Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»
рабочая программа (8 класс)

Никифорова Мария Алексеевна

Краткосрочная  дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika-8_2.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Краткосрочная  дополнительная

общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Наука измерять»

16 часов
(срок реализации программы)

14 – 15 ЛЕТ

(возраст обучающихся)

 

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Пояснительная записка

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естесвеннонаучной направленности «Наука измерять» является модифицированной и разработана на основании:

- статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);

- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные Министерством  образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;

- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);

- СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных 04.07.14№41.

- Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ  МОУ Ясашно – Ташлинчкой СОШ.

- Устава  МОУ Ясашно – Ташлинской СОШ

  В последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции: личностной ориентации образования, индивидуализация образовательных траекторий учеников, творческая и развивающая направленности обучения, компьютеризация учебного процесса. Школьник должен овладеть теперь не только базовыми знаниями, но и в большей мере, чем прежде, умениями и способами деятельности.

На данном этапе диагностика обучения становится обязательным компонентом учебного процесса: ведь с помощью ее определяют достижение поставленных целей, результаты образовательной деятельности учащихся, необходимость анализа и корректировки знаний и умений. Она позволяет накопить важные статистические данные, в том числе связанные с прогнозированием дальнейшего развития  школьников.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение образовательного процесса.

Для развития учащихся педагогу нужно иметь информацию о том, как ребята

  • воспринимают  материал (получение первичной информации: от него зависят последующие этапы);
  • понимают материал;
  • запоминают его.

Обычно в современной практике учителя используют другие виды контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • повторный.

Идеям контроля восприятия, понимания, запоминания может служить и решение задач, выступающее как одна из форм диагностики знаний и умений школьников.

Проверить умения воспринимать информацию можно, если проследить:

  • как учащиеся разбираются в том, что дано в условии, представленном текстом, графиком, рисунком;
  • способны ли они пересказать своими словами условие задачи;
  • могут ли учащиеся интерпретировать информацию в виде графика или чертежа;
  • могут ли закодировать условие с помощью набора физических символов, обозначающих физические величины.

Судить о понимании физических процессов можно по :

  • умению применять законы физики для рассмотрения конкретных физических явлений, о которых идет речь в задаче;
  • умению выбрать путь решения задачи и определить, какие именно физические законы описывают рассматриваемое явление.

О понимании материала можно судить по умениям, которые присутствуют при решении задач:

  • умение сделать и обосновывать идеализацию изучаемого процесса;
  • выявить частные и предельные случаи, для которых ответ либо очевиден, либо может быть получен сразу;
  • найти аналогию с другими задачами и сравнить методы их анализа;
  • оценить полученный ответ, обсудить его реальность;
  • представить результат в более удобном и наглядном виде.

Можно сказать, что учить понимать физику через задачи – это значит учить решать задачи. Поэтому самый эффективный способ научить решать задачи – это просто показывать, как они решаются, а самый эффективный способ научиться решать задачи – это их решать.

Но не у всех получается «просто решать» задачи. Поэтому можно начать с изучения решений задач и разобраться на примерах, как это делается.

Данная программа внеурочных занятий способна к развитию и повышению интереса учащихся к изучению физики. Программа  позволяет сформировать у школьников умение работать в команде и добывать нужную информацию.

Цель внеурочной программы: познакомить с примерами  решений ключевых задач, сформировать умение применять их при изучении физических явлений.

Задачи программы:

  • выработать осознанные подходы к выполнению разного рода заданий, относящихся к курсу физики;
  • развить интерес к учебному предмету «физика»;
  • сформировать важные общеучебные умения и элементы культуры умственного труда.

Программа рассчитана на 16 часов.

Содержание программы

  1. Введение – 2 часа.
  2. Механическое движение – 4 часа.
  3. Взаимодействие тел – 4 часа.
  4. Механические волны. Звук – 3 часа.
  5. Световые явления – 3 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Введение.

Цель изучения – формирование у школьников представлений о том, какие методы используют при изучении физики и астрономии.

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: длина, температура, время, масса;
  • единицы этих величин;
  • методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.

Воспроизводить:

  • определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы прибора, гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;

На уровне понимания

Приводить примеры:

  • связи между физическими величинами, физических теорий.

Объяснять:

  • существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
  • использовать логические операции при описании процесса изучения физических величин.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

  • полученные при изучении темы знания, применять при решении задач.

2. Механическое движение.

Цель изучения – формирование  знаний об основных понятиях механики.

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их обозначения: путь, время, скорость, средняя скорость;
  • единицы перечисленных выше величин;

Воспроизводить:

  • определения понятий: механическое движение, равномерное движение, путь, скорость, средняя скорость;
  • формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости;
  • графики зависимости: пути равномерного движения от времени.

