Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Сам себе редактор" редакции школьной газеты "Диалог"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_do_sotsialno-pedagogicheskoy_napravlennosti_sam_sebe_redaktor.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования «Холмский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
«Согласовано» Рекомендована «Утверждаю»
Зам. директора по ВР экспертным советом Директор МБОУ СОШ №8
______________ Протокол №1 __________________
Юркина И.Г. Симакова В.А.
от 03 сентября 2014 г. от 04. 09. 2014г. 04 сентября 2014 г.
Рабочая программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«Сам себе редактор»
редакции школьной газеты «Диалог»
Возрастной состав
обучающихся: 10 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Кожухова Г.Н.
2014 - 2015
- Пояснительная записка
Согласно новым образовательным стандартам ведущей задачей образования становится обеспечение конкурентноспособности личности школьника, для чего важно развитие речи во всех её функциях и формах.
Общение – важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая, как воздух, вода. В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности: информацией, чувствами. Представитель любой сферы человеческой деятельности, независимо от должности, места работы или учёбы, должен быть профессионалом в общении.
Способствовать развитию конкурентноспособных качеств (проявлению активности, инициативы, самостоятельности и т.д.) будет выпуск в образовательном учреждении школьного печатного издания. Через создание средства массовой информации – школьной газеты – перед учащимися откроются хорошие возможности для развития творческих способностей, адаптации в современном мире, проверки своих профориентационных устремлений, утверждения в сделанном выборе, овладения способами делового взаимодействия.
Данная программа адаптирована к условиям и деятельности школы.
Школьный печатный орган предназначен для воспитания творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Издание и выпуск газеты направлен на реализацию целей профильного обучения 2 и 3 ступеней. Школьная газета ориентирована на школьников, учителей, родителей. Газета предоставляет актуальную информацию о событиях школьной жизни, знакомит читателей с проблемами школы, организует дискуссии по этим проблемам.
Актуальность программы состоит в том, чтобы на страницах районных газет освещать наиболее интересные страницы жизнедеятельности школы, успехи в учебной, творческой и спортивной деятельности. Используя такие жанры журналистики, как репортаж, интервью, очерк, заметка и т.д., рассказывать о значимых событиях, интересных мероприятиях, проводимых в ученическом и педагогическом коллективах, готовить материалы о лучших учениках и учителях школы №8, т.е. пропагандировать всё лучшее, что создано за многие годы функционирования школы.
Доминирующей идеей проекта является интеллектуальное развитие учащихся и практическое использование способностей учащихся при создании модели газеты.
Цели программы:
- Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста;
- обучение сознательному выбору именно таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего или пишущего;
- расширение речевого опыта учащегося в разных речевых сферах;
- овладение конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;
- обучение сбору разнообразной информации, подготовка статей, очерков, заметок, репортажей, интервью, сотрудничество с представителями районной прессы;
- обучение приёмам вёрстки газетной страницы;
- правильно корректировать тексты, отвечать за правильность, актуальность и достоверность подготовленного материала.
В ходе достижения целей решаются следующие задачи:
- выявлять уровень коммуникативных навыков у детей;
- дать возможность «переключаться» учащимся из одной речевой сферы в другую, что позволит учащимся сопоставлять речевые жанры, языковые средства, стратегии и тактики и выработает гибкость в применении речевых стратегий;
- формировать характер журналиста-репортера, а также его эстетические и нравственные качества;
- расширять кругозор подростков, учить их замечать интересные подробности ежедневной жизни;
- воспитывать у подростков чувство патриотизма
- использовать тексты современной периодики, публицистики, школьные документы и т. д.;
- пропагандировать жизнь и деятельность ученического и педагогического коллективов;
.
Режим организации занятий.
Программа разработана объемом на 34 часа (1 час в неделю), 1 раз в неделю. Занятия проходят согласно расписанию. Посещаемость участников и прохождение программы фиксируется в журнале.
Прогнозируемые результаты
Программа предполагает дальнейшее развитие у школьников самостоятельного и образного мышления, эмоциональной отзывчивости, повышение речевой и письменной грамотности, приобретение навыков работы журналиста.
Они должны научиться:
- пользоваться справочной литературой и словарями;
- соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
- делать лингвосмысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;
- рецензировать тексты разных жанров;
- применять различные виды правки текста;
- готовить примерный макет газеты.
