Рабочая программа НОУ "Исток"
рабочая программа по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия села Ивантеевка
Ивантеевского района Саратовской области»
«СОГЛАСОВАНО» Методический совет Протокол № _____ от «____» __________2011 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ « Гимназия с. Ивантеевка» ____________________ Н.В.Джавадова Приказ № ___________ от « _____»_________________ 2011 г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Экологической бригады « ИСТОК»
для учащихся 7 – 10 классов
на 2011-2012 учебный год
Срок реализации: 1 год
Автор: Корсакова Л.И.
учитель биологии, экологии
Рассмотрено:
на заседании МО учителей
по работе с одаренными детьми
Протокол № от «___» _________2011 г.
Руководитель МО: _______________
Ивантеевка – 2011
Пояснительная записка
Адресована учащимся 7 – 10 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия села Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области».
Образовательная программа «Туристское путешествие и экология» реализуется в рамках туристско-краеведческой направленности с элементами экологической и естественно - научной направленностей. При разработке данной программы, использовалась программа начальной подготовки обучающихся в объединениях туристско-краеведческого профиля «Юные туристы». Программа была переработана в соответствии со спецификой занятий объединения школьников в объеме 1-часовой учебной нагрузки в неделю.
Автор составитель: Корсакова Любовь Ивановна, учитель биологии и экологии.
Название кружка:экологическаябригада «Исток».
Актуальностьданной программы заключается в том, что занятия туризмом с элементами экологии – эффективное средство воспитания, физического оздоровления и развития подростков. В условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды в большом городе и все возрастающей гиподинамии школьников, очень важно то, что воспитание, обучение и развитие происходит в непосредственном контакте с природой, в форме походов выходного дня, однодневных, и целевых турпоходов. В данном случае, именно занятия туризмом помогают сохранить здоровье детей.
Новизнапрограммы заключается в ее модификации с учетом введения материала по истории путешествий и географических открытий, усиления экологического и краеведческого блоков. Для воспитания молодого поколения очень важен пример мужественных и самоотверженных первооткрывателей и путешественников, их упорство в достижении своей цели. Большое значение имеет привитие детям, обучающимся по данной программе, навыков здорового образа жизни в тесном общении с природой, исключающих вредные привычки. Поэтому в программу введены несколько тем, посвященных вредному воздействию на организм наркотиков, алкоголя и табака.
Педагогическая целесообразность видитсяв возможности долговременного влияния на формирование личности подростка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения в условиях освоения магистральной направленности — туристско-краеведческой деятельности. Сочетание коллективных действий в туристском путешествии на маршруте или на туристских соревнованиях, воспитывает, как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность. Все это повышает собственную самооценку, и в итоге – дает уверенность в своих силах. Туристская деятельность ценится педагогами как мощный сплачивающий группу инструмент, как дело, отвечающее тяге молодежи к романтике и дающее возможность проявлять свои лучшие качества в реальной ситуации. Объединение экологии и туризма в одной программе позволяет проявиться различным способностям детей и подростков, придает их деятельности общественно полезную направленность.
Цели программы:
Обучение основам туристических знаний, развитие навыков, необходимых для совершения туристических походов первой и второй категории сложности, а также экологическое воспитание личности, способной правильно оценивать свои действия по отношению к окружающей среде.
Задачи программы:
обучающие:
— обучить самостоятельной работе с компасом и картой;
— обучить туристским навыкам, таким как: укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра; вязание узлов;
— обучить оказанию первой доврачебной помощи;
— обучить правилам пользования аптечкой;
— обучить распознаванию и применению наиболее распространенных растений.
развивающие:
— развить у обучающихся умение творчески подходить к решению возникающих проблем, как во время занятий, соревнований, так и в путешествии
— сформировать потребности к самопознании;
— сформировать у детей устойчивые понятия взаимосвязей в природе;
— сформировать навыки необходимые для совершения похода (укладка рюкзака, разведение костра, установка палатки и т. п.)
— развить такие деловые качества, как самостоятельность и, соответственно, самоконтроль и самодисциплину умение ориентироваться, как в пространстве, так и в экстремальной ситуации.
воспитательные:
— воспитать у детей бережное отношение к природе;
— сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию, культуру общения в коллективе и здоровый образ жизни
Направленность:
- Исследовательская работа;
-Участие в районных и областных конференциях, туристических слётах;
-Организация школьных экологических праздников;
-Участие в школьных и районных олимпиадах;
-Работа с научной и научно - популярной литературой.
