Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажные фантазии»
рабочая программа по технологии на тему
Новизна программы заключается в синкретизации разных техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и цветового решения в создании и художественной обработке готовых изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа «Бумажные фантазии» | 557.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное казенное учреждение
дополнительного образования детей
Оричевский районный Дом детского творчества
п. Оричи Кировской области
Принята методическим советом УТВЕРЖДАЮ:
Оричевского Дома творчества Директор Оричевского
«12» сентября 2012 г. Дома творчества
Протокол № 1 Т.Ю. Соколова
«12» сентября 2012 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Бумажные фантазии»
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст детей: 7 – 12 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель программы
Ольга Александровна Шихова
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
п. Оричи 2012 г
Пояснительная записка
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажные фантазии» имеет художественно – эстетическую направленность.
К Г. Паустовский писал: «...Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Педагог должен воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – качества, которые находят яркое выражение в творчестве.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях конструирования.
Программа «Бумажные фантазии» основана на работе с бумагой – материалом, обладающим пластическими свойствами знакомые каждому ребенку. Программа предлагает разные техники конструирования из бумаги: оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация.
Новизна программы заключается в синкретизации разных техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и цветового решения в создании и художественной обработке готовых изделий.
Педагогическая целесообразность программы
Ценной особенностью бумаги является возможность с самых первых шагов обучения изготавливать практически полезные, нужные вещи. При работе с бумагой совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Наряду с этим обогащается творческий опыт, формируется воображение. Обучающиеся сосредотачиваются на процессе изготовления поделки для получения желаемого результата, что способствует концентрации внимания.
Занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают у обучающихся такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка. Разнообразие видов и сортов бумаги дает возможность подбирать материал в соответствии с назначением изделий и требованиями, предъявляемыми к ним.
Авторский вклад в программу заключается в синкретизации (смешивании и соединении) техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), в авторских идеях при создании и оформлении изделий из бумаги, в разработке учебно –методического комплекса к программе «Бумажные фантазии».
Социальная значимость программы заключается:
- в возможности самовыражения с использованием доступных средств – бумаги, а так же в многообразии используемых технологий бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация);
- в экономичности и доступности материала;
- в формировании у обучающихся экологической культуры через использование вторичного и бросового материала;
- в отсутствии возрастных ограничений, возможности социальной адаптации детей в условиях разновозрастных групп;
- в возможности использования созданных на занятиях изделий в качестве подарков, сюрпризов для родных, друзей и близких, для декоративного оформления кабинетов, создания уютного интерьера дома;
- в индивидуальности: каждое изделие имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход;
- в социализации: возможности самовыражения личности, формированию коммуникативных навыков, прямому общению обучающихся в объединении.
Цель программы: развитие творческого мышления и потенциала обучающихся посредством овладения различными техниками конструирования из бумаги и художественного оформления изделий.
Задачи обучения:
Образовательные:
- познакомить с техниками конструирования из бумаги: оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
- отрабатывать практические навыки использования инструментов при работе с бумагой;
- формировать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
- способствовать развитию и совершенствованию основных психологических процессов личности обучающихся (внимание, воля, чувства, память, мышление, воображение, фантазия);
- развивать творческие способности при выполнении заданий различного уровня сложности с целью формирования знаний, умений и навыков в системе;
- способствовать формированию личности обучающихся, его познавательным интересам, убежденности, мировоззрения через содержание учебного материала, деятельности детей на занятиях, общение.
Воспитательные:
- формировать интерес к конструкторской деятельности, декоративно- прикладному и изобразительному творчеству;
- воспитывать любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость;
- формировать эстетическую и экологическую культуру обучающихся;
- формировать эмоционально – ценностные отношения к миру, себе, к природе;
- воспитывать потребность обучающихся в самовыражении посредством выбранной деятельности, в самоутверждении через участие в массовых мероприятиях, выставках и конкурсах разного уровня, самореализации в творческих работах.
