Звучащее слово театра. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды (методика медленного чтения).
статья по литературе (5 класс) на тему
Стратегия работы над выразительным чтением учащихся (поэтические произведения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuchashchee_slovo_teatra_ismagilova.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звучащее слово театра.
Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды (методика медленного чтения).
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929
Исмагилова Елена Викторовна
Профессия учителя - одна из тех редких профессий, где личность педагога, его опыт. Характер, мировоззрение являются инструментом профессиональной деятельности. «Я - инструмент свой»,- говорил о сущности актерской профессии великий русский актер Михаил Чехов. Эти слова в полной мере можно отнести к профессии учителя.
Однако сегодня идейно провозглашенные принципы личностоно-ориентированного, диалогового взаимодействия с ребенком, принципы обучения, построенные на развитии творческого, а не репродуктивного освоения знаний до сих пор не разработаны как практический инструмент учителя.
Прежде чем учить творчеству, надо самому понять и почувствовать, что есть творческое состояние, как их пополнять и открывать и каковы могут быть результаты.
Поиски педагогов-практиков, с одной стороны, и теоретиков, занимающихся проблемами игры в образовании, с другой, привели к пониманию эффективности и необходимости применения в процессе педагогической деятельности учителя опыта театральной педагогики , теоретически и практически охватывающей основные аспекты игры, творческого процесса и продуктивного взаимодействия.
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов воспитания , взаимодействия, природы творческого процесса. Каждого учителя, безусловно, волнует тот факт, что наши учащиеся плохо, т.е. невыразительно, тихо читают стихи. Вследствие такого чтения пропадает музыка стиха, теряется смысл. Как же научить их читать стихотворение так, чтобы чтение не оставляло равнодушным никого, заставляло учащихся сопереживать и сочувствовать, видеть авторский замысел, следовать движению сердца. Таким средством для меня стала методика В.М.Букатова, созданная на основе системы П.М.Ершова.
В данной статье я хочу поделиться опытом применения такой методики.
Как правило, учитель может прочитать с листа литературный текст гораздо выразительнее и интереснее, чем его ученики. И как бы он ни был занят «делом», своим чтением он будет хотя и невольно, но подчеркивать дистанцию между ним и учениками. И это подчеркивание, казалось бы, неизбежно, так как учитель постоянно находится в центре внимания. А может ли учитель «уйти в тень», предоставляя инициативу самим ученикам?
В 5 классе урок можно начать с рассказа учителя, как однажды в одной из телевизионных информационных программ он увидел сюжет, посвященный международным соревнованиям велосипедистов на самую медленную скорость. Зрелище удивительное - задние колеса велосипедистов почти застыли на месте, а чтобы велосипед не упал, спортсмены усиленно вращали руль в разные стороны. Таким образом равновесие сохранялось , велосипед не падал и спортсмены не выбывали из соревнования. Рекорд, сообщенный в сюжете, учитель точно не запомним – кажется, что-то около пяти метров за три часа.
После рассказа о соревновании ученики получили одинаковые стихотворные тексты для рекордов по медленному чтению. Это было небольшое стихотворение А.С.Пушкина «Няне», напечатанное в школьном учебнике. В руке у учителя секундомер. Сначала попробовать свои силы он предлагает желающим. Условие одно - читать как можно медленнее, но так, чтобы сохранилась смысловая связь (чтобы «велосипед» не падал). Если история рассыпается на бессвязные слова и звуки, то результат не засчитывается. Время первой пробы - не более 25 секунд. Сам ученик считает, что это предел, так как ему еле-еле удалось сохранить связную историю. Но со стороны хорошо видно, что прочитать можно гораздо медленнее и более осмысленно. Слушая, многие уже чувствуют, в каких местах текста и каким образом можно выиграть дополнительные секунды. Даже те, кто очень плохо читает, с интересом включаются в работу - и они не боятся пробовать! Если от слабого ученика требуют быстрого чтения, он теряется и начинает отказываться, потому что заранее знает: успеха не будет. Когда же ученикам предлагается установить рекордно медленное время, то и слабые чтецы охотно соглашаются. Им кажется. Что медленно-то они всегда прочтут. А в ходе проб у них появляется и напевность, и слитность, отсутствовавшие до этого. Медленное чтение - задание трудное. Но эта трудность сначала не вида ученикам. Они открывают ее самостоятельно и уже в процессе выполнения задания, поэтому она их не пугает, а заинтересовывает, побуждает ее преодолеть. Самостоятельно выявленная трудность захватывает как слабых, так и сильных учеников, как школьников, так самих учителей, как читателей, для которых язык текста является родным, так и иноязычных, еще не владеющих в совершенстве языком, на котором написан текст. В конце каждой пробы учитель интересуется, какими приемами, по мнению слушателей, пользовался чтец для достижения максимальной медленности в чтении и сохранении смысла истории. После одного исполнения дети называют «таинственную интонацию», после другого - протяжное произнесение некоторых слов (растягивание ударных гласных). Кто-то из исполнителей нашел такой прием, как громкий голос (чем громче произносится текст, тем больше времени на это уходит), кто-то начинает использовать при чтении вслух верхи и низы своего природного речевого диапазона (тогда монотонность, разрушавшая смысл текста, исчезает).
С помощью учителя ученики открыли и две такие закономерности: если во время паузы «оторвать» глаза от текста и обвести взглядом слушающих, то пауза становится насыщенной, и хотя длина ее сильно увеличивается, тем не менее, история не разваливается, наоборот, она становится более захватывающей, интригующей. Если читающий старается не просто произнести слова. А подать их, рисуя картину, чтобы слушающие, как в кино, могли увидеть все происходящее, то это очень помогает сохранять интерес слушателей на протяжении всего чтения. Можно предложить такой вариант работы над стихотворением. Учеников следует разбить на четверки. В течение 12 минут учащиеся тренируются в медленном чтении. Лучший персональный результат каждый ученик записывает к себе в тетрадь. Работают все. В каждой группе текст читают и перечитывают по нескольку раз. Пятиклассники, объединенные в группки, внимательно слушают друг друга, следят по тексту, перенимают удачи, замечают неудачи, прикидывают способы их преодоления. На уроке идет реальная, сосредоточенная тренировка каждого ученика в технике чтения.
При этом необходимо следить за временем и постоянно предупреждать учащихся: «Прошла половина отведенного времени», «Осталось три минуты», «Осталась одна минута», иначе дети не в состоянии вовремя закончить работу. После этого необходимо выяснить, какие же результаты показали учащиеся. Как правило. В классе 3-4 ученика, показавших самое лучшее время.
Слушать учащихся следует в таком порядке: от наименьшего рекордного времени к наибольшему. Очевидно, что если поступать наоборот, то после двух самых лучших исполнителей внимание слушающих будет ослабевать. Ученики придирчиво следят и за сохранением истории (смысловой связности и целостности), за использование товарищами различных чтецких приемов, позволяющих произносить текст максимально медленно. Поскольку каждый из слушающих сам работал над данным текстом, то чуткость учащихся очень высока. Любые оригинальные находки тут же воспринимаются и обсуждаются. На уроке устанавливается не «мертвая тишина», порой так любимая нами, но напряженная и деловая атмосфера. Учащиеся изо всех сил стараются подтвердить подлинность своего результата, установленного при работе в творческой группе. Когда учителя выбирают путь демонстрирования своего выразительно чтения как образца, то детям бывает порой неловко такой образец копировать. Во-первых, многие ученики делают это абсолютно механически, порой не осознавая, что за учительской интонацией кроется и большой опыт, и собственное понимание произведения. Здесь же учительский образец заменяется на творческий поиск самих учащихся и демонстрацию лучших ученических достижений. Читая стихотворении, уже почти наизусть запомнившееся, но не надоевшее пятиклассникам, рекордсмены показывают чудеса собранности, и некоторым даже удается улучшить свои персональные результаты (благодаря большей грамотности произношения, естественной при чтении всему классу). Слушающие же их одноклассники все больше открывают для себя стихию выразительного чтения: оказывается, одно и то же можно исполнить по-разному, и каждое исполнение может быть по-своему интересно. У одного исполнителя эмоциональный акцент оказывается на одном, у другого – на другом. Оказывается. Произнося один и тот же текст, можно «рисовать» разные картины, отчего смысл текста начинает восприниматься слушателями в чем-то по-другому и интереснее, чем при простом чтении про себя.
Давайте задумаемся о том, что должно быть в центре внимания ученика на уроке. Часто учителя ориентируются на себя, стремятся сами быть в центре любого урока. Однако нашей задачей является не постоянное подтверждение собственных талантов и умений, но развитие творческих способностей учащихся. Что невозможно без их заинтересованного участия.
Задумаемся о центре внимания учеников на уроке. Педагоги, ориентирующиеся на концертно-солирующий стиль, стремятся занимать этот центр сами. В уроке, построенном на деловом стиле общения. В центре внимания оказывается не учитель, а работа самих учеников, их поиск, собственные находки, лучшие результаты. Когда каждый ученик ищет, пробует, обсуждает работу других, то есть, занят делом, а не персоной учителя, то и отношение его к чтению совершенно другое. Ученики не только достигают сосредоточенности во время медленного чтения, но и каждому из присутствующих становится ближе, понятнее, интереснее сам текст.
Уроки концертно-солирующего стиля. Безусловно, интересны. Но не менее интересны и уроки противоположного стиля – делового. При внимательном рассмотрении оказывается, что интерес учеников, вызванный одним стилем ведения урока, существенно отличается по характеру от интереса, возникающего при другом стиле ведения занятий. При концертно-солирующем стиле интерес учеников можно сравнить с увлеченностью зрительного зала на концерте. При деловом же стиле вызванный в учениках интерес сравним с увлеченностью изобретателя, создающего нечто для себя новое. В одном случае доминирует начало потребительское. В другом- созидательное. При всех достоинствах первого педагогические следствия второго являются более ценными и желательными.
Конечно, по своему впечатлению об учителе можно судить и о сидящих за партами детях. Заочно приписывая им все достоинства, продемонстрированные учителем перед доской. Но дети на уроке в основном тоже бывают зрителями. И если испытывают интерес, то тоже зрительский. Потребительский характер ученического интереса на таких уроках, относительная бездеятельность зрителей-школьников, направленная на повторение, копирование демонстрируемого образца настораживает наиболее чутких учителей. Если урок вызывает у учеников интерес не только зрительский, но и созидательный, связанный с их собственной поисковой, творческой, производящей активностью, то такого интереса при всей педагогической чуткости, осторожности или подозрительности опасаться не приходится. Чем меньше будет серых, скучных уроков и чем больше будет уроков, вызывающих у детей деловой интерес, тем лучше! Чем больше и качественнее будем трудиться мы сами, тем быстрее исчезнет нелепое противопоставление ученического труда ученическому интересу.
Безусловно, труд и трудности могут не вызывать интереса. Но это не значит, что интерес, якобы, возникает при безделье и отсутствии всяких препятствий. При деловом подходе без труда и трудностей интерес не может возникнуть, но для того, чтобы он возник, требуется профессионализм и личное творчество учителя. И тогда наши ученики в каждом деле будут стараться увидеть интерес, что, естественно. Скажется на стремлении их к качественному выполнению доверенного дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей образовательной среды
Новый образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты отражают уровень сфо...
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ
Отчет об экспериментальной деятельности учителя русского языка и литературы...
Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды
Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...
Создание развивающей образовательной среды на уроках английского языка (из опыта работы учителя Захаровой О.А.)
Доклад был использован на международном семинаре в Эстонии...
Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"
Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...
Создание развивающей образовательной среды в условиях сельской школы
Создание развивающей образовательной среды в условиях сельской школы...
Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"
Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...