Возраст детей участвующих в реализации программы: 12 – 16 лет
Срок реализации:1 год(2011 – 2012 учебный год)
Формы и режим занятий: В структуру работы входят выезды и исследовательская работа на водоемах и в лесу, экскурсии и встречи, практические и теоретические работы в лабораториях, экологические акции. Занятия проходят по четвергам -1 час.
Ожидаемые результаты и формы их проверки:
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы экологического воспитания;
- обогащение содержания экологического воспитания;
- вовлечение в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за сохранение природы родного края, формирование ответственного отношения за сопричастность к деяниям предыдущих и будущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в социуме, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил экологии.
Программа отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и экологическое сознание обучающихся, как основа личности будущего экологически грамотного поколения.
Формы подведения итогов реализации дополнительного образования:участие в проектной деятельности, фестивалях, туристических слётах, научно – практической конференции «Шаг в будущее».Первый год обучения: топографические диктанты и зачетные занятия по туристским навыкам. Прошедшие 70 км.пешеходных маршрутов награждаются удостоверением и значком «Юный турист»
Второй год обучения:успешное участие в осеннем и весеннем слетах юных краеведов.
Зачетный турпоход 2 степени сложности. Прошедшим маршрут присуждается 2 юношеский разряд по туризму.
Третий год обучения: успешное участие в осеннем и весеннем слетах юных краеведов.
Зачетный турпоход 3 степени сложности. Прошедшим маршрут присуждается 1 юношеский разряд по туризму.
Четвертый год обучения: успешное участие в осеннем и весеннем слетах юных краеведов.
Зачетный турпоход 1 категории сложности. Прошедшим маршрут присуждается 3 взрослый разряд по туризму.
Итоговая аттестация освоения содержания программы проводится согласно Положению об аттестации обучающихся в учебных группах Дворца, с вручением удостоверений и свидетельств.
Устав экологической бригады «Исток»:
1.Юным экологом может быть любой учащийся гимназии, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
2.Юные экологи обязаны:
- Принимать участие в охране окружающей среды;
- Соблюдать требование природоохранительного законодательства;
- Знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
- Изучать и приумножать природные богатства родного края;
- Постоянно повышать уровень своих экологических знаний.
З.Юные экологи имеют право:
• Принимать участие в международных, всероссийских, областных, и районных экологических акциях и мероприятиях;
- Вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
- Защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;
• Требовать от соответствующих органов, предоставления своевременной,
достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды.
4. Юный эколог всегда должен помнить:
Природа - это живая, чувствительная, очень сложная система;
От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Учебно-тематический план занятий
№п/п | Тема | Количество часов | Содержание | ||
Теория | Практика | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | Правила поведения на улице, во время движения к месту соревнований и к месту сбора туристов перед походом. Безопасность – важнейшее требование к походам. Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. | ||
2 | Рекреационные возможности с.Ивантеевка. | 2 | Туризм – спорт и отдых. Наиболее интересные места для проведения походов и экологических экскурсий. | ||
3 | Экологические связи в живой природе. | 1 | 1 | Формы охраны природы в с.Ивантеевка и Ивантеевском районе. Защитные приспособления у растений и животных. | Знакомство и определение растений |
4 | Организация похода выходного дня. | 0.5 | 0.5 | План подготовки к походу. Распределение обязанностей в группе. | Проведение похода выходного дня |
5 | Туристское снаряжение. | 1 | 1 | Групповое и личное снаряжение для походов выходного дня и требования к нему. Аптечка. Компас, планшет, дневник наблюдений. | Правила укладки рюкзака. Подготовка снаряжения к походу. Подготовка ремонтного набора. Укладка аптечки |
6 | Формы охраны природы. | 2 | 1 | Заповедники и заказники. Национальные парки и лесопарки. | Знакомство со святым источником Вавилов Дол. |
7 | Питание в туристском походе. Съедобные и ядовитые растения Ивантеевского района. | 3 | Подбор продуктов для похода выходного дня. Режим питания в походе. Съедобные и ядовитые растения Ивантеевского района. Употребление съедобных растений. | ||
8 | Влияние деятельности человека на окружающую среду. | 2 | 1 | Влияние загрязнений на здоровье человека. Стихийные бедствия. Лесные пожары. Виды пожаров. Влияние стихийных бедствий на природу. Понятие о Красной книге. | Ознакомление с растениями «Красной книги». |
9 | Элементы топографии и ориентирования на местности. | 1 | 1 | Карта географическая и топографическая. Масштаб линейный и численный. Рельеф и горизонтали. Основные условные знаки. | Ориентирование карты по компасу. Определение сторон горизонта по местным признакам. Спортивные игры с элементами ориентирования |
10 | Как человек изменял мир. Астрономия – самая древняя наука. | 2 | 1 | Великие путешествия и путешественники древнего мира и средних веков. Ориентирование по небесным телам. Как развивалась наука астрономия и как она помогала путешественникам? | Наблюдение небесных тел, видимых невооруженным глазом. |
11 | Основы техники пешеходного туризма. | 1 | 1 | Препятствия в пешем походе выходного дня. Рациональная техника ходьбы. | Приемы передвижения на подъемах и спусках по травянистым и лесным пологим склонам. Преодоление легкопроходимых заболоченных участков. |
12 | Организация туристского бивуака. Экология и бивуачные работы | 1 | Выбор места бивуака. Последовательность бивуачных работ. | ||
13 | Если ты заблудился (зачетные занятия). | 1 | 1 | Организация временного укрытия. Виды костров. Костер для человека – польза и вред. Ориентирование по небесным телам и местным признакам. | Определение растений Ивантеевского района: съедобных и ядовитых. Лекарственные растения Ивантеевского района. Разведение сигнального костра. |
Основы гигиены и здорового образа жизни. Первая доврачебная помощь. | 2 | 1 | Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в городских условиях и в походе. Умывание, купание, закаливание, зарядка. Оказание первой медицинской помощи при ожогах, потертостях, порезах, обморожениях. Основы здорового образа жизни. Как влияют на здоровье вредные привычки (табакокурение, алкоголизм, наркомания). | Оказание первой медицинской помощи при ожогах, потертостях, порезах, обморожениях. Наложение повязок | |
15 | Наблюдения в туристском походе. | 1 | Виды и способы простейших наблюдений на маршруте. Экологические, метеорологические, астрономические, геологические, ботанические наблюдения. Необходимость бережного отношения к природе. Нормы экологической безопасности в походе. | ||
16 | Туристские соревнования. | 1 | Виды туристских соревнований. Этапы соревнований: контрольный туристский маршрут, техника пешеходного туризма, туристское ориентирование, конкурсная программа. Положение о соревнованиях. Условия соревнований, изменение этапов соревнований. Меры обеспечения безопасности на соревнованиях. | ||
17 | Специальная подготовка к летнему пешему походу выходного дня. | 1 | Основные этапы подготовки: разработка маршрута похода, распределение обязанностей. Определение набора продуктов и приобретение их. Подготовка снаряжения. Подготовка медицинской аптечки. Упаковка снаряжения и продуктов. | ||
18 | Формы отчетов о походе. | 1 | 1 | Основные этапы подготовки: разработка маршрута похода, распределение обязанностей. Определение набора продуктов и приобретение их. Подготовка медицинской аптечки. Упаковка снаряжения и продуктов. | Подготовка отчетов и фотоотчетов по итогам походов. |
19 | Итоговое занятие. | 1 | Зачетное занятие по туристским навыкам. Викторины, кроссворды. Конкурс эрудитов | ||
Итого: | 36 часов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990
Белов М. И. По следам полярных экспедиций. – М., 1979
Бызов Б. Е. Коваленко А. Н. Военная топография. – М., 1990
Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях. – М., 1980
Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995
Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. – М., 1997
Несбит П. Один на один с природой – М., 1974
Последняя экспедиция Р.Скотта /Под редакцией Болотникова. – М., 1955
Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000г.г. – М., 1998
Шальков Ю. Л. Здоровье туриста. – М., 1995
Школа альпинизма. Начальная подготовка. /Сост. П. П. Захаров, Т. В. Степенко. — М., 1989
Шпаро Д., Шумилов А. К полюсу. – М., 1987
Для обучающихся:
Алексеев А. А. Питание в туристском походе. – М.: ЦДЮТур, 1996
Берман А. Юный турист. — М., 1977
Бомбар А. За бортом по своей воле – М., 1975
Верзилин Н. По следам Робинзона – М., 1957
Ингстрем А. В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Ч.1. – М., 1979
Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. К столетию ориентирования. (1897-1997). – М., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...