"Золотая кисточка"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования детей по изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zolotaya_kist.doc | 403 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина. Н. С
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Кружок изобразительного искусства «Золотая кисточка»
Возраст обучающихся – 7-14 лет
Срок реализации программы – 2 года
Количество часов в год:
Первый год -144
Второй год - 144
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Цель программы – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Отличительные особенности и новизна программы
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего школьного возраста (от 7 до 14 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п. Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).
Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы[1] либо примерные программы дополнительного образования[2].
Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики, обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в технике бумажной пластики (карнавальные маски и папье-маше) и др.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу второго года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 2 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 288, в том числе в 1-й год обучения – 144 часа, во 2-й -144 часа. Возраст обучающихся: первого года обучения – 7-10 лет, второго года обучения – 9-14 лет,
Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 10-15 чел., второго года обучения – 10 -15.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;
– во второй - два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
уметь:
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
- контрасты цвета;
- гармонию цвета;
- азы композиции (статика, движение);
- пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- работать с натуры;
- работать в определённой гамме;
- доводить работу от эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
- работать с бумагой в технике объёмной пластики;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
В прграмме есть тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
Фамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Невер-ный ответ | ||||
1 | Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? | |||||
фиолетовый цвет? | ||||||
зелёный цвет? | ||||||
2 | Какие цвета относятся к тёплой гамме? | |||||
3 | Какие цвета относятся к холодной гамме? | |||||
4 | Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? | |||||
5 | Какие геометрические фигуры ты знаешь? | |||||
6 | Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? | |||||
7 | Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? | |||||
8 | С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? | |||||
9. | Что такое орнамент? |
Второй год обучения
Фамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Неверный ответ | ||||
1 | Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) | |||||
2 | Чем отличается эскиз от композиции | |||||
3 | Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение? | |||||
4 | Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение? | |||||
5 | Какие линии используются в рисунке? | |||||
6 | Чем отличается плоская аппликация от объёмной? | |||||
7 | Что такое линия горизонта? | |||||
8 | Чем отличаются акварельные краски от гуаши? | |||||
9. | Какие объёмные формы ты знаешь? | |||||
10 | Какие цвета являются контрастными? |
Второй год обучения
Фамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Неверный ответ | ||||
1. | Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) | |||||
2. | Что такое ритм в орнаменте? | |||||
3. | Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции? | |||||
4. | Какие народные промыслы ты знаешь? | |||||
5. | Что означает рефлекс в живописи? | |||||
6. | Что означает тон в рисунке? | |||||
7. | Какие графические материалы ты знаешь? | |||||
8. | Что такое стилизация природных форм? | |||||
9. | Какие виды изобразительного искусства ты знаешь? | |||||
10. | Что означает техника «гризайль»? |
Отчетные просмотры
законченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Таблица 1
Таблица
контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года
№ | Фамилия. имя ребёнка | Раздел программы | Замечания, рекомен- дации | Оценка по 5 балльной системе | Подпись педагога | |||
Рису-нок | Живо-пись | Компо-зиция | Бумаж. констр. | |||||
Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.
Таблица 2
Таблица
учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках
«Основы изобразительного искусства»
Фамилия, имя ребёнка | Дата | Название конкурса, выставки | Название работы (художественный материал) | Результат |
Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Студия Золотая кисточка»
Первый год обучения«Основы изобразительного искусства»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
1 | Рисование с натуры, по памяти, по воображению. Введение в программу. | 2 | - | 2 |
1.1 | Знакомство с программой. Особенности первого года обучения | 1 | - | 1 |
1.2 | Правила техники безопасности в изостудии | 1 | - | 1 |
2 | Живопись | 8 | 32 | 40 |
2.1 | Свойства красок Основы цветоведения | 3 | 5 | 8 |
2.2 | Кисточка и волшебные превращения красок Живопись – искусство цвета. | 1 | 7 | 8 |
2.3 | Тёплые и холодные цвета | 2 | 6 | 8 |
2.4 | Тональные отношения цветов Серо-чёрный мир красок | 1 | 7 | 8 |
2.5 | Красочное настроение. Цветовой круг. | 1 | 7 | 8 |
3 | Рисунок | 8,5 | 31,5 | 40 |
3.1 | Волшебная линия Основы перспективы. | 2 | 6 | 8 |
3.2 | Изобразительные средства рисунка. Точка | 0,5 | 7,5 | 8 |
3.3 | Изобразительные средства рисунка. Пятно | 1 | 7 | 8 |
3.4 | Основы академического построения предметов. Форма | 3 | 5 | 8 |
3.5 | Контраст форм Выразительные средства рисунка – штрих. | 2 | 6 | 8 |
4 | Декоративное рисование | 5 | 20 | 25 |
4.1 | Симметрия | 1 | 4 | 5 |
4.2 | Стилизация | 1 | 4 | 5 |
4.3 | Декоративные узоры | 1 | 4 | 5 |
4.4 | Орнамент | 1 | 4 | 5 |
4.5 | Сказочная композиция | 1 | 4 | 5 |
5 | Тематическое рисование | 0,5 | 7,5 | 8 |
5.1 | Иллюстрации к литературным произведениям | 0,5 | 7,5 | 8 |
6 | Жанры изобразительного искусства – пейзаж, портрет, натюрморт. | 2 | 23 | 25 |
7 | Выставочная, творческая, оформительская работа. Коллективная работа. | - | 4 | 4 |
8 | Всего | 26 | 118 | 144 |
Поурочно-тематическое планирование на первый год обучения.
Студия «Золотая кисточка» «Основы изобразительного искусства»
Месяц | № занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
Сентябрь | 1-2 | «До свидание, лето!» | Педагогическая диагностика. Рисование по памяти, по воображению. Цветовой круг. Живопись гуашью. |
3-4 | «Дыхание осени» | Рисование по памяти, по воображению. Холодная и теплая цветовая гамма. Акварель, техника по-сырому. Проработка деталей гуашью. | |
5-6 | «Осень – пора урожая» | Декоративное рисование. Цветная графика. | |
7-8 | «Грибная поляна» | Рисование по памяти, по воображению. Цветовой круг. Живопись гуашью. | |
9-10 | «Осеннее небо» | Рисование по памяти, по воображению. Цветовой круг. Живопись акварелью. | |
11-12 | «Последние цветы» | Рисование по памяти, по воображению. Цветовой круг. Живопись гуашью. | |
13-14 | «Сказочные горы» | Графика. Акварель, техника по-сырому. Проработка деталей черной гуашью в графической технике. | |
Октябрь | 15-16 | «Туман» | Рисование по памяти, по воображению. Холодная цветовая гамма. Акварель, техника по-сырому. Проработка деталей гуашью. |
17-18 | «Осень золотая» Рисование деревьев по схемам. | Рисование по памяти, по воображению. Цветовой круг. Живопись гуашью. | |
19-20 | «Осень золотая» Пейзаж. | Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Рисование по памяти, по воображению. Холодные и теплые цвета. Освоение техники акварельной живописи. | |
21-22 | Декоративное рисование. «Невиданный зверь или птица» | Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Гуашь. Основы композиции, декоративного рисования. | |
23-24 | Рисование с натуры. Натюрморт. | Рисование с натуры натюрморта из 2-3 предметов (фрукты). Освоение техники акварельной живописи. | |
25-26 | Декоративное рисование. «Сказочный цветок» | Стилизация формы. Знакомство с понятием орнамент, графика. Гуашь. | |
Ноябрь | 27-28 | «Портрет мамы» | Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции лица человека. Акварель. |
29-30 | «Портрет мамы» | Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции лица человека. Акварель. | |
31-32 | «Рыжий кот» | Рисование животных по схемам. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Гуашь. | |
33-34 | «Ветка рябины» | Рисование по памяти, по воображению. Холодная цветовая гамма. Акварель, техника по-сырому. Проработка деталей гуашью. | |
35-36 | «Карнавальные маски»; «Новогодние аксессуары» | Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Гуашь, дополнительные материалы (перья, блестки, тесьма и т.д). Основы композиции, декоративного рисования, орнамент, стилизация формы. | |
37-38 | «Карнавальные маски»; «Новогодние аксессуары» | Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Гуашь, дополнительные материалы (перья, блестки, тесьма и т.д). Основы композиции, декоративного рисования, орнамент, стилизация формы. | |
39-40 | «Транспорт» | Рисование по схемам. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Простой карандаш, штрих. | |
41-42 | «В сказочном подводном царстве» | Тематическое рисование. Рисование по схемам, по памяти, по воображению. Материалы по выбору. | |
43-44 | «Городской пейзаж» | Линия горизонта, линейная перспектива. Карандашное построение предметов, штрих. | |
Декабрь | 45-46 | Сельский пейзаж «Деревня» | Воздушная перспектива, пространство. Освоение техники акварельной живописи. |
47-48 | «Вечером» | Графика. Акварель, техника по-сырому. Проработка деталей черной гуашью в графической технике. | |
49-50 | «Белка на дереве» | Рисование животных по схемам. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Гуашь, эффект «сухая кисть» | |
51-52 | «Сказочный герой» Отрицательный персонаж. | Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Выразительные средства рисунка и живописи – цвет, форма, линия. | |
53-54 | Рисование с натуры. «Ваза» | Ось симметрии, основы построения тел вращения. Карандашное построение, штрих. | |
55-56 | «Новогодняя открытка» | Декоративное рисование. Цветная графика, шрифт. Материалы по выбору. | |