Отличительные особенности программы
Обучение и воспитание в объединении «Бумажные фантазии» осуществляется в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций заключается в консультативной роли, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все выполненные поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых занятий дети начинают понимать, что понятия «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.
Принципы, лежащие в основе программы «Бумажные фантазии»:
• доступности (простота изготовления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (наличие методологической базы и теоретической основы);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать образовательный процесс: более сильным детям будет интересна сложная работа, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность избавить детей от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа рассчитана для обучающихся 7 - 12 лет.
Принимаются в объединение все желающие по заявлению родителей.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Год обучения | Количество часов в год | Режим занятий |
1 год обучения | 144 часа в год | 2 раза в неделю по 2 часа |
2 год обучения | 216 часов в год | 2 раза в неделю по 3 часа |
3 год обучения | 216 часов в год | 2 раза в неделю по 3 часа |
Формы и режим занятий
Программой предусматривается разнообразие форм деятельности обучающихся на занятиях:
- групповая или фронтальная формы деятельности обучающихся используется при изучении нового материала, при знакомстве с новой техникой;
- индивидуальная форма деятельности используется при создании поделок, при подготовке к выставкам творческих проектов, зачетных занятий.
Формы проведения занятий: учебное занятие; познавательные игры; видеозанятие; защита творческих проектов; экскурсия; творческие выставки.
Основной формой обучения является учебное занятие.
Программой предусмотрены также формы воспитательной работы:
- мероприятие – события, занятия;
- дела – общая работа, важные события для коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе.
Типы учебных занятий:
- изучение нового материала;
- самостоятельная работа;
- обобщающее повторение;
- контрольно-учетное занятие;
- комбинированное.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- творческий.
Приемы обучения:
- словесные – рассказ, беседа;
- наглядные – таблицы, схемы, видеофильмы;
- практические – самостоятельная, практическая работы.
Работа с родителями:
- открытые занятия для родителей;
- мастер – классы для родителей;
- совместное проведение мероприятий;
- помощь детям в использовании поделок.
Ожидаемые результаты
К концу освоения программы обучающиеся должны знать:
- понятия оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, аппликация, фигурное вырезание;
- правила работы в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
- свойства различных видов бумаги;
- материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой и правила работы с ними;
- технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами;
- основные правила цветоведения;
- правила организации и планирования работы.
Должны уметь:
- самостоятельно выполнять изделия в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
- оформлять изделия в соответствии с правилами цветоведения;
- пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
- самостоятельно составлять композиции из бумаги;
- читать и записывать схемы оригинальных поделок;
- изготавливать шаблоны моделей по чертежам;
- самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;
- правильно организовывать и планировать работу.
Способы определения результативности
Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении определяется с помощью следующих диагностик: «Мотивы и интересы посещения объединения», «Диагностика личностного развития обучающихся», «Социально – психологическая адаптация» (Приложение № 49).
Результативность обучения определяется диагностикой «Диагностика результативности обучения по дополнительной общеобразовательной программе» (Приложение № 49), а так же устного опроса, наблюдения, практического задания, просмотра работ, опросов в игровых формах: кроссворды, конкурсы. При оценке знаний и умений учитывается участие в выставках – конкурсах декоративно – прикладного творчества, стабильность посещения занятий и интерес к работе в творческом объединении. Кроме того, оценивается удовлетворенность работой в творческом объединении детей и родителей на основе собеседований и анкеты «Удовлетворенность деятельностью объединения» (Приложение № 49).
Формы подведения итогов реализации программы:
Участие в выставках декоративно-прикладной направленности
(районных, областных, всероссийских и международных);
Организация и проведение тематических выставок в объединении;
Игры - соревнования;
Открытые занятия для родителей;
Презентация творческих проектов;
Просмотр-защита индивидуальных итоговых работ;
Коллективная работа для оформления интерьера ДДТ.
