Дополнительная общеобразовательная программа Лоскутная фантазия
учебно-методический материал по теме
Лоскутный дизайн - это удовольствие. Оно дает полную свободу выражения, в котором вместо красок используются нитки и ткани. В лоскутном творчестве замечательно то, что нет никаких ограничений в выборе материала, работать можно с любым, подбирая по задуманному проекту. Освоить этот вид творчества помагает образовательная программа "Лоскутная фантазия" Данная программа предполагает освоение основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с различными видами рукоделия: лоскутным шитьем, аппликацией, инкрустация и др. . Срок реализации программы - 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_loskutnaya_fantaziya.doc | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА _____________________________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ИСКУССТВ) «РАДУГА»
Принята Утверждаю на педсовете Директор ДДК «Радуга» Протокол №____ __________И.А.Сумина
от «____»_____________ «_____»_______________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Лоскутная фантазия»
с 10 -13 лет
Срок реализации - 3 года
Педагог дополнительного
образования – Яшина В.А.
г. Выкса
2013 г
Пояснительная записка
Тайны и секреты портновского искусства издавна интересовали людей. Изделия народного декоративно-прикладного творчества как произведения искусства всегда отражали определённый этап развития культуры. Интересна и многообразна работа с тканью. Овладев техникой шитья, мастера создают истинные произведения искусства. Языком цвета, формы, орнамента эти произведения рассказывают нам сокровенные тайны и законы народного творчества.
Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Ведь главным мотивом зарождения и существования шитья из лоскута на протяжении веков было рачительное, бережное отношение к материалу.
Можно сказать, что этот вид рукоделия - явление социальное, поскольку оно развивалось там, где ценился каждый кусочек ткани, где узорный ситец воспринимался как драгоценность.
По-новому открылся этот вид творчества в 1970-е годы, когда все чаще на выставках стали появляться не традиционные ватные стеганые одеяла, а как бы покрывала и занавеси, выполненные в технике лоскутной мозаики.
Искусные мастерицы тщательно подбирали лоскутки по цвету, и создавался красивый мозаичный узор. Оттого эту работу чаще называют лоскутной мозаикой.
Оригинальные лоскутные поделки привлекают внимание тех, кто увлекается ручной работой.
Лоскутный дизайн – это удовольствие. Оно дает полную свободу выражения, в которой вместо красок используются ткани и нитки. В лоскутном творчестве замечательно то, что нет никаких ограничений в выборе материала, работать можно с любым, подбирая по задуманному проекту.
Освоить этот вид творчества детям помогает образовательная программа «Лоскутная фантазия».
Дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность.
Данная программа предполагает освоение основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с различными видами рукоделия: лоскутным шитьем, текстильной аппликацией, изделий в технике инкрустации.
Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучать различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применять их, используя комплексно. А также программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Программа ориентирована на индивидуально-психологическую разнородность контингента обучающихся и создаёт условия для обучения и развития обучающихся как с проявившимися и достаточно развитыми художественными способностями, так и со скрытыми способностями. Процесс обучения понимается как совместная деятельность педагога и обучаемого, направленная на раскрытие личных качеств каждого обучаемого и развитие его способностей.
Актуальность программы
В настоящее время стала актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Для современного ребёнка большую важность приобретает образование и развитие в единении с народными корнями, воспитание патриотизма.
Программа «Лоскутная фантазия» отвечает этим требованиям: в процессе работы по программе учащиеся знакомятся с народным творчеством, у них формируются знания, умения и навыки в области работы с художественным материалом – тканью.
Обучение по данной программе делает возможным развитие эмоциональной и интеллектуальной сторон личности каждого учащегося, а также способствует их социальному развитию.
Приобщение детей к искусству лоскутного текстильного дизайна оказывает влияние на формирование их художественного вкуса, воспитывает терпение и аккуратность, обогащает их внутреннюю жизнь ребенка.
Ткань — это материал, из которого можно творить совершенно разные формы. В процессе обучения дети пробуют себя в роли дизайнеров: опираясь на получаемые знания и свою фантазию, они учатся создавать удивительные, современные, оригинальные вещи.
Актуальность данной образовательной программы определяется:
- приобретением детьми знаний из различных областей: истории, технологии, искусства;
-развитием индивидуальных творческих способностей, способностей ребенка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности;
- разновидностью форм и методов образовательного процесса, отслеживание образовательных результатов.
- посещением детей с разносторонним уровнем подготовленности к творческому процессу;
Общение детей друг с другом в процессе обучения, обсуждение новых идей, планов, показ созданных работ делает их жизнь более разнообразной, яркой, творчески насыщенной и удовлетворяет потребность детей — занять себя в свободное время.
Программа рассчитана на коллективное обучение, что позволяет педагогу создать творческий коллектив, а детям - приобрести новых друзей.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы
в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого воспитанника.
Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, т.к. в его руках находится решение целого процесса создания работы или проекта
Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у воспитанников чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллекция изделий из лоскутов или одежды) с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства (лоскутное шитьё, вышивка и др.) при выполнении индивидуальных заданий.
Практическая значимость.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда;
- соблюдения правил личной гигиены;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства, при посещении выставок, музеев,
народного творчества.
Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на творчество учащихся.
В процессе освоения программы каждый учащийся делает базовые изделия, которые учат его технике лоскутного шитья. Вместе с получением знаний и опыта происходит изучение учащимися достижений народной культуры. Далее педагог выстраивает персональные пути учащихся, по которым они идут в своём творческом процессе.
Особенностью программы «Лоскутная фантазия»» является также и интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту учащегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
- природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
- культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения учащимися учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Цель программы: развитие творческого потенциала ребенка посредством обучения технике традиционного лоскутного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей и развитием лоскутного шитья;
- научить детей основным правилам лоскутного шитья: составление схем изделий, изготовлению шаблонов, правилам раскроя лоскутков; с основными законами композиции и законами цветоведения, технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями и работе с электроприборами;
- научить детей самостоятельно создавать изделия в различных техник декоративно-прикладного творчества
- изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;
- обучить работе на швейной машине;
Развивающие:
- развитие у детей практических навыков в работе с лоскутным материалом, работе с утюгом и швейных машинах;
- развитие умений и навыков по изготовлению изделия в лоскутной технике;
- развитие художественно-эстетического вкуса при составлении композиций объектов лоскутного дизайна;
- развитие творческой активности учащегося.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса; воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
- формирование бережного отношения к природе, понятия об экономии и рациональном использовании материалов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа предлагается к использованию в системе дополнительного образования для детей в возрасте с 10 - 13 лет
Сроки реализации программы
Образовательная программа реализуется в течение 3-х лет
Наполняемость учебной группы: 8-15 человек.
Расписание составлено из расчета 2-3 занятия в неделю. Общее количество часов по программе:
Первый год обучения – 144 часов
Второй год обучения – 216 часов
Третий год обучения – 216 часов
Формы и режим занятий
Занятия в учебных группах проходят: первый год обучения — два раза в неделю по два учебных часа; второй год обучения — два раза в неделю по три учебных часа; третий год обучения — два раза в неделю по три учебных часа.
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут
В процессе обучения используются разные формы занятий:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- экскурсии, посещение музеев и выставок;
- мастер-классы для детей
Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, ситуационно-ролевые игры, игры-путешествия, конкурсы, викторины, выставки изделий народного и декоративно-прикладного искусства, экскурсии в музеи, подготовка и проведение детских праздников. Все это оставляет у детей ощущения праздника, сопричастности к истории, традициям своего народа.