57-58 | «Снегирь» | Рисование птиц по схемам. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Гуашь, эффект «набрызг» | |
59-60 61-62 | Иллюстрация к сказке «Снежная королева» | Тематическое рисование. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. Итоговая работа. | |
Январь | 63-64 | «Комнатный цветок» | Рисование с натуры. Ось симметрии, основы построения тел вращения. Карандашное построение, акварель. |
65-66 | «Сказочный герой» Положительный персонаж | Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Выразительные средства рисунка и живописи – цвет, форма, линия. | |
67-68 | «Белая береза под моим окном…» | Тематическое рисование. Иллюстрация к стихотворению С. Есенина. Гуашь. | |
69-70 | «Сказочный терем» | Рисование русской избы по схемам. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Орнамент. Простой карандаш, штрих. | |
71-72 | «Зимние забавы» | Рисование фигуры человека по схемам. Статика и динамика. Гуашь. | |
73-74 | «В зимнем лесу». Пейзаж | Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Рисование по памяти, по воображению. Холодный цветовой колорит. Освоение техники живописи гуашью. | |
75-76 | «Ветка дерева в вазе» | Рисование с натуры. Ось симметрии, основы построения тел вращения. Карандашное построение, штрих. Приемы работы со штрихом. | |
Февраль | 77-78 79-80 | «Натюрморт из бытовых предметов» | Рисование с натуры. Ось симметрии, основы построения тел вращения, бытовых предметов, драпировка ( посуда, фрукты, ткань). Карандашное построение, живопись акварелью. |
81-82 | «Монотипия» | Декоративное рисование. Знакомство с техникой монотипия. Гуашь. | |
83-84 85-86 | «Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина». По выбору. | Тематическое рисование. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. | |
87-88 | «Поздравительная открытка ко дню 23 февраля» | Декоративное рисование. Цветная графика, шрифт. Материалы по выбору. | |
89-90 | «Геометрические предметы. Куб.» | Рисование с натуры. Основы линейной перспективы. Карандашное построение, штрих. | |
91-92 | «Жираф или зебра». Графика. | Декоративное рисование. Цветная графика, стилизация формы. Гуашь. | |
Март | 93-94 | «Аллея в парке» | Рисование по памяти, по воображению. Основы линейной и воздушной перспективы, пространство. Акварель, техника по-сырому. |
95-96 | «Автопортрет» | Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции лица человека. Гуашь. Рисование по памяти, по представлению собственного портрета. | |
97-98 | «Поздравительная открытка ко дню 8 марта» | Декоративное рисование. Цветная графика, шрифт. Материалы по выбору. | |
99-100 | «Натюрморт из геометрических предметов» | Рисование с натуры. Основы линейной перспективы. Карандашное построение, штрих. Куб, пирамида, шар. Основы композиции. | |
101-102 | «Звериная семья» | Рисование животных по схемам, по памяти , по воображению. Многофигурная композиция. Акварель. | |
103-104 | «Тарелка с фруктами». Декоративное рисование. | Декоративное рисование – декоративный натюрморт. Цветная графика, стилизация формы, орнамент. Гуашь. | |
105-106 107-108 | «Пейзаж с архитектурой» | Рисование архитектурного ансамбля по схемам. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Простой карандаш, штрих. | |
109-110 | «Иллюстрация к сказке Дюймовочка» | Многофигурная композиция. Тематическое рисование. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. | |
Апрель | 111-112 | «Иллюстрация к сказке Дюймовочка» | Многофигурная композиция. Тематическое рисование. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. |
113-114 | «Вид из окна» | Пейзаж настроение. Рисование по памяти, по воображению. Акварель, техника лессировка. | |
115-116 | «Моя комната» Интерьер | Рисование по памяти, по воображению. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Основы линейной перспективы. Простой карандаш, штрих. | |
117-118 | «Японский веер» | Знакомство с культурой Японии. Декоративное рисование. Ветка сакуры Акварель, техника по- сырому, проработка деталей гуашью. | |
119-120 | «Стул» | Рисование с натуры. Основы линейной перспективы. Карандашное построение, штрих. | |
121-122 | «Весна пришла» | Пейзаж настроение. Рисование по памяти, по воображению. Акварель, техника лессировка, по-сырому. | |
123-124 | «Портрет друга» | Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции лица человека. Гуашь. Рисование с натуры друг друга. | |
125-126 | «Парфенон» | Знакомство с культурой Древней Греции. Рисование храма по схеме. Карандашное построение, штрих. | |
Май | 127-128 | «Море» | Вид пейзажа «марина». Рисование по памяти, по воображению. Гуашь. |
129-130 131-132 | «В мастерской художника» | Интерьер. Рисование по памяти, по воображению. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Основы линейной перспективы. Простой карандаш, штрих. | |
133-134 | «Мой город весной» Коллективная работа. | Рисование зданий, машин, деревьев в свободной технике на отдельных листах. Вырезание их и приклеивание их на общий лист ватмана, составление целостной композиции. Акварель, гуашь. | |
135-136 | «Ветер в поле» | Рисование лошади по схеме. Динамика, передача движения. Материалы по выбору. | |
137-138 | «Сирень» | Рисование с натуры. . Акварель, техника лессировка, по-сырому. | |
139-140 | «Весна в разгаре» | Пейзаж настроение. Рисование по памяти, по воображению. Гуашь. | |
141-142 143-144 | «Натюрморт». Итоговая работа. | Рисование с натуры. Ось симметрии, основы построения тел вращения, бытовых предметов, драпировка ( посуда, фрукты, цветы, книги, ткань). Карандашное построение, живопись гуашью. Итоговая работа. | |
Всего: | 144 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок. Основы цветоведения
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Осень золотая», «Монотипия». Тема 2.2. Живопись – искусство цвета. Кисточка и волшебные превращения красок.
Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный цветок», «Рыжий кот», «Праздничный букет, сирень», «До свиданье, лето ».
Тема 2.3. Тёплые и холодные цвета.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Ветка рябины», «Осеннее небо», «Белка на дереве», «В сказочном подводном царстве», «Зимний лес».
Тема 2.4. Тональные отношения цветов. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Осеннее небо», «Туман».
Тема 2.5. Красочное настроение. Цветовой круг
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Дыхание осени», «Последние цветы», «Грибная поляна», «Весна пришла», «Море», «Весна в разгаре», «Ветер в поле».
Раздел 3. Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия. Основы перспективы
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Основы перспективы. Линейная перспектива
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Парфенон», «Вид из окна», «Моя комната , интерьер».
Тема 3.2. Изобразительные средства рисунка. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «В мастерской художника», «Транспорт».
Тема 3.3. Изобразительные средства рисунка. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жираф или зебра», «Поздравительная открытка ко дню 8 марта», «Поздравительная открытка ко дню 23 февраля».
Тема 3.4. Форма. Основы академического построения предметов.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. «Сказочный терем», «Зимние забавы», «Геометрические предметы куб».
Тема 3.5. Контраст форм. Выразительные средства рисунка – штрих.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм. Тональное решение рисунка с помощью штриха
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Стул», «Натюрморт из геометрических предметов», «Пейзаж с архитектурой».
Раздел 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. «Монотипия», «Тарелка с фруктами».
Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Невиданный зверь или птица», «Звериная семья»
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Новогодняя открытка», «Карнавальные маски».
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Веер», «Осень – пора урожая», «Сказочный цветок».
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный герой», «Дюймовочка», «Снежная королева».
Раздел 5. Тематическое рисование
Тема 5.1. Иллюстрации к литературным произведениям и рисование на темы
Рисование композиции сюжета определенного литературного произведения
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Белая береза под моим окном», «Снегирь», «Аллея в парке», «Вечером», «Мой город весной».
Раздел 6. Жанры изобразительного искусства – пейзаж, портрет, натюрморт.
Изучение жанров изобразительного искусства. Рисование живописными и графическими средствами (рисунок). Передача настроения, пространства (линейная и воздушная перспектива). Гуашь, акварель, графические материалы
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Портрет мамы», «Ветка дерева в вазе», «Городской пейзаж», «Сельский пейзаж», «Натюрморт из бытовых предметов», «Автопортрет», «Натюрморт».
Раздел 7. Выставочная, творческая, оформительская работа. Оформление работ для школьной выставки. Реализация коллективного проекта. Итоговая выставочная работа Раздел 8. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Учебно-тематический план студии «Золотая кисточка»
Второй год обучения «Основы изобразительного искусства»
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Декоративно-прикладная деятельность | 64 | 14 | 50 |
1.1 | Лепка из глины | 14 | 2 | 12 |
1.2 | Техника папье-маше | 16 | 4 | 12 |
1.3 | Тестопластика | 18 | 4 | 14 |
1.4 | Техника изонити | 16 | 4 | 12 |
2 | Изобразительная деятельность | 63 | 15 | 48 |
2.1 | Основы живописи. Жанры изобразительного искусства – пейзаж, портрет, натюрморт. | 21 | 5 | 16 |
2.2 | Основы рисунка. Выразительные средства рисунка. | 21 | 5 | 16 |
2.3 | Основы композиции. Тематическое рисование. Декоративное рисование. | 21 | 5 | 16 |
3 | Оформительские, творческие, выставочные работы. | 17 | 17 | |
Итого: | 144 | 29 | 115 |
Поурочно-тематическое планирование на 2 год обучения.
Студия «Золотая кисточка» «Основы изобразительного искусства»
Месяц | № занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
Сентябрь | 1-2 | «До свидание, лето» | Вводное занятие. Педагогическая диагностика. Рисование по памяти сюжета о прошедшем лете. Материалы по выбору. |
3-4 | «Кленовый лист» | Декоративное рисование. Техника изонити, живопись гуашью. | |
5-6 | «Кленовый лист» | Декоративное рисование. Техника изонити, живопись гуашью. | |
7-8 | «Натюрморт с яблоками» | Рисование с натуры натюрморта из 2-3 предметов (фрукты). Освоение техники живописи гуашью. | |
9-10 | «Натюрморт с яблоками» | Рисование с натуры натюрморта из 2-3 предметов (фрукты). Освоение техники живописи гуашью. | |
11-12 | «Листопад» | Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Рисование по памяти, по воображению. Холодные и теплые цвета. Освоение техники акварельной живописи. Дополнительный материал – сухие листья. | |
13-14 | «Портрет профессии» | Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции лица человека. Простой карандаш, штрих. | |
15-16 | «Портрет профессии» | Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции лица человека. Простой карандаш, штрих. | |
Октябрь | 17-18 | «В мире кошек» | Лепка из глины фигурок кошек. Освоение техники работы с глиной. Роспись глиняных фигурок кошек гуашевыми красками. |
19-20 | «В мире кошек» | Лепка из глины фигурок кошек. Освоение техники работы с глиной. Роспись глиняных фигурок кошек гуашевыми красками. | |
21-22 | «Монотипия» «Отражение в воде» | Декоративное рисование. Пейзаж с отражением в воде. Знакомство с техникой монотипия. Гуашь. | |
23-24 | «Чаепитие» | Рисование с натуры. Ось симметрии, основы построения тел вращения, бытовых предметов, драпировка ( посуда, самовар, ткань). Карандашное построение, живопись гуашью. | |
25-26 | «Чаепитие» | Рисование с натуры. Ось симметрии, основы построения тел вращения, бытовых предметов, драпировка ( посуда, самовар, ткань). Карандашное построение, живопись гуашью. | |
27-28 | «Удивительная ваза» | Техника папье-маше (покрытие в этой технике стеклянной банки), лепка из глины декоративных украшений, роспись вазы гуашевыми красками, покрытие готового изделия лаком. | |
29-30 | «Удивительная ваза» | Техника папье-маше (покрытие в этой технике стеклянной банки), лепка из глины декоративных украшений, роспись вазы гуашевыми красками, покрытие готового изделия лаком. | |
31-32 | «Удивительная ваза» | Техника папье-маше (покрытие в этой технике стеклянной банки), лепка из глины декоративных украшений, роспись вазы гуашевыми красками, покрытие готового изделия лаком. | |
Ноябрь | 33-34 | «Собака – друг человека» | Рисование животных по схемам . Портрет собаки. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Гуашь. |
35-36 | «Собака – друг человека» | Рисование животных по схемам. Портрет собаки. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Гуашь. | |
37-38 | «Портрет друга» | Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции тела человека. Гуашь. Рисование с натуры друг друга. | |
39-40 | «Русалка» | Тестопластика. Барельеф. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. | |
41-42 | «Русалка» | Тестопластика. Барельеф. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. | |
43-44 | «Льет дождь, холодный, точно лед…» | Тематическое рисование. Иллюстрирование стихотворения И.Бунина. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Выразительные средства рисунка и живописи – цвет, форма, линия. | |
45-46 | «Льет дождь, холодный, точно лед…» | Тематическое рисование. Иллюстрирование стихотворения И.Бунина. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Выразительные средства рисунка и живописи – цвет, форма, линия. | |
47-48 | «Снеговик» | Техника папье-маше (покрытие в этой технике пластиковой бутылки), лепка из глины, пластилина декоративных украшений, роспись гуашевыми красками, покрытие готового изделия лаком. | |
Декабрь | 49-50 | «Снеговик» | Техника папье-маше (покрытие в этой технике пластиковой бутылки), лепка из глины, пластилина декоративных украшений, роспись гуашевыми красками, покрытие готового изделия лаком. |
51-52 | «Зима пришла» | Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Рисование по памяти, по воображению. Графика. Гелевая черная ручка, фломастер, штрих. | |
53-54 | «Зима пришла» | Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Рисование по памяти, по воображению. Графика. Гелевая черная ручка, фломастер, штрих. | |
55-56 | «Белая снежинка» | Декоративное рисование. Техника изонити, живопись гуашью. | |
57-58 | «Белая снежинка» | Декоративное рисование. Техника изонити, живопись гуашью. | |
59-60 | «Белая снежинка» | Декоративное рисование. Техника изонити, живопись гуашью. | |
61-62 | Иллюстрация к сказке «Аленький цветочек» | Тематическое рисование. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. Итоговая работа. | |
63-64 | Иллюстрация к сказке «Аленький цветочек» | Тематическое рисование. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. Итоговая работа. | |
Январь | 65-66 | «Дымковский индюк» | Народная игрушка. Лепка из глины фигурок . Освоение техники работы с глиной. Роспись глиняных игрушек гуашевыми красками. |
67-68 | «Дымковский индюк» | Народная игрушка. Лепка из глины фигурок . Освоение техники работы с глиной. Роспись глиняных игрушек гуашевыми красками. | |
69-70 | «Город» | Рисование архитектурного ансамбля города по схемам. Вид сверху. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Простой карандаш, гуашь. | |
71-72 | «Город» | Рисование архитектурного ансамбля города по схемам. Вид сверху. Дать понятие о том, что в изобразительном искусстве все сложные формы строятся из простых геометрических тел. Простой карандаш, гуашь. | |
73-74 | «Детство» | Тематическое рисование. Иллюстрирование стихотворения Н.Заболодского. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Выразительные средства рисунка и живописи – цвет, форма, линия. | |
75-76 | «Детство» | Тематическое рисование. Иллюстрирование стихотворения Н.Заболодского. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Выразительные средства рисунка и живописи – цвет, форма, линия. | |
77-78 | «Светлый ангел» | Декоративное рисование. Цветная графика, живопись. Материалы по выбору. Объемная фигура ангела. | |
79-80 | «Светлый ангел» | Декоративное рисование. Цветная графика, живопись. Материалы по выбору. Объемная фигура ангела. | |
Февраль | 81-82 | «Венок из яблок» | Тестопластика. Барельеф. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. |
83-84 | «Венок из яблок» | Тестопластика. Барельеф. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. | |
85-86 | «Стилизованный портрет» | Декоративное рисование. Цветная графика, стилизация формы. Рисование портрета мальчика и девочки так, чтобы лицо фас и профиль воспринимались одновременно. Материалы по выбору. | |
87-88 | «Стилизованный портрет» | Декоративное рисование. Цветная графика, стилизация формы. Рисование портрета мальчика и девочки так, чтобы лицо фас и профиль воспринимались одновременно. Материалы по выбору. | |
89-90 | «Поздравление к 23 февраля» | Оригами, объемная аппликация. Шрифт. Рисование деталей гуашью. | |
91-92 | «Жар-птица» | Декоративное рисование. Цветная графика, стилизация формы. Гуашь. Техника изонити. | |
Март | 93-94 | «Жар-птица» | Декоративное рисование. Цветная графика, стилизация формы. Гуашь. Техника изонити. |
95-96 | «Жар-птица» | Декоративное рисование. Цветная графика, стилизация формы. Гуашь. Техника изонити. | |
97-98 | Поздравительное панно ко дню 8 марта «Хризантемы» | Тестопластика. Барельеф. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. | |
99-100 | Поздравительное панно ко дню 8 марта «Хризантемы» | Тестопластика. Барельеф. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. | |
101-102 | «Перелетные птицы» | Рисование птиц по схемам, по памяти , по воображению. Многофигурная композиция. Акварель. | |
103-104 | «Перелетные птицы» | Рисование птиц по схемам, по памяти , по воображению. Многофигурная композиция. Акварель. | |
105-106 | «Декоративная тарелка» | Техника папье-маше (покрытие в этой технике пластиковой тарелки), лепка из глины декоративных украшений, роспись тарелки гуашевыми красками, покрытие готового изделия лаком. | |
107-108 | «Декоративная тарелка» | Техника папье-маше (покрытие в этой технике пластиковой тарелки), лепка из глины декоративных украшений, роспись тарелки гуашевыми красками, покрытие готового изделия лаком. | |
109-110 | «Декоративная тарелка» | Техника папье-маше (покрытие в этой технике пластиковой тарелки), лепка из глины декоративных украшений, роспись тарелки гуашевыми красками, покрытие готового изделия лаком. | |
Апрель | 111-112 | «Хоровод» | Многофигурная композиция. Тематическое рисование. Народный костюм. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. |
113-114 | «Хоровод» | Многофигурная композиция. Тематическое рисование. Народный костюм. Основы композиции. Карандашное построение, живопись гуашью. | |
115-116 | «Светлый праздник Пасхи» | Тестопластика. Барельеф. Лоскутная аппликация. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. | |
117-118 | «Светлый праздник Пасхи» | Тестопластика. Барельеф. Лоскутная аппликация. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. | |
119-120 | «Светлый праздник Пасхи» | Тестопластика. Барельеф. Лоскутная аппликация. Освоение техники работы с соленым тестом. Роспись работы красками, покрытие лаком. | |
121-122 | «Весна пришла» | Пейзаж настроение. Рисование по памяти, по воображению. Акварель, техника лессировка, по-сырому. Коллаж , как дополнительный элемент (вырезки из журналов) | |
123-124 | «Весна пришла» | Пейзаж настроение. Рисование по памяти, по воображению. Акварель, техника лессировка, по-сырому. Коллаж , как дополнительный элемент (вырезки из журналов) | |
125-126 | «Весенний букет» | Рисование с натуры. Акварель, техника лессировка, по-сырому. | |
127-128 | «Животные Африки» | Лепка из глины фигурок животных. Освоение техники работы с глиной. Роспись глиняных фигурок африканских зверей гуашевыми красками. | |
Май | 129-130 | «Животные Африки» | Лепка из глины фигурок животных. Освоение техники работы с глиной. Роспись глиняных фигурок африканских зверей гуашевыми красками. |
131-132 | «В мире сказок и стихов» | Тематическое рисование. Иллюстрирование литературного произведения по выбору. Основы композиции. Карандашное построение, материалы по выбору. Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Выразительные средства рисунка и живописи – цвет, форма, линия. | |
133-134 | «В мире сказок и стихов» | Тематическое рисование. Иллюстрирование литературного произведения по выбору. Основы композиции. Карандашное построение, материалы по выбору. Задание на развитие творческого воображения, фантазии. Выразительные средства рисунка и живописи – цвет, форма, линия. | |
135-136 | «Золотая рыбка» | Эскиз витража. Декоративное рисование. Цветная графика, стилизация формы. Гуашь. | |
137-138 | «Золотая рыбка» | Эскиз витража. Декоративное рисование. Цветная графика, стилизация формы. Гуашь. | |
139-140 | «Весна в разгаре» | Пейзаж настроение. Рисование по памяти, по воображению. Гуашь. | |
141-142 | «Ваш преподаватель» | Итоговая работа. Педагогическая диагностика. Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции тела и лица человека. Гуашь. Рисование с натуры педагога. | |
143-144 | «Ваш преподаватель» | Итоговая работа. Педагогическая диагностика. Портрет, как жанр изобразительного искусства. Пропорции тела и лица человека. Гуашь. Рисование с натуры педагога. | |
Всего: | 144 ч |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы.
Примерный перечень дидактических материалов к программе
«Основы изобразительного искусства»
№ | Форма дидактического материала | Название дидактического материала | Раздел, темы (примерные) | Цель использования |
1 | Наглядное пособие | «Природные формы» «Азбука рисования» | Наброски Рисунок:
| Визуальная форма объяснения задания |
2 | Наглядное пособие | «Техника и характер штриховки» «Линия и образ» | Рисунок:
| Объяснение технических приёмов работы |
3 | Наглядные пособия | «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета» «Цветовой круг» «Основные и дополнительные цвета» «Ахроматические и хроматические цвета» | Живопись:
| Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению |
4 | Наглядные пособия Подборка демонстрационных карточек Образцы лучших работ из фонда студии | «Азы композиции» «Композиционный центр» «Статика, движение в композиции» | Композиция:
| Определение различных вариантов построения композиции |
5 | Наглядные пособия Подборка образцов | «Стилизация природных форм» «Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)» «Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике» | Орнамент:
| Демонстрация возможных вариантов построения орнамента |
6 | Наглядные пособия Подборка образцов | «Выразительные возможности графических материалов» | Графика:
| Наглядная помощь в решении учебных задач |
7 | Наглядные пособия Образцы лучших работ из фонда студии | «Линейная и воздушная перспектива» «Поэтапная работа над натюрмортом» «Формы и строение предметов» «Изображение перспективы с 1, с 2 точками схода» | Натюрморт:
| Повышение результатов исполнения |
8 | Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии | Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики | Конструирование из бумаги:
| Визуальная форма объяснения материала |
9 | Наглядные пособия Выставочные работы из фонда студии | «Пропорции головы человека» «Использование различных техник в работе над портретом» | Изображение человека:
| Помощь в объяснении задания |
10 | Наглядное пособие Лучшие пленэрные работы из фонда | «Линейная и воздушная перспектива» «Различные формы деревьев» «Образ дерева» | Пейзаж:
| Повышение результатов исполнения Примерная форма для подражания |
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
- Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
- Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
- Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).
- Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).
- Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
- Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).
- Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
- Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).
Требования, предъявляемые к педагогу
Многолетняя практика работы с детьми, а также опыт общения с коллегами из других учреждений позволили автору сформулировать некоторые общие требования, которые должны предъявляться администрацией образовательных учреждений к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество».
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий.
Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
[1] См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). – М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и – соответственно – от 36 до 72 часов в год.
[2] 144 часа в каждый учебный год. См.: Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебный проект декоративно – прикладное искусство "Волшебная кисточка".
Какое место занимает декоративно-прикладное искусство в процессе преемственности поколений? ...
Программа художественно-эстетического развития дошкольников "Волшебная кисточка"
Программа «Волшебная кисточка» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста. В осно...
Пояснительная записка и планирование кружка "Кисточка и К"(компания)
Моя разработка по планированию кружка ИЗО, 1 час в неделю. Для начальной школы....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Кисточка"
«Кисточка» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков; по функциональному предназначению – учебно-...
Волшебная кисточка
Учебный проект декоративно-прикладного искусства. Какое место занимает декоративно-прикладное искусство в процессе преемственности поколений? ...
"Золотая кисточка"
Наш коллектив «Золотая кисточка» ещё очень молодой, нам всего два года. Он был организован преподавателем ИЗО Кондратьевой Светланой Борисовной, которая является членом Союза художников П...
ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗОЛОТАЯ КИСТОЧКА»
Планирование составлено на основе государственной программы дополнительного образования«Изобразительное творчество»...