Итоговая аттестация обучающихся по программе «Бумажные фантазии» состоит из двух этапов: теоритического и практического. Теоритический этап проводится по билетам (Приложение № 50). Каждый билет содержит 3 вопроса:
1 вопрос: понятие оригами (папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, аппликация, фигурное вырезание);
2 вопрос: материалы и инструменты, используемые в технике оригами, (папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, аппликация, фигурное вырезание);
3 вопрос: базовые формы в оригами; виды аппликации; этапы при создании работ в технике айрис – фолдинг; виды торцевания; приемы создания изображений в технике пейп – арт; основные формы, используемые в технике квиллинг; технология приготовления массы для папье-маше; приёмы техники художественного вырезания.
Практический этап: представить 2 изделия, сделанные в любых 2 техниках, изучаемых по программе, с поэтапным рассказом их изготовления.
Аттестация проводится по желанию, носит добровольный характер.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство о прохождении обучения по программе «Бумажные фантазии».
Учебно-тематический план 1 года обучения
Задачи 1 года обучения:
- обучить основам бумагопластики в техниках оригами, торцевание, квиллинг, айрис фолдинг, аппликации из бумаги;
- научить рационально использовать бумагу; складывать базовые формы оригами; читать схемы в технике айрис – фолдинг, решать задачи на плоскостное конструирование;
- познакомить с видами бумаги и основами цветоведения;
- способствовать формированию творческого мышления;
- развивать наблюдательность, память, воображение;
- формировать умение давать оценку своей работе;
- воспитывать коммуникабельность, культуру взаимоотношений в коллективе.
№ занятия | Тема | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Материал - бумага | 6 | 2 | 4 |
3 | Цветоведение | 4 | 1 | 3 |
4 | Аппликация из бумаги | 16 | 6 | 10 |
5 | Айрис фолдинг | 16 | 6 | 10 |
6 | Торцевание | 16 | 6 | 10 |
7 | Квиллинг | 34 | 4 | 30 |
8 | Оригами | 34 | 4 | 30 |
9 | Зачетная работа по пройденному материалу за год | 4 | - | 4 |
10 | Массовые мероприятия | 10 | - | 10 |
11 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
ИТОГО | 144 | 31 | 113 |
Содержание 1 года обучения
1.Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями (Приложение № 51). Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой.
Инструменты и приспособления, применяемые при работе с бумагой и клеем (ножницы, линейка, угольник, шаблоны, трафареты, салфетки для снятия лишнего клея). Техника безопасности при работе с инструментами. (Приложение №1). Общее представление о назначении бумаги.
Практика: Диагностика «Мотивы и интересы» (Приложение № 49).
2.Материал – бумага
Теория: История бумаги (Приложение № 3). Технология изготовления бумаги (Приложение № 5). Виды бумаги и ее свойства: пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу (Приложение № 2).
Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.
Практика: Определение видов бумаги. Изготовление бумаги своими руками (Приложение № 4)
3.Цветоведение
Теория: Цветовой круг. Палитры цвета. Значение цвета в композиции (Приложение № 6)
Практика: Создание графической композиции эмоционального состояния человека («Радость», «Нежность», «Беспокойство», «Страх», «Желание»).
4.Аппликация
Теория: История аппликации (Приложение № 7). Знакомство с видами и технологиями аппликаций (плоская, симметричная, модульная) (Приложение № 8). Материал и образ. Простейшие приёмы обработки материалов для создания образа.
Практика: Разрезание бумаги по прямолинейной разметке. Приёмы наклеивания деталей. Задачи на плоскостное конструирование (Приложение № 9). Разметка деталей по шаблону. Разметка прямых линий по линейке и сгибанием. Использование разных способов выкраивания бумаги для создания разных образов. Выполнение творческих работ в виде плоской, симметричной и модульной аппликации. (Приложение № 10).
5.Айрис-фолдинг
Теория: Из истории айрис- фолдинг (Приложение № 11). Основные этапы применения техники айрис – фолдинга (Приложение № 12). Чтение схем (Приложение № 14).
Практика: Создание шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания (Приложение № 15). Изготовление цветка, сердца, кошки в технике айрис – фолдинг (Приложение № 13).
6.Торцевание
Теория: Знакомство с техникой обработки бумаги – торцевание (Приложение № 16). Виды торцевания (Приложение № 17) . Виды торцовочек и их изготовление (Приложение № 18). Размещение деталей по выбранному силуэту. Особенности торцевания на пластилине.
Практика: Изготовление поделок, открыток, сюжетных композиций в технике торцевание: «Утята на пруду», «Валентика», «Цветы в Вазе».
7. Квиллинг
Теория: История возникновения техники квиллинга. (Приложение № 19), Основные правила работы. Разметка. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» (Приложение № 20). Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях. (Приложение № 21).
Практика: Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление поделок в технике квиллинг: цветы, бабочки, кошка, снежинки. (Приложение № 22)
8.Оригами
Теория: Знакомство с оригами. Термины, принятые в оригами. Условные обозначения на схемах. Приемы чтения схем оригами (Приложение № 23). Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Базовые формы «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Катамар», «Рыба», «Бутон», «Птица», «Блинчик» (Приложение № 24). Плоские оригамные изделия.
Практика: Складывание простых форм из бумаги. Чтение схем, демонстрирующих процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями.
Фигурки людей и животных. Звёзды, орнаменты и символы (Приложение № 25)
9. Зачетная работа
Выполнение творческих работ по изученным темам: аппликация из бумаги, айрис – фолдниг, квиллинг, оригами, торцевание. Оформление и проведение выставки декоративно прикладного творчества. Диагностика личностного развития обучающихся, «Удовлетворенность работой объединения», «Диагностика результативности обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе», «Социально – психологическая адаптация детей» (Приложение № 49).
10 Массовые мероприятия
Обучающиеся участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества. День здоровья, новогодний балл, 8 Марта, чаепития, в районных и областных, Всероссийских и международных выставках.
11 Итоговое занятие
Подведение итогов за год (Приложение № 52). Задание на лето. Чаепитие.
Ожидаемый результат 1 года обучения
К концу изучения 1 раздела программы, обучающиеся должны знать:
- особенности работы с бумагой, виды бумаги и её свойства;
- инструменты, правила работы с ними;
- правила работы в техниках айрис – фолдинг, торцевание, квиллинг, оригами;
- палитру цветов.
Должны уметь:
- работать с инструментами и материалами;
- складывать базовые формы в оригами;
- работать в техниках: аппликация, айрис – фолдниг, торцевание, квиллинг, оригами;
- решать задачи на плоскостное конструирование; читать схемы;
- давать оценку своей работе;
- правильно организовывать рабочее место.
Учебно - тематический план 2 года обучения
Задачи 2 года обучения:
- дать понятия папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации;
- обучить технике фигурного вырезания, папье-маше, объемной аппликации;
- углубить и расширить знания по оригами и квиллингу;
-формировать самостоятельность в создании творческих индивидуальных работ в известных техниках работы с бумагой;
- прививать навыки безопасной работы с инструментами для фигурного вырезания и квиллинга;
- формировать умение давать оценку своей работе;
- воспитывать ответственность к работе и поручениям у обучающихся;
- продолжить работу над формированием дружного, сплоченного коллектива.
№ занятия | Тема | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2 | Объемная аппликация | 18 | 6 | 12 |
3 | Фигурное вырезание | 30 | 9 | 21 |
4 | Квиллинг | 30 | 9 | 21 |
5 | Оригами | 69 | 9 | 60 |
6 | Папье-маше | 42 | 9 | 33 |
7 | Зачетная работа по пройденному материалу за год | 9 | - | 9 |
8 | Массовые воспитательные мероприятия | 12 | - | 12 |
9 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 |
ИТОГО | 216 | 45 | 171 |
Содержание 2 года обучения
1.Вводное занятие
Теория: Знакомство с целями и задачами 2-го года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности (Приложение № 1)
Практика: Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива (Приложение № 26, 51). Диагностика «Мотивы и интересы» (Приложение № 49)
2.Объемная аппликация
Теория: Плоскостные и объёмные аппликации – сходство и различие. Виды объёмных аппликаций: симметричные, из гофрированных, объёмных бумажных элементов (комочков, катышков) (Приложение № 8).
Практика: Создание сюжетных аппликаций «Веселый лужок», «Вот какое море», «Звезды и созвездия», «Джунгли», «Сказки», «Животный мир» (Приложение № 27).
3.Фигурное вырезание
Теория: Освоение приёмов техники художественного вырезания. Выбор эскиза, материала. Умение работать с разными инструментами для работы с бумагой (Приложение № 1).
Практика: Снежинки, салфетки, гирлянды, открытки с цветами, валентинки. (Приложение № 28).
4.Квиллинг
Теория: Знакомство с объемным квиллингом (Приложение № 20). Правила изготовления объемных элементов, сборка изделия. Оформление объемной композиции. Петельчатая техника, ее виды (Приложение № 29).
Практика: Изготовление цветов: лилии, тюльпана, нарцисса. Изготовление листиков петельчатым способом. Изготовление шкатулок, корзинок, Оформление композиции. (Приложение № 30).
5.Оригами
Теория: Знакомство с объёмными оригамными изделиями. Знакомство с техникой изготовления модуля для выполнения фигурок людей и животных (Приложение № 31). Техника изготовления коробочки и упаковки (Приложение № 32). Техника изготовления модульного оригами (Приложение № 33).
Практика: Фигурки людей и животных. Коробочки и упаковки. Лебедь, совёнок, бабочка, зайчик в технике модульного оригами. (Приложение № 34).
6.Папье – маше
Теория: Что такое папье – маше. Способы изготовления изделий из папье - маше в послойной технике. Материалы для изготовления изделий из папье – маше (Приложение № 35).
Практика: Посуда в технике папье – маше. Игрушка – бабочка. Карнавальная маска. Ваза для цветов. Оформление изделий. (Приложение № 36).
7. Зачетная работа
Выполнение творческих работ по изученным темам: объемная аппликация, оригами, папье – маше, квиллинг, фигурное вырезание. Оформление и проведение выставки декоративно – прикладного творчества. Диагностика результативности обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе, «Социально – психологическая адаптация детей», Диагностика «Личностного развития обучающихся» (Приложение № 49).
8. Массовые мероприятия
Обучающиеся участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества. День здоровья, новогодний балл, 8 Марта, чаепития, в районных и областных, Всероссийских и международных выставках.
9. Итоговое занятие
Подведение итогов за год (Приложение № 51). Задание на лето. Чаепитие.
Ожидаемый результат 2 года обучения
К концу изучения 2 раздела программы, обучающиеся должны знать:
- понятия папье – маше, фигурное вырезание, объемная аппликация;
- технику фигурного вырезания, папье-маше, объемной аппликации;
- правила безопасной работы с инструментами для фигурного вырезания и квиллинга;
- материалы для работы в технике папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации, оригами, квиллинг;
- инструменты для работы в технике папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации; оригами, квиллинг.
Должны уметь:
- выполнять правила безопасной работы с инструментами для фигурного вырезания и квиллинга;
- выбирать материалы для работы в технике папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации; работать инструментами для работы в технике папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации;
- самостоятельно создавать творческие, индивидуальные работы; давать оценку своей работе;
- ответственно относиться к работе и поручениям.
Учебно - тематический план 3 года обучения
Задачи 3 года обучения:
- познакомить с понятием пейп – арт;
- научить работать в технике пейп – арт;
- расширять знания работы в техниках папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации, квиллниг;
- развивать умение переносить известные способы действия в новые условия;
- развивать умение выполнять работу по собственной инициативе;
- формировать адекватную оценку своей работе, осуществлять самоконтроль.
№ занятия | Тема | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2 | Фигурное вырезание | 27 | 9 | 18 |
3 | Квиллинг | 30 | 6 | 24 |
4 | Оригами | 45 | 15 | 30 |
5 | Папье -маше | 42 | 6 | 36 |
6 | Пейп-арт | 45 | 12 | 33 |
7 | Зачетная работа по пройденному материалу за год | 9 | - | 9 |
8 | Массовые воспитательные мероприятия | 12 | - | 12 |
9 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 |
ИТОГО | 216 | 51 | 165 |
Содержание 3 года обучения
1.Вводное занятие
Теория: Задачи и содержание занятий 3 года обучения. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях (приложение № 1)
Практика: Диагностика учащихся «Мотивы и интересы посещения объединения» (Приложение № 49)
2.Фигурное вырезание
Теория: Приёмы техники художественного вырезания. Эскизы и материалы для фигурного вырезания. Правила работы с инструментами (Приложение № 1). Шаблоны для техники фигурного вырезания (Приложение № 39). Правила вырезания и сборки куба – туннеля (Приложение № 37). Изготовление открыток в технике фигурное вырезание.
Практика: изготовление куба – туннеля. Открытки: «С днем рождения», «Роза», «Цветок в горшочке». Пасхальные композиции. Букетик для мамы. Оформление праздника. (Приложение № 38)
3.Квиллинг
Теория: Объемный квиллинг из гофрокартона (Приложение № 20). Правила изготовления объемных элементов, сборка изделия. Оформление объемной композиции.
Практика: Изготовление фигурок животных, людей, цветов из гофрокартона (Петушок, обезьянка, корова, ромашки, слон, тигр и др.). Составление композиций из гофрокартона «На лугу», «Ромашки», «Музыканты», «На лесной опушке». «Ангел» (Приложение № 40).
4.Оригами
Теория: Понятие о кусудаме. Истоки искусства. Правила, материалы и инструменты для изготовления кусудам (Приложение № 41). Базовые формы в оригами (Приложение № 24). Самостоятельное чтение схем базовых форм. Составление композиции с использованием сложенных фигурок, дополнительных деталей и фона. Составление композиций с использованием полученных фигурок по собственному замыслу.
Цветочные композиции в технике оригами. Принципы составления цветочных композиций (Приложение № 43). Значение цвета в композиции (Приложение № 6). Цветочные композиции на бумажных трубочках. Цветочные композиции на бумажных камнях (Приложение № 44).
Практика: Изготовление кусудам «Шар звездный», «Шар праздничный», «Розовый куст», «Цветочная сказка», «Лекарственный шар» (Приложение № 42). «Фонтан», «Каллы», «Березки», «Розы», «Нежность», «Лютики», «Каменный цветок», «Каменная горка» (Приложение № 44).
5.Папье-маше
Теория: Папье – маше. Способы изготовления объемных изделий папье - маше из массы. Правила приготовления массы. Формы для папье – маше. (Приложение № 35). Правила обработки изделий папье – маше.
Практика: Гусеница, Ангел, Башмак, кошечка, фото – рамки, сова. Составление сюжетных композиций с использованием фигурок, выполненных в технике папье – маше «В лесу», «Зоопарк», «Птицы леса» (Приложение № 45)
6.Пейп-арт
Теория: Понятие пейп – арт. История возникновения техники. Материалы и инструменты для работы в технике пейп – арт. Базовые элементы. Приемы создания изображений. Объемные элементы (Приложение № 46).
Практика: оформление ваз: «Морской конек», «»Маков цвет», «Гусар». Создание панно «Аквариум», «В мире животных», «Лето красное». Оформление шкатулок «Книга магии», «Райское яблочко». Создание гобелена «Туманный лес» (Приложение № 47).
7. Зачетная работа
Выполнение творческих работ по изученным темам: оригами, папье – маше, квиллинг, фигурное вырезание, пейпр – арт. Оформление и проведение выставки декоративно – прикладного творчества. «Диагностика результативности обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе», «Диагностика личностного развития обучающихся», «Удовлетворенность работой объединения» (Приложение № 49)
8. Массовые мероприятия
Обучающиеся участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества. День здоровья, Новый год, 8 Марта, в районных и областных, Всероссийских и международных выставках.
9. Итоговое занятие
Подведение итогов за год (приложение № 51). Праздник окончания учебного года «Здравствуй лето».
Ожидаемый результат
К концу освоения программы обучающиеся должны знать:
- понятия оригами, папье-маше, торцевание, квилиннг, айрис – фолдинг, пейп – арт, аппликация, фигурное вырезание;
- правила работы в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квилиннг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
- свойства различных видов бумаги;
- материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой и правила работы с ними;
- основные правила цветоведения;
- правила организации и планирования работы.
Должны уметь:
- самостоятельно выполнять изделия в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квилиннг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
- оформлять изделия в соответствии с правилами цветоведения;
- пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
- самостоятельно составлять композиции из бумаги; читать и записывать схемы оригинальных поделок; изготавливать шаблоны моделей по чертежам;
- самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;
- правильно организовывать и планировать работу.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы дополнительного образования «Бумажные фантазии» необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
- рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен;
- компьютер для поиска, использования информации необходимой для работы объединения (текстовой, видео- и аудиоряды) на дисках, видео- и аудио- носителях, для создания наглядности, составления каталогов работ воспитанников, образцов и схем работ; для просмотра и работы с имеющимися Internet- материалами по различным техникам работы с бумагой;
- мультимедийное оборудование: интерактивная доска; принтер; проектор;
- цифровой фотоаппарат;
- наборы бумаги для занятий (цветная и белая бумага для принтера, гофрокартон, калька, тутовая, пергаментная, газетная, туалетная, салфетки);
- карандаши (простые, цветные, пастель);
- маркеры и выделители;
- ножницы для бумаги, фигурные ножницы;
- скрепки, булавки;
- клей (ПВА, канцелярский, термоклей, клей – гель, обойный, клестер);
- чертежные инструменты: линейки, транспортиры, циркули, линейка шаблон;
- шило;
- стека;
- мат для резки бумаги;
- фигурные дыроколы;
- нож для художественных работ;
- набор пинцетов;
- кусачки;
- двусторонний скотч;
- клеевые подушечки;
- ластик;
- зубочистки;
- термопистолет с горячим клеем;
- алебастр;
- вазелин;
- бумажное вторсырье;
Дидактические материалы
Для занятий по программе «Бумажные фантазии» созданы:
- индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого обучающегося: схемы, трафареты, шаблоны, таблицы – памятки, классификационные схемы, технологические карты, информационные бюллетени по темам программы;
- альбомы с фотографиями - образцами по темам: папье-маше, оригами, объемное конструирование, айрис – фолдинг, торцевание, оригами, квиллинг, пейп – арт.
- собрана библиотека по декоративно - прикладному творчеству, а также методике преподавания прикладных видов творчества.
Диагностический материал (Приложение № 49)
- Диагностика личностного развития обучающихся
- Мотивы и интересы
- Социально – психологическая адаптация детей
- Удовлетворенность деятельностью
- Диагностика результативности обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе
Список литературы
Для педагога:
- Гаврилова А. Фигурное вырезание из бумаги. – Ростов –на – Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, - 2012. – 192: ил.
- Богатова И. Оринами. Цветочные композиции. – М: Мартин, - 2011 – 176: ил.
- Зайцева А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. - М: Эксмо, 2009, 64: ил.
- Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – АСТ –Пресс, - 2011. – 104: ил.
- Курочкина Л., Щур Т., Ургард А. Забавные фигурки делаем из гофрокартона. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, - 2012. - 96: ил.
- Третьякова М. декоративные цветы из гофробумаги. – Донецк: «Издательство СКИФ»,- 2014.- 53: ил.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, - 2004.- 208: ил.
- Дадашова З. Волшебная бумага . – Ростов – на – Дону: Феникс, - 2013. – 95: ил.
- Сорокина Т. Техника пейп – арт. – М: «АСТ – ПРЕСС», - 2014. – 88: ил.
- Дубасова А., Зайцева А. папье – маше: коллекция оригинальных идей. – М: ЭКСМО, - 2011. – 64: ил.
- Жукова И. забавные самоделки в технике модульного оригами. - М: ЭКСМО, - 2013. – 66: ил.
- Богатова И. Оригами: цветочные композиции. – М: Мартин, - 2011. – 176: ил.
- Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству: http://stranamasterov.ru; http://kartonkino.ru; http://podelki-bumagi.ru; http://origamik.ru; http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyany-sorokinoj и др.
Для детей:
- Иванова Е.П. Поделки из папье – маше. – Харьков: Клуб семейного досуга, - 2011. – 63: ил.
- Зайцева А.А. Объемный квиллинг: создаем фигурки из гофрокартона – М: ЭКСМО, - 2013. – 64: ил.
- Лыкова И.А. Неужели из бумаги: азбука аппликации. – ООО «Карапуз – Дидактика», - 2007. – 45: ил.
- Проснякова Т. Забавные фигурки: модульное оригами. – М: АСТ – ПРЕСС, 2011. – 104: ил.
- Долженко Г.И. Поделки из бумаги. – Ярославь: Академия развития, - 2011. – 32: ил.
- Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. Объемные фигурки животных из бумаги. – М: ЭКСМО, - 2009. – 62: ил.
Для родителей:
- Дадашова З.Р. Резные открытки. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2013. – 35: ил.
- Вырезаем из бумаги. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2011. – 32: ил.
- Ращупкина С. Подарки из бумаги. – М: ЭКСМО, - 2011. – 62: ил.
- Кабаченко С. Бумажные человечки. – М: ЭКСМО, - 2011. – 64: ил.
- Васина Н. Бумажная симфония. – М: Айрис – Пресс, - 2010. – 125: ил.
- Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству: http://stranamasterov.ru; http://kartonkino.ru; http://podelki-bumagi.ru; http://origamik.ru; http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyany-sorokinoj и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной образовательной направленности «Бумажная фантазия». Возраст детей – 8 – 12 лет, срок обучения – 2 года.Цель...
Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бумажная фантазия"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажные фантазии "
Программа "Бумажные фантазии " художественной направленности, предназначена для обучающихся 7-10 лет. Срок реализации 2года. Программа не только учит обучающихся приемам работы с бумагой, ис...
Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажное конструирование"
Программа рассчитана на 3 год...
Дополнительная общеразвивающая программа "Бумажные фантазии"
Дополнительная общеразвивающая программа"Бумажные фантазии" Направленность: художественнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 7 – 10 летСрок реализации программ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажное конструирование и моделирование"
Данный вид деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, а также на формирование таких качеств, ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажное конструирование и моделирование"
Бумага в руках детей приобретает новое направление, на которой можно не просто писать и рисовать. Бумага открывает путь к творчеству, возможностям и фантазии. Данное направление деятельности развивает...
Комментарии
Программа «Бумажные фантазии»
Программа «Бумажные фантазии» основана на работе с бумагой – материалом, обладающим пластическими свойствами знакомые каждому ребенку. Программа предлагает разные техники конструирования из бумаги: оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация