Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)
рабочая программа

Баннова Ольга Юрьевна

Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель  программы  - социализация личности ребенка в процессе работы с природным материалом,  изготовления сувенира и дарения его своим близким.

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_iz_chudes_-_20_-_21.doc987 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Направленность программы:        художественная.

Уровень программы:      базовый.

Актуальность

Природа оказывает благодатное воздействие на развитие творческих возможностей ребёнка. Встречи с природой расширяют представления  детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные  явления, дают огромный простор для детской фантазии.

Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов для работы. Изготовление сувениров, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что природные материалы «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Если природный материал соединить с ловкостью рук, то его можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков  установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа с крупой, гладкой поверхностью, работа с материалом, обладающим шероховатой поверхностью стимулирует нервные окончания, находящиеся на подушечках пальцев. Выполняя пальчиками различную работу с природным материалом, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Работа с мелким материалом необходима для развития тактильных ощущений и тактильной памяти. Следовательно  нужно предлагать детям трогать разные поверхности и работать с необычными природными  материалами: опилками, древесной стружкой, семечками, косточками, зерном разного вида, ракушками и т.д.

Поэтому основным направлением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса из чудес» является работа с природным материалом растительного и морского происхождения (выполнение сувениров, композиций, панно, картин).

Отличительные особенности  программы состоят в том, что в современных условиях  жизнь, быт, окружение в сельской местности  имеют ряд положительных и отрицательных особенностей, не учитывать которые педагог не может.

Пространственная ограниченность села и удаленность от культурных образцов развития оставляет сельскую жизнь за гранью новых культурных процессов, создаваемых современным обществом. Это все создает определенные трудности вхождения сельских детей в огромный социум.

Но есть и положительные черты сельской жизни, которые необходимо использовать в  педагогической деятельности. В селе ребенка с самого рождения постоянно сопровождает природное окружение. Это открывает  для  педагога  огромные возможности, это основа развития данной программы.

Труд по изготовлению работ из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Работа требует определённых усилий воли, у ребёнка формируются такие  качества, как умение доводить начатое дело до конца. Не менее важно воспитать у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом, научить основам этики поведения, в том числе и в ситуации дарения подарков. В этом заключается      новизна  программы.  Также реализация программы «Чудеса из чудес» помогает решить проблему свободного времени и социальной адаптации ребенка.

Адресат программы

Программа актуальна для   девочек и мальчиков 7 – 12 лет. В группы принимаются все дети, не имеющие медицинских противопоказаний к работе с природным материалом, не имеющие специальной подготовки и навыков. Прием производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей (законных представителей). Наполняемость групп – 8 – 12 человек. На второй и третий год обучения допускается дополнительный набор учащихся. Состав групп, как правило, одновозрастный.

Младший школьный возраст является одним из важных этапов формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для формирования и развития волевой регуляции поведения и деятельности. Это период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста.

Труд, в том числе и с природным материалом, является средством достижения гармонии, природно-биологического, социального баланса в развитии ребенка, а формирование личности в труде - способом естественного, природосообразного, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.

Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий

Формы организации деятельности  обучающихся на занятии:

-индивидуальная,

-групповая,

-фронтальная.

Основными формами проведения занятий являются:

-экскурсия;

-беседа;

-практическая работа;

-защитатворческих проектов;

-выставка первых работ;

-галерея одной картины;

-мастер-класс;

-творческая мастерская;

-соревнование;

-эксперимент, игра.

В каждой теме в ходе работы используются словесный, наглядный и практический методы обучения. На начальном этапе  - объяснительно-иллюстративные и репродуктивные: обучающиеся рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем, после усвоения этого процесса применяется частично-поисковые методы, задание усложняется: детям показывают картину, иллюстрацию, фотографию и они самостоятельно выбирают способы крепления, этапы сборки и осуществляют предварительное конструирование. И на третьем этапе могут быть применены исследовательские методы обучения: детям предлагается тема и работа выполняется самостоятельно.

Объем программы (количество часов):      144 часов  - 1-й год обучения, 216 часов - 2-й год обучения, 324 часа – 3-й год обучения.

Сроки реализации программы:           3 года

Цель  программы:   социализация личности ребенка в процессе работы с природным материалом,  изготовления сувенира и дарения его своим близким.

Задачи:

Обучающие:

- обучение детей основным технологиям работы с природными материалами разного происхождения.

Развивающие:

-   развитие творческих способностей  детей в процессе работы с природными материалами и закрепление  их  в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Воспитательные:

-  воспитание у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом.

Планируемые результаты:

1-й  год  обучения.

Предметные результаты:

-   знать основные виды природных материалов растительного, морского происхождения;

-   время сбора, способы хранения природных материалов;

-   основные этапы работы с природными материалами.

Метапредметные результаты:

- выполнять основные виды работ (эскиз, конструирование, крепление, сборка, оформление) по заданной теме;

- выбирать подходящий  материал для работы, подготовить его к работе (правильно собрать, засушить сухоцветы, листья, шишки; покрасить необходимые детали).

Личностные результаты:

- формирование таких качеств личности: упорство в достижении поставленной цели, аккуратность при выполнении любого вида творческой работы.

2-й  год  обучения.

Предметные результаты:

- знать  возможные сочетания природных материалов;

-специфику работы с разными материалами;

-  выполнить все технологические приёмы.

Метапредметные результаты:

-  знать основы цветосочетаемости;

-   самостоятельно выбрать природные материалы для осуществления собственного замысла.

Личностные результаты:

- стремление доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом.

3-й год обучения

Предметные результаты:

- знать основные этапы выполнения мозаики зерном, яичной скорлупой.

- уметь подготавливать  материал (яичную скорлупу, зерно) к  работе (удаление пленки со скорлупы, смешивание различных красителей, окрашивание скорлупы и зерна красителями);

- владеть основными приемами  наложения зерна, заполнения отдельных частей рисунка в разных направлениях зерном продолговатой формы; сочетания в одной работе зерна разной формы, структуры и плотности;

- знать основные правила окрашивания разных видов зерна, яичной скорлупы.

Метапредметные результаты:

-  знать определение понятия «мозаика»;

- историю появления мозаики как вида искусства и развития этого вида искусства; историю    использования яичной скорлупы как декоративного материала в Китае, Вьетнаме;

- самостоятельно создавать сюжетную композицию  в технике мозаики яичной скорлупой.

Личностные результаты:

- овладение основами этики поведения в ситуации дарения подарков, выполненных своими руками.

Учебный план  (1 год обучения)

                   

                       Название  темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля по разделам

Всего часов

Теор

Практ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

                                                                                                           

          Вводное  занятие.

   

        «Окно в природу» - экскурсии, сбор природного материала, подготовка его к хранению.

         Работа с природным материалом  растительного происхождения.

                                                   

         Работа с природным материалом  морского происхождения.

 

         Работа с сыпучими материалами (разные виды круп).

         Итоговая  работа с использованием  известных  материалов  и техник исполнения  (по выбору  обучающихся).

         Итоговое  занятие

                             

       

 Итого:

                                                                                                           

 2

 8

 

38

 

32

 

46

16

 

2

144

 2  

 2

 

10

 

9

 

13

 

4

1

41

-  

 6

 

28

   

23

   

33

 

12

1

103

Беседа

Беседа, опрос

Выставки

Выставки

Выставки

Творческая работа

Презентация  творческих работ

Содержание учебной программы (1-й год обучения)

  №

                  Название    темы

Количество

часов

Всего

Теор.

Практ.

  1.

   2.

3.

4.

5.

     Вводное занятие: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с выставкой. Подготовка к экскурсиям.

     «Окно  в  природу»  

   1.   Экскурсия в лес. Сбор природного материала растительного происхождения.

   2.     Обработка экскурсионного материала (засушивание листьев, семян, сухоцветов; способы хранения).

  1. Экскурсия на берег моря. Сбор материала.
  2. Обработка материалов экскурсий (мытье, сушка, сортировка, укладывание в коробки).

   Работа с материалом  растительного происхождения.

     Изготовление картинки-открытки   «Волшебный букет»        

     Природный материал: семена тыквы и кабачка, любые мелкие семена, окрашенная манная крупа.

       Цель: конструирование цветков хризантемы (наложение семян по окружности в 2-3 ряда на плоской основе), осваивать технику аппликации раст. прир. мат-лом  по тканевой основе.

             - Рассматривание образца, выполнение эскиза-рисунка на бумаге, подготовка рамки-основы, подбор материала, окрашивание.

         -выполнение стебля в технике аппликации манной крупой; выполнение схемы цветка, предварительное конструирование 1-го ряда лепестков, крепление (клей); 2-й ряд лепестков; выполнение середины цветка.

       

 - Выполнение двух цветков букета по образцу 1-го цветка.

       

 - Оформление букета  зелеными листьями по эскизу.

    - Выполнение рамки и подставки для открытки; подведение итогов.

         

Сувенирная композиция «На озере»

Природный материал: солома, половинки скорлупы грецкого ореха, створки скорлупы фисташек, сухой мох и мелкие травянистые растения.

Цель: освоить проволочное крепление, приступить к объемному конструированию.

 - Рассматривание образцов, иллюстраций лебедей; выполнение эскиза и схемы последовательности сборки. Подбор материала. Подготовка основы (озера): окрашивание.

-  Конструирование лебедя по схеме. Сборка, крепление (проволока, пластилин).

-    Конструирование двух лебедей по образцу 1-го.

-  Раскрашивание птиц. Оформление озера (камыши, берега). Подведение итогов.

Сувенир-подвеска «Подарок маме»

Природный материал: солома, семена различных растений: арбуза, кабачка, тыквы, крылатки ясеня, гороха и др.

Цель: совершенствовать навыки объемного конструирования, технику соединения деталей.

- Рассматривание образца; выполнение эскиза и схемы последовательности сборки. Подбор материала, подготовка его к работе.

- Конструирование и крепление основы-рамки по схеме.

-    Конструирование цветков из разных семян растений

-  оформление  соломенной рамки цветами, украшение цветными лентами или нитями. Подведение итогов.

«Деревенская  избушка»-

                     изготовление  картины-панно

Природный материал: сухие одревесневшие стебли кислицы, сухоцветы, засушенные листья травянистых растений.

Цель: продолжать осваивать технику аппликации  раст. прир. мат-лом на бумажной основе – картоне.

-   Подготовительный этап: выполнение рисунка, подготовка основы, подготовка материала к работе,

Разработка схемы конструирования избушки и заборчика.

-      Сборка и крепление избушки. Оформление окошка.

-      Сборка и крепление заборчика.

-      Оформление работы сухоцветами и листьями,

выполнение и оформление рамки. Подведение итогов.

Работа  с природным материалом  морского происхождения.

Сувенир-панно  «Краб»

Природный материал: 2 ракушки разного размера спизулы сахалинской, 2 раковины мидии, 16 мелких ракушек , 2 зернышка кукурузы, сухие водоросли, песок.

Цель: знакомство с фауной морей Дальнего Востока Виды крабов (особенности строения, обитания); развитие интереса к краеведению; введение новых определений и понятий; учить приёму создания схематического рисунка поэтапного изготовления поделки и использование его в качестве плана работы над сувениром; совершенствовать навыки  конструирования, сборки и крепления объемных сувениров.

 - Работа с литературой по краеведению, изучение строения краба; знакомство с природным материалом, который будет использован (раковины);  определения и понятия (моллюск, брюхоногие, двустворчатые; виды раковин: мидия, морской гребешок, спизула сахалинская, катушки; происхождение и использование).

- Выполнение подставки, ее оформление  в технике аппликации (песок, резаная цветная бумага, окрашенная мелкая древесная стружка);

 - Подготовительный этап работы: выполнение плана-схемы работы над сувениром; подбор материала и его подготовка (окрашивание);

       

 – Выполнение сувенира: предварительное конструирование-сборка, крепление.

 – Оформление работы (раскрашивание, покрытие лаком). Подведение итогов.

«Бабочки» - настенная  картина

Природный материал: парные ракушки двустворчатых (3 пары), сухие водоросли.

Цель: знакомство с основными видами бабочек  Дальнего Востока; изучение внешнего строения бабочки; совершенствования навыков создания схематического рисунка-плана работы, конструирования объемного сувенира.

 - Работа с литературой по краеведению.

Подготовка основы: выполнение рамки из картона, крепление ткани на рамку;

- Выполнение фонового рисунка акварелью на тканевой основе;

- Подготовительный этап работы: выполнение плана-схемы работы над сувениром; подбор материала и его подготовка (раскрашивание крылышек бабочек по иллюстрациям и картинам);

 – Выполнение картины: предварительное конструирование-сборка, крепление.

 – Оформление работы (раскрашивание, покрытие лаком), оформление рамки. Подведение итогов.

«Морская  фантазия» - картина

Природный материал: раковины разных видов и величины, сухие водоросли.

Цель: развитие воображения и фантазии; совершенствование навыков конструирования, сборки и крепления из природного материала морского происхождения.

 -  Подготовительный этап работы: создание эскиза-рисунка на бумаге, подбор материала, подготовка его к работе (подкрашивание, лакировка);

-    Подготовка основы: выполнение рамки из картона, крепление ткани на рамку;

-    Выполнение фонового рисунка акварелью на тканевой основе;

-  Сборка и крепление цветов и стеблей.

 -  Оформление букета. Выполнение заготовки для рамки.

- Оформление рамки. Выставка работ с подведением итогов.

Работа с сыпучими материалами (крупы, опилки)

«Необыкновенные  цветы» - картина

Природный материал: манная крупа, макаронные изделия (вермишель «паутинка»).

Цель: освоение техники окрашивания крупы, макаронных изделий; овладение техникой однослойного наложения материала; освоение техники выполнения контура отдельных деталей (линий) тонкой окрашенной вермишелью; воспитание аккуратности и бережливости

 - Подготовка материала к работе: окрашивание и сушка; создание различных цветов, тонов и оттенков.

-  Подготовительный этап работы: рассматривание иллюстраций, образцов, картин; выполнение эскиза; подготовка основы.

-  Освоение техники выполнения контура основных элементов рисунка.

 -  Техника выполнения фона основных деталей.

-  Выполнение основного фона картины и основы для рамки.

-  Оформление рамки. Выставка с подведением итогов.

Забавные картинки «Веселый зоопарк»

Природный материал: манная крупа, кукурузная крупа, макаронные изделия (вермишель «паутинка»).

Цель: отработка техники окрашивания крупы, макаронных изделий; совершенствование техники однослойного наложения материала; отработка техники выполнения контура отдельных деталей (линий) тонкой окрашенной вермишелью; воспитание аккуратности и бережливости.

-  Подготовительный этап.

-  Выполнение контура основных деталей картины.

-  Выполнение  фона  основных деталей картины.

-  Выполнение основного фона работы.

- Выполнение и оформление рамки.

- Выставка с подведением итогов.

«Цвет шиповника» - картина

Природный материал: окрашенные древесные опилки.

Цель: совершенствование навыков работы с сыпучими материалами в технике аппликации; освоение нового материала – древесные опилки; оформление картины в рамку в форме овала.

-  Подготовка основы из гофрированного картона в форме овала; нанесение рисунка – ветки с цветком шиповника;

- выполнение цветка (лепестков и серединки) с наложением тонов и полутонов – аппликация опилками;

- выполнение стеблей и листьев с наложением тонов и полутонов – аппликация опилками;

- выполнение основного фона картины – аппликация манной крупой;

- выполнение рамки-овала в форме колоска из створок фисташек;

- лакировка рамки; подведение итогов по теме.

     

 Итоговая  работа с использованием  известных  материалов  и техник исполнения  (по выбору учащихся).

Природные материалы: все, использованные на первом году обучения.

Цель: обобщение знаний; контроль умений и навыков.

-  Подготовительный этап;

-  Выполнение работы;

- Оформление работы, итоги.

Итоговое  занятие. Подведение итогов года. Презентации творческих работ.

2

8

2

2

2

2

38

10

2

2

2

2

2

8

2

2

2

2

8

2

2

2

2

12

2

4

4

2

32

10

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

46

14

2

2

4

2

2

2

16

2

4

4

2

2

2

16

2

2

2

4

4

2

16

4

4

4

2

2

2

-

1

-

1

10

3

1

0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5

0,5

0,5

0,5

3

1

1

-

1

9

3

2

0,5

0,5

-

-

3

1

-

0,5

0,5

1

3

1

0,5

-

0,5

-

1

13

4

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

5

0,5

1

1

0,5

1

1

4

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

4

1

1

1

1

-

6

2

1

2

1

28

7

1

1,5

1,5

1,5

1,5

6

1,5

1,5

1,5

1,5

6

1,5

1,5

1,5

1,5

9

1

3

4

1

23

7

-

1,5

1,5

2

2

7

1

2

1,5

1,5

1

9

1

1,5

2

1,5

2

1

33

10

1

1,5

3

1,5

1,5

1,5

11

1,5

3

3

1,5

1

1

12

1,5

1,5

1,5

3

3

1,5

12

3

3

3

1

 Учебный план (2 год обучения).

       

  №

Название темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля по разделам

 всего  

Теор.

Практ

   

1

2

3

4

5

6

7

     Вводное  занятие: инструктаж по технике безопасности; подготовка к экскурсиям.

«Окно в природу» - экскурсии, сбор природного материала, подготовка его к хранению.

          Работа с сыпучими материалами  (крупы, опилки).

         Работа с природным материалом растительного происхождения.

 

         Работа с природным материалом морского происхождения.

        Работа с природными материалами разного происхождения.

       

Итоговая работа с использованием всех известных материалов и техник (по выбору воспитанников)

       

 Итого:

 3

 

12

   

78

   

51

   

39

   

21

 

12

216

 3

4

 

21

 14

 10

6

 

 3

61

-

   

8

 

57

   

37

   

29

 

15

 

9

155

Тест-опрос

Опрос,беседа

Выставка  

Выставка

Выставка

Выставка

Презентация творческих работ

 

                                   

Содержание учебной программы (2-й год обучения)

    

   

 I.

     1.

     

     2.

     3.

     4.

II.

      1.

2.

3.

4.

III.

 

1.

 

2.

   

3.

 

IV.

1.

   

   

   

   

   

   

   2.

   

   

   

   

   

3.

   

  

V.

1.

 

   

   

   

2.

 

   

   Вводное занятие. Инструктаж по технике

безопасности. Подготовка к экскурсии.

 

  «Окно в природу».

      Экскурсии в лес. Сбор природного материала растительного происхождения.

      Обработка экскурсионного материала  (засушивание семян, листьев, сухоцветов; способы хранения)

      Экскурсии на берег моря. Сбор материала.

      Обработка материалов экскурсий  (просушка, сортировка, укладывание в коробки).

 Работа с сыпучими материалами (крупы, опилки)

Картина-пейзаж «Времена года» 

Природный материал: манная крупа, кукурузная крупа, пшеничная крупа, макаронные изделия.

Цель: совершенствовать навыки работы с сыпучими материалами, отрабатывать технику аппликации крупой; приобщение к художественной культуре  через использование пейзажей известных художников в качестве образцов.

     - Введение новых понятий (пейзаж, живопись); знакомство с творчеством известных русских художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи; подготовка основы и выполнение наброска картины.

   - Подбор цветовой гаммы; основы цветосочетаемости; подготовка материала к работе

(окрашивание).

 - Выполнение контура основных деталей картины

(деревья, кусты, река, тропинка и др.)

- Выполнение фона основных деталей картины; обучение наложению теней и полутонов.

- Выполнение основного фона картины: отдельных бесконтурных деталей фона ( облака на фоне неба, тропинка на фоне поля и т.д.), общего фона.

- Оформление рамки. Подведение итогов.  

Картина «Лесная поляна» 

Природный материал: окрашенные  древесные опилки.

Цель: научить работать с новым по структуре и качеству природным материалом; освоить технику 2-х, 3-х-слойной  аппликации; продолжить знакомство с творчеством известных художников.

- Рассматривание выставочных образцов, выполненных в технике послойной аппликации и побуждение учащихся к самостоятельному поиску последовательности выполнения задания; план работы, выполнение эскиза на бумаге.

- Особенности подготовки опилок к работе (техника окрашивания); подготовка материала к работе.

-  Подготовка основы, нанесение основных линий фона, выполнение фона.

-   Выполнение отдельных элементов картины: облака, стволы и ветви деревьев.

 -   Выполнение отдельных элементов картины: кроны деревьев, кустарники, мелкие декоративные детали (цветы, гроздья ягод и т.д.); подготовка основы для рамки.

-  Оформление рамки. Выставка работ, подведение итогов.

Сувенир «Миниатюра на раковине» 

Природный материал: крупные раковины гребешка для основы, мелкие ракушки разных видов для оформления сувенира, макаронные изделия (вермишель), манная крупа, горох.

Цель: учить работать на основе, отличной по качеству и структуре от картона; закреплять имеющиеся навыки аппликации крупой на более высоком уровне.

-  Выбор сюжета миниатюрной картины; выполнение эскиза сувенира и определение последовательности работы; выполнение рисунка на основе – большой плоской  ракушке морского гребешка.

-Определение цветовой гаммы необходимого материала; подготовка материала к работе: окрашивание крупы и вермишели.

- Выполнение контура основных элементов рисунка в известной технике аппликации окрашенной вермишелью-«паутинкой».

- Выполнение фона основных элементов – техника аппликации крупой.

- Выполнение основного фона миниатюры.

- Крепление готовой миниатюрной картины к подставке, закрепление ее на подставке с помощью декоративных элементов – ракушек разных видов (по схеме-эскизу).

- Оформление сувенира: подкрашивание, лакирование. Подведение итогов по теме.

Сувенир «Пасхальное яйцо» 

Природный материал: яйцо, освобожденное от содержимого; макаронные изделия (вермишель «паутинка»),

манная крупа; материал для подставки (по выбору): ракушки разных видов, спилы веток, кусочки коры.

Цель: учить работать на основе, отличной по качеству и структуре от картона; закреплять имеющиеся навыки аппликации крупой на более высоком уровне.

- Подготовка основы (яйцо); выполнение эскиза сувенира, рисунка на основе; подготовка материала для аппликации (окрашивание);

- Выполнение контура основных деталей рисунка (вермишель «паутинка»);

- Выполнение фона основных деталей рисунка (аппликация крупой);

- изготовление подставки (подбор необходимого материала- по выбору, сборка, склеивание);

- оформление подставки, лакирование; крепление пасхального яйца к подставке;

- оформление сувенира, подведение итогов.

Работа с материалом растительного происхождения

Сувенир-оберег  «Веничек-домовушка»

Природный материал: стебли с колосьями травянистых злаковых

растений; семена риса, кукурузы, гречки, мака, гороха, фасоли, подсолнечника, пшена.

Цель: знакомить с традициями и обычаями русского народа; укреплять связь с семьей; воспитывать заботливое отношение к родным и близким людям; учить навыкам работы с травянистыми материалами – связывание, скручивание.

- знакомство с традициями русского народа;

подготовительный этап: сортировка колосьев, выравнивание их по верхушке; обрезка; изготовление метелочки (связывание в три этапа);

- выполнение из метелочки веничка (скручивание и прошивание);

- выполнение декоративных элементов – цветочки, подковки, надписи;

- оформление веничка согласно обычаям домашних оберегов (наклеивание семян, декоративных элементов).

Картина «Наседка  с  цыплятами» 

Природный материал: еловые шишки, крылатки ясеня, арбузные семечки, солома, пшено, пшеничная крупа, окрашенные крупные и мелкие опилки, яичная скорлупа, вермишель «паутинка».

Цель: учить работать с растительным материалом разных свойств, размеров, требующим разных техник исполнения; повышать интерес к работе с природным материалом, развивая фантазию и воображение.

- предварительный этап: подготовка основы, выполнение на основе рисунка,  отбор и подготовка материала;

- выполнение курицы: бусы, сережки, гребешок (арбузные семечки); крылья в 2 ряда (крылатки ясеня);

- выполнение курицы: хвост( чешуйки крупных еловых шишек в 2 ряда); туловище (крупная окрашенная пшеничная крупа);

- выполнение цыплят: туловища (пшено), лапки (вермишель в 2 ряда); скорлупки (яичная скорлупа);

- выполнение фона: зеленая лужайка (крупные опилки), голубое небо и облака (мелкие опилки);

- оформление работы : глаза, клювы (солома); выполнение заготовки для рамки;

- оформление рамки, лакирование отдельных деталей; подведение итогов.

Панно  «Аист на крыше – мир на Земле» 

Природный материал: соцветия опушенных травянистых злаков, солома, семена бархатцев, семена конского щавеля, мелкие опилки.

Цель:  продолжать учить работать с растительным материалом разных свойств, размеров, требующим разных техник исполнения; совершенствовать технику послойной аппликации.

- подготовка основы, выполнение рисунка, подготовка материала;

- выполнение оперения птиц (накладывание материала снизу вверх в одном направлении, соблюдая изгибы тела птиц);

- выполнение фона: озеро, небо, облака (мелкие опилки);

- оформление декоративными элементами: камыши (опилки, семена конского щавеля); ноги птиц, клювы (солома); крылья; хохолки (семена бархатцев) – техника послойной аппликации;

- выполнение и оформление рамки; подведение итогов.

Работа с материалом морского происхождения

Сувенир «Бабочка-махаон» 

   Природный материал: 2 одинаковые крупные раковины морского гребешка, 2 одинаковые раковины мидий , 1 раковина, сухие водоросли.

   Цель: учить изготавливать объемные сувениры достаточно большого размера; совершенствовать навыки крепления тяжелых деталей из морских раковин; развивать фантазию и воображение.

- выполнение план-схемы последовательности работы над сувениром; эскиза сувенира; подбор материала и его подготовка к работе (окрашивание по образцу и иллюстрациям);

- подготовка подставки; крепление верхних крылышек;

- крепление нижней пары крыльев, туловища;

- оформление сувенира, лакировка; выставка сувениров с подведением итогов.

Сувенир  «Сахалинские  мотивы»

Природный материал: ракушки разного размера и вида, морское стекло, камешки и другой морской материал;

Цель: продолжать учить изготавливать объемные сувениры достаточно большого размера; совершенствовать навыки крепления  деталей из морских раковин; развивать фантазию и воображение,  цветовое восприятие оттенков стекла и  раковин.

-выполнение  эскиза сувенира; подбор материала;

предварительное конструирование по эскизу;

- крепление отдельных декоративных фрагментов (камешки в виде цепочки, стекло в виде веточки и т.д.);

- оформление сувенира,  лакировка; выставка сувениров с подведением итогов.

Картина  «Стеклянная мозаика»

Природный  материал: морское отшлифованное стекло разного цвета, битые ракушки;

Цель: совершенствовать технику работы с достаточно тяжелыми природными материалами; учить выполнять рисунок в технике мозаики; развивать фантазию и воображение,  цветовое восприятие оттенков стекла и раковин;

- определение термина «мозаика»; выполнение несложного рисунка или узора на основе;

- подбор материала в зависимости от выбранной цветовой гаммы рисунка;

- предварительная  сборка  отдельных  элементов рисунка или узора из максимально подходящих  по форме и цвету кусочков стекла и ракушек с последующим их креплением;

- выполнение в той же технике основного фона рисунка или узора из стекла одного цвета;

- оформление рамки; подведение итогов.

Работа с материалом разного происхождения

  «Волшебные крылья»

Природный материал: перья птиц черного  и белого цвета, окрашенная манная крупа;

Цель: научить работать с материалом, требующим максимальной

аккуратности и точности в креплении; развивать чувство прекрасного

- изготовление рамки-основы (из картона);

натягивание на рамку тканевой основы;

- нанесение на ткань фонового рисунка (гуашью, акварелью) – замысел по выбору;

- выполнение бабочек: изготовление трафарета верхнего и нижнего крылышек; вырезание по трафарету симметричных верхних и нижних крыльев;

- крепление крыльев, туловища, усиков;

- оформление бабочек: нанесение рисунка на крылышки в технике аппликации манной крупой (по образцу, иллюстрациям);

-крепление бабочек к основе; выставка работ с подведением итогов.

Итоговая  работа с использованием  известных  материалов  и техник исполнения  (по выбору воспитанников).

Природные материалы: все, использованные на втором году обучения.

Цель: обобщение знаний; контроль умений и навыков.

-  Подготовительный этап.

-  Выполнение и оформление работы; подведение итогов по теме.    

 Итоговое занятие. Презентации творческих работ. Подведение итогов года.

3

12

3

3

3

3

78

18

3

3

3

3

3

3

21

3

3

3

6

3

3

21

3

3

3

3

3

3

3

18

3

3

3

3

3

3

51

12

3

3

3

3

21

3

3

3

3

3

3

3

18

3

3

6

3

3

39

12

3

3

3

3

9

3

3

3

18

3

3

3

6

3

21

21

3

3

6

3

3

3

12

3

6

3

3

4

1

1

1

1

21

5

2

1

0,5

0,5

0,5

0,5

6

1

1

0,5

2

0,5

1

5

1

1

1

0,5

0,5

-

1

5

1

1

1

1

-

1

14

3

1

1

-

1

6

1

1

1

1

0,5

0,5

1

5

1

1

2

0,5

0,5

10

3

1

1

0,5

0,5

2

1

0,5

0,5

5

1

1

1

2

-

6

6

1

1

2

0,5

0,5

1

3

1

1

2

-

8

2

2

2

2

57

13

1

2

2,5

2,5

2,5

2,5

15

2

2

2,5

4

2,5

2

16

2

2

2

2,5

2,5

3

2

13

2

2

2

2

3

2

37

9

2

2

3

2

15

2

2

2

2

2,5

2,5

2

13

2

2

4

2,5

2,5

29

9

2

2

2,5

2,5

7

2

2,5

2,5

13

2

2

2

4

3

15

15

2

2

4

2,5

2,5

2

9

2

5

1

           

Учебный план (3-й год обучения)

                        Тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроль по разделам

Всего

Теор.

Практ

I.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Работа с зерном

История мозаики. Материалы и инструменты.

Технология мозаики зерном.

Техника оформления изделия.

Подготовка материала к работе.

Панно «Кошка» (по выбору).

Панно «Собака» (по выбору).

Творческая работа «Домашний любимец».

Панно «Цветы» (по выбору).

Творческая работа «Букет».

108

3

3

3

9

18

18

18

18

18

22

2

1

1

3

3

3

3

3

3

86

1

2

2

6

15

15

15

15

15

Викторина, Беседа-опрос

Опрос

Опрос

Выставка

Презентации творческих работ

II.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Работа с яичной скорлупой

Технология мозаики скорлупой. Материалы и инструменты. Оформление изделия.

Подготовка материала к работе.

Панно «Подсолнух».

Панно «Лотос».

Панно «Тюльпаны».

Панно «Мак».

Панно «Бабочка».

Панно «Коралловый риф».

Панно «Осень».

Панно «Маяк»

Панно «Натюрморт».

Панно «Тоскана».

213

9

9

15

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

69

3

3

3

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

144

6

6

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

Беседа-опрос

Тестирование

Беседа-опрос

Презентации творческих работ

Итоговое занятие

3

1

2

Защита творческих работ

Итого:

324

92

232

Содержание учебной программы (3-й год обучения)

                        Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

I.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

II

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Работа с зерном

История мозаики. Материалы и инструменты.

Технология мозаики зерном.

Техника оформления изделия.

Цель: -  дать определение понятия «мозаика»;

           -  происхождение мозаики как вида искусства;

           -  знакомство с основными этапами выполнения мозаики зерном.

Материалы и оборудование: видеофильм об истории происхождения мозаики (мозаичная техника в Египте, Греции, Византии, Древнем Риме, Флоренции, России; исламская и арабская мозаика); картины, иллюстрации, образцы.

Подготовка материала к работе.

Цель: - познакомить с  основными правилами окрашивания разных видов зерна;

           - формировать практические  навыки в технике окрашивания и сушки зерна.

Материалы и оборудование: зерно (пшено, длиннозерный рис, гречка), гуашевые и акварельные краски, кисточки, емкости  для окрашивания, листы бумаги для просушивания.

Панно «Кошка» (по выбору)

Цель: - отрабатывать навыки выполнения эскиза, рисунка на основе;

           - формировать навыки выполнения мозаики в технике аппликации зерном, уделяя внимание цветовым переходам и сочетанию цветов;

           - освоить основные приемы наложения зерна, заполнения отдельных частей рисунка.

Материалы и оборудование: картон, копировальная бумага, трафареты рисунков, окрашенное зерно (пшено), тонкие деревянные палочки, клей.

1.Подготовка  основы  для  рисунка, выполнение на основе эскиза, подбор зерен для работы.

2.Выполнение изображения кошки в технике мозаики зерном разных видов и цветов.

3.Выполнение фона картины.

4.Финишное оформление работы.

Панно «Собака» (по выбору)

Цель:

- закреплять навыки выполнения эскиза, рисунка на основе;

- продолжать освоение основных приемов наложения зерна, заполнения отдельных частей рисунка в разных направлениях зерном продолговатой формы (рис, перловая крупа); сочетания в одной работе зерна разной формы, структуры и плотности.

Материалы и оборудование: картон, копировальная бумага, трафареты рисунков, окрашенное зерно (пшено, рис, перловая крупа), тонкие деревянные палочки, клей.

1.Подготовка  основы  для  рисунка, выполнение на основе эскиза, подбор зерен для работы.

2.Выполнение изображения собаки в технике мозаики зерном разных видов и цветов.

3.Выполнение фона картины.

4.Финишное оформление работы.

Творческая работа «Домашний любимец»

Цель: - обучение созданию несложной сюжетной композиции в технике мозаики зерном;

Материалы и оборудование: окрашенное зерно разных цветов и оттенков, материал для основы, трафареты сюжетных композиций, копировальная бумага, карандаши, маркеры, клей, лаки, пинцет, деревянные палочки, подложка под работу с зерном.

Панно «Цветы» (по выбору)

Цель: - закреплять навыки выполнения эскиза, рисунка на основе;

 - продолжить формирование навыков выполнения мозаики в технике аппликации зерном, уделяя внимание цветовым переходам и сочетанию цветов;

 - продолжать освоение основных приемов наложения зерна, заполнения отдельных частей рисунка в разных направлениях зерном продолговатой формы (рис, перловая крупа); сочетания в одной работе зерна разной формы, структуры и плотности.

Материалы и оборудование: картон, копировальная бумага, трафареты рисунков, окрашенное зерно (пшено, рис, перловая крупа), тонкие деревянные палочки, клей.

1.Подготовка  основы  для  рисунка, выполнение на основе эскиза, подбор зерен для работы.

2.Выполнение изображения цветка, букета в технике мозаики зерном разных видов и цветов.

3.Выполнение фона картины.

4.Финишное оформление работы.

Творческая работа «Букет»

Цель: - продолжить обучение созданию несложной сюжетной композиции в технике мозаики зерном;

Материалы и оборудование: окрашенное зерно разных цветов и оттенков, материал для основы, трафареты сюжетных композиций, копировальная бумага, карандаши, маркеры, клей, лаки, пинцет, деревянные палочки, подложка под работу с зерном.

1.Подготовка  основы  для  рисунка, выполнение на основе эскиза, подбор зерен для работы.

2.Выполнение изображения цветка, букета в технике мозаики зерном разных видов и цветов.

3.Выполнение фона картины.

4.Финишное оформление работы.

Работа с яичной скорлупой

Технология мозаики скорлупой.

Цель: - познакомить с историей использования яичной скорлупы как декоративного материала в Китае, Вьетнаме;

- дать представления об истории появления и развития этого вида искусства;

Материалы и оборудование: фрагменты видеофильмов, иллюстрации, картины, образцы.

Материалы и инструменты. Оформление изделия.

Цель: - познакомить с возможностями и особенностями такого материала как яичная скорлупа;

           - с разными видами материалов, которые можно использовать в качестве основы (картон, оргалит, стекло); красок для тонирования основы, лаков для оформления;

Материалы и оборудование: разные виды основ, красок и красителей, лак, кисти, пинцет, клей, яичная скорлупа, емкости для окрашивания, маркеры, копировальная бумага.

Подготовка материала к работе.

Цель: - научить основным этапам подготовки скорлупы:

  1. Удаление пленки со скорлупы;
  2. Основные правила смешивания различных красителей.
  3. Окрашивание скорлупы красителями (анилиновые, пищевые, природные красители; акриловые, аэрозольные краски; бытовые средства – зеленка, синька, марганцовка, йод);

Материалы и оборудование: красители, емкости для окрашивания, яичная скорлупа, пинцет.

 Панно «Подсолнух»

 Цель: - обучение созданию несложной сюжетной композиции в технике мозаики яичной скорлупой;

Материалы и оборудование: окрашенная яичная скорлупа разных цветов и оттенков, материал для основы, трафареты сюжетных композиций, копировальная бумага, карандаши, маркеры, клей, лаки, пинцет, деревянные палочки, подложка под работу со скорлупой.

  1. Подготовка поверхности основы и эскиза.

Перенос рисунка на поверхность основы.

  1. Разламывание скорлупы нужных оттенков на кусочки и выкладывание основных деталей мозаики.
  2. Заполнение фоновых участков мозаики;

особенности  плавного перехода одного цвета в другой.

  1. Финишная отделка изделия (нанесение на декорированную поверхность бесцветного лака, обводка фрагментов композиции и прорисовка мелких деталей).

Панно «Лотос»

Цель: продолжать обучение по созданию несложной сюжетной композиции в технике мозаики яичной скорлупой.

  1. Подготовка поверхности основы и эскиза.

Перенос рисунка на поверхность основы.

  1. Разламывание скорлупы нужных оттенков на кусочки и выкладывание основных деталей мозаики.
  2. Заполнение фоновых участков мозаики;

особенности  плавного перехода одного цвета в другой.

  1. Финишная отделка изделия (нанесение на декорированную поверхность бесцветного лака, обводка фрагментов композиции и прорисовка мелких деталей).

 Панно «Тюльпаны» (отработка умений и навыков по плану).

 Панно «Мак» (отработка умений и навыков по плану).

 Панно «Бабочка» (отработка умений и навыков по плану).

Панно «Коралловый риф» (отработка умений и навыков по плану).

 Панно «Осень» (отработка умений и навыков по плану).

 Панно «Маяк» (отработка умений и навыков по плану).

 Панно «Натюрморт» (отработка умений и навыков по плану).

 Панно «Тоскана» (отработка умений и навыков по плану).

 

Итоговое занятие (презентации творческих работ, обсуждения, подведение результатов, награждение)

108

3

3

3

9

18

18

18

18

18

213

9

9

15

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

3

22

2

1

1

3

3

3

3

3

3

69

3

3

3

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

1

86

1

2

2

6

15

15

15

15

15

144

6

6

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

2

Система оценки достижения планируемых результатов

Для отслеживания результативности образовательного процесса при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Чудеса из чудес» используются следующие виды контроля.

Текущий контроль результативности осуществляется в ходе оформления и ведения  уголка-экрана, где регулярно отмечаются успехи каждого обучающегося. На  занятиях   после подведения итогов по каждой теме обучающиеся получают жетоны разного цвета за качество исполнения работы. Причем каждый ребенок учится объективно оценивать работу других.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         В результате каждый ребенок в течение года набирает определенное количество разноцветных жетонов. Он имеет возможность контролировать свои достижения и видит успехи других детей. Это отличный стимул к самосовершенствованию.

Кроме этого обучающиеся получают призовые жетоны за выполнение конкурсных выставочных работ. Это – мотивация к активному участию в делах объединения и ЦТ.

Промежуточный контроль определяет степень усвоения учащимися учебного материала по каждой отдельной теме и проводится в форме итоговых занятий по теме с обязательной выставкой по этой теме.

Итоговый контроль  проводится в конце учебного года или курса обучения в форме презентации творческих работ с обязательным  коллективным анализом работ, самоанализом.

Знания, умения и навыки детей контролируются в ходе практических работ, на  итоговых занятиях  по темам, где широко применяется такая форма контроля, как взаимопроверка и самоконтроль.  Степень овладения практическими умениями и навыками также показывают выставки работ обучающихся:

- ежегодные выставки первых работ внутри объединения под названием «Дебют»;

- тематические выставки внутри объединения;

- выставка, постоянно действующая в объединении и пополняющаяся

ежегодно лучшими работами детьми объединения;

- выставки в рамках сельских фестивалей, выставки районного и  областного масштаба, для которых отбираются  лучшие работы.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество дней

Количество часов

Режим занятий

1-й год

15 сентября

31 мая

36 недель

144

  2 раза в неделю, продолжительность занятия – 2 часа, с 10-минутным перерывом.

2-й год

15 сентября

31 мая

36 недель

216

        2 раза в неделю, продолжительность занятия – 3 часа с 10-минутным перерывом для проветривания помещения и отдыха в конце каждого часа.

3-й год

15 сентября

31 мая

36 недель

324

   3 раза в неделю, продолжительность занятия – 3 часа с 10-минутным перерывом для проветривания помещения и отдыха в конце каждого часа.

Методическое обеспечение программы

При разработке образовательной программы использована основная идея педагога дополнительного образования  Р. Пантелеевой и методиста  В. Гайнулиной  ЦТ  «Импульс» г. Видное Ленинского района Московской области о социальной адаптации ребенка в ходе обучения изготовлению подарка-сувенира из различных материалов.

В каждой теме в ходе работы используются словесный, наглядный и практический методы обучения. На начальном этапе  - объяснительно-иллюстративные и репродуктивные: обучающиеся рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем, после усвоения этого процесса применяется частично-поисковые методы, задание усложняется: детям показывают картину, иллюстрацию, фотографию и они самостоятельно выбирают способы крепления, этапы сборки и осуществляют предварительное конструирование. И на третьем этапе могут быть применены исследовательские методы обучения: детям предлагается тема и работа выполняется самостоятельно.

В течение года учащиеся могут принимать участие в различных тематических мероприятиях объединения и Центра творчества согласно циклограмме воспитательных мероприятий по шести направлениям: «Родной очаг», «Закон и порядок», «Палитра», «36 и 6», «Отечество», «Голубая планета».  Мероприятия способствуют более качественной реализации воспитательных задач, поставленных данной программой: воспитание у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом; развитие творческих способностей в коллективной творческой деятельности; воспитание  таких качеств характера, как выдержка, ответственность, взаимопомощь, терпение, самостоятельность.

Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса из чудес» необходимы следующие материально-технические условия:

учебный кабинет;

учебное оборудование:

- столы и стулья для учащихся и педагога;

- полки и шкафы, а также коробки для хранения природных материалов и удобства пользования ими;

технические средства обучения:

- компьютер и программное обеспечение;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- мультимедийные материалы;

необходимое кол-во природного материала разного происхождения для    выполнения индивидуальных и коллективных работ в течение всего года;

соответствующая литература;

необходимые инструменты и материалы: гофрированный картон или фанера для основы, ножницы, канцелярский нож, разные виды клеев, гуашевые и акварельные краски, кисточки, скрепки, карандаши, материал для изготовления рамок;

наглядные пособия;

- гербарии, образцы природных материалов, живые объекты (моллюски), чучела (крабы, бабочки);

- образцы с выставок;

- фотоматериалы, видеозаписи и иллюстрации;

- карты-трафареты, технологические карты изготовления работ;

- учебные пособия по работе с природными материалами.

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса из чудес» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования», прошедшим курсы переподготовки по специальности «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых», курсы повышения квалификации по программе «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и инвалидностью от 5 лет до 18 лет»  и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов

Список  литературы для педагога:

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей
    от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.4.3172-14
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  6. Устав МБУ ДО ЦТ с. Чехов.
  7. Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области», ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области», ГБОУДО «Областной центр внешкольной воспитательной работы», Южно-Сахалинск, 2020.

  1. Базик,  И. Я. Книга для воспитателя. - 2-е издание дораб.- М., Просвещение, 1991.    -  175 с.
  2. Белякова, О.В. Поделки из природных материалов. -  М.,  АСТ-        М., 2010 -  316(4) с.
  3. Богатеева, З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента. - М., Просвещение, 1992. – 168 с.
  4. Гусакова,  Г.А. Аппликация, 3-е изд., доп. и дораб. -  М.,  Просвещение,  1997. -    128 с.
  5. Мешакина, Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-Пресс Книга,   2011. – 80 с. – (Мастер-класс на дому)
  6. Оригинальные картины из зерен / сост.  Гаравская Д.М. Кеймина В.А Кошки и собаки, Контэнт, 2009. -  64 с.
  7. Перевертень, Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука. Поделки своими   руками. -  Донецк: Издательство  АСТ, Сталкер, 2004 – 14(2) с.
  8. Перевертень, Г.И. Чудеса из пуха растений. Поделки своими руками. -  Донецк:  ООО Издательство АСТ, Сталкер, 2004 – 14(2)
  9. Уникальные картины из зерен, Цветы и букеты / под ред. Е. Зуевской, Контэнт, 2011 -  48 с.
  10. Что можно сделать из природного материала /  сост. Гульянц Э.К.,

Список литературы для родителей и воспитанников:

  1. Коллекция идей:  журнал для умелых ребят. -  М., ЗАО Эдипресс-Конлига, 2010-2011 гг.
  2. Лубковска, К. И. Сделаем это сами. -  М., Просвещение, 1993. – 123 с.
  3. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок. -  М., Изд-во  Эксмо, 2002. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса робототехники"

Рабочая программа по реализации робототехники в школе будет являться инновационном продуктом, потому что дает возможность одаренным детям развить свои таланты и способности на более глубоком уровне. В...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из бумаги"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Чудеса из бумаги» имеет художественную направленность и  ориентирована  на формирование и развитие творческих ...