Рабочая программа по философии СПО
рабочая программа (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180), с учетом примерной программы учебной дисциплины «Основы философии», предназначенной для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана по специальности среднего профессионального образования
38.02.04. «Коммерция».
Организация-разработчик: Уренский филиал Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Шахунский агропромышленный техникум» (ГБОУ СПО ШАПТ)
Разработчики: Тихобаева Е.А., преподаватель Уренского филиала
ГБОУ СПО ШАПТ.
Рассмотрено: Утверждаю
МО работников филиала зам. зав. филиала
№ __ от ___________2014 г. __________________
Председатель МО___________ Т.А.Маралова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ДИСЦИПЛИНЕ « ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» для средних специальных учебных заведений, утвержденной управлением среднего профессионального образования Минобразования России от 17 июня 2002 года и отвечает требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (базовый уровень среднего профессионального образования).
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.
Цель программы – сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.
Задача курса – студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.
Программа составлена из расчета рабочего учебного плана:
- специальность 38.02.04. «Коммерция» - 52 часа: 48 аудиторных часов, 4 часа самостоятельной работы студентов.
Организация учебного процесса подчинена основным формам учебной деятельности (используются все типы и виды занятий):
- изучение нового материала (лекции, беседы, дискуссии, теоретическое исследование)
- применение и совершенствование знаний (выполнение творческих заданий)
- обобщение и систематизация знаний (семинар, философский турнир)
- комбинированные занятия (сочетание различных типов занятий)
- контроль знаний, умений и навыков (урок-зачет)
Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.
Программа реализует межпредметные связи с историей в темах «Философия Нового и новейшего времени», «философия античного мира и средних веков», «философия и история». Много общих изучаемых проблем у философии и обществознания в разделах «Духовная жизнь человека», «Социальная жизнь человека». Философия является началом многих наук. Философия находится в неразрывной цепи с психологией (тема «Сознание»), математикой (темы «Античные философы: Пифагор», «Научная картина мира. Цвет, ритм, числа»), информатикой (тема «Глобальные проблемы человечества). Региональный компонент реализуется в изучении тем русской философии XIX-XX веков (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев, И.Ильин), самобытности исторического пути России в мировой истории.
В первом разделе « Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени»представлены темы: «Философия Нового и новейшего времени», «философия античного мира и Средних веков». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются идеи, определившие направление культуры в целом.
Во втором разделе «Человек – сознание – познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «учение о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.
В третьем разделе «Духовная жизнь человека» изучаются темы «Философия и научная картина мира», «философия и религия», «философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируются соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.
Четвертый раздел «социальная жизнь» раскрывается через темы «Философия и история», «философия и культура», «философия и глобальные проблемы». В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей 19-20 веков, сохраняющие свою актуальность и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах.
Требования к уровню подготовки студента
В результате изучения Основ философии студент должен знать/уметь:
- Студент, в результате усвоения курса, должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов.
- Студент должен понимать - стать человеком можно, лишь научившись философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.
- Студент должен знать историю философии, представителей философской мысли и основные философские идеи, проблемы изучения человека, основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, социальные аспекты развития общества.
- Студент должен знать основные концепции исторического развития, особенности Российской самобытности, проблемы массовой культуры, глобальные проблемы.
- Студент должен уметь анализировать философские и научные представления о природе человека и общества, понимать связь между философским учением о познании и науками, которые он изучает.
- Студент должен уметь критически анализировать источники информации, систематизировать полученные знания, четко формулировать свои доводы и доказательства на семинарах и зачете.
Требования к минимуму содержания
(Основные дидактические единицы)
Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли, природа человека и смысл его существования, человек и Бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль в обществе. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Итоговый контроль знаний по дисциплине – устный зачет.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Введение. ( 1 час) Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии.
Требования к знаниям: студент должен знать истоки философии, ее функции, основной вопрос философии.
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени. (11 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии, смысл и значение этой эпохи.
Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.
Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков (5 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать идеи семи мудрецов, которые положили начало всей античной науке, учение Фалеса, учение о Дао, теорию о числах и геометрических фигурах Пифагора, знать понятие бытия у Парменида. Студент должен знать сущность философии Сократа и Платона, киников, киренаиков, мегариков, стоиков. Студент должен знать содержание патристики и схоластики.
Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать эволюцию философских учений, уметь рассуждать, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к семинару.
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур), циники, стоики, скептики.
Философия средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
Самостоятельная работа студентов:
- подготовить доклдаы «Философия в системе культуры», «Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании», «Теория государств Платона», «Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии», «Философия Византии».
- подготовка к семинару «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена» по плану:
- Гераклит и Парменид – два великих философа древности. Учение о бытии Парменида. Диалектика Гераклита.
- Сократ и Платон – учители европейской цивилизации. Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.
- Древнегреческие циники, их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни. Скептицизм и его значение для человеческого познания.
Литература:
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.
- Хрестоматия по истории философии. В 3т. Т.1. – М., Владос, 2000.
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени(6 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать сущность метода индукции Ф. Бэкона, рационализма Р. Декарта, основы немецкой классической философии, сущность материализма и диалектики, студент должен знать философию «пессимизма», теорию о сверхчеловеке, русскую философию XIX века, философию XX века.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать, сопоставлять, уметь определять мировоззренческие позиции, уметь работать с дополнительной литературой и самостоятельно готовиться к семинарскому занятию, доказывать свою точку зрения на семинаре.
Философия Нового времени, спор сенсуалистов ( Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (Кант и Гегель). Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).
Пост классическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).
Русская философия 19-20 веков.
Современная философия (Неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и пост структурализм).
Самостоятельная работа студентов:
- подготовить доклады «Декарт: очевидность как критерий истины», «Эпикур и его учение о счастье», «Моральная философия Канта», «Философия пессимизма Шопенгауэра», «Гегель и Фейрбах: вершина и конец немецкой классической философии».
- подготовка к семинару «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия» по плану:
- Философия нового времени. 17 век – утро рационализма.
- Эпоха просвещения – торжество рационализма
- Г.Гегель и Л. Фейербах: вершина и конец немецкой классической философии
- Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
Литература:
- Философия. Учебник. 2-е издание. / Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: ТОН, 2001.
- Хрестоматия по истории философии в 3т. Т.2,3. – М.: Владос, 2000.
Раздел 2. Человек – сознание – познание (14 часов)
Требования к умениям: Студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.
Требования к умениям: Студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. Должен понимать связь между философским учением о познании приемами познания тех наук, которые он изучает.
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема (6 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать гипотезы о происхождении человека, фундаментальные характеристики человека, категории человеческого бытия.
Требования к умениям: студент должен уметь определять социальные позиции человека, связывать философские понятия с современной жизнью, уметь анализировать природу человека, уметь понимать связь философии с естественными науками. Студент должен уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.
Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: не сводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, неопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
Самостоятельная работа студентов:
- подготовить доклады«Современная наука и философия о проблеме происхождения человека», «Фундаментальные характеристики человека».
- подготовка к семинару «Человек как главная философская проблема» по плану:
- Философия о происхождении и сущности человека.
- Основные отношения человека.
- Фундаментальные характеристики человека
- Основополагающие категории бытия.
Литература:
Губан В.Д. Основы философии. – М.: ТОН, 1999. Ч 2. гл. 1
Тема 2.2. Проблема сознания (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать философские представления о сознании, теории З.Фрейда и К. Юнга, современные научные интерпретации проблемы сознания и подсознания.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать, сопоставлять факты. Уметь должен самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.
Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Самостоятельная работа студентов:
- подготовить доклады «Сознание, мышление, язык», «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»
- подготовка к семинару «Проблема сознания» по плану:
- Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).
- Идеальное и материальное.
- Сознание, мышление, язык.
- Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.
Литература:
- Губин В.Д. Основы философии. – М.:, ТОН, 1999. Ч.2, гл.»
- Философия. Учебник. 2-е издание под редакцией В.Д. Губина. – М.: ТОН, 2001. Ч.5 , гл.7.
- Фрейд З. Психоанализ, Религия, Культура. – М, 1992.
Тема 2.3. Учение о познании (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать о природе познания, методы и формы научного познания.
Требования к умениям: студент должен уметь различать взгляды сенсуалистов, рационалистов, агностиков на природу познания, уметь анализировать и определять свою точку зрения.
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм, научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.
Раздел 3. Духовная жизнь человека ( 10 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.
Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности с современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать категории научной картины мира, их философские интерпретации, философские представления о месте человека в космосе.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать факты, уметь использовать знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, уметь сопоставлять античные и современные представления о структуре мира.
Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить доклады:«Аристотель –энциклопедия античной философии», «Николай Коперник. Новые представления о мире», «Учение о Вселенной в трудах Джордано Бруно»
Тема 3.2. Философия и религия (2 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать мировые религии, сущность религии и ее влияние на человеческое общество, знать современные точки зрения о религиозном мировоззрении.
Требования к умениям: студент должен уметь размышлять, сопоставлять, доказывать свою точку зрения и уметь оценивать позиции людей в данном вопросе.
Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.
Тема 3.3. Философия и искусство (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать функции искусства, проблему гения, психологическое и визионерское искусство, знать проблематику кризиса современного искусства.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать предметы искусства, уметь выражать свое отношение к ним, уметь различать высокое и массовое искусство.
Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодернизма.
Раздел 4. Социальная жизнь. (12 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контр культура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.
Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать роль и место отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что, значит, быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современной цивилизации.
Тема 4.1. Философия и история (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать три современные концепции исторического развитии, взгляды философов на развитие истории, знать историческую самобытность России.
Требования к умениям: студент должен уметь использовать знания истории для анализа философских представлений о развитии человеческой цивилизации, уметь выражать свою точку зрения, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой по русской философии для подготовки к семинарам.
Философские концепции исторического развития: концепции прогрессивного однолинейного развития, концепции многолинейного развития, циклического развития. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Тема 4.2. Философия и культура (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать теории происхождения культуры, виды культур, кризисы культуры.
Требования к умениям: студент должен уметь сопоставлять факты, анализировать культурное наследие России, вырабатывать свою точку зрения на проблематику культуры.
Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контр культура. Основные контр культурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить доклады о современной массовой культуре и ее влиянии на современное общество, о контркультурах современности.
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать глобальные проблемы современного общества, влияние науки на нашу жизнь, пути развития мирового общества.
Требования к умениям: студент должен уметь выражать свою гражданскую позицию, уметь философски мыслить, уметь понимать свою ответственность за нашу планету перед поколением потомков, самостоятельно уметь работать с дополнительной литературой.
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить доклады о глобальном потеплении и его влиянии на будущее Земли, о глобальных проблемах человечества и путях их преодоления, о движении антиглобалистов.
2. Тематика докладов по предмету «Основы философии».
Составлена преподавателем ГОУ СПО ШАПТ Тихобаевой Е.А.
- Философия в системе культуры.
- Философия и наука: родство и различие функций
- Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае.
- Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании
- Теория государства Платона
- Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.
- Философия Византии
- Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм.
- Декарт: Очевидность как критерий истины. «Мыслю - следовательно, существую».
- Эпикур и его учение о счастье
- Стоическая философия об идеале мудрой жизни
- Моральная философия Канта.
- Философия пессимизма А. Шопенгауэра.
- Современная наука и философия о проблеме происхождения человека.
- Фундаментальные характеристики человека.
- Основополагающие категории человеческого бытия.
- Сознание, мышление, язык.
- Культ и культура.
- Проблемы современной массовой культуры.
- Культура и контр культура, основные контр культурные движения.
- Проблема «конца истории».
Тематический план учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Макс.нагрузка | Аудиторные часы | Самостоятельная Работа студента | |||
Всего. | Практ. | Лабор. | |||
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени | 17 | 11 | 6 | ||
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков | 8 | 5 | 3 | ||
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени | 9 | 6 | 3 | ||
Раздел 2. Человек – сознание - познание | 17 | 14 | 3 | ||
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема | 8 | 6 | 2 | ||
Тема 2.2. Проблема сознания | 5 | 4 | 1 | ||
Тема 2.3. Учение о познании | 4 | 4 | |||
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | 11 | 10 | 1 | ||
Тема 3.1. Философия и научная картина мира | 5 | 4 | 1 | ||
Тема 3.2. Философия и религия | 2 | 2 | |||
Тема 3.3. Философия и искусство | 4 | 4 | |||
Раздел 4. Социальная жизнь | 14 | 12 | 2 | ||
Тема 4.1. Философия и история | 4 | 4 | |||
Тема 4.2. Философия и культура | 5 | 4 | 1 | ||
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности | 5 | 4 | 1 | ||
Всего часов по дисциплине | 60 | 48 | 12 |
Преподаватель __________ Е.А.Тихобаева
Тематическое планирование учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
на 2006-2007 учебный год
преподавателя Максимчук О.В.
Макс. нагрузка | Аудиторные часы | Самостоятельная работа студента | |||
Всего | Практические | ||||
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени | 17 | 11 | 6 | ||
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков | 8 | 5 | 3 | ||
Семь мудрецов, Фалес, Лао-Цзы, Пифагор, Парменид и Гераклит, атомисты. | 1 | ||||
Софисты и Сократ, киники, киренаики, мегарики, Платон, Эпикур, Стоики | 1 | ||||
Философская мысль средних веков (Августин Блаженный, Фома Аквинский) | 1 | ||||
Семинар «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена». | 2 | ||||
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени | 9 | 6 | 3 | ||
Ф.Бэкон и Р.Декарт, И. Кант | 1 | ||||
А. Шопенгауэр, Серен Кьеркегор | 1 | ||||
Философские воззрения русских мыслителей XIX века, (Ф. Достоевский о природе зла и Л. Толстой «непротивление злу») | 1 | ||||
Философия 20 века (Ф.Ницше и Н.Бердяев). Современная философия, неопозитивизм, аналитическая философия. Структурализм, пост структурализм. | 1 | ||||
Семинар «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия» | 2 | ||||
Раздел 2. Человек – сознание - познание | 17 | 14 | 3 | ||
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема | 8 | 6 | 2 | ||
Происхождение и развитие человека | 1 | ||||
Что из себя представляет человек? | 1 | ||||
Макс Шелер: пять идей о человеке | 1 | ||||
Основные характеристики человека. Категории человеческого бытия | 1 | ||||
Семинар «Человек как главная философская проблема» | 2 | ||||
Тема 2.2. Проблема сознания | 5 | 4 | 1 | ||
Сознание и человеческая природа | 1 | ||||
Мышление, его истоки сущность | 1 | ||||
Семинар « Проблема сознания» | 2 | ||||
Тема 2.3. Учение о познании | 4 | 4 | |||
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. | 1 | ||||
Роль чувств, воли, памяти, воображения в познании. | 1 | ||||
Что такое знание? Наивный реализм, научное знание. | 1 | ||||
Методы и формы научного познания. Проблемы истины | 1 | ||||
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | 11 | 10 | 1 | ||
Тема 3.1. Философия и научная картина мира | 5 | 4 | 1 | ||
Объективный мир и его картина | 1 | ||||
Мир Аристотеля и Галилея | 1 | ||||
Основные категории научной картины мира | 1 | ||||
Научные конструкции Вселенной. Философские представления о месте человека в космосе | 1 | ||||
Тема 3.2. Философия и религия | 2 | 2 | |||
Вера | 1 | ||||
Смысл жизни | 1 | ||||
Тема 3.3. Философия и искусство | 4 | 4 | |||
Искусство как феномен, организующий жизнь. | 1 | ||||
Проблема гения | 1 | ||||
Психологическое и визионерское искусство | 1 | ||||
Кризис современного искусства | 1 | ||||
Раздел 4. Социальная жизнь | 14 | 12 | 2 | ||
Тема 4.1. Философия и история | 4 | 4 | |||
Философские концепции исторического развития: концепция однолинейного развития. Г.В. Гегель, К.Маркс. Стадии роста. | 1 | ||||
Концепция многолинейного развития. О. Шпенглер: три души истории | 1 | ||||
Концепция циклического развития. А.Тойнби: мировые цивилизации | 1 | ||||
Мировые культуры Питирима Сорокина | 1 | ||||
Исторический путь России | 1 | ||||
Тема 4.2. Философия и культура | 5 | 4 | 1 | ||
Культура и культ | 1 | ||||
Проблемы массовой культуры | 1 | ||||
Культура и цивилизация | 1 | ||||
Культура и контркультура. | 1 | ||||
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности | 5 | 4 | 1 | ||
Кризис современной цивилизации. Создание мировой системы хозяйства. | 1 | ||||
Гражданское общество и государство | 1 | ||||
Семья | 1 | ||||
ЗАЧЕТ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ | 1 | ||||
Всего часов по дисциплине | 60 | 48 | 12 |
Преподаватель ______ Е.А.Тихобаева.
Литература
Основная литература:
- Губин В.Д. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Москва «Форум инфра-М», 2005 г..
Дополнительная учебная литература:
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М. 1979 год
- Хрестоматия по истории философии в 3т. «Владос», Москва, 2000 г.
- Фрейд «Психоанализ, религия, культура», Москва 1992 год.
- Бердяев Н. «Основные проблемы русской мысли», Москва. Наука 1990 год
- Бердяев Н. «О назначении человека», Москва 1996 год
- Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция», Москва 1996 год
- Лосев А.Ф. «Платон. Аристотель», Молодая гвардия 1993 год.
- Паскаль Б. «Мысли» Из-во Сабашниковых, 1995 год
- Сорокин П.А. «Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество», Политиздат 1992 год.
- Толстой Л.Н. «Путь жизни», Высшая школа, 1992 год
- Чаадаев П.Я. «Философские письма», Современник, 1989 год
- Фрак С.Л. «Смысл жизни. Духовные основы общетва», Республика, 1992 год.
- Фромм Э. «Искусство любить», Педагогика, 1990 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Специальность 050146
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»1.1. Область применения программы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования техниче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПОПримерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Л
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального о...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для группы специальностей 260807«Технологи...
Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальности 072501 «Дизайн» (по отраслям), разработана на основе примерной программы для специальностей среднего профессионального о...
Рабочая программа по Основам философии
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образо...
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального...