Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"
рабочая программа по теме
Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_tur._3g._zhvi.zip | 43.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
3 года обучения, с 9 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая в этой программе туристско-краеведческая направленность имеет в виду прежде всего ознакомление школьников со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам. Участники объединения могут включаться в массовые походы и экспедиции, проводимые в нашей стране.
Программа модифицирована. За основу взята программа ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ НО.
Цель – Формирование гармонично развитой личности. Через приобретение обучающимися необходимых туристских навыков. Дать им возможность освоить все премудрости пешеходного туризма - привить страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Задачи:
- ознакомить школьников со своим краем;
- овладеть определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам;
- научить составлять план путешествия, разрабатывать маршрут;
- проводить простейшие исследования и наблюдения и коллекционировать собранные материалы;
- оказывать первую до-врачебную помощь;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
- и др.
Отличительная особенность программы в том, сто она охватывает разнообразные направления: краеведение, экология, медицинская подготовка. Дает навыки для самостоятельных походов, учит самостоятельно организовать поход и грамотно к нему подготовиться. Дети получают знания, умения и навыки по преодолению естественных препятствий и морально-волевую подготовку, необходимую не только в походах, но и в повседневной жизни.
На занятиях объединения, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы должны научиться: - составлять план путешествия и разрабатывать маршрут; - фиксировать наблюдения; - проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы. - вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы; - ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов; - делать пешие переходы с грузом, оказывать первую до-врачебную помощь; - ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование. Целью объединения должна быть и подготовка туристских организаторов (инструкторов) для отрядов, помощников в проведении школьных слетов, соревнований по туризму и ориентированию на местности. Усвоение материала программы и участие в походах и путешествиях позволит школьникам подготовиться и сдать нормы на значки "Юный турист", "Турист России", а также выполнить разрядные, требования.
Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с 4 класса. Желательный состав - учащиеся одной параллели или смежных. Например, 6 и 7 классы, 8 и 9 классы.
Срок реализации программы 3 года. Режим занятий 2 часа в неделю.
Подведением итогов занятий ежегодно служит участие в районном турслете школьников, областном первенстве по туристскому многоборью среди учащихся, участие в многодневном походе, присвоение разрядов.
Участники объединения должны получить разрешение врача на участие в походах. Медицинский осмотр проводится также перед отправлением в летнее многодневное путешествие и на соревнования. Желательно также провести медосмотр после возвращения из путешествия.
Руководитель объединения должен иметь опыт участия в туристских походах, путешествиях. Занятия юных туристов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме лекций и бесед".
План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в школьных и районных слетах, туристских соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности и т. д. Одновременно следует добиваться, чтобы учащиеся хорошо понимали, что ведущей целью занятий является предстоящее летнее или зимнее многодневное путешествие. Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели объединения, подготовленности группы, сложности и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время игры по ориентированию на местности можно показать, как взобраться на откос или преодолеть реку вброд, как развести костер. Поход на несколько километров явится хорошей тренировкой перед многодневным путешествием, а фиксация наблюдений поможет в будущих путешествиях и экспедициях вести содержательные записи для отчета. После похода на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни юные туристы делают фотомонтаж, другие обрабатывают дневник, некоторые участники занимаются копированием карт будущего похода или составлением писем в пункты маршрута предполагаемого путешествия. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки учащихся. Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от беседы о картах и топографических знаках переходить к решению топографических задач, участию в топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой, от небольших прогулок - к однодневным походам. Руководитель должен обеспечить условия для безопасного проведения походов, путешествий. С этой целью ему необходимо подробно ознакомиться с "Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ", узнать о всех особенностях маршрута на местных станциях юных туристов, советах по туризму и экскурсиям, клубах туристов, в музеях; в зимних походах своевременно договориться о ночлеге в сельских школах; строго придерживаться норм переходов, советов по проведению купания; научить участников похода преодолевать препятствия, приемам самоконтроля; уметь оказывать первую доврачебную помощь. Распределять обязанности в каждом походе следует так, чтобы к исполнению их каждый раз привлекались другие участники кружка. Это позволит к началу многодневного путешествия выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов. В первые месяцы занятий необходимо провести собрание родителей, подробно рассказать им о плане занятий и походов, об условиях их проведения, о личном снаряжении юных туристов. Для занятий объединения и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием, имеющимся в школе, на станции юных туристов или специально приобретенным для работы. У каждого участника кружка должна быть записная книжка, куда простым карандашом или шариковой ручкой записываются все сведения, услышанные на занятиях (различные нормы, условные топографические знаки, список снаряжения, наборы продуктов и пр.), заносятся впечатления о походах и экскурсиях.
Занятия объединения целесообразно организовать таким образом: одно теоретическое или практическое занятие в неделю (в помещении) и один-два похода или практических занятия на местности, две экскурсии в месяц. Часть работ выполняется участниками как на занятиях, так и помимо, как домашнее задание. Многодневное путешествие осуществляется во время летних каникул в соответствии с темой и планом работы. Длительность его зависит от возраста и подготовленности участников, отдаленности района путешествия, материальных затрат и других условий.