- Учебно-тематический план
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Уровень часов в неделю | Количество часов в год |
45 минут | 1 раз | 1 час | 34 |
Тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Теоретических часов | Практических часов |
1 | Введение в изучаемый предмет | 1 | ||
2 | Последовательная разработка модели стенгазеты. Определение жанра рубрики. | 4 | 2 | 2 |
3 | Источники информации. Способы сбора и анализ информации. | 2 | 2 | |
4 | Жанр газеты: интервью, опрос, репортаж. Сатирические жанры: фельетон, юмореска. Зарисовки: пейзаж, очерк. Создание и размещение тематических блоков. | 8 | 4 | 4 |
5 | Иллюстрации и фотографии в газете. Совершенствование дизайна. | 6 | 2 | 4 |
6 | Отчеты и самоанализ. Оценка результатов. Коллективная оценка. Учет креативности. Самоанализ. | 7 | 3 | 4 |
7 | Этика речевого этикета. Культура речи. Информационная осведомленность в различных источниках, в том числе и в непосредственном общении детей и взрослых. | 6 | 2 | 4 |
Календарно - тематическое планирование
Сентябрь | Корректировка плана работы на год. Основные понятия газетного жанра. Корректировка группы детей для работы в редакции. Распределение обязанностей. Название рубрик. Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 57. |
Октябрь | Анализ проделанной работы. Коррективы. Самоанализ проделанной работы. Способы сбора материала. Информационность. Обмен опытом. Дружеские советы. Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 58. |
Ноябрь | Жанры газеты Экспертные исследования проделанной работы. Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 59. |
Декабрь | Иллюстрации и фотографии в газете. Использование собственных материалов. Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 60. |
Январь | Этика юного корреспондента. Самоанализ. Ценное и интересное в газете. Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 61. |
Февраль | Совершенствование дизайна. Умение отвечать на вопросы и задавать их корректно. Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 62. |
Март | Практическая ценность проекта. Своя точка зрения. Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 63. |
Апрель | Анализ проделанной работы. Коррективы. Самоанализ проделанной работы. Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 64. |
май | Темы статей. Правила при написании статей. Подбор материала. Редактирование: «Диалог» № 65. Подведение итогов. Доклад о проделанной работе главного редактора. Обсуждения и предложения. |
- Содержание программы
- Введение в изучаемый предмет.
Знакомство с курсом программы. Составление плана работы на год.
- Последовательная разработка модели стенгазеты.
Знакомство с газетной полосой, правилами её заполнения Понятие шрифтов, заголовков, рубрик. Определение жанра рубрики.
- Источники информации.
Способы сбора и анализ информации. Сообщение о школьном мероприятии. Репортаж с урока, классного часа. Интервью с интересным человеком. Подготовка новостей из жизни класса, школы. (Тема, дата, место проведения. Цель проведения. Рассказ о выступивших гостях). Государственные праздники в газете. Стихи. Поэтическая страничка.
- Жанр газеты.
Интервью, опрос, репортаж. Сатирические жанры: фельетон, юмореска. Зарисовки: пейзаж, очерк. Создание и размещение тематических блоков.
Отчет – информационный жанр, констатирующий, главным образом, ход собрания, конференции. (Кто выступил, что было сказано).
Новость – свежая информация, сообщение о самых последних событиях, информация о человеке, факте, событии, проблеме – обо всем том, к чему стоит привлечь внимание.
Репортаж: дает наглядное представление о происшедшем на глазах репортера. Событийный и тематический.
Интервью, беседа: предполагает наличие конкретного собеседника.
Обозрение: чаще всего в этом жанре выступают авторы, пишущие на темы литературы, искусства. Дается оценка предлагаемых вниманию читателей произведений, и это служит эстетическому воспитанию аудитории. Разновидность обозрения – обзор писем или свежих поступлений в школьную библиотеку.
Статья: публицистический жанр, в котором осмысливается жизнь на основе множества фактов, явлений, высказываний.
Очерк: ставит своей целью исследовать личность в ее изменениях, становлении взглядов.
Зарисовка: воспроизводит детали и подробности события, явления, впечатления автора от увиденного или узнанного в процессе участия.
Фельетон. Сатирическое описание факта, проблемы, ситуации с активным использованием иносказания, гиперболы.
- Иллюстрации и фотографии в газете. Совершенствование дизайна. Необходимость иллюстративного материала в газете, его содержание, соответствие заявленной теме, объём.
- Отчеты и самоанализ. Оценка результатов. Коллективная оценка. Учет креативности. Самоанализ.
- Этика речевого этикета. Культура речи. Информационная осведомленность в различных источниках, в том числе и в непосредственном общении детей и взрослых.
IV. Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает использование различных форм работы:
1. Мероприятия (беседы, лекции, дискуссии).
2. Игры (на сплочение, выявление индивидуальных особенностей,
сюжетно-ролевые).
3. Творческие дела.
4. Анализ собранной информации, её корректировка и вёрстка,
оформление.
5. Связь с СМИ.
6. Проектная деятельность.
Условия реализации программы
Условием реализации программы является наличие
- кабинета, оборудованного специальной техникой (компьютер, принтер А-3, компьютерная программа для вёрстки газеты, фотоаппарат, бумага и т.д.);
- методической литературы для учителя и ученика.
- Список литературы
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,1993.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989
3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986
4. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.
6. Орфографический словарь русского языка. М., 1991.
7. Пособие по обучению профессиональной речи. М., 1991.
8. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. М., 1985-1990
9. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: словарь-справочник. Л., 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Образовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности « Через решение задач к математическим открытиям»
Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Англо-язычный мир. Семья и друзья» (9-10 лет)
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Англо-язычный мир. Семья и друзья» разработана для обучения учащихся 3 класса (возрастная катего...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Риторика" для 2-5 классов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Риторика» относится к социально-педагогической направленности. Данная программа позволит детям 8-12 лет усвоить системы базовы...