Дополнительная общеразвивающая программа "Шаги в науку"
рабочая программа по теме
Дополнительная общеразвивающая программа индивидуальной работы с учащимися «Шаги в науку». Программа рассчитана на 1 год обучения, для учащихся 8-11 лет. Авторы-составители: Мигонькина З.Р., Чумкина С.И.,педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД "СЮТур" г.Анжеро-Судженска.
Дополнительная общеразвивающая программа индивидуальной работы с учащимися «Шаги в науку» представляет собой программу исследовательской деятельности с учащимися начальных классов. Программа рассчитана на 1 год обучения, для учащихся 8-11 лет.
Принципиальное отличие программы «Шаги в науку» от аналоговых заключается в том, что она унифицирована и позволяет педагогу заниматься с детьми любыми исследованиями, интересующими учащихся в определённый момент: географическими, историческими, литературными, экологическими, ботаническими и т.п.. Систематизированы и выделены тематические разделы программы.
Цель: формирование знаний и умений у учащихся, необходимых в проведении исследовательских работ, в подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа шаги в науку | 82.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Анжеро-Судженского городского округа
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»
Обсуждено на заседании методического совета МБОУ ДОД «СЮТур» протокол №__ от ______2015г. | Принято на заседании педагогического совета МБОУ ДОД «СЮТур» протокол №__ от ______2015г. | Утверждаю Директор МБОУ ДОД «СЮТур» Приказ № ___от_________2015г. __________________Е.Д.Цымбал |
Дополнительная
общеразвивающая программа
индивидуальной работы с учащимися
« Шаги в науку»
программа рассчитана на 1 год обучения
для учащихся 8-11 лет
Авторы-составители: Мигонькина З.Р.,
Чумкина С.И.,
педагоги дополнительного образования
Анжеро-Судженск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 | |
Учебно-тематический план | 6 | |
Содержание программы | 7 | |
Методическое обеспечение программы | 11 | |
Список литературы для педагогов | 14 | |
Список литературы для учащихся и родителей | 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа индивидуальной работы с учащимися «Шаги в науку» относится к программам туристско-краеведческой направленности, является модифицированной и построена на основе авторской программы С.Н. Мокеевой «Юный исследователь» и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2011.
Новизна программы «Шаги в науку» заключается в том, что изучение и освоение методики проведения исследовательской работы, рассчитаны на индивидуальное обучение учащихся начальной школы, а не среднего и старшего звена школы, как большинство подобных программ. Индивидуальный подход в обучении позволяет педагогу раскрыть возможности у учащихся значительно расширить и осознать свои знания и личный жизненный опыт, что способствует развитию креативности мышления.
Актуальность разработанной программы продиктована переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении, отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников и тем, что в последние годы появилось множество конкурсов и научно-практических конференций, где для участия приглашаются дети младшего школьного возраста, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью.
Отличительные особенности программы:
Принципиальное отличие программы «Шаги в науку» от аналоговых заключается в том, что она унифицирована и позволяет педагогу заниматься с детьми любыми исследованиями, интересующими учащихся в определённый момент: географическими, историческими, литературными, экологическими, ботаническими и т.п.. Систематизированы и выделены тематические разделы программы.
Цель: формирование знаний и умений у учащихся, необходимых в проведении исследовательских работ, в подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Задачи:
Обучающие
- расширять кругозор научных понятий у учащихся;
- формировать знания, умения и навыки по организации и проведению поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности;
- учить правилам и способам оформления результатов исследований;
Развивающие
- развивать навыки общения и коммуникации;
- развивать экологическую культуру и чувства ответственности за состояние окружающей среды;
- развивать самостоятельность, креативность мышления.
Воспитательные
- воспитывать ответственное отношение к выполнению самостоятельной исследовательской работы;
- формировать общественно активную личность;
Сроки и условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Шаги в науку» разработана для индивидуальной работы с учащимися 8-11 лет, проявляющими интерес к исследовательской деятельности, созданию исследовательских проектов и соответствует психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Учебный курс составляет 72 часа в год (36 учебных недель) по 2 академических часа в неделю.
Набор в кружок базируется исключительно на желании отдельных учащихся, занимающихся в кружках туристско-краеведческой направленности.
Занятия по данной дополнительной общеразвивающей программе индивидуальной работы с учащимися рассчитаны на численный состав от 2 до 6 человек.
Формы организации деятельности детей на занятиях: индивидуальная, групповая и коллективная практическая работа.
