ИКТ на уроках математики для обучающихся с ОВЗ
статья (7 класс) на тему
Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики. По моему мнению, одним из вариантов решения данного вопроса является использование информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе. На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_shkole_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ на уроках математики в школе для обучающихся с ОВЗ.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа, должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном этапе требуется другое- выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Моей основной задачей при обучении учащихся стало: научить школьников учиться, то есть научить их решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять решение любой, даже не математической, задачи; не отрицая значения предметных знаний, научить решать проблемы, задачи, которые ставит перед ними социум, общество, жизнь. Я считаю, что развитие школьника становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Предмет математики в курсе специальной (коррекционной) школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Урок в коррекционной школе строится с учетом следующих особенностей: организация урока должна сочетаться с мотивацией и психологическим настроем учащихся на успех; развитие ВПФ через специальные упражнения; изложение любого материала начинать с повторения; материал подавать эмоционально окрашенный (с интонацией, символами, опорами, знаками) самое важное излагать в первой половине урока; каждые 10 минут менять вид деятельности учащихся; на уроке должно быть максимальное количество наглядности, образцы выполнения действий; учащимся нужно давать не более одной инструкции одновременно; во время урока проводить динамические паузы; необходимо использовать дифференцированный личностно- ориентированный подход к учащимся.
Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики. По моему мнению, одним из вариантов решения данного вопроса является использование информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе. На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе. Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества образования. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий.
Опыт использования компьютера на уроках математики показал, что при использовании ИКТ обучающиеся более активно принимают участие в уроке, происходит более качественное запоминание учебного материала, даже самые слабые ученики втягиваются полностью в учебный процесс. Конечно, время на подготовку преподавателя к уроку увеличивается, особенно на первом этапе. Но в дальнейшем накопленный опыт и методическая база являются хорошим подспорьем для подготовки и проведения уроков.
Использую ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям: подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования, создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов, применение компьютерных тестов для контроля у обучающихся вызывают познавательный интерес к предмету, повышают творческие способности школьников. Так при проведении устных упражнений, речевых зарядок презентация дает возможность оперативно предъявлять задания. А так же позволяет фиксировать устные результаты, корректно реагируя на ошибки. Использование презентаций возможно для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. В процессе объяснения нового материала презентация позволяет учителю показать, выделить на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определенное время появилась нужная информация. У учителя остается больше времени на закрепление т.к. не надо делать записей на доске. Анимация позволяет смоделировать реальную ситуацию. Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране. Учащийся может проверить себя, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, всегда можно вернуться обратно. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у детей алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения математике оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении математических понятий.
Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем либо разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий.
Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.
Разработанная презентация для изучения нового материала дает возможность использовать ее для дальнейшего закрепления знаний. Это большое подспорье для учеников, пропустивших урок по данной теме (Приложение 3)
Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми. Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале использую в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений.
Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия:
- учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;
- это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.д.)
- данный прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;
- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приема;
- материал не является чрезмерно легким или очень трудным.
Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
При использовании мультимедийных презентаций есть возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему и предназначены для изучения темы «с нуля» и до окончания курса. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
Применение презентаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся:
Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.
На этапе проверки знаний возможно использование разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса.
Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты незаменимы для проведения контроля, т.к. помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях.
Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания.
Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине. Проверку можно осуществлять и на бумажных носителях, если класс не оборудован для проведения компьютерного тестирования. Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования ИКТ:
• Работа учащихся становится более интенсивной и продуктивной.
• Объем выполненных на уроке заданий увеличивается.
• Возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
• За счет игрового момента повышается познавательный интерес учащихся. • Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), учащемуся не приходится ждать, пока преподавателю повторит именно нужный ему фрагмент.
Но, как и везде, где есть плюсы, существуют и минусы. Недостатки и проблемы применения ИКТ
• У преподавателей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
• Недостаточная компьютерная грамотность преподавателя.
Информационные технологии в нашем образовании - это, безусловно, большой шаг вперед. Но нельзя не сказать о том, что чрезмерное увлечение компьютером обезличивает процесс обучения, исчезает непосредственный эмоциональный контакт с учителем и одноклассниками. Я считаю, что личность учителя, живое общение, вербальный обмен информацией - все это является важной составляющей обучения. Истинное мастерство педагога, на мой взгляд, состоит в том, чтобы совмещать традиционные и инновационные методы и технологии обучения. Ведь и те, и другие имеют одну задачу - научить ребенка.
Нельзя сказать точно, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но, то, что они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал, можно заявить с уверенностью.
Русский поэт (сын учителя) А.К. Гастев сказал: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой». Так пусть ИКТ сделают вашу работу легче и интереснее для ваших учеников.
Включение в ход урока информационно- компьютерных технологий делает процесс обучения математики интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков математики для обучающихся 8 класса со сложной структурой дефекта
Календарно-тематическое планирование уроков математики составлено с учетом тем по предмету "Социально-бытовая ориентировка". В уроки математики включаются задачи с практическим содержанием п...
Применение элементов развивающего обучения на уроках математики учащихся, обучающихся по программе 8 вида.
В материале описаны приемы развивающего обучения, результаты достяжений, виды упражнений....
Формирование интереса к урокам математики у обучающихся основной и средней школы.
Статья о формировании интереса к урокам математики у обучающихся основной и средней школы....
урок математики для обучающихся 6-гок класса
Урок математики " П риведение дробей к наименьшему общему знаменателю", с ипользованием коучинг и скрайбенг технологии....
Технологическая карта к уроку математики для обучающихся 6 класса по теме "Сложение чисел с разными знаками"
В карте представлены разноуровневые задания, задачи практического содержания....
Формирование социально – бытовых навыков на уроках математики у обучающихся с нарушением интеллекта
В настоящее время методика преподавания математики в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями располагает теоретической базой, богатыми практическими наработками и представляет собой разв...