Рабочая программы "Социокультурные истоки"
рабочая программа по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Социокультурные истоки»
(общеинтеллектуальное направление)
6 абвгдe классы
(основное общее образование)
Количество часов: 17
Составители: Мухаматуллина В.А., Николаев Е.В, Секисова Н.Р.
учитель истории, обществознания
МБОУ гимназии г. Советский
2022-2023 гг.
- Пояснительная записка:
Рабочая программа по курсу СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ для 6абвг классов
Практическая значимость курса:
Курс «Истоки. 6 класс» является продолжением цикла многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы (5-9-й классы), но всем своим характеристикам является преемником учебного курса «Истоки» начальной школы.
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 6 класса, является составной частью истоковедения - целостного педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.
Главными целями курса «Истоки» в 6 классе являются:
а) в образовательном отношении - продолжить освоение социокультурного и духовно-нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;
б) в воспитательном отношении - воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;
в) в личностно-развивающем отношении - обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.
Курс «Истоки» проблемно и тематически связан с содержанием предыдущих курсов. Он углубляет и развивает такие раннее представленные темы как «Труд земной» (2 класс), «Надежда» (3 класс), «Традиции дела» (4 класс), «Соха и топор», «Соловки» (5 класс).
Цель курса: формирование историческое мышления, гуманизма, толерантности; развитие исторического кругозора, мировоззрения.
Задачи курса:
• образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
• усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности;
• показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества;
• усвоение знаний по «Истокам» и умение применять их в различных ситуациях.
Основными формами организации учебных занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение, комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина.
Формы организации учебной деятельности: сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, лабораторные работы, проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданий,
Формы контроля: проверочные работы по темам, тестовые работы; словарные и хронологические диктанты, самостоятельные ответы по заготовленным карточкам.
Место курса в базисном учебном плане: 8 часов - в год, блочно-модульно: 1 час – в неделю в течение 1-й четверти.
2. Планируемые результаты изучения курса:
Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса являются:
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.
3. Содержание курса.
Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА. (4 часа)
Отечество. (1 час)
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.
Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли. (2 часа)
Происхождение слова «столица».
Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.
Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы. (1 час)
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».
Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной.
Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ. (2 часа)
Деревня. (1 час)
Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образа сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.
Город. (1 час) Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства. Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.
Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.
Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.
Памятные и святые места. Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.
Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ. (2 часа)
Жизненный круг времени. (1 час)
Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.
Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.
Старость: сила духа и немощи совершенства.
Годичный круг времени. (1 час)
Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения.
Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста.
Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов. Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница. Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.
Седмица. Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая. Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
4. Тематическое планирование:
6 | ||||
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 | Отечество | 1 | 1 | |
2 | Столица, края и земли | 1 | 2 | |
3 | Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирский характер. | 1 | 3 | |
4 | Рубежи и пределы. Границы государства. Рубежи и пределы Отечества. | 1 | 4 | |
5 | Карантинное занятие. Деревня. Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. | 1 | 5 | |
6 | Слово и образ Малой родины | 1 | 6 | |
7 | Младенчество и детство | 1 | 7 | |
8 | Отрочество и юность | 1 | 8 | |
9 | Зрелость. Пожилые и старые | 1 | 9 | |
10 | Жизненный круг | 1 | 10 | |
11 | Год и лето. Годичный круг. | 1 | 11 | |
12 | Зима, весна, лето, осень. | 1 | 12 | |
13 | Седмица и день | 1 | 13 | |
14 | Слово и образ времени | 1 | 14 | |
15 | Наше Отечество | 1 | 15 | |
16 | Слово и образ России | 1 | 16 | |
17 | Итоговое повторение по курсу | 1 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Истоки" 6 класс
рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....
Рабочая программа. Истоки. 2 класс
Рабочая программа. Истоки. 2 класс...
Рабочая программа. Истоки. 4 класс
Рабочая программа. Истоки. 4 класс...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Рабочая программа Истоки 5 класс
Рабочая программа Истоки 5 класс...
Рабочая программа Истоки 8 класс
Рабочая программа "Социокультурные истоки" 8 класс...
Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...