Проявление новых тенденций во внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по географии на тему
Переход на новые образовательные стандарты заставляет педагогов адаптироваться к изменениям в содержании образования. Возникла необходимость пересматривать способы и методы преподавания не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Внеурочная работа по географии - это изучение географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы. Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное время.Содержание географии тесно связано с окружающей природой, обществом, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Изучение различных процессов в пространстве позволяет предмету иметь связь, пересечение со многими школьными курсами и таким образом делает внеурочную деятельность по географии интересной для широкого круга учащихся, интересующихся такими разделами. Таким образом, не только предмет, но и сам учитель географии, в зависимости от опыта работы и собственной заинтересованности в осуществлении внеурочной деятельности имеет возможность широкого круга взаимодействия с преподавателями как естественных, так и общественных и прочих дисциплин, а также с классными руководителями. Всё это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартом направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проявление новых тенденций во внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Бырыкина Надежда Мукитовна,
учитель географии
МАОУ «Гимназия №87» Ленинского района г. Саратова
Проявление новых тенденций во внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты заставляет педагогов адаптироваться к изменениям в содержании образования. Возникла необходимость пересматривать способы и методы преподавания не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход к образованию, ориентированый на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Внеурочная работа по географии - это изучение географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы. Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное время.
География — единственный школьный предмет, формирующий у
учащихся комплексное представление о Земле как планете людей. Она
знакомит их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия (метапредметные, предметные и личностные).
Содержание географии тесно связано с окружающей природой, обществом, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Изучение различных процессов в пространстве позволяет предмету иметь связь, пересечение со многими школьными курсами и таким образом делает внеурочную деятельность по географии интересной для широкого круга учащихся, интересующихся такими разделами. Таким образом, не только предмет, но и сам учитель географии, в зависимости от опыта работы и собственной заинтересованности в осуществлении внеурочной деятельности имеет возможность широкого круга взаимодействия с преподавателями как естественных, так и общественных и прочих дисциплин, а также с классными руководителями. Всё это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартом направлениям.
Общекультурное направление осуществляется вместе с учителями музыки и рисования и выражается в организации и оформлении конкурсов рисунков, географических мероприятий.
Общеинтеллектуальное направление - через работу с одарёнными детьми во внеурочное время. Как и прежде, работа в этом направлении выражается через проведение консультаций по подготовке к олимпиадам и конференциям, организацию участия школьников в очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах разных уровней от школьных до международных, в зависимости от выбора и интеллектуальных способностей учащихся. Однако если раньше углубление можно было осуществлять также в рамках чисто предметного кружка, то теперь направления работы кружков приходится менять. В рамках ФГОС в гимназии произошел переход от предметных к метапредметным кружкам.
В данном учебном году веду кружок «Чудеса света», который с удовольствием посещают учащиеся 5-х классов. На примере работы этого кружка можно проследить проявление современных подходов в достижении воспитательных результатов во внеурочной деятельности, которые распределяются по трём уровням:
— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этот уровень достигается во взаимодействии с педагогом, как значимым для учащегося носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Личность самого педагога, его профессиональные и чисто человеческие качества, играют большую роль в выборе учащимся и его родителями внеурочного кружка. Успех зависит от умения педагога увлечь, повести за собой. Чтобы ребёнок тебе поверил.
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе), в данном случае это коллектив из учащихся классов всей параллели. В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретают знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России, своей Родины (Саратовской области): истории их возникновения, архитектуре и географии.
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Ребята ощущают межпредметную связь географии с историей, самостоятельно находят материал, готовят презентации о чудесах Древнего и современного мира, чудесах природы и культуры России и региона, представляют их на занятиях, т.е. осуществляют развитие универсальных учебных действий. Приобретают практические навыки и умения работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами, работы в группе, умения представлять материал на публику. Перспективы развития подобной кружковой деятельности возможны в объединении усилий нескольких заинтересованных специалистов – педагогов, в данном случае географа, историка, биолога. Курс можно разбить на части, которые ведёт узкий специалист.
- Спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направление можно осуществлять вместе с учителями физкультуры, биологии, истории, литературы и т.д. и классными руководителями. Непосредственное участие и (или) участие в планировании, организации и осуществлении туристических поездок, походов, участие в спортивно-туристических соревнованиях. Учитель географии может выступать в качестве консультанта или координатора таких мероприятий, осуществляя тесное сотрудничество с классными руководителями. Так в 5-6 классах рекомендую обязательное посещение отдела природы Краеведческого музея, в 6-7 классах выезд на экологические тропы Хвалынского Национального парка. Ежегодно вывожу группы учащихся 5-6 классов на экскурсии в Музей геологии в Геологический колледж при СГУ, расположенный недалеко от гимназии. Отдельные учащиеся 7-8 классов выезжают со мной на экскурсии к памятникам природы Поволжья и нашего края (на Эльтон, к истоку Медведицы, к Пещере Монаха и т.д.).
В качестве примера работы в области духовно-нравственного направления можно рассмотреть проведение совместных межпредметных проектов. В мае 2017 года в гимназии на параллели 9-х классов в рамках проекта «Это моя страна» был осуществлён проект «Крым. Вчера, сегодня, завтра». Под руководством учителей географии и литературы были подготовлены и представлены исследовательские работы «Экономика Крыма», «Отдых и туризм в Крыму», а также выступления «Пушкин и Крым», «Акварели Волошина». Между выступлениями ребята читали стихи и прозу о Крыме. О «Крымском узле» геополитических проблем выступила ученица 11 класса, также осуществлявшая ранее исследование по Крыму.
Исследовательские работы в дальнейшем были доработаны и представлены на школьной научно-практической конференции «Поиск», были зачтены как проектные по окончанию 9 класса. В 10-м классе с исследовательской работой «Водная проблема Крыма» учащиеся стали призёрами региональной Н-П конференции «Эврика»
Межпредметный проект «Это моя страна» в 2018 году вылился в серию «Кавказ величавый», на параллели 8-х классов, под руководством преподавателей: географа, историка и филолога.
Социальное направление подразумевает организацию географической тропы, участие в природоохранных акциях. Работа в этом направлении подразумевает тесное сотрудничество с учителями естественного цикла.
Моя работа с детьми в этом направлении проявляется в руководстве в осуществлении старшеклассниками ряда экологических проектов и выступлении по их результатам перед учащимися, а также на научно-практических конференциях. Например, работа «Энергосбережение или как сэкономить киловатт».
Таким образом, во внеурочной деятельности произошел сдвиг в сторону эффективного использования времени учащихся и преподавателей, который проявляется в объединении, как детей, так и учителей в группы по интересам. При этом основное направление деятельности учителя связано с необходимостью научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации. Через разнообразные формы внеурочной работы развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных способностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, пробуждение способности личности к самостоятельному труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...
Построение системы внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО
Внеурочная деятельность на данным момент является неотъемлемой часть образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС...
Выступления учителя географии на педсовете «Требования к внеурочной деятельности по географии в рамках реализации ФГОС»
Один из методов саморазвития является выстцпление на педсоветах....
Содержание и формы внеурочной деятельности в ГПД в условиях реализации ФГОС
Доклад на городском методическом объединении воспитателей о работе в ГПД...
Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...