Дополнительная общеразвивающая программа "Шаги в науку"
рабочая программа по теме

Мигонькина Зиля Раисовна

Дополнительная общеразвивающая программа индивидуальной работы с учащимися «Шаги в науку». Программа рассчитана на 1 год обучения, для учащихся 8-11 лет. Авторы-составители: Мигонькина З.Р., Чумкина С.И.,педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД "СЮТур" г.Анжеро-Судженска.

Дополнительная общеразвивающая программа индивидуальной работы с учащимися «Шаги в науку» представляет собой программу исследовательской деятельности с учащимися начальных классов. Программа рассчитана на 1 год обучения, для учащихся 8-11 лет. 
Принципиальное отличие программы «Шаги в науку» от аналоговых заключается в том, что она унифицирована и позволяет педагогу заниматься с детьми любыми исследованиями, интересующими учащихся в определённый момент: географическими, историческими, литературными, экологическими, ботаническими и т.п.. Систематизированы и выделены тематические разделы программы. 

Цель: формирование знаний и умений у учащихся, необходимых в проведении исследовательских работ, в подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа шаги в науку82.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Анжеро-Судженского городского округа

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ  ТУРИСТОВ»

Обсуждено

на заседании методического

совета МБОУ ДОД «СЮТур»

протокол №__ от  ______2015г.

Принято

на заседании педагогического совета МБОУ ДОД «СЮТур»

протокол №__ от  ______2015г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД «СЮТур»

Приказ № ___от_________2015г.

__________________Е.Д.Цымбал

Дополнительная

общеразвивающая программа

индивидуальной работы с учащимися

« Шаги в науку»

программа рассчитана на 1 год обучения

для учащихся 8-11 лет

                                                                                           Авторы-составители: Мигонькина З.Р.,

                                                                                                                                 Чумкина С.И.,

 педагоги дополнительного  образования

     

 Анжеро-Судженск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план

6

Содержание программы

7

Методическое обеспечение программы

11

Список литературы для педагогов

14

Список литературы для учащихся и родителей

17  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа индивидуальной работы с учащимися «Шаги в науку» относится к программам туристско-краеведческой направленности, является модифицированной и построена на основе авторской программы С.Н. Мокеевой «Юный исследователь» и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2011.

Новизна программы «Шаги в науку»  заключается  в том, что изучение и освоение методики проведения исследовательской работы, рассчитаны на индивидуальное обучение учащихся начальной школы, а не среднего и старшего звена школы, как большинство подобных программ.  Индивидуальный подход в обучении позволяет педагогу раскрыть возможности у учащихся значительно расширить и  осознать  свои знания и личный жизненный опыт, что способствует  развитию креативности мышления.

Актуальность  разработанной программы продиктована  переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении,  отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников  и тем, что в последние годы появилось множество  конкурсов и научно-практических конференций, где для участия приглашаются дети младшего школьного возраста, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью.

Отличительные особенности программы:

Принципиальное отличие программы «Шаги в науку» от аналоговых заключается в том, что она унифицирована и позволяет педагогу заниматься с детьми   любыми исследованиями, интересующими учащихся в определённый момент: географическими, историческими, литературными, экологическими,  ботаническими и т.п.. Систематизированы и выделены тематические разделы программы.

Цель: формирование знаний и умений у учащихся, необходимых в проведении исследовательских работ, в подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Задачи:

Обучающие

  • расширять кругозор  научных понятий у учащихся;
  • формировать знания, умения и навыки по организации и проведению поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности;
  • учить правилам и способам оформления результатов исследований;

Развивающие 

  • развивать навыки общения и коммуникации;
  • развивать экологическую культуру и чувства ответственности за состояние окружающей среды;
  • развивать самостоятельность, креативность мышления.

Воспитательные 

  • воспитывать ответственное отношение к выполнению самостоятельной исследовательской работы;
  • формировать общественно активную личность;

 Сроки и условия реализации программы 

Дополнительная общеразвивающая программа «Шаги в науку» разработана для индивидуальной работы с учащимися 8-11 лет, проявляющими интерес к исследовательской деятельности, созданию исследовательских проектов и соответствует психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Учебный курс составляет 72 часа  в год  (36  учебных недель)  по 2 академических часа в неделю.

Набор в кружок базируется исключительно на желании отдельных учащихся, занимающихся в кружках туристско-краеведческой  направленности.