Формы проведения занятий: беседа, лекция, опыт, наблюдение, защита проектов, практическое занятие, презентация.
Широкое использование в программе «Шаги в науку» различных заданий, связанных с проведением разнообразных краеведческих наблюдений и опытов, с изучением многообразия методик исследований в различных отраслях науки (истории, географии, биологии, экологии) стимулирует развитие у младших школьников исследовательской активности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, способствует самоопределению и профориентации школьников.
Формы организации контроля выполнения учащимися программы «Шаги в науку»: наблюдения, собеседование.
Ожидаемые результаты обучения:
к концу учебного года учащиеся будут знать:
- понятия исследователя;
- правила юного исследователя;
- структуру учебно-исследовательской работы, проекта этапы и способы её создания;
- как выдвигать гипотезы и проверять их;
к концу учебного года учащиеся будут уметь:
- выполнять действия по организации исследовательской работы;
- задавать вопросы, искать ответы;
- различать понятия: предмет и объект;
- формулировать цель, планировать задачи;
- проводить посильные наблюдения, исследования и опыты, делать соответствующие выводы;
- осуществлять сбор информации из различных источников: библиотеки, музеи, архивы, справочники, энциклопедии, Интернет - ресурсы;
- применять теоретические знания в практической деятельности;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- защищать свои исследования перед сверстниками.
Формы оценки качества знаний: через создание учащимся исследовательской работы и участие в конкурсах (конференциях).
Практическая значимость программы выражается в возможности приобрести дополнительные знания в предметной области, активно развивать творческие способности, интеллектуальные и практические умения, системное мышление, получить навыки исследовательской работы и умения вести дискуссию защищать плоды своего интеллектуального труда. В коллективных проектах коллективный характер принимаемых решений научит навыкам общения и взаимодополняемости участников проекта.
Изучение данного курса тесно вязано с такими школьными дисциплинами, как окружающий мир, география, история, биология, литература, экология, краеведение.
В процессе учебной исследовательской краеведческой работы имеются большие возможности для учащихся в использовании различных методов исследований: работа с литературными источниками, наблюдение, описание, практические исследовательские действия, эксперимент и т.д.
Изучая те или иные явления, происходящие в обществе, в природе, проводя полевые исследования, наблюдения за теми или иными объектами и предметами, учащиеся приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях и событиях окружающей действительности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |||
всего | теор. | прак. | |||
1. Введение | 2 | 2 | - | ||
1.1. | Роль науки в жизни людей | 1 | 1 | - | |
1.2. | Исследовательская деятельность, её назначение и задачи | 1 | 1 | - | |
2. Виды исследовательских работ | 10 | 5 | 5 | ||
2.1. | Основные виды исследовательских работ | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | Доклад. Стендовый доклад | 2 | 1 | 1 | |
2.3. | Литературный обзор. Рецензия | 2 | 1 | 1 | |
2.4. | Научная статья. Научный отчёт | 2 | 1 | 1 | |
2.5. | Реферат. Проект | 2 | 1 | 1 | |
3. Основы проведения исследований | 20 | 8 | 12 | ||
3.1. | Теоретические методы исследований | 2 | 1 | 1 | |
3.2. | Практические методы исследований | 2 | 1 | 1 | |
3.3. | Виды информации, способы её получения | 2 | 1 | 1 | |
3.4. | Тема исследования, её выбор | 2 | 1 | 1 | |
3.5. | Постановка цели и задач исследования | 2 | 1 | 1 | |
3.6. | Выдвижение гипотезы, прогнозирование результатов исследования | 2 | 1 | 1 | |
3.7. | Выбор методики исследований | 2 | - | 2 | |
3.8. | Организация и проведение исследований | 2 | 1 | 1 | |
3.9. | Анализ результатов исследований | 2 | 1 | 1 | |
3.10 | Выводы и рекомендации по проведённым исследованиям | 2 | - | 2 | |
4. Правила оформления исследовательской работы | 14 | 6 | 8 | ||
4.1. | Структура исследовательской работы | 2 | 1 | 1 | |
4.2. | Титульный лист | 2 | 1 | 1 | |
4.3. | Введение, пояснительная записка | 2 | 1 | 1 | |
4.4. | Содержательная часть | 2 | 1 | 1 | |
4.5. | Оформление практической части | 2 | 1 | 1 | |
4.6. | Составление списка источников и литературы | 2 | - | 2 | |
4.7. | Оформление приложений | 2 | 1 | 1 | |
5. Защита исследовательской работы | 18 | 1 | 17 | ||
5.1 | Подготовка к защите. Подготовка плана, текста доклада для выступления | 6 | - | 6 | |
5.2 | Подготовка распечатанных текстов, изготовление макетов, схем, чертежей и т.д. | 4 | - | 4 | |
5.3 | Подготовка презентации, изготовление слайдов | 4 | - | 4 | |
5.4 | Защита исследовательской работы, правила выступления | 4 | 1 | 3 | |
6. Конкурсы, конференции | 8 | - | 8 | ||
6.1. | Участие в краеведческих конкурсах и конференциях, выступления с докладом о проделанной исследовательской работе | 8 | - | 8 | |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
Содержание программы
- Введение
- Роль науки в жизни людей.