На уровне понимания

Объяснять:

  • векторный характер скорости равномерного движения;
  • возможность графической интерпретации механического движения.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • определять неизвестные величины, входящие в формулы скорости равномерного движения и средней скорости;
  • записывать уравнения по графику зависимости пути равномерного движения от времени.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

  • планировать поиск решения задач;
  • отыскивать способ проверки решения проблемы.

3. Взаимодействие тел.

Цель изучения – формирование знаний о законах механики.

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: ускорение, масса, плотность, сила, вес тела, энергия;
  • единицы перечисленных выше величин;

Воспроизводить:

  • определения понятий: масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия;
  • формулы: плотности вещества, силы, силы трения скольжения, силы тяжести, силы упругости, работы, мощности;
  • графики зависимости: силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
  • закон всемирного тяготения.

На уровне понимания

Объяснять:

  • физические явления: взаимодействие тел, явление инерции;
  • сложение сил, действующих на тело.

Понимать:

  • массу как меру инертности тела;
  • силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
  • энергию как характеристику способности тела совершать работу;
  • существование границ применимости закона всемирного тяготения.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • записывать уравнения по графикам зависимости: силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления.

Применять:

  • изученные законы и уравнения к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

  • знания на теоретическом уровне.

Уметь:

  • планировать поиск решения задачи;
  • отыскивать способы решения задач.

4. Механические волны. Звук.

Цель изучения – сформировать у школьников представление об источниках и условиях распространения звуковых колебаний.

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: смещение, амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны;
  • единицы выше указанных величин;
  • диапазон частот звуковых колебаний.

Воспроизводить:

  • определения понятий: смещение, амплитуда, период, частота, длина волны;
  • формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука;

 На уровне понимания

Объяснять:

  • процесс распространения звука в среде;
  • происхождение эха.

Понимать:

  • характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;
  • источником звука является колеблющееся тело;
  • характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;
  • зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • вычислять неизвестные величины, входящие в формулы длины волны, скорости звука;

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

  • знания о свойствах звука;

Сравнивать:

  • механические и звуковые волны.

5. Световые явления.

Цель изучения – сформировать знания по геометрической оптике.

На уровне запоминания

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: фокусное расстояние, оптическая сила линзы, увеличение оптических приборов;
  • единицы выше перечисленных величин;
  • естественные и искусственные источники света;
  • основные точки и линии линзы;
  • оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, лупа, очки;

Распознавать:

  • естественные и искусственные источники света;
  • лучи падающий, отраженный, преломленный;
  • углы падения, отражения, преломления;

Воспроизводить:

  • формулу оптической силы линзы;
  • законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света;
  • принцип обратимости световых лучей.

Описывать:

  • наблюдаемые световые явления;
  • особенности изображения предмета в линзе;
  • строение глаза и его оптическую систему.

На уровне понимания

Объяснять:

  • физические явления: образование тени и полутени;
  • ход лучей в линзе;
  • ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;
  • зависимость размеров изображения от угла зрения;
  • увеличение угла зрения с помощью лупы.

Понимать:

  • границы применимости закона прямолинейного распространения света;
  • зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;
  • принцип устройства калейдоскопа.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления при решении задач;
  • строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой;
  • определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.

На уровне применения в нестандартных ситуациях.

Сравнивать:

  • оптические приборы и ход лучей в них.

Устанавливать аналогию:

  • между строением глаза и устройством фотоаппарата.

Использовать:

  • методы научного познания при решении задач на закон прямолинейного распространения света, закон отражения света и закон преломления света.

Эффективность и результативность данной программы внеурочной

деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных

мероприятий;

  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность

участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;

  • широкое использование методов педагогического стимулирования

активности учащихся;

  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и

уровнем овладения физикой и математикой.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 1. Введение (2часа)

№ недели

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид деятельности

1/1

Физика и физические методы изучения природы

Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые. Физические величины. Измерение  физических величин. Погрешность измерения, цена деления прибора.

Называть/воспроизводить: физические величины: длина, время, масса, температура;  определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора.

Уметь/обобщать: вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; обобщать на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы.

Измерение расстояний, температуры и времени. Определять цену деления прибора.

2/2

Строение вещества

Делимость вещества. Молекулы. Взаимодействие  и движение молекул.

Называть/воспроизводить: понятия: молекула вещества, делимость вещества.

Уметь объяснять взаимодействие молекул и приводить примеры опытов деления вещества.

Выполнение опытов по обнаружению сил притяжения и отталкивания между молекулами.

2. Механическое движение (4 часа).

№ недели

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид деятельности

3/1

Механическое движение и его виды.

Поступательное, вращательное, колебательное движение.

Называть/воспроизводить: понятие механического движения, виды механического движения, физические приборы: спидометр.

Уметь классифицировать различные виды механического движения;  решать задачи

4/2

Относительность механического движения.

Тело отсчета, система отсчета, сложение скоростей.

Уметь: вычислять скорость тела, а также объяснять на примерах относительность движения.

Расчет скорости, пути и времени движения.

5/3

Траектория. Путь.

Траектория движения. Пройденный путь. Условное обозначение пути, способы измерения.

Воспроизводить: определения понятий: траектория, путь. Уметь: вычислять путь и находить траекторию.

Расчет пути, скорости, времени движения.

6/4

Равномерное движение.

Равномерное прямолинейное движение, скорость равномерного движения, график зависимости скорости равномерного движения от времени.

Воспроизводить: определение понятия равномерного движения. Уметь приводить примеры равномерного движения, а также объяснять опыты описывающие равномерное движение.

Решение задач.

3. Взаимодействие тел (4 часа).

№ недели

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид деятельности

7/1

Инерция.

Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции.

Уметь объяснять причину изменения скорости тел; воспроизводить определение инерции, а также формулировку закона инерции.

Решение качественных задач.

8/2

Понятие о взаимодействии. Масса.

Взаимодействие тел. Сравнение масс двух тел при взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.

Объяснять взаимодействие тел; понимать массу как меру инертности тела; воспроизводить определение массы.

9/3

Плотность.

Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.

воспроизводить определение плотности, формулу для вычисления плотности вещества; уметь вычислять неизвестные величины, входящие в формулу для вычисления плотности вещества.

Практикум решения задач.

10/4

Сила тяжести.

Сила тяжести – причина взаимодействия с Землей. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение  свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне.

Воспроизводить определение силы тяжести, формулу силы тяжести. Понимать силу тяжести как меру взаимодействия тела с Землей. Уметь определять неизвестные величины, входящие в формулу силы тяжести.

Решение задач.

22/12

Блоки.

Блок. Подвижный и неподвижный блок. Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии).

Воспроизводить определение блока, неподвижного и подвижного блоков; уметь решать задачи используя правило равновесия рычага.

Изучить условие равновесия рычага.

4. Механические волны. Звук. (3 часа).

№ недели

№ урока

Тема урока

 Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид деятельности

11/1

Механические волны.

Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн.

Сравнивать механические и звуковые волны.

12/2

Скорость волны

Скорость волны. Формула для скорости волны.

Уметь вычислять неизвестные величины, входящие в формулу длины волны.

Индивидуальная работа

13/3

Звук.

Колеблющееся тело – источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека. Скорость распространения звука, ее зависимости от свойств среды и от температуры.

Уметь вычислять неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука. Обобщать знания о свойствах звука.

Групповая работа.

5. Световые явления (3 часа).

№ недели

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид деятельности

14/1

Прямолинейное распространение света.

Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград малых размеров. Закон прямолинейного распространения света.

Уметь применять знание закона прямолинейного распространения при объяснении явлений; понимать границы применимости закона прямолинейного распространения света; называть условия применимости закона прямолинейного распространения света.

Работа в парах.

15/2

Тени, полутени.

Образование тени. Образование полутени. Солнечное и лунное затмение.

Объяснять образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения

Работа в граппах.

16/3

Отражение света.

Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей.

Распознавать лучи падающий, отраженный, углы падения и отражения. Воспроизводить закон отражения света. Уметь применять знания закона отражения при объяснении явлений.

Решение задач.

Список литературы

Литература для учащихся.

1. Учебник Физика 8 класс /Н.С. Пурыщева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2013.

2. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

3. Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7 – 9 классы. – М .: ИЛЕКСА, 2014. – 208 с.

4. Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат Задачи по физики для основной школы с примерами решений. 7 – 9 классы. – М .: ИЛЕКСА, 2014.

5. Куперштейн Ю.С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8 классы. 3-е изд.перераб. и доп. – СПб.: БХВ – Петербург, 2013.

6. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге. – М.: Наука, 1985.

7. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике /

В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

8. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? / Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1992.

Литература для учителя.

1. Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике / А.В. Аганов. – М .: Дом педагогики, 1998.

2. Кабардин О.Ф. Задачи по физике / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман. – М .: Дрофа, 2007.

3. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи – парадоксы и софизмы по физике / М. Е. Тульчинский. – М.: Просвещение, 1971.

4. Черноуцан А. И. Физика: задачи с ответами и решениями / А. И. Черноуцан. – М.: Высшая школа, 2003.

5. Научно – методический журнал Физика в школе №8 2005.

6. Журнал Физика. Все для учителя! №8 (44) август 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"

Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей)  программы естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений»...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "От ремесла к науке"

Актуальность программы обусловлена анализом результатов опроса школьников 1-9 классов, проведенного педагогом данной программы в 2019 году, который показал, что программа кулинарной направленности вос...