программы:

1. Учебно-наглядные пособия, наглядно-дидактические пособия («Творчество», «Лоскутная графика», «Мягкая игрушка», «Творческие проекты в специальном образовании» и др.).

2. Диски «Леко» («Женская одежда», «Выкройки мягких игрушек», «Детская одежда», и др.)

3. Традиционные ТСО (магнитофон, мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер «MacOS»). Использование компьютера повышает мотивацию и дает возможность эффективно и мобильно организовать занятия.

4. Цифровые образовательные ресурсы (http://www.doinhmao.ru, http://school-collection.edu.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki, http://www.openclass.ru, http://1sentyabrya.ru).

Одним из главных условий достижения положительных результатов реализации программы является наличие учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы.

Учебное, научно-методическое дидактическое оснащения программы:

Компилятивная программа по декоративно-прикладному искусству.

Поурочные разработки 68 занятий данного курса.

Разработка мастер-класса «Изготовлению тряпичной куклы».

Разработка проектов: «Подушка-игрушка», «Подарок маме».

Тестовые задания для проведения среза знаний.

Сборник интерактивных игр и упражнений: «Кроссворд», «Кто хочет стать миллионером», «Город мастериц».

Разработка технологических карт.

Мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.

Информационный источники..

В связи с тем, что нет единого учебного пособия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая удовлетворяла бы требованиям реализации данной программы, с целью эффективной организации учебного процесса предлагается примерный перечень литературы. На основе данных учебных пособий автором были разработаны задания в соответствии с задачами, решаемыми на каждом занятии.

Для обучающегося:

  1. «Рукоделие для девочек»   Премьера-Москва 2000 г.
  2. Л. Каченаускайте   «Аппликация» Сталкер-Донецк 2003г.
  3. «Модная вышивка» АСТ-Пресс Книга   Москва 2007 г.
  4. Мэри Энн  Ирин «Шитье из лоскутов»  . Просвещение 2000 г.
  5. Санчес Т.И.  «Шью из лоскутков»  МоскваЛегпромбытиздат  1990 г.
  6. Е.Г. Виноградова,  Н.А.Глинина  «Большая книга рукоделия»  Москва АСТ- Сова 2007 г.
  7. Е.А. Козинкина  «Цветы из ткани» Москва Легпромбытиздат  1990 г.

Для педагога:

Обязательная:

1. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. 2007

2. Журнал «Сделай сам». 1999г.

3. Рондели Л.Д. Народное декоративно- прикладное искусство. М.2003г.

4. Ханашевич Д.Р. Подружки- рукодельницы. М., 1993г.

5.М. В. Максимова. «Незабытые ремесла»

6.В.Ф. Куличенко «Умелые руки»

7.В. Головин «Сто затей двух друзей»

8.Н.Д. Беляков «Внеклассные занятия»

Библиография для обучающихся:

1.Д.Р. Ханашевич« Подружки- рукодельницы». М. , 1993г.

Дополнительная:

Грабенко, Т.Н., Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры», - СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 64с.

Федотов Г.Я. Сухие травы: «Основы художественного ремесла». – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 208 с. Черныш И.В. «Поделки из природных материалов» - М. АСТ-ПРЕСС, 1999. – 160 с.

Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 1004 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"

Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...

Разработка занятия по образовательной программе "Страна Мастеров", на тему :"Панно "Рябина"

Конспект учебного занятия "Панно "Рябина" для обучающихся младшего школьного возраста (для детей первого года обучения). На изучения данной темы занятия в образовательной программе "Страна Мастеров" о...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Венок рукоделия»

На протяжении всей истории человечества декоративно – прикладное  творчество было неотъемлемой частью национальной культуры, оно  сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на форм...

образовательная программа по рукоделию "фантазия"

       Программа творческого объединения «Фантазия» содержит в себе многие разделы, а именно: вышивка крестом, техника «Декупаж», сухое и мокрое валяние, бисеропл...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Страна Роботландия» (2014 г)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Страна Роботландия» (научно-технической направленности) для учащихся 1-4 классов, срок реализации: 4 года...

"Духовно-нравственное воспитание обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».(из опыта работы)

В этом мвтериале я хочу рассказать о духовно-нравственном  воспитании моих обучающихся  по программам «Сувенир» и «Мир рукоделия»  на основе познания культуры и традиций русского народа...