Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальности 072501 «Дизайн» (по отраслям), разработана на основе примерной программы для специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (Заключение Экспертного совета № 088 от «22» марта 2011 г)
Преподаватель:
Шевцова О.Н., преподаватель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_filosofii_1.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Сочинский колледж поликультурного образования» Краснодарского края
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
072501 Дизайн (по отраслям)
Сочи 2011
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальности 072501 «Дизайн» (по отраслям), разработана на основе примерной программы для специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (Заключение Экспертного совета № 088 от «22» марта 2011 г)
Преподаватель:
Шевцова О.Н., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии ___________________________________ Протокол № _______ от ______________ г. | Утверждена Заместитель директора по учебной работе «___» __________________ г. ________________ М.В. Шевцова |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 8 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 072501 «Дизайн» (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дизайнер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В результате освоения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки - 48 час, самостоятельной работы обучающегося- 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе | |
практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе | |
работа с первоисточниками | 8 |
выполнение домашней контрольной работы | - |
работа с учебной и справочной литературой | 4 |
рефераты | 8 |
выполнение тестовых заданий | 4 |
Итоговая аттестация в 5 семестре в форме | дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | 32 | |||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | |||
1. | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии понятийность, логичность, дискурсивность. ЛЗ | 2 | 1 | |
2. | Предмет и определение философии. Основной вопрос философии. ЛЗ | 2 | ||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с первоисточниками, работа с философским словарем | 2 | |||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | |||
3. | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). ЛЗ | 2 | 1 | |
4. | Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. ЛЗ | 2 | ||
5. | Средневековая философия: патристика и схоластика. ЛЗ | 2 | ||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с первоисточниками Рефераты: «Философия Аристотеля», «Теоцентризм философии средних веков», «Философия Древнего Рима» | 4 | |||
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | |||
6. | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. ЛЗ | 2 | 1 | |
7. | Немецкая классическая философия. ЛЗ | 2 | ||
8. | Философия позитивизма и эволюционизма. ЛЗ | 2 | ||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу «Философия Нового времени» Работа с философским словарем: раскрыть смысл понятий «гуманизм», «пантеизм», «деизм», «сенсуализм», «категорический императив», «диалектика» | 4 | |||
Тема 1.4. Современная философия. | Содержание учебного материала | |||
9. | Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Философия бессознательного. ЛЗ | 2 | 1 | |
10. | Особенности русской философии. Русская идея. ЛЗ | 2 | ||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстами: Э. Фромм «Душа человека», В.С.Соловьев «Русская идея» | 2 | |||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 40 | |||
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение. | Содержание учебного материала | |||
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность). Религиозное Средневековье, научная (Новое время, ХХ век) ЛЗ | 2 | 1 | ||
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный. ЛЗ | 2 | |||
13. | Философская антропология. ЛЗ | 2 | ||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Философское эссе «Философская система нашего времени», «Чему учит философия?», «Почему возникла философия?» | 4 | |||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания. | Содержание учебного материала | |||
14. | Бытие, материя, движение. ЛЗ | 2 | 1 | |
15. | Учение о сознании в философии ЛЗ | 2 | ||
16. | Научное познание, его формы и методы ЛЗ | 2 | ||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Творческое задание: «Что такое истина?», «Современная философская картина мира». | 2 | |||
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | |||
17. | Этика и ее значение. ЛЗ | 2 | 1 | |
18. | Основные проблемы социальной философии. ЛЗ | 2 | ||
19. | Общество и природа. ЛЗ | 2 | ||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с первоисточниками, работа со словарем: смысл понятий «этика», «свобода», «ответственность», «нравственный выбор», «общество», «эволюция», «революция», «прогресс», «регресс». Выполнение тестовых заданий. | 4 | |||
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | |||
20. | Философия и культура. Философия и искусство. ЛЗ | 2 | 1 | |
21. | Философия и религия. ЛЗ | 2 | ||
22. | Философия и наука. ЛЗ | 2 | ||
23. | Контрольная работа «Содержание основных разделов философии» | 2 | 3 | |
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Написание эссе «Смысл жизни, как я его понимаю». Выполнение тестовых заданий. | 2 | |||
Итоговое занятие | Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска классная;
- комплект учебно-наглядных пособий (стенды, схемы, таблицы, опорные конспекты, учебные пособия, справочные материалы).
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор;
- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Основные источники:
1.1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для средних учебных заведений. – М., «Академия», 2010.
1.2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М., «Форум: Инфра-М», 2011
1.3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для средних учебных заведений. – М., «Логос», 2009.
1.4. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М., «Форум: Инфра-М», 2011
1.5. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д, «Феникс»,
2010
2. Дополнительные источники:
2.1. Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие. – М., «Инфра-М», 2010
2.2. Кириллов В.И. Логика: учебник для средних учебных заведений. – М., «Норма», 2011
2.3. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – М, «Инфра-М», 2010
2.4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб, «Питер», 2007
2.5. Философия: электронный учебник /Н.Ф.Бучило, А.Н.Чумаков. – М., КНОРУС, 2009
2.6. Философия от античности до современности. Электронная библиотека. – М., DirectMedia
Журналы
- «Вопросы философии»
- «Философские науки»
- Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.
- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения.
- Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия - Философия
- Логос. Международный ежегодник по философии культуры
- Логос. Философско-литературный журнал.
- Философия и общество
Интернет - ресурсы
- www.philosophy.ru
- www.intencia.ru
- www.anthropology.ru
- www.ido.rudn.ru
- www.philosophy.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, при заочной форме обучения – выполнения домашней контрольной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера - практические задания по работе с текстами, с первоисточниками - подготовка и защита групповых и индивидуальных заданий - выступление с рефератом - тестовые задания по соответствующим темам Формы контроля при заочной форме обучения: - выполнение домашней контрольной работы - решение проблемных заданий - тестовые задания по соответствующим темам Методы оценки результатов обучения: - применение традиционной системы отметок в баллах за ответ обучающегося на экзамене при заочной форме обучения и на дифференцированном зачете при очной форме обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Специальность 050146
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»1.1. Область применения программы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПОПримерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Л
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального о...
Рабочая программа по Основам философии
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образо...
Рабочая Программа "История русской философии"
Программа История русской философии.Учебный курс профильной подготовки для учащихся 8- 9 классов17 часов...
Рабочая программа кружка "Основы философии"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Основы философии» для 10, 11 классов составлена на основе Примерной программы по обществознанию: Федеральный компон...
Рабочая программа по Основам философии
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по философии для учащихся 10-х классов
Философия — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, ...