Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»
статья (9, 10 класс)
Статья "Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»" дает обзор вариантов использования реалий города на занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sotsiokulturnogo_prostranstva_goroda.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Ольга Сергеевна,
педагог дополнительного образования ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
кандидат исторических наук
Использование социокультурного пространства города в рамках освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»
Как известно, потенциал социокультурного пространства Санкт-Петербурга огромен. Наш город был и остается в настоящее время территорией культуры. Это не только музей под открытым небом и хранилище ценностей предыдущих веков, но и площадка современного культуротворчества в режиме онлайн. В настоящее время в Санкт-Петербурге работают более 200 музеев, перечень которых ежегодно пополняется. При этом у юных горожан есть возможность встретиться с самыми невероятными арт-объектами, расширяющими представление о мире и человеке.
Сегодня юному петербуржцу одинаково доступны и историческое пространство, хранящее память трех столетий существования города, но и новые общественные пространства, удобная и безопасная городская среда, в которой найдется место для пеших и мобильных прогулок, общения.
Безусловно, что и Аничков дворец (где с 1937 г. располагался Ленинградский Дворец пионеров, в настоящее время Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных) – уникальный памятник архитектуры на Невском проспекте, тоже является образовательной средой. Для наших занятий по программе «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге» - Аничков дворец и территория Аничковой усадьбы (с внутренним дворцом и садом) – являются обязательными для посещения и изучения. Не случайно (так составлена программа), что несколько тем изучаются «специально» в парадных залах Аничкова дворца (например, «Рассказ на экскурсии», «Показ на экскурсии» и др). Это дает возможность учащимся на наглядном историческом примере (барельефе, лепнине, парадной лестнице) овладеть экскурсионной методикой (рассказа и показа на экскурсии) и продемонстрировать свои знания на практике.
Также наш коллектив активно сотрудничаем с рядом музеев Санкт-Петербурга, куда (при приятной эпидемиологической обстановки) выходим на экскурсии. Так, на протяжении многих лет клуб страноведения «Дружба» сотрудничает с Музеем артиллерии, музеем Кирова, Суворовским музеем, где работают опытные экскурсоводы, а также недавно появившийся Мультимедийный парк «Россия-моя история», на экспозиции которого, посвященной истории Санкт-Петербурга, проходят занятия по нашей программе в осенние и весенние каникулы.
Кроме того, даже в дистанционном режиме, у нас есть возможность «отправится» на экскурсию в той или иной музей, посетить ту или иную достопримечательность. С марта 2020 г. многие музеи создали интересные онлайн проекты, экскурсии, мастер-классы и пособия для каждого школьного возраста. Поэтому даже на занятиях в дистанционном формате, у нас есть возможность не прекращать путешествие и знакомство с городом и его историческими объектами.
В настоящее время программа «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге» предусматривает годичное обучение. Но надо сказать, что на нее приходят заниматься учащиеся, как правило хорошо знакомые с историей Санкт-Петербурга и желающие свои знания углубить в плане составления и написания экскурсии по городу. В связи с этим часть программы связана с изучением методики составления и проведения экскурсии на русском языке по Санкт-Петербургу, часть с повторением основных архитектурных стилей и исторических достопримечательностей и написании экскурсии по Санкт-Петербургу.
Нужно отметить, что выбор темы экскурсии определяется каждым учащимся самостоятельно. Это и любимое место в городе и все, что с ним связано, это и экскурсии по своему району и хорошо знакомой местности, это и центральная часть города (от Аничкова дворца и Адмиралтейства) и выбор любого знакомого исторического объекта.
Предъявление результатов обучения по программе возможно на городских конкурсах, которые в настоящее время проводит сектор исторического краеведения и школьного музееведения ГДТЮ. Это городские конкурсы на звание «Лучший юный экскурсовод года» и авторских экскурсий, городской фестиваль юных экскурсоводов (который обычно проводится в последнюю неделю мая и приурочен ко Дню города) и др.
Как правило учащиеся предъявляют на конкурсах высокий результат и в конце учебного года, по возможности, проводят свои экскурсии (фрагменты экскурсий) для своих сверстников из клуба «Дружба».
Таким образом, реализация данной образовательной программы очень востребована для учащихся 14-16 лет, благодаря предусмотренному большому количеству практических занятий и уникальной образовательной среде Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 42 Приморского района Санкт-Петербурга "Шаг в будущее"
ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПОЭТАПНЫЕ ШАГИ НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, КОТОРОЕ ОБЕСПЕЧИТ ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩЕГОСЯ И ЕГО ПОДГОТОВКУ К ПОЛНОЦЕННОМУ И ЭФФЕКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В О...
ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;Федеральным законо...
«Использование социокультурного пространства в воспитательном и образовательном процессе»
В современном мире невозможно, не выходя за территориальную границу учреждения, без взаимодействия с социальными институтами воспитать гармонично развитую личность....
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка ...
Развитие молодежного туризма в Санкт-Петербурге
Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транс...