Что такое наука, зачем она нужна людям.
- Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.
Понятие «исследовательская деятельность». Зачем нужны исследования, каковы их задачи.
- Виды исследовательских работ
- Основные виды исследовательских работ
Виды исследовательских работ: наблюдения, реферат, доклад, проект, опыт, эксперимент и т.д.
Практическая работа:
Составление таблицы-памятки «Виды исследовательских работ»
- Доклад. Стендовый доклад.
Понятия «Доклад», «Стендовый доклад». Их различия.
Практическая работа:
Схема составления стендового доклада.
- Литературный обзор. Рецензия
Понятие «литературный обзор». Понятие о рецензии.
Практическая работа:
Составление памятки «Правила составления литературного обзора». Знакомство с готовыми рецензиями на исследовательские работы, хранящиеся в библиотеке СЮТур.
- Научная статья. Научный отчёт
Понятия «статья», «научный отчёт», их сходство и различие.
Практическая работа:
Составление схемы – алгоритма написания статьи об исследовании.
- Реферат. Проект
Понятия «реферат», «проект». Порядок составления рефератов и проектов.
Практическая работа:
Составление небольшого реферата по заданной теме. Составление схемы проекта на заданную тему.
- Основы проведения исследований
- Теоретические методы исследований
Классификация методов исследования. Теоретические методы исследования.
Практическая работа:
Составление списка теоретических методов исследования, «словарик юного исследователя». Работа с литературой, интернет-ресурсами.
- Практические методы исследований
Разнообразие методов исследования. Практические методы исследования.
Наблюдение, сравнение, измерение, зарисовка, сбор материала, анализ, синтез, фото-, видео- съёмка и т.д.
Практическая работа:
Составление списка практических методов исследования.
- Виды информации, способы её получения
Визуальные способы получения информации; литературные источники, работа с книгой; аудио-информация; различные архивы; цифровые виды информационных источников и способы работы с ними; опросы, анкеты, воспоминания, правила их разработки и записи.
Практическая работа:
Составление памяток по правилам составления анкет и опросников. Знакомство с правилами записи воспоминаний в исследовательских работах.
- Тема исследования, её выбор
Требования к выбору темы исследования. Требования к формулировке темы исследования.
Практическая работа:
Игра-тренинг «Определи тему исследования по описанию»
- Постановка цели и задач исследования
Понятия «цель исследования» и «задачи исследования», их взаимосвязь.
Практическая работа:
Игра-тренинг «Сформулируй цель и задачи по заданной теме»
- Выдвижение гипотезы, прогнозирование результатов исследования
Понятие о гипотезе. Целесообразность гипотезы в исследовательской работе. Когда гипотеза не нужна.
Практическая работа:
Игра-тренинг «Предположим, что…»
- Выбор методики исследований
Практическая работа:
Знакомство со специальной литературой, содержащей различные методики исследований. Беседа «Как правильно выбрать методику исследования, где её найти».
Составление памяток по выбору методик исследований.
- Организация и проведение исследований
Правила проведения исследований. Этапы проведения исследований. Характеристика этапов проведения исследований.
Практическая работа:
Составление индивидуального плана проведения исследовательской работы.
- Анализ результатов исследований
Правила проведения анализа результатов исследований.
Практическая работа:
Игра-тренинг «У меня получилось…»
- Выводы и рекомендации по проведённым исследованиям
Практическая работа:
Беседа «Что такое «выводы», чем они отличаются от «рекомендаций»».
Составление выводов и рекомендаций по исследованиям на заданную тему.
- Правила оформления исследовательской работы
- Структура исследовательской работы
Исследовательская работа, её структура.
Практическая работа:
Рассматривание готовых исследовательских работ, их структуры. Составление памятки по структуре исследовательской работы.
- Титульный лист
Значение титульного листа в исследовательской работе. Правила его оформления.
Практическая работа:
Составление титульного листа исследовательской работы
- Введение, пояснительная записка
Пояснительная записка или введение в исследовательской работе, их структура.
Практическая работа:
Запись схемы составления пояснительной записки исследовательской работы.
- Содержательная часть
Содержание исследовательской работы, структура содержательной части.
Практическая работа:
Составление схемы содержательной части исследовательской работы.
- Оформление практической части
Практическая часть исследовательской работы. Способы её оформления.
Практическая работа:
Рассматривание исследовательских работ с различным оформлением практической части: в виде таблицы, в виде описания, в виде фото альбома и т.д.
- Составление списка источников и литературы
Практическая работа:
Беседа «Как правильно составить список литературы. Что такое ГОСТы, их требования к порядку оформления списка источников».
Составление списка источников и литературы на заданную тему, используя литературу, предложенную на занятии.
- Оформление приложений
«Приложения», их роль в оформлении исследовательской работы.
Практическая работа:
Знакомство с различными приложениями исследовательских работ составление перечня необходимых приложений к работе учащихся.
- Защита исследовательской работы
- Подготовка к защите. Подготовка плана, текста доклада для выступления
Практическая работа:
Составление плана собственного выступления, разработка доклада.
- Подготовка распечатанных текстов, изготовление макетов, схем, чертежей и т.д.
Практическая работа:
Компьютерный набор текста исследовательской работы, его распечатка. Оформление стендового доклада.
- Подготовка презентации, изготовление слайдов
Практическая работа:
Работа в программе презентаций PowerPoint, составление слайд-презентации для защиты исследовательской работы на конференции или конкурсе.
- Защита исследовательской работы, правила выступления
Правила выступления с исследовательской работой. Защита исследовательской работы. Понятия «регламент», «прения», «оппонирование».
Практическая работа:
Рассмотрение Положений различных конференций и конкурсов, составление памятки выступления. Репетиция выступления.
- Конкурсы, конференции
6.1.Участие в краеведческих конкурсах и конференциях, выступления с докладом о проделанной исследовательской работе
Практическая работа:
Выступления учащихся с исследовательской работой на городской конференции «Первые шаги в науку».
Участие в конференциях и конкурсах различного уровня (областных, региональных, всероссийских).
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплект
Для педагога:
№ п/п | Вид методической продукции | Название | Кол-во |
1. | Методические рекомендации | «Организация и проведение краеведческой работы в туристских походах» | 1шт. |
«Оформление исследовательских работ учащихся для конкурсов и конференций школьников различного уровня» | 1шт. | ||
«Оформление учебно-исследовательской работы участника туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!»» | 1шт. | ||
2. | Презентации в программе PowerPoint | Исследовательская деятельность учащихся | 1 шт. |
Красная Книга Кемеровской области | 1 шт. | ||
3. | Лекционный материал | Стендовый доклад | 1шт. |
Полевые исследования в природе | 1шт. | ||
Методики исследований | 1шт. | ||
Темы исследовательских работ | 1 шт. | ||
Конкурсы и конференции исследовательских работ | 1 шт. |
Для детей:
№ п/п | Вид продукции | Название | Кол-во |
1. | Дидактический материал | Карточки – памятки полевых исследований | комплект 6 шт. |
Карты Кемеровской области | комплект 6 шт. | ||
Исследовательские работы учащихся | комплект архива библиотеки МКК | ||
Коллекция минералов и горных пород | комплект | ||
2. | Презентации в программе PowerPoint | Красная книга Кемеровской области | 1 шт. |
Гидрографические исследования участков рек Золотой Китат и Алчедат | 1 шт. | ||
Минералы и горные породы, образующие берега реки Золотой Китат | 1 шт. | ||
Зимующие птицы Кемеровской области | 1 шт. | ||
Метеорологические наблюдения в походе | 1шт. | ||
Физико-географическая характеристика района туристского похода | 1шт. | ||
3. | Справочные и учебные пособия | Атлас – определитель растений | 1 шт. |
Атлас – определитель птиц | 1 шт. | ||
Атлас облаков | 1 шт. | ||
Популярная энциклопедия растений | 1 шт. | ||
Популярная энциклопедия животных | 1 шт. | ||
Атлас Кемеровской области | 3 шт. | ||
«Зелёная аптека Кузбасса» | 1 шт. | ||
«Охотнику, рыболову туристу» | 2 шт. |
Перечень учебного материально-технического оборудования
№ п/п | Оборудование | Количество |
1. | Микроскоп | 1шт. |
2. | Компьютер | 7 шт. |
3. | Мерный шест | 2 шт. |
4. | Барометр | 2 шт. |
5. | Термометр | 5 шт. |
6. | Верёвка | 20м, 40 м, 60м |
7. | Поплавки | 40 шт. |
8. | Секундомер | 5 шт. |
9. | Фотоаппарат | 4 шт. |
Мониторинг
по отслеживанию качества освоения учащимися содержания программы
Критерии оценки результатов обучения:
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод.
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость.
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: постановка цели и формулирование задач исследований, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы.
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.
Оценка уровня сформированных компетенций
№ | Ф.И. учащегося | Понятия | Причинно-следственные связи | Исследовательские умения | Создание проекта, исследовательской работы | Примечание |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Оценка уровня сформированных компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3- умение полностью сформировано (высокий уровень)
2- умение сформировано частично (средний уровень)
1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)
0- умение не сформировано
Требования к оценке видов деятельностей (компетенций):
3 – учащийся свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.
2 – учащийся свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.
1 – учащийся знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0 – учащийся не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.
Список литературы для педагогов:
- Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью [Текст]/ Е.В. Баранова. - М.: Просвещение – 2004г.
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
- Близняк, Е. В. Водные исследования [Текст] / Е. В. Близняк. – М.: Речиздат, 1952.– 205 с.
- Боголюбов, А.С.,Баслеров С.В. Описание и анализ геологического обнажения [Текст]: методическое пособие/ А.С.Боголюбов, С.В.Баслеров. - М.: Экосистема, 1994.
- Богословский, Б. Б. Основы гидрологии суши [Текст] / Б. Б. Богословский. – Минск, 1974. – 273 с.
- Борзенко, В.И Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. [Текст]/В.И. Борзенко, А.С. Обухов.- М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
- Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 45с.
- Зверева, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении [Текст]/ И.В. Зверева. – Волгоград: Издательский дом «Корифей», 2007.- 44с.
- Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск, 2001.
- Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области [Текст]: учебное пособие / А.И. Ильичёв, Л.И. Соловьёв. – АО Кемеровское книжное издательство, 1994.- 345с.Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
- Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах. Т. I. Теория и методика: Сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. 701 с. С. 262-268.
- Ионов, Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу [Текст]/ Ю.И. Ионов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство,1981.- 163с.
- Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст]/ Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
- Катюшин, В.А., Мосин, С.И. Охотнику, рыбаку, туристу[Текст]: справочное пособие/ В.А.Катюшин, С.И. Мосин. - Кемерово: издательство «Притомское»,1998.- 78с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]/ М.В. Кларин. - М., 1994. С. 84
- Кузина, В. М. Технология научного и учебного исследования [Текст]: учебное пособие/ В.М. Кузина. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.- 64с.
- Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова// Учитель года Москвы.–Письмо. – 2004. № 2.-С.13-14.
- Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: Методический сборник/ А.В. Леонтович.- М.: Народное образование, 2001. С. 33-37
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004.
- Малолетко, А.М. Введение в географическую ономастику [Текст] : Учебное пособие / А.М. Малолетко. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - 123с.
- Малолетко, А.М. Палеотопонимика [Текст]: учебное пособие / А.М. Малолетко.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992.- 264 с.
- Маслов, А.Г., Константинов, Ю. С., Дрогов, И.А. Полевые туристские лагеря [Текст]: учебно-методические пособие/ А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, И.А. Дрогов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 297с.
- Матяш, К.А. Проектная деятельность младших школьников [Текст]/ К.А. Матяш – М.: Вентана-Граф, 2002г.
- Образование: взгляд в будущее [Текст]: Сборник лучших работ участни-
ков IV Всероссийского конкурса педагогов. - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010. 194 с. - Оболенский, В. Н. Основы метеорологии [Текст] / В. Н. Оболенский. – М.-Л.: Сельхозгиз, 1957. – 371 с.
- Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] А.С. Обухов.- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 224 с.
- Озеров, А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]: учебно-методическое издание / А. Г. Озеров. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 216 с.
- Озерова, Л. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии [Текст] /Л. В. Озерова, К. В. Воркулов. – М.: ЦДЮТур, 1998. – С. 53-78.
- Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков [Текст]: сборник нормативных документов / авторы-сост.: И.А Свиридова, Т.Н. Семенкова, Т.М. Борискина и др.;под общей ред. Н.Э. Касаткиной, И.В. Карнаевой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.-339с.
- Остапец, А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе [Текст]/ А. А. Остапец. – М.: Педагогика, 1985. С.85
- «Отечество» [Текст]: Альманах. – М.: ФЦДЮТиК.
- Пидкасистый, П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.Н. Пидкасистый. –М.: Педагогика, 1980г.
- Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст]/ А.Н. Поддъяков.- М., 2000.
- Поспелов, Е. М. Туристу о географических названиях [Текст] / Е.М. Поспелов . - М.: Профиздат, - 192 с. - (Мир туристских интересов).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) [Текст] / под редакцией В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2011.
- Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А. Разгатова // Известия Самарского научного центра РАН, 2006. № 3. С. 223-230.
- Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. 480 с.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/ А.И. Савенков.- М.: Просвещение, 2006. 434 с.
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
- Семёнова, Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст]/ Н.А. Семёнова// Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2 т. Т. 1. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. С. 58-61.
- Сиротин, В. И. Самостоятельные и практические работы по географии [Текст]: пособие для учителя / В. И. Сиротин. – М.: Просвещение, 1991. – С. 61-73.
- Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие / Л.И. Соловьёв. – Кемерово:ОАО ИПП «Кузбасс»:ООО «Скиф», 2006.- 384с.
- Соловьёв, Л.И. Живи, Кузнецкая земля! [Текст]: методическое пособие по краеведению/Л.И. Соловьёв. - Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1997.- 252с.
- Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений [Текст] / Сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачёва. – Псков: - 2001.
- Тайны имён земли Кузнецкой [Текст] /автор-состав. В. Шабалин.- Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат.- 1994.-315с.
- Теплов, Д. П. Туристско-экологическая тропа как форма общественно полезной деятельности школьников по изучению и охране природы [Текст]/ Д.П. Теплов. – М.: ЦДТЭС, Госкомобразования СССР, 1987.-67с.
- Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст]/ В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
- Туризм в Кузбассе. [Текст] :Учебное пособие/ Северный В. Я. (авт.-сост.) [и др.]. – Кемерово: ИПП «Кузбасс»:ООО «Скиф», 2009.- 244с.: [16л.]ил.
- Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы [Текст]: Сб. статей/ – М.: ЦДЮТиК, 2012.
- Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / Л.А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 4.- С. 14-22.
- Фисуненко, О.П., Пичугин, Б.В. Практикум по геологии [Текст]: учебное пособие для студентов пед.институтов/ О.П. Фисуненко, Б.В. Пичугин. – М.: «Просвещение», 1977.- 128с. с ил.
- Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст]/ И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.
- Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей [Текст]/ Н.Б. Шумакова.- М.; Воронеж, 2004. С. 120.
Электронные ресурсы следующих сайтов:
- www.ecosystema.ru
- www.festival.1september.ru
- www.researcher.ru
- http://easyen.ru/load/biologija/fakultativy/programma_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_junyj_issledovatel/322-1-0-13340
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Геология
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Минралогия
- www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/3-3-1.htm
- http://geo.kuzstu.ru/pages/stroenie.html
- http://www.kemrsl.ru/
Список литературы для детей и родителей:
- Величковский, Б.Т., Кирпичев, В.И., Суравегина, И.Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]:Учебное пособие/ Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина.- М.: Новая школа, 1997.
- Мажуга, П.М., Хрисанфова, Е.Н., От вероятного - к очевидному [Текст] / П.М. Мажуга, Е.Н. Хрисанфова - К.: Молодь, 1989.
- Нагорный, Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах [Текст] / Б.А. Нагорный - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
- Популярная энциклопедия растений [Текст] /сост. Ю.И. Смирнов. Оформл. облож. А.С. Андреев.- СПб.: «МиМ – Экспресс», 1997. - 352. (Серия «Хочу всё знать»).
- Удивительная планета Земля [Текст] / под ред. Н. Ярошенко - ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,2003.
- Я познаю мир: Загадочные животные [Текст]: дет. энцикл / Н.Н. Непомнящий - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год
Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию творческих и коммуникативных сп...
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...