Программа "Социокультурные истоки" 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Темирханова Нурият Дадашевна

Программа "Социокультурные истоки" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_6_klass_21-22.docx303.07 КБ

Предварительный просмотр:

Z:\2. Воспитательная работа\Темирханова\6.jpg

Рабочая программа по учебному курсу «Истоки» в 6 классах

 составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
  • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. М: Издательский дом «Истоки», 2010;
  • Учебного пособия для общеобразовательных школ «Истоки» 6 классы, автор Камкин А.В.;

Пояснительная записка

1.      Цели изучения курса «Истоки».

«Истоки» — интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

2. Учебный курс «Истоки» (6 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Главные цели курса:

  • В образовательном отношении – совершить важный шаг в освоении социокультурного и  духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации;
  • В воспитательном отношении – продолжить формирование осознания и ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности к наследию предков;
  • В личностно – развивающем отношении – укреплять социокультурный стержень личности, обогащать духовный опыт подростка и продолжить освоение инструментария Истоковедения.

3.  Общая характеристика предмета.

      Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему, призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.

    Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе

3.1 Место курса в учебном плане и ценностные ориентиры его содержания.

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс.

В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: обучащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

В 6-м классе («Слово и образ Отечества») обучающиеся уясняют «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и ритмы времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.

4.  Содержание курса.

Содержание учебного курса «Истоки» для 6 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

Класс

Тема

Количество часов

6

Слово и образ Отечества

Отечество

2

Столица, края, земли

6

Рубежи и пределы

2

Слово и образ малой Родины

Город

6

Деревня

3

Памятные и приметные места

3

Слово и образ времени

Жизненный круг времени

4

Годичный круг времени

4

Малые круги: седмица и день

2

Активный экзамен

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

6 класс (34 часа)

урока

Раздел

Темы уроков

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Слово и образ Отечества

Отечество (Вводный урок)

1

2.09.

Святая Русь

1

6.09.,9.09.

Столица.

1

13.09.,16.09.

Стольный град Москва

1

20.09.,23.09.

Ядро земли Русской (Золотое кольцо России)

1

27.09.,30.09.

Северная Фиваида (возможно использование в/ф, аудиокассет, краеведческого материала)

1

04.10.,07.10

Поморье. Земля Новгородская

1

11.10.,14.10.

Поволжье. Сибирь. Края и земли.

1

18.10.,21.10.

Рубежи и пределы

1

1.11.,4.11.

Повторительно-обобщающий урок. «Образ Отечества»

1

8.11.,11.11.

Слово и образ малой родины

Город. Семейство русских городов

1

15.11.,18.11.

С чего начинается город? Кремль. Посад.

1

22.11,25.11.

Духовная жизнь города. Собор. Площадь.

1

29.11., 02.12.

Храмы города

1

06.12., 09.12.

Образ города

1

13.12, 16.12.

Улицы, дворы. Поклонная гора. Жизнь и быт горожан

1

20.12., 23.12.

Деревня

1

27.12.

Памятные и приметные места. Гора.

1

10.01., 13.01.

Камень. Родник. Дерево.

1

17.01., 20.01.

Остров. Озеро.

1

24.01., 27.01.

Образ деревни

1

31.01., 03.02.

Обобщающий урок «Слово и образ малой родины»

1

07.02., 10.02.

Слово и образ времени

Младенчество и детство

1

14.02., 17.02.

Отрочество и юность

1

21.02., 24.02.

Зрелость. Пожилые и старые»

1

28.02., 03.03.

Жизненный круг

1

07.03., 10.03.

Год и Лето. Годичный круг.

1

14.03., 17.03.

«Зима. Весна. Лето. Осень».

1

28.03., 31.03.

Самый светлый праздник

1

04.04., 07.04.

Седьмица и день

1

11.04., 14.04.

День и час

1

18.04., 21.04.

Обобщающее повторение

(в форме активного экзамена)

Наше Отечество

1

25.04., 28.04.

1

02.05., 05.05.

Слово и образ России

1

09.05., 12.05

5.   Методические и учебные  пособия

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).
  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
  3. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
  4.  «Истоки»-6. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 8, 2009, с.265-316).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....