Духовно-нравственное воспитание учащихся на примерах калмыцких народных пословиц и поговорок
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Дубровная Светлана Анатольевна

Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalm._poslovitsy.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся  на примерах

калмыцких народных пословиц и поговорок

     Фольклор – величайшее духовное сокровище народа. Жанр устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать подрастающее поколение здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми.  

     Пословицы и поговорки - один из самых активных и широко распространённых памятников устного народного творчества. Они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его представление о воспитании молодого поколения. Пословицы и поговорки высоко ценятся, потому что «в пословице нет лжи». Они выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый совет и как слова первого наставника, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления и поэтического восприятия мира. Пословицы предельно сжаты, лаконичны, малословны, легко запоминаются и служат девизом в жизни для каждого человека. Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил: «Доброе слово слаще мёда», «Много думай, мало говори». Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека: «Человек растёт, войлок растягивается», «Язык острее ножа», «Сказанные слова родителей – в поступках детей».

     Весьма характерны, например, пословицы о   трудолюбии и трудовом воспитании: «У мастера губа всегда в масле», «Если работают руки, то всегда будет человек сыт», «Человек, выполнивший своё дело, спокоен». Народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил, руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества: «Кто не испытал горечь потери, тот не поймёт чужого горя», «Не думай, что под золой нет огня».

     Например, калмыки говорили: «Побеседуешь со старцем, душа светлеет, постоишь на возвышенности – дышится легче», «Не спрашивай у глупца, кто он: своими поступками всё расскажет», «Мягкость всегда победит чёрствость».

     В целях усиления воспитательного воздействия пословиц и поговорок народ проявил заботу о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационно-смыслового звучания афоризмов. Эмоциональность народной поэтической речи усиливает и намеренно подчёркивает значение практики. Например, калмыки задают риторический вопрос: «Разве слышанное сравнить с виденным?», изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял или проверял виденным, т.е. практикой.  

Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредотачивают внимание на главной смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие пословиц и поговорок на сознание и поведение молодого человека. Таким путем народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.

      В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию. Особенно часто народ прибегает к иронии, поскольку она дает возможность в мягкой форме осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и смешное намеренно подаются с серьезным видом: «Уши твои-лгуны, а глаза-правдивы»,

      Как пример кратких и метких выражений пословицы и поговорки используются на уроках русского языка и литературы в целях развития речи учащихся, обогащения словарного запаса, закрепления основ грамматики, морфологии, синтаксиса.

      На уроках русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, е, ю, я»

были использованы пословицы. Учащимся на уроке дается задание найти слова с е, е, ю, я и объяснить, какие звуки они обозначают.

                    Единства нет - жизни нет.

                    Рукой не достать - глазом не объять.

                    Грамоте учись у знающего.

                    Глаза боятся - руки делают.

По теме «Однозначные и многозначные слова»: найдите в пословицах однозначные и многозначные слова.

                    Земля родная дороже золота чужбины.

                    Замок проверяют ключом, человека - делом.

 По теме « Приставки»: прочитайте калмыцкие пословицы, объясните их смысл и правописание приставок.

         Свет рассеивает тьму. Душа раскрывается в песне, способности – в труде. Ветер разрушает скалы и горы, слово укрепляет дружбу людей.

         На уроках русского языка в 6 классе по теме «Не с разными частями речи»:  объясните смысл пословиц, раскройте скобки и объясните  правописание не с указанными частями речи.

                     Мудрец обвиняет себя, (не)вежда – друга.

                     (Не)счастье головы – от языка.

                     (Не)радивый человек выполняет работу дважды.

                     (Не)верный друг хуже врага.

         По теме «Гласные о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречиях»: прочитайте пословицы, объясните их смысл, поясните правописание гласной е после шипящих.

                     Лучшей пищей угощай гостя.

                     Ученье слаще сахара и мёда.

         По теме «Степени сравнения имени прилагательного»: подчеркните имена прилагательные как члены предложения и определите степени сравнения.

                     Яд страшен, но клевета страшнее.

                     Язык острее ножа.

           На уроках русского языка в 7 классе по теме «Частицы»: прочитайте йорял,  объясните роль частицы.

           Пусть кушанья и напитки будут в изобилии…

           Пусть хозяин дома счастливо живёт,

           Пусть год, сменяясь годом, проходит чередой.

           

          На уроках обращается внимание на глубокий смысл калмыцких народных пословиц о семье, о семейных отношениях, сосредотачивается внимание на главной смысловой стороне изречения, побуждающих задуматься над поставленными вопросами и ответить правильно на них.

           На уроках литературы в пределах программных требований, учащимся предлагается подобрать пословицы и поговорки. В беседах они раскрывают смысл, тему пословиц, приводя примеры из жизни, разыгрывают ситуативные игры.

           На уроках развития речи я провожу мини-сочинения, сочинения - рассуждения  на основе выразительных народных изречений и афоризмов. В старших классах традиционными стали темы сочинений, в которых используются пословицы, раскрываются  их глубокий смысл: «Моя бабушка», «Мой дедушка», «Встреча гостей», «Гимн матери пою», «Чайная церемония».

          Используя в пословицах приёмы намёка, калмыцкий народ обращает внимание на важность таких качеств, как воспитанность, трудолюбие, сдержанность, чёткость.

         В старших классах можно подобрать для бесед и дискуссий пословицы, крылатые выражения, характеризующие основные качества идеального мужчины, идеальной женщины в калмыцкой семье. «У мужчин слово – одно», «Украшение мужчины – смелость», «Мужчины раз ошибаются, обрыв раз обрушивается», «Молодца определяют по друзьям,  девушку по делам», «Гнев матери как снег: выпадает много, но тает быстро», «Красота неба – простор, красота девушки – душа». Старшеклассники вместе с учителем вырабатывают свой  «семейный  кодекс воспитания», примером которых служат пословицы и крылатые выражения.

           Пословицы и поговорки  - уникальный источник духовно-нравственного воспитания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Тема: « Духовно – нравственное воспитание учащихся на примере деятельности русских князей»

Выступление  на  городском  конкурсе "Покровские  педагогические  чтения"...

Тема: « Духовно – нравственное воспитание учащихся на примере деятельности русских князей»

Выступление  на  городском  конкурсе "Покровские  педагогические  чтения"...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на примере конкретных событий.

Доклад посвящен вопросам духовного и нравственного воспитания, роли школы и классного руководителя в процессе становления личности. Учащиеся должны быть вовлечены в общественную, трудовую и культурно-...