Рабочая программа объединения "Истоки".
рабочая программа (7 класс)
Программа педагога дополнительного образования по спортивному туризму. Программа обучает основам спортивного туризма, дает необходимые знания о правилах пребывания в лесу, а так же прохождения КТМ и ЛКТМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Истоки" | 82.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района
Рассмотрена на МО От «____» ________ 2015 г. Протокол № _____ Руководитель МО ______________ Т.С. Леонтьева | Принята на педагогическом совете МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, Протокол №____ от «___» ____ 2014г. Рекомендована в качестве рабочей программы туристического клуба «Истоки» | Утверждена приказом № _______ от «_____» ________________ 2015 г. Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе ________________ М.М. Костенко |
Программа дополнительного образования
Туристического клуба «Истоки».
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 10 – 18 лет.
Срок реализации 2 года.
Авторы: Назарова Ирина Ахметкиреевна -
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория.
п. Пурпе Пуровского района ЯНАО
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Туризм – это очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся, обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело. Учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Формирует навыки труда по самообслуживанию, способствует самостоятельности учащихся школьного возраста.
Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте учащихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:
- разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий;
- повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности;
- в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям;
- воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе;
- приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями своего края;
- приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях.
В наибольшей мере подходит всем перечисленным условиям такая форма, как «Спортивный туризм». Здесь учащимся предоставляется возможность реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники ощущают независимость от взрослых.
Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. У них появляется принципиальная возможность проверить себя, доказать себе и другим свою состоятельность и самостоятельность принятия решений в различных жизненных ситуациях. «Спортивный туризм позволит решить возрастные задачи, связанные с развитием личности ребёнка, ориентирован на детей школьного возраста.
Образовательная программа дополнительного образования туристического клуба «Истоки» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
- Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
- Образовательная программа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, утвержденная приказом №47 от 08.09.2015г.
- Обязательный минимум содержания основного общего курса физической культуры;
- Регламент по виду спорта «спортивный туризм», утвержденный Президентом ТССР 13.12.2009г.
Программа дополнительного образования туристического клуба «Истоки» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рассчитана на два года обучения.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 10 – 18 лет.
Программа дополнительного образования туристического клуба «Истоки» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:
- Регламент по виду спорта «спортивный туризм», утвержденный Президентом ТССР 13.12.2009г.
- Программы внеурочной деятельности. Авторы: П.В.Степанов, С.В.Сизяев,Т.С.Сафронов.
«Туристско-краеведческая деятельность». Москва, «Просвещение», 2011г.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование.
В основу разработки программы положен Регламент по спортивному туризму, утвержденный Президентом ТССР 13.12.2009г.
Содержание программы туристического клуба составлено на основе основных содержательных линий занятий по физической культуре и туризму. Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы: «Теоретическая подготовка», «Основы знаний по туризму», «Общая физическая подготовка», «Спортивный туризм», «Основы гигиены и первая доврачебная помощь», «Топография и ориентирование» с распределением часов в соответствии с требованиями к образовательным программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Особенность программы.
Утверждение школьника себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей. В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет характер, во многом зависит от той среды, которая его окружает. Зависит от общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включён. Всё это образует пространство его личностного самоутверждения. Важно создать пространство, которое бы отвечало их насущным возрастным потребностям, и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития.
Актуальность программы.
Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков, поэтому составляющей программы по туризму и краеведению стал Здоровый Образ Жизни, который реализуется за счет введения в образовательную программу здоровьесберегающих методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности учащихся объединения.
В век современных технологий, компьютеризации и гаджетов человечество все чаще замечает снижение уровня физической активности, а как следствие и снижение уровня физического развития и физической подготовленности. Система общеобразовательной физической культуры не дает достаточной двигательной активности организму учащихся. Для формирования общенационального здоровья нации необходимо внедрение дополнительных занятий физической культурой и спортом. Данная программа предложена с целью дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта.
Новизна, значимость программы.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области теоретических знаний и практических умений и навыков.
Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой, отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям учащихся.
Предметом обучения программы является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.
Цель образовательной программы:
Научить учащихся использовать теоретические знания по туристской подготовке и спортивному туризму в реальных жизненных ситуациях, создать необходимые условия для самореализации детей в спортивном туризме.
