Рабочая программа по курсу "Родное Подмосковье"
рабочая программа по географии (8 класс)

Татьяна Геннадьевна Иванова

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Ф. Греханкиной "Родное Подмосковье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kursu_rodnoe_podmoskove.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  по курсу «Родное Подмосковье» составлена на основе авторской рабочей программы Л.Ф. Греханкиной «Родное Подмосковье 8-9 класс. Методическое пособие для учителя», М, 2012 г.

Учебный курс «Родное Подмосковье» отражает историю, специфику природы и общества на территории Московской области. Программа содержит две  составные части и опирается на учебное пособие «Родное Подмосковье» Греханкина Л.Ф., М.,2012 г.

Программа «Родное Подмосковье» автора Греханкиной Л.Ф.  взята за основу в связи с широким раскрытием  особенности географического положения, исторического развития территории, формирования хозяйства развитие народных промыслов Подмосковья. Программа отражает современное развитие региона, показывает основные достопримечательности, исторические объекты и места Подмосковья, связанные с деятелями истории, культуры, науки. Программой предложены задания для учащихся, которые имеют природоохранную и занимательную направленность, помогающие самостоятельно и под руководством учителя творчески работать в течение года.  Программой запланированы экскурсии, практикумы, задания поисковой направленности, уроки-конференции, семинары, которые способствуют развитию познавательной деятельности учащихся.

Авторская программа рассчитана на 35 часов. Основное содержание  определено в авторской программе. При составлении рабочей программы в авторскую программу изменения не вносились. Согласно утвержденному графику в 2016-2017 учебном году 34 учебные недели. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с годовым календарным планом работы школы. В связи с этим выбрано тематическое планирование  при комплексном изучении в 9 классе  (объёмом 35 часов). Но произведена коррекция. Изменения не коснулись содержания, основные темы сохранены, уменьшилось  количество заданий и упражнений;   внесен  урок повторения и обобщения материала.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

  1. Называть и показывать :
  • время образования Московской области ;
  • исторические этапы становления ;
  • крайние точки области, ее площадь, пограничные территории;
  • геологическое строение, основные виды и месторождения полезных ископаемых;
  •  основные формы рельефа;
  • факторы, влияющие на формирование климата  и микроклимата;
  • основные реки, озера, водохранилища;
  • основные виды  и распространение почв, лесов;
  •  особо охраняемые природные территории;
  • города и районы области;
  • отрасли специализации хозяйства и основные центры;
  • основные транспортные пути;

 -рекреационные  районы ; примеры рационального и нерационального использования ресурсов;

  • культурно- исторические центры.
  1. Определять ( по карте) :
  • координаты географических объектов ( населенных пунктов);  
  • основные геологические структуры ( по тектонической карте);
  • количество осадков, годовую амплитуду температур, господствующие ветры
  • абсолютную высоту над уровнем моря ( по топографическим  картам своей местности);
  • функции городов;
  •  расстояние между географическими объектами;
  1. Наносить на контурную карту:
  • границы области, географические объекты;
  • природные и социальные явления основными картографическими способами (методы: значков, ареалов, картограммы и картодиаграммы);
  1. Описывать ( составлять характеристики):
  • ландшафты своей местности,
  • местное предприятие;
  1. Объяснять ( на примере области, района, города):
  • развитие форм рельефа;
  • взаимосвязь компонентов природы на примере природных комплексов Московской области;
  • влияние природных, исторических факторов на развитие хозяйства;
  • специализацию хозяйства отдельных территорий и городов области;
  • изменение ландшафтов в результате деятельности человека;
  • уникальность природных и историко – культурных объектов;
  • особенности в условиях работы, быта, жизни людей в регионе.
  1. Прогнозировать.
  • изменение отдельных природных объектов в результате деятельности человека;
  • изменение численности населения в результате действия различных факторов;
  • тенденции развития области, города, района, своего населенного пункта ;

 

Формы контроля:  устные выступления, индивидуальные и групповые творческие работы, проекты, сообщения, презентации, самостоятельные и практические работы

Содержание программы

Тема 1. Визитная карточка региона. Географическое положение.

 Понятие край, область, регион. Географическое положение Московской области. Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния- область, изменение границ во времени. Территория Подмосковья в 12-13 веках во владении ростово- суздальских князей. Выделение Московского удела в 13 веке. Границы Московских владений в 14 веке. Изменение географического положения городов Подмосковья. В.О. Ключевский о роли центрального положения Москвы. Учреждение Московской губернии в 19- начале 20 веков.

 Современное положение области в центре Восточно - Европейской равнины и Центральной России. Столичность положения. Административное деление. Районы, города областного и районного значения. Современные границы Московской области характеризуются в историко- пространственном аспекте.

 Изображение территории Подмосковья на рисунках, схемах, гравюрах, картах (картографическое изображение региона). Топографические карты, планы местности своего населенного пункта, города, района.

Практическая работа: определение по картам географического положения, административное деление региона и своего населенного пункта.

Тема 2. История исследования и освоения Подмосковья. ( далекое прошлое Московского края ) Историко-краеведческий и социокультурный аспект.

 Наши предки в далеком прошлом. Археология – наука познания жизни. Археологические раскопки – памятники материальной культуры. Первые поселенцы каменного века на территории Подмосковья: стоянки древнего человека в Зарайске ( 25 тыс. лет назад), на берегах р. Клязьмы (Льяловская), на берегах Москвы- реки( Щукинская). Могильники бронзового века на берегу р. Сетунь ( район Кунцева) – фатьяновская культура. Железный век. Раскопки на берегу Москва - реки у с. Дьяково (близ Коломенское). Древнейшие городища: Сетунское, Кунцевское, Гольевское( Павшино).

Практическая работа: работа с картами, исторической , краеведческой литературой и другими источниками информации, экскурсии в музеи.

Тема 3. Население региона. ( человек и общество)

 Курганы и селища. Древнеславянские племена: вятичи, кривичи. Виды поселений. Особенности расселения , быта и культуры на территории современного Подмосковья. Русские. В.О.Ключевский о сложении народа в условиях освоения новых земель и взаимоотношениях с другим населением. Освоение русскими Волго - Окского междуречья. Первые города. Возникновение Москвы: детинец, посад, Кремль. Возникновение древних городов Подмосковья. Выдвижение Москвы, развитие ремёсел и торговли в городе и близлежащих территориях Московии.

 Изменение численности населения за исторический период. Демографические проблемы: снижение естественного прироста, рост численности населения за счет миграций. Социальные проблемы, связанные с миграционными процессами. Этнография, этнический состав, конфессиональное разнообразие. Демографические перспективы территории. Многонациональность как специфический фактор формирования и исторического развития региона.

Практическая работа: анализ статистических и картографических материалов, составление диаграмм и картосхем особенностей размещения, соотношения городского и сельского населения, социологические опросы местного населения, работа с периодической печатью, краеведческой литературой

Тема 4. Природа Подмосковья.

 Неживая природа.

 Компоненты природы. Факторы, обусловившие их проявление на территории области. Геологическое строение и рельеф. Формирование рельефа под действием внутренних и внешних сил. Рельефообразующая роль ледника. Ледниковые отложения (конечная морена и водно- ледниковые отложения(.

Факторы, определяющие климат , изменение микроклимата. Микроклимат большого города (Москва). Климат и погоды, сезоны года в Подмосковье.

Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.

Живая природа Подмосковья.

 Почвы, растительный и животный мир Подмосковья. Растительный мир, видовой и возрастной состав. Типичные ландшафты. Животный мир, его многообразие: виды, образ жизни, условия обитания. Разведение птиц, рыб на территории Московской области. Взаимодействие компонентов природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья.

Практическая работа: описание компонентов природы на основе различных источников информации и наблюдений, экскурсии в природу.

 Физико - географические районы Подмосковья:

-ландшафты моренных возвышенностей ( Можайско- Волоколамской, Клинско- Дмитровской)

-вторично- моренные равнины ( Москворецко- Окская моренно- эрозионная равнина);

-низменности Верхней Волги ( Верхневолжского и Волго- Окского междуречья- Мещера, Заочье);

 Практическая работа: составление характеристики природных комплексов Московской области и своего края.

Рекреационный потенциал территорий. Рекреационные ландшафты: лечебно- оздоровительный , спортивный, познавательно- эстетический, заповедный. Изменение рекреационных ландшафтов в процессе использования. Особенности охраны и восстановления.

Ландшафт как источник эстетического восприятия и объект творчества. Красота и гармония ландшафта. Значение привлекательного и полноценного ландшафта для человека. Знакомство с произведениями искусства и литературы местных художников, композиторов, писателей, поэтов, отражающих неповторимость окружающей природы, традиционные занятия населения.

Тема 5. Особо охраняемые природные территории Московской области.

 Особо охраняемые природные территории Подмосковья: заповедники, национальные парки, заказники, парки, памятники природы. Природно - климатические условия, растительный и животный мир заповедных территорий Подмосковья. Приокско- Террасный государственный заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», республиканские заказники( оз. Сосна в Луховицком районе, оз. Киёво в Мытищинском районе, оз. Глубокое в Рузском районе, «Журавлиная родина» в Талдомском районе), заказники, имеющие статус областных ( 34) и местных.

 История создания особо охраняемых территорий, природные комплексы и основные объекты охраны. Виды, занесенные в Красную книгу России и Московской области. Объекты историко- культурного наследия. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия региона. Ресурсосберегающий, научный , рекреационный, туристический потенциал ООПТ. Вклад ООПТ в социально- экономическое развитие региона.

Экологическая этика как элемент экологической культуры, как партнёрское отношение человека к живой природе на конкретной территории региона. Характеристику охраняемых природных территорий предлагается раскрыть с естественнонаучных, гуманистических позиций. Красота и гармония природы , историко- культурные и нравственные ценности природы. Культура общения с природой. Отражение красоты и гармонии природы Подмосковья в живописи, скульптуре, литературе, музыке. Отрывки из художественной литературы, стихи о природе призваны создать эмоционально насыщенный образ природы различных уголков Московской области. Изображение картин природы, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями того или иного края Московии позволяет острее, зорче ощутить красоту, почувствовать неповторимость, очарование родного края.

Практическая работа: работа с краеведческой литературой, экскурсии, исследовательская деятельность по инвентаризации ООПТ своей местности.

Тема 6. Хозяйство Подмосковья и своего края.

 Развитие производственно- хозяйственной деятельности на территории Подмосковья в прошлом и настоящем, факторы развития и размещения хозяйственных комплексов за историческое время( географическая и историческая предопределенность).Историко–географические особенности формирования хозяйства региона, старопромышленный характер экономики.

 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов территории. Условия для развития сельского хозяйства, транспортного строительства. Относительная бедность природных ресурсов: подмосковный уголь, торф, строительные материалы.

Современная специализация на наукоемких и трудоёмких отраслях, факторы ее определяющие. Научно- производственный комплекс Москвы и научные центры Московской области ( наукограды: Пущино, Дубна, Королев, Троицк, Фрязино и другие

Проблемы энерго- и водоснабжения региона. Возможности и география АПК. Пригородное хозяйство.

 Проблемы и задачи преобразований основных производств . Современные производства раскрываются с учётом возможностей профессиональной привлекательности и самоопределения личности в сфере профессиональной деятельности. Место региона в географическом разделении труда, планы развития. Место своего района, города в областном и республиканском разделении труда.

Практическая работа: составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Московской области и своего края, экскурсии на местное предприятие и предприятия Московской области .

Тема 7. Районы и города Подмосковья.

Москва- « собирательница земли русской», Москва- историко- географический, историко- культурный центр страны. Москва- столица России

Города Подмосковья. Их история, территориальное размещение «портретный облик». Историко- культурные особенности и традиции малых городов региона. Роль в развитии Российского государства.

Специфика городов ближнего, северного, восточного, южного и западного Подмосковья. Изучение взаимодействий городов Подмосковья друг с другом, с другими регионами России, зарубежными странами как бы расширяет границы, разворачивает ареал возможностей жителей региона, не позволяет замкнуть их жизненное пространство только рамками своего близлежащего окружения.

Характеристика своего района, города, сельского населенного пункта. Географическое положение, исторические сведения, особенности географической среды. Выделение специфических особенностей своего города, района помогает увидеть роль « малой родины» на фоне всей Московской области.

Практическая работа: анализ краеведческой литературы, экскурсии, составление характеристики ближайшего к своему населенному пункту крупного хозяйственного центра, составление картосхемы производственных связей Московской области .

Тема 8. Культурное наследие региона и достопримечательности.

 Архитектурные памятники Московской области и своего края. Сельская и городская архитектура, архитектурные находки. Архитектура и архитектурные стили городов. « Золотое кольцо» городов Подмосковья. (Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Коломна, Можайск, Ногинск, Серпухов, Сергиев Посад и др.). Характеристика древних городов Подмосковья. Историко- культурное значение культовых построек Кремля: Московского, Коломенского, Зарайского и др. Монастыри и храмы как памятники материальной и духовной культуры. Возрожденные памятники региона и своей местности.

Практическая работа: экскурсии по памятным местам Московской области и своего края, работа с краеведческой литературой.

Тема 9. Искусство Подмосковья и родного края.

 Характеристика социальной сферы, памятники культуры и архитектуры связываются с именами известных художников, музыкантов. Имена известных писателей, поэтов, связанных с Подмосковной землей: Пушкин и Захарово, Лермонтов и Середниково, Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово, Тютчев и Мураново и т.д.

Искусство родного края. Памятные места, история памятников природы и культуры, природа Подмосковья в поэзии, музыке, живописи- эти страницы расскажут школьникам о творчестве своих земляков. Поэтические рассказы о красоте природы в разные времена года становятся более выразительными, когда они сопровождаются звуками музыки (Чайковский), демонстрацией полотен известных пейзажистов, запечатлевших природу

Подмосковья.(Левитан, Поленов, Васнецов.) Языком поэзии, сказаний, истории края, возникшей на этой земле музыки, художественных полотен, ребята могут узнавать о своей малой Родине, проникаться переживаниями поэтической красоты подмосковного пейзажа. В процессе знакомства учащихся с творчеством писателей- земляков, чтения и анализа их произведений , осмысление их гражданской позиции происходит становление патриотически - ориентированной личности школьников.

Тема 10. Народные промыслы Подмосковья.

Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка, Павлово- Посадские платки, искусство Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Практическая работа: составление характеристики народных промыслов Подмосковья на основе краеведческой литературы и по материалам экскурсий.

Тема 11. Топонимы.              

Понятие о топонимике и антропонимике. Отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Способы образования топонимов, происхождения названий природных объектов       ( рек, водоёмов), городов, населённых пунктов Московской области. Названия местных рек, городов, поселков.

Практическая работа: изучение топонимов своей местности на основе исторической и краеведческой литературы, опросов местного населения.

Тема 12. Экология Подмосковья.Природа и территория Подмосковья в прошлом и настоящем. Изменения, вызванные человеком. Современные экологические проблемы в регионе и пути их решения.

Календарно - тематическое планирование

(1 час в неделю, 34 часа)

                                                                                                                                                                                                                                                          № урока

Название разделов  и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректирован-ные сроки прохождения

Тема 1. Общие сведения о Подмосковье (1 час)

1.

Введение. Визитная карточка Московской области

Тема 2 Далёкое прошлое Московского края (2 часа)

2.

История освоения и заселения территорий

3.

Формирование границ Подмосковья

Тема 3. Природа Подмосковья. (6 часов)

4.

Тектоническая структура и рельеф

5.

Климатические условия

6.

Водные ресурсы Подмосковья

7.

Живая природа (почвы, растительность, животный мир)

8.

Природные районы Подмосковья

9.

Охраняемые природные территории Московской области

Тема 4. Население Подмосковья (3 часа)

10.

Численность, естественный прирост и миграции

11.

Городское и сельское население

12.

Трудовые ресурсы

Тема 5. Формирование хозяйства Московской области (3 часа)

13.

Развитие ремёсел в городе Москва - Великий Посад

14.

Исторические факторы развития хозяйства Подмосковья

15.

Народные промыслы Подмосковья

Тема 6. Современное хозяйство Московской области ( 9 часов)

16.

Факторы развития промышленности

17.

Особенности современного хозяйства Подмосковья

18.

Научно - технический комплекс Подмосковья

19.

Отраслевая структура промышленности Подмосковья. Машиностроение

20.

Химическая, лёгкая промышленность

21.

Другие отрасли промышленности

22.

Агропромышленный комплекс Подмосковья

23.

Сфера обслуживания и рекреационное хозяйство

24.

Территориальная структура хозяйства Московской области

Тема 7. Экологические проблемы Московской области (1 час)

25.

Экологические проблемы Московской области

Тема 8. Города и районы Московской области (4 часа)

26.

Древние и старинные города Подмосковья

27.

Современные города Подмосковья

28.

Новые города Подмосковья

29.

Наукограды Подмосковья

Тема 9. Памятные места культуры Подмосковья ( 3 часа)

30.

"Писательские гнёзда" Подмосковья

31.

Подмосковье - муза русских художников и музыкантов

32.

Итоговый тест за курс "Родное Подмосковье"

Тема 10. Мой город родной и любимый (2 часа)

33.

34.

Природа и население города и района

Хозяйство и культурное наследие города и района

Литература

1.  Барков А.С. О научном краеведении (вопросы методики и истории географии). М. АПН, 1961. 263 стр.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этн. истории. М. Экспросс. 1994. 334 стр.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль. 1987-1989 г. Соч. в 9 т., т. I стр. 40-50.

4. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. Под ред. Матрусова И.С. М. 1963. 150 стр.

5. Максаковский В.П. Историческая опора школьных курсов географии. Сов. педагогика. М. №  1990. стр. 36-41

6. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М. Просвещение. !979. 127 стр.

7. Строев К.Ф. Краеведение. М. Просвещение. 1967. 143 стр.

Литература по Московской области.

1. Атлас Московской области. М., 1976 г.,2004

2 . Материалы по географии и экологии Московского региона. Пособие и рабочая тетрадь для учащихся. М. Экопрос. 1995, 1996 гг

3. Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И. Зубова). М.1997г.

 4. Научный сборник Московского филиала географического общества № 131. “Московский столичный регион”. М. Мысль 1988 г.

5. Рогачев А.В. Москововедение. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов. М. Мирос. 1994. 404 стр.

6..Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области ( 8-9 класс). Учебное пособие. М.МГУ 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа по предмету Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование, Список используемо...

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья". 8 класс. 1 час в неделю...

Рабочая программа кружковой деятельности "Мое родное Подмосковье"

Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовные родники Подмосковья»

Программа внеурочной деятельности «Духовные родники Подмосковья», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. ...

Рабочая программа по Духовному Краеведению Подмосковья 8 класс

Рабочая программа к учебнику Шевченко Л.Л. для 8 класса на 1 год преподования...

Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья.

Рабочая  программа по предмету «Духовное краеведение Подмосковья»  для VIII  класса составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образова...