Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС
методическая разработка на тему
Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vud_ooo.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол от «24» августа 2015 г. № ___ | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ СОШ с. Карамышево ______________ А. А. Никольский Приказ № ____ от «24 » августа 2015 г. |
|
Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО
в условиях образовательного учреждения
при переходе на ФГОС
Автор –составитель: Н. М. Наривончик,
зам. директора по ВР
Карамышево-2015
Пояснительная записка.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования школы и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.
Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов являются следующие нормативно-правовые документы:
-ФГОС общего образования
-Примерная основная программа общего образования
-Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189).
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106);
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
-Устав школы.
План внеурочной деятельности формируется участниками образовательного процесса и определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся (в том числе этнокультурных), их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
1. Цель программы: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.
2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя».
3. Способствовать личностному становлению учащихся, развитию интеллекта.
4. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
5. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни.
3. Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
-любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
-осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
-социальная активность;
-уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-осознанно выполнять правила здорового и целесообразного образа жизни;
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
-освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
-основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
-сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
-гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
-уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
-уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
-уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
-потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
-позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные результаты
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения;
4. Принципы и особенности организации внеурочной деятельности
-Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.
-Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
-Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
-Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
-Принцип социального заказа
-Принцип целостности
-Принцип личностно-деятельностного подхода
-Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
-Принцип кадровой политики
Модель организации внеурочной деятельности школы – модель корпоративной школы, так как внеурочная деятельность реализуется силами образовательного учреждения, дети объединены по интересам и поставленным образовательным задачам. Используются программы внеурочной деятельности, разработанные учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования. Составленные педагогами рабочие программы внеурочной деятельности утверждены, проведена экспертиза, для реализации программ ОУ укомплектовано необходимыми педагогическими кадрами.
5.Организация внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
Направление | Решаемые задачи |
и оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Духовно-нравственное | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
Социальное | Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром |
Общеинтеллектуальное | Способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора. |
Общекультурное | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
Содержание учебного плана в части «Внеурочная деятельность», а также содержание самих занятий формируется на основании запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Возможны изменения в зависимости от запроса родителей и возможностей школы. Форма проведения–группы для занятий формируются из класса. Составляется расписание занятий.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
-освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
-увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
-воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата: то, к чему привело достижение результата.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней:
1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний
2-й уровень: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
3-й уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей).
Приложение
Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности
№ | Структура программы | Содержание структурных компонентов программы |
Титульный лист | Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа. Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана). Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность). Название города. Год создания программы. | |
Пояснительная записка | Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: • актуальность; • практическая значимость; • связь с уже существующими по данному направлению программами; • вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа); • новизна (для претендующих на авторство). 2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность-Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают: • обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.; • воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.; • развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. 3. Отличительные особенности программы: • базовые теоретические идеи; ключевые понятия; • этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: - возраст детей и их психологические особенности; -особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); число обучающихся по годам обучения (обосновать); - режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий. - прогнозируемые результаты и способы их проверки: 5. Уровень результатов работы по программе: Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. 6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.). | |
Учебно - тематический план (если программа на 2 и более, то желательно представить по годам обучения) | Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. | |
Содержание программы | Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: • ее название; • основные узловые моменты; • формы организации образовательного процесса (теоретические, практические). Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу. | |
Методическое обеспечение программы | Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий. • Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса. • Перечень дидактических материалов. Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся). | |
Список литературы | Приводятся два списка литературы: используемая педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса; рекомендуемая для детей и родителей. |
Предполагаемая результативность курса:
- характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня:
1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение
опыта самостоятельного социального действия);
-выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности
учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за
пределы ОУ, выход в Интернет);
- портфель достижений школьника.
6. Оформление Рабочей программы по внеурочной деятельности
Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание
по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4.
Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы
приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия
издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по
основным разделам изучаемого курса.
7.Экспертиза и утверждение Рабочей программы по внеурочной деятельности
Утверждение программы предполагает следующие процедуры:
Рабочая программа по внеурочной деятельности и календарно - тематическое
планирование рассматриваются на заседании ШМО, согласовываются с
заместителем директора по УВР и утверждаются директором школы
7.1. При несоответствии Рабочей программы установленным данным Положением
требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию
о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижим ы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
(см. табл. 1) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Таблица 1
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных
результатов во внеурочной деятельности»
Уровень результатов | Приобретение социальных знаний (первые уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (второй уровень) | Получение опыта самостоятельного Общественного действия (третий уровень) |
Виды (направления) внеурочной деятельности | |||
1. Спортивно-оздоровительная деятельность | Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах | ||
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции | |||
Спортивные оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме | |||
2. Познавательная (предметные кружки) | Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады | ||
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» | |||
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей |
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать
различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в
деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только
переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел
сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и
окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт
самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережи-
тые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность,
способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает
информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога.
Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ
жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной,
дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок
получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко-
торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой
общественной среде. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут
быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская
компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном
и других аспектах.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской
компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав
человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и
понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало,
но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения
в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой
общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность станов-
ления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо
учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному
знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен
поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной
деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти-
ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной
деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго
уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4
классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е.
достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные
современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя
образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми
формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными
формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа,
вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого
жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал
общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено,
то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к
рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам,
ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы — дебаты,
тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных
сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты,
сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты,
будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед
необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не
нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо-
жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно-ценностной
дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя
лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергает).
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего
уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в
формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижим ы и результаты
предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не
обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не
владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может
действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может
это сделать только имитационно.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности
школьников
Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени)
воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован
лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных
педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наи-
более острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать,
обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо
изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос,
обратимся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом
развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий.
Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и
создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого,
можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.
В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности
он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому
себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными
способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным
состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых
педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх,
погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых
педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ
письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и
т. д.
Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из
важнейших условий развития личности ученика.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным
образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объеди-
нении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных
коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по
характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них
ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он
может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других —
развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы
предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А.
Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников
в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать
методику социометрии).
Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё
одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство
сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов
реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).
В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной
деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то
обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности
сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог
осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и
характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или
авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника
или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно
использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как
воспитателя.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее
диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким
и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение
результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат
они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.
д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО
Важной задачей является усиление...
Модель организации внеурочной деятельности при переходе на ФГОС
Модель "Школа - социокультурный центр" разработана мной в рамках республиканской опорно-методической площадки. Модель "Школа - социокульткурный центр" - победитель республиканского конкурса на л...
Модель организации внеурочной деятельности в МБОУ Лицей №12в условиях реализации ФГОС ООО.
Разработка механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся 6-х классов в рамках апробирования Федеральных государственных стандартов основного общего образования....
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО
Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...
Использование потенциала предмета «Физическая культура» для организации внеурочной деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из основных задач рассматривается формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение этой задачи помимо ...