Собранные в многодневном путешествии материалы частично обрабатываются сразу по возвращении из похода, а окончательно с началом занятий в школе. Составление коллекций, отчета изготовление иллюстрированной схемы маршрута, оформление дневника, подготовка к эколого-краеведческой конференции являются заключительным этапом путешествия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Наименование темы Всего Теор. Практ.
1 Чем полезны и интересны туристские походы 1 1 -
2 Наш край 4 1 3
3 Как организовать туристское путешествие 4 1 3
4 Топографическая подготовка. 10 4 6
5 Физическая подготовка . 12 2 10
6 Особенности лыжных походов 4 2 2
7 Краеведческие наблюдения. 4 2 2
8 Изучение и охрана природы 3 1 2
9 Изучение и охрана памятников истории культуры 2 1 1
10 Наблюдения за погодой в походе 2 1 1
11 Туристское снаряжение. 4 1 3
12 Туристский быт 4 2 2
13 Правила санитарии и гигиены 4 2 2
14 Подведение итогов похода 4 2 2
15 Инструкторская подготовка. 2 1 1
16 Специальная подготовка к летнему путешествию 4 1 3
17 Туристское путешествие -
18 Участие в соревнованиях -
Итого 68 25 43
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия
Теория 1ч Наша Родина – Россия. Путешествия по России - увлекательнейшее занятие, приобщающее юных туристов к природе, воспитывающее чувство гордости за нашу Родину. В туристских походах, путешествиях, экскурсиях школьники углубляют знания по географии, биологии, истории, литературе и другим предметам школьной программы, знакомятся с прошлым и настоящим родного края, с его людьми. Юные туристы становятся крепкими, мужественными, приобретают трудовые и прикладные навыки и умения. В походах широко развивается самодеятельность и инициатива, воспитывается чувство дружбы и коллективизм. В туристских экспедициях школьники выполняют общественно полезную работу, приобретают исследовательские навыки. Участие в походах дает возможность юным путешественникам выполнить нормы на значки "Юный турист", "Турист России", юношеских спортивных разрядов по туризму.
Наш край.
Теория 1 ч. Географическое положение, природные особенности (почва, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Рельеф. Климат. Реки и озера. Сведения о прошлом края, Великой Отечественной войне. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Маршруты походов. Памятники истории и культуры музеи края. Заповедники и заказники.
Практические занятия.3 часа 1)Прогулки по ближайшим окрестностям школы, в парк, на реку. 2)Экскурсии в краеведческие и мемориальные музеи, музеи боевой славы, народные музеи предприятий, школ. Экскурсии на предприятия, к историческим памятникам и памятным местам. 3)Одно-, двух-, трехдневные походы и многодневное путешествие (в каникулы) с активными способами передвижения. Сбор сведений о крае в военкоматах, в архивах, в обществах охраны памятников истории и культуры и охраны природы.
Организация туристского путешествия.
Теория 1ч. Распределение обязанностей в группе. План подготовки к путешествию. Ознакомление с районом путешествия. Подбор литературы и карт. Нормы переходов. Нормы комплекса значков "Юный турист", "Турист России", юношеских спортивных разрядов по туризму. Разработка маршрутов одно-, двухдневного похода и многодневного путешествия. Ознакомление с Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Смета путешествия.
Практические занятия. 3ч. 1)Разработка планов подготовки путешествия. Подготовка сообщений и докладов по теме и району похода (путешествия). 2)Разработка проектов маршрута. Составление вариантов смет, писем в организации по месту проведения похода (путешествия). 3) Исполнение каждым участником различных обязанностей в одно-, двух-, трехдневных походах.
Топографическая подготовка юного туриста.
Ориентирование на местности. (10ч)
Теория 4ч. 1)Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный. Устройство компаса и пользование им. 2) Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Нахождение на карте точки своего стояния. 3) Копирование и увеличение карт. Схема маршрута. Пользование картой (схемой) в походе. Отчетная иллюстрированная схема. Глазомерный набросок плана местности. 4)Движение по азимуту; сохранение заданного направления. Определение расстояний до видимых предметов. Различные виды соревнований по ориентированию на местности.
Практические занятия.6ч. 1)Изготовление таблицы или отдельных карточек топографических знаков. "Путешествия по карте". 2) Топографические игры, решение топографических задач. 3) Копирование и увеличение карт. Изготовление схемы маршрута.
4Проверка компаса Определение азимутов на местности. Движение по азимуту. 5) Пользование картой или схемой маршрута, нахождение точки своего стояния, пользование компасом, определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Глазомерная съемка участка маршрута. 6) Участие в школьных и районных (городских) туристских в соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности.
Физическая и маршевая подготовка юного туриста.
Преодоление препятствий в походе. 12ч
Теория 2ч. 1)Утренняя гимнастика. Специальные упражнения для соответствующего вида туризма (пешего, водного, лыжного, велосипедного). Занятия легкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием. 2) Преодоление препятствий. Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха обязанности ведущего и замыкающего. Обеспечение безопасности в походе.