Задачи программы:
Работа с детьми осуществляется в трёх направлениях: оздоровительном, образовательном и воспитательном.
Оздоровительные задачи:
- повышать уровень физического развития и физической подготовленности;
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, правильной осанки и навыков координации движений;
- способствовать комплексному развитию физических качеств;
- повышать уровень общего здоровья учащихся и сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Образовательные задачи:
- формировать основы знаний в области физической культуры и спорта, в частности по спортивному туризму;
- обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений;
- формировать навыки самонаведения и прохождения этапов КТМ (контрольно-туристических маршрутов) и ЛКТМ (лыжных контрольно-туристических маршрутов);
Воспитательные задачи:
- формировать необходимость в здоровом образе жизни;
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности и систематическим занятиям спортивным туризмом;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной и бытовой деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению заданий;
- способствовать развитию творческих способностей и творческой самореализации детей, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.
Место студии спортивной акробатики в учебном плане МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рабочая программа туристического клуба «Истоки» составлена исходя из требований к образовательным программам дополнительного образования спортивной направленности.
Планируемые результаты освоения программы.
Выпускник научится:
- адаптироваться в стремительно изменяющемся мире;
- использовать жизненно-важные двигательные умения и навыки в повседневной жизни;
- быть активным и заинтересованно познавать мир;
- владеть системой знаний об основах здорового, безопасного образа жизни;
- действовать самостоятельно и верно при преодолении препятствий.
Выпускник получит возможность:
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- комплексно развивать все физические качества;
- собирать информацию окружающего мира, осмыслить её и использовать её для выполнения проекта;
- повышать уровень физического развития и физической подготовленности через занятия спортивным туризмом;
- получит навык сотрудничества, общения с другими людьми;
- получит начальные туристические навыки.
Выпускник должен:
Знать/понимать:
– виды туризма;
– терминологию спортивного туризма и основы знаний;
– форму организации и проведения соревнований по спортивному туризму;
– регламент проведения соревнований;
-
Уметь:
– проходить этапы КТМ и ЛКТМ в соответствии с регламентом;
- выполнять упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и общей физической подготовки;
– выполнять упражнения, направленные на повышение уровня специальной физической подготовки и на развитие специальных физических качеств;
– выполнять самонаведение этапов КТМ и ЛКТМ согласно регламенту;
- обустраивать туристический быт в условиях окружающей среды в любое время года;
- свободно ориентироваться в любых сложных условиях, преодолевать препятствия окружающей среды.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
–для укрепления здоровья и повышения уровня физического развития и физической подготовленности;
– реализации творческого потенциала.
Личностные результаты выпускника:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание любви к «Родине», к природе через занятия туризмом;
- понимать ценность физической культуры человека и ее место в повседневной жизни.
• в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при преодолении препятствий;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессии.
• в познавательной сфере:
- умение формировать здоровый образ жизни и изучать новые возможности человеческого организма;
- умение видеть, понимать и чувствовать окружающий мир.
Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
Личностные универсальные учебные действия | Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь | гражданская идентичность, этническая принадлежность | сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь | 1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, 5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, 8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Собеседование наблюдение |
Уровень внутренней позиции учащегося | Развитие мотива учебной деятельности | сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | 1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо), 5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый), 8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация) | Наблюдение, анкетирование | |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор | Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки, 5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им, 8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности | Анкетирование Собеседование наблюдение | |
Регулятивные УУД | Целеполагание | Постановка учебной задачи | Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно | 1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем, 5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое, 8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи | |
Решение учебных задач | умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | соотнесение собственных действий с поставленными учебными задачами | 1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, 8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий | наблюдение | |
умение планировать и корректировать свою учебную деятельность | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления. | 1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем, 5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы, 8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности. | Наблюдение | |
Познавательные УУД | Работа с информацией | умение осуществлять информационный поиск | Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников | 1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию, 5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач, 8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Наблюдение |
Развитие логического мышления | способность к осуществлению логических операций | Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д. | 1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии 5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя 8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей самостоятельно | Наблюдение, тестирование | |
Коммуникативные УУД | Адекватная оценка учебной деятельности | Степень адекватного оценивания результатов своей работы | сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы | 1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы 5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем, 8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность | Анкетирование наблюдение |
Умение сотрудничать | Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | 1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других, 5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других, 8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий | Наблюдение |
Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).
- Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
- Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
- Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Степень мотивации к творческому труду.
- Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
- Уровень развития умений публичного выступления.
- Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
- Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.
Содержание программы по разделам:
Разделы, Темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||
По примерной программе часов | По скорректированной часов | По примерной программе часов | По скорректированной часов | |
Теоретическая подготовка | 18 | 16 | 12 | 10 |
Основы знаний по туризму | 32 | 34 | 28 | 28 |
Общая физическая подготовка | 28 | 28 | 30 | 32 |
Топография и ориентирование | 12 | 12 | 8 | 6 |
Спортивный туризм | 40 | 42 | 56 | 58 |
Основы гигиены и первая доврачебная помощь | 14 | 12 | 10 | 8 |
Всего часов: | 144 | 144 | 144 | 144 |
Раздел «Теоретическая подготовка»:
К концу первого года обучения
обучающиеся должны знать:
технику безопасности на занятиях спортивным туризмом;
виды туризма;
основные понятия и терминологию спортивного туризма;
историю возникновения и развития туризма;
съедобные грибы, растения и ягоды.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
правильно применять терминологию спортивного туризма;
различать съедобные грибы, растения и ягоды в лесу;
определять пригодные и непригодные водоемы.
К концу второго года обучения
обучающиеся должны знать:
виды катастроф, признаки и меры профилактики;
правила поведения во время катастроф и стихийных бедствий;
отличительные особенности флоры и фауны районов крайнего севера.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
распознавать надвигающиеся катастрофы и стихийные бедствия;
правильно организовать свои действия в случае катастрофы.
Планирование раздела по темам.
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
1. | Теоретическая подготовка. | 16 | 9 | 4 | 3 | 10 | 5 | 4 | 1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий туризмом. | 2 | 1 | - | 1 | 2 | 1 | - | 1 | |
Знакомство с туризмом как с видом спорта. | 2 | 2 | - | - | |||||
Виды туризма. | 2 | 1 | - | 1 | |||||
История образования и развития туризма. | 2 | 1 | - | 1 | |||||
Вода. Водоемы. Использование воды в туризме. | 4 | 2 | 2 | - | |||||
Пища. Грибы, ягоды, растения. | 4 | 2 | 2 | - | |||||
Катастрофы и стихийные бедствия. Правила поведения. | 4 | 2 | 2 | - | |||||
Флора и фауна районов крайнего севера. | 4 | 2 | 2 | - |
Раздел «Основы знаний по туризму»:
К концу первого года обучения
обучающиеся должны знать:
правила и нормы организации туристического быта;
организацию и нормы питания в походе;
список личного и группового снаряжения туриста;
туристские должности в группы и их обязанности;
правила планирования похода.
уметь:
организовать быт в туристическом биваке, лагере;
рассчитать и распределить продукты питания в походе, организовать правильное сбалансированное питание на время похода;
укладывать личное и групповое снаряжение туриста;
выполнять обязанности туристских должностей;
участвовать в планировании похода, выходить на однодневные походы.
К концу второго года обучения
обучающиеся должны знать:
правила движения в походе в различное время года и суток;
правила организации туристического лагеря;
виды костров и способы их разведения;
виды укрытий, их назначение в туризме.
уметь:
планировать темп движения и выбирать маршрут в походе;
организовать туристический лагерь;
развести костер любого вида, в зависимости от назначения;
сооружать временные укрытия и привалы.
Планирование раздела по темам.
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
2. | Основы знаний по туризму. | 34 | 10 | 22 | 2 | 28 | 5 | 4 | 1 |
Организация туристического быта. | 6 | 2 | 4 | - | |||||
Личное и групповое снаряжение туриста. | 6 | 2 | 4 | - | |||||
Питание в туристическом походе. Нормы продуктов питания. | 6 | 2 | 4 | - | |||||
Планирование похода. | 4 | 2 | 2 | - | |||||
Туристские должности. | 6 | 2 | 4 | - | |||||
Движение в походе. Выбор маршрута. Темп движения. | 6 | 4 | 1 | 1 | |||||
Организация туристического лагеря. | 10 | 2 | 7 | 1 | |||||
Костры. Виды костров. | 4 | 1 | 2 | 1 | |||||
Укрытия и привалы. Виды укрытий. | 8 | 2 | 4 | 2 | |||||
Однодневный поход. | 6 | - | 4 | 2 |
Раздел «Общая физическая подготовка»:
К концу обучения
обучающиеся должны знать:
технику выполнения упражнений направленных на развитие гибкости;
технику выполнения упражнений направленных на развитие силы;
технику выполнения упражнений направленных на развитие ловкости;
технику выполнения упражнений направленных на развитие скоростно-силовых способностей;
технику выполнения упражнений направленных на развитие выносливости;
технику выполнения упражнений направленных на развитие быстроты.
уметь:
выполнять упражнения направленные на развитие гибкости;
выполнять упражнения направленные на развитие силы;
выполнять упражнения направленные на развитие ловкости;
выполнять упражнения направленные на развитие скоростно-силовых способностей;
выполнять упражнения направленные на развитие выносливости;
выполнять упражнения направленные на развитие быстроты.
Планирование раздела по темам.
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
3. | Общая физическая подготовка. | 28 | 6 | 16 | 6 | 32 | 6 | 20 | 6 |
Гибкость. | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | |
Сила. | 4 | 1 | 3 | 1 | 6 | 1 | 4 | 1 | |
Координационные способности (ловкость). | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | |
Быстрота. | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | |
Выносливость. | 8 | 1 | 6 | 1 | 10 | 1 | 8 | 1 | |
Скоростно-силовые способности. | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 |
Раздел «Топография и ориентирование»:
К концу первого года обучения
обучающиеся должны знать:
виды карт, топографические знаки;
способы ориентирования по окружающим признакам (солнце, звезды, флора и фауна).
уметь:
читать топографическую карту и ориентироваться с помощью карты;
определять стороны света по окружающим признакам.
К концу второго года обучения
обучающиеся должны знать:
компас, виды и назначение компаса;
азимут, правила определения азимута.
уметь:
работать с компасом, определять стороны света при помощи компаса;
определять азимут;
ориентироваться при помощи компаса и азимута.
Планирование раздела по темам.
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
4. | Топография и ориентирование. | 12 | 2 | 8 | 2 | 8 | 2 | 5 | 1 |
Топографические карты. Ориентирование по карте. | 6 | 1 | 4 | 1 | |||||
Ориентирование по местным признакам. | 6 | 1 | 4 | 1 | |||||
Компас. Работа с компасом. | 2 | 1 | 1 | - | |||||
Азимут. Ориентирование по азимуту. | 6 | 1 | 4 | 1 |
Раздел «Спортивный туризм»:
К концу первого года обучения
обучающиеся должны знать:
правила и регламент прохождения КТМ и ЛКТМ по судейским перилам;
список и назначение туристического оборудования для прохождения КТМ и ЛКТМ;
основные туристические узлы, применяемые для прохождения КТМ и ЛКТМ;
этапы КТМ и ЛКТМ и технику их прохождения.
уметь:
использовать туристическое оборудование, необходимое для прохождения КТМ и ЛКТМ;
выполнять основные туристические узлы;
проходить этапы КТМ и ЛКТМ по судейским перилам.
К концу второго года обучения
обучающиеся должны знать:
правила и регламент прохождения КТМ и ЛКТМ с самонаведением;
основные туристические узлы, применяемые для прохождения КТМ и ЛКТМ с самонаведением;
этапы КТМ и ЛКТМ и технику их прохождения с самонаведением.
уметь:
использовать туристическое оборудование, необходимое для прохождения КТМ и ЛКТМ с самонаведением;
наводить этапы КТМ и ЛКТМ согласно регламенту;
проходить этапы КТМ и ЛКТМ с самонаведением.
Планирование раздела по темам.
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
5. | Спортивный туризм. | 42 | 58 | ||||||
Контрольно-туристический маршрут (КТМ). Лыжный контрольно-туристический маршрут (ЛКТМ). | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | - | 4 | - | |
Туристическое оборудование для прохождения КТМ и ЛКТМ. | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | - | 4 | - | |
Узлы. Виды узлов. | 4 | 1 | 2 | 1 | |||||
Навесная переправа. | 8 | 1 | 6 | 1 | 12 | 1 | 10 | 1 | |
Параллельные перила. | 4 | 1 | 2 | 1 | 10 | 1 | 8 | 1 | |
Траверс склона. | 4 | 1 | 2 | 1 | 8 | 1 | 6 | 1 | |
Спуск. Подъем. | 6 | 1 | 4 | 1 | 6 | 1 | 4 | 1 | |
Переправа по лъду. | 6 | 1 | 4 | 1 | |||||
Переправа по бревну. | 6 | 1 | 4 | 1 | 8 | 1 | 6 | 1 |
Раздел «Основы гигиены и первой доврачебной помощи»:
К концу первого года обучения
обучающиеся должны знать:
правила личной и общественной гигиены;
приемы и правила оказания первой доврачебной помощи;
правила и способы транспортировки раненого.
