Методическая разработка занятия по теме "Алгоритм. Определение, свойства, классификация, способы записи"
методическая разработка (8 класс) на тему
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.
Задачи:
1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.
2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.
3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.
4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.
Оборудование: 1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
Оснащение: Презентация Power Point.
Список литературы и интернет-ресурсов:
- УМК Н. Д. Угринович,
- УМК Л. Л. Босовой,
- УМК Н.В.Макаровой,
- http://www.5byte.ru/ - теоретический материал школьной программы,
- http://www.iiikt.narod.ru/ - школьный интернет-учебник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy.rar | 408.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Кузнецова И.А.
Должность: учитель информатики
ОУ: ГБОУ СОШ №538
Класс: 8
Раздел программы: Информатика и ИКТ
Тема урока: Алгоритм. Определение, свойства, классификация, способы записи.
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.
Задачи:
1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.
2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.
3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.
4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: 1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
Оснащение: Презентация Power Point.
Список литературы и интернет-ресурсов:
- УМК Н. Д. Угринович,
- УМК Л. Л. Босовой,
- УМК Н.В.Макаровой,
- http://www.5byte.ru/ - теоретический материал школьной программы,
- http://www.iiikt.narod.ru/ - школьный интернет-учебник
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ».
2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель: Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»
Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.
В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.
Учитель: Как вы думаете, что такое «алгоритм»? Молодцы, ребята!
3. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Итак, алгоритм - это последовательность действий, понятных исполнителю и направленных на решение поставленной задачи.
Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?
- Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»
Обмен мнениями.
Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды.
Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:
- Сосчитайте число окон в своём доме.
- Сосчитайте звёзды на небе.
- Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
- Иди туда, не знаю куда.
Принеси то, не знаю что.
Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).
- Понятность.
- Детерминированность (определённость).
- Дискретность (пошаговость).
- Массовость.
- Результативность.
Учитель: Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов.
1.Словесный.
2. Графический.
3. Табличный
4. С помощью алгоритмического языка (программный)
Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.
| Начало и конец алгоритма |
| Описание ввода и вывода данных |
| Описание линейной последовательности команд |
| Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор» |
| Объявление переменных или ввод комментариев |
Учитель: Какие типы алгоритмов существуют?
- Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.
- Разветвлённый (разветвляющийся) (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
- Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.
4.Этап закрепления знаний.
4.1. Самостоятельная работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.
Примерные вопросы:
- Приведите примеры известных Вам алгоритмов.
- Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).
- Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.
- Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).
- Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?
- (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел
- Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение.
Учитель: Информационная переменка (физминутка).
4.2. Индивидуальная работа на компьютере:
Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов.
Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы.
5.Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Запишите домашнее задание:
- Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 класса/ Н. В.Макарова, §12.1-12.2 (обязательно).
2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!
Спасибо за урок! До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"
Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Урок в МЭШ. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Урок в МЭШ. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов....
Методическая разработка занятия по теме «Определение органолептических показателей воды»
Занятие направлено на формирование знаний, умений, навыков по определению органолептических показателей воды и значения их в определении качества воды....
Методическая разработка занятия "Качество воды и ее потребительские свойства. Основные источники химического загрязнения водоемов"
Ознакомление учащихся с потребительскими свойствами воды, основными источниками загрязнения водоемов...
Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»
Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...