Творческая мастерская словесности
проект на тему

Карпова Елена Анатольевна

Необходимость внедрения новых форм обучения дополнительного образования обуславливается проблемой отсутствия у большого числа школьников возможности развивать свои увлечения, заниматься тем, что совпадает с их интересами, так как занятия, которые хотелось бы посещать, проводятся далеко от дома, либо занятия идут одновременно с занятиями в школе. Также, фактором исключающим возможность посещения учреждений дополнительного образования детей, может стать длительная болезнь или инвалидность. Во всех этих случаях дистанционное обучение может стать приемлемой альтернативой очных занятий, но не может притеснить или тем более исключить традиционные очные формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_platnye_uslugi_karpova.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Дворец творчества детей и молодежи

Творческая мастерская словесности

Дистанционное обучение – видеокурс, тренинг. Срок реализации программы 1 год (144 часа). Для детей 9 – 14 лет, 1 группа - 10 человек

Карпова Елена Анатольевна,

методист отдела инновационных проектов

МБУ ДО ДТДМ

Ростов-на-Дону

2015 г.

Приоритетное направление деятельности.

Необходимость внедрения новых форм обучения дополнительного образования обуславливается проблемой отсутствия у большого числа школьников возможности развивать свои увлечения, заниматься тем, что совпадает с их интересами, так как занятия, которые хотелось бы посещать, проводятся далеко от дома, либо занятия идут одновременно с занятиями в школе. Также, фактором исключающим возможность посещения учреждений дополнительного образования детей, может стать длительная болезнь или инвалидность. Во всех этих случаях дистанционное обучение может стать приемлемой альтернативой очных занятий, но не может притеснить или тем более исключить традиционные очные формы обучения.

Организация, внедрение и распространение дистанционного обучения в дополнительном образовании детей может открыть новые возможности привлечения большего числа одаренных учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития, сотрет временные и территориальные границы для желающих обучаться по программам дополнительного образования, позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность отдельных учреждений дополнительного образования.

Актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Частью электронного обучения является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами, предусматривающими интерактивность.

В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Основные положительные моменты дистанционного обучения:

- осуществление обучения в индивидуальном темпе;

- доступность и независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения;

- технологичность, комфортные условия, для творческого самовыражения обучаемого;

- возможность вовлечения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития;

- расширение общего охвата детей.

Нормативно-правовая составляющая проекта.

 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Указ Президента РФ № 0761от 01.06. 2012 г.

 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013 г.

 «Об образовании в Российской Федерации» № 99-ФЗ от 07.05.2013, № 203-ФЗ от 23.07.2013

 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011  2015 годы». Постановление Правительства РФ № 175 от 17 марта 2011 г.

 «Информационное общество (2011  2020 г.) Распоряжение Правительства РФ № 1815-р от 20.10.2010 г.

 «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011  2015 годы». Распоряжение Правительства РФ № 163-р от 7.02.2011 г.

 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 26.12.2012 года

 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» от 25.09.2013 № 585 г. Ростов-на-Дону.

 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы». Постановление Правительства РФ № 175от 17 марта 2011 г.

 «Информационное общество (2011  2020 г.) Распоряжение Правительства РФ № 1815-р от 20.10. 2010 г.

 «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011  2015 годы». Распоряжение Правительства РФ № 163-р от 7.02. 2011 г.

 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 26.12.2012 года.

 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» № 585 от 25.09.2013, г. Ростов-на-Дону.

Основная идея проекта.

Реализация программы дополнительного образования позволяет глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить обучающихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках урока. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений создают именно дополнительные занятия по русскому языку. На всех занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Новизна проекта в том, что содержание тесно интегрируется с содержанием образовательного предмета «Информатика». На начальной стадии обучающиеся используют компьютерные технологии на этапе совершенствования умений и навыков. Но от года к году возможности использования компьютерной техники расширяются: обучающиеся создают буклеты, презентации, кроссворды, ребусы, используя различные редакторы: Microsoft Office Publisher, Power Point, Word, Paint.

Данный проект предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий со школьниками. На всех этапах занятий используются разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы,

Тип проекта: социальный.

Цель проекта:

 обеспечение доступности дополнительных образовательных услуг всех желающих обучающихся, в том числе: детей территориально ограниченных в возможности получать такое образование, одаренных детей, детей с особенностями развития и с ограниченными возможностями здоровья.

 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

 усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

 овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи проекта.

 Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

 Формировать  орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

 Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов.

 овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

 получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

 научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

  1. Гипотеза проекта

Внедрение и распространение дистанционного обучения в дополнительном образовании детей может открыть новые возможности привлечения большего числа одаренных учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития, сотрет временные и территориальные границы для желающих обучаться по программам дополнительного образования, позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность отдельных учреждений дополнительного образования.

Основные принципы реализации проекта.

Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы обучающимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания.

Принцип связи теории с практикой показывает, чем больше приобретаемые обучающимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Принцип систематичности и последовательности свидетельствует о том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями обучающихся;

Принцип сознательности. Это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике.

Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение обучающимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности.

Принцип доступности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития обучающихся, с другой.

Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия.

Принцип гуманизму обеспечивает отношение к каждому обучающемуся как к самоценности.

Принцип самоактуализации заключается в том, что каждый получает свободу проявлять свои индивидуальные особенности и способности.

Принцип демократизма предусматривает организацию образовательного процесса обучающихся, которые способны эффективно работать и жить во взаимодействии и сотрудничестве.

Принцип ответственности. Все субъекты образовательного процесса (учитель, обучающиеся) принимают ответственность на себя за его результаты.

Принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя.

Организаторы и участники проекта.

Организаторы: МБУ ДО ДТДМ, п.д.о. Е.А. Карпова, А.А. Полев – компьютерное сопровождение, участники: обучающиеся, педагоги школ и дополнительного образования, администрация МБУ ДО ДТДМ, библиотекари, родители.

Основная форма организации учебного процесса — on-line урок с использованием дистанционных технологий обучения. Основные формы текущего контроля: устный опрос, письменная работа (рукописная, печатная, отсканированная),  тестовые формы контроля по теме, разделам обучения,  итоговый контроль ,отчет о выполненной работе.

В курсе установлена 5-балльная система оценивания в соответствии с нормами оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Образовательное пространство взаимодействия и сотрудничества.

Содержание проекта интегрируется с материалом образовательных областей:

  1. «Филология» :

 «Литературное чтение» – использование пословиц, загадок, как литературного жанра;

 «Риторика» - умение вести учебный диалог, выстаивать своё выступление, аргументировать его.

 «Иностранный язык» - знакомство с этимологией различных слов;

  1. «Технология»:

«Информатика и ИКТ» - составление кроссвордов, ребусов, шарад с использо-ванием различных редакторов.

  1. Механизм реализации проекта.

Условия реализации проекта (финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение).

Для эффективной реализации проекта дополнительного образования «Творческая мастерская словесности» предполагается сознание следующих условий:

 Организационные:

- проведение занятий с детьми одинакового возрастного состава;

- предварительную самостоятельную подготовку педагога в части банка информационно-коммуникационных цифровых ресурсов;

- предварительное согласование расписания занятий в компьютерном классе (отдельных занятий)

 Материальные:

- наличие классного кабинета, соответствующего требованиям СанПин;

- наличие компьютерного класса для проведения занятий;

- наличие компьютера или ноутбука, проектора для организации учебного процесса, монитора и веб-камеры.

 наличие образовательного сетевого ресурса со свободным доступом в Интернет.

 наличие сетевого администратора.

 Информационные:

- дидактические и раздаточные материалы для обучающихся;

- наглядные материалы для учителя

Дополнительная учебная литература при проведении любого модуля курса не требуется.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация программы дополнительного образования школьников «Творческая мастерская словесности» базируется, прежде всего, на основных положениях личностно-ориентированного образования. Создание ситуации удовлетворения собственным интеллектуальным трудом, результатом творческой деятельности, личным ростом в коммуникативном пространстве являются составными компонентами такого обучения.

В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

- рассказ, беседы, наблюдение, демонстрация;

- проблемно-ситуационный метод;

- методы мотивации и стимулирования;

- обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

- игровые.

Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия. Такое использование методов обучения позволяет педагогу своевременно осуществлять как обучающую, воспитывающую, развивающую функцию занятия, так и вести своевременную коррекционную работу.

Основными формами проведения занятий являются:

- занятия - исследования;

- нетрадиционные занятия (занятие – сказка, занятие-КВН, урок-путешествие, занятие – творческая мастерская);

- интегрированные занятия (с использованием информацион-но-коммуникационных технологий).

Форма проведения занятий - групповая.

Путь реализации данной программы:

Последовательное изучение каждого модуля, т.к. в каждом модуле изменяется степень сложности изучаемого материала.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 40 минут.

Форма проверки эффективности проекта.

Входная проверка

•Диагностика стартовых знаний обучающихся по русскому языку (наблюдение, беседа)

Текущая проверка

•Осуществляется в ходе осуществления обучающей деятельности и сопровождается своевременной коррекцией по ходу занятий (наблюдение, анализ продуктов деятельности, собеседование)

Итоговая проверка

•Осуществляется при проведении заключительного занятия в нетрадиционной форме, на котором демонстрируются не только орфографические и коммуникативные умения, но и продукты творческой деятельности

Результаты реализации проекта

1.Нормативно-правовая база организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения.

2. Отбор и анализ учебно-методических материалов (учебные тексты, фото и видеоматериалы, технологические карты и т. д.) для дидактического обеспечения электронных учебных курсов в составе дополнительных образовательных программ.

3. Апробация разработанного электронного курса с использованием дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного образования.

4. Разработка индикаторов и показателей результативности реализации электронных учебных курсов.

5. Повышение квалификации педагога последующим направлениям: разработка и реализация электронных учебных курсов; освоение техники модерации учебных сетевых дискуссий в групповой работе и техники индивидуального консультирования с помощью средств удаленного взаимодействия для проведения синхронных и асинхронных семинаров.

6. Создание профессионального сообщества педагогов учреждений дополнительного образования детей и учителей общеобразовательных школ по вопросам организации электронного обучения и использованию дистанционных обучающих технологий.

Список литературы

1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С, Цукерман Г. А.

Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М: Просвещение, 1993 г.

2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издатель-ство "АРГО", 1996

5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва, "АСТ". 1996

6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.

7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.

8. Журналы: "Начальная школа"

9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 1991 г.

10.Ю.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва

"ВЛАДОС", 2003 г.

11.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во,

1991 г.

12.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г. 13Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва

"Просвещение", 1991 г

14.Рйк Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 1994г. 15.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар",

1994 г.

16.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 1995 г. 17.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва

"Просвещение", 1991 г.

18.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. 19.Ундзенкова А. В., Са-гирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. "АРД ЛТД", 1997 г.

20.Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

21 .Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных

классах. Москва "Просвещение", 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...