Занятия по данной дополнительной общеразвивающей программе индивидуальной   работы с  учащимися рассчитаны на численный состав от 2 до 6 человек.  

Формы организации деятельности детей на занятиях: индивидуальная, групповая и коллективная практическая работа.

Формы проведения занятий: беседа, лекция, опыт, наблюдение, защита проектов, практическое занятие, презентация.

Широкое использование в программе «Шаги в науку» различных заданий, связанных с проведением разнообразных краеведческих наблюдений и опытов, с изучением многообразия методик исследований в различных отраслях науки (истории, географии, биологии, экологии) стимулирует развитие у младших школьников исследовательской активности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, способствует самоопределению и профориентации школьников.

Формы организации контроля выполнения учащимися программы «Шаги в науку»: наблюдения, собеседование.  

Ожидаемые результаты обучения:

к  концу учебного года учащиеся будут знать:

  • понятия исследователя;
  • правила юного исследователя;
  • структуру учебно-исследовательской работы, проекта этапы и способы её создания;
  • как выдвигать гипотезы и проверять их;

к концу учебного года учащиеся будут уметь:

  • выполнять действия по организации исследовательской работы;
  • задавать вопросы, искать ответы;
  • различать понятия: предмет и объект;
  • формулировать цель, планировать задачи;
  • проводить посильные наблюдения, исследования и опыты, делать соответствующие выводы;
  • осуществлять сбор информации из различных источников: библиотеки, музеи, архивы, справочники, энциклопедии, Интернет - ресурсы;
  • применять теоретические знания в практической деятельности;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • защищать свои исследования перед сверстниками.

Формы оценки качества знаний: через создание учащимся исследовательской работы и участие в конкурсах (конференциях).

Практическая значимость программы выражается в возможности приобрести дополнительные знания в предметной области, активно развивать творческие способности, интеллектуальные и практические умения, системное мышление, получить навыки исследовательской работы и умения вести дискуссию   защищать плоды своего интеллектуального труда. В коллективных проектах коллективный характер принимаемых решений научит навыкам общения и взаимодополняемости участников проекта.

Изучение данного курса тесно вязано с такими школьными дисциплинами, как окружающий мир, география, история, биология, литература, экология, краеведение. 

В процессе учебной исследовательской краеведческой работы имеются большие возможности для учащихся в использовании различных методов исследований: работа с литературными источниками, наблюдение, описание, практические исследовательские действия, эксперимент и т.д. 

Изучая те или иные явления, происходящие в обществе, в природе, проводя полевые исследования, наблюдения за теми или иными объектами и предметами, учащиеся приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях и событиях окружающей действительности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

всего

теор.

прак.

1. Введение

2

2

-

1.1.

Роль науки в жизни людей

1

1

-

1.2.

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи

1

1

-

2. Виды исследовательских работ

10

5

5

2.1.

Основные виды исследовательских работ

2

1

1

2.2

Доклад.  Стендовый доклад

2

1

1

2.3.

Литературный обзор. Рецензия

2

1

1

2.4.

Научная статья. Научный отчёт

2

1

1

2.5.

Реферат. Проект

2

1

1

3.  Основы проведения исследований

20

8

12

3.1.

Теоретические методы исследований

2

1

1

3.2.

Практические методы исследований

2

1

1

3.3.

Виды информации, способы её получения

2

1

1

3.4.

Тема исследования, её выбор

2

1

1

3.5.

Постановка цели и задач исследования

2

1

1

3.6.

Выдвижение гипотезы, прогнозирование результатов исследования

2

1

1

3.7.

Выбор методики исследований

2

-

2

3.8.

Организация и проведение исследований

2

1

1

3.9.

Анализ результатов исследований

2

1

1

3.10

Выводы и рекомендации по проведённым исследованиям

2

-

2

4.   Правила оформления исследовательской работы

14

6

8

4.1.

Структура исследовательской работы

2

1

1

4.2.

Титульный лист

2

1

1

4.3.

Введение, пояснительная записка

2

1

1

4.4.

Содержательная часть

2

1

1

4.5.

Оформление практической части

2

1

1

4.6.

Составление списка источников и литературы

2

-

2

4.7.

Оформление приложений

2

1

1

5.  Защита исследовательской работы

18

1

17

5.1

Подготовка к защите.

Подготовка плана, текста доклада для выступления

6

-

6

5.2

Подготовка распечатанных текстов, изготовление макетов, схем, чертежей и т.д.

