Рабочая программа Кружка «Народные промыслы»
рабочая программа по теме
Кружок «Народные промыслы» рассчитан на 54 часа (2 часа в неделю) всего 31 неделя. Занятия проводятся с 1 октября по 25 мая. Содержание кружка делится на два блока: «Чувашская национальная вышивка» и «Художественная роспись». На каждый блок данной программы отводится 27 часов.
Программа кружка рассчитана на обучающихся 5-7 классов коррекционной школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Кружка «Народные промыслы» | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Кружка «Народные промыслы»
2015-2016 учебный год.
54 часа (2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Общая характеристика кружка « Народные промыслы».
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Основная цель программы: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, через занятия декоративным искусством.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- художественно-творческой :
– развития творческих способностей;
- фантазии и воображения;
-образного мышления, используя игру цвета и фактуры;
-нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической:
– освоения практических приемов и навыков художественной росписи по дереву.
- воспитательной:
– формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;
- восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- коррекционной:
-развитие наблюдательности, фантазии,
- развитие пространственной ориентировки,
- развитие мелкой моторики;
- развитие художественно – творческих способностей;
- развитие художественного вкуса, творчества, самостоятельности в работе.
-формирование правильных эмоционально- социальных навыков в процессе творческой деятельности;
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, многовековые традиции своего народа.
- Формирование уважительного отношения к мнению окружающих, истории и культуре народов России.
- Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
- Развитие личной и самостоятельной ответственности за свои поступки.
- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- Развитие у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности и общетрудовых навыков.
- Осознавание возможностей самореализации.
- Стремление к совершенствованию.
- Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении.
- Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
Метапредметные результаты
- Формирование способности принимать и сохранять поставленные цели и задачи учебной деятельности.
- Формирование умения искать способы решения любых учебных проблем.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
- Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
- Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
- Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
Предметные результаты
- Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.
- Получение первоначальных профессиональных умений по росписи изделий.
- Применение приобретённых навыков и практических умений по росписи изделий; усвоение санитарно-гигиенических правил и правил техники безопасности при выполнении различных практических работ.
Межпредметная интеграция занятий осуществляется с:
- Изобразительным искусством (зарисовка эскизов, прорисовка элементов, составление композиции, работа в цвете акварелью, гуашью);
- Информатикой (использование ПК и программных средств для показа образцов);
- Историей (история возникновения росписи, вышивки);
- Чувашским языком и культурой (изучение чувашского национального орнамента)
-Трудовым обучением ( работа с тканью, нитями).
- Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Место предмета в учебном плане:
Кружок «Народные промыслы» рассчитан на 54 часа (2 часа в неделю) всего 31 неделя. Занятия проводятся с 1 октября по 25 мая. Содержание кружка делится на два блока: «Чувашская национальная вышивка» и «Художественная роспись». На каждый блок данной программы отводится 27 часов.
Программа кружка рассчитана на обучающихся 5-7 классов коррекционной школы 8 вида.
Блок «Чувашская национальная вышивка» .
Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры , изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве чувашского края. Обеспечивает определенный уровень знаний в сфере чувашской национальной культуры.
Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно – прикладным искусством, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.
Цель: Овладеть техникой чувашской вышивки, как уникального явления в декоративно-прикладном искусстве чувашского народа.
Задачи:
- изучить историю развития чувашской вышивки;
-научить умело разбираться в чувашском орнаменте;
-изучить технику чувашской вышивки.
- развивать способность эстетического восприятия произведений декоративно - прикладного искусства, творческое мышление;
- воспитывать любовь и уважение к народной вышивке, к национальному искусству.
В чувашском творчестве выразилась красота души и мудрость народа. Это наследие является неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений.
Воспитание учащихся на опыте народной педагогики, приобщение их к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских, общетрудовых умений помогает восстановить преемственность совершенствования национальной культуры, возродить этноэстетику, определить пути познания от чувашского народного искусства к искусству других народов. Известно, в народное искусство вложена душа народа. Прекрасные вещи, как и произведения искусства, выражают чувства и миропонимание их создателей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства,
их художественных особенностей и выразительных средств воспитывает бережное отношение и уважение к национальной культуре.
Освоение знаний:
-о чувашской национальной вышивке Чувашии
-о выдающихся мастерах современной чувашской вышивки, их творчестве;
-получить определенный уровень эрудиции по данному курсу.
Овладение умениями:
-практически изучить технику чувашской вышивки;
-изучить технику выполнения различных видов узоров в чувашской вышивке;
- различать вышивку по этнографическим группам;
- последовательности изготовления изделия в технике чувашской вышивки.
Понимание:
-национальной специфики чувашской вышивки как составной части многонациональной культуры России, более глубокое понимание великого национального достояния - Чувашского декоративного искусства;
Формирование:
-интереса к чувашскому декоративному искусству, к чувашской национальной вышивке, способности воспринимать ее исторические и национальные особенности;
-определять собственное отношение к произведениям народного декоративного искусства;
-осознавать свою культурную и национальную принадлежность;
- устойчивых навыков в технике выполнения элементов чувашской вышивки;
- навыков грамотного изготовления изделий, украшенных чувашской вышивкой.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения чувашской национальной вышивки ученик должен:
Знать-понимать
-историческое прошлое и настоящее декоративно-прикладного искусства Чувашского края.
-известных мастеров чувашской национальной вышивки.
- крупные музеи, в которых хранятся образцы чувашской вышивки;
-классификацию орнаментов по назначению и по способу выполнения;
- отличительные черты чувашской вышивки от других видов вышивок;
- уникальность чувашской национальной вышивки.
Уметь:
-узнавать изученные виды узоров;
-пользоваться различными источниками информации о чувашской вышивке;
-выполнять творческие задания ;
-ориентироваться в основных узорах;
-использовать для решения познавательных и практических задач различных источников информации , включая энциклопедии ,словари ,Интернет-ресурсы и другие базы данных
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях народного и современного искусства;
-самостоятельного художественного творчества.
Основное содержание.
1.Знакомство с историей чувашской национальной вышивки.
Чувашская вышивка в прошлом и настоящем.
Развитие чувашской национальной вышивки. Художник М. С. Спиридонов, изучавшией чувашскую вышивку. Современные