Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Вокально – инструментальный ансамбль»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная программа
«Вокально – инструментальный ансамбль»
Составитель: педагог
дополнительного образования
Зеленкин Владимир Иванович
2016 г.
Пояснительная записка.
Современная система воспитания предусматривает совершенствование эстетического развития учащихся. А также всестороннее удовлетворение духовных потребностей молодежи. Одним из способов эстетического развития молодежи является вокально-инструментальный ансамбль. ВИА - это музицирование в самых разных жанрах: эстрадной песне, рок-музыке, джазе.
На занятиях ВИА учащиеся слушают музыку, исполняют песни, музицируют в свободной непринужденной обстановке, постигают «язык» музыкального искусства и расширяют свой художественный кругозор.
Участниками ВИА становятся в основном подростки, так как вокально-инструментальное творчество тесным образом связано с молодежной песней, отражает динамику современности.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы 11-17 лет.
Данная программа реализуется в течении 3 лет, составлена на основе учебника Б.А.Брылина «Вокально-инструментальные ансамбли школьников».
Формы проведения занятий: теоретическая, практическая.
Режим занятий: численность 3 группы, занятия в группе, проводятся три раза в неделю по 3 часа.
ВИА отличается от всех традиционных видов оркестров и ансамблей стабильностью состава инструментов: синтезатор, ударная установка, электрогитары; спецификой исполнения; аранжировкой и характером звучания. Каждая группа, ребят - это музыкальный коллектив. Начиная посещать коллектив, первые два года ребята учатся играть на инструментах, постигают азы музыки, поэтому главная моя задача пробудить у членов ансамбля желание трудиться, так как жизнь музыканта-это постоянный и нелегкий труд.
Старшая группа моих воспитанников, (группа «Riot»), в 2012 г. закончили школу, они имели достижения: диплом участника открытого зонального фестиваля рок-музыки «Назад в будущее» в г. Нягани, диплом участника открытого районного фестиваля «Живой огонь» в п. Пионерский, диплом победителя рок-фестиваля «Рок-весна в СовПК», диплом в номинации «Самая перспективная группа» на фестивале «Альтернатива» 2011 г. в городе Ханты – Мансийске. На базе школы уже четыре года своими силами организовал рок-фестиваль «Энергия солнца» в апреле каждого года. Приглашаю группы Советского района. Мои воспитанники являются хозяевами фестиваля, с удовольствием выполняют роль организаторов, участников, моих помощников во всех вопросах. Младшие группы ребят, также имеют собственные достижения, дипломы участников фестивалей. Саршая группа воспитанников, была признана лучшим творческим коллективом центра «Созвездие».
Цель и задачи программы
Формирование музыкального вкуса участников ансамбля, воспитание их идейно-нравственных и эстетических чувств.
Цель реализуется через вовлечение учащихся в активную музыкально-творческую деятельность, пение, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки. Сообщение теоретических знаний.
Задачи:
1. Воспитание у участников ансамбля потребности в музыкальной деятельности.
2. Развитие музыкальных способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритма.
3. Развитие у воспитанников навыков игры на музыкальных инструментах.
4. Выработка у воспитанников устойчивых эстетических критериев в оценке музыкальных произведений.
5. Воспитание чувства ответственности перед коллективом
Содержание обучения.
1 год обучения
Групповые занятия по музыкальной грамоте
Буквенное обозначение аккордов. Знакомство с названием нот, их написанием, обозначением высоты. Запись партии ударных, гитары, синтезатора. Темп (быстро, медленно, умеренно). Такт, тактовая черта, затакт. Длительности нот: целая, половинная, четвертная. Счет на 4/4, 3/4, 2/4. устойчивые и неустойчивые звуки мажорного лада (на основе тональности до мажор, до минор (натуральный) с практическим применением других тональностей.
Развитие вокальных данных
Строение голосового аппарата, его функционирование.
Бережное отношение к голосовым связкам, правила пения. Распевка, пение упражнений-10 минут. Повторение произведений, работа над постановкой голоса – 20 минут. Пение в унисон. Умение брать дыхание, открывать рот при пении, освобождение от зажатости нижней челюсти. Напевно исполнять гласные, уметь их округлять, быстро и четко выговаривать согласные. Исполнять творческие распевки закрытым ртом, на слоги лю, ле, ли и с названиями нот.
Обучение игре на музыкальных инструментах.