Практические занятия.10 ч. Выполнение упражнений утренней зарядки и специальных видов упражнений. Участие в соревнованиях. Обучение преодолению препятствий (в зависимости от способов передвижения и района путешествия). Овладение приемами, обеспечивающими безопасность. Одно-, двух-, трехдневные походы .
Особенности лыжных походов. 4ч.
Теория 2ч. 1)Выбор лыж. Различные крепления. Личное и групповое снаряжение для лыжного похода. Одежда и обувь туриста-лыжника. Преодоление препятствий. 2)Режим дня. Организация привала. Костер и очаг на снегу. Устройство ночлега в школе. Меры против обморожений, простудных заболеваний.
Практические занятия.2 ч. 1)Подготовка лыж к пользованию. Ходьба на лыжах по равнинной местности, подъемы и спуски, безопасное преодоление препятствий. 2)Изготовление бахил (чехлов на ботинки), маски. Ремонт лыж. Походы на лыжах в лесничество, охотохозяйство, к историческому памятнику.
Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. 4ч.
Теория 2ч. 1) Сбор материалов по истории, экономике, культуре родного края; наблюдения и исследования в лесу. на реке; наблюдения над сезонными явлениями природы;
2) План экскурсии. Запись воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда. Правила хранения и использования исторических документов и других материалов. Сбор документов и реликвий. Личный и групповой дневник, фотографирование и зарисовки в походе.
Практические занятия.2.ч. 1) Изучение приборов и оборудования для исследовательской работы. Выполнение заданий научных я общественных организаций, самостоятельное ведение краеведческих наблюдений. Ведение дневниковых записей. Первичная обработка материалов для хранения. 2) Проведение экскурсий, походов, путешествий и экспедиций; выполнение заданий музеев, научных и других организаций.
Изучение и охрана памятников истории и культуры. 2ч.
Теория 1ч. Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Виды памятников: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники. Древние памятники, исторические, военные, трудовой славы, архитектурные и другие памятники, памятные места нашей области, края. Художественная, справочная литература, путеводители, фильмы, рассказывающие о памятниках истории и культуры нашей области, края. Мероприятия при подготовке и проведении походов и путешествий по изучению и охране памятников истории и культуры.
Практические занятия.1ч. Подготовка оборудования и снаряжения для ведения исследовательских работ, фотографирования. Проведение экскурсий к памятникам и в памятные места; включение этих мест в план работы на туристских маршрутах. Популяризация памятников путем бесед в школе и на маршрутах, создание фотоальбомов, стендов, фильмов, создание экспозиций для школьных выставок и музеев. Систематический уход за местными памятниками и необходимый уход за памятниками на маршрутах.
Изучение и охрана природы. 3ч
Теория 1ч. Статья 18 Конституции РФ, "Закон об охране природы".
Меры по охране окружающей среды нашей области, края. Формы участия школьников, юных туристов в охране и посадке зеленых насаждений, участие в акции "марш парков", очистке лесов, борьбе с вредителями леса, охране рек и водоемов от загрязнения.
Наиболее известные замечательные уголки природы, заповедники, заказники нашего края. Перечень растений, животных, обитающих в нашем крае, занесенных в "Красную книгу"; растения, запрещенные к сбору. Мероприятия при подготовке и во время проведения походов и путешествий, обеспечивающие охрану природы. Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях.
Практические занятия2ч. Экскурсии в природу, выполнение заданий местного общества охраны природы и других организаций по изучению и охране природных богатств края.
Наблюдения за погодой в походе.2ч.
Теория 1ч. Признаки изменения погоды. Определение устойчивой погоды, ее перемены, приближающегося ненастья.
Практические занятия.1ч. Экскурсия на метеостанцию.
Туристское снаряжение. 4ч.
Теория 1ч. Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Походная постель, колья и колышки для установки палаток, очаги, ведра, крючки для подвешивания посуды. Комплектование ремонтного набора.
Практические занятия.3ч. 1)Составление списков личного и группового снаряжения. Ознакомление с имеющимся снаряжением. 2)Установка палаток, устройство очага. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения. Самостоятельное изготовление и усовершенствование очага, кольев и колышков для палаток, крючков для подвешивания посуды, приспособлений для сушки обуви одежды и др. 3)Упаковка снаряжения и укладка рюкзака.
Туристский быт.4
Теория 2ч. 1)Выбор места для бивака (с учетом правил охраны природы). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Различные типы костров. Сушка и ремонт одежды и обуви. 2) Набор продуктов. Меню, хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование ягод и грибов. Режим дня в походе и на дневке. Игры в походе.
Практические занятия.2ч. 1)Составление наборов продуктов и меню на одно-, двух-, трехдневный поход. Приобретение продуктов. 2)Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом, установка и снятие палаток, разжигание костров, приготовление пищи. Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков. Игры в пути и на привале.
Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь в походе.4ч.
Теория 2ч. 1)Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Поддержание чистоты тела, ног. Меры для предупреждения потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим. Обеззараживание воды. 2)Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Помощь утопающему. Различные травмы. Помощь при желудочных и простудных заболеваниях. Состав походной аптечки. Транспортировка пострадавшего. Первая доврачебная помощь в зимних походах.