Учебный процесс строится так, чтобы максимально использовать заложенные в программе возможности интегрированных занятий. Так, совместно с другими объединениеми можно проводить обрядовые календарные праздники, игры викторины и т.д. На праздники приглашаются родители.
Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года (годов обучения) в форме индивидуальных бесед, коллективных поездок в музеи, приглашений их на тематические и отчетные мероприятия, выставки и т.д.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу 1-го года обучения обучающиеся будут знать:
- правила техники безопасности при работе со швейной машиной, инструментами, приспособлениями и нагревательными приборами, применяемыми на занятиях;
- общие сведения о видах рукоделия;
- правила раскроя ткани, соединительные швы;
- устройство швейной машины;
- основные приемы и элементы шитья из лоскутков;
- технологию изготовления простых изделий;
будут уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями для шитья;
- работать с нагревательными приборами;
- подбирать ткань по цвету и фактуре;
- владеть приемами кроя и шитья простых изделий из лоскутиков.
К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:
- правила безопасной работы на швейной машине, с нагревательными приборами, инструментами и приспособлениями;
- историю лоскутного шитья;
- основы цветоведения;
- устройство швейной машины;
- виды декоративных швов, выполняемых на машине;
- виды и технологию лоскутной пластики;
будут уметь:
- применять на практике знания, умения и навыки работы на швейной машине;
- использовать различные декоративные швы при изготовлении изделия;
- владеть приемами лоскутного шитья;
- качественно выполнять аппликационные работы.
К концу 3-го года обучения обучающиеся будут знать:
- современные направления лоскутного дизайна;
- технологию изготовления аксессуаров из ткани;
- технологию работы над лоскутным проектным изделием.
будут уметь:
- самостоятельно выполнять работы согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
- создавать проект лоскутного изделия, защитить свою работу;
- ориентироваться на качество изделия;
- создавать авторские изделия, подчеркивая индивидуальный стиль;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать им помощь;
будут владеть законами цветосочетания и композиции, разбираться в фактуре материала, взаимодействии форм
Способы определения результативности
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки будут использованы следующие виды и методы контроля:
Входной, направленный на выполнение требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся.
Для этого вида контроля используются методы:
- наблюдения;
- игры: деловые, имитационные, драматизации.
Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.
Для этого вида контроля используются такие методы:
- устные (беседа, фронтальный опрос).
- наблюдения.
- индивидуальные.
Тематический, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела. Этот вид контроля подготавливает обучающихся к зачетным занятиям. Здесь можно использовать следующие методы:
- практические (выполнение изделий, образцов);
-выставки по темам;
- самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ и устранение обнаруженных пробелов).
Итоговый, проводимый в конце всего учебного года. Здесь целесообразно проводить выставки работ обучающихся, участие в конкурсах.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер, требующий отслеживание результатов за работой каждого обучающегося;
- разнообразие форм поведения, повышение интереса к его проведению;
- всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка как практических, так и теоретических и интеллектуальных умений и навыков обучающихся.
Вид контроля | Средства | Цель | Действия | |
1 | Входной | Анкеты, педагогические тесты. | Выявление требуемых на начало обучения знаний. | - Возврат к повторению базовых знаний. - Продолжение процесса обучения в соответствии с планом. |
2 | Текущий | Педагогические тесты, фронтальный опрос, наблюдение. | Контроль за ходом обучения. | Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков. |
3 | Тематический | Практические работы, выставки | Определение степени условия раздела, темы программы. | Решение о дальнейшем направлении изучения материала. |
4 | Итоговый | Зачеты, Выставки, | Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения. Выявление уровня знаний, умений, навыков навыков. | Оценка уровня подготовки. |
.Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
- собеседование, тестирование;
- защита творческих проектов выпускников;
- итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
- участие учащихся в районных выставках, фестивалей
Работа с родителями.
Родители являются одним звеном в воспитании (ученики – родители – педагоги) для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда – основа формирования личности ребенка. Духовная образовательная среда, включающая учащегося, родителя, педагога помогает выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку.
Формы сотрудничества с родителями:
- определение принципов сотрудничества в устном договоре между учреждением и родителями (собеседование);
- дни открытых дверей в учреждении;
- участие в презентации объединения;
- привлечение родителей по проведению городских, районных, областных выставок;
- проведение совместных вечеров отдыха, конкурсов, мероприятий.
Решение многих проблем, связанных с учебно-образовательным процессом решается в тесном контакте с родителями.
Задача педагога суметь создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу, внимательное отношение к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям, способность к оказанию психологической поддержки.
Родители воспитанников объединения принимают непосредственное участие в организации воспитательно-образовательном процессе.
Педагога и родителей объединяет общее стремление помочь ребенку на не простом пути раскрытия талантов.
Учебно - тематический план
1-го года обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем
| Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение. Вводное занятия: История лоскутного творчества Знакомство с коллективом объединения , с работами детей старшего года обучения Техника без-сти труда и правила пожарной без-сти Начальная диагностика | 4 | - | 4 |
2 | Технические средства: | 14 | ||
Инструменты и приспособления для лоскутного шитья | 2 | 2 | - | |
Работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д. | 2 | 4 | - | |
Машиноведение | 2 | 2 | ||
3 | Основы материаловедения Характеристика материалов Технология ткани: наименование, содержание волокон, качество, применение Тепловая обработка | 2 2 2 | 2 2 2 | 12 |
4 | Цветоведение и композиция: | 6 | ||
«Откуда взялся цвет» | 2 | - | - | |
Цветовой круг. Игра в цвета | 2 | 2 | ||
5 | Ручные и машинные швы: | 18 | ||
Изучение ручных швов, стежка | 4 | 4 | - | |
Изучение основных машинных швов (применение) | 4 | 6 | ||
6 | Лоскутная техника: | 14 | ||
Основы лоскутного шитья | 2 | 2 | - | |
Лоскутная грамота | 2 | 2 | - | |
Традиционные узоры | 2 | 4 | ||
7 | Аппликация из ткани: | 10 | ||
Технология выполнения аппликации | 2 | 2 | ||
Виды аппликаций | 2 | 4 | ||
8 | Изготовление изделий в лоскутной технике | 58 | ||
«прихватка – рукавичка» | 6 | |||
«Подушка – собачка» из квадратиков». | 2 | 18 | ||
«Грелка и подставка» под чайник | 2 | 14 | ||
«Цветы в вазе» (объемная аппликация) | 2 | 14 | ||
9 | Участие в выставках, конкурсах, фестивалей | 6 | - | 6 |
10 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Всего часов | 48 | 96 | 144 |
Содержание изучаемого курса
1-й год обучения
Тема 1. Введение. Вводные занятия
Теория: (лекция, беседа). Традиционное лоскутное шитье России. Содержание понятий: «пэчворк», «квилт», «лоскутная мозаика», «измерительные инструменты» Знакомство с выставкой работ в технике лоскутного шитья.
Знакомство с коллективом объединения «Лоскутная фантазия», с работами детей старшего года обучения. Техника безопасности труда и правила пожарной безопасности. Начальная диагностика.
Способы определения результативности: опрос, собеседование
Тема 2. Технические средства.