Электрогитара. Техника безопасности при игре на электрогитаре. Игровая функция электрогитар: соло, ритм, бас. Знание аппликатуры пальцев. Мажорные, минорные гаммы, их проигрывание. Употребление закрытых и открытых струн. Способы извлечения звука: вибрато, стретч, глиссандо, флажолет, баре. Знакомство с ритмическими мелодиями в аккордовых изложениях.
Синтезатор. Знакомство с тембрами, эффектами, устройством инструмента. Исполнение мелодии на синтезаторе.
Ударная установка. Знакомство с названием барабанов: большой барабан с ножной педалью колотушкой, малый барабан с пружиной, три тома, бонги (сопрано, альт, тенор), две большие подвесные тарелки, бубен, треугольники, маракасы. Знакомство с ритмами 2/4,4/4, 3/4. исполнение их на ударной установке.
Ансамблевые навыки.
Стройное звучание инструментов (синтезатор, гитары, ударная установка) вместе. Исполнение несложных композиций (квадрата) ансамлем.
Слушание музыки и муз. образовательные беседы.
1 раз в месяц.
Внимательно слушать муз. произведения, проникаться их музыкальным содержанием, уметь разбирать произведения, помнить названия и имена композиторов.
1.Музыкальное искусство открывает мир» - беседа.
Произведения Чайковского, Шумана, Шуберта.
2.Что такое песня, почему велика ее роль в жизни человека? Слушание лучших образцов русского песенного искусства.
3.Индивидуальный исполнительский стиль (Рихтер, Шаляпин). Слушание музыкальных произведений в исполнении Шаляпина, Рихтера.
4.Выдающиеся представители современного музыкального искусства (Сац И.«Синяя птица» сюита из музыки к спектаклю МХАТа, Рыбников рок-опера).
2 год обучения
Групповые занятия по музыкальной грамоте
Повторение материала первого года обучения. Тон. Полутон. Бемоль. Хроматизм на основе до мажорного лада (проходящие звуки). Строение мажорного лада. Соль мажор. Ре мажор. Устойчивые и неустойчивые звуки мажорных тональностей (до двух знаков в ключе). Определение тональностей по нотному тексту. Особенности минора натурального.
Развитие вокальных данных
Беседа по охране голоса. Типы певческих голосов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас).Продолжение работы над артикуляцией, дикцией, дыханием, расширением диапазона голоса, чистоты интонирования. Гармоническое развитие муз. слуха (ритмика, тембровое, гармоническое, динамическое, звуковысотное).
Обучение игре на музыкальных инструментах.
Электрогитара. Играть гаммы мажорных тональностей (до двух знаков в ключе), минор натуральный, в соотношении с параллельным минором. Изучение способов звукоизоляции и характерных приемов исполнения: стаккато, пиццикато, легато. Научить четко извлекать аккорды и менять их при игре в быстром темпе.
Синтезатор. Играть гаммы мажорных тональностей (до двух знаков в ключе), минор натуральный, в соотношении с параллельным минором.
Знакомство с возможностями синтезатора: острые и мягкие звуки, эффект глиссандо, медленного затухания звука и т.д. и имитация различных звуков из жизни (шум моря, ветра и т.д.).
Ударная установка. Знакомство с разнообразными стилями музыки, темпами.
Ансамблевые навыки
Исполнять ансамблем 2-3 песни, сохранять указанный темп, выполнять ритмический рисунок, передавать характер музыки.
Слушание музыки и муз. образовательные беседы.
1.Музыкальная терминология.
2.Беседа «Российские ВИА»-становление жанра.
3.Беседа «Российские рок-группы».
4.Беседа «Зарубежные рок-группы».
3 год обучения
Обучение игре на музыкальных инструментах.
Электрогитара. Производить звуковые эффекты, пользоваться ножной педалью, учитывать игровые зоны грифа. Четко извлекать простые и сложные мажорные и минорные аккорды и применять их при игре в музыкальных произведениях.
Синтезатор. Исполнение гамм минорных тональностей (до двух знаков в ключе). Использовать тембры, имитирующие звучание традиционных музыкальных инструментов (струнных, духовых и т.д.). левой рукой играть аккорды: мажорные, минорные, Д7.
Ударная установка. Исполнение разных стилей в музыке. Использование ударных инструментов в зависимости от стиля, темпа и характера музыки.
Групповые занятия по музыкальной грамоте
Строение минорного лада. Устойчивые и неустойчивые звуки минорных тональностей (до двух знаков в ключе). Построение S аккорда, Д7 аккорда. Ритм- синкопа.
Развитие вокальных данных
Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией. Лига. Выработка нижнереберного-диафрагматического типа дыхания. Передача идейно-художественного содержания произведения.
Ансамблевые навыки
Исполнять ансамблем 4-5 музыкальных произведений с солистом. Использовать сольные партии у инструментов: соло-гитара, синтезатор в муз. произведениях.
Слушание музыки и муз. образовательные беседы.
Музыкальная терминология: стоп-тайм, стиль, стрейч и т. д.
Беседа «искусство – импровизации». Беседа «Рок – музыка: сущность, история проблемы». Беседа «Кризис общества – кризис искусства».
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | теория | практика |
1 | Основы музыкальной грамоты | 38 | 19 | 19 |
2 | Развитие вокальных данных | 38 | 19 | 19 |
3 | Обучение игре на музыкальных инструментах | 102 | 60 | 42 |
4 | Ансамблевые навыки | 38 | 19 | 19 |
5 | Слушание музыки | 9 | 4.5 | 4.5 |
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | теория | практика |
1 | Основы музыкальной грамоты | 38 | 19 | 19 |
2 | Развитие вокальных данных | 38 | 10 | 28 |
3 | Обучение игре на музыкальных инструментах | 64 | 32 | 32 |
4 | Ансамблевые навыки | 76 | 38 | 38 |
5 | Слушание музыки | 9 | 3 | 6 |
3 год обучения
№ | Тема | Количество часов | теория | практика |
1 | Основы музыкальной грамоты | 38 | 19 | 19 |
2 | Развитие вокальных данных | 38 | 10 | 28 |
3 | Обучение игре на музыкальных инструментах | 38 | 19 | 19 |
4 | Ансамблевые навыки | 102 | 38 | 64 |
5 | Слушание музыки | 9 | 3 | 6 |
Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы включает в себя виды педагогических технологий, таких, как личностно – ориентированное обучение, индивидуальный подход.
Формы занятий: групповые и индивидуальные.
Методы и приемы организации учебно – воспитательной работы: наглядность; беседа, на которой излагаются теоретические сведения о музыке; практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту и теорию музыки, овладевают игрой на музыкальных инструментах; заключительное занятие, завершающее тему занятие – концерт, проводится для самих детей или гостей, выездное занятие, посещение концертов, праздников, фестивалей.
Диагностика.
1 год обучения.
- исполнить гамму до мажор (гитара, синтезатор).
- исполнить аккорды в тональности до мажор (Т, Д, S).
- исполнить ритм 4/4 ударная установка.
- перечислить название барабанов ударной установки.
2 год обучения.
- исполнить мажорную гамму (до двух знаков в ключе соль мажор, ре мажор)
гитара, синтезатор.
- назвать музыкальные термины:
Р – тихо
t - громко
легато – плавно
стаккато – отрывисто
барре – прием игры на гитаре, при котором указательный палец левой руки
прижимает к грифу несколько струн одновременно.
- исполнить ритм 4/4, ¾ (ударная установка).
3 год обучения.
- исполнить гамму ля минор, ми минор ( синтезатор, гитары)
- исполнить аккорды в минорной тональности (Т, S, Д)
- построить Д7 аккорд в заданной тональности.
- исполнить синкопированный ритм (ударная установка).
- исполнять квадрат в минорной и мажорной тональности.
Список литературы.
- Москва «Просвещение» 1990 «Вокально – инструментальные ансамбли школьников» Б.А.Брылин.
- Москва «Просвещение» 1983 «Првктическое руководство игры на бас – гитаре» Ариевич С.В.
- Москва «Просвещение» 1986 «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Николаев А.В.
- Москва издательство В.Катанского 2001 «500 аккордов, любимые песни» Учебно-методическое пособие.
- Москва «Диалектика» 2007 «Гитара для чайников» под редакцией А.А.Чекатковой.
- Москва «Просвещение» 1987 «Методика обучению сольному пению» Менабени А.Г.
- Москва «Просвещение»1989 «Рок-музыка: сущность, история, проблемы» Саркитов Н., Божко Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"
Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...
Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» (с использованием здоровьесберегающих и личностно-ориентированных образовательных технологий) тема: «Новая расческа!»
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
Программа музыкальной студии в системе дополнительного образования по музыкальному воспитанию имеет художественно-эстетическую направленность.Она разработана с учетом методических рекомендаций по разр...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности" Фольклорный ансамбль"
Программа рассчитана для детей 7-16 лет. Срок реализации5 лет...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Вокально-инструментального ансамбля
Вокально-инструментальный ансамбль - это объединение молодых людей, желающих узнать для себя новое о классической и современной музыке, о стилях и направлениях, о композиторах и музыкантах.Процесс обу...