Дополнительная общеобразовательная программа "Школа Мастеров"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Школа Мастеров" художественной направленности, разработана на два года обучения. Содержит пояснительную записку, УТП, содержание программы, приложения, КТП 1 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_shkola_masterov.docx | 100.01 КБ |
ktp_shkola_masterov.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
отделение дополнительного образования детей
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы с. Елховка муниципального района Елховский Самарской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ с.Елховка
______________ О.Г.Свиридова
______________
Программа принята на основании
решения педагогического совета
Отделения дополнительного
образования детей
Протокол № __от «___»_____2015г.
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Школа Мастеров»
Возраст детей: 11-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор:
Наврузбекова Наталия Борисовна,
педагог дополнительного образования
ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка
Елховка, 2015
Оглавление
- Пояснительная записка.
1.1. Нормативно-правовая база для разработки и реализации программы.. 3
1.2. Введение………………………………………………………………….4
1.3. Новизна программы……………………………………………………..5
1.4. Отличительные особенности……………………………………………5
1.5. Актуальность…………………………………………………………….5
1.6. Педагогическая целесообразность………………………………………6
1.7. Цель и задачи……………………………………………………………..6
1.8. Возраст детей……………………………………………………………..8
1.9. Сроки реализации………………………………………………………..8
1.10. Формы и методы работы………………………………………………9
1.11. Ожидаемые результаты…………………………………………………9
1.12. Критерии и способы определения результативности………………..13
1.13. Формы подведения итогов реализации программы………….………14
- Учебно-тематический план.
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения…………………15
2.2. Учебно-тематический план второго года обучения………………….15
- Содержание программы.
3.1. Содержание программы первого года обучения…………………….15
3.2. Содержание программы второго года обучения…………………….18
- Методическое обеспечение программы.
4.1. Материально-техническое обеспечение……………………………….20
4.2. Учебно-методическое обеспечение…………………………………….21
- Список литературы…………………………………………………………21
- Приложения к программе.
6.1. Воспитательная работа…………………………………………………25
6.2. Методики диагностики личностного развития обучающихся………28
1. Пояснительная записка
1.1.Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта школьного образования» (зарегистрировано в Минюст России 14 ноября 2013 г. № 30384).
- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №ВК-843/07 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения».
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в редакции от 07.02.2011г.
- Федеральный закон № 124_ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. (в редакции от 17.12.2009)
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 997-р)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей – СанПиН 2.4.4.3172-14
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
- Стратегия социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»);
- Послание губернатора Самарской области Губернской Думе.
1.2. Введение.
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа Мастеров» имеет художественную направленность. В последние годы в образовательной политике России наметились существенные положительные изменения, в центре внимания оказывается деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в социокультурной среде, ее практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем мире. В Государственном стандарте общего образования отмечено, что «суть этих изменений — обеспечение наибольшей личностной направленности образования, его дифференциации и индивидуализации».
Проблема художественно-эстетического воспитания на современном этапе представляет одну из главных задач всего педагогического процесса, включая художественное образование и развитие творческих способностей обучающихся. Возросла необходимость в формировании и целенаправленном развитии личности подростка, способного понимать, эстетически оценивать и творчески преобразовывать в своей практической деятельности окружающий мир.
В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Программа «Школа Мастеров» является попыткой посредством обучения разнообразным видам декоративно-прикладного творчества способствовать созданию условий для формирования творческой личности ребенка.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Школа Мастеров», носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися различных техник. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
1.3. Новизна программы состоит в том, что впервые в одной программе представлено одновременно большое количество видов современного декоративно – прикладного творчества: лепка из солёного теста, папье-маше, квиллинг, работа с природными и резервными материалами. Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
1.4. Отличительные особенности данной программы:
1. Многообразие предлагаемых видов декоративно-прикладного искусства и техник их исполнения позволяет обучающемуся найти тот вид ДПИ, который наиболее соответствует его внутренним потребностям.
2. Программа универсальна, так как интересна не только детям младшего, но
и старшего школьного возраста.
3. Обучающий процесс построен на принципах развивающего обучения. По этой программе дети занимаются с 10 лет до 12 лет. За два года обучающиеся, при все более усложняющихся заданиях, способны в результате к самостоятельному созданию определенных видов изделий ДПИ.
4. Итогом работы по программе служат коллективные и персональные выставки обучающихся, а также широкое участие в творческих конкурсах.
1.5. Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческого развития обучающихся, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, профилактику асоциального поведения детей.
Подростковый досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
1.6. Педагогическая целесообразность
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Используемые при реализации данной программы материалы - солёное тесто, папье-маше, бумага, природные и бросовые материалы - это недорогой, доступный для каждого поделочный материал, хорош для детей любого возраста. Занятия развивают мелкую моторику рук детей, поэтому данная программа может быть использована в работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Воспитание культуры чувств, умения сопереживать, слышать, видеть и понимать, ощущать сопричастность опыту предков через проникновение в мир родного края, формирование любви к месту своего рождения, желание сделать его лучше и уютнее.
1.7. Цель и задачи.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся в процессе овладения приёмами различных техник декоративно-прикладного искусства
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить с техниками изобразительной и декоративно-прикладной направленности;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- формировать представления об использовании навыков изобразительного творчества в повседневной жизни;
- формировать умения и навыки работы инструментами и приспособлениями при обработке разных материалов;
- обучить навыкам учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, нравственное и эстетическое воспитание обучающихся;
- воспитывать любовь к родной стране, ее природе и людям;
- формировать самостоятельность детского творчества;
- формировать основные представления о культуре сохранения и развития физического и эмоционального здоровья;
- формировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
- оказать помощь в самореализации, в раскрытии творческого потенциала обучающегося;
- воспитывать аккуратность, терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- развивать чувство ответственности за результаты своего труда;
- профилактика асоциальных видов поведения посредством приобщения обучающихся к национально-региональной культуре
Развивающие:
- развивать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
1.8. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
общеобразовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа Мастеров» предназначена для обучающихся 11-13 лет.
Набор обучающихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей). К обучению принимаются все дети, которым интересны предлагаемые виды деятельности по программе, вне зависимости от начальных способностей.
Детская учебная группа формируется из обучающихся одного возраста, возможен разновозрастный состав. Количественный состав учебной группы первого года обучения – 12 -15 человек, второго года обучения – 10 -12 человек.
1.9. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа рассчитана на два года обучения.
Количество часов в год – 144 часа, за 2 года – 288 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с переменами между учебным часом 10 минут.
Данная программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Учебный год начинается 15 сентября, заканчивается 31 мая.
1.10. Формы и методы работы.
Формы организации деятельности:
- по количеству детей, участвующих в занятии программой предусматривается коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, дистанционная формы обучения;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия – практикумы, беседы, тренинги;
- по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний, творческие занятия, проекты, игры, викторины.
Методы работы:
- проектирование;
- моделирование;
- конструирование;
- исследование;
- практические работы;
- наблюдения;
- выставки;
- экскурсии;
- самоанализ и самооценка.
Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.
1.11. Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Школа Мастеров»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- иметь представления о художественной деятельности, основам культуры труда;
- знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах;
- знать названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы с ними;
- знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- знать способы разметки и способы соединения деталей;
- под контролем учителя организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать инструментами;
- овладеть первоначальными приемами работы с различными материалами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- последовательно проектировать и выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие)
- реализовывать творческий замысел в контексте художественно-творческой и трудовой деятельности с помощью педагога.
1.12. Критерии и способы определения результативности
- Педагогическое наблюдение;
- Тестирование;
- Мониторинг участия обучающихся в мероприятиях различного уровня;
- Анализ анкетирования среди обучающихся и их родителей по эффективности данной программы.
Критерии оценки ЗУН обучающихся
Вид работы | Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2-3 балла | Высокий уровень 4-5 баллов |
Умение пользоваться инструментами. | Не знает и путает инструменты, не умеет ими пользоваться. | Знает предназначение, неуверенно держит в руках инструменты. | Хорошо знает все инструменты и применяет их в работе. |
Работа с природным материалом: крупой, листьями, семенами. Умение составлять плоские аппликации. | Не умеет подобрать нужный материал при составлении плоских аппликаций. | Умеет составить композицию, но работает с помощью педагога. | Умеет работать с природным материалом, составлять композицию. |
Работа с бумагой. Выбор сюжета. Работа с клеем. | Не знает основные формы квиллинга. Не может выбрать сюжет. Грязно и неаккуратно работает с клеем. | Изготавливает изделие по образцу. Работа не всегда получается аккуратная и чистая. Составляет композицию с помощью педагога. | Умеет составить композицию. Аккуратно работает с клеем. Проявляет самостоятельность и фантазию. |
Изготовление поделок из солёного теста и папье-маше | Не умеет самостоятельно выполнить изделие до конца. | Может выполнить изделие самостоятельно, но только по образцу. | Работает самостоятельно. Проявляет фантазию. Любое изделие доводит до конца |
Критерии оценки личности обучающихся
Отношение к себе и людям. | Отношение к делу. | |
Низкий уровень 1-3 балла | 1. Находится на занятии без желания. Не участвует в коллективном творчестве. 2. Записался в объединение «вместе с другими». 3. Привели родители. Редко проявляет интерес к творческой деятельности. | 1. Не выполняет работу до конца, присутствует как наблюдатель. 2. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения. |
Средний уровень 4-5 баллов | 4. Периодически стремиться к творческой деятельности. 5. Регулярно стремиться к творческой деятельности, старается хорошо выполнить дело. | 3. Пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений. 4. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога. |
Высокий уровень 6-8 баллов. | 6. Появляется мотив самореализации. 7. Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие. 8. Активно стремиться к совместной работе, имеет большой творческий потенциал. | 5. Работает добросовестно, хочет сделать кому-то приятное. 6. Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество и фантазию. 7. Активное, творческое отношение к работе. Может возглавить творческую группу. |
1.13. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы
- участие в ежегодных конкурсах детских творческих работ;
- оформление портфолио обучающихся;
- проведение выставок;
- защита проектов, исследовательских работ;
- презентация творческих работ.
2. Учебно-тематический план.
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Введение в программу | 2 | 2 | - |
2 | Работа с природным материалом | 18 | 6 | 12 |
3 | Квиллинг | 36 | 8 | 28 |
4 | Солёное тесто | 26 | 6 | 20 |
5 | Папье-маше | 24 | 8 | 16 |
6 | Работа с бросовым материалом | 10 | 2 | 8 |
7 | Мероприятия воспитывающего и познавательного характера | 26 | 6 | 20 |
8 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого часов: | 144 | 38 | 106 |
2.2. Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Работа с природным материалом | 24 | 6 | 18 |
3 | Квиллинг | 30 | 6 | 24 |
4 | Солёное тесто | 24 | 6 | 18 |
5 | Папье-маше | 28 | 6 | 22 |
6 | Работа с бросовым материалом | 8 | 2 | 6 |
7 | Мероприятия воспитывающего и познавательного характера | 26 | 8 | 18 |
8 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого часов: | 144 | 36 | 108 |
3. Содержание программы
3.1. Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Введение в программу.
Введение в образовательную программу. Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Инструктаж по правилам ТБ. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе.
Тема 2. Работа с природным материалом.
Растительные богатства нашего края. Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. История флористики. Инструменты и материалы. Правила заготовки природного материала. Хранение готового материала.
Практические работы
Экскурсия «Радужная осень». Заготовка природного материала. Обработка собранного материала.
Сушка собранного материала (листья, растения, цветы, лепестки, семена).
Подбор природного материала для работы над аппликациями. Оформление работ «Букет в вазе», «Полевые цветы». Викторина «В мире удивительных растений»
Тема 3. Квиллинг.
История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды.
Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга. Инструменты для квиллинга. Материалы для оформления композиции. Правила пользования материалами и инструментами. Основные модули.
Практические работы:
Вырезание полосок для квиллинга. Разметка. Изготовление основных форм: «ролл», «капля», «глазок», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» и др. Конструирование из основных форм квиллинга.
Панно «Незабудки», «Виноград».
Мини-выставка. Презентация работ.
Тема 4. Солёное тесто.
Соленое тесто в народном творчестве. Основные рецепты солёного теста. Приготовление, окрашивание хранение, теста. ПТБ при работе с солёным тестом. Набор инструментов. Порядок работы. Лепка крупных деталей. Лепка простых элементов. Скрепление деталей между собой. Оформление и склейка.
Практические работы: Панно «Подсолнухи».
Букет в подарок маме. Оформление декоративной рамки с использованием теста и других декоративных материалов.
Тема 5. Папье-маше.
История появления техники папье-маше. Знакомство с двумя способами изготовления папье-маше. Материалы. Технология изготовления изделий способом маширования. Изготовление формы. Послойное ведение работы. Обработка и шлифовка изделия. Раскрашивание и оформление изделия.
Практические работы: Подготовка газетной бумаги к работе. Приготовление клейстера. Лепка слоями по заранее приготовленной форме. Пасхальное яйцо. Декорирование.
Поэтапное изготовление овощей и фруктов.
Тема 6. Работа с бросовым материалом.
Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликация. Основные приёмы работы.
Практические работы:
Подготовка фона для работы. Оформление рамки. Изготовление панно из пуговиц «Курочка и петушок», «Гроздь винограда».
Тема 7. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера.
Подготовка и участие в экологических акциях «Чистое село», «День птиц», субботниках по благоустройству территории. Участие в культурно-массовых мероприятиях. Проведение мероприятий по здоровьесбережению.
Тема 8. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ обучающихся. Организация и проведение школьной выставки поделок обучающихся. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки
3.2. Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе.
Тема 2. Работа с природным материалом.
Отражение красоты природы в искусстве. Растительный мир родного края. Декоративные растения леса, сада, поля, водоёмов, лугов.
Способы заготовки материала. Место и время сбора. Сбор семян растений. Хранение засушенного материала. Вспомогательные средства.
Знакомство с разными видами круп (рис, гречка, пшено, ячневая, кукурузная, манная, пшеничная и др.), их происхождением и предназначением. Технология изготовления аппликаций из круп. Использование круп для украшения объёмных изделий. Правила окрашивания, сушки и хранения круп. Дополнительные материалы, используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практические работы:
Экскурсия «Рыжая осень» (Заготовка природных материалов, сушка собранного материала).
Изготовление аппликаций из разных видов круп: « Грибы в лукошке», «Цветы».
Биологическая викторина «Путешествие в мир цветов».
Тема 3. Квиллинг.
Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга. Инструменты для квиллинга. Правила пользования материалами и инструментами. Знакомство с понятием «композиция». Подбор цветовой гаммы. Техника
Практические работы:
Изготовление бахромчатых цветов. Открытки и фоторамки в технике «квиллинг». Панно «Хризантемы», «Астры». Объемная композиция «Одуванчики».
Мини-выставка. Презентация работ.
Тема 4. Лепка из солёного теста
Правила ТБ при работе с солёным тестом. Приспособления и инструменты. Специфика раскраски изделий из солёного теста. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой. Сушка, запекание, подрумянивание. Нанесение защитных составов. Проектирование будущего изделия. Изготовление вырезанием по шаблону. Изготовление элементов декора из соленого теста. Отделка готовых шаблонов объемными элементами.
Практические работы:
Декоративные рыбки.
Матрёшка.
Панно «Домик в деревне»
Тема 5. Папье-маше.
Два способа изготовления папье-маше. Лепка из бумажной массы. Формы объёмные и плоские. Рецепт бумажной массы. Технология изготовления поделок из бумажной массы.
Практические работы:
Приготовление бумажной массы. Изготовление карандашницы. Оклеивание, сушка, окраска, лакировка.
Тема 6. Поделки из бросового материала.
Исследование свойств синтетических материалов. Правила безопасной работы при работе с синтетическими материалами.
Практические работы:
Изготовление вазочек из пластиковых бутылок от косметических средств. Отделка изделий шнуром и бисером.
Тема 7. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера.
Подготовка и участие в экологических акциях «Чистое село», «День птиц», субботниках по благоустройству территории. Участие в культурно-массовых мероприятиях. Проведение мероприятий по здоровьесбережению.
Тема 8. Отчетная выставка работ учащихся
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ обучающихся. Организация и проведение школьной выставки поделок обучающихся. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа:
Проведение выставки творческих работ.
4. Методическое обеспечение программы.
4.1. Материально-техническое обеспечение.
Оборудование:
Класс для занятий, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Рамки разных размеров. Подрамники.
Материалы:
Бумага офисная (белая и цветная), гофрированная бумага, копировальная бумага, наждачная бумага, картон, салфетки, ткань, нитки, синтепон, клей ПВА, клей «Момент», клей «Титан», гуашь, лак, соль, мука, ДВП, природный и бросовый материал.
Инструменты:
Простые карандаши, линейки, кисти, инструменты для квиллинга, канцелярские ножи, зубочистки, иглы, ножницы, калька, портновские булавки, шило, пинцет.
4.2. Учебно-методическое обеспечение.
1. Методические разработки по темам декоративно-прикладного творчества.
2. Программа педагогической диагностики.
3. Методические разработки занятий.
4. Методические разработки массовых мероприятий.
5. Положения о фестивалях, конкурсах, выставках.
6. Методические таблицы с изображением животных, птиц, деревьев, рыб, цветов.
7. Репродукции картин художников.
5. Список литературы.
Литература для педагога:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона.- М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из природных материалов. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006
- Артамонова Е.В.Симпатичные самоделки из природных материалов для детей и взрослых. - М.: Эксмо, 2006
- Андреева Е.А., Иофина И.О. 1000 советов для дома. На все случаи жизни. - М.: ООО «ТД «Изд. Мир книги», 2006
- Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить. Папье-маше. Пластилин. – Москва.: Эксмо-пресс, 2001
- Верхола А. Флористическая живопись. Картины из цветов и листьев своими руками.- СПб.: Питер, 2014
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005
- Восточный квиллинг. Техника. Приёмы. Изделия./ Центр бумажного творчества «Ханди Арт».- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
- Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. - М.: Изд. дом МСП, 2006
- Газарян С. Прекрасное – своими руками. Народные художественные ремесла. - М.: «Детская литература», 1986
- Горнова Л.В. и др. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2008
- Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент. Открытки. Сувениры. Подарки. - М.: ЗАО «Издат. Группа «Контэнт©», 2009
- Джейн Дженкинс. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. - М.: ЗАО «Издат. Группа «Контэнт©», 2010
- Диброва А. «Поделки из соленого теста». - М.: Издательство: ООО "Книжный клуб семейного досуга", 2008
- Зайцева А., Дубасова А. Папье-маше. Коллекция оригинальных идей.- Москва: Эксмо, 2010
- Зайцева А.А. Фитоживопись: уроки росписи цветочными лепестками. – М.:Эксмо, 2011
- Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979
- Курочкина Л., Щур Т., Ургард А. Быстрый квиллинг. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013
- Лаптева Татьяна Евгеньевна. Рукоделие. Ателье идей. – М.:Эксмо, 2012
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров, М., Просвещение, 2006
- Неботова З. Игрушки – сувениры. М., Олма-пресс; СПб., Издательский дом Нева, 1999
- Неменская Л.А. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. - М.: Просвещение, 2002
- Перевертень Г. И. «Самоделки из разных материалов». – М., 1985.
- Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.- М, 2006
- Силаева К. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Эксмо, 2003
- Сластенин В. А. , Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – Москва, 2003
- Стейнберг М. Самоделки из бумаги: легко и просто. - М.: Дрофа, 1995
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения М.: Высшая школа. 1989
- Черныш И.В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла. - М.:АСТ-ПРЕСС, 2000
- Энциклопедия рукоделия. Составитель М. Ивахнова. - М.: Олимп: Смоленск: Русич, 2000
- Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000
Литература для обучающихся:
1. Горичева В. С., Агибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». – Ярославль.: «Академия и Ко», 1998
2. Горичева В.С., Филиппова Т. В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». – Ярославль.: «Академия и Ко», 2000
3. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» - М.: «Айрис – Пресс», 2012
4. Изольда Кискальт. «Соленое тесто». - М.: «АСТ-Пресс», 2005
5. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» - М., «АСТ-Пресс», 2008
6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия» - М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999
7. Лыкова И., Грушина Л. «Пир на весь мир из соленого теста» - М.: Издательский дом «Карапуз», 2008
8. Диброва А. «Поделки из соленого теста» - М.: Издательство: ООО "Книжный клуб семейного досуга", 2008
9. Анна Зайцева. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент. - М.: Эксмо, 2010
10. Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент: Открытки, сувениры, подарки. – М.: «Издательская группа «Контент», 2008.
Литература для родителей:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение,1991
2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: 1995
3. Родионова С. Папье-маше. Самая полная энциклопедия. - Москва: Аст-пресс, 2010
4. Хананова И. Солёное тесто. - М.: «Арт-Пресс книга», 2006
Цифровые образовательные ресурсы
2. http://masterclassy.ru/podelki/prirodnye-podelki
3. http://www.detskiepodelki.ru/podelki-dlja-malyshej/prirodnye-podelki
4. http://www.millionpodarkov.ru/podelki/prirodnye-podelki
6. Приложения к программе.
6.1. Воспитательная работа.
План мероприятий по здоровьесбережению.
№ | Содержание деятельности | Месяц |
1 | Мониторинг здоровья обучающихся: - Пропуски уроков по болезни; - Уровень адаптации и мотивации обучающихся. | в течение года ноябрь |
2 | Создание здоровьесберегающей инфраструктуры: - Состояние и содержание помещения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. - Организация горячего питания. Соблюдение питьевого режима. - Аэрофитомодуль: зеленые растения в классе. | ежедневно |
3 | Обеспечение требований техники безопасности на занятиях - Проведение инструктажа по ТБ во время занятий - Инструктаж обучающихся по технике безопасности во время проведения массовых мероприятий и каникул | согласно графику |
4 | Проведение анкетирования обучающихся с целью выявления интересов в формировании ЗОЖ, ценности здоровья. | октябрь |
5 | Создание благоприятного психологического климата на занятиях | ежедневно |
6 | Проведение физкультминуток и динамических пауз. Эмоциональные разрядки на занятиях, «минутки покоя» | ежедневно |
7 | Проведение дней здоровья | октябрь, апрель |
8 | Организация и проведение мероприятий по формированию ЗОЖ. - беседа «Наше здоровье в наших руках» - круглый стол «Наркотики – путь в никуда»» - диспут «Курить не модно! Модно не курить!» | октябрь ноябрь май |
9 | Участие в районном конкурсе «Молодежь против наркотиков! Мы за здоровый образ жизни!» | декабрь |
10 | Участие коллектива в подготовке и проведении школьных спортивных мероприятий. | в течение года |
11 | Родительское собрание «Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка» | февраль |
12 | Индивидуальные консультации родителей и обучающихся | по мере необходимости |
План работы с одаренными детьми
№ | Содержание деятельности | Месяц |
1 | Участие в школьном, районном турах олимпиад. | октябрь, ноябрь |
2 | Участие в конкурсах, выставках, конференциях. | в течение года |
3 | Организация творческих отчетов, выставок. | в течение года |
4 | Выбор тем для исследовательской работы. Индивидуальные консультации. | сентябрь |
5 | Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме. | сентябрь |
6 | Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации. | октябрь |
7 | Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование. | ноябрь |
8 | Практическое занятие с обучающимися: «Требования к оформлению исследовательских работ». Индивидуальные консультации. | декабрь |
9 | Завершение исследовательских работ. | декабрь |
10 | Практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ». Индивидуальные консультации. | январь |
11 | Участие в школьной научно-практической конференции | февраль |
12 | Индивидуальные консультации родителей и обучающихся | по мере необходимости |
План работы с родителями
№ | Содержание деятельности | Месяц |
1 | Реклама детского объединения «Школа Мастеров» ОДОД для классных руководителей и родителей на общешкольном родительском собрании | сентябрь |
2 | Проведение анкетирования родителей и детей с целью выявления удовлетворенности деятельностью ОДОД. | сентябрь, май |
3 | Родительское собрание «Организация учебно-воспитательного процесса в творческом объединении» | сентябрь |
4 | Разработка буклета о работе творческого объединения | сентябрь |
5 | Родительское собрание «Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка» | февраль |
6 | Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении | в течение года |
7 | Организация выставок работ обучающихся | в течение года |
8 | Совместный семейный праздник «Новогодний калейдоскоп» | декабрь |
9 | Мастер-класс совместного занятия родителей с детьми «Сотворим поделку вместе» | март |
10 | Привлечение родителей к посещению соревнований, культурно-массовых мероприятий | в течение года |
План работы с детьми «группы риска»
№ | Содержание деятельности | Месяц |
1 | Создание банка данных неблагополучных семей воспитанников, склонных к правонарушениям и стоящих на внутришкольном учете и в ОДН | сентябрь - октябрь |
2 | Вовлечение в систему дополнительного образования детей и подростков с девиантным поведением | в течение года |
3 | Контроль посещения занятий обучающимися «группы риска» | еженедельно |
4 | Организация работы по профилактике вредных привычек, пропаганде ЗОЖ | по плану |
5 | Привлечение обучающихся «группы риска» к активному участию в мероприятиях и конкурсах | в течение года |
6 | Проведение бесед и индивидуальных консультаций с обучающимися «группы риска» | по мере необходимости |
7 | Проведение индивидуальных консультаций с родителями обучающихся «группы риска» | по мере необходимости |
6.2. Методики диагностики личностного развития обучающихся. Основные функции педагогического мониторинга
1. Информационная:
- выявление результативности педагогического процесса;
- получение сведений о состоянии объекта;
- обеспечение обратной связи;
- выявление трудностей, искажений образовательного процесса.
Требования к собираемой информации: полнота, конкретность, объективность, своевременность.
2. Мотивационная:
- побуждение к более глубокому изучению детей, их обучению, воспитанию и развитию;
- самоанализ своей педагогической деятельности;
- стремление к исследовательской деятельности.
3. Формирующая:
- воздействие на «зону ближайшего развития»;
- выявление сильных и слабых сторон личности обучающихся;
- индивидуальный подбор методов и приёмов воздействия на каждого обучающегося;
- исключение возможности выпадения обучающихся из зоны внимания педагога;
- педагогическая помощь родителям в воспитании и развитии детей.
4. Корректирующая:
- обнаружение и фиксирование непрогнозируемых неожиданных результатов;
- принятие мер по усилению положительного и одновременно ослаблению отрицательного воздействия на обучающихся;
Мониторинг способствует повышению качества обучения, воспитания и развития, обеспечению научного подхода к управлению учебной и воспитательной деятельностью.
Тематика диагностических средств:
- изучение мотивации выбора обучающимися данного направления деятельности;
- диагностическая карта «оценка уровня воспитанности обучающихся»;
- методика «психологическая атмосфера в коллективе»;
- диагностика «ценности ЗОЖ»;
- диагностика уровня развития творческих способностей
- учёт посещаемости и наполняемости групп;
- срезы знаний и умений учебных групп по годам обучения.
Методы диагностики
- формализованные методы (опросник, срезы знаний и умений, диагностические карты, карта индивидуального развития);
- неформализованные методы (наблюдение, беседы и др.).
Изучение мотивации выбора данного направления деятельности
Педагог просит ответить на вопрос «Почему я выбрал этот кружок?» и предлагает шесть вариантов возможных ответов. Обучающиеся проставляют по десятибалльной системе значимость каждого ответа для них. Предлагаемые мотивы выбора кружка:
- Потому что так хотят мои родители.
- Нравится преподаватель.
- Это престижно.
- Все мои друзья обучаются здесь.
- Некуда девать свободное время.
- Приятно обучаться в кружке.
Фамилия, имя обучающегося | Мотивы выбора | Преобладающий мотив | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Диагностическая карта
«Оценка уровня воспитанности обучающихся»
ФИО обучающегося | Качества личности | Общий балл | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Перечень качеств:
1. Гуманность в отношении к окружающим.
2. Вежливость.
3. Трудолюбие.
4. Физическая культура.
5. Честность.
6. Любознательность.
Данные высчитываются на основе метода наблюдений.
Проявление тех или иных качеств оценивается по четырёх бальной системе:
4 балла – качество проявляется;
3 балла – качество больше проявляется, чем не проявляется;
2 балла – качество меньше проявляется, чем не проявляется;
1 балл – качество не проявляется.
Высокий уровень – выше 35 баллов.
Средний уровень – 35-25 баллов.
Удовлетворительный уровень – ниже 25 баллов.
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
Социальная адаптация (приспособление человека к условиям новой социальной среды) является одним из основных механизмов социализации личности. Поэтому в педагогической практике важно учитывать процесс адаптации ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в учреждение, при вхождении в новый коллектив. Очень важно, чтобы встреча с новыми взрослыми, незнакомыми людьми была плавной, мягкой, нетравматичной.
Таблица адаптации обучающегося в объединении
Характер адаптации Параметры | I группа (лёгкая) | II группа (средней тяжести) | III группа (тяжёлая) | IV группа (крайне тяжёлая) |
Настроение | Бодрое, контактное | Бодрое, неуравновешенное, очень эмоциональное | Спокойное уравновешенное, неконтактное, неэмоциональное | Вялое, неконтактное |
Поведение на занятиях | Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает, уравновешен | Не сосредоточен, не активен, возбудим | Малоактивен, заторможен, замедлен в реакции, инертен | Не сосредоточен, пассивен |
Предел работоспособности | Соответствует норме и возрасту | Быстро наступает утомление | Соответствует возрастной норме | Низкий |
Признаки утомления | Небольшая возбудимость нервной системы | Возбудимость нервной системы, нарушение координации движений | Замедленная ответная реакция | Ярко выраженные признаки утомления |
Используя данную таблицу, педагог может выявить детей, наиболее уязвимых в плане социальной адаптации, требующих постоянного внимания, помощи и поддержки.
Диагностика ценности ЗОЖ
- Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
- Иметь много денег.
- Быть здоровым
- Иметь хороших друзей.
- Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)
- Много знать и уметь
- Иметь работу
- Быть красивым и привлекательным.
- Жить в счастливой семье
- Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.
- Регулярные занятия спортом.
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.
- Хорошие природные условия.
- Возможность лечиться у хорошего врача.
- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
- Отказ от вредных привычек.
- Выполнение правил здорового образа жизни.
- Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?
Режимные моменты | Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко, никогда |
Утренняя зарядка | |||
Завтрак | |||
Обед | |||
Ужин | |||
Прогулка на свежем воздухе | |||
Занятия спортом | |||
Душ, ванна | |||
Сон не менее 8 часов |
- Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)
- Да, конечно.
- Забочусь недостаточно.
- Мало забочусь.
- Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
- Да, очень интересно и полезно.
- Интересно, но не всегда.
- Не очень интересно.
- Не интересно.
- Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?
Источник информации | Часто | Иногда | Никогда |
В школе | |||
От родителей | |||
От друзей | |||
Из книг и журналов | |||
Из передач радио и телевидения |
- Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:
- Уроки, обучающие здоровью.
- Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.
- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.
- Спортивные соревнования.
- Викторины, конкурсы.
- Праздники, вечера на тему здоровья.
- Дни здоровья.
- Спортивные секции.
Ключ к диагностике ценности ЗОЖ
ВОПРОС №1. Показатель: личностная ценность здоровья.
Выбор «Быть здоровым».
Если бальная оценка составляет:
6-8 - высокая личностная значимость здоровья
4-5 – недостаточная личная значимость здоровья
менее 4 – низкая значимость здоровья
ВОПРОС №2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.
- Регулярные занятия спортом (2)
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье (2)
- Хорошие природные условия (0)
- Возможность лечиться у хорошего врача (0)
- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать (0)
- Отказ от вредных привычек (2)
- Выполнение правил здорового образа жизни (2)
Если сумма баллов составляет:
6-8 – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.
4 – недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья
2 или менее – отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья
ВОПРОС №3. Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
Режимные моменты | Ежедневно 2 балла | Несколько раз в неделю 1 балл | Очень редко, никогда 0 баллов |
Если сумма баллов составляет:
16 -14 – полное соответствие распорядка дня обучающегося требованиям ЗОЖ
13 - 9 – неполное соответствие распорядка дня обучающегося требованиям ЗОЖ
8 и меньше – несоответствие распорядка дня обучающегося требованиям ЗОЖ
ВОПРОС №4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ
Вариант ответа | Сумма баллов, полученных на 3 вопрос | ||
14-16 | 13-9 | 8 и меньше | |
Да, конечно. | 4 | 3 | 2 |
Забочусь недостаточно | 4 | 4 | 3 |
Мало забочусь | 2 | 4 | 3 |
Если бальная оценка составляет:
4 балла – адекватная оценка обучающимся своего образа жизни
3 балла – недостаточно адекватная оценка обучающимся своего образа жизни
2 балла – неадекватная оценка обучающимся своего образа жизни.
ВОПРОС №5. Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.
- Да, очень интересно и полезно (4)
- Интересно, но не всегда (3)
- Не очень интересно (2)
- Не интересно (0)
Если бальная оценка составляет:
4 – очень интересная и полезная
3 – довольно интересна и полезна
2 – не очень интересна и полезна
0 – не нужна и неинтересна
Диагностика уровня развития творческих способностей
Для того чтобы процесс развития творческих способностей обучающихся осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей обучающихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится обучающийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения).
Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления обучающихся о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление обучающегося проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение обучающихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно. Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования.
Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей обучающихся
Критерии | Показатели | Средства измерения |
Когнитивный | 1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним. 2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях. | Тестирование Методика "Наборщик". |
Мотивационно-потребностный | 1..Отношение к творческим упражнениям. 2.Развитие творческих способностей. 3.Стремление к самовыражению, оригинальности. | Наблюдение. Методика "Составь рассказ о несуществующем животном" |
Деятельностный | 1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности. 2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. 3. Участие в коллективной творческой деятельности | Наблюдение Метод проблемных ситуаций. Методика "Три слова" |
В соответствии с выделенными критериями и показателями выделяют следующие уровни развития творческих способностей
Уровни развития творческих способностей обучающихся
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Когнитивный | Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие. | Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие. | Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь. |
Мотивационно-потребностный | Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания. | Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность. | Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности. |
Деятельностный | Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий. | Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя. | Не может создавать и принимать необычные образы, решения.
|
Характеристика уровней творческих способностей обучающихся
1.Высокий уровень.
Обучающиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Обучающиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с обучающимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
2.Средний уровень.
Характерен для тех обучающихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
3.Низкий уровень.
Обучающиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти обучающиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план первого года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
Введение в программу | ||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика | 2 | Знать: правила безопасности труда на рабочем месте, приемы безопасной работы с инструментами. Уметь: организовывать рабочее место | 17.09 | ||
Работа с природным материалом | ||||||
2 | Растительные богатства нашего края. Дары леса. | 2 | Знать: многообразие растений Самарской области Уметь: различать и определять растения по гербарию и в природе | 21.09 | ||
3 | Экскурсия «Радужная осень». Заготовка и обработка природного материала | 2 2 | Знать: правила заготовки природного материала Уметь: обрабатывать собранный материал | 24.09 28.09 | ||
4 | Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. История флористики. | 2 | Знать: историю флористики, основные виды цветочно-декоративных растений, направления флористики | 01.10 | ||
5 | Аппликация из природного материала | 8 | Уметь: пользоваться инструментами, подбирать материал для работы и оформлять композицию | 05.10 08.10 12.10 15.10 | ||
6 | День Здоровья | 2 | 19.10 | |||
7 | Викторина «В мире удивительных растений» | 2 | Уметь: аргументировать свою точку зрения; работать в коллективе. | 22.10 | ||
8 | Беседа «Наше здоровье – в наших руках» Анкетирование «Мои ценности здоровья» | 2 | Знать: отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека. Уметь: работать в коллективе. | 26.10 | ||
Квиллинг | ||||||
9 | История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. | 2 | Знать: историю возникновения бумаги, название и назначение различных видов бумаги, их свойства | 29.10 | ||
10 | Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга. Инструменты для квиллинга. | 2 | Знать: историю возникновения квиллинга, инструменты и материалы для оформления композиции, основные правила составления композиции | 02.11 | ||
11 | Вырезание полосок для квиллинга. Разметка. | 2 | Знать: правила техники безопасности при работе режущими инструментами, Уметь: экономно размечать материал, резать бумагу ножницами и канц. ножом | 05.11 | ||
12 | Основные формы квиллинга | 2 | Знать: названия и технику скручивания базовых форм квиллинга Уметь: пользоваться инструментом для квиллинга, создавать базовые формы | 09.11 | ||
13 | Панно «Незабудки» | 2 | Уметь: выбрать сюжет для композиции, определять необходимые базовые формы для работы | 12.11 | ||
14 | Изготовление модулей для работы Диагностика уровня адаптации и мотивации обучающихся | 6 | Знать: правила безопасной работы, технологию скручивания модулей Уметь: пользоваться инструментом для квиллинга, создавать базовые формы | 16.11 19.11 23.11 | ||
15 | Круглый стол «Наркотики путь в никуда» | 2 | Знать: отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека. Уметь: аргументировать свою точку зрения; работать в коллективе. | 26.11 | ||
16 | Участие в акции «Молодёжь против наркотиков!» | 4 | 30.11 | |||
17 | Оформление панно «Незабудки» | 2 | Знать: правила оформления композиции Уметь: создавать композиции в технике квиллинг | 03.12 | ||
18 | Изготовление панно «Виноград» | 2 | Уметь: выбрать сюжет для композиции, определять необходимые базовые формы | 07.12 | ||
19 | Изготовление модулей для работы | 8 | Знать: правила безопасной работы, технологию скручивания модулей Уметь: пользоваться инструментом для квиллинга, создавать базовые формы | 10.12 14.12 17.12 21.12 | ||
20 | Технология изготовления листьев | 2 | Знать: виды бумаги для изготовления листьев, приемы работы Уметь: изготавливать листья в технике квиллинг | 24.12 | ||
21 | Изготовление паспарту и рамки Итоговое тестирование за 1 полугодие. | 2 | Знать: назначение и виды рамок и паспарту Уметь: изготавливать глубокую раму и паспарту | 28.12 | ||
22 | Оформление панно «Виноград» | 2 | Знать правила и приёмы оформления композиции | 31.12 | ||
23 | Мини-выставка. Презентация работ | 2 | Знать: правила оформления этикеток Уметь: оформлять работу для выставки, презентовать свою работу | 11.01 | ||
Солёное тесто | ||||||
24 | Солёное тесто в народном творчестве | 2 | Знать: способы приготовления, хранения, окрашивания теста, ПТБ при работе с солёным тестом, набор инструментов, порядок работы | 14.01 | ||
25 | Основные этапы изготовления изделий | 2 | Знать: способы сушки изделий из соленого теста Уметь: замесить тесто до пластического состояния, окрашивать при помощи пищевых красителей | 18.01 | ||
26 | Панно «Подсолнухи» | 8 | Знать: технологию изготовления разных частей цветов и листьев, основные приемы отделки Уметь: выбирать сюжет для композиции, оформлять работу | 21.01 25.01 28.01 01.02 | ||
27 | Декоративная рамка | 4 | Знать: приёмы и способы декорирования Уметь: оформлять рамку с использованием теста и других декоративных материалов | 04.02 08.02 | ||
28 | Панно «Цветы для мамы» | 10 | Знать: технологию изготовления разных частей цветов и листьев, основные приемы отделки Уметь: выбирать сюжет для композиции, оформлять работу | 11.02 15.02 18.02 25.02 29.02 | ||
Папье-маше | ||||||
29 | История появления техники папье-маше. | 2 | Знать: историю появления техники, виды папье-маше, материалы и инструменты, технологию изготовления изделий. | 03.03 | ||
30 | Два способа изготовления папье-маше | 2 | Знать: способы изготовления папье-маше: маширование и лепка из бумажной массы. | 10.03 | ||
31 | Изготовление папье-маше | 2 | Знать: способы приготовления клейстера. | 14.03 | ||
32 | Лепка по форме овощей и фруктов | 8 | Знать: технологию послойного ведения работы Уметь: изготавливать основу для оклеивания, обрабатывать и шлифовать изделия | 17.03 21.03 24.03 28.03 | ||
33 | День птиц | 2 | 31.03 | |||
34 | Изготовление пасхального яйца | 6 | Знать: технологию послойного ведения работы Уметь: оклеивать, обрабатывать и шлифовать изделие | 04.04 07.04 11.04 | ||
35 | Пасхальное яйцо в технике «пейп-арт» | 4 | Знать: основные приёмы и последовательность работы Уметь: декорировать, окрашивать, лакировать изделие | 14.04 18.04 | ||
36 | Экологическая акция «Чистое село» | 4 | Знать: значимость экологических мероприятий, основы взаимодействия человека и природы | 21.04 | ||
37 | День Здоровья | 2 | 25.04 | |||
Тема 6. Работа с бросовым материалом | ||||||
38 | Что можно сделать из ненужных вещей Итоговая диагностика | 2 | Знать: свойства материалов и приемы их обработки | 28.04 | ||
39 | Подготовка фона для работы. Оформление рамки. | 2 | Знать: технологию подготовки фона Уметь: выбрать сюжет для композиции, декорировать рамку | 05.05 | ||
40 | Изготовление панно из пуговиц | 6 | Знать: последовательность выполнения работы Уметь: подбирать материал, окрашивать элементы композиции | 12.05 16.05 19.05 | ||
41 | Диспут «Курить не модно! Модно не курить!» | 2 | Знать: отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека. Уметь: аргументировать свою точку зрения; работать в коллективе. | 23.05 | ||
42 | Участие в районном фестивале «Созвездие успеха» | 6 | 26.05 | |||
43 | Итоговое занятие | 2 | Знать: - виды декоративно-прикладного творчества, - историю возникновения и развития квиллинга, флористики, лепки, папье-маше, -технологические приёмы обработки различных материалов, Уметь: - изготавливать простейшие изделия в техниках квиллинг, флористика, лепка, папье-маше, - самостоятельно подбирать материалы для работы и компоновать их | 30.05 | ||
Итого: | 144 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "Город мастеров"
I Пояснительная запискаВ проекте Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с усовершенствованием содержания общего образования, является гум...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творчество мастеров"
АННОТАЦИЯк рабочей программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Творчество мастеров»Возраст, на который рассчитана программа – 9 - 10 летКоличество часов: в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные мастера»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные мастера» (далее программа «Юные мастера) — это первичное погружение в творческую атмосферу, возможность попро...
Методическая разработка мастер-класса по теме «Гимнастика чувств. Эмоциональная свобода. Сценическая импровизация» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мультимедийный театр «Сфера»
Данный мастер-класс создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, направлен на снятие эмоциональных барьеров в общении, создаёт ситуацию успеха, позволяя участникам проявить себя. Цель за...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Силуэт-мастер"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Силуэт-мастер"для детей прошедших обучение по программам "Силуэт 8-11 лет", "Силуэт 12-13 лет", "Силуэт...
- Мне нравится (1)