Изучаем тему "Прорыв"
методическая разработка по теме
Непростая тема прорыва занимает особое место в шашечной стратегии. Преодолев оборону соперника, атакующая сторона первой достигает дамочных полей и получает значительное преимущество. Но как научить видеть возможность прорыва и пользоваться основными его инструментами для достижения цели начинающих шашистов?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proryv.docx | 180.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучаем тему
«Прорыв»
Непростая тема прорыва занимает особое место в шашечной стратегии. Действительно, преодолев («прорвав») оборону соперника, атакующая сторона первой достигает дамочных полей и получает значительное преимущество.
Но как научить видеть возможность прорыва и пользоваться различными инструментами для достижения своей цели начинающих шашистов?
Одним из самых эффективных способов обучения данной теме является использование аналогии - педагогического приема, заключающегося в установлении сходства в каком-либо отношении между изучаемыми предметами, явлениями, различными в других отношениях и используемого при объяснении полученного экспериментальным путем нового понятия с помощью частично сходных знакомых понятий. Аналогия облегчает усвоение учебного материала, активизирует мысль учащихся, побуждает их к поискам.
В данном случае целесообразно напомнить обучающимся, что шашки – это военная стратегия, которая еще во времена античности постоянно использовалась для обучения военачальников грамотному ведению боя. Представляя юных шашистов знаменитыми полководцами, руководящими целой армией, вспоминаем, что у шашечного «войска», как и у любого другого, имеются центр и фланги:
Шашечная партия – настоящее сражение, в ходе которого очень важно научиться поддерживать правильный баланс сил между центром и флагами. Ослабление одного из них может привести к атаке соперника с последующим прорывом в дамки, что может обеспечить решающий перевес в битве.
Производя смотр собственных войск в начальном построении, вспоминаем, что важнейшую роль играют центральные шашки, способные передвинуться на любой из флангов и усилить его в случае необходимости. В этом плане особенно важна шашка e1 (у черных – шашка d8). Она имеет самый широкий диапазон возможных перемещений на доске, и ее стараются преждевременно не использовать. Вспоминаем, как она называется.
Каждый юный полководец, борясь за победу, должен научиться равномерно располагать свои войска на поле сражения, а также видеть слабости в расположении противника и грамотно атаковать их.
Теперь, когда каждый обучающийся представил себя главнокомандующим собственной армией, можно переходить к конкретным примерам.
С первого взгляда может показаться, что позиция примерно равная. Однако при внимательном изучении ситуации на доске становится виден изъян позиции черных: ослабленный короткий фланг.
С атакой медлить нельзя, т.к. черные могут быстро исправить этот недостаток. Белые приступают к решительным действиям:
1. ed4! На атакованный фланг направляется дополнительная шашка, соотношение сил на нем становится 3:2 в пользу белых.
1. … hg7. Ничего не дает 1. … fe7, т.к. шашка e7 не в состоянии помочь обороне фланга.
2. dc5! d:b4 3. a:c5. Один из «защитников» уничтожен, соотношение сил на фланге 2:1, грозит 4. cb6 с прорывом.
3. … cd6 4. c:e7 f:d6. Черные стремятся выровнять баланс сил на фланге, но это не спасает. «Форточка» временно открыта, и белая шашка успевает в нее проскочить:
5. ab6! Прорыв в дамки увенчался успехом, белую шашку уже не остановить. Шансов на спасение у черных не осталось.
Чаще всего именно недостаток сил на одном из флангов соперника (реже – центра) позволяет организовать прорыв в дамки. Очень важно атаковать ослабленный участок доски быстро, пока соперник не успел перегруппироваться или организовать собственную атаку.
И снова позиция выглядит примерно равной. У каждой из сторон несколько ослаблен левый фланг, но белые атакуют первыми, не дожидаясь атакующих действий соперника:
1. ef4! Выстраивается мощная ударная колонна, способствующая прорыву.
1. … dc5. Единственный ход. Черные вынуждены еще сильнее ослабить свой длинный фланг, уводя в противоположную сторону свою единственную шашку, которая могла бы помочь обороне, т.к. нельзя 1. … bc5 или 1. … ab4 из-за 2. fg5! с выигрышем.
2. fg5! h:f4 3. g:e5. Всего за пару ходов от левого фланга черных не осталось и следа. Они не в состоянии помешать белой шашке е5 пройти в дамки. Спастись не удастся!
Дамка – очень грозное оружие. Зачастую ради немедленного прорыва стоит пожертвовать одной или даже двумя(!) собственными шашками. Рассмотрим пример такой атаки.
Почти симметричная позиция кажется совсем безобидной. Единственный защитник правого фланга черных – шашка с5, легко справляется с белой а3. На всякий случай в ближайшее время ее можно укрепить резервом 1. …fe7 с последующим 2. … ed6. Кажется, что позиции черных ничто не угрожает… Однако белые играют:
1. fe5! Теперь на 1. … fe7 последует заход «в любки» 2. ed6, с выигрышем.
1. …fg7. Атаковать шашку е5, вторгшуюся на чужую территорию не получается, и черные стремятся ее просто разменять.
2. ab4! Чтобы помешать размену 2. … gf6, нейтрализующему малейшую возможность атаки, белые должны действовать очень энергично.
2. … c:a3 3. ed6. Теперь ничто не помешает белым пройти в дамки и расправиться с шашками черных. Например: 3. … gf6 4. dc7 fe5 5. cd8 ed4 6. gf2! dc3 7. df6 ab2 8. c:a3 cd2 9. fc3! d:b4 10. a:c5, с выигрышем.
После рассмотрения примеров переходим к самостоятельным упражнениям, в которых каждому юному полководцу надлежит определить слабое место в расположении соперника и грамотно организовать атаку на выбранном участке фронта.
Представленные ниже диаграммы для самостоятельного решения, позволяют закрепить изученный материал на практике и запомнить различные варианты прорыва с использованием простого численного превосходства, а также с помощью построения ударных колонн, комбинационных угроз или жертв собственных шашек.
Звездочки характеризуют степень сложности задания.
Литература
1. Базанов С.А. Русские шашки. Пособие для начинающих. – СПб, ЦДЮТТ «Охта», 2015
2. Егоров А.В. Как научить играть в шашки. - М.: Чистые пруды, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Что изучает история"
ВВедение в историю 5 класс...
Изучаем по индивидуальному образовательному маршруту
Индивидуальный образовательный маршрут это временная последовательность реализации образовательной деятельности старшего школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и завис...
Интернет-урок "Изучаем геометрию вместе с зарубежными сверстниками"
Урок проводился с учащимися 8 классов России и Болгарии (язык общения-русский. Урок способствовал формированию исследовательского стиля мышления посредством использования информационных и коммуникацио...
Нужно ли изучать творчество Иосифа Бродского в школе?
Мои рассуждения, разумеется, не о гимназических классах, где растят высоколобых интеллектуалов, литературных и математических "ботаников" и снобов. Речь идет о самой обычной школе, где читающих - шест...
Что мы знаем о теории ценностей? Изучаем аксиологию
Теоретический материал к семинару "Что мы знаем о теории ценностей? Изучаем аксиологию"...
"Хочешь познать мир - изучай географию"
Внеклассное мероприятие для учащихся седьмого класса...
Методическая разработка по Географии "Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю".
География материков и океанов....