Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природный комплекс посёлка Зелёный »
рабочая программа по биологии (7 класс)

Семёнова Анжела Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природный комплекс посёлка Зелёный» имеет естественнонаучную направленность и призвана решить проблему возрождения у учащихся интереса к природе родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma.docx94.25 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и защиты прав несовершеннолетних

администрации Рассказовского района Тамбовской области

Зеленовский филиал №1 муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Платоновской средней общеобразовательной школы

Рассмотрена и

рекомендована к утверждению на                           «Утверждаю»

заседании методического совета                             директор школы

протокол № 4  от 31.08. 2021  г.                              _____     М.В. Филонов/

                                                                               приказ №132 от 01.09. 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

естественнонаучной направленности

«Природный комплекс посёлка Зелёный »

 (базовый уровень)

Возраст учащихся: 11 – 14 лет

Срок реализации: 2 года

                                                                       Автор-составитель:                                                                                                                   Семёнова Анжела Николаевна,

                                                            педагог дополнительного образования

пос. Зеленый, 2021 г

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Зелёновский филиал муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения Платоновской средней общеобразовательной школы

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природный комплекс поселка Зелёный»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Семёнова Анжела Николаевна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от   4 сентября 2014 года №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от

29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14)

Устав МБОУ Платоновской СОШ Рассказовского района Тамбовской области

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

естественнонаучная

4.4. Тип программы

модернизированная

4.5. Вид программы

Образовательная

4.6. Возраст учащихся по программе

11-14 лет

4.7. Продолжительность обучения

 2 года

6. Заключение

методического совета

Протокол заседания от 31.08.2021г. № 4

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природный комплекс посёлка Зелёный» имеет естественнонаучную направленность и призвана решить проблему возрождения у учащихся интереса к природе родного края. Программа составлена таким образом, что изучаемые в нем природные компоненты, объекты рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом, в развитии. Такой естественно-исторический подход в изложении материала должен в наибольшей мере способствовать формированию у учащихся естественнонаучного мировоззрения.

Уровень освоения программы: базовый.

Актуальность введения программы «Природный комплекс посёлка Зелёный» базируется на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги, которые указывают на недостаточность изучения природы родного края, мер по ее охране. На разрешение этих противоречий направлена данная программа.

Педагогическая целесообразность

Программа ориентирована на личность учащихся, его потребности, интересы, ценности, на воспитание любви к своей малой Родине. При отборе содержания учитывались следующие принципы:

1) краеведческий принцип. Краеведение носит высокий нравственный и эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение своего ближайшего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретического и практического видов деятельности учащихся  в природе, комплексно воздействовать на все сферы создания личности, способствует развитию жизненно важных умений и навыков.

2) принцип междисциплинарности. Знание о природном комплексе включают различные аспекты: биологические, географические, исторические, экономические, правовые и др.

3) принцип гуманизации. Природный комплекс рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека. Духовные потребности рассматриваются через эволюцию мотивов, ценностных ориентаций, идеалов, формирующихся у учащихся по отношению к природным компонентам.

4) принцип проблемности и плюрализма предполагает рассмотрение содержания курса на примере экологических проблем современности. Плюрализм обеспечивает анализ экологических проблем с разных точек зрения, учитывая разноплановые позиции и мнения.

5) принцип историзма позволяет проследить основные периоды во взаимодействии человека и природного комплекса. Исторический анализ необходим для понимания современных процессов, происходящих во взаимоотношениях человека и природного комплекса, и прогнозирования будущих тенденций их развития.

6) личностно-деятельностный принцип проявляется в учете субъективного опыта учащихся. Реализация принципа осуществляется путем предоставления  возможности выбирать форму освоения содержания. Принцип отражает взаимосвязь интеллекта, чувств в процессе развития личной ответственности за сохранность природного комплекса.

Отличительной особенностью программы от существующих является её междисциплинарность. Она интегрирует знания учащихся по биологии, экологии, физической, экономической и социальной географии, истории, геологии. Структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

Организационные условия реализации программы

Адресат программы

Программа адресована детям от 11 до 14 лет. Дети 11-14 лет способны на базовом уровне выполнять предлагаемые задания по характеристике природных компонентов. Дети находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в состоянии между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения, подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

Формы обучения: программа рассчитана на очную форму обучения  и направлена на дополнение и углубление знаний в области биологии, с опорой на практическую деятельность.

Объем и срок освоения программы: программа реализуется в течение 2 лет обучения. Количество часов 1 года обучения – 72 часа, 2 года – 72 часа.  Всего – 144 часа.

Состав группы: норма наполнения групп – 10-12 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю (45 минут занятие).

Выделяются следующие формы организации обучения:

коллективные, групповые, индивидуальные; лекции, семинары, лабораторные работы, практикумы, экскурсии, конференция, конкурсы.

Цель и задачи программы

Цель программы – сформировать базовые знания о взаимосвязи компонентов в природном комплексе пос. Зелёный.

Задачи первого года обучения:

Обучающие задачи:

познакомить учащихся с природными компонентами, их взаимосвязью;

сформировать представления о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Воспитывающие задачи:

формировать основы экологической грамотности: способностей оценивать последствия деятельности человека в природе;

способствовать самореализации личности, приобретению навыков общения, сотрудничества в коллективе, воспитывать чувство ответственности за любое дело.

Развивающие задачи:

развивать опыт научно-исследовательской деятельности, познавательный интерес учащихся, умение применять в повседневной жизни полученные теоретические знания, практические умения и навыки;

развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Задачи второго года обучения:

Обучающие задачи:

осуществлять экологический мониторинг местности;

формировать экологическое мышление, развивать навыки работы по оценке экологического состояния природных и антропогенных ландшафтов;

формировать основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Воспитывающие задачи:

воспитывать  чувство ответственности за судьбы родного края, Родины; способствовать осознанному выбору учащихся и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Развивающие задачи:

развивать умение проектировать и прогнозировать выходы из конкретных ситуаций, умение работать с разнообразными источниками информации.

Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

Раздел/Тема

Всего часов

Теорети ческие 

Прак-

тические

Формы

аттестации/

контроля

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

1.16

1.17

2

Вводное занятие

Раздел 1 «Характеристика природных компонентов ПК пос. Зелёный»

Взаимосвязь компонентов ПК

Географическое положение пос. Зеленый

История образования посёлка Зелёный

Геологическое прошлое территории Рассказовского района

Рельеф, полезные ископаемые

Почва и ее значение

Почва посёлка Зелёный

Характеристика времён года Рассказовского района

Особенности температурного режима своей местности

Особенности климатических показателей в пос. Зелёный

Внутренние воды. Водные ресурсы

Внутренние воды посёлка Зелёный

Растительный мир посёлка Зелёный

Красота растительного мира

Видовой состав растений парка

Животный мир посёлка Зелёный

Знакомство с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных растений

Раздел 2 «Составление кластера «Взаимосвязь природных компонентов»

Итого:

2

62

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

    8

72

1

28

2

4

4

2

4

1

1

2

2

2

4

33

1

34

4

4

2

4

3

3

2

4

2

4

4

2

4

39

входная диагностика

Практическая работа

Практическая работа

Оформ.экскурсии

Практическая работа

Практическая работа

зачет

Учебный план 2 года обучения

Раздел/Тема

Всего часов

Теоретические

Практи

ческие

Формы

аттестации/

контроля

3

3.1

3.2

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

5

5.1

5.2

Вводное занятие

Раздел 3 «Экологическая характеристика местности»

Общая экологическая характеристика Рассказовского района. Влияние растений на окружающую среду посёлка

Охрана окружающей среды. Общая экологическая характеристика посёлка

Раздел 4 «Экологическое состояние поселка Зелёный»

Отработка методик биоиндикации окружающей среды с помощью растений, используемых в озеленении пос. Зелёный

Оценка экологического состояния учебно-опытного участка

Загрязнение атмосферы выбросами транспорта и пылевыми частицами

Оценка степени озеленения пришкольной территории

Определение классов жизненности растений парка

Экологическое картирование территории парка

Взаимосвязь компонентов ПК п. Зелёный

Фиксация и обработка данных результатов исследований

Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез

Раздел 5 «Оформление исследовательской работы (проекта) и подготовка к защите».

Составление проектов, презентаций для выступления на научно-практической ученической конференции

Подготовка к НПК «Через творчество и поиск к совершенству»

Итоговое занятие

Итого:

                           

                       

2

8

4

4

50

4

4

4

4

4

4

6

8

12

10

8

2

2

72

1

7

4

3

18

2

2

4

4

6

-

26

1

1

1

32

4

4

4

4

2

2

2

4

6

10

8

2

2

46

входная диагностика

тест

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

зачет

творческий отчет

конференция

 Содержание учебного плана

Первый год обучения

Вводное занятие

Теория. Знакомство с обучающимися. Рассказ о целях и задачах обучения по программе. Экспресс-опрос по выявлению интересов, пожеланий учащихся по данному курсу. Техника безопасности при работе в лаборатории, на местности. Входная диагностика.

Раздел 1 «Характеристика природных компонентов ПК пос. Зелёный»

Тема 1.1. «Взаимосвязь компонентов природного комплекса»

Теория: понятия «ПК», «природные компоненты», взаимосвязь географического положения, рельефа, почвы, климата, внутренних вод, органического мира с населением, хозяйством.  

Тема 1.2. «Географическое положение пос. Зеленый»

Практика: выяснение с помощью карт особенностей географического положения пос. Зелёный на территории России, Восточно-Европейской равнины, Тамбовской области, Рассказовского района.

Тема 1.3. «История образования посёлка Зелёный»

Теория: история образования посёлка Зелёный, истории старожилов, изменение статуса создаваемых предприятий на территории посёлка, преобразование внешнего вида п. Зелёный.

Тема 1.4. «Геологическое прошлое территории Рассказовского района»

Теория: геологическое прошлое территории Рассказовского района на геохронологической таблице, изменение тектонического строения по эрам и периодам.

Тема 1.5. «Рельеф, полезные ископаемые»

Практика: определение форм рельефа территории поселка, наклона местности, расположения оврагов, взятие пробы глины из карьера.

Тема 1.6. «Почва и ее значение»

Теория: строение почвы, почвенных горизонтов, значение почвы, виды почв на территории Тамбовской области.

Практика: работа по почвенной карте Тамбовской области, Рассказовского района, изучение почвенного профиля.

Тема 1.7. «Почва посёлка Зелёный»

Практика: особенности почвы п. Зелёный, составление почвенного профиля, взятие образцов почвенных слоёв, подсчёт количества почвенных организмов.

Тема 1.8. «Характеристика времён года Рассказовского района»

Теория: времена года на территории Рассказовского района, влияние географической широты на формирование временных различий.

Тема 1.9. «Особенности температурного режима своей местности»

Теория: зависимость температуры от географической широты, направления ветра, давления.

Практика: работа с графиками изменения средних температур, таблицей среднемноголетних показаний температурного режима, сравнение полученных данных наблюдений со среднемноголетними показателями. Составление графиков годового изменения средних температур, высоты солнца над горизонтом, таблицы сравнения температурного режима

Тема 1.10. «Особенности климатических показателей в пос. Зелёный»

Теория: Особенности климатических условий Рассказовского района, пос. Зелёный: направление ветра, облачность.

Практика: составление «розы ветров», диаграммы облачности. Сравнение полученных данных наблюдений со среднемноголетними показателями.

Тема 1.11. «Внутренние воды. Водные ресурсы»

Теория: характеристика внутренних вод Тамбовской области, Рассказовского района. Богатство водными ресурсами, их охрана, рациональное использование.

Практика: работа по картам атласа Тамбовской области, исследование наличия водных ресурсов на территории посёлка.

Тема 1.12. «Внутренние воды посёлка Зелёный»

Практика: Экскурсия: описание экологического состояния прудов (состояние органического мира, количество организмов; прозрачность воды, наличие взвешенных частиц, состояние околоводной растительности и животного мира).

Тема 1.13. «Растительный мир посёлка Зелёный»

Теория: зависимость растительного мира от географической широты, распределение по природным зонам.

Практика: знакомство  с наиболее распространенными представителями растительного мира на территории посёлка, их распределение по биогеоценозам. Описание внешнего строения доминирующих видов растений.

Тема 1.14. «Красота растительного мира»

Практика: Экскурсия: знакомство в природе с наиболее распространенными представителями растительного мира парка, садов, прудов, лесопосадок; описание их внешнего строения, особенностей жизнедеятельности.

Тема 1.15. «Видовой состав растений парка»

Практика: Экскурсия: составление списков видового состава доминирующих растений парка, определение их экологического состояния, взаимосвязей с другими представителя биогеоценоза.

Тема 1.16. «Животный мир посёлка Зелёный»

Теория: зависимость животного мира от географической широты, распределение по природным зонам.

Тема 1.17. «Знакомство с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных растений»

Практика: характеристика основных представителей насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений нашей местности, работа с коллекциями, систематизация животных, собранных в коллекцию. Сбор насекомых для изготовления коллекций.

Раздел 2 «Составление кластера «Взаимосвязь природных компонентов»

Итоговое занятие: составление кластера «Взаимосвязь природных компонентов», показывающего взаимосвязь природных компонентов в ПК пос. Зелёный.                        

Второй год обучения

Вводное занятие

Теория. Планирование практических задач на второй год обучения. Входная диагностика. Техника безопасности при работе в лаборатории, на местности. Входная диагностика.

Раздел 3 «Экологическая характеристика местности»

Тема 3.1. «Общая экологическая характеристика Рассказовского района. Влияние растений на окружающую среду посёлка»

Теория: экологическая характеристика Тамбовской области, Рассказовского района. Влияние автотранспорта, предприятий химической промышленности на загрязнение вод, воздушного бассейна, почв, уничтожение органического мира.

Тема 3.2. «Охрана окружающей среды. Общая экологическая характеристика посёлка»

Теория: экологическая характеристика территории посёлка, влияние предприятий г. Рассказово на загрязнение воздуха. Воздействие автострады на почвы, органический мир, подземные воды. Влияние свалок бытового мусора на экологическую обстановку.

Практика: тест «Экологические факторы среды»

Раздел 4 «Экологическое состояние пос. Зелёный»

Тема 4.1. «Отработка методик биоиндикации окружающей среды с помощью растений, используемых в озеленении пос. Зелёный»

Практика: выяснение на местности влияния растений на очищение воздушного бассейна, создание микроклимата, благоприятного для проживания людей. Определение степени загрязнённости воздуха по внешнему виду растений-биоиндикаторов окружающей среды.

Тема 4.2. «Оценка экологического состояния учебно-опытного участка»

Практика: составление таблицы по результатам оценки экологического состояния участка, разработка плана по его реконструкции с учётом выявленных недостатков.

Экскурсия по оценке экологического состояния учебно-опытного участка (выявление обеспеченности участка растительным покровом, определение близости автострады, промышленных предприятий).

Тема 4.3. «Загрязнение атмосферы выбросами транспорта и пылевыми частицами»

Практика: выяснение степени загрязнения участков парка выбросами автотранспорта и пылью с помощью изготовленных фильтров.

Тема 4.4. «Оценка степени озеленения пришкольной территории»

 Практика: подсчёт количества растений, приходящихся на каждого школьника для оценки степени озеленения пришкольной территории, сравнение полученных результатов с данными Всемирной организации здравоохранения.

Тема 4.5. Определение классов жизненности растений парка.

Практика: Оценка внешнего вида растений, их повреждений для определения классов жизненности растений парка, составление таблицы по классам жизненности.

Тема 4.6. «Экологическое картирование территории парка»

Практика: составление картосхемы парка с указом степени вытоптанности территории парка с помощью условных знаков.

Тема 4.7. «Взаимосвязь компонентов в ПК пос. Зелёный»

Теория: многообразие компонентов, слагающих ПК пос. Зелёный, их взаимосвязь между собой и с населением.

Практика: составление схемы, показывающей взаимосвязь природных компонентов, выяснение влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения, изменений природы под влиянием деятельности человека, составление плана мероприятий по охране природы.

Тема 4.8. «Фиксация и обработка данных результатов исследований»

Теория: особенности климата, внутренних вод, органического мира, рельефа, почвы на территории посёлка.

Практика: обработка данных наблюдений по различным направлениям исследований, составление таблиц, графиков, оформление рефератов в соответствии с правилами.

Тема 4.9. «Обсуждение результатов исследований, проверка гипотез»

Теория: характеристика особенностей климата, внутренних вод, органического мира, рельефа, почвы на территории посёлка. Проверка гипотез, выдвинутых в начале исследований.

Практика: анализ полученных результатов: сравнение, обобщение, нахождение причины и следствия. Сопоставление полученных результатов с литературными источниками, гипотезой исследования. Подтверждение или опровержение рабочей гипотезы исследования.

Раздел 5 «Оформление исследовательской работы (проекта) и подготовка к защите». 

Тема 5.1.  «Составление проектов, презентаций для выступления на научно-практической ученической конференции»

Практика: оформление проектов, презентаций для выступления на НПК.

Тема 5.2. «Подготовка к НПК «Через творчество и поиск к совершенству»

Практика: подготовка к НПК, предварительные слушания.

Итоговое занятие:  Научно-практическая ученическая конференция «Через творчество и поиск к совершенству».

Планируемые результаты

Личностные результаты:

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; коммуникативные  компетентности  в  общении  и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,        общественно        полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение     оценивать     правильность     выполнения     учебной    задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,  устанавливать   причинно-следственные   связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение  (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

По итогам освоения программы учащиеся должны:

Первый год обучения:

1. Описывать:

внешний вид основных форм рельефа суши, внешний вид облаков;

времена года своей местности; ПК своей местности, основные виды растений и животных своей местности.

2.Определять (измерять):

основные природные особенности объектов гидросферы;

при помощи приборов основные климатические показатели;

по статистическим данным средние температуры воздуха, амплитуду температуры, преобладающее направление ветра (роза ветров);

на местности наиболее очевидные особенности ПК, взаимосвязи между компонентами.

3. Называть (показывать):

наиболее характерных животных и растений своей местности;

примеры взаимосвязей между природными компонентами;

основные средства и методы получения географической информации;

климатообразующие факторы;

главные свойства зональных типов почв.

4.Оценивать и прогнозировать:

тенденции развития природных объектов и явлений;

погоду на ближайшие сутки.

5. Объяснять:

зависимость климата от географической широты;

разнообразие природы и ПК на территории своей местности;

особенности почвенного покрова, растительного и животного мира своей местности; особенности гидросферы на примере своей местности.

Второй год обучения:

1. Отработать методики биоиндикации окружающей среды.

2.Определять (измерять):

результаты мероприятий по охране природы своей местности;

оценивать экологическое состояние учебно-опытного участка, степень озеленения.

3. Называть (показывать):

мероприятия по охране атмосферного воздуха;

примеры рационального и нерационального размещения производства.

4.Оценивать и прогнозировать:

тенденции развития природных объектов и явлений;

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности.

5. Объяснять:

причины возникновения экологических проблем и пути их решения

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

        2.1 Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36. Начало         занятий–с        1 сентября,        окончание занятий–31        мая. (Приложение 1).

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в классной комнате, лаборатории. Используется следующее оборудование:

1) Физическая карта Тамбовской области.

2) План посёлка Зелёный.

3) Физическая карта России.

4) Почвенная карта Тамбовской области.

5) Атласы Тамбовской области – 15 штук.

6) Термометр, барометр, флюгер, осадкомер.

7) Ученическая метеостанция.

8) Гербарии растений Тамбовской области – 10 штук.

9) Коллекции насекомых Тамбовской области – 5 штук.

10) Статистические данные сельского совета о численности населения посёлка Зелёный.

11) Экологическая карта Тамбовской области.

12) Фильтры, шагомер, рулетка, планшеты.

13) Технические        средства        обучения: компьютеры, видеопроектор,

14) Увеличительные приборы (микроскопы, ручные лупы);

комплект        приборов,        посуды        и        принадлежностей        для микроскопирования.

15) Лабораторное оборудование: лупы, наборы для микроскопирования, лабораторная посуда, весы.

Методическое обеспечение:

методические разработки по темам программы, презентации, определители,

методические        рекомендации        для        проведения         практических, лабораторных, исследовательских работ, видео и фотоматериалы, обучающие видеофайлы, электронные образовательные ресурсы.

Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации биологического направления, а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы

Форма проведения занятий аудиторно-лабораторная: тематические лекции, семинары, рассказы, эвристические беседы; работа с определителем, картами, выступления и доклады учащихся; цифровая фотосъемка учащимися объектов природы, викторины и конкурсы; обучающие игры.

Программа предусматривает применение следующих методов:

методы обучения: словесные, наглядные, практические, презентации проектов, результатов исследовательских работ;

методы мотивации и стимулирования самостоятельной деятельности обучающихся (создание проблемной ситуации, эвристическое наблюдение, лабораторная работа, исследование);

методы обучения и развития творчества (метод образного видения, метод придумывания);

метод проблемных ситуаций (исследовательский метод, эвристический метод, метод проблемного изложения);

методы исследовательской и проектной деятельности (создание проблемной ситуации, альтернативные вопросы, задачи по моделированию);

экскурсионные        методы;

словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой;

репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений;

частично-поисковые методы (при самостоятельном приготовлении и изучении микропрепаратов);

исследовательские методы (при работе с микроскопом);

наглядные методы: просмотр видео-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, учебных электронных пособий, биологических коллекций, плакатов, микропрепаратов.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в просторном кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.

Педагогические технологии, используемые в обучении:

1. Технологии критического мышления (составление кластеров, прием Фишбоун, «Написание синквейна» и т.д.) формируют  у учащихся независимую, взвешенную позицию по отношению к изучаемой теме; развивают умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически подходить к получаемой информации.        

2.Проектно-исследовательские технологии (предполагают участие в коллективных проектах или выполнение исследовательских работ). Применение этих технологий обеспечивает развитие исследовательских навыков (целеполагание, применение исследовательских методик, фиксация, обработка и анализ полученных результатов), навыков самостоятельной работы и сотрудничества, навыков публичного выступления.

2. Проблемное обучение способствует формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать информацию в ходе решения проблемных ситуаций.

3. Информационно-коммуникационные технологии предполагают обучение навыкам поиска информации в интернет-источниках (поисковых системах, сайтах и т.п.), использование цифровых образовательных ресурсов. Их применение повышает наглядность и информативность обучения,

 способствует        формированию        у        учащихся        информационной культуры, расширению кругозора, обогащению содержания образования.

4.Элементы тестового контроля используются для закрепления и диагностики знаний.

5. Здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности учащихся, с учетом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и укрепление здоровья и снижение утомления учащихся, формирование умения правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального напряжения.

2.3.        Формы аттестации

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий; участие учащихся в мероприятиях (викторинах, конференциях), защита проектов.

Формы аттестации включают в себя следующие этапы:

Этап

Период

Основные задачи

Использование

результатов

1

Входной

контроль

В начале изучения программы

Оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса

Выявления уровня

подготовки обучающихся

2

Текущий контроль

В ходе работы над программой

Стимулирование учащихся к обучению и своевременная корректировка возникающих затруднений

Разработка мер,

направленных на

устранение затруднений

учащихся

3

Промежуточный  контроль

По окончании 1 полугодия учебного года

Контроль качества освоения основной дополнительнойпрограммы на данном рубеже

Коррекция системы

обучения на 2 полугодие

4

Итоговый контроль

По окончании изучения программы

Выявление

 уровня обученности учащихся

Выявление уровня развития

способностей и личностных качеств

обучающегося и их соответствия

прогнозируемым результатам

 данной программы.

2.4.        Оценочные материалы

При проведении текущей и промежуточной диагностики по программе учитываются:

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

Высокий уровень – учащийся освоил весь объем биологических знаний 80-100%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные биологические термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

Средний уровень – у учащихся объем усвоенных биологических знаний составляет 50-70%, сочетает специальную биологическую терминологию с бытовой.

Низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема биологических знаний, предусмотренных программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные биологические термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

Высокий уровень – учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; самостоятельно подбирает и работает с оборудованием, не испытывает особых трудностей; выполняет практические биологические задания с элементами творчества.

Средний уровень – у учащихся объем усвоенных экологических умений и навыков составляет 50-70%, подбирает и работает с оборудованием с помощью педагога, в основном выполняет задания на основе образца.

Низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% предусмотренных биологических умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

2.5 Методическое обеспечение программы

Название раздела, темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения итогов

1 год обучения

Вводное занятие

теоретиче

ские,

практиче

ские

проблемный,

поисковый

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, схема «Природные компоненты»

Анкетировани е

1

Характеристика природных компонентов ПК пос. Зелёный

теоретиче

ские,

практиче

ские

Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ

наглядных пособий,

практические: инструктаж по технике безопасности, практическая работа, работа с научной литературой, картой, компасом, коллекциями

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, инструктивные карточки,

статистические материалы, план пос. Зелёный, карты, ученическая метеостанция, компасы, коллекции, рулетка, планшеты

Оформление результатов экскурсии,

практическая работа, тестирование, составление кластеров, «Написание синквейна»

2

Раздел 2 «Составление кластера «Взаимосвязь природных компонентов»

теоретиче

ские,

практиче

ские

словесные: рассказ,

объяснение, беседа,

наглядные: показ

наглядных пособий,

практические:

работа с

картой, статистическими материалами. Проведение итоговой

диагностики

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, статистические материалы, схема «Взаимосвязь природных компонентов в ПК пос. Зелёный»

Практическая работа, составление кластера

3

2 год обучения

Экологическая характеристика местности

теоретиче

ские, практиче

ские

словесные:

объяснение, беседа,

наглядные: показ

наглядных пособий,

практические:

работа со

статистическими материалами

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, статистические материалы, материалы теста

Оформление результатов экскурсии,

практическая работа, тестирование «Экологические факторы среды»

4

Экологическое состояние пос. Зелёный

теоретиче

ские,

практиче

ские

словесные: рассказ,

объяснение, беседа,

наглядные: показ

наглядных пособий,

практические:

дидактические

задания,

инструктаж по

технике

безопасности,

работа с

микроскопом

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, микроскопы, оборудование для микроскопирова ния, инструктивные карточки, статистические материалы, план пос. Зелёный, компасы, коллекции, рулетка, планшеты

Оформление результатов экскурсии,

практическая работа, тестирование

5

Подведем итоги исследований

практиче

ские

словесные, практические: публичные выступления,

наглядные: представление презентаций

Компьютерная презентация, компьютер, проектор

Творческий отчет

Итоговое занятие

практиче

ские

Проведение итоговой

диагностики

Компьютер, проектор, презентации учащихся

НПК «Через творчество и поиск к совершенству»-защита проектов

Список литературы для педагога:

1. Бадмаев Е.Д. Психология ускоренного обучения. М.: Просвещение, 1998.

2. Долгова М. Т. Земля у нас одна. Т.: Тамбовиздат,  2002.

3. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Выполнение индивидуальных исследовательских работ школьников: Методические рекомендации // Методическое пособие для образовательных учреждений. Приложение №6 к журналу «Дополнительное образование и воспитание». – М.: ООО «Витязь М», 2012.

4. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и в кружковой работе (на зоологическом материале). / Сост. А. В. Кулев. – Л.: ЛОИУУ, 1990.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013.

6. Следников А.А. Климатические ресурсы Тамбовской области. Т.:ТГУ, 2000.

7. Степанов А.Н. Край родной, навек любимый. Т.: ТОИПКРО, 2003.

8. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие. – М.: Планета, 2010

9. Чебышев Н.В., Богоявленский Ю.К., Демченко А.Н. и др. – Руководство к лабораторным занятиям по биологии. – М.: Медицина, 1999.

10. Черников А.А. Город Рассказово и окрестности, М.: ТРАНСИЗДАТ,2004.

Список литературы для детей:

1. Большая книга знаний / пер. с англ. Ю.В. Блажко, В.В. Лисецкой и др – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.

2. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 2005.

3. Пугал М. А. Экологический мониторинг. М.: Просвещение 2015.

4. Руднев О.А. Книга для чтения по ботанике. М.: Просвещение, 2010.

5. Рыжов И. Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг городской среды. М.:Галактика 2014.

Конкурсный материал размещен на официальном сайте МБОУ Платоновской СОШ

http://platonsk.68edu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/ - Сведения об образовательной организации – Образование – Дополнительное образование

«Цифровые следы» реализации программы:

-в информационно-коммуникационной сети «Интернет» - на официальном сайте МБОУ Платоновской СОШ

http://platonsk.68edu.ru/tvorcheskie-raboty-uchashhihsya/ - работы учащихся во вкладке Методическая копилка -  Творческие работы учащихся

http://platonsk.68edu.ru/filialy/zelyonovskij-filial/metodicheskaya-kopilka-2/ - работы учащихся во вкладке Филиалы – Зеленовский филиал № 1 – Методическая копилка

Приложение 1

Календарный   учебный   график

1 год обучения

   №п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Беседа, инструктаж, анкетирование

2

Вводное занятие

Учебный класс

Входная диагностика

2

сентябрь

лекции, семинары

2

Взаимосвязь компонентов ПК

Учебный класс

3

Сентябрь, октяб

рь

исследовательские практикумы

4

Географическое положение пос. Зеленый

Учебный класс, парк пос.Зелёный

Практическая работа

4

октябрь

лекция, семинар

4

Ровесник Рассказовского района

Учебный класс

5

Октябрь, ноябрь

лекция, семинар

4

Заглянем в древность

Учебный класс

6

ноябрь

исследовательский практикум

4

Рельеф, полезные ископаемые

Учебный класс, парк пос.Зелёный

Практическая работа

7

Ноябрь декабрь,

семинар, исследовательский практикум

4

Почва – чудесная кладовая

Учебный класс, парк пос.Зелёный

Практическая работа

8

декабрь

исследовательский практикум

4

Почва родного края

парк пос.Зелёный

Практическая работа

9

Декабрь, январь

лекция, семинар

4

Характеристика времён года Рассказовского района

Учебный класс

10

январь

семинар, исследовательский практикум

4

Особенности температурного режима своей местности

Учебный класс

Практическая работа

11

Январь, февраль

семинар, исследовательский практикум

4

Особенности климатических показателей в пос. Зелёный

Учебный класс, парк пос.Зелёный

Практическая работа

12

февраль

лекция, семинар

4

Внутренние воды. Водные ресурсы

Учебный класс

13

Февраль, март

экскурсия

4

Внутренние воды родного края

парк пос.Зелёный

Оформление экскурсии

14

март

семинар, исследовательский практикум

4

Растительный мир родного края

Учебный класс, парк пос.Зелёный

Практическая работа

15

март

экскурсия

4

Красота растительного мира

парк пос.Зелёный

Оформление экскурсии

16

Март, апрель

экскурсия

4

Знаем ли мы видовой состав растений

парк пос.Зелёный

Оформление экскурсии

17

апрель

семинар, лекция

2

Животный мир родного края

Учебный класс

18

Апрель, май

исследовательский практикум

2

Знакомство с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных растений

парк пос.Зелёный

Практическая работа

19

май

лекция, семинар, практикум

4

Итоговое занятие

Учебный класс

Практическая работа

20

май

дискуссия, диспут

2

Итоговое занятие

Учебный класс

составление кластеров

май

зачет

2

Итоговое занятие

Учебный класс

составление кластеров

2 год обучения

   №п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Беседа, инструктаж, анкетирование

2

Вводное занятие

Учебный класс

Входная диагностика

2

сентябрь

лекции, семинары

4

Общая экологическая характеристика Рассказовского района. Влияние растений на окружающую среду посёлка

Учебный класс

3

Сентябрь, октяб

рь

лекции, семинары

4

Охрана окружающей среды. Общая экологическая характеристика посёлка

Учебный класс

тест

4

октябрь

исследовательский практикум

4

Отработка методик биоиндикации окружающей среды с помощью растений, используемых в озеленении пос. Зелёный

Парк пос.Зелёный

Практическая работа

5

Октябрь, ноябрь

исследовательский практикум

4

Оценка экологического состояния учебно-опытного участка

Учебно-опытный участок

Практическая работа

6

ноябрь

исследовательский практикум

4

Загрязнение атмосферы выбросами транспорта и пылевыми частицами

Пришкольная территория

Практическая работа

7

Ноябрь декабрь,

исследовательский практикум

4

Оценка степени озеленения пришкольной территории

Пришкольная территория

Практическая работа

8

декабрь

исследовательский практикум

4

Определение классов жизненности растений парка

Учебный класс, парк пос.Зелёный

Практическая работа

9

Декабрь, январь

исследовательский практикум

4

Экологическое картирование территории парка

Учебный класс, парк пос.Зелёный

Практическая работа

10

январь

семинар

6

Взаимосвязь компонентов ПК п. Зелёный

Учебный класс

Составление кластеров

11

февраль

семинар, практикум

8

Фиксация и обработка данных результатов исследований

Учебный класс

Составление кластеров

12

март,

апрель

семинар

12

Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез

Учебный класс

Представление результатов работы

13

апрель, май

семинар, практикум

8

Творческие отчёты по результатам исследований, оформление рефератов

Учебный класс

Творческие отчёты

14

май

практикум

2

Подготовка к НПК «Через творчество и поиск к совершенству»

Учебный класс

Подготовка к конференции

15

май

экскурсия

2

Итоговое занятие

Конференцзал

Конференция

Приложение 2

Методические материалы

Практическая работа «Оценка степени озеленения пришкольной территории»

1. Подсчитайте количество деревьев и кустарников на территории образовательного учреждения.

2. С помощью рулетки измерьте площадь газона (цветников).

3. Подсчитайте общую площадь кроны деревьев, кустарников, газона.

Sобщ= Sд+ Sк + Sг.

4. Рассчитайте площадь зеленых насаждений, приходящихся на одного учащегося (S1). Для чего общую площадь разделим на количество учащихся (к) в образовательном учреждении.

S1 = Sобщ : к

5. Сравните полученные результаты с данными Всемирной организации Здравоохранения (на одного жителя Земли должно приходиться не менее 50м2 зеленых насаждений. На 1 га должно быть 90 – 150 деревьев).

Мною подсчитано количество деревьев и кустарников на территории начальной школы. С помощью рулетки измерила площадь кроны деревьев, кустарников, цветников и подсчитала общую площадь. Она равна 1804м2 .

Рассчитала площадь зеленых насаждений, приходящихся на одного учащегося начальной школы. Для чего общую площадь разделила на количество учащихся (38 человек), получилось 47,5м2, сравнила полученные результаты с данными Всемирной организации Здравоохранения. На каждого учащегося начальной школы приходится 47м2, что почти соответствует данным Всемирной организации Здравоохранения, то есть степень озеленения территории начальной школы является достаточной.

Практическая работа «Определение классов жизненности растений парка»

Для оценки жизненности деревьев использовалась специальная шкала:

1 класс – здоровое дерево. Деревья не имеют внешних признаков поврежденья кроны и ствола. Густота кроны обычная для господствующих деревьев этого вида. Мертвые и отмирающие ветви находятся в нижней части кроны. В верхней части кроны отмерших и отмирающих ветвей нет или они единичны (снаружи кроны не видны). Закончившие рост листья и хвоя зеленого или темно-зеленого цвета, любые повреждения листьев и хвои незначительны.

2 класс – ослабленное (поврежденное) дерево. Обязателен хотя бы один из признаков: а) снижение густоты кроны на треть за счет преждевременного опадания листьев или изреживания; б) наличие 30% мертвых и (или) усыхающих ветвей в верхней половине кроны; в) повреждение за счет объедания, скручивания, ожога, хлороза, некроза и прочее, до трети всей площади листьев.

3 класс – сильно ослабленное (сильно поврежденное) дерево. В верхней половине кроны присутствует хотя бы один из следующих признаков: а) густота кроны (облиственность) уменьшена на 60% за счет преждевременного опадания листьев или изреживания кроны; б) наличие 60% мертвых или усыхающих ветвей; в) повреждение 60% всей площади листьев или хвои. К такой категории относятся также деревья с одновременным наличием признаков а), б), в) и иными повреждениями.

4 класс – отмирающее дерево. Основные признаки отмирания деревьев: крона разрушена, ее густота менее 15..20% по сравнению со здоровой; более 70% ветвей кроны, в том числе и ее верхней части, сухие или усыхающие, оставшиеся на деревьях хвоя и листья с признаками хлороза, то есть они бледно-зеленого, желтоватого, желтого, оранжево-красного цвета в летний период. При некрозах листья и хвоя становятся белесыми, коричневыми и черными. На стволах могут быть признаки заселения стволовыми вредителями.

5 класс – сухое дерево. В первый год после гибели на дереве могут быть остатки сухой хвои, листьев, часто имеются признаки заселения насекомыми. В дальнейшем постепенно утрачиваются кора и ветви.

Обобщенные данные о классах жизненности наиболее часто встречающихся пород

Порода

Класс.

Всего.

1

2

3

4

5

Береза

60

12

7

5

2

86

Липа

1

1

2

Ясень

2

1

3

Акация

1

1

1

3

Тополь

1

1

2

Рябина

2

1

3

Яблоня

9

4

13

Клен

2

1

3

Туя

3

1

4

Сирень

5

2

1

1

9

Вишня

2

1

3

Шиповник

1

1

2

Исследовательский практикум «Растительный мир родного края»

Рассказовский район, лежащий в зоне лесостепи, включающий два типа растительности – лесной и степной, - один из интереснейших по флоре и фауне.

Растительные типы, подобные современным, образовались ещё в конце мелового периода. Наступившее в конце третичного периода похолодание заставило растительные пояса сдвинуться к югу. Последовавшее затем оледенение уничтожило здесь всё живое. В периоды потепления растительный покров снова возвращается с юга на север. После отступления последнего ледника установился климат более сухой и тёплый, чем современный, в это время некоторые степные растения, а также сравнительно теплолюбивые лесные породы, как, например, дуб и лещина, продвинулись далеко на север. Затем наступил более влажный и холодный период, приближающийся к современному, и распределение флоры стало примерно соответствовать теперешнему состоянию.

В тесной связи с почвами располагается растительный покров посёлка Зелёный.

Не блещет наша природа яркими красками юга, резкими контрастами света и тени, но есть в ней своё очарование. Так и манят плакучие ивы к берегу тихого пруда, куда ни глянь – повсюду мягкие, нежные, завораживающие тона и оттенки. Чуть дунет ветер – дрожат, трепещут листья берёз, тихо колышется трава; пригреет солнце – вмиг выползут на поляну жучки, паучки, звонко запоют птицы.

Сколько интересного, поучительного и поэтического найдёт в нашей природе любознательный человек!

Большая часть площади посёлка должна занимать разнотравно–злаковая растительность степей северного типа. Ныне степь вся распахана и изменена вмешательством человека, однако в неудобных для обработки местах можно встретить отдельные виды растений, характерных для девственной степи.

Лесополосы – древесные насаждения, способствующие равномерному распределению и задержанию снега. В нашем посёлке их два вида: полезащитные и придорожные. Наиболее старые лесополосы расположены вдоль железной дороги.

Болотная растительность распространена на избыточно увлажнённых участках суши – болотах, которые находятся неподалёку от железной дороги. Из растений здесь преобладают осока, лопух, разнотравье.

Водная растительность наших прудов не очень богата. Она располагается в определённых местах водоёмов. У берегов растут тростник, камыш, клевер, хвощ, повитель, в воде – некоторые виды водорослей. Составление таблицы:

Список основных растений парка поселка Зеленый

Акация желтая (карагана)

 Сосна обыкновенная

Береза бородавчатая

Тополь берлинский

Вишня обыкновенная

Туя западная

Ель обыкновенная

Черемуха виргинская

Клен остролистый

Шиповник коричневый

Липа крупнолистная

Яблоня дикая

Рябина обыкновенная

Ясень высокий

Сирень обыкновенная

Исследовательский  практикум

«Отработка методик биоиндикации окружающей среды с помощью растений, используемых в озеленении пос. Зеленый»

Рассказовский район – это особая социально-экономическая и природная среда обитания живых организмов, в том числе и человека. Среда Рассказовского района характеризуется плотной застройкой, обилием искусственных материалов в жилище и на улицах, изменением режима освещения, средним уровнем шума, радиационного фона. Загрязнены поверхностные и подземные воды, воздух. Качество воздуха – один из показателей качества окружающей среды, влияющий на здоровье человека и состояние зеленых насаждений. В целом состояние воздушного бассейна района удовлетворительное. В районе 26 промышленных предприятий, из которых 23 расположено в г. Рассказово.  Ежедневно в атмосферу попадают сотни веществ, которые отсутствуют в природе. Наиболее распространенными атмосферными загрязнителями являются сернистый газ, оксиды азота, соединения свинца, хлор, формальдегид и др. Увеличивается средняя концентрация железа, никеля, свинца, диоксида серы, оксидов углерода, уменьшается – меди, цинка. Кроме промышленных предприятий, источником загрязнения атмосферы являются котельные, автомобильный транспорт, склады минеральных удобрений и ядохимикатов.

Загрязнение атмосферы химическими веществами является наиболее опасным фактором для жизни человека. От состояния атмосферы зависит здоровье и жизнь людей, так как не отвечающая гигиеническим нормативам воздушная среда, приводит к развитию у людей ряда патологий,  связанных с органами дыхания и другими системами организма. Анализ заболеваемости населения Тамбовской области и г. Тамбова свидетельствует о высоком уровне заболеваемости по легочной патологии как взрослого, так и детского населения. Особенно высок уровень заболеваемости в городах области, на территории которых действуют промышленные предприятия, крупные автомагистрали, железные дороги.

В связи с ухудшением экологической обстановки возникает необходимость контроля за качеством окружающей среды. Одним из методов такого контроля является биоиндикация, т.е. оценка экологической обстановки с помощью растений.

В качестве растений-биоиндикаторов можно использовать цветочно-декоративные растения: астру, петунию, герань, люпин.

Астра – при воздействии высоких концентраций загрязняющих веществ, особенно сернистого газа, астры блекнут, изменяют свой цвет.

Петуния – особенно чувствительна к воздействию этилена. Наблюдается существенное уменьшение размеров ее цветов, недоразвитие и не раскрытие цветочных почек.

Герань – весьма чувствительна к общему загрязнению окружающей среды герань красного цвета. Наблюдается повреждение в виде засыхания отдельных цветков в соцветиях, светлых пятен на лепестках. Осветления на лепестках имеют весьма характерный вид расплывающихся светло-розовых пятен.

Люпин многолетний – при воздействии высоких концентраций загрязняющих веществ, особенно сернистого газа, у люпина резко снижается урожайность семян.

Методика проведения опыта:

Опыт проводится методом визуального наблюдения за состоянием вегетативных органов, взятых для эксперимента растений – герани, петунии, астры и оценивается урожайность семян люпина. Для эксперимента необходимо 30 растений каждой культуры. Оценивается состояние вегетативных органов в контрольные дни: 30 июля, 15 августа, 30 августа, 15 сентября. С люпина взвешиваются семена растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...

Персонально ориентированная воспитательная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности

Актуальность организации персонально ориентированной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования обусловлена спецификой самого дополнительного образования, которая создает благопри...

Дополнительная программа Естественнонаучной направленности "ЭКО-ЛЕС"

Программа расчитана на два года. Для 6-7 классов  Имеет эколого-биологичекую направленность....

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...