Практические занятия 2ч 1)Показ приемов самоконтроля. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего. 2)Изготовление носилок из подручных материалов. Комплектование походной аптечки. Изготовление сумки, чемодана для аптечки.
Подведение итогов похода.4ч
Теория 2ч. 1)Обработка собранных материалов. Подготовка отчета. Творческие работы участников похода. 2)отчетный туристский вечер в школе. Итоговая выставка, организация краеведческого уголка.
Практические занятия.2 1)Составление паспорта и схемы маршрута после каждого похода. Изготовление коллекций, альбомов фотоснимков, иллюстрированных карт или схем маршрутов, макетов, выпуск стенгазет, бюллетеней о походах и т. д. тщательная обработка и окончательное редактирование путевого дневника, 2)Подготовка экспонатов для школьного музея, выставки, предметного кабинета. Оформление творческих работ участников походов - очерков, стихов, рисунков. Составление полного отчета с фотографиями для школы или организации, давшей задание.
Инструкторская подготовка для работы в школьных отрядах.2
Теория 1ч. Включение в план работы отряда походов, экскурсий, краеведческих поисков. Работа туристского, организатора школьного отряда. Рекомендуемые туристские маршруты, экскурсионные объекты. Содержание и форма бесед и занятий по подготовке школьного отряда к походу. План подготовки к походу. Школьный туристский слет, соревнования, туристский вечер, выставка.
Практические занятия.1ч. Разработка маршрутов походов для школьных отрядов. Составление описаний и изготовление схем маршрутов. Составление списка личного и коллективного снаряжения, медицинской и ремонтной аптечки, меню и перечня продуктов, плана работы на маршруте, правил поведения в походе для рекомендации отряду. Составление списка книг о своем крае и путешествиях. Стажировка (в объединении) в проведении занятий по подготовке к походу в своем отряде. Участие в организации и проведении похода своего отряда.
Специальная подготовка к летнему многодневному походу. 4ч.
Теория 1ч. ознакомление с литературой и картами по району путешествия, детальная разработка маршрута путешествия, графика и плана работы, изготовление картосхем маршрута;
Практические занятия 3ч. Составление плана подготовки и распределение обязанностей. Работа по бригадам по подготовке, ремонту и изготовлению коллективного снаряжения; определение набора продуктов и приобретение их; составление сметы; пробная укладка снаряжения и оборудования, продуктов, аптечки, фотопринадлежностей; практика в выполнении порученных краеведческих наблюдений и фиксации их и других обязанностей, в том числе санитара, завхоза и т. д. Медосмотр участников и проверка умения плавать. Проведение контрольного тренировочного похода с полным комплектом снаряжения и проверкой выполнения отдельных разделов работ в походе ответственными исполнителям" Оформление документов на путешествие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№п/п Наименование темы Количество часов
Всего Теория Практич. походы
1 Введение 1 1 - -
2 Природа родного края и его история.
Краеведческая работа в походе 6 2 4 -
3 Подготовка похода 10 2 8 -
4 Туристская группа в походе. Обеспе
чение безопасности 8 8 - -
5 Подведение итогов похода 8 2 6 -
6 Ориентирование по компасу 8 2 6 -
7 Топографическая подготовка. Ориенти
рование с помощью карты и компаса 8 1 7 -
8 Спортивная подготовка туриста 5 2 3 -
9Туристское снаряжение 4 2 2 -
10Туристский бивак 7 3 4 -
11Гигиена туриста. Доврачебная помощь
пострадавшему 3 1 2 -
Итого 68 26 42 58
12Проведение походов: 58
3 однодневных - - - 8
2 двухдневных - - - 28
1 трехдневный - - 22
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Введение. 1ч.Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека и для государства.
Виды туризма, особенности пешеходных походов. Нормативы значков "Юный турист" и "Турист России". Законы туристов. Заполнение анкет (туристских паспортов) учащихся.
Природа родного края, его история.6ч.
Теория 2ч. 1)Краеведческая работа в туристском походе. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.История края, памятные исторические места. Предприятия, сельское хозяйство края. Знатные люди края. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края.Охрана природы. 2)Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Фотографирование в походе. Что такое общественно полезная работа туристов
Практические занятия 4ч.: 1)Знакомство с картой области (края), 2)республики. "Путешествия" по карте. 3)Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. 4)Проведение краеведческих викторин.
Подготовка похода. 10ч.
Теория 2ч. Правила организации и проведения туристских походов на территории России. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Обязанности членов туристской группы, Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т. п. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.2)Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение Дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор и хранение картографического материала.Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.
Практические занятия.8ч. 1)Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, 2)заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т. д., 3)подготовка маршрутной документации, копирование карт. 4)Подготовка группового и специального снаряжения, 5)закупка, расфасовка и раскладка продуктов. 6)Укладка рюкзаков. 7) Составление графиков дежурств. 8) Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.
Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности.8ч.
Теория 8ч. 1)Спортивное и краеведческое содержание похода. Значение активного способа передвижения. Поход и прогулка. 2)Виды естественных препятствий в пешеходном и лыжном туризме. 3)Нормы переходов. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; Шаг туриста, 4)Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности. 5)Движение по склонам. 6)Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. 7)Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. 8)Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на маршруте.
Проведение походов.
В соответствии с количеством часов, отведенных по примерному тематическому плану занятий кружка, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) четыре учебно-тренировочных походов: один однодневный по 8 часов, два двухдневных по 14 часов ==28 часов, один трехдневный 22 часа =22 часа. В результате этих походов кружковцы приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края. Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего и лыжного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствий Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.
Подведение итогов похода. 8ч.
Теория 2ч. 1)Обсуждение итогов похода. Пропаганда туризма. Просмотр фотоматериалов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. 2)Приведение в порядок и сдача снаряжения. Оформление значков и разрядов.
Практические занятия.6ч. 1)Чистка, ремонт и сдача снаряжения на склад. 2)Оформление туристского уголка группы, фотогазеты. 3,4)Подготовка выставки о работе кружка для школы. 5)Обсуждение похода в группе. 6)Оформление документации, награждение участников.
Ориентирование по компасу. 8ч.
Теория 2ч. 1)Стороны горизонта. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). 2)Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практические занятия.6ч.1)Определение сторон горизонта с помощью компаса, 2)по небесным светилам, 3)местным признакам. 4)Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и.азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). 5)Ориентирование карты по компасу. 6)Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
Топографическая подготовка. 8ч.
Теория 1ч. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб. Курвиметр. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.
Практические занятия.7ч. 1)Зарисовка топографических знаков (40-50 знаков), 2)чтение топографической карты - по квадратам и маршрутам. 3)Топографический диктант. 4)Разбор топографического диктанта. 5)Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. 6)Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута.7) Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).
Спортивная подготовка туриста. 5ч.
Теория 2ч. 1)Понятие о категорийных путешествиях. Какие физические и морально-волевые качества необходимы путешественнику. Рассказы о мужестве и находчивости туристов, спортсменов, проявленных ими в годы войны на фронте, в тылу врага и в походах в мирное время. 2)Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Закаливание, комплекс утренней зарядки, маршевая - подготовка, туристские нормативы. Упражнения для укрепления и развития рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног. Беговые тренировки. Нормативы юношеских разрядов по туризму, нормы на звание младшего инструктора по туризму.
Практические занятия.3 Разучивание комплекса утренней гимнастики.
Туристское снаряжение. 4.
Теория 2 ч. 1)Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету. 2)Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.
Практические занятия.2ч.1)Укладка рюкзака. 2)Проведение игры "Что взять с собой в поход".
Туристский бивак.7ч.
Теория 3ч. 1)Что такое привал и бивак в походе. Основные требования. Виды и производство хозяйственных работ на биваке. Графики дежурств на биваках. 2)Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры. 3)Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского" похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.
Практические занятия.4 1,2)Расчет продуктов питания для двухдневного похода. 3,4)Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.
Гигиена туриста. 3ч.
Теория 1ч. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.Купание в походе. Предупреждение охлаждении и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах.
Практические занятия.2ч. 1)Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. 2) Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Название темы Всего Теор. Практ
1 Итоги летнего зачетного похода 4 1 3
2 Туризм в России 1 1 -
3 Краеведческая подготовка 4 2 2
4 Топографическая подготовка 10 5 5
5 Медицинская подготовка 3 1 2
6 Туристское хозяйство 4 2 2
7 Тактика и техника пешеходного туризма16 8 8
8 Подготовка походов 18 18
9 Проведение походов
10 Подведение итогов походов 8 - 8
11 Участие в соревнованиях - - -
Итого 68 20 48
П Р О Г Р А М М А ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Итоги летнего зачетного похода. 4ч.
Теория 1ч. Беседа об итогах летнего похода. Распределение работ.
Подготовка отчета: приведение в порядок походной документации и записей, составление отчетов по должностям, отчета о маршруте, отчета по экспедиционному заданию и другим краеведческим наблюдениям;
Практические занятия.3ч.1)подготовка фотографий, коллекций, топографических карт, рисунков, текстов, фильма (диафильма). 2)Репетирование песен, устных рассказов, оформление выставки (альбома), оформление значков и разрядов участникам похода.3)Итоговый вечер участников похода и их родителей, выступление на общешкольном туристском празднике, участие в районной конференции по итогам летнего сезона.
Туризм в России. 1ч.История развития туризма. Современная организация туризма в стране. Понятие о плановом и самодеятельном туризме, транспортном и спортивном туризме. Что такое краеведение. Значение туризма в организации отдыха в воспитании, образовательное значение туризма, роль туризма в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке человека к предстоящей трудовой деятельности. Достижения российских туристов. Что читать о туризме и путешествиях, о знаменитых ученых-путешественниках. Виды туризма, формы туристских мероприятий. Всероссийское туристско-краеведческое движение "Отечество"- его цели и задачи. Туристские слеты, соревнования и конкурсы.Значок "Турист России", разрядные нормативы по туризму. Понятие о категориях сложности спортивных путешествий.Правила организации туристских походов: Правила поведения туристов в походе: культура взаимоотношений с местными жителями, оказание помощи терпящим бедствие; понятие о системе КСС,
Краеведческая подготовка.4ч.
Теория 2ч. Дальнейшее углубление знаний о своем крае: географическое положение и туристские возможности края; реки, озера, рельеф, почвы, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир области; промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Население и культура, знатные люди края; история края, места боевой и трудовой славы. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные уголки края. Обзор наиболее интересных объектов сопредельных областей и района планируемого зачетного путешествия. Методика выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания. Типовое содержание отчета о туристском походе.
Практические занятия.2ч. 1)Работа с картой области: изготовление контурной карты и нанесение на нее интересных объектов; "путешествия" по карте. Заслушивание докладов по краеведческим темам, просмотр фотографий, диафильмов, подбор газетных вырезок. Решение задач типа: как проехать из нашего города (села) в такой-то пункт области (составь маршрут); в каком направлении и на каком расстоянии от областного центра находится такой-то пункт. 2)Проведение краеведческих викторин. Отработка приемов выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания.
Топографическая подготовка и ориентирование в походе. 10ч.
Теория 5ч. 1)Обзор материала, пройденного в первый и второй год занятий.
Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов. 2)План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная' карта. Обязанности топографа тургруппы. 3)Работа с картой на маршруте по ее дополнению, и уточнению. Определение термина "ориентирование". Условия ориентирования в походе на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. 4)Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Виды и правила разведки на маршруте. Обязанности проводников и разведчиков. 5)Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Практические занятия.5ч.1)Повторительные упражнения по программе 2-го года занятий.2)Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Сравнение и оценка результатов. 3)Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). 4)Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача.5) Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).
Медицинская подготовка. 3ч.
Теория 1ч. Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году занятий. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от крово-сосущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок, Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего, Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.
Практические занятия.2ч.1)Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. 2)Конкурс на лучшего санитара группы.
Туристское хозяйство и групповое снаряжение. Привалы и биваки. 4ч.
Теория 2ч. 1)Смета путешествия. Виды расходов и источники их покрытия. Обязанности казначея группы. Отчет туристской группы за произведенные в походе расходы. Как готовить личное снаряжение к походу.Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне Походная посуда для варки пищи, Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона.
Привалы и биваки. Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака. Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды, бивак в горах (на снегу), в тайге, в тундре. Организация бивачных работ. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь' для костра и приготовления пищи. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Поведение туристов у костра, Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака.
Практические занятия.2ч. 1)Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. 2)Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
Тактика и техника пешеходного туризма. 16ч.
Теория 8ч. 1)Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика. Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности и снаряженности тургруппы. Повторение основных правил организации и проведения походов, пройденных по программе первого года занятий. 2)Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Основные параметры маршрутов 2-й (3-й) категории сложности. Виды и характеристика естественных препятствий таежных, тундровых и горных маршрутов. Основные формы горного рельефа. 3)Планирование "нитки" маршрута и разработка плана-графика похода 2-й (3-й) категории сложности. 4)Линейная, кольцевая и радиальная схема построения "нитки" маршрута. Учет непредвиденных обстоятельств. Ходовые дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, полудневки, контрольные сроки, запасные варианты маршрута, варианты схода с серединной части маршрута, связь с КСС. 5)Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туристов, понятие о само- и взаимостраховке. Законы туристской дружбы. Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы, психологическая совместимость. 6) Строй туристской группы. Опасность отставания отдельных участников от группы. Темп движения: в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий. Весовые нагрузки: для мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске. 7)Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъемах и спусках с невысоких гор. Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку, мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам; положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и маркировка пути. Особенности движения в тундровой зоне. Характеристика типичных препятствий, встречаемых в тундре. Разведка и маркировка пути. Движение в таежной зоне. Характеристика типичных естественных препятствий на лесных и горно-таежных участках маршрутов. Движение в горах. Подъемы и спуски по крутым травянистым склонам в различных условиях. Разведка, маркировка выбор пути движения "в лоб" и "серпантином". Шаг, темп интервал, режим движения, способы страховки. Движение по осыпям и каменным "морям". Виды осыпей их характеристика. Разведка, маркировка, выбор пути. Движение вверх и вниз "в лоб" и "серпантином". Подъемы и спуски по скальному гребню, по желобу. Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки (использование альпенштока, веревочных перил). Правила безопасности и поведение туристов при падении камней. Движение по снежникам и фирну. Оценка доступности снежного склона для прохождения его группой, положение и состояние снежника. Признаки лавинной опасности. Выбор наиболее безопасного пути прохождения по снежному склону. Подъем "в лоб", траверсирование, глиссирование. Шаг, выбивание ступенек, положение корпуса, темп, интервалы, страховка альпенштоком, использование веревочных перил. Прохождение горных перевалов. Контрольные записки. 8) Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности, связанные с переправами через реки. Виды и способы переправ. Разведка места и оценка доступности переправы избранным способом. Переправы по кладям, бревнам: наведение переправы, проверка, порядок, страховка Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и альпенштока в туристских походах. Основные узлы и грудная обвязка. Броды через равнинные и горные реки: разведка места брода, проверка, порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на броде. Виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской технике. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.
Практические занятия 8ч. 1,2)Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале, в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других условий на маршруте. Режим движения группы на подъемах в зависимости от их крутизны. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования (протокола движения) для ориентирования на месгности; как определить среднюю скорость движения группы в различных условиях. 3) Подъемы и спуски по крутым травянистым склонам в различных условиях. 4) техника преодоления завалов, густых зарослей заболоченных участков тайги. 5) естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку, мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам; положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и маркировка пути. 6) использование веревочных перил. 7) Переправы по кладям, бревнам: наведение переправы, проверка, порядок, страховка. 8) Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.
Подготовка походов.18ч.
Практика 18ч. 1)При подготовке к предусмотренным учебным планом работы кружка учебно-тренировочным походам (практическим занятиям на местности) со всем составом кружка, а также по отдельным группам кружковцев и индивидуально руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы. Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. 2)Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. 3,4,5)Подробный расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана-графика похода; с дежурными проводниками индивидуально "проиграть" пути движения на их участках маршрута, продумать способы ориентирования и преодоления препятствий, проверить их расчеты контрольного времени движения на участках и качество сделанных ими выкопирок топокарты. 6,7)Хозяйственная и техническая подготовка походов. 8,9)Маршруты учебно-краеведческих походов по их краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода.
10-18)Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке этого летнего зачетного похода.
Проведение походов. Указанные в примерном тематическом плане занятий кружка 96 часов на учебно-тренировочные походы можно распределить следующим образом: Два двухдневных похода (по 14 уч. часов) =28 ч, Два трехдневных похода (по 22 уч. часа) =44 ч, Однако данная разбивка учебно-тренировочных часов не является строго обязательной. Возможна, например, замена похода участием в школьном или районном слете и соревнованиях, возможно проведение практических занятий на местности без прохождения маршрута, проведение экскурсий без похода в случае неблагоприятных погодных условий. Задача заключается в том, чтобы кружковцы на практике закрепили знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных-навыков практических действий.
Подведение итогов похода.8ч. 1)Разбор похода в группе. 2)Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам работы, оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме "Летопись кружка", 3)написание заметок в общую стенгазету школы, 4)оформление документов на значки и разряды, 5)проведение кружкового вечера по итогам цикла походов и занятий - "Туристского огонька" с приглашением родителей или выступление с рассказами и песнями о походах на общешкольном вечере и, наконец, 6)подготовка и сдача отчетных материалов по проведенной в походе краеведческой работе (текстов, экспонатов, чертежей, рисунков, фотографий, слайдов и т. д.). 7)Если в кружке заведены личные учетные карточки на каждого кружковца ("Паспорт туриста"), то командир должен вписать в них все сведения об участии в очередном походе: маршрут похода, его протяженность и продолжительность, какую работу выполнял в группе турист, какой опыт приобрел в походе. 8)Итоговый вечер.
ЛИТЕРАТУРА
Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
Голов В. П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973.
Клименко А. И. Карта и компас - мои друзья. М., Детская Литература,1975.
Куприн А. М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972. Лесогор Н. А., Толстой Л. А., Толстая В. В. Питание туристов в походе. М., Пищ. Пром., 1980
Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.. Физкультура и спорт, 1972.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Крупская Н. К. Воспитывать достойную смену. М., Политиздат, 1993.
Алешин В.,Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М.,
Физкультура и спорт, 1994.
Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
Б е р м а н "А. Е. Путешествие на лыжах. М., Физкультур и спорт, 1998.
Богатков С. Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентире ванне на местности.
М., Воениздат, 1971.
Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Про-
физдат, 1973.
Великорецкий А.Н. Первая помощь до прихода врача Медицина, 1992.
Гамезо М. В., Говорухин А. М. Справочник офицера по военной топогра-
фии. М., Воениздат, 1998.
Гранильщиков Ю. В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1996.
Елаховский С. Б. Бег к невидимой цели. М., Физкультура и спорт, 1993.
Лахнин А. Ф., Вызов Б. Е., Прищепа И. М. Военная топография. М., Вое-
низдат, 1993.
Лукашов П. Д. Военно-спортивные игры на местности., Просвещение,1998.
Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М., Фиэкультура и спорт,1999.
Моргунов Б. П. Туризм. М., Просвещение, 1998.
Пруха К Военизированные игры на местности.М.Изд ДОСААФ 1999
Слуцкая Р.Д.Географическое общество Глобус Просвещение 1992
Спутник туриста.Физкультура и спорт 1999
Строев К.Ф.Краеведение.Просвещение 1997
Сухорукова А.В.Работа на географической площадке.Просвещение 1970
Шнейдеров В.А.Кинолюбитель путешественник.Искусство 1990
Штюрмер Ю.А.Охрана природы и туризм.Физкультура и спорт 1995
Знания, умения, навыки
Т У Р И З М I г. О Б У Ч Е Н И Я
Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку по следующим вопросам.
1. История туризма в России.
2. Родной край, его туристские возможности.
3. Виды туризма.
4. Классификация походов по степеням, категориям и видам туризма.
5. Начальная топографическая подготовка (виды карт, масштаб, топографические знаки, начальная работа с картами) ( Определение высоты дерева, кривизна склона, V-реки, расстояние до недоступного предмета).
6. Подготовка к 1-2-3-х дневному походу (списки личного, группового снаряжения, ремнабор, костровое хозяйство).
7. Оказание простейшей доврачебной медицинской помощи.
8. Правила охраны природы и исторических памятников.
9. Техника безопасности на мероприятии, биваке.
10. Питание в походе (хранение продуктов их упаковка, питьевой режим).
11. Нормативы по ОФП для данного возраста.
12. Гигиена туриста.
13. Преодоление естественных препятствий (автомагистрали, ж/д, заболоченные места, неглубокие водные преграды, склоны до 30 градусов)
Обучающийся должен знать и уметь практически выполнять.
1. Читать карту. Определять по карте и на местности по местным предметам, сторонам горизонта, расстояние, азимут.
2. Уметь собрать рюкзак к 1-2-3 дневному походу.
3. Ставить палатку.
4. Разжигать костер.
5. Заполнять дневник похода.
6. Пользоваться снаряжением для организации бивака.
7. Сушить одежду в походе.
8. Готовить на костре простые блюда.
9. Оказывать простую доврачебную медицинскую помощь.
10. Выполнять нормы ОФП для данного возраста.
11. Уметь вязать 3-5 необходимых узлов
12. Производить простой ремонт снаряжения.
13. Преодолевать естественные препятствия (заболоченный участок, брод, склоны не более 30 градусов, водные преграды).
Т У Р И З М II г. О Б У Ч Е Н И Я
Теоретическая подготовка.
1. Нормативы степенных походов.
2. Примерный набор продуктов, и их суточный рацион.
3. Основы работы со специальным снаряжением, т.е. при работе с ним.
4. Техника преодоления естественных препятствий.
5. Оказание первой доврачебной медицинской помощи.
6. Топографическая подготовка
7. История туризма в родном крае, городе, туристские возможности для данного виды туризма. Климат.
8. Подготовка к походу III степени, или I категории сложности.
9. Техника и тактика движения на маршруте.
Практика.
1. Ориентирование на местности с помощью компаса, карты, местных предметов, луны, Солнца и звезд, часов.
2. Движение по легенде.
3. Уметь собрать личное и групповое снаряжение для похода.
4. Комплектовать ремонтный набор.
5. Готовить пищу на костре.
6. Хранить и упаковывать продукты.
7. Комплектовать аптечку.
8. Оказывать доврачебную медицинскую помощь.
9. Определять погоду по народным приметам.
10. Ремонтировать (средний ремонт) личное и обществ. снаряжение.
11. Владеть основными приемами пользования специальным снаряжением (веревка, карабин, средства передвижения и др.).
12. Уметь вязать 8-10 необходимых узлов.
13. Организовать бивак в любую погоду.
14. Уметь оценить степень опасности естественного препятствия.
15. Выполнять нормы ОФП для данного возраста.
Т У Р И З М III г.
Теория.
1. Разработка 1-2-3 дневных и степенных походов.
2. Техника безопасности в преодолении естественных препятствий.
3. Действия в аварийной ситуации.
4. Комплектовать медаптечку, знать назначение медикаментов.
5. Комплектовать ремонтный набор для любого похода.
6. Основные документы для совершения похода.
7. Основы тактики при разработки маршрута похода.
8. Разрядные требования по туризму.
9. Подготовка к походу I-II кат. сложности. Нормативы ОФП.
Практика.
1. Ориентироваться на местности в сложных погодных условиях.
2. Делать техническое описание маршрута.
3. Производить ремонт личного и группового снаряжения.
4. Оказывать доврачебную помощь, используя медицинскую аптечку.
5. Прогнозировать погоду по народным приметам.
6. Владеть специальными приемами по технике туризма и средствами передвижения.
7. Проводить несложные спасательные работы в природной среде.
8. Составлять дневник, и нитку похода, рисовать абрис.
9. Составление раскладки продуктов на всю группу для похода I-II
категории сложности.
10. Составлять списки личного, группового, специального снаряжения.
11. Разработать план степенного похода, с подбором необходимой литературы.
МКОУ Воскресенская СОШ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
Сроки обучения: 3 года обучения,
Возраст: с 9 лет.
Руководитель: Жильцова Вера Ивановна
Р.п.Воскресенское
2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Юный турист» НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа "Юный турист"...
Открытое занятие к дополнительной образовательной программе "Туристы-проводники", тема: "Введение в программу"
Конспект открытого занятия по теме "Введение в образовательную программу". Открытое занятие было представленно на конкурсе профессионального мастерства "Сердце отдаю детям" ....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Я турист". Разработчик: учитель по физической культуре: Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по дополнительному образованию детей пятых клаасов по приобщению к здоровому образу жизни через туризм....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеразвивающая программа "Туристы"
Дополнительная общеразвивающая программа «Туристы» имеет туристско-краеведческую направленность, разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования ...