РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения основ философии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Основы философии изучаются с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filosofiya_chast_1.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Поволжский государственный межрегиональный
строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
для специальностей среднего профессионального образования
технического профиля.
Саратов 2011
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
Организация-разработчик: Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж.
Разработчик: Спирина Н.В., преподаватель дисциплины «Основы философии» ПГМСК
Рекомендована предметной комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Заключение №_______ от «____»______________________2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4стр
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5стр
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7стр
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 9стр
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными стандартами для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения основ философии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Основы философии изучаются с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы философии» является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла и изучается как базовый учебный предмет при освоении специальностей СПО технического профиля.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать проблемы и противоречия общества и человека, унаследованных от прошлого и возникающих в наше время;
- осознавать свое место и роль в обществе, цели и смысл социальной и личной активности, ответственности за свои поступки;
- выбирать формы и направления своей деятельности;
- критически размышлять над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизни деятельности человека, общества, цивилизации;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, природной окружающей среды;
- о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:
- дисциплина изучается в течение одного семестра;
- объём обязательной нагрузки составляет 48 часов;
- самостоятельная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 12 часов;
- итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме зачета в конце I семестра.
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
- подготовка докладов, сообщений, рефератов - работа с источниками социальной информации | 10 2 |
Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме зачета. |
2.2. Примерная тематика рефератов.
1. Мировоззрение, его сущность, содержание, структура.
2. Философия: смысл и функции. Специфика философского знания.
3. Генезис философии: мифологическое, религиозное, обыденное сознание.
4. Философия и наука: история и современность.
5. Размышления о природе (греческая "физика") как исток и начало западной философии.
6. Греческая предфилософия: Гомер, Гесиод, 7 мудрецов.
7. Ранние греческие мыслители о первоначалах и происхождении мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, пифагорейцы.)
8. Бытие и его выражение в мышлении (Парменид). Парадоксы движения, пространства и времени (Зенон).
9. Атомизм Демокрита: материалистический способ понимания бытия.
10. Античная философия: от космоса к человеку и обществу (софисты, Сократ)
11. Философия Платона: мир идей и мир вещей.
12. Философская система Аристотеля: учение о природе, познании и морали.
13. Греческие философы в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики эпикурейцы.
14. Религиозные основания средневековой философии. Бог как абсолютное бытие. Идеи творения и откровения (Августин, Фома Аквинский).
15. Проблема веры и разума в средневековой философии: проблема веры и разума (Тертуллиан, Августин, Абеляр, Фома Аквинский).
16. Антропологизм и гуманизм мыслителей Возрождения.
17. Научная ориентация философии Нового времени. Ф. Бэкон об очищении разума от "идолов".
18. Сомнение как принцип научного познания (в философии Р.Декарта).
19. Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) Нового времени о познании.
20. Философия французского Просвещения: идеалы разума, свободы и прогресса (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах и др.).
21. Кант о чувственности, рассудке и разуме. Проблема познаваемости мира.
22. Философия Гегеля: диалектическая концепция развития бытия и познания.
23. Классическая философия: основные принципы. Защитники и критики классической философии.
24. Неклассическая философия XIX в.: иррационалистская ориентация (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Фр. Ницше).
25. Научная ориентация философии XIX в.: позитивизм О. Конта и Г. Спенсера.
26. Философия К. Маркса и марксизм.
27. Основные направления и проблемы русской философии XIX в. (по выбору студента).
28. Философско-этические идеи Ф.М. Достоевского.
29. Проблема цельного знания в философии Вл.С. Соловьева.
30. Основные философские ориентации в ХХ в.: космоцентризм и антропоцентризм.
31. Проблемы науки в философии ХХ в. (Б. Рассел, К. Поппер).
32. Философия ХХ в.: направления, идеи, представители (общий обзор).
33. Философия ХХ в.: направления, идеи, представители (одно направление по выбору студента).
34. Общество как предмет философского анализа.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы философии».
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- рабочее место учителя;
- доска;
- книжный шкаф.
Технические средства обучения:
- телевизор;
- экспозиционный экран;
- аудио-центр;
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- принтер;
- сканер.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень рекомендуемых учебных изданий:
Основные источники:
1. П.В. Алексеев История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
2. П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
3. Основы философии. Уч.пособие. Губин В.Д. – М, 2007.
4. Основы философии. Уч.пособие. Горелов А.А. – М, 2007.
5. Философия в схемах и комментариях. Ильин В.В. – СПб, 2005.
6. Сборник опорно-логических схем. Уч.пособие. – М, 2007.
7. Машардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
8. Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.
9. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М: Идея-Пресс, 2001.
10. Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000.
11. Горбачев В. Основы философии. курс лекций. – М, 2002.
Дополнительные источники:
Для преподавателей
1. Философия ХХ века. Учебно-методическое пособие. – М.: МИТХТ, 2000.
2 Канке, В.А. Основы философии : учебник / В.А. Канке. - М. : Логос, 2010.
3. Современная западная философия (вторая половина XIX-XX в.).Уч.пос. Кириллов В.И., Фокин Н.И. (под ред.). -М.:Проспект,2009.
4. Основы современной философии. – М, 2001.
Словари (справочники)
История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002
Краткий словарь политического языка.- М., 2002.
Философский энциклопедический словарь /под ред. Е.Ф. Губский.- М., 2006.
Новый философский словарь/ под ред. В.А.Кондрашова.- СПб., 2008
Интернет-ресурсы
Методические разработки
1. Рабочая тетрадь «Основы философии» для контроля усвоения знаний. 2009г.
2. Задания для Олимпиады по дисциплине «Основы философии». 2009г.
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Основы философии» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, коллоквиумы, семинарские занятия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.
Итоговая аттестация установлена в форме зачета в конце семестра.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки докладов, компьютерных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - анализировать проблемы и противоречия общества и человека, унаследованных от прошлого и возникающих в наше время; | Текущий контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; |
- осознавать свое место и роль в обществе, цели и смысл социальной и личной активности, ответственности за свои поступки; | Тематический контроль: - проведение коллоквиумов; - семинарские занятия. |
- выбирать формы и направления своей деятельности; | |
- критически размышлять над глубинными ценностями и жизненными ориентациями; | Рубежный контроль: - письменная контрольная работа; - проверка и оценка докладов, рефератов, компьютерных презентаций. |
знать: - о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизни деятельности человека, общества, цивилизации; | Текущий контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; |
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, природной окружающей среды; | Текущий контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; |
- о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | Текущий контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; - семинарское занятие. |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» по специальности среднего профессионального образования Туризм.
Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального о...
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «Переработка нефти и газа».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «...
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 «...
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального об...
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «Переработка нефти и газа»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «...
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 21.02.01 «...
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования:13.02.11«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования:13.02.11«Те...