Методическая разработка занятия по робототехнике "Робот - исполнитель алгоритмов"
учебно-методический материал (5 класс)
Занятие по робототехнике для обучающихся 1 года обучения (4-5) классы. На занятии обучающиеся пробуют писать простейшие программы для роботов в среде NTX.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_robototehnike.doc | 252 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 681.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга
«Робот – исполнитель алгоритмов»
учитель информатики и ИКТ
педагог дополнительного образования
Иванова Ольга Михайловна
Конспект занятия на тему: «Робот – исполнитель алгоритмов»
На уроках информатики обучающиеся изучают виды алгоритмов. Полученные знания они используют при программировании роботов на занятиях в ОДОД. На занятиях в детском объединении «Робототехника» воспитанники строят робота из конструктора LEGO Mindstorms 9797. Затем они составляют в среде программирования NXT-G программу, загружают ее в робота и демонстрируют ее выполнение.
Цель занятия:
- систематизация знаний по теме «Алгоритмы»;
- закрепление понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма;
- развитие технического мышления с помощью конструктора LEGO Mindstorms 9797.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
- Изучение робототехники, создание собственного робота, умение программировать с помощью среды программирования NXT-G
Регулятивные:
- Научиться программировать роботов с помощью среды программирования NXT-G.
Коммуникативные:
- Развитие коммуникативных умений при работе в парах.
- Развитие самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: практическая работа
Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедиа проектор, интерактивная доска, персональный компьютер (12 шт.), конструктор LEGO Mindstorms 9797 (12 шт.), в набор которого входят 431 элемент, включая программируемый блок управления NXT, датчики звука, касания и освещенности.
План занятия:
- Организационный момент (2 мин)
- Повторение теоретического материала (10 мин)
- Практическая работа: разработка алгоритма для робота (20 мин)
- Демонстрация итогов практической работы (8 мин)
- Рефлексия (3 мин)
- Подведение итогов занятия (2 мин)
Технологическая карта занятия
Этап урока | Время, мин | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | 2 | Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим программировать наших роботов. Цель нашего занятия сегодня: научить робота выполнять простейшие алгоритмы. | ||
Повторение теоретического материала | 10 | Ф | Давайте вспомним, что вы проходили на уроках информатики. Ответьте на мои вопросы:
Молодцы. Давайте теперь вспомним, чем они отличаются (демонстрируются слайды презентации) | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: Для исполнителей Человек, живое существо или устройство, которое выполняет алгоритм Человек
|
Практическая работа: разработка алгоритма для робота | 20 | ИП | Теперь возьмите своих роботов и составьте для них 3 вида программ, чтобы они могли выполнять определенный алгоритм. Используйте следующие команды: Педагог выдает обучающимся карточки с заданием. | Обучающиеся выполняют задания на карточках, выданных педагогом. |
Демонстрация итогов практической работы | 8 | ИП | Ребята заканчивайте работу и давайте посмотрим, что у вас получилось. | Обучающиеся по очереди демонстрируют работу роботов |
Рефлексия | 3 | Ф | Педагог раздает обучающимся карточки для работы в системе Plickers. Ребята ответьте на мои вопросы, буква правильного ответа должна быть наверху.
| Обучающиеся при помощи карточек отвечают на вопросы педагога. |
Подведение итогов занятия | 2 | Спасибо всем за работу на занятии. Вы молодцы. Приводите свои рабочие места в порядок, роботов ставьте на свои места. | Обучающиеся убирают рабочие места. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Приложение 1
Карточка с заданиями для программирования робота в системе NTX.
Задание 1: написать алгоритм, с помощью которого робот проедет вперед, остановится, проедет назад, и после паузы проедет вперед и остановится.
Задание 2: изменить созданный линейный алгоритм на циклический (задать количество повторений цикла).
Задание 3: Создать разветвляющийся алгоритм, использующий датчик звука. В случае громкой атмосферы в классе после включения робота он поедет вперед, в противном случае – назад и остановится:
Приложение 2
Правильное выполнение заданий.
Задание 1. Правильный вариант программы:
Время движения вперед и назад в каждом отдельном случае будет разное.
Задание 2. Правильный вариант программы:
Задание 3. Перед включением робота начать шуметь или создать полную тишину.
Правильный вариант программы:
Список использованных текстовых и графических источников:
- Инструкция для работы с комплектом LEGO Mindstorms 9797
- Изображения из среды программирования NXT-G
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм О писание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Исполнитель алгоритмов – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды
Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие); Разветвляющийся алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) Виды алгоритмов:
Блок «Движение» Начало алгоритма Блок «Мотор» Блок «Цикл» Блок «Переключатель», блок условия (в данном случае настроен на датчик звука) Блок «Ожидание» (Пауза)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и электронная презетация урока "Алгоритм"(4 класс)
Урок разработан в соответствии с УМК Матвеевой Н.В. Информатика и ИКТ. В уроке исползован прием составления ментальной карты....
Методическая разработка занятия по теме "Алгоритм. Определение, свойства, классификация, способы записи"
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть с...
Методическая разработка на тему: «Работа исполнителя над музыкальным произведением»
В данной метод. разработке будут изложены основные этапы работы исполнителя над музыкальным произведением.Также эта работа будет полезна не только для преподавателей, но и для учащихся и студент...
Методическая разработка по информатике «Учебный исполнитель Робот на уроках информатики»
В данной методической разработке описано преподавание темы "Исполнитель Робот" для учащихся 6 класса...
Методическая разработка внеучебного мероприятия Мастер-класс «Алгоритмы в жизни людей»
Методическая разработка внеучебного мероприятия Мастер-класс «Алгоритмы в жизни людей» составлена в ОГАПОУ «Алексеевский колледж» для студентов 741 группы специальности 09.02.0...
Методическая разработка урока «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»
Методическая разработка урока «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»...
Методическая разработка "Решение задания 12 «Выполнение алгоритмов для исполнителя» ЕГЭ-2021 по информатике с помощью программы на PascalABC.Net (версия 3.8)
Для решения задания 12 по теме «Выполнение алгоритмов для исполнителя Редактор» можно использовать математический способ решения, а также написать программу на одном из языков программиров...