Инструменты и приспособления для лоскутного шитья
Теория: (лекция - беседа, диалог). Ручные швейные иголки, наперсток, нитки, ножницы. Подготовка материалов к работе, организация рабочего места. Советы по эксплуатации технических средств. Знакомство со швейной машиной (рассказ «самой» швейной машинки). Сведения по эксплуатации швейной машины. Инструктаж по технике безопасности труда и правил пожарной безопасности.
Практика: собрать необходимые инструменты для занятий данным видом
рукоделия. Д/игра «Ответы и вопросы».
Способы определения результативности: оформление своего рабочего
места, Д/игра «Назови по порядку», анализ работы швейной машинки, а также работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д.
Тема 3. Основы материаловедения
Теория: (лекция - беседа, диалог). Лоскутики из сундука. Характеристика ткани (хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин; льняные, шерстяные). Содержания понятий: «долевая нить», «кромка у ткани», «декатировка ткани», а так же понятий, необходимых при ручных и машинных работах. Тепловая обработка. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практика: «экскурсия» в мир лоскутика. Составления картотеки из личного запаса лоскутиков.
Способы определения результативности: оформление картотеки лоскутиков по качеству тканей
Тема 4. Цветоведение и композиция
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). «Откуда взялся цвет». Цвет радости и печали, тепла и холода. Цветовая композиция. Рекомендации в выборе лоскутиков по цветовой композиции.
Практика: Д/игра «подбери ткани в гармонии цветов». Дискуссия «какой цвет лишний».
Способы определения результативности: характеристика цветовой гармонии лоскутиков, отобранных для шитья прихваток.
Тема 5. Ручные и машинные швы
Теория: (лекция - беседа, диалог). Правила для ручных и машинных швов. Технология выполнения основных ручных швов, таких как: «шов перед иголкой», «крестообразный шов», «петельный шов» , «тамбурный шов», «обметочный шов» и др., а также машины – «стачной шов», «надстрочной шов».
Практика: Практические работы по выполнению швов, изготовление игольницы, изготовление футляра для ножниц
Способы определения результативности: конкурс: «умная иголочка», демонстрация изделий, обсуждение
Тема 6. Лоскутная техника. Основные правила лоскутного шитья
Теория: (лекция - беседа, диалог). 5 «золотых» правил лоскутного шитья.
Законы орнаментальной композиции. Лоскутная грамота. Традиционные узоры, техника «квадрат», «треугольник», «полоска». Название узора: «шахматка», схема орнамента.
Практика: составление схемы для изделия, шаблоны по схеме. Игра с лоскутиком.
Способы определения результативности: опрос, демонстрация собственных эскизов.
Тема 7. Аппликация из ткани
Теория: (лекция - беседа, диалог). Технология выполнения аппликации
Виды аппликаций: плоские аппликации, объемные аппликации, рельефные аппликации.
Практика: Вырезание рисунков из тканей.
Соединение аппликаций с основной тканью с помощью тепловой обработки.
Изготовление прихватки с плоской аппликацией
Способы определения результативности: опрос, демонстрация собственных
эскизов.
Тема 8. Изготовление и оформление изделий
Теория: ( беседа, диалог). Подбор тканей к изделиям.
Практика: Изготовление изделия «Подушка – собачка» из квадратиков.
-подготовка материала, изготовление выкройки, раскрой деталей
- заготовка цв. кусочков тканей для оформления аппликации
- оформление аппликации на верхней детали
- смётывание деталей, соединение машинным швом
- эстетическое оформление изделия.
Изготовление прихватки - рукавички
- подготовка материала, изготовление выкройки, раскрой деталей
- заготовка цв. кусочков тканей для оформления аппликации
- оформление аппликации на верхней детали
- смётывание деталей, соединение машинным швом
- эстетическое оформление изделия.
Изготовление комплекта «Грелка и подставка» под чайник
- выбор ткани, изготовление выкройки
- раскрой из ткани основных деталей, утепляющей прокладки
- оформление аппликации на салфетке
- оформление аппликации на грелки
- соединение деталей машинным швом
- окантовка тесьмой салфетки и грелки - эстетическое оформление
Изготовление панно «Цветы в вазе» (объемная аппликация)
- подбор материала
- изготовление вазы (аппликацией)
- изготовление цветов 9хризантем и роз)
- изготовление листьев и стебельков"
- эстетическое оформление
Способы определения результативности: анализ изделий предоставленных для наглядности педагогом, характеристика готовых изделий.
Тема 9 Участие в выставках, конкурсах, фестивалей
Теория: (лекция - беседа, диалог). Ознакомление с положениями конкурсов и фестивалей, культура оформления выставки и участия в ней.
Практика: оформление выставочных коллективных работ, выставок внутри учреждения и для родителей в объединении.
Способы определения результативности: оценка жюри, родителей.
Тема 10. Итоговое занятие
Аттестация в форме выставки для родителей «Наши первые шаги».
Способы определения результативности: оценка своей работы и работы
товарища.
Учебно - тематический план
2-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятия развитие лоскутного шитья; техника безопасности труда и правила пожарной без-сти | 4 | - | 4 |
2 | Технические средства: | 10 | ||
работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д. | 2 | 4 | ||
машиноведение | - | 4 | ||
3 | Основы материаловедения Технология ткани: наименование, содержание волокон, качество, применение | 2 | 4 | 6 |
4 | Цветоведение и композиция: | 6 | ||
«откуда взялся цвет» | 2 | 2 | - | |
цветовой круг | - | 2 | ||
5 | Ручные и машинные швы: | 12 | ||
углубленное изучение ручных швов, стежка | 2 | 4 | - | |
изучение многооперационных машинных швов (применение) | 2 | 4 | ||
6 | Аппликация из ткани: | 40 | ||
Технология выполнения аппликации | 2 | 6 | 8 | |
Выполнение изделий с применением аппликации | 2 | 30 | 32 | |
7 | Лоскутное шитье: | 40 | ||
Основы лоскутного шитья | 2 | 8 | - | |
Лоскутик к лоскутику | 2 | 8 | - | |
Лоскутная геометрия | 2 | 18 | - | |
8 | Техника лоскутного шитья «Инкрустация» | 86 | ||
Технология выполнения изделий в технике «инкрустация» | 2 | 4 | 6 | |
Изготовление изделий в технике «инкрустация» - панно «Грибы»; - панно «Сердечко; - панно «Тюльпана» - натюрморт «Овощи» - панно «Лебеди» | 2 2 2 2 2 | 4 18 18 16 14 | 80 | |
9 | Участие в выставках, конкурсах, фестивалей | - | 10 | |
10 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Всего часов | 40 | 174 | 216 |
Содержание изучаемого курса
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: (лекция, беседа). История народного декоративно-прикладного искусства. Развитие лоскутного шитья. «Квилтинг и пэчворк – художественное лоскутное шитье». Организация рабочего места мастера. Инструктаж по технике безопасности труда и правил пожарной безопасности. Техника безопасности по содержанию оборудования.
Тема 2. Технические средства
Теория: (лекция - беседа, диалог). Советы. Швейная машина, утюг. Инструктаж по технике безопасности. Машиноведение. Работа с иглой,
ножницами, шаблонами, утюгом.
Практика: выполнение машинных швов, предложенных педагогом заданий в изделии.
Способы определения результативности: анализ проделанных работ и полученных знаний.
