Духовно – нравственное воспитание в дополнительном образовании посредством народной культуры
материал на тему

Ювженко Наталья Александровна

Данный материал содержит пути решения проблемы сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить сфера педагога дополнительного образования.Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание в

дополнительном образовании посредством народной культуры

                     ( Учитель лишь до тех пор способен на самом  деле

                    воспитывать и образовывать, пока сам работает

                  над своим собственным воспитанием и образованием.)

                                                                                                               А.Дистервег.

1. Введение.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить сфера педагога дополнительного образования.

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.

2. Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания школьников.

«Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская….Приобщение ребенка к христианской культуре, ее материальным и духовным ценностям не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающими в эту жизнь…

Что же означают слова духовность и нравственность?

Если обратиться к толковым словарям русского языка, то можно обнаружить, что расхождения в определениях духовности у лингвистов лишь подтвердят широту того спектра, который характерен для понимания духовности у наших современников в целом. Так для одних круг вещей относящихся к духовным видится настолько широким, что при желании к ним можно отнести любые занятия или переживания людей. Примером здесь может послужить определение В. Даля: "…все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля". Для других, наоборот, духовные вещи признаются как находящиеся только в одной плоскости понимания. Не допуская существования чего-либо вне материи, они считают духовность лишь продуктом творчества человеческого разума. Этой категории толкователей духовности, пожалуй, больше понравится определение С.И. Ожегова: "Духовный - относящийся к умственной деятельности, к области духа".

Что же касается нравственности, то нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Понятие Нравственности неотделимо от понятия Чистоты. Позволим себе привести один из вариантов Золотого Правила для человека, ставшего на путь постижения своей духовной природы и обретению Нравственного начала:

- ЧИСТОТА – ЭТО МОЯ ПРИРОДА

МНЕ НУЖНА ЧИСТОТА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ

ИНАЧЕ – ЧИСТЫЙ В ОДНОМ, НО ГРЯЗНЫЙ В ДРУГОМ –

В ЦЕЛОМ Я ВСЕ РАВНО ОСТАНУСЬ ГРЯЗНЫМ

ЕСЛИ СВОЕ ТЕЛО Я ДЕРЖУ В ГРЯЗИ, Я – ГРЯЗЕН

ЕСЛИ СВОЙ УМ Я ДЕРЖУ В ГРЯЗИ, Я – ГРЯЗЕН

ЕСЛИ СВОЕ СЕРДЦЕ Я ДЕРЖУ В ГРЯЗИ, Я – ГРЯЗЕН

ЧИСТОТА – СИНОНИМ РАЗУМНОСТИ И РАДОСТИ

ГРЯЗЬ – СИНОНИМ БЕЗУМИЯ И СТРАДАНИЙ

Я ОСОЗНАННО ВЫБИРАЮ ПУТЬ РАЗУМА

Я ОСОЗНАННО ВЫБИРАЮ ПУТЬ РАДОСТИ

Я ОСОЗНАННО ВЫБИРАЮ ПУТЬ ЧИСТОТЫ

ХОТЯ ЗНАЮ – КАКОЙ ОГРОМНОЙ ЦЕНОЙ ОНА ДОСТАЕТСЯ.

3. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться. Если вдруг нарушились дружеские связи и отношения.

Праздник - неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое.

Праздник – душа народа. И он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. Праздник хранит историю Времени и Народа. Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает. Праздник большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое, где идёт становление духовного и нравственного воспитания.

И в Росси и в других странах основные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения праздники – своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времён года в целом, а, значит, трудовой культуры. «Праздник – целостная система художественных образов» - замечает исследователь детских праздников Григорий Чёрный. Почти у каждого календарного праздника – своя история, отражающая историю Отчизны.

Календарный обряд – неотъемлемая часть народного праздника, это установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл. Каждому народу дороги его традиции, обычаи и обряды.

Значимость праздников невозможно переоценить, ибо они, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества – обрядов, ритуалов, традиций.

Значимость и событийность праздника определяется наличием народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, символов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, рукотворчества как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребёнка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

Опыт народа, мудрость поколений – вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. В обрядах и праздниках, в народной педагогике следует искать те фундаментальные устои, благодаря которым народ жив и полон энергии для развития. Такие качества, как гостеприимство, уважение к старшим, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь, доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие, считаются определяющими в характере своего народа.

В народной педагогике особое значение всегда придавалось трудовому воспитанию. Когда педагоги рассказывают о народных промыслах, у детей появляется желание попробовать сделать что-либо своими руками. В сфере дополнительного образования детей обучают вышиванию, бисероплетению, вязанию, изготовлению женских украшений, шитью народного костюма. С удовольствием разучивают старинные песни, участвуют в инсценировках. Сюжетно – ролевых играх, которые являются обязательной принадлежностью каждого праздника.

Народное творчество, фольклор – это чуть ли ни единственная возможность спасти человека от бездуховности, от внутренней пустоты. И начинать нужно с детей. Ведь если с самого раннего возраста им сделана прививка на красоту, на творчество, то это останется уже на всю жизнь.

Можно выделить как минимум четыре направления  научно-методических разработок, которые можно условно разделить на «фольклорное», «этическое», «религиоведческое», «культурологическое».

Первое направление ориентировано, прежде всего, на приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов России. Основное внимание авторы уделяют знакомству с традициями и обычаями предков, народным творчеством, традиционными промыслами.

Второе направление посвящено воспитанию этической культуры детей, построенное, как правило,  в логике учебного предмета. Авторы знакомят с основными этическими категориями, историей возникновения и развития этической мысли, норм человеческой морали. Особенности христианской морали рассматриваются именно в рамках этого общего направления.

Третье направление входят работы, содержащие определенную систему знакомства с историей христианства, содержанием Ветхого и Нового завета, взглядами выдающихся отечественных и зарубежных религиозных  философов. Программно-методические материалы создаются зачастую священнослужителями или педагогами, обладающими серьезной теологической подготовкой(о.Борис Пивоваров, о Ничипоров, Е.Чувакова, Т.П.Белова, М.В.Максимов, о.А.Рыбин.).

Четвертое направление строится на приобщении к христианским ценностям через культуру. Этот подход тем более продуктивен, что сегодня все больше осознается необходимость сближения образования и культуры, начинает развиваться культурно-историческая педагогика (.Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, Е.А.Ямбург). При этом многие педагоги видят в культуре не путь расширения искусствоведческих знаний школьников, а возможность развития их духовного потенциала

Духовно-нравственное воспитание является в современной образовательной ситуации одним из важнейших направлений, а понятие "духовность" в современной философии трактуется как активность человеческого духа, который несводим ни к сознанию, ни к психике (М. С. Коган). Духовность (бездуховность),  как качество личности проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: познавательной, трудовой, игровой,  досуговой, в общении, в сфере его ценностей, поступков, поведения.

В настоящее время в России обозначенные идеи реализуют в практической деятельности все учреждения дополнительного образования. Педагогический коллектив осознает свою миссию - создание пространства для самоопределения и самореализации личности ребенка, пространства, обеспечивающего социальную защиту и поддержку взросления. Выполнению этой миссии способствует разнонаправленная деятельность: художественная, техническая, эколого-биологическая, спортивная, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, социально-педагогическая. Разнообразная деятельность сформировала открытую, многоуровневую, полифункциональную образовательную структуру учреждения. Такое образовательное пространство предполагает наличие особого типа педагога и в целом педагогического коллектива единомышленников и соавторов, способных "выращивать" уникальную культурную среду жизненного самоопределения для каждого воспитанника. Поэтому в содержании дополнительного образования реализуются различные типовые и адаптированные к деятельности учебные программы, комплексные целевые воспитательные программы с учетом народной культуры, народных традиций, нравственности и этики региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей, социума.

Цель моей программы «Русский фольклор» - способствовать сохранению и утверждению исконных народных традиции, обеспечить к ним доступ для нынешнего поколения; дать идейно – художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенного искусства, где ставятся задачи:

  • дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
  • обеспечить знание традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
  • познакомить с традиционным народным календарём;
  • на фольклорной основе сформировать и развить исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика.

Обучение в рамках предмета «Русский фольклор» носит воспитывающий, развивающий и системный характер.

Содержание включает в себя следующие тематические блоки:

  • русское народное творчество;
  • народный календарь;
  • народный костюм;
  • частушки;
  • пословицы и поговорки;
  • песни (лирические, исторические);
  • сказки.

Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно к построению и поддержанию диалогических, субъект-субъектных отношений, где происходит взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми.

Таким образом, можно выделить следующую совокупность средств учреждений дополнительного образования для духовно-нравственного воспитания: концептуальные идеи, открытая многоуровневая полифункциональная образовательная структура, особый тип педагога и педагогического коллектива, диалогические субъект – субъектные отношения.

                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В статье представлен  кузбасский опыт  организации внеурочной воспитательной работы с  подростками на основе  национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...

Статья "Духовно-нравственное воспитание в музыкальном образовании"

Приобщение детей к духовной музыкальной культуре является важной гранью системы воспитания общеобразовательной школы....

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Духовно-нравственное воспитание в дополнительном образованиии

Данная презентация представляет мой опыт работы п духовно-нравственному воспитанию на занятиях "Изостудии Модерн"...

Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей

Статья раскрывает формы  и методы духовно-нравственного воспитания  детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма  - как особый вид пространства  дл...