"Духовно-нравственное воспитание обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».(из опыта работы)
материал на тему
В этом мвтериале я хочу рассказать о духовно-нравственном воспитании моих обучающихся по программам «Сувенир» и «Мир рукоделия» на основе познания культуры и традиций русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»
Выступление на методическом объединении
(Отдел декоративно-прикладного и технического творчества)
Тема: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».
Педагог
дополнительного образования
Строганова Галина Юрьевна
г. Зеленокумск
Год разработки – 2015.
В современной жизни катастрофически не хватает живого чувства единения с прошлым, с нашими корнями, не хватает осознания себя, как очередного звена в длинной цепи поколений. Поэтому я хочу рассказать о духовно-нравственном воспитании моих обучающихся по программам «Сувенир» и «Мир рукоделия» на основе познания культуры и традиций русского народа. Специфика программ «Сувенир» и «Мир рукоделия» в том, что изготовление изделий предваряет обращение к историческим корням народного творчества, возможность по-новому взглянуть на древнюю культуру, узнать много нового о бытовых и культурных обычаях наших предков, найти объяснение многим приметам и верованиям сегодняшнего дня, тем самым, укрепляя связующую нить между прошлым и настоящим.
Русская культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она объединяет и сближает нас, и в то же время отличает нас от остального мира. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное, слало зеркалом души, вместилищем в неё лучшего, что есть в нашем народе. Особенность русского народного искусства заключается в том, что оно прочно связано с бытом. Художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служили непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт, как необходимые предметы, выполняющие определённые унитарные функции: это лоскутные покрывала и вышитые скатерти, игрушки и украшения женской одежды, очередной раз, подчеркивая необходимость русской национальной культуры. Поэтому в составленных мною программах я старалась соединить воедино сведения о народных художественных промыслах России, христианских праздниках, познакомить с основами рукоделия, применяемого для изготовления украшений русского народного костюма (талисманы, обереги, амулеты) и быта, а так же с национальным костюмом и бытом своего региона.
Войдя в мир ремёсел (шитьё, Бисероплетение, вышивание, работа с кожей), на занятиях я знакомлю с происхождением каждого вида рукоделия, символами, спрятанными в узорах и орнаментах. Провожу беседы:
- «Природное начало в орнаменте»,
- «Волшебный узор из лоскутков. Мастера Крайнего Севера»,
- «Тайны старого узора»,
- «Узоры русской вышивки»,
- « Обереги в русском народном костюме»,
- «Орнамент солнца у славян» и т.д.
Искусство России представлено на занятиях изделиями народных умельцев (гжель, хохлома, жостовская роспись, мастерами глиняной игрушки), это помогает прибавить любовь к национальному наследию, формирует у обучающихся способность к эмоциональному сопереживанию и развивает патриотические чувства.
Изучение искусства и культуры своего региона на занятиях помогает обучающимся осознать, что «малая» родина – это часть огромной страны. Беседы о традициях и культуре казаков, о возникновении казачества в крае, о казачьем костюме, проводя экскурсии в казачью управу, слушая записи казачьих ансамблей и хоров, знакомя с бытом и играми, я прививаю любовь к своеобразию родной страны. стремление к знанию своей предыстории ,истории своих корней. Теоретические знания закрепляются во время практической работы, обучающиеся выполняют собственный вариант традиционных изделий и украшают их, творчески переработаны, орнаментами народных росписей. То есть занимаются изготовлением предметов, которые найдут своё место в личном и общественном интерьере. Станут частью или дополнением современного костюма. Например, после изучения гжельской росписи на занятиях объединения «Мир рукоделия», было изготовлено панно «Голубая сказка Гжели», а на занятиях объединения «Сувенир» - салфетка,после изучения Ракульской росписи был изготовилен чехол для сотового телефона с элементами этой росписи. Итогом изучения образов древних славян стало изготовление амулета из кожи. Особое место на занятиях в объединениях уделяется приобщению обучающихся фольклорному наследию и христианским праздникам. Провожу занятия по темам:
- Великий день – Пасха Христова:
- Изготовление пасхальных яиц;
- Изготовление открыток на пасхальную тему;
- Вышивание пасхальных яиц;
- Изготовление жаворонков из ткани;
- Изготовление веточек вербы.
- Рождество
2.1. беседа «История рождественской ёлочки»;
2.2. беседа «Рождество – история и традиции»;
2.3. изготовление рождественских подарков и сувениров на конкурс новогодней игрушки.
3. Масленица
3.1. беседа «Широка ты, Масленица!»
3.2. беседа «масленичная неделя»
3.3. знакомство с песнями, закличками, народными хороводами и
играми
4. «Осенины»
4.1. изготовление в лоскутной технике дерева «Рябина кудрявая»
4.2. изготовление осенних цветов из лент; 4.3. изготовление осеннего дерева из бисера
Такие качества, как тактичность, доброжелательность, толерантность, вежливость у обучающихся в моих объединениях помогают формировать:
- Изучение фольклорного наследия России и региона,
- Знакомство с образцами изделий народных мастеров,
- Знакомство с творчеством народов других стран;
- Беседы, проводимые на нравственные темы:
- Добродетель – не порок
- Дружба крепкая!
- Мы и народ вокруг нас. И т.д.
Воспитанию и великодушия, отзывчивости, уважения к окружающим, умению считаться с интересами и желаниями других помогает вовлечение детей в коллективную работу:
- Изготовление новогодних елочек;
- Изготовление журавликов (в технике цумами);
- Изготовление панно «Бабочки» (бисероплетение)
- Изготовление сувениров для детей – инвалидов и т.д.
Таким образом, обращение к высоким образцам декоративно – прикладного искусства и народное творчество в лучших своих образах на занятиях в объединениях «Мир рукоделия» и «Сувенир» пробуждает фантазию в обучающихся, стремление не только сохранить, но и развивать народные традиции, а так же служит наглядным примером, как можно и нужно трудиться по законам красоты и становиться, таким образом, важным компонентом духовно – нравственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
Методическая рекомендация "Как педагогу обобщить опыт по развитию компетенции обучающихся в рамках реализации образовательной программы"
В данной разработке автор предлагает педагогам художественной направленности рекомендации по подготовке к выступлению на семинарском занятии "Методы содействия развитию...