уметь:
организовать профилактические мероприятия с целью соблюдения личной и общественной гигиены;
соблюдать правила личной и общественной гигиены туриста;
оказывать приемы первой доврачебной помощи пострадавшим;
транспортировать пострадавшего.
К концу второго года обучения
обучающиеся должны знать:
правила оказания первой доврачебной помощи;
технику сооружения волокуш.
уметь:
применять теоретические знания по оказанию первой доврачебной помощи на практике;
сооружать все виды волокуш.
Планирование раздела по темам.
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
6. | Основы гигиены и первой доврачебной помощи. | 12 | 3 | 6 | 3 | 8 | 2 | 4 | 2 |
Личная и общественная гигиена туриста. Правила гигиены. | 4 | 1 | 2 | 1 | |||||
Первая доврачебная помощь. | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | |
Транспортировка раненого. | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 |
Формы и методы контроля и самоконтроля:
по теоретической подготовке: - устные опросы; | по практической подготовке: - внутренние соревнования; |
Методическое обеспечение программы.
- Достижение обучающимися установленных стандартом второго поколения требований к результатам освоения основной образовательной программы начальных классов организуется во внеурочной деятельности по программе «Спортивный туризм».
- Объекты походного маршрута соответствуют санитарно-гигиеническим нормам: территория экологически чистая, лесные работы удалены от поселка, движение транспорта ограничено.
- Большая часть работы проводится на воздухе. Планы экскурсий, походов могут меняться из-за непогоды, тогда проводятся в помещении спортивного зала МБОУ ДО ДДТ п. Пурпе.
- С детьми проведена работа по соблюдению техники безопасности во время занятий и походов.
- Заведён журнал по технике безопасности. Помещения для занятий отвечают всем требованиям санитарно-эпидемиологического надзора.
- Здание образовательного учреждения соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, предъявленным к территории учреждения.
- Для практических работ приобретён расходный материал и канцелярские принадлежности: альбомы, бумага, тетради, папки для бумаги, карандаши, фломастеры.
- Весь необходимый инвентарь для занятий и походов имеется в учреждении.
Инвентарь и оборудование.
- Палатки туристические.
- Мешок спальный туристический.
- Рюкзак туристический.
- Карабины.
- Веревка туристическая.
- Ремонтный набор.
- Аптечка медицинская.
- Компас.
- Лыжные комплекты.
Литература.
- Регламент по спортивному туризму. Москва, 2009г
- Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. – М
- Васильев В.А. Основы воинской службы. Ростов н/Д: Феникс, 2000,- 416 с.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 128 с.
5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М., 1980.
6. Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях.- М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2001.- 352 с.
7. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.- 384 с.
8. Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003.- 384 с.
9. Козлов Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224 с.
10. Курилова В.И. Туризм. Учебное пособие для педагогических институтов. Москва “Просвещение”, 1988.
11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Гуманитарный издательский центр – ВААДОС, 2000. – 544 с. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
12. Латчук В.Н. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций.- М.: Издательство ДиК, М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988, - 704 с.
13. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001. – 230 с.
14. Пробный учебник для средних учебных заведений под ред. Гоголева М.И. “Основы медицинских знаний учащихся”. Москва “Просвещение” 1991 г.
15. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника.- М.: Филологическое общество “СЛОВО”.- 1997.- 445 с.
16. Строевой устав ВС РФ.
17. Уличев М.В. Методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях. – СПб.: Информационно-методический сектор городского Центра гражданского и патриотического воспитания ГОУ “Балтийский берег”, 2005
18. Филиппов А.Е. Методические рекомендации для подготовки команд к городским соревнованиям по военно-спортивному многоборью. – СПб.: Информационно-методический сектор городского Центра гражданского и патриотического воспитания ГОУ “Балтийский берег”, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (3)