Тема 3. Основы материаловедения
Теория: (лекция - беседа, диалог). Советы. Технология ткани
Характеристика и выбор ткани. Качество и структура ткани. Декатировка ткани. Определение долевой у лоскутика ткани, не имеющей кромки. Свойства ткани, показатели качества тканей.
Структура материалов. Швейные нитки. Тепловая обработка ткани. Техника безопасности при работе с электрическим утюгом. Экономное расходование
материала .
Практика: Работа с лоскутами. Вырезание квадратиков из разных материалов.
Способы определения результативности: анализ структуры ткани, качество вырезание квадратов из ткани
Тема 4. Цветоведение и композиция
Теория: (беседа, диалог, рассказ). Закономерности цветовых сочетаний. Влияние света на восприятия цветов. Деление цветов на 2 группы Цвета спектра, цветовой круг, основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, локальный цвет, цветовой контраст. Нейтральная группа цветов.
Понятие «композиция». Лоскутная мозаика. Цвет и фактура.
Практика: прогулка «Краски природы», игра в цвета «Что мне подходит. Как
подобрать подходящий цвет».
Способы определения результативности: анализ цветовой композиции в изделиях лоскутного шитья у детей. Обсуждение моделей
Тема 5. Ручные и машинные швы
Теория: (лекция-беседа). Правила лоскутного шитья. Углубленное
изучение ручных швов, их применение при шитье изделий в технике
лоскутной мозаики. Значение нитки и иголки в работе.
Подготовка машины к шитью (установка иглы, намотка нитей, шитьё прямой строчкой). Виды выполненных операций.
Изучение многооперационных машинных швов, таких как: «накладной шов», «расстрочной шов», «двойной (выворотный) шов», «запошивочный (бельевой) шов» и др. Уход за швейной машиной
Техника безопасности при шитье.
Практика: Сшивание квадратов для панно «Мозаика»
Способы определения результативности: анализ выполненных швов на панно, контроль качества.
Тема 6. Аппликация из ткани
Теория: (беседа, диалог). Продолжить совершенствовать технологию
изготовления тканевой аппликации.
Практика: Вырезание рисунков из тканей.
Соединение аппликаций с основной тканью с помощью тепловой обработки.
Изготовление панно «Лесной пейзаж» с плоской аппликацией.
Выполнение панно «Осеннее дерево» с применением плоской аппликации.
Выполнение панно «Лебеди на озере» с применением объемной аппликации
Способы определения результативности: опрос, демонстрация изготовленных изделий, обсуждение.
Тема 7. Лоскутное шитье
Теория: (лекция - беседа, диалог). Основы лоскутного шитья.
Лоскутная грамота. Техника лоскутной мозаики - это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Техника «квадрат», «треугольник», «полоска».
Разнообразие материалов для лоскутного мастерства. Лоскуты из сундука
Поэтапные работы над лоскутным изделием. Значение отделочных материалов в лоскутном творчестве. Рулик, кант, бейка.
Дополнительные отделочные материалы. Оборки и рюши, их назначение.
Презентация изделий в технике лоскутной мозаики.
Практика: составление схемы для изделия, шаблоны по схеме, практические
работы по выполнению отделки срезов . Способы пришивания оборок. Технология изготовления цветов, листьев, рюш Технология изготовления рюши «Змейка»
Лоскутик к лоскутику. Круглая подушка» (с оборками)
- технология круговой сборки уголков;
- технология изготовления основы подушки;
- технология изготовления оборки;
- соединение деталей, набивка
- эстетическое оформление изделия.
Изготовление домашних тапочек
-подбор материала, раскрой деталей тапочек по лекало;
- соединение деталей ручным швом;
- соединение верха и подошвы;
- окантовка тапочек бейкой;
- окантовка декоративным швом.
Лоскутная геометрия.
Изготовление изделия "Новогодний сапожок"
- подбор материала, изготовление выкройки;
- лоскутный дизайн;
- сборка по сюжету, сметывание деталей;
- сшивание машинным швом деталей;
- эстетическое оформление
Способы определения результативности: Демонстрация изготовленных изделий. Обсуждение
Тема 8. Техника лоскутного шитья «Инкрустация»
Теория: (лекция - беседа, диалог). Из истории пэчворка без иглы (инкрустации тканью по пенопласту. Технология выполнения изделий
в технике «инкрустация» Инструменты и материал .
Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами
Основные этапы изготовления картины на пенопласте (технологическая карта
по выполнению изделия)
Практика: работы по технологической карте, оформление работы в рамку
Изготовление изделий в технике «инкрустация»:
- панно «Грибы»;
- панно «Сердечко;
- панно «Тюльпана»
- натюрморт «Овощи»
- панно «Лебеди»
Способы определения результативности: анализ готовых своих работ и работы товарища, контроль качества, отбор на муниципальный конкурс
Тема 8. Участие в выставках, конкурсах, фестивалей
Теория: (лекция - беседа, диалог). Ознакомление с положениями конкурсов и фестивалей, культура оформления выставки и участия в ней.
Практика: оформление выставочных коллективных и персональных конкурсных работ, выставок внутри учреждения и для родителей в объединении.
Способы определения результативности: оценка жюри, родителей.
Тема 9. Итоговое занятие
Практика: Аттестация в форме тестирования и выставки творческих работ «Наши достижения», дискуссия с приглашением родителей
Способы определения результативности: оценка педагога и родителей
Учебно - тематический план
3-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятия: Лоскутное шитьё как вид декоративно - прикладного искусства; техника безопасности труда и правила пожарной безопасности | 4 | - | 4 |
2 | Технические средства: | 2 | 2 | 4 |
работа с иглой, ножницами, шаблонами, эл. утюгом, эл. машиной и т.д. | ||||
3 | Технология ткани: наименование, содержание волокон, основные характеристики, свойства, качество, советы применения | 2 | 4 | 6 |
4 | Ручные и машинные швы: стежка (виды стежки) | 2 | 4 | 6 |
5 | Маркетинговая деятельность в домашней экономике: | 2 | 8 | 10 |
проект лоскутного изделия | ||||
6 | Лоскутная техника: правила лоскутного шитья, аппликации: виды, материалы, основные элементы, техника создания аппликаций: выкройки; виды швов, используемых в аппликации, стежка, техника шитья без иглы: инкрустация | 2 | 2 | 100 4 |
Создание творческих работ с применением различных техник лоскутного шитья: | ||||
«Подушка с цветами»; | 2 | 12 | 14 | |
Настенное панно «Цветочная фантазия» | 2 | 12 | 14 | |
«Настенные часы» | 2 | 10 | 12 | |
Панно «Букет роз» | 2 | 12 | 14 | |
Панно « Два друга» | 2 | 10 | 12 | |
Панно «Незнакомка» | 2 | 10 | 12 | |
Подарок маме (индивидуальная работа) | 2 | 16 | 18 | |
7 | Технология работы над лоскутным проектным изделием. Изготовление индивидуальных работ для участия в конкурсах и для защиты проекта | 2 | 72 | 74 |
8 | Участие в выставках, конкурсах, фестивалей | 10 | - | 10 |
9 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Всего часов | 40 | 176 | 216 |
Содержание программы
3 год обучения
Тема 1. Вводные занятия
Теория: (лекция, беседа, рассказ, презентация). Обобщение пройденного ранее материала. Лоскутное шитьё как вид декоративно – прикладного искусства.
Взаимосвязь традиционного лоскутного шитья, ткачества, вышивки и т.д.
Инструктаж по технике безопасности труда, правила пожарной безопасности.
Тема 2. Технические средства
Теория: Машиноведение: уход за швейной машиной, исправление не сложных операций в ремонте швейной машины. Правила безопасности при работе
с электрическим утюгом, а также при работе на швейной машине.
Практика: устранение неполадок в работе швейной машины; работа с утюгом, влажно – тепловая обработка ткани.
Способы определения результативности: работа на швейной машине, анализ влажно-тепловой обработки ткани.
Тема 3. Технология ткани
Теории: (лекция - беседа, диалог). Ткань как материал для творчества. Приемы получения разнообразных фактур, как характер поверхности художественного произведения следует отличать от фактуры ткани, обусловленной строением ее
поверхности. Рекомендаций при работе с тканью.
Практика: подбор лоскутиков для получения интересной фактуры поверхности художественного произведения.
Способы определения результативности: анализ составленной фактуры поверхности.
Тема 4. Ручные и машинные швы, стежка
Теория: (лекция беседа, диалог). Виды ручных и машинных швов.
Их применение при шитье изделий. Значение нитки и иголки в работе ручных и машинных швов. Совет для выполнения «потайного шва»: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, нужно отвернуть на лицевую сторону подгиб, сложив его
лицевую с лицевой изделия.
Практика: выполнение потайного шва на образец, а также шитье изделий с использованием ручных и машинных швов
Способы определения результативности: анализ швов в изделии.
Тема 5. Маркетинговая деятельность в домашней экономике
Теория: (лекция, беседа, диалог). Понятие «маркетинг». Маркетинговый проект лоскутного изделия:
- цели и задачи проекта;
- разделы программ необходимые при выполнении проекта;
- организация выполнения проекта;
- основные проблемы при выполнении проекта;
- реклама лоскутного изделия.
Практика: создание индивидуального проекта лоскутного изделия
(на творчество ребенка).
Способы определения результативности: анализ выполненной работы,
демонстрация проектов.
Тема 6. Лоскутная техника
Теория: (беседа, диалог, лекция, рассказ). Повторение основных правил
лоскутного шитья. Понятие «аппликация». Симметричная и ассиметричная
аппликация. Виды аппликаций: простая, клеевая, машинная, многослойная,
полуобъемная.
Изучение техники создания аппликаций (выкройки; виды швов, используемых в аппликации; стежка).
Технология выполнения техники шитья без иглы: инкрустация. Использование технологической карты
Практика: Создание творческих работ с применением различных техник
лоскутного шитья:
- Подушка с цветами
- Настенное панно «Цветочная фантазия»
- «Настенные часы»
- Панно «Букет роз»
- Панно « Два друга
- Панно «Незнакомка»
- Подарок маме (индивидуальная работа)
Способы определения результативности: анализ творческих работ
Тема 7. Технология работы над лоскутным проектным изделием
Теория: (лекция беседа, диалог). Шитьё в различной лоскутной технике
Лоскуты и фантазия. Оригинальность в составлении и шитье изделия.
Соблюдения ранее полученных знаний в работе с лоскутом.
Составления выкройки и крой.
Практика: Изготовление индивидуальных работ для участия в районных конкурсах «Творчества: традиции и современность» и для защиты проекта.
Создание индивидуальных проектных работ к конкурсу «Композиция» по русским народным сказкам:
- панно по сказке «Колобок»
- панно по сказке « Аленушка и братец Иванушка»
- панно по сказке «Три девицы»
-
Способы определения результативности: анализ полученного изделия, защита проектов, выставка работ на муниципальном уровне. Оценка жюри
Тема 8. Участие в выставках, конкурсах, фестивалей
Теория: (лекция - беседа, диалог). Ознакомление с положениями конкурсов и фестивалей, культура оформления выставки и участия в ней.
Практика: оформление выставочных коллективных и персональных
конкурсных работ, участие в выставках и фестивале «Творчество: традиции и современность»
Способы определения результативности: оценка жюри
Тема 9. Итоговое занятие
Практика: Аттестация в форме тестирования и защите проектной работы
Способы определения результативности: оценка педагога
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1. Список литературы для педагога
1 Андронова Л.А. «Лоскутная мозаика» - М.: Школа – Пресс, 1993
2. Максимова М. "Лоскутики" М.Просвещение, 1988
3. Максимова М. Кузьмина М. "Лоскутные подушки и одеяла"
Москва ЭКСМО. 2004
4. Молотова Л.Н. «Русский народный костюм». –
Л. Художник РСФСР, 1984
5. МакКормик Г.М. «Лоскутное шитье». М.: Ниала ХХ1век, 2001
6. Озёрова О. "Школа шитья" Москва ЭКСМО. 2004
7. Преснякова Т.Н. «Творческая мастерская»
Издательства "Учительская литература", 2005
9. Преснякова Т.Н.«Уроки мастерства»
Издательство "Учительская литература", 2005
10 Скребцова Т.О.»Объемные картины из кожи», Феникс, 2006
11.Хаунс С. "Как научиться шить" Москва 1999
12 Хелен Мур «Креативный пэчворк», Феникс, 2005.
13.Чернов А.Г. «Искусство вышивки лентами», Феникс, 2006.
2. Список литературы, рекомендованный детям.
- Грачева Т. «Мастерицам», - М.: Малыш, 1987
- Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу сама». – СПб, Мастерица, 1995.
- Кузнецова Л. «Делу время, потехе час». – М.: Детская литература, 1986.
- Артемьев Ю. «Солнышко» - М.: Русский хронограф, 3003.
5. Румянцева Е. «Украшения для девочек», Москва, Айрис пресс, 2005
6. Захарова И. «Моя Родина». – М.6 Детская литература, 1980.
3. Список литературы, рекомендованный родителям.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» - СПб.: 1999.
2. Попова О.С. «Народные художественные промыслы», -
М.: легкая промышленность, 1984
Методическое обеспечение образовательной программы первого года обучения
№ | Раздел и тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. История лоскутного творчества Техника безопасности труда и правила пожарной безопасности | Беседа Комбинированные занятия Экскурсия в историю
| Словесный: беседа об истории лоскутного творчества введение инструктажа по технике безопасности. Наглядный: изделия, выполненные в технике пэчворка. Инновационный – презентация | Инструкции о правилах техники безопасности. Тест: почему я хочу заниматься в кружке «Лоскутная фантазия». | Материалы, инструменты Ноутбук Опросники | Опросы в конце занятия |
2 | Технические средства: Инструменты и приспособления для лоскутного шитья Машиноведение | Комбинированные занятия. объяснение, урок загадок, игра –сказка. | Словесный, демонстрационные материалы, практические работы с инструментами и оборудованием Работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д. | Наглядные пособия, шаблоны Инструкции Загадки | Инструменты и приспособления для швейных работ,швейная машина, | Опросы. |
3 | Основы материаловедения Характеристика материалов Технология ткани: наименование, содержание волокон, качество, прим-ние Тепловая обработка | Комбинированные занятия - рассказ, объяснение. | Словесный, стенды, наглядный. практический Объяснительно –иллюстративный: образцы работ в технике пэчворк, схем, иллюстраций Инструктаж по технике безопасности при работе с утюгом | Наглядные пособия, материал | эл. утюг | Наблюдение, опрос. |
4 | Цветоведение и композиция: «Откуда взялся цвет» Цветовой круг. Игра в цвета | Рассказ, объяснение. Занятие- игра, | Словесный, стенды, практический- подбор лоскутов ткани соответственно цветовому решению. | Цветовой круг Ткань | Ноутбук | Викторина, наблюдение, опрос. |
5 | Ручные и машинные швы: Изучение ручных швов, стежка Изучение основных машинных швов (применение) | Объяснение, Занятие-практика | Словесный, практический, наглядный. | Стенд с технологией выполнения швов | Швейная машина, иглы, нитки, ткань | Наблюдение, опрос, самоконтроль. |
6 | Лоскутная техника: Основы лоскутного шитья Лоскутная грамота Традиционные узоры | Объяснение, беседа, диалог, игра | Словесный, практический, наглядный. | Шаблоны, схемы | Швейная машина, ножницы, иглы, нитки, ткань | опрос, демонстрация собственных эскизов. |
7 | Аппликация из ткани: Технология выполнения аппликации Виды аппликаций | Объяснение, беседа, диалог, игра | Словесный, практический, наглядный. Изготовление прихватки с плоской аппликацией | Шаблоны, выкройки | Швейная машина, иглы, ткань | опрос, демонстрация собственных эскизов. |
8 | Изготовление изделий в лоскутной технике: «Прихватка – рукавичка» | Беседа Комбинированные занятия Практические занятия
| Словесный: беседа о назначении прихватки-руковички. Наглядный: работа по образцу. Объяснительно – иллюстративный: восприятие детьми схемы, готовой работы, сопроводительного объяснения технологии и конечного результата. Практический: изготовление прихватки-руковички. | Образцы изделия Шаблоны Схемы | Швейная машина Утюг Ножницы, иглы, булавки. Линейка Карандаш | Качество работы Оценка педагога |
«Подушка – собачка» из квадратиков. | Беседа Комбинированные занятия Практические занятия
| Словесный: беседа о способах декора интерьера.. Наглядный: работа по образцу. Объяснительно – иллюстративный: восприятие детьми схемы, готовой работы, сопроводительного объяснения технологии и конечного результата. Практический: изготовление «Подушка – собачка» из квадратиков | Образцы изделия Шаблоны Схемы | Швейная машина Утюг Ножницы, иглы, булавки. Линейка Карандаш | Качество работы Оценка педагога | |
«Грелка и подставка» под чайник | Беседа Комбинированные занятия Практические занятия | Словесный: беседа о способах декора интерьера кухни, о назнач-и предмета. Наглядный: работа по образцу. Объяснительно – иллюстративный: восприятие детьми схемы, сопроводительного объяс-я технологии и конечного результата. Практический: изготовление «Грелка и подставка» под чайник | Образцы изделия Шаблоны | Швейная машина Утюг Ножницы, иглы, булавки. Линейка Карандаш | Качество работы Оценка педагога | |
«Цветы в вазе» (объемная аппликация) | Беседа Комбинированные занятия Практические занятия
| Словесный: беседа об объемной аппликации, способах ее выполнения, анализ образца. Наглядный: демонстрация различных видов аппликаций, способы ее выполнения. Объяснительно – иллюстративный: восприятие учащимися способа выполнения аппликаций из ткани, технология выполнения цветов Практический: Коллективная работа. | Аппликации Иллюстрации Схемы | Швейная машина Утюг Инструменты и приспособления для швейных работ Ноутбук | Самоанализ Качество работы | |
9 | Участие в выставках, конкурсах, фестивалей | беседа, диалог | Словесный: Ознакомление с положениями конкурсов и фестивалей, культура оформления выставки и участия в ней. Практический: оформление выставочных коллективных работ, выставок внутри учреждения и для родителей в объединении. | оценка жюри | ||
10 | Итоговое занятие | Выставка работ | Коллективный:тв. совместная деятельность. Коллективный анализ работ. | Стенды | Оценка родителей и педагога |
Методическое обеспечение образовательной программы второго года обучения
№ | Раздел и тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Развитие лоскутного шитья; техника безопасности труда и правила пожарной без-сти | Беседа Экскурсия в историю
| Словесный: История народного декоративно-прикладного искусства. Развитие лоскутного шитья. «Квилтинг и пэчворк – художественное лоскутное шитье». Введение инструктажа по технике безопасности. Техника безопасности по содержанию оборудования. Наглядный: изделия, выполненные в технике пэчворка. Инновационный – презентация | Инструкции о правилах техники безопасности. | Ноутбук | Опросы в конце занятия |
2 | Технические средства: Инструменты и приспособления для лоскутного шитья, работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д. машиноведение Машиноведение | Комбинированные занятия. объяснение | Словесный, демонстрационные материалы, практические работы с инструментами и оборудованием Работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д. Практический: выполнение машинных швов, предложенных педагогом заданий в изделии. | Наглядные пособия, шаблоны Инструкции | Инструменты и приспособления для швейных работ,швейная машина, | анализ проделанных работ и полученных знаний. Опросы. Контроль качества |
3 | Основы материаловедения Характеристика материалов Технология ткани: наименование, содержание волокон, качество, прим-ние Тепловая обработка | Комбинированные занятия - рассказ, объяснение. Занятие-практика | Словесный, стенды, наглядный. практический Объяснительно –иллюстративный: образцы работ в технике пэчворк, схем, иллюстраций Инструктаж по технике безопасности при работе с утюгом Практический: Работа с лоскутами. Вырезание квадратиков из разных материалов, работа с утюгом | Наглядные пособия, материал | эл. Утюг | Наблюдение, опрос. |
4 | Цветоведение и композиция: «Откуда взялся цвет» Цветовой круг. Игра в цвета | Рассказ, объяснение. Занятие- игра, | Словесный, стенды, практический- подбор лоскутов ткани соответственно цветовому решению. | Цветовой круг Ткань | Ноутбук | Анализ структуры ткани, качество вырезание квадратов из ткани |
5 | Ручные и машинные швы: углубленное изучение ручных швов, стежка, изучение многооперационных машинных швов (применение) | Объяснение, Занятие-практика | Словесный: Углубленное изучение ручных и машинных швов, их применение при шитье изделий в технике лоскутной мозаики. Значение нитки и иголки в работе. Подготовка машины к шитью Виды выполненных операций. Изучение многооперационных машинных швов Уход за швейной машиной Техника безопасности при шитье. Практика: Сшивание квадратов для панно «Мозаика» Составление панно. | Стенд с технологией выполнения швов Шаблоны Образцы отделочных материалах | Швейная машина, иглы, нитки, ткань | Анализ выполненных швов на панно, контроль качества. Наблюдение, опрос |
6 | Аппликация из ткани: Технология выполнения аппликации. Выполнение изделий с применением аппликации | Объяснение, беседа, диалог, | Словесный: продолжить совершенствовать технологию изготовления тканевой аппликации. Практика: Вырезание рисунков из тканей. Соединение аппликаций с основной тканью с помощью тепловой обработки. Изготовление панно «Лесной пейзаж» с плоской аппликацией. Выполнение панно «Осеннее дерево» с применением плоской аппликации. Выполнение панно «Лебеди на озере» с применением объемной аппликации | Шаблоны, схемы | Швейная машина, ножницы, иглы, нитки, ткань | Демонстрация изготовленных изделий. Обсуждение |
7 | Лоскутное шитье: Основы лоскутного шитья Лоскутная грамота Лоскутная геометрия ________________________________
Изготовление изделий: * Круглая подушка» (с оборками) * Домашние тапочки * "Новогодний сапожок" | Объяснение, беседа, диалог, презентация практические занятия | Словесный: Лоскутная грамота. Техника «квадрат», «треугольник», «полоска». Разнообразие материалов для лоскутного мастерства. Лоскуты из сундука Поэтапные работы над лоскутным изделием. Значение отделочных материалов в лоскутном творчестве. Рулик, кант, бейка. Дополнительные отделочные материалы. Оборки и рюши, их назначение. Наглядный: презентация изделий в технике лоскутной мозаики. Практический: составление схемы для изделия, шаблоны по схеме, практические работы по выполнению отделки срезов . Технология изготовления цветов, листьев, рюш Технология изготовления рюши «Змейка» _____________________________
Словесный: рассказ о разнообразии пэчворка, беседа о выборе тканей и способах отделки. Репродуктивный: работа на основе полученных и усвоенных знаний и умений без помощи педагога. Практический: индивидуальная работа по изготовлению изделия. Творческий: эстетическое оформление изделия. | Шаблоны, Выкройки Образцы изделий Лекала _____________ Шаблоны, Выкройки Образцы изделий Лекала | Ноутбук Швейная машина, иглы, Ткань ____________ Швейная машина, иглы, ткань | Качество работы Оценка педагога ______________ Демонстрация изготовленных изделий. Обсуждение |
8 | Техника лоскутного шитья «Инкрустация» Технология выполнения изделий в технике «инкрустация» Инструменты и оборудование
| Объяснение, беседа, диалог, презентация | Словесный: Из истории пэчворка без иглы (инкрустации тканью по пенопласту. Технология выполнения изделий в технике «инкрустация» Инструменты и материал . Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Основные этапы изготовления картины на пенопласте (технологическая карта по выполнению изделия) Презентация выполнения изделий и готовых работ Практический: работы по технологической карте, оформление работы в рамку | Шаблоны, Образцы изделий | Ноутбук Пенопласт Ножницы, шило, резцы, ткань | Наблюдение, опрос. |
Изготовление изделий в технике «инкрустация»: панно «Грибы»; | Практическое занятие | Словесный: беседа о выборе тканей и способах отделки. Репродуктивный: работа на основе полученных и усвоенных знаний и умений с помощью педагога Практический: индивидуальная работа по изготовлению панно. Изготовление рамки | Образцы изделия Схемы | Ножницы Шило, канц. нож Ткань Картон Пенопласт | Оценивание работ детьми, педагогом | |
. панно «Сердечко; | Беседа Комбинированные занятия Практические занятия
| Словесный: рассказ о разнообразии пэчворка, беседа о выборе тканей и способах отделки. Репродуктивный: работа на основе полученных и усвоенных знаний и умений без помощи педагога. Практический: индивидуальная работа по изготовлению панно, рамки Творческий: украшение панно поетками и бисером. | Образцы изделия Схемы | Ножницы Шило, канц. нож Ткань Картон Пенопласт | Качество работы Оценка педагога | |
Панно «Тюльпаны» | Беседа Комбинированные занятия Практические занятия | Словесный: беседа о выборе тканей и способах отделки. Репродуктивный: работа по технологической карте на основе полученных и усвоенных знаний и умений без помощи педагога Практический: индивидуальная работа по изготовлению панно, рамки. Творческий: отделка тесьмой. | Образцы изделия Схемы | Ножницы Шило, канц. нож Ткань Картон Пенопласт | Качество работы Оценка педагога | |
Панно-натюрморт «Овощи | Беседа Комбинированные занятия Практические занятия
| Словесный:, беседа о выборе тканей и способах отделки. Репродуктивный: работа по технологической карте на основе полученных и усвоенных знаний и умений без помощи педагога. Практический: индивидуальная работа по изготовлению панно. Творческий: изготовление инд. рамки. | Образцы изделия Схемы | Ножницы Шило, канц. нож Ткань Картон Пенопласт | Качество работы Оценка педагога | |
Панно «Лебеди» | Беседа Комбинированные занятия Практические занятия | Словесный:, беседа о выборе тканей и способах отделки. Репродуктивный: работа по технологической карте на основе полученных и усвоенных знаний и умений без помощи педагога. Практический: индивидуальная работа по изготовлению панно, изготовление рамки. | Образцы изделия Схемы | Ножницы Шило, канц. нож Ткань Картон Пенопласт | Качество работы Оценка педагога | |
9 | Участие в выставках, конкурсах, фестивалей | беседа, диалог | Словесный: Ознакомление с положениями конкурсов и фестивалей, культура оформления выставки и участия в ней. Практический: оформление выставочных коллективных работ, выставок внутри учреждения и для родителей в объединении. | анализ готовых своих работ и работы товарища, контроль качества, отбор на муниципальный конкурс | ||
10 | Итоговое занятие | Выставка работ | Коллективный: тв. совместная деятельность. Коллект. анализ работ. | Стенды | Оценка родителей и педагога |
Методическое обеспечение образовательной программы 3 года обучения
№ | Раздел и тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Лоскутное шитьё как вид декоративно - прикладного искусства; техника безопасности труда и правила пожарной безопасности | беседа, рассказ, презентация | Словесный: Обобщение пройденного ранее материала. Лоскутное шитьё как вид декоративно – прикладного искусства. Взаимосвязь традиционного лоскутного шитья, ткачества, вышивки и т.д. Инструктаж по технике безопасности труда, правила пожарной безопасности Наглядный: изделия, выполненные в различных техниках лоскутного шитья. Инновационный – презентация | Инструкции о правилах техники безопасности. | Ноутбук | Опросы в конце занятия |
2 | Технические средства: Инструменты и приспособления для лоскутного шитья, работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д. машиноведение Машиноведение | Комбинированные занятия. объяснение | Словесный, демонстрационные материалы, практические работы с инструментами и оборудованием Работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д. Практический: выполнение машинных швов, предложенных педагогом заданий в изделии. | Наглядные пособия, шаблоны Инструкции | Инструменты и приспособления для швейных работ,швейная машина, утюг | Анализ проделанных работ и полученных знаний. Опросы. Контроль качества |
3 | Основы материаловедения Характеристика материалов Технология ткани: наименование, содержание волокон, качество, прим-ние Тепловая обработка | Комбинированные занятия - рассказ, объяснение. Занятие-практика | Словесный: ткань как материал для творчества. Приемы получения разнообразных фактур Рекомендаций при работе с тканью. Практический: подбор лоскутиков для получения интересной фактуры поверхности художественного произведения. | Наглядные пособия, материал | эл. Утюг | Анализ составленной фактуры поверхности.. |
4 | Ручные и машинные швы: стежка (виды стежки) | Объяснение, Занятие-практика | Словесный: Углубленное изучение ручных и машинных швов, их применение при шитье изделий в технике лоскутной мозаики. Виды ручных и машинных швов. Их применение при шитье изделий. Значение нитки и иголки в работе ручных и машинных швов. Практический: выполнение потайного шва на образец, а также шитье с использованием ручных и машинных швов | Стенд с технологией выполнения швов Шаблоны Образцы швов | Швейная машина, иглы, нитки, ткань | Анализ швов в изделии. |
5 | Маркетинговая деятельность в домашней экономике | беседа, диалог, презентация | Словесный: понятие «маркетинг». Маркетинговый проект лоскутного изделия: основные этапы его выполнения. Оформления проекта Практический: создание индивидуального проекта лоскутного изделия (на творчество ребенка). | Схема выполнения проекта | Анализ выполненной работы, демонстрация проектов. | |
6 | Лоскутная техника: правила лоскутного шитья, аппликации: виды, материалы, основные элементы, техника создания аппликаций: выкройки; виды швов, используемых в аппликации, стежка, техника шитья без иглы: инкрустация Создание творческих работ с применением различных техник лоскутного шитья: *Подушка с цветами; * Панно «Цветочная фантазия»; * «Настенные часы»; * Панно «Букет роз»; *Панно « Два друга»; *Панно «Незнакомка»; *Подарок маме (по выбору) | Объяснение, беседа, диалог, презентация практические занятия | Словесный: Повторение основных правил лоскутного шитья. Понятие «аппликация». Симметричная и ассиметричная аппликация. Виды аппликаций: простая, клеевая, машинная, многослойная, полуобъемная. Изучение техники создания аппликаций (выкройки; виды швов, используемых в аппликации; стежка). Технология выполнения техники шитья без иглы: инкрустация. Использование технологической карты Словесный: беседа о выборе тканей и способах отделки. Репродуктивный, исследовательский: работа по технологической карте на основе полученных и усвоенных знаний и умений без помощи педагога Практический: индивидуальная работа по изготовлению изделия, рамки. Творческий: эстетическое оформление изделия. | Шаблоны, схемы таблицы | Ноутбук Швейная машина, ножницы, иглы, нитки, ткань | Демонстрация изготовленных изделий. Качество работы Оценка педагога Обсуждение
|
7 | Технология работы над лоскутным проектным изделием | Объяснение, беседа, диалог, презентация практические занятия | Словесный: Этапы проекта. Шитьё в различной лоскутной технике Лоскуты и фантазия. Оригинальность в составлении и шитье изделия. Соблюдения ранее полученных знаний в работе с лоскутом. Составления выкройки и крой. Репродуктивный: работа на основе полученных и усвоенных знаний и умений без помощи педагога Практический, исследовательский: изгот-е инд. работ для участия в конкурсах и в выставке на фестивале дек-прикл. творчества, защиты проекта Творческий: эстет. оформление изделия. | Шаблоны, Выкройки Образцы изделий Лекала
| Ноутбук Швейная машина, иглы, ткань | Оценка педагога Обсуждение Анализ полученного изделия, защита проектов, отбор работ на выставка на муниципальном уровне. |
8 | Участие в выставках, конкурсах, фестивалей | беседа, диалог | Словесный: Озн-е с положениями конкурсов и фестивалей, культура оформ-я выставки и уч-я в ней. Практический: оформ-е выставочных кол. и персональных конкурсн. работ, уч-е в выставках и фест. «Творчество: традиции исовременность» | Оценка жюри | ||
9 | Итоговое занятие | Тестир-е, защита проектной работы | Оценка педагога |
.
Техника безопасности труда и правила пожарной безопасности
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- 1. Находится в помещении с горючими и легковоспламеняющимися материалами и жидкостями
- 2. Играть с огнем
- 3. При обнаружении запаха дыма немедленно сообщить об этом учителю
- 4. При обнаружении посторонних предметов немедленно сообщить дежурному учителю
- 5. Допускать работу прибора в холостую, т.е. перегревать прибор
- 6. Тушить водой материалы, хранящиеся вместе с карбидом кальция и негашеной известью
- 7. Тушить водой металлический натрий, калий, магний
- 8. Пользоваться неисправным электрооборудованием
- 9. Допускать перегрузки в электросети
- 10. Ремонтировать электроприбор предварительно не отключив его от сети
- 11. Брать руками оголенные провода
- 12. Ремонтировать самостоятельно розетки, выключатели
- 13. Тушить водой подключенные к электросети электроприборы
Техника безопасности при работе на швейной машине:
- 1. Перед началом работы на швейной машине волосы необходимо убрать под косынку.
- 2. Сидеть за машиной прямо на всей поверхности стула, слегка наклонить корпус вперёд, нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины.
- 3. Необходимо следить за правильным положением рук, нельзя держать пальцами рук, не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
- 4. Расстояние между работающей машиной должно быть 10-15см
Работа с иглой, ножницами, утюгом и т.
КАК РАБОТАТЬ С ИГЛОЙ:
- 1. Иглы и булавки храни только в игольнице.
- 2. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.
- 3. Не втыкай иглу в одежду.
- 4. Не допускай потери иглы: до работы и после нее проверь количество иголок.
- 5. При шитье пользуйся наперстком.
КАК РАБОТАТЬ С НОЖНИЦАМИ:
- 1. Не держи ножницы концами вверх
- 2. Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия
- 3. Вырезая деталь, поворачивай не ножницы, а бумагу
- 4. Не приближай пальцы левой руки к линии обреза
- 5. Не оставляй ножницы открытыми
- 6. Держи ножницы в футляре
Техника безопасности при работе с электрическим утюгом:
- 1. Перед работой с утюгом следует проверить исправность шнура.
- 2. Утюг включают и выключают сухими руками, держа вилку за корпус, а не за шнур.
- 3. Во время пауз в работе утюг ставят на подставку.
- 4. Во время работы постоянно следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Охрана жизни и здоровья обучающихся
Здоровье сберегающие технологии:
- использовать все возможности удовлетворения потребности в движении;
- удовлетворить потребность в игровой деятельности;
- удовлетворить потребность в общении;
- удовлетворить потребность мечтать, фантазировать, творить, создавать;
- преобразовать желание разрушать, подавлять и властвовать в умении лидировать.
Рекомендаций при работе с тканью.
- Чтобы освежить яркость цветных хлопчатобумажных тканей и шелковых лоскутиков, можно при полоскании добавить уксусную эссенцию (1 ст. ложка на 3 литра воды), а для черных - на тоже количество воды вместо уксуса - 1 ч. ложка соли.
- Лоскуты из рыхлой, тонкой или не совсем новой ткани рекомендуется после стирки слегка подкрахмалить (1 ст. ложка крахмала на 1-2 литр кипяченой воды).
- Сушат лоскуты на веревке, а затем чуть влажные досушивают под утюгом, слегка натягивая по долевой нити.
- Гладить нужно с изнанки, на мягкой подстилки.
- Бархат стирать не рекомендуется, его достаточно прогладить с изнанки на махровом полотенце, сложенном в несколько раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажные фантазии»
Новизна программы заключается в синкретизации разных техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и ...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...
Дополнительная общеобразовательная программа «Страна Фантазий».
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Страна Фантазий» предназначена для детей 11 - 14 лет, имеющих предварительную подготовку по ознакомительной программе...
Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажные фантазии "
Программа "Бумажные фантазии " художественной направленности, предназначена для обучающихся 7-10 лет. Срок реализации 2года. Программа не только учит обучающихся приемам работы с бумагой, ис...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шерстяная фантазия" стартовый уровень 72 часа
Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь п...
Дополнительная общеобразовательная программа «Лоскутная фантазия»
Дополнительная общеобразовательная программа «Лоскутная фантазия» ориентирована на развитие художественных интересов, художественного воображения, художественно-творческих сп...
Организация работы с детьми с ОВЗ по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лоскутное рукоделие» первого года обучения
Дополнительное образование – это сфера вариативного содержания образования, где развивается личность в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами и ...