4

-

4

5.3

Подготовка презентации, изготовление слайдов

4

-

4

5.4

Защита исследовательской работы, правила выступления

4

1

3

6. Конкурсы, конференции

8

-

8

6.1.

Участие в краеведческих конкурсах и конференциях, выступления с докладом о проделанной исследовательской работе

8

-

8

Итого:

72

22

50

Содержание программы

  1. Введение
  1. Роль науки в жизни людей.

 Что такое наука, зачем она нужна людям.

  1. Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.

Понятие «исследовательская деятельность». Зачем нужны исследования, каковы их задачи.

  1. Виды исследовательских работ
  1. Основные виды исследовательских работ

Виды исследовательских работ: наблюдения, реферат, доклад, проект, опыт, эксперимент и т.д.

Практическая работа:

Составление таблицы-памятки «Виды исследовательских работ»

  1.  Доклад.  Стендовый доклад.

Понятия «Доклад», «Стендовый доклад». Их различия.

Практическая работа:

Схема составления стендового доклада.

  1.  Литературный обзор. Рецензия

Понятие «литературный обзор». Понятие о рецензии.

Практическая работа:

Составление памятки «Правила составления литературного обзора». Знакомство с готовыми рецензиями на исследовательские работы, хранящиеся в библиотеке СЮТур.

  1.  Научная статья. Научный отчёт

Понятия «статья», «научный отчёт», их сходство и различие.

Практическая работа:

Составление схемы – алгоритма написания статьи об исследовании.

  1.  Реферат. Проект

Понятия «реферат», «проект». Порядок составления рефератов и проектов.

Практическая работа:

Составление небольшого реферата по заданной теме. Составление схемы проекта на заданную тему.

  1. Основы проведения исследований

  1.  Теоретические методы исследований

Классификация методов исследования. Теоретические методы исследования.

Практическая работа:

Составление списка теоретических методов исследования, «словарик юного исследователя». Работа с литературой, интернет-ресурсами.

  1.  Практические методы исследований

Разнообразие методов исследования. Практические методы исследования.

Наблюдение, сравнение, измерение, зарисовка, сбор материала, анализ, синтез, фото-, видео- съёмка и т.д.

Практическая работа:

Составление списка практических методов исследования.

  1.  Виды информации, способы её получения

Визуальные способы получения информации; литературные источники, работа с книгой; аудио-информация; различные архивы; цифровые виды информационных источников и способы работы с ними; опросы, анкеты, воспоминания, правила их разработки и записи.

Практическая работа:

Составление памяток по правилам составления анкет и опросников. Знакомство с правилами записи воспоминаний в исследовательских работах.

  1.  Тема исследования, её выбор

Требования к выбору темы исследования. Требования к формулировке темы исследования.

Практическая  работа:

Игра-тренинг «Определи тему исследования по описанию»

  1.  Постановка цели и задач исследования

Понятия «цель исследования» и «задачи исследования», их взаимосвязь.

Практическая работа:

Игра-тренинг «Сформулируй цель и задачи по заданной теме»

  1.  Выдвижение гипотезы, прогнозирование результатов исследования

Понятие о гипотезе. Целесообразность гипотезы в исследовательской работе. Когда гипотеза не нужна.

Практическая работа:

Игра-тренинг «Предположим, что…»

  1.  Выбор методики исследований

Практическая работа:

Знакомство со специальной литературой, содержащей различные методики исследований. Беседа «Как правильно выбрать методику исследования, где её найти».

Составление памяток по выбору методик исследований.

  1.  Организация и проведение исследований

Правила проведения исследований. Этапы проведения исследований. Характеристика этапов проведения исследований.

Практическая работа:

Составление индивидуального плана проведения исследовательской работы.

  1.  Анализ результатов исследований

Правила проведения анализа результатов исследований.

Практическая работа:

Игра-тренинг «У меня получилось…»

  1. Выводы и рекомендации по проведённым исследованиям

Практическая работа:

Беседа «Что такое «выводы», чем они отличаются от «рекомендаций»».

Составление выводов и рекомендаций по исследованиям на заданную тему.

  1. Правила оформления исследовательской работы

  1. Структура исследовательской работы 

Исследовательская работа, её структура.

Практическая работа:

Рассматривание готовых исследовательских работ, их структуры. Составление памятки по структуре исследовательской работы.

  1. Титульный лист

Значение титульного листа в исследовательской работе. Правила его оформления.

Практическая работа:

Составление титульного листа исследовательской работы

  1. Введение, пояснительная записка

Пояснительная записка или введение в исследовательской работе, их структура.

Практическая работа:

Запись схемы составления пояснительной записки исследовательской работы.

  1. Содержательная часть

Содержание исследовательской работы, структура содержательной части.

Практическая работа:

Составление схемы содержательной части исследовательской работы.

  1. Оформление практической части

Практическая часть исследовательской работы. Способы её оформления.

Практическая работа:

Рассматривание исследовательских работ с различным оформлением практической части: в виде таблицы, в виде описания, в виде фото альбома и т.д.

  1. Составление списка источников и литературы

Практическая работа:

 Беседа «Как правильно составить список литературы. Что такое ГОСТы, их требования к порядку оформления списка источников».

Составление списка источников и литературы на заданную тему, используя литературу, предложенную на занятии.

  1. Оформление приложений

«Приложения», их роль в оформлении исследовательской работы.

Практическая работа:

Знакомство с различными приложениями исследовательских работ составление перечня необходимых приложений к работе учащихся.

  1. Защита исследовательской работы

  1.  Подготовка к защите. Подготовка плана, текста доклада для выступления

Практическая работа:

Составление плана собственного выступления, разработка доклада.

  1.  Подготовка распечатанных текстов, изготовление макетов, схем, чертежей и т.д.

Практическая работа:

Компьютерный набор текста исследовательской работы, его распечатка. Оформление стендового доклада.

  1.  Подготовка презентации, изготовление слайдов

Практическая работа:

Работа в программе презентаций PowerPoint, составление слайд-презентации для защиты исследовательской работы на конференции или конкурсе.

  1.  Защита исследовательской работы, правила выступления

Правила выступления с исследовательской работой. Защита исследовательской работы. Понятия «регламент», «прения», «оппонирование».

Практическая работа:

Рассмотрение Положений различных конференций и конкурсов, составление памятки выступления. Репетиция выступления.

  1. Конкурсы, конференции

6.1.Участие в краеведческих конкурсах и конференциях, выступления с докладом о проделанной исследовательской работе

Практическая работа:

Выступления учащихся с исследовательской работой на городской конференции «Первые шаги в науку».

Участие в конференциях и конкурсах различного уровня (областных, региональных, всероссийских).

Методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплект

Для педагога:

№ п/п

Вид методической продукции

Название

Кол-во

1.

Методические рекомендации

«Организация и проведение краеведческой работы в туристских походах»

1шт.

«Оформление исследовательских работ учащихся для конкурсов и конференций школьников различного уровня»

1шт.

«Оформление учебно-исследовательской работы участника туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!»»

1шт.

2.

Презентации в программе PowerPoint

Исследовательская деятельность учащихся

1 шт.

Красная Книга Кемеровской области

1 шт.

3.

Лекционный материал

Стендовый доклад

1шт.

Полевые исследования в природе

1шт.

Методики исследований

1шт.

Темы исследовательских работ

1 шт.

Конкурсы и конференции исследовательских работ

1 шт.

Для детей:

№ п/п

Вид  продукции

Название

Кол-во

1.

Дидактический материал

Карточки – памятки полевых исследований

комплект

6 шт.

Карты Кемеровской области

комплект

6 шт.

Исследовательские работы учащихся

комплект архива библиотеки МКК

Коллекция минералов и горных пород

комплект

2.

Презентации в программе PowerPoint

Красная книга Кемеровской области

1 шт.

Гидрографические исследования участков рек Золотой Китат и Алчедат

1 шт.

Минералы и горные породы, образующие берега реки Золотой Китат

1 шт.

Зимующие птицы Кемеровской области

1 шт.

Метеорологические наблюдения в походе

1шт.

Физико-географическая характеристика района туристского похода

1шт.

3.

Справочные и учебные пособия

Атлас – определитель растений

1 шт.

Атлас – определитель птиц

1 шт.

Атлас облаков

1 шт.

Популярная энциклопедия растений

1 шт.

Популярная энциклопедия животных

1 шт.

Атлас Кемеровской области

3 шт.

«Зелёная аптека Кузбасса»

1 шт.

«Охотнику, рыболову туристу»

2 шт.

Перечень учебного материально-технического оборудования

п/п

Оборудование

Количество

1.

Микроскоп

1шт.

2.

Компьютер

7 шт.

3.

Мерный шест

2 шт.

4.

Барометр

2 шт.

5.

Термометр

5 шт.

6.

Верёвка

20м, 40 м, 60м

7.

Поплавки

40 шт.

8.

Секундомер

5 шт.

9.

Фотоаппарат

4 шт.

Мониторинг

по отслеживанию качества освоения учащимися содержания программы

Критерии оценки результатов обучения:

1.     Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт,  вывод, способ, метод.

2.     Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость.

3.     Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности:  постановка цели и формулирование задач исследований,  умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы.

4.     Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.

Оценка  уровня сформированных  компетенций

Ф.И. учащегося

Понятия

Причинно-следственные связи

Исследовательские умения

Создание проекта, исследовательской работы

Примечание

1

2

3

Оценка уровня сформированных компетенций определяется по 3-х бальной системе:

3-     умение полностью сформировано (высокий уровень)

2-     умение сформировано частично (средний уровень)

1-     умение сформировано частично (ниже среднего уровня)

0-     умение не сформировано

Требования к оценке видов деятельностей (компетенций):

3 – учащийся свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.

2 – учащийся свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1 – учащийся  знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.

0 – учащийся не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.

Список литературы для педагогов:

  1. Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью [Текст]/ Е.В. Баранова. - М.: Просвещение – 2004г.
  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
  3. Близняк, Е. В. Водные исследования [Текст] / Е. В. Близняк. – М.: Речиздат, 1952.– 205 с.
  4. Боголюбов, А.С.,Баслеров С.В. Описание и анализ геологического обнажения [Текст]:   методическое пособие/ А.С.Боголюбов, С.В.Баслеров. - М.: Экосистема, 1994.
  5. Богословский, Б. Б. Основы гидрологии суши [Текст] / Б. Б. Богословский. – Минск, 1974. – 273 с.
  6. Борзенко, В.И Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. [Текст]/В.И. Борзенко, А.С. Обухов.-  М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  7.  Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 45с.
  8. Зверева, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении [Текст]/ И.В. Зверева. – Волгоград: Издательский дом «Корифей», 2007.- 44с.
  9. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. -  Ижевск, 2001.
  10. Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области [Текст]: учебное пособие / А.И. Ильичёв, Л.И. Соловьёв. – АО Кемеровское книжное издательство, 1994.- 345с.Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
  11. Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах. Т. I. Теория и методика: Сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. 701 с. С. 262-268.
  12. Ионов, Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу [Текст]/ Ю.И. Ионов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство,1981.- 163с.
  13. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст]/ Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
  14. Катюшин, В.А., Мосин, С.И. Охотнику, рыбаку, туристу[Текст]: справочное пособие/ В.А.Катюшин, С.И. Мосин. - Кемерово: издательство «Притомское»,1998.- 78с.
  15. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках  [Текст]/ М.В. Кларин. - М., 1994. С. 84
  16. Кузина, В. М. Технология научного и учебного исследования [Текст]: учебное пособие/ В.М. Кузина. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.- 64с.
  17. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова// Учитель года Москвы.–Письмо. – 2004. № 2.-С.13-14.
  18. Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: Методический сборник/ А.В. Леонтович.-  М.: Народное образование, 2001. С. 33-37
  19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004.
  20. Малолетко, А.М. Введение в географическую ономастику [Текст] : Учебное пособие / А.М. Малолетко. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - 123с.
  21. Малолетко, А.М. Палеотопонимика [Текст]: учебное пособие / А.М. Малолетко.-  Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992.- 264 с.
  22. Маслов, А.Г., Константинов, Ю. С., Дрогов, И.А.  Полевые туристские лагеря [Текст]: учебно-методические пособие/ А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, И.А. Дрогов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 297с.
  23. Матяш, К.А. Проектная деятельность младших школьников [Текст]/ К.А. Матяш – М.: Вентана-Граф, 2002г.
  24. Образование: взгляд в будущее [Текст]: Сборник лучших работ участни-
    ков IV Всероссийского конкурса педагогов. - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010. 194 с.
  25. Оболенский, В. Н. Основы метеорологии [Текст] / В. Н. Оболенский. – М.-Л.: Сельхозгиз, 1957. – 371 с.
  26. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] А.С. Обухов.- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 224 с.
  27. Озеров, А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]: учебно-методическое издание / А. Г. Озеров. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 216 с.
  28.  Озерова, Л. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии [Текст] /Л. В. Озерова, К. В. Воркулов. – М.: ЦДЮТур, 1998. – С. 53-78.
  29. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков [Текст]: сборник нормативных документов / авторы-сост.: И.А Свиридова, Т.Н. Семенкова, Т.М. Борискина и др.;под общей ред. Н.Э. Касаткиной, И.В. Карнаевой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.-339с.
  30. Остапец, А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе [Текст]/ А. А. Остапец. – М.: Педагогика, 1985.  С.85
  31. «Отечество» [Текст]: Альманах. – М.: ФЦДЮТиК.
  32. Пидкасистый, П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.Н. Пидкасистый. –М.: Педагогика, 1980г.
  33. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст]/ А.Н. Поддъяков.-  М., 2000.
  34. Поспелов, Е. М. Туристу о географических названиях [Текст] / Е.М. Поспелов . - М.: Профиздат, - 192 с. - (Мир туристских интересов).
  35. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) [Текст] / под редакцией В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2011.
  36. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А. Разгатова // Известия Самарского научного центра РАН, 2006. № 3. С. 223-230.
  37. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
  38. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. 480 с.
  39. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/ А.И. Савенков.-  М.: Просвещение, 2006. 434 с.
  40. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
  41. Семёнова, Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст]/ Н.А. Семёнова// Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2 т. Т. 1. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. С. 58-61.
  42. Сиротин, В. И. Самостоятельные и практические работы по географии [Текст]: пособие для учителя / В. И. Сиротин. – М.: Просвещение, 1991. – С. 61-73.
  43. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие / Л.И. Соловьёв. – Кемерово:ОАО ИПП «Кузбасс»:ООО «Скиф», 2006.- 384с.
  44. Соловьёв, Л.И. Живи, Кузнецкая земля! [Текст]: методическое пособие по краеведению/Л.И. Соловьёв. -  Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1997.- 252с.
  45. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений [Текст] / Сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачёва. – Псков: - 2001.
  46. Тайны имён земли Кузнецкой [Текст] /автор-состав. В.  Шабалин.- Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат.-  1994.-315с.
  47. Теплов, Д. П. Туристско-экологическая тропа как форма общественно полезной деятельности школьников по изучению и охране природы [Текст]/ Д.П. Теплов. – М.: ЦДТЭС, Госкомобразования СССР, 1987.-67с.
  48. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст]/ В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
  49.  Туризм в Кузбассе. [Текст] :Учебное пособие/  Северный В. Я. (авт.-сост.) [и др.]. – Кемерово: ИПП «Кузбасс»:ООО «Скиф», 2009.- 244с.: [16л.]ил.
  50. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы [Текст]: Сб. статей/ – М.: ЦДЮТиК, 2012.
  51. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / Л.А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе.  - 2006.- № 4.- С. 14-22.
  52. Фисуненко, О.П., Пичугин, Б.В. Практикум по геологии [Текст]: учебное пособие для студентов пед.институтов/ О.П. Фисуненко, Б.В. Пичугин. – М.: «Просвещение», 1977.- 128с. с  ил.
  53. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст]/ И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.
  54. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей [Текст]/ Н.Б. Шумакова.- М.; Воронеж, 2004. С. 120.

Электронные ресурсы следующих сайтов:

  1. www.ecosystema.ru
  2. www.festival.1september.ru
  3. www.researcher.ru
  4. http://easyen.ru/load/biologija/fakultativy/programma_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_junyj_issledovatel/322-1-0-13340 
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Геология
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Минралогия
  7. www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/3-3-1.htm
  8. http://geo.kuzstu.ru/pages/stroenie.html
  9. http://www.kemrsl.ru/

Список литературы для детей и родителей:

  1. Величковский, Б.Т., Кирпичев, В.И., Суравегина, И.Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]:Учебное пособие/ Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина.- М.: Новая школа, 1997.
  2. Мажуга, П.М., Хрисанфова, Е.Н., От вероятного - к очевидному [Текст] / П.М. Мажуга, Е.Н. Хрисанфова - К.: Молодь, 1989.
  3. Нагорный, Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах  [Текст] / Б.А. Нагорный - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
  4. Популярная энциклопедия растений [Текст] /сост. Ю.И. Смирнов. Оформл. облож. А.С. Андреев.- СПб.: «МиМ – Экспресс», 1997. - 352. (Серия «Хочу всё знать»).
  5. Удивительная планета Земля [Текст] / под ред. Н. Ярошенко - ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,2003.
  6. Я познаю мир: Загадочные животные [Текст]: дет. энцикл / Н.Н. Непомнящий - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год

Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных сп...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»

Краткосрочная  дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...