ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Страна Роботландия» (2014 г)
рабочая программа

Резанцева Елена Сергеевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Страна Роботландия» (научно-технической направленности) для учащихся 1-4 классов, срок реализации: 4 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

Еманжелинского муниципального района  

Челябинской области

        

Согласовано:  

зам. директора по ВР

Н.В. Корабельникова

 «____»____________2013 г.

   

Утверждена

директор МБОУ СОШ № 9

_________С.В.Соловьёва

приказ №_________

от «____»_________2013 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                       

                                                 

        

                                                         

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Страна Роботландия»

научно-технической направленности

         

Возраст учащихся: 8-11 лет

Срок реализации: 4 года

Педагог:  Резанцева Елена Сергеевна

п. Красногорский 2013 г.


Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

Цель программы        

Задачи        

Нормативно-правовое обеспечение        

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.        

Основные методы обучения        

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ        

1 год обучения        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ        

2 год обучения        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ        

3 год обучения        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ        

4 год обучения        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Можно ли научить конструированию школьников? Да. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности и технические решения остроумны, оригинальны. Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Курс направления внеурочной деятельности «Страна РОБОТЛАНДИЯ» предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика. Построение курса позволяет детям продвигаться вперед в собственном темпе, решая новые, более сложные задачи.

 Кроме этого, реализация этого курса в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Учащиеся, работая с заданиями, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализа дополнительной информации по теме. 

Курс разработан для учеников 1-4 классов. Программа «Страна РОБОТЛАНДИЯ» рассчитана на 1 час в неделю в 1 и 2 классах, 1,5 часа в неделю в 3, 4 классах.

Цель программы:

  • Организация занятости школьников во внеурочное время.
  • Всестороннее развитие личности учащегося.
  • Выполнение программы информатизации системы образования.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
  • создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред:
  • приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности:
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы.

Развивающие:

  • расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
  • ознакомление с основами программирования в компьютерной среде программирования LEGO Robolab 2.5.4:
  • развитие  внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие  мелкой  моторики рук.

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения:
  • формирование  культуры труда и совершенствование  трудовых навыков.

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  2. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).    
  3. Основная образовательная программа начального общего образования.
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  5. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
  6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
  7. Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.
  8. Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора (рекомендации).
  9. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
  10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» .
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
  13. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 № 02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области  на 2011-2015 годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  14. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28 февраля 2011 года № 103\924 «О проведении оценки готовности образовательных учреждений Челябинской области к введению ФГОС НОО»
  15. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2011 № 103/1531 «О дидактическом обеспечении образовательной программы начального общего образования в 2011-2012 учебном году».
  16. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2011 № 103/1532 «Методические рекомендации по организации и проведению общешкольного родительского собрания в образовательных учреждениях Челябинской области с родителями будущих первоклассников преддверии 2011-2012 учебного года».
  17. Письмо ГОУ ДПОЧИППКРО от 05.-3.2011 № 120 «Об информировании педагогической и родительской общественности по вопросам введения ФГОС»
  18. Инструктивно – методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области  от 18.07.2011 № 103/4286 «О введении ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

Структура и содержание программы.

В программе «Страна РОБОТЛАНДИЯ» включены содержательные линии:

- аудирование (А)- умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции.

- чтение (Ч) – осознанное самостоятельное чтение языка программирования.

- говорение (Г) – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления.

- пропедевтика (П) – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование.

-творческая деятельность(Т)- конструирование, моделирование, проектирование.

Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы с лего-конструкторами, с набором 9786 и на компьютере.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий.

Программа предусматривает проведение занятий во внеурочной деятельности с нетрадиционными формами обучения (игровые упражнения, творческие упражнения, создание своих проектов).

Форма промежуточной аттестации – обобщающий урок рефлексии и защита проектов.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:

1. Устный.

2. Проблемный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

Лего-технологии позволяют выйти на новые образовательные результаты

  • Умение работать в группе;
  • Решать задачи практического содержания
  • Моделировать и исследовать процессы;
  • Переходить от обучения к учению
  • Роль учителя меняется от наставника-тренера, к союзнику-помощнику.

Учебно-методический комплект:

1.        Технологические карты к конструкторам 9786.

2.        Сайт Максимовой Галины Юрьевны

3.        www.andyworld.info/legolab 

4.        www.int-edu.ru  Институт новых технологий г. Москва

5.        www.9151394.ru  Центр информационных технологий и учебного оборудования

6.        www.learning.9151394.ru   Состязания роботов /ЦИТУО/Состязания роботов


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

№ темы

Тема

Кол-во часов

Теор.

Прак.

Роботы вокруг нас.

2

0

Знакомство с конструктором RCX.

2

10

Работа с заданиями районных соревнований

2

4

Проект «Автомобиль».

2

6

Творческое конструирование собственной модели с использованием домашних лего-конструкторов.

1

4

ИТОГО

9

24

2 год обучения

№ темы

Тема

Кол-во часов

Теор.

Прак.

Роботы вокруг нас.

2

2

Знакомство с конструктором RCX.

2

4

Проект «Автомобиль».

2

4

Работа с заданиями районных соревнований

2

4

Проект «Сумо»

1

3

Творческое конструирование собственной модели с использованием домашних лего-конструкторов.

2

6

ИТОГО

11

23

3 год обучения

№ темы

Тема

Кол-во часов

(1 занятие – 1,5 часа)

Теор.

Прак.

Роботы вокруг нас.

1

1

Повторение. Состав конструктора RCX.

2

2

Знакомство со средой программирования Robolab.

1

3

Проект «Автомобиль».

2

4

Работа с заданиями районных соревнований

2

4

Проект «Шлагбаум»

1

3

Творческое конструирование собственной модели с использованием домашних лего-конструкторов.

2

6

ИТОГО

11

23

4 год обучения

№ темы

Тема

Кол-во часов

(1 занятие – 1,5 часа)

Теор.

Прак.

Роботы вокруг нас.

1

1

Повторение. Состав конструктора RCX.

1

1

Повторение. Среда программирования Robolab.

2

6

Проект «Карусель»

1

3

Работа с заданиями районных соревнований

2

4

Проект «Фестиваль танцующих роботов»

1

3

Творческое конструирование собственной модели с использованием домашних лего-конструкторов.

2

6

ИТОГО

10

24


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

№ урока

Дата

Тема урока

Тема 1. Роботы вокруг нас.

Инструктаж по технике безопасности. Роботы в нашей жизни.

Назначение роботов. Что такое робототехника.

Тема 2. Знакомство с конструктором RCX.

Знакомство с деталями конструктора RCX. Название и назначение деталей.

Названия и назначения деталей.

Изучение типовых соединений деталей.

Изучение типовых соединений деталей. Работа в программе Paint.

Основные свойства конструкции при ее построении.

Условные обозначения деталей конструктора.

Самостоятельная творческая работа учащихся «Конструкция».

Самостоятельная творческая работа учащихся. Работа в программе Paint.

Знакомство с конструктором – RCX (моторы, лампы)

Знакомство с конструктором – RCX (моторы, лампы)

Сборка по технологической карте первой простейшей модели.

Сборка по технологической карте первой простейшей модели.

Тема 3. Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Тема4. Проект «Автомобиль».

Подключение моторов и лампы.

Соревнования «Гонки»

Усовершенствование модели «Автомобиль».

Соревнования «Гонки».

Самостоятельная творческая работа учащихся «Автомобиль».

Самостоятельная творческая работа учащихся «Автомобиль».

Работа в программе Paint.

Работа в программе Paint.

Тема 5. Творческое конструирование собственной модели с использованием домашних лего-конструкторов.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.


 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

№ урока

Дата

Тема урока

Тема 1. Роботы вокруг нас.

Инструктаж по технике безопасности. Роботы в нашей жизни.

Назначение роботов.

Работа в программе Paint.

Что такое робототехника. Работа в программе Paint.

Тема 2. Знакомство с конструктором RCX.

Знакомство с деталями конструктора RCX. Название и назначение деталей.

Изучение типовых соединений деталей. Работа в программе Paint.

Основные свойства конструкции при ее построении.

Условные обозначения деталей конструктора.

Знакомство с конструктором – RCX (моторы, лампы)

Сборка по технологической карте первой простейшей модели.

Тема 3. Проект «Автомобиль».

Подключение моторов и лампы.

Соревнования «Гонки»

Усовершенствование модели «Автомобиль».

Соревнования «Гонки».

Самостоятельная творческая работа учащихся «Автомобиль».

Самостоятельная творческая работа учащихся «Автомобиль».

Тема 4. Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Тема 5. Проект «Сумо»

Использование зубчатой передачи для увеличения мощности робота.

Работа в программе Paint.

Соревнования «Сумо».

Соревнования «Сумо».

Тема 6. Творческое конструирование собственной модели с использованием домашних лего-конструкторов.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения

№ урока

Дата

Тема урока

Тема 1. Роботы вокруг нас.

Инструктаж по технике безопасности. Роботы в нашей жизни. Назначение роботов.

Что такое робототехника. Работа в программе Paint.

Тема 2. Повторение. Состав конструктора RCX.

Детали конструктора RCX. Название и назначение деталей.

Изучение типовых соединений деталей. Работа в программе Paint.

Условные обозначения деталей конструктора.

Сборка по технологической карте первой простейшей модели.

Тема 3. Знакомство со средой программирования Robolab.

Управление одним мотором.

Управление двумя моторами

Изменение мощности мотора

Загрузка программ в RCX.

Тема 4. Проект «Автомобиль».

Программирование моторов и лампы, расчет времени.

Передний/задний ход.

Создание программы «Объезд препятствий»

Создание программы «Объезд препятствий»

Самостоятельная творческая работа учащихся «Автомобиль».

Самостоятельная творческая работа учащихся «Автомобиль».

Тема 5. Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Тема 6. Проект «Шлагбаум»

Зубчатые передачи, их виды.

Использование Датчика Касания в команде Жди

Проект «Шлагбаум». Сбор и программирование

Проект «Шлагбаум». Сбор и программирование

Тема 7. Творческое конструирование собственной модели с использованием домашних лего-конструкторов.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 год обучения

№ урока

Дата

Тема урока

Тема 1. Роботы вокруг нас.

Инструктаж по технике безопасности. Роботы в нашей жизни. Назначение роботов.

Что такое робототехника. Работа в программе Paint.

Тема 2. Повторение. Состав конструктора RCX.

Знакомство с деталями конструктора RCX. Название и назначение деталей.

Сборка по технологической карте первой простейшей модели.

Тема 3. Среда программирования Robolab.

Использование палитры команд и окна Диаграммы

Использование палитры инструментов

Управление одним мотором.

Управление двумя моторами с помощью команды Жди

Копирование и вставка пиктограмм в программе

Использование команд Прыжок и Метка

Загрузка программ в RCX.

Загрузка ранее сохраненной программы

Тема 4. Проект «Карусель»

Зубчатые передачи, их виды.

Использование Датчика Касания в команде Жди

Проект «Карусель». Использование автоматического управления.

Проект «Карусель». Использование автоматического управления.

Тема 5. Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Работа с заданиями районных соревнований

Тема 6. Проект «Фестиваль танцующих роботов»

Использование в программе ламп.

Использование в программе различных движений робота.

Соревнования «Танцующий робот»

Соревнования «Танцующий робот»

Тема 7. Творческое конструирование собственной модели с использованием домашних лего-конструкторов.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.

Творческое конструирование собственной модели. Защита модели.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • научатся  положительно относиться к занятиям предметно – практической деятельностью;
  • научатся формировать уважительное отношение к иному мнению
  • научатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • научатся бережному отношению к материальным ценностям:
  • получат представление о причинах успеха в практической деятельности;

  Метапредметные результаты:

  • получат первоначальный опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: приобретения навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
  • сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • научатся использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей:
  • научатся активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач:
  • научатся использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации:
  • научатся слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
  • овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий:  сравнивать, анализировать; делать выводы в результате совместной работы;
  • получат первоначальный опыт организации собственной творческой деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: определения и формулирования цели деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривание последовательности действий при выполнении работы; организации под контролем учителя  рабочего места и поддержания    порядка на нем во время работы; осуществления оценивания работ учащихся.

 Предметные результаты:

  • получат первоначальные представления о компьютерной грамотности:
  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы:
  • получат  представления о начальных  сведениях по проектной деятельности, основам культуры труда;
  • научатся  под контролем учителя организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, соблюдать правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Показатели эффективности достижения планируемых результатов

  • сбор и оформление портфолио
  • конкурсы мастерства
  • выставки
  • мастер – классы


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.         www.andyworld.info/legolab 
  2.         www.int-edu.ru  Институт новых технологий г. Москва
  3.         www.9151394.ru  Центр информационных технологий и учебного оборудования
  4.         www.learning.9151394.ru   Состязания роботов /ЦИТУО/Состязания роботов
  5.         Материалы Соловьевой Ларисы Евгеньевны, les@mig19.edu.ru 
  6.         Материалы Шевалдиной Светланы Георгиевны, sshevaldina@bk.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по образовательной программе "Страна Мастеров", на тему :"Панно "Рябина"

Конспект учебного занятия "Панно "Рябина" для обучающихся младшего школьного возраста (для детей первого года обучения). На изучения данной темы занятия в образовательной программе "Страна Мастеров" о...

Образовательная программа элективного курса на 2013-2014 учебный год «Экранизация литературных произведений».

В программу элективного курса входит : пояснительная записка, цели и задачи курса, методы обучения и формы контроля, а также учебный план курса с методическими рекомендациями....

Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тубольская основная общеобразовательная школа» на 2013 - 2014 учебный год

Образовательная программа -  это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирован...

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в 2014 г.

Презентация для родителей обучающихся 9 классов. Создана на основе нормативно-правовых актов, федеральных документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ...

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в 2014 г.

В презентации отражены основные положения проведения ГИА в 11 классах в 2014 году. Создана на основе нормативно-правовых актов, федеральных документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Ф...

Дополнительные образовательные программы на 2013-2014 учебный год.

Дополнительные программы технической направленности...

"В стране Роботландии"

Мероприятие способствует развитию интереса, формированию любознательности, и целеустремлённости и погружает детей в активно развивающийся в наши дни мир робототехники. Мероприятие предполагает сотворч...