Духовно-нравственное воспитание учащихся на примерах калмыцких народных пословиц и поговорок
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся на примерах
калмыцких народных пословиц и поговорок
Фольклор – величайшее духовное сокровище народа. Жанр устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать подрастающее поколение здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми.
Пословицы и поговорки - один из самых активных и широко распространённых памятников устного народного творчества. Они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его представление о воспитании молодого поколения. Пословицы и поговорки высоко ценятся, потому что «в пословице нет лжи». Они выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый совет и как слова первого наставника, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления и поэтического восприятия мира. Пословицы предельно сжаты, лаконичны, малословны, легко запоминаются и служат девизом в жизни для каждого человека. Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил: «Доброе слово слаще мёда», «Много думай, мало говори». Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека: «Человек растёт, войлок растягивается», «Язык острее ножа», «Сказанные слова родителей – в поступках детей».
Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании: «У мастера губа всегда в масле», «Если работают руки, то всегда будет человек сыт», «Человек, выполнивший своё дело, спокоен». Народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил, руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества: «Кто не испытал горечь потери, тот не поймёт чужого горя», «Не думай, что под золой нет огня».
Например, калмыки говорили: «Побеседуешь со старцем, душа светлеет, постоишь на возвышенности – дышится легче», «Не спрашивай у глупца, кто он: своими поступками всё расскажет», «Мягкость всегда победит чёрствость».
В целях усиления воспитательного воздействия пословиц и поговорок народ проявил заботу о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационно-смыслового звучания афоризмов. Эмоциональность народной поэтической речи усиливает и намеренно подчёркивает значение практики. Например, калмыки задают риторический вопрос: «Разве слышанное сравнить с виденным?», изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял или проверял виденным, т.е. практикой.
Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредотачивают внимание на главной смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие пословиц и поговорок на сознание и поведение молодого человека. Таким путем народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.
В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию. Особенно часто народ прибегает к иронии, поскольку она дает возможность в мягкой форме осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и смешное намеренно подаются с серьезным видом: «Уши твои-лгуны, а глаза-правдивы»,
Как пример кратких и метких выражений пословицы и поговорки используются на уроках русского языка и литературы в целях развития речи учащихся, обогащения словарного запаса, закрепления основ грамматики, морфологии, синтаксиса.
На уроках русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, е, ю, я»
были использованы пословицы. Учащимся на уроке дается задание найти слова с е, е, ю, я и объяснить, какие звуки они обозначают.
Единства нет - жизни нет.
Рукой не достать - глазом не объять.
Грамоте учись у знающего.
Глаза боятся - руки делают.
По теме «Однозначные и многозначные слова»: найдите в пословицах однозначные и многозначные слова.
Земля родная дороже золота чужбины.
Замок проверяют ключом, человека - делом.
По теме « Приставки»: прочитайте калмыцкие пословицы, объясните их смысл и правописание приставок.
Свет рассеивает тьму. Душа раскрывается в песне, способности – в труде. Ветер разрушает скалы и горы, слово укрепляет дружбу людей.
На уроках русского языка в 6 классе по теме «Не с разными частями речи»: объясните смысл пословиц, раскройте скобки и объясните правописание не с указанными частями речи.
Мудрец обвиняет себя, (не)вежда – друга.
(Не)счастье головы – от языка.
(Не)радивый человек выполняет работу дважды.
(Не)верный друг хуже врага.
По теме «Гласные о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречиях»: прочитайте пословицы, объясните их смысл, поясните правописание гласной е после шипящих.
Лучшей пищей угощай гостя.
Ученье слаще сахара и мёда.
По теме «Степени сравнения имени прилагательного»: подчеркните имена прилагательные как члены предложения и определите степени сравнения.
Яд страшен, но клевета страшнее.
Язык острее ножа.
На уроках русского языка в 7 классе по теме «Частицы»: прочитайте йорял, объясните роль частицы.
Пусть кушанья и напитки будут в изобилии…
Пусть хозяин дома счастливо живёт,
Пусть год, сменяясь годом, проходит чередой.
На уроках обращается внимание на глубокий смысл калмыцких народных пословиц о семье, о семейных отношениях, сосредотачивается внимание на главной смысловой стороне изречения, побуждающих задуматься над поставленными вопросами и ответить правильно на них.
На уроках литературы в пределах программных требований, учащимся предлагается подобрать пословицы и поговорки. В беседах они раскрывают смысл, тему пословиц, приводя примеры из жизни, разыгрывают ситуативные игры.
На уроках развития речи я провожу мини-сочинения, сочинения - рассуждения на основе выразительных народных изречений и афоризмов. В старших классах традиционными стали темы сочинений, в которых используются пословицы, раскрываются их глубокий смысл: «Моя бабушка», «Мой дедушка», «Встреча гостей», «Гимн матери пою», «Чайная церемония».
Используя в пословицах приёмы намёка, калмыцкий народ обращает внимание на важность таких качеств, как воспитанность, трудолюбие, сдержанность, чёткость.
В старших классах можно подобрать для бесед и дискуссий пословицы, крылатые выражения, характеризующие основные качества идеального мужчины, идеальной женщины в калмыцкой семье. «У мужчин слово – одно», «Украшение мужчины – смелость», «Мужчины раз ошибаются, обрыв раз обрушивается», «Молодца определяют по друзьям, девушку по делам», «Гнев матери как снег: выпадает много, но тает быстро», «Красота неба – простор, красота девушки – душа». Старшеклассники вместе с учителем вырабатывают свой «семейный кодекс воспитания», примером которых служат пословицы и крылатые выражения.
Пословицы и поговорки - уникальный источник духовно-нравственного воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Тема: « Духовно – нравственное воспитание учащихся на примере деятельности русских князей»
Выступление на городском конкурсе "Покровские педагогические чтения"...
Тема: « Духовно – нравственное воспитание учащихся на примере деятельности русских князей»
Выступление на городском конкурсе "Покровские педагогические чтения"...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на примере конкретных событий.
Доклад посвящен вопросам духовного и нравственного воспитания, роли школы и классного руководителя в процессе становления личности. Учащиеся должны быть вовлечены в общественную, трудовую и культурно-...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...