Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист" разработана для детей в возрасте 10 - 12 лет, проявляющих инетерес к изучению природы. Программа может быть использована для организации занятий в УДО, а также учителями школ при организации внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_naturalist.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Областная станция юных натуралистов
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ДОД ОСЮН
____________ /Т.Л Жаринова/
Приказ № _________________
«____» _______________ 2014
Дополнительная общеобразовательная программа
«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
Продолжительность образовательного процесса: 72 часа
Возраст обучающихся: 10 – 12 лет
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета ГБОУ ДОД ОСЮН Протокол № 4 от 17.09.2014 Секретарь __________ | Программу разработала: Елфимчева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории |
Ульяновск, 2014г.
Рецензенты:
- Л.Г. Чаевцева, заместитель директора по НМР ГБОУ ДОД ОСЮН
Год обучения: 1 год –72 часа (2 раза в неделю по 1 часу)
Возраст: 10 – 12 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
В статье 71 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” (от 10.01.2002г.) отмечается, что «экологическое образование должно охватывать весь процесс дошкольного, школьного, общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации».
По мнению автора, в современной школе экологическому воспитанию уделяется недостаточное внимание. С 1998 года предмет «экология» был исключен из образовательных стандартов и из федерального базисного учебного плана. Школьные курсы по природоведению и биологии позволяют эффективно формировать углубленные знания по конкретному предмету, а о том, как происходит взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой, дети получают лишь поверхностные представления. В связи с этим у детей теряется понимание целостности и единства природы, которое было сформировано в дошкольных образовательных учреждениях и в начальной школе.
Чтобы компенсировать недостаток экологического образования обучающихся основной школы, разработана дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист». Программа рассчитана на детей в возрасте 10 – 12 лет и может быть использована при организации занятости детей во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, в этом заключается ее актуальность.
При разработке программы была изучена дополнительная общеобразовательная программа эколого-биологической направленности, предназначенная для обучающихся среднего школьного возраста «Экология и мы» (автор С.А. Блаженко). Ее существенный недостаток заключатся в том, что программа построена на основе краеведческого материала Краснодарского края. Такие программы как «Мой мир» (автор С.Э.Васина), «Природа и мы» (автор Л.А. Курбатова), «Разноцветная планета» (автор И.А. Старостина) направлены на глубокое изучение отдельных царств живой природы (растений, животных). По мнению автора, для полного понимания целостной картины мира этого недостаточно, необходимо изучение не только растительного, животного мира, микроорганизмов, но и то, как они взаимодействуют между собой.
Все это и послужило предпосылкой для создания программы «Юный натуралист».
Новизна программы заключается в ее содержании, которое охватывает несколько образовательных направлений: ботаника, зоология, микробиология, экология. Кроме этого программа «Юный натуралист» является средством экологического воспитания и социализации детей. Формы работы по программе плавно переходят от образовательной деятельности к практической, с акцентом на социально значимые задачи. Программа предполагает организацию познавательной деятельности под руководством педагога таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие на познавательную, творческую и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с окружающей природой и социальной средой.
Программа дополняет курсы природоведения и биологии общеобразовательной школы сведениями об особенностях растительного, животного мира, микроорганизмов, их взаимодействиях между собой и с окружающей средой. Осваивая программу «Юный натуралист», обучающиеся получают возможность углубить и расширить свои знания о природе родного края, приобрести навыки планирования, проведения и анализа исследовательской работы, разработки экологических проектов.
Данная программа составлена для детского объединения эколого-биологической направленности и рассчитана на обучающихся образовательных учреждений в возрасте 10-12 лет.
Продолжительность освоения программы – 1 год (72 ч.) Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Режим работы может корректироваться из-за организации экскурсий, природоохранных акций.
Цель данной программы:
Углубление и расширение эколого – биологических знаний, создание условий для формирования ценностного отношения к природе, выработки активной жизненной позиции в сфере охраны природы.
Задачи программы «Юный натуралист»:
Образовательные.
- закрепить и обобщить знания о многообразии растительного и животного мира, их особенностях;
- познакомить с понятием микроорганизмы, их ролью в природе;
- способствовать пониманию целостности живой природы;
- расширить и углубить знания детей о современных экологических проблемах и путях их решений;
- познакомить с алгоритмом проведения наблюдений, опытов и экспериментов с живыми объектами.
Развивающие.
- создать условия для развития активного познавательного интереса к природе через вовлечение учащихся в практическую и исследовательскую работу, посильную природоохранную деятельность;
- развивать самостоятельность, инициативу, логическое мышление, внимание, речевую культуру, творчество;
- развивать навыки проведения опытов, экспериментов, исследовательской работы;
- способствовать формированию навыков межличностных отношений;
- способствовать формированию потребности жить в гармонии с природой.
Воспитательные.
- воспитание в детях ответственности и бережного отношения к природе и всему живому;
- содействие формированию активной природоохранной позиции через участие в посильной трудовой деятельности, тематических мероприятиях, экологических акциях;
- создание условий для формирования и развития детского коллектива;
- содействие становлению адекватной самооценки ребенка, через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий.
Основными педагогическими принципами построения программы являются:
Принцип научности и доступности излагаемого материала. Учащиеся знакомятся с особенностями растительного и животного мира, микроорганизмами, особенностями их взаимодействия между собой. Учебный материал подается в доступной для детей форме (использование научной терминологии и научных данных осуществляется там, где это целесообразно, дополнительные сведения по теме занятия предлагаются заинтересованным ребятам).
Принцип активности сознания учащихся. Чередование видов деятельности на занятии осуществляется за счет использования различных форм и методов обучения. Таким образом, обеспечивается мотивация деятельности детей и высокая познавательная активность.
Принцип наглядности. Занятия проводятся с использованием ТСО. В программе запланированы экскурсии на природу с целью знакомства с многообразием и приспособленностью живых организмов к окружающей среде.
Принцип последовательности и преемственности образования. Разделы образовательной программы выстроены исходя из усложнения учебного материала. Умения и навыки, получаемые учащимися по мере прохождения программного материала, постоянно востребуются и совершенствуются.
Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций. Содержание программы подобрано таким образом, что позволяет эффективно формировать не только теоретические знания, но и развивать познавательный интерес к изучению живой природы, формировать бережное отношение к живому миру в целом, ответственность за свои поступки и действия.
Характеристика возрастных особенностей детей.
Согласно психолого-педагогической периодизации развития личности данный возраст считается ранним подростковым возрастом, который характеризуется потребностью ребёнка в принятии и самореализации в группе сверстников. Ведущей деятельностью в это время является общение. Общеобразовательная программа «Юный натуралист» предусматривает работу по формированию детского коллектива, по включению каждого ребенка в систему межличностных отношений, а также выработке у детей позитивного личного опыта общения. Характер восприятия природных объектов в этом возрасте - субъектный, степень психологической близости с живыми объектами может быть даже выше, чем со значимыми взрослыми. Одновременно с этим сохраняется непрагматический характер взаимодействия с природой. Кроме того, происходит переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе, на первое место выходит поступочный компонент, что позволяет формировать именно в этом возрасте экологическую установку природоохранного типа. Детям школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. В наиболее полной форме этот процесс может реализоваться именно в посильной природоохранной деятельности под руководством педагога. Таким образом для раннего подросткового возраста характерен поступочный субъектно непрагматический тип отношения к природе. Выше перечисленные возрастные особенности обучающися определяют выбор форм организации образовательного процесса, методов обучения и воспитания.
Методы и формы организации занятий по программе «Юный натуралист».
Эффективность усвоения учащимися материала достигается за счет использования сочетания следующих методов обучения:
- словесных (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, дискуссия);
- наглядных (демонстрация, использование аудио- и видеозаписей);
- практических (практические задания, подготовка и участие в тематических мероприятиях);
- интерактивных (ролевая игра);
- частично-поисковых (проблемное изложение, проблемный вопрос или ситуация);
- исследовательских (составление сообщений, рефератов, проведение и написание отчета по исследовательской работе);
- метод ТСО (использование на занятиях компьютера, медиапроектора, видео- и аудиоаппаратуры позволяет существенно расширить арсенал наглядных пособий, тестовых заданий, дидактических игр).
Программой предусмотрены следующие методы воспитания:
- формирование социального опыта (взаимодействие в группе сверстников в познавательной, трудовой, исследовательской, досуговой деятельности).
- осмысление социального опыта (анкетирование, обсуждение, дискуссия).
- стимулирование и коррекция действий (участие в конкурсах, массовых тематических мероприятиях, поощрения).
В рамках программы проводятся групповая, массовая и индивидуальная (в рамках времени отведенного на группу) формы работы. Используются следующие формы организации образовательного процесса:
- Комбинированное занятие подразумевает сочетание объяснения педагога, практических и (или) исследовательских заданий, работы с литературой, игр с целью изучения нового материала, формирования приемов и навыков деятельности, закрепления и конкретизации знаний, текущего контроля освоения программы (80% занятий по программе являются комбинированными).
- Экскурсии в парки и скверы города, в природу.
- Экологические акции рассчитаны на несколько занятий и включают подготовку, проведение и анализ результатов.
- Тематические массовые мероприятия проводятся как коллективные творческие дела, с привлечением обучающихся к планированию, подготовке, проведению и анализу результатов деятельности.
- Праздники – досуговые мероприятия проводятся в дни школьных каникул, в связи с календарными праздниками, имеющими значение в жизни подростков (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День именинника).
- Обобщающие и контрольные занятия проводятся с целью систематизации и контроля освоения программы по окончании изучения раздела программы.
Особое место в программе отведено для выполнения практических и исследовательских работ. Данный вид деятельности осуществляется на каждом занятии при изучении конкретного раздела программы.
Следует отметить использование на занятиях проектной деятельности обучающихся как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне дети смогут овладеть умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Контроль знаний и умений осуществляется преимущественно в игровой форме. Кроме этого также используются викторины, тестовые задания. На контрольные занятия отводится 6,9% учебного времени. Промежуточный контроль осуществляется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Программой предусмотрено привлечение детей к самоконтролю, взаимоконтролю.
В программу включены резервные занятия (6,9%). Они могут использоваться для успешного усвоения детьми наиболее сложных тем, а также для проведения тематических праздников и мероприятий.
Особенности программы «Юный натуралист».
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В основе программы фасилитационный подход к обучению, предполагающий создание благоприятных условий для обучения, способствующий раскрытию творческого потенциала личности ребёнка, активизацию его познавательной деятельности. Знания даются в ненавязчивой, интересной форме так, чтобы дети получали удовольствие от обучения.
Ведущая деятельность у учащихся данной возрастной группы – общение, а наиболее привлекательной для ребят формой деятельности является совместная деятельность. Образовательная программа «Юный натуралист» дает возможность реализовать тягу к общению с природой в среде своих сверстников. Чтобы обеспечить мотивацию и эмоциональную включенность ребят в образовательный процесс, организовать их конструктивное общение, программой предусмотрено широкое использование совместной исследовательской деятельности и игровых технологий.
Краткое содержание программы.
Содержание программы «Юный натуралист» включает в себя изучение представителей основных царств живой природы (растения, животные, микроорганизмы), их взаимодействие между собой, позволяя, таким образом, эффективно формировать у детей целостную картину мира. Особое значение уделяется изучению природных объектов в их непосредственной среде, что способствует более эмоциональному восприятию и глубокому осмыслению полученных знаний.
Содержание программы распределено по 5 разделам и позволяет логично разделить учебный материал для эффективного усвоения.
Раздел «Природа вокруг нас» знакомит детей с многообразием природы, особенностями живой и неживой природы. При изучении данного раздела обучающиеся обобщают и систематизируют знания об окружающей среде, полученные в начальной школе.
При изучении раздела «Растущие и цветущие» обучающиеся знакомятся с многообразием высших растений, их особенностями. В содержание раздела включены практические и лабораторные работы: «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа растений», «Наблюдение за прорастанием семян и развитием проростков сосны сибирской», «Наблюдение за движением окрашенной воды по сосудам растений» и др.
Содержание раздела «Животные и человек» направлено на изучение многообразия животного мира, особенностей содержания домашних животных и правил ухода за ними. Особое внимание при изучении этого раздела уделяется проблеме бездомных животных, организации подкормки зимующих птиц в зимний период.
В разделе «Мир под микроскопом» дети знакомятся с понятием микроорганизмы, их ролью в природе, изучают значение полезных и болезнетворных микроорганизмов. Особое внимание уделяется формированию правил и навыков личной гигиены.
Завершает изучение курса раздел «Экологическая азбука». Содержание данного раздела позволяет закрепить и обобщить знания детей о растениях, животных, микроорганизмах, особенностях их взаимодействия между собой и с окружающей средой. Значительное количество часов отводится для изучения влияния общества на природу.
Необходимым условием реализации программы является наличие учебного кабинета, оснащённого лабораторным оборудованием и техническими средствами обучения. Программу реализуют педагоги дополнительного образования эколого-биологической направленности. В образовательном объединении могут заниматься дети, не имеющие медицинских противопоказаний по состоянию здоровья, проявляющие интерес к изучению живой природы.
Диагностика освоения программы.
В процессе освоения программы осуществляется постоянный контроль освоения программы. Для определения успешности освоения материала предлагаются следующие виды диагностических исследований:
Входящая диагностика: проводится в игровой форме, в виде анкетирования и тестирования, беседы. Определяется уровень базовых знаний.
Текущая диагностика: проверка знаний и умений после изучения крупных тем с целью корректирования образовательной деятельности. Проводится с использованием игровых технологий, в виде викторин, практической и самостоятельной работы, тестирования.
Итоговая диагностика: контроль освоения программы на соответствие требованиям, заложенным в программе. Проводится в конце года в форме тестирования, выполнения исследовательской работы, участия в природоохранных акциях, защиты проектов.
Оцениваемые параметры:
Теоретические знания.
- низкий уровень – воспитанник владеет менее 50 % знаний,
- средний уровень – воспитанник владеет более 50 % знаний,
- высокий уровень – воспитанник владеет более 75 % знаний,
Методы диагностики: собеседование, тестирование, подготовка к викторинам, тематическим праздникам, экологическим акциям, участие в викторинах, олимпиаде, дидактические игры.
Практические навыки.
- низкий уровень – воспитанник выполняет действия под руководством педагога,
- средний уровень – воспитаннику на всех этапах самостоятельного осуществления деятельности требуется контроль и одобрение со стороны педагога,
- высокий уровень – воспитанник самостоятельно планирует, осуществляет деятельность и может достаточно адекватно оценить её результаты.
Методы диагностики: наблюдение за практической деятельностью обучающихся, практические задания, участие в конкурсах, экологических акциях.
Социальные установки, ценностные ориентации.
- низкий уровень – воспитанник формулирует свои экологические убеждения и ценности, педагог наблюдает действия, не соответствующие декларируемым взглядам;
- средний уровень – воспитанник формулирует свои экологические убеждения и ценности, активно участвует в природоохранной и пропагандистской деятельности объединения, педагог наблюдает отдельные случаи действий, не соответствующие декларируемым взглядам;
- высокий уровень – воспитанник формулирует свои экологические убеждения и ценности, активно участвует в природоохранной и пропагандистской деятельности объединения, педагог наблюдает поведение воспитанника, соответствующее ценностным ориентациям экоцентричной личности.
Методы диагностики: анкетирование, тестирование.
Критерии диагностики:
Диагностика | Низкий уровень знаний | Средний уровень знаний | Высокий уровень знаний |
Входящая | Обучающиеся имеют представления о живой и неживой природе, не владеют элементарными терминами. Работают с литературой при помощи педагога. | Обучающиеся имеют элементарные понятия о живой и неживой природе, владеют элементарными терминами. Умеют работать с литературой. | Обучающиеся имеют твердые знания о том, что такое живая и неживая природа, уверенно владеют терминами. Навык работы с литературой. |
Текущая | Обучающиеся слабо разбираются в содержании изучаемого материала. Не понимают целей практических заданий, после проведения природоохранных акций не могут объяснить свои действия. | Обучающиеся разбираются в содержании изучаемого материала. Понимают цель практического задания, но выполняют его только в составе группы, после проведения природоохранных акций могут рассказать ход мероприятия. | Обучающиеся свободно ориентируются в содержании материала, легко выполняют практические задания, после проведения природоохранных акций могут объяснить цель мероприятия. |
Итоговая | Обучающиеся слабо освоили содержание некоторых разделов. Не достаточно хорошо умеют работать с литературой, не могут объяснить целей работы экологического объединения. | Обучающиеся освоили содержание всех разделов программы, владеют терминами, уверенно владеют умением пользоваться литературой. Могут объяснить поэтапно деятельность по проекту. | Обучающиеся свободно ориентируются в содержании всех разделов программы, владеют терминами, легко и творчески выполняют практические задания. Владеют навыком постановки проблемы для учебного проекта, участвуют в публичной защите проекта. |
Предметные результаты освоения программы.
После завершения курса обучения обучающиеся должны знать:
- особенности взаимодействия общества и природы;
- правила поведения в природе;
- отличительные свойства живой и неживой природы;
- природные явления, их классификацию;
- голоса наиболее узнаваемых животных;
- особенности природы в осенний период;
- отличительные признаки растительного организма;
- разнообразие растений, особенности их внешнего строения;
- условия, необходимые для роста и развития растений;
- преимущества и недостатки семенного и вегетативного размножения;
- особенности содержания комнатных растений, правила ухода за ними;
- особенности растений – индикаторов;
- основные виды редких и исчезающих растений Ульяновской области;
- основные причины уменьшения и потери видового разнообразия в растительных сообществах;
- способы сохранения биоразнообразия флоры Ульяновской области;
- многообразие животного мира;
- основные систематические группы животных;
- отличительные признаки млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых;
- многообразие сред и местообитаний животных;
- многообразие зимующих птиц Ульяновской области;
- правила подкормки зимующих птиц;
- основные виды редких и исчезающих животных Ульяновской области;
- многообразие домашних животных, особенности их содержания в неволе;
- причины возникновения бездомных животных, основные пути решения данной проблемы;
- общую характеристику микроорганизмов;
- особенности одноклеточных организмов, их строение;
- оптимальные условия для развития микроорганизмов;
- особенности влияния на организм человека полезных и болезнетворных микроорганизмов;
- возбудителей наиболее опасных инфекционных заболеваний человека;
- особенности профилактики инфекционных заболеваний;
- правила личной гигиены;
- значение микроорганизмов в природе;
- понятие экологии как науки;
- глобальные экологические проблемы;
- особенности круговорота веществ в природе;
- особенности продуцентов, консументов, редуцентов;
- структуру пищевой цепи;
- особенности трофической сети и экологической пирамиды;
- правило 10%;
- условия сохранения живых существ на Земле;
- законы Барри Коммонера;
- правила утилизации бытовых отходов
- понятие и структуру Красной книги;
- экологические памятники природы города Ульяновска.
После завершения курса обучения обучающиеся должны уметь:
- объяснить особенности взаимодействия природы и общества;
- соблюдать правила поведения в природе;
- отличать объекты живой и неживой природы;
- характеризовать и систематизировать природные явления;
- определять по голосам наиболее узнаваемых животных;
- объяснить особенности природы в осенний период;
- называть отличительные признаки растительного организма;
- приводить примеры условий, необходимых для роста и развития растений;
- характеризовать разнообразие растений, особенности их внешнего строения;
- объяснять преимущества и недостатки семенного и вегетативного размножения растений;
- грамотно ухаживать за комнатными растениями;
- приводить примеры растений – индикаторов;
- называть основные виды редких и исчезающих растений Ульяновской области;
- определять по внешнему виду редких и исчезающих растений Ульяновской области;
- объяснять основные причины уменьшения и потери видового разнообразия в растительных сообществах;
- называть способы сохранения биоразнообразия флоры Ульяновской области;
- описать многообразие животного мира;
- приводить примеры основных систематические групп животных;
- различать по внешним признакам млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых;
- устанавливать зависимость между средой и местообитанием животного и его внешним строением и образом жизни;
- приводить примеры зимующих птиц Ульяновской области;
- определять по внешнему виду зимующих птиц Ульяновской области;
- грамотно подкармливать зимующих птиц;
- называть основные виды редких и исчезающих животных Ульяновской области;
- определять основные виды редких и исчезающих животных Ульяновской области;
- приводить примеры домашних животных;
- объяснять особенности содержания домашних животных в неволе;
- объяснять причины возникновения бездомных животных, основные пути решения данной проблемы;
- приводить примеры микроорганизмов;
- объяснять особенности одноклеточных организмов, их строение;
- приводить примеры оптимальных условий для развития микроорганизмов;
- описать влияние на организм человека полезных и болезнетворных микроорганизмов;
- называть возбудителей наиболее опасных инфекционных заболеваний человека;
- объяснять особенности профилактики инфекционных заболеваний;
- соблюдать правила личной гигиены;
- объяснять значение микроорганизмов в природе.
- характеризовать экологию как науку;
- называть глобальные экологические проблемы;
- объяснять значение круговорота веществ в природе;
- характеризовать и приводить примеры продуцентов, консументов, редуцентов;
- составлять пищевые цепи;
- объяснять особенности и структуру трофической сети и экологической пирамиды;
- решать экологические задачи, используя правило 10%;
- объяснять условия сохранения живых существ на Земле;
- осознавать личную ответственность за сохранение природы.
- объяснять законы Барри Коммонера;
- соблюдать правила утилизации бытовых отходов
- характеризовать структуру и значение Красной книги;
- описать экологические памятники природы города Ульяновска.
Личностные результаты освоения программы.
В результате освоения программы у обучающихся будут формироваться основы экологического сознания, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Обучающиеся научатся:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- основам целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
Кроме этого дети получат возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
№ раздела | № занятия | Наименование раздела | Количество часов | ||||
Всего | Комбинированное | Экскурсия | Резерв | Контроль | |||
1 - 12 | Природа вокруг нас | 12 | 8 | 2 | 1 | 1 | |
13 - 28 | Растущие и цветущие | 16 | 13 | 1 | 1 | 1 | |
29 - 47 | Животные и человек | 19 | 17 | - | 1 | 1 | |
48 - 57 | Мир под микроскопом | 10 | 8 | - | 1 | 1 | |
58 - 72 | Экологическая азбука | 15 | 10 | 3 | 1 | 1 | |
Всего: | 72 | 56 | 6 | 5 | 5 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
№ раздела | № занятия | Наименование раздела | Количество часов | ||||
Всего | Комбинированное | Экскурсия | Резерв | Контроль | |||
1 - 12 | Природа вокруг нас | 12 | 8 | 2 | 1 | 1 | |
1 | Введение | 1 | 1 | ||||
2-3 | Многообразие природы родного края | 2 | 1 | 1 | |||
4 | Правила поведения в природе | 1 | 1 | ||||
5 | Живая и неживая природа | 1 | 1 | ||||
6 | Природные явления | 1 | 1 | ||||
7 | Звуки в природе | 1 | 1 | ||||
8-10 | Природа осенью | 3 | 2 | 1 | |||
11 | Резервное занятие | 1 | 1 | ||||
12 | Конкурс фотографий «Природа родного края» | 1 | 1 | ||||
13 - 28 | Растущие и цветущие | 16 | 13 | 1 | 1 | 1 | |
13 | Особенности растительного организма | 1 | 1 | ||||
14-16 | Многообразие растений в природе | 3 | 2 | 1 | |||
17-19 | Условия, необходимые для роста и развития растений | 3 | 3 | ||||
20-21 | Размножение растений | 2 | 2 | ||||
22-24 | Особенности содержания комнатных растений | 3 | 3 | ||||
25 | Растения индикаторы | 1 | 1 | ||||
26 | Редкие и исчезающие виды растений Ульяновской области | 1 | 1 | ||||
27 | Резервное занятие | 1 | 1 | ||||
28 | Викторина «Растущие и цветущие» | 1 | 1 | ||||
29 - 47 | Животные и человек | 19 | 17 | 1 | 1 | ||
29-31 | Многообразие животного мира. | 3 | 3 | ||||
32-34 | Многообразие сред и местообитаний животных | 3 | 3 | ||||
35-37 | Экологические группы птиц | 3 | 3 | ||||
38-39 | Зимующие птицы Ульяновской области | 3 | 3 | ||||
40-42 | Редкие и исчезающие виды животных Ульяновской области | 2 | 2 | ||||
43 | Домашние животные | 1 | 1 | ||||
44 | Правила ухода за домашними животными | 1 | 1 | ||||
45 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 | 1 | ||||
46 | Резервное занятие | 1 | 1 | ||||
47 | Игра с использованием ИКТ «Что я знаю о животных?». | 1 | 1 | ||||
48 - 57 | Мир под микроскопом | 10 | 8 | 1 | 1 | ||
48 | Общая характеристика микроорганизмов | 1 | 1 | ||||
49-50 | Инфузория – туфелька | 2 | 2 | ||||
51 | Микроорганизмы и среда обитания | 1 | 1 | ||||
52-53 | Полезные и вредные микроорганизмы | 2 | 2 | ||||
54 | Правила личной гигиены | 1 | 1 | ||||
55 | Значение микроорганизмов в природе | 1 | 1 | ||||
56 | Резервное занятие | 1 | 1 | ||||
57 | Тест «Мир под микроскопом» | 1 | 1 | ||||
58 - 72 | Экологическая азбука | 15 | 10 | 3 | 1 | 1 | |
58 | Наука о доме | 1 | 1 | ||||
59 | Круговорот веществ в природе | 1 | 1 | ||||
60-61 | Цепи питания и экологические пирамиды | 2 | 2 | ||||
62-63 | Условия сохранения живых существ | 2 | 2 | ||||
64 | Законы Барри Коммонера | 1 | 1 | ||||
65 | Правила утилизации бытовых отходов | 1 | 1 | ||||
66 | Красная книга | 1 | 1 | ||||
67-69 | Экологические памятники г.Ульяновска | 3 | 3 | ||||
70 | Резервное занятие | 1 | 1 | ||||
71 | Экологический квест | 1 | 1 | ||||
72 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||||
Всего: | 72 | 56 | 6 | 5 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
Раздел I. Природа вокруг нас (12 ч.)
Теория: Многообразие природы родного края. Особенности взаимодействия общества и природы. Правила поведения на природе. Живая и неживая природа. Отличительные свойства живой и неживой природы. Природные явления, их классификация. Особенности отдельных природных явлений (радуга, молния, цунами). Многообразие звуков в природе. Звуки живой и неживой природы. Голоса птиц, насекомых. Сезонные изменения в природе. Особенности природы осенью. Значение листопада в жизни растений.
Практика: Определение природных объектов на территории школы. Создание памятки «10 заповедей юного натуралиста». Аккумуляция солнечного света с помощью лупы. Экологическое моделирование эффекта радуги. Определение птиц по голосам. Фенологические наблюдения за растительными объектами в осенний период.
Экскурсия: «Природные объекты на территории школы».
Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук, аудиозаписи «Голоса птиц, насекомых», лупа, зеркало, тазик для воды, бумага, ручка, фотоаппарат, презентация «Деревья и кустарники родного края».
Контроль: Конкурс фотографий «Природа родного края».
Раздел II. Растущие и цветущие (11 ч.)
Теория: Отличительные признаки растительного организма. Особенности внешнего строения растений. Разнообразие растений в природе, основные жизненные формы растений. Необходимые условия для роста и развития растений (солнечный свет, воздух, вода и земля). Особенности размножения растений, преимущества и недостатки вегетативного и семенного размножения растений. Особенности содержания комнатных растений, правила ухода за ними. Растения – индикаторы почв, растения синоптики, растения – часы. Видовой состав редких исчезающих растений Ульяновской области. Основные причины уменьшения и потери видового разнообразия в растительных сообществах. Меры по сохранению биоразнообразия флоры Ульяновской области.
Практика: Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа растений. Определение растений по внешнему виду. Наблюдение за движением окрашенной воды по сосудам растений. Опыт: «Прорастание семян фасоли в разных условиях». Игра «Алфавит растений». Укоренение черенков пеларгонии. Наблюдение за прорастанием семян и развитием проростков сосны сибирской.
Экскурсия: «Многообразие растений на территории школы».
Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук, микроскоп, живые цветы (белые розы или хризантемы), нож, емкость для цветов, пищевые красители различных цветов, черенки пеларгонии, семена фасоли, одноразовые стаканчики объемом 100 и 300 мл, грунт для выращивания рассады, презентации «Деревья и кустарники родного края», «Редкие и исчезающие растения Ульяновской области», бумага, ручка.
Контроль: викторина «Растущие и цветущие».
Раздел III. Животные и человек (19 ч.)
Теория: Многообразие животного мира. Систематические группы. Позвоночные и беспозвоночные животные. Отличительные признаки млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых. Понятия среда обитания и местообитание животных. Зависимость строения и образа жизни животных от среды обитания. Экологические группы птиц. Внешний вид и образ жизни насекомоядных, зерноядных, хищных, всеядных птиц. Внешний вид и образ жизни лесных, болотных птиц, птиц открытых пространств и побережий. Многообразие зимующих птиц Ульяновской области. Правила подкормки зимующих птиц. Редкие и исчезающие виды животных Ульяновской области, их внешний вид, образ жизни. Использование животных в хозяйстве человека. Особенности содержания домашних животных. Правила ухода. Проблема бездомных животных, пути ее решения.
Практика: Определение животных по внешнему виду. Определение систематического положения животного». Игра «Узнай по описанию». Игра «Алфавит животных». Игра: «Чей это клюв?» Анкетирование «Животные у меня дома». Проект «Птичья столовая». Изготовление и развешивание кормушек для подкормки зимующих птиц. Подкормка зимующих птиц.
Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук, дидактическая игры «Животные в конверте», «Чей это клюв?», Пластиковые бутылки, ножницы, проволока, корм для птиц (семена подсолнечника), презентации «Зимующие птицы нашего края», «Редкие исчезающие животные Ульяновской области», бумага, ручка.
Контроль: Игра с использованием ИКТ «Что я знаю о животных?».
Раздел IV. Мир под микроскопом (10 ч.)
Теория: Общая характеристика микроорганизмов. Бактерии и вирусы. Клетка как отдельный организм. Строение одноклеточного организма. Инфузория-туфелька – представитель простейших микроорганизмов. Среда обитания микроорганизмов. Организм человека как среда обитания для микроорганизмов. Оптимальные условия для развития микроорганизмов. Полезные микроорганизмы (лакто и бифидобактерии, клубеньковые бактерии, дрожжи). Болезнетворные микроорганизмы. Микроорганизмы – возбудители опасных инфекционных заболеваний. Эпидемии. Профилактика инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены. Роль микроорганизмов в природе.
Практика: Рассматривание инфузории туфельки под микроскопом. Изучение реакции инфузории-туфельки на различные раздражители.
Оборудование: Микроскоп, живая культура инфузории-туфельки, поваренная соль, мультимедийная установка, ноутбук, презентация «Бактерии».
Контроль: тест «Мир под микроскопом».
Раздел V. Экологическая азбука (15 ч.)
Теория: Экология как наука. Актуальность экологии в мире. Глобальные экологические проблемы. Круговорот веществ в природе. Понятие о продуцентах, консументах, редуцентах. Цепи питания. Структура пищевой цепи. Трофическая сеть. Экологические пирамиды. Правило 10%. Бережное отношение к природе - долг каждого человека. Изучение природы - важное условие сохранения жизни на Земле. Необходимость рационального использования природных ресурсов. Грамотная утилизация отходов и вторичная переработка сырья. Законы Барри Коммонера: все связано со всем; за все надо платить; все должно куда-то деваться; природа знает лучше. Проблема бытовых отходов и правила их утилизации. Понятие и структура Красной книги. Красные, желтые, зеленые, черные страницы Красной книги. Экологические памятники природы в городе Ульяновске: экологический парк «Черное озеро», Винновская роща, родник «Маришка», родник «Белый ключ», родник «Отрада», Ульяновский дендропарк, Карамзинский сквер, Пальцинский остров.
Практика: Заполнение таблицы: «Круговорот веществ в природе». Составление пищевых цепочек. Игра «Пищевая цепочка». Игра «Паутина жизни». Решение экологических задач. Оформление отчета «Мониторинг использования электроэнергии в моей семье». Оформление отчета «Количественная и качественная оценка бытовых отходов моей семьи». Благоустройство территории школы.
Экскурсия: «Экологические памятники природы г.Ульяновска».
Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук, презентации «Круговорот веществ в природе», «Экологические памятники г. Ульяновска», бумага, ручка, нитки, ножницы, конфеты.
Контроль: экологический квест.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Акимушкин И. Причуды природы. М.:«Мысль», 1981.
- Биология в вопросах и ответах. М.: «Международные отношения», 1993.
- Воронцов – Вельяминов Б.А. Астрономия. М.: «Просвещение», 1978.
- Весёлый зоопарк. М.: «Молодая гвардия»,1990.
- Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. М.: ЗАО«Фитон», 2001.
- Всё о комнатных растениях, цветах, декоративных кустарниках. М.: «Харвест», 2003.
- География Ульяновской области. Ульяновск «Книжное издательство», 1987.
- Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России: Научно-популярное издание для детей. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
- Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению. М.:«Просвещение», 1979.
- Грушина Л.В. Живые игрушки. Смоленск: ООО «Карапуз», 2006.
- Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду. М.:«Просвещение», 1981.
- Журналы «Человек и природа». М.:«Знание».
- Журналы «Юный Натуралист», 1981.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. - М.: Эксмо, 2007.
- Козячун Г.У. Садовый участок: планировка, застройка, уход. Алма-Ата: Кайнар, 1989.
- Кузнецов Б.А. и другие. Курс зоологии. М.:«Агропромиздат», 1989.
- Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., 2004.
- Лекарственные растения. М.:«Планета»,1988.
- Морозов И.А., Слепцов И.С. Мир традиционной народной игры. - М., 1994.
- Научно – популярный сборник «Человек и стихия». Л.:Гидрометеоиздат, 1987.
- Парфилова Л.Д. Готовые домашние задания по биологии. М.:«Экзамен», 2003.
- Природные условия Ульяновской области. Казань, 1978.
- Свет жизни. Пособие для учителей к учебному курсу по экологии. Часть I. Московский областной педагогический колледж, 1995г.
- Свет жизни. Пособие для учителей к учебному курсу по экологии. Часть II. Московский областной педагогический колледж, 1995г.
- Редкие виды позвоночных Ульяновской области. Ульяновск,2004.
- Сосновский И.П. О редких животных мира. М.:«Просвещение»,1987.
- Туганаев В.В. Зелёный дом и его обитатели. Ижевск: «Удмуртский университет», 2004.
- Туристская игротека (игры, викторины). Выпуск четвертый. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
- Фёдорова В.Н., Якупов С.З. Методика обучения природоведению. М.:«Просвещение», 1983.
- Что такое? Кто такой? М.:«Педагогика-Пресс», 1998.
- http://multiring.ru/course/biology/content/chapter12/section1/paragraph4/theory.html#.U_MWA1qGhdg.
- http://studend.ru/gotovye-raboty/ekologiya-rastenij.html
- http://nashaucheba.ru/v55407/миркин_б.м.,_наумова_л.г._экология
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Бианки В. Кувырк и другие рассказы. Алма-Ата: «Жалын», 1989.
- Джеральд Даррелл. Натуралист на мушке. М.: «Мир», 1990.
- Джеральд Даррелл. Мясной рулет. М.:«Мысль», 1989.
- Козлов П.С. Рассказы натуралиста. Саратов: «Приволжское книжное издательство», 1985.
- Леденцов Н. Чудесия. Саратов: «Приволжское книжное издательство», 1979.
- Пахневич А.В., Чегодаев А.Е. Удивительная жизнь динозавров. М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2001.
- Туристская игротека. (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск четвертый. – М.: ЦДЮТиК МО РФ,2003.
- Что такое? Кто такой? М.:«Педагогика-Пресс», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
Использование элементов ИКТ в рамках реализации дополнительной образовательной программы на занятиях кружка «Юный натуралист» эколого-биологической направленности
В материале освещена работа по использованию ИКТ технологий в рамках реализации дополнительной образовательной программы объединения "Юный натуралист" эколого-биологической направленности МОУ ДОД "Дом...
Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»"
Как заинтересовать, привлечь ребёнка в объединение дополнительного образования - проведите с ним другое, отличное от школы занятие. На этом занятии не ставят привычных оценок, можно свобод...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...