Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для занятий индивидуальным вокалом
рабочая программа по теме

Зеленкин Владимир Иванович

программа по вокалу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vokalu.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

общеразвивающая

образовательная программа

для занятий

индивидуальным вокалом

Зеленкин Владимир Иванович

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ п. Таёжный

Пояснительная записка.

      Программа для занятий индивидуальным вокалом для музыкально-одаренной учащейся 13 лет, по содержанию является художественно – эстетической, по функциональному предназначению: учебно – познавательной, по форме организации -  индивидуально – ориентированной. Программа рассчитана на три года обучения и является долгосрочной. Занятия проводятся два раза в неделю, по 30 минут, в год 75 занятий.

Нормативно - правовой  базой для составления программы послужили следующие документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.

      Музыка – это искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества. Если говорить о пении, то невозможно переоценить его значение в деле воспитания. Одна из форм музыкального, эстетического воспитания учащихся в школе – это индивидуальное занятие вокалом. Пение пробуждает эстетическое чувство ребенка, формирует музыкальные интересы, потребности в общении с миром музыкальной красоты, развивает хороший музыкальный вкус.

       Формирование музыкального сознания учащихся опирается на следующие виды музыкальной деятельности:

        музыкально-эстетическое восприятие

        вокальное исполнительство.

Воспитание эстетического восприятия, музыкального вкуса ребенка, строится на слушании и исполнении народной, классической и современной музыки, самых лучших ее образцов. Особое место занимает вокальная работа: формируется уровень певческих навыков, формируется вокальный звук, чистое интонирование мелодии, экономное расходование дыхания, умение дать оценку своему и чужому исполнению.

        Индивидуальным занятиям вокалом, свойственны следующие положительные особенности:

1.Учащийся всегда на виду, он раскрывается перед руководителем, его легче изучить, обсудить и направить.

2.Участие в вокальном пении формирует у детей умение объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки.

3.Индивидуальное выступление формирует ответственность, самостоятельность, умение держаться на сцене.

По данной программе, индивидуальным вокалом занимается воспитанница: Решетова Анастасия. Занимается по данной программе второй год. Является победительницей конкурса «Соловушка» (1 место).

Цель программы:

Воспитать у ребенка любовь к вокальному искусству, увлечь пением, развить музыкальные способности.

Задачи:

  • Формирование эмоционально – осознанного отношения к музыке.
  • Развитие голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппарата, развитие мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
  • Формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.
  • Воспитание чувства патриотизма, гражданственности.

Музыкально -  одаренная  учащаяся может принимать участие в больших праздниках, тематических концертах, в вокальных конкурсах и фестивалях окружного или муниципального  уровня. В конце каждого учебного года проводятся годовые отчетные концерты, на которых учащаяся исполнит 2 – 3 произведения и с фонограммой, и с инструментальным сопровождением, пройденные в течение года. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками тыла.

В дальнейшем при  обучении в ВУЗе, либо СУЗе, знания полученные на занятиях помогут находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач, применять знания о музыке

Характеристика детских голосов младшего, среднего и старшего подросткового возраста.

12 – 13 лет. Младшие подростки. Развитие голоса происходит скачкообразно. Приближается время возрастных изменений в голосе – мутации. Признаки наступающей мутации: появление нестойкой хрипоты, сипота, желание откашляться. Диапазон голоса охватывает от «до» первой октавы, до «до» второй октавы.

13 – 15 лет. Средний подростковый возраст. Мутация протекает индивидуально. Следует петь в щадящем режиме, не брать высокие ноты, осторожно применять динамические оттенки: форте, фортиссимо. Бережно относиться к своему голосу.

16 – 17 лет. Старший подростковый возраст. Сила мышц начинает приближается к норме взрослого. В пении выявляются индивидуальные тембровые особенности, своеобразие певческой манеры. Возможность использования грудного резонирования.

Подбор репертуара.

        Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных  между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, напевными и отрывистыми произведениями, тренирует вокальный аппарат вокалистов.

Вокальные упражнения.

        Индивидуальные вокальные занятия учитывают специфику каждого голоса, индивидуальные особенности. Большое место в работе занимают вокальные упражнения. Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, способствующих передаче художественного образа песни. Вокальные упражнения способствуют укреплению и развитию голоса, улучшают его гибкость и выносливость.

Средства вокальной выразительности.

Дыхание. Важная роль в пении принадлежит дыханию. Навык правильного  дыхания следует развивать, не акцентируя внимание на физической стороне, и не применяя упражнения без пения. Работа над дыханием, идет в процессе разучивания песен, попевок. Перед детьми стоит задача – спеть на одном дыхании короткие фразы в песне. Важно пропевать каждый звук и особенно последний. Правильное дыхание имеет исключительное значение выразительного пения, т.к. способствует формированию красивого звука.

Артикуляция, дикция.

Основа пения – гласные звуки. На них воспитываются вокальные качества голоса. Для этого используются упражнения на гласные у, ю, а, а также песни с нисходящим движением мелодии. Пение упражнений и мелодий на гласные о, е, и, помогает выработать округлый красивый звук. Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение языка и губ.

Основные направления работы на занятиях.

1.Вокальные упражнения.

2.Изучение основ нотной грамоты.

3.Сольфеджио.

4.Работа над песней.

Учебно-тематический план индивидуальных занятий по вокалу.

1 год обучения

Наименование разделов и тем.

Общ.

кол-во часов

Теория

Практика

1.Теоретические знания

9

3

6

1.Введение в предмет. Строение и работа голосового аппарата. Краткие сведения из акустики.

2

1

2

2.Дыхание в пении. Резонанс. Гортань-главный орган пения, звук.

3

2

1

3.Работа артикуляционного аппарата, дыхание в пении, дикция.

4

2

2

2.Развитие вокально-технических навыков певца.

8

4

4

1.Пение технических упражнений, распевок.

6

3

3

2.Основы анализа музыкальных произведений.

2

1

1

3.Работа над репертуаром.

20

6

13

1.Пение русских народных песен.

4

3

2

2.Пение эстрадных произведений.

16

5

11

                          Итого:

37

14

23

2 год обучения.

Наименование разделов и тем.

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.Теоретические знания

9

3

6

1.Техника безопасности при пении и работе с микрофонами. Строение и работа голосового аппарата.  Сведения из акустики.

2

1

2

2.Дыхание в пении. Резонанс. Гортань-главный орган пения, звук.

3

1

2

3.Работа артикуляционного аппарата, дыхание в пении, дикция.

4

1

2

2.Развитие вокально-технических навыков певца.

8

3

5

1.Пение технических упражнений, распевок.

6

2

4

2.Основы анализа музыкальных произведений.

2

1

1

3.Работа над репертуаром.

20

4

16

1.Пение русских народных песен.

4

1

3

2.Пение эстрадных произведений.

16

3

13

                          Итого:

37

10

27

3 год обучения.

Наименование разделов и тем.

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.Теоретические знания

9

2

7

1.Техника безопасности при пении и работе с микрофонами. Строение и работа голосового аппарата.  Сведения из акустики.

2

0,5

2

2.Дыхание в пении. Резонанс. Гортань-главный орган пения, звук.

3

0,5

2

3.Работа артикуляционного аппарата, дыхание в пении, дикция.

4

1

2

2.Развитие вокально-технических навыков певца.

8

3

5

1.Пение технических упражнений, распевок.

6

2

4

2.Основы анализа музыкальных произведений.

2

1

1

3.Работа над репертуаром.

20.

4

16

1.Пение русских народных песен.

4

1

3

2.Пение эстрадных произведений.

16

3

13

                          Итого:

37

10

27

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения

Раздел №1 Теоретические знания. 10 часов. Тема 1.

Общие понятия о пении, как физиологическом процессе. Знакомство с анатомией и физиологией голосового аппарата. Общие понятия о гортани, как источнике звука. Певческий звук, как результат взаимодействия работы дыхания и гортани. Знание о диафрагме, как дыхательной мышце, резонаторах, высоте, тембре и силе голоса.

Тема 2.

Знания о певческом дыхании, связь дыхания с характером звука. Типы дыхания. Организация певческого вдоха и выдоха. Регистры голоса. Тембры мужских и женских голосов.

Тема 3.

Работа артикуляционного аппарата, роль дикции в сольном пении, слова. Различия между произношением в речи и в пении. Гигиена голоса.

Раздел№2

Развитие вокально-технических навыков певца. 7,5 часов.

Тема1.

Разучивание упражнений и распевок, вокализов, «сольфеджио». Раскрытие учебной цели,  назначение каждого нового упражнения для развития музыкального слуха, дыхания, диапазона.

Тема 2.

Определение структуры произведения, формы, лада, строение мелодии, ритмические особенности произведения.

Раздел №3

Работа над репертуаром. 20 часов.

Тема 1.

Пение народных песен, работа над дыханием в длинных фразах, характерных для русских народных песен. Работа над звукообразованием, передачей характера и художественным образом русских народных песен.

Тема2.

 Пение эстрадных песен. Работа над различными навыками дыхания, мягкой и твердой атакой звука, формирование навыка посыла звука в концертный зал, формирование музыкального вкуса исполнителя.

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения.

Раздел №1 Теоретические знания. 9 часов.

Тема 1

Певческий голос, как физическое явление. Единые принципы воспитания исполнителей. Знание элементов акустики. Устройство органов дыхания.

Тема 2

Методы тренировки дыхания.  Положение гортани в покое, речи и в пении. Виды и свойства резонаторов.

Тема 3

Роль слова в вокальной музыке. Зависимость дикции от физиологии человека. Недостатки тембра, связанные с нарушением вибрации. Определение типов голосов по тембру, диапазону (бас, тенор, сопрано, меццо-сопрано).

Раздел №2 Развитие вокально-технических навыков певца 8 часов.

Тема 1

Вокализ, как учебно-педагогический материал для преодоления технических трудностей в исполнении произведений.

Тема 2.

Структура произведения, форма (сонатная) , лад, ритмические особенности.

Раздел № 3 Работа над репертуаром. 20 ч.

Тема 1                                                                                                                                              Работа над голосоведением в широком диапазоне русских народных песен.

Работа над образом и характером р.н.п.

Тема 2

Работа над различными навыками дыхания. Работа над мягкой и твердой атакой звука. Формирование навыка посыла звука в концертный зал.

Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения.

Раздел №1 Теоретические знания. 9 часов.

Тема 1

Типы певческих голосов, диапазон певческих голосов, анатомия голосового аппарата, певческая установка.

Тема 2

Резонаторы, виды атак звука, виды вокального дыхания.

Тема 3Манеры формирования звука.

Филировка звука, голосовые дефекты и способы их устранения.

Раздел №2 Развитие вокально-технических навыков певца 8 часов.

Тема 1

Совершенствование навыков исполнения вокальных упражнений.

Тема 2.

Совершенствование навыков чтения с листа.

Раздел № 3 Работа над репертуаром. 20 ч.

Тема 1                                                                                                                                              Работа над голосоведением в широком диапазоне русских народных песен.

Работа над художественным образом и характером р.н.п.

Тема 2

Работа над различными навыками дыхания. Работа над мягкой и твердой атакой звука. Формирование навыка посыла звука в концертный зал.

Примерный репертуарный список.

1. А. Бердыев, слова С. Есенина, "Загорелась зорька красная"

2. Э. Григ, "Заход солнца

3. Г. Доницетти, "Ave Maria"

4. С. Донуаров, "Пара гнедых"

5. М. Егорычева, "Упражнения для развития вокальной техники

6. Н. Вакком Вокализы №№ 3, 6. Ф. Абт Вокализы.

7. К. Молчанов Журавлиная песня

8. А. Морозов В горнице

9. К. Орбелян Шум берез слышу

10. А. Пахмутова Мелодия

 11. Д. Тухманов Аист на крыше

12. Н. Вакком Вокализы №№ 2, 5.

13. Ф. Абт Вокализы.

14. И. Николаев Лето кастаньет

15.  Ю. Антонов Если любишь ты

16. Д. Тухманов Напрасные слова

17. Р. Роджерс Мои любимые вещи из мюзикла «Звуки музыки»

18. А. Флярковский Прощальный вальс из к/ф «Розыгрыш»

19. М. Легран Буду ждать тебя из к/ф «Шербургские зонтики»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

                                           1 год обучения.

В результате обучения вокалу ребенок должен знать и понимать:

  • Строение артикуляционного аппарата;
  • Особенности и возможности певческого голоса;
  • Гигиену певческого голоса
  • Понимать по требованию педагога слова петь «мягко», нежно, легко.
  • Понимать дирижерские жесты и правильно следовать им.
  • Основы музыкальной грамоты.
  • Знакомство с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов.

 Уметь:

  • Правильно дышать.
  • Петь короткие фразы на одном дыхании
  • В подвижных песнях делать быстрый вдох.
  • Петь без сопровождения
  • Петь легким звуком, без напряжения.
  • Концу года спеть выразительно, осмысленно несколько произведений.

                                             2 год обучения.

 В результате обучения вокалу ребенок должен знать и понимать:

  • Соблюдать певческую установку;
  • Жанры вокальной музыки;
  • Основные типы голосов;
  • Типы дыхания;
  • Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

 Уметь:

  • Петь чисто без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
  • Петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • Дать критическую оценку своему исполнению;
  • К концу года показать результат исполнения 4-5 произведений разного характера.
  • Принимать активное участие в творческой жизни учебного заведения.

3 год обучения.

В результате обучения вокалу ребенок должен знать и понимать:

  • Вокально – технические приемы
  • Анатомия голосового аппарата.
  • Анализ музыкальных произведений.
  • Тембры певческих голосов
  • Индивидуальные различия певцов.

Уметь:

  • Исполнять лирические и плясовые  русские народные песни.
  • Исполнять русский романс.
  • К концу года показать результат исполнения 5-6 произведений разного характера.
  • Принимать активное участие в творческой жизни учебного заведения.

         Проверка уровня знаний, умений и навыков учащейся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных уроках, публичных выступлениях, переводных зачетах, итоговом экзамене.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Наглядный материал:

  • Таблицы, портреты композиторов, нотный стан, музыкальные произведения в CD записи.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

Показ, объяснение, инструктаж, разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

Самостоятельная работа,  иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

Поощрение, контроль, самоконтроль, оценка, самооценка, вручение подарка, одобрение словом;

Методы поощрения:

Благодарность, благодарственное письмо родителям, устное одобрение.

Работа с родителями:

Консультации для родителей по охране голоса;

Концерты, игровые праздники;

Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;

Оформление стенда.

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
  3. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  5. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. -  Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
  6. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
  7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  8. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
  9. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  10. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  11. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
  12. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

Педагог дополнительного образования: /____________/В. И. Зеленкин/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...

Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".

     Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

     Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» "ВЕСЕЛЫЕ ШНУРОЧКИ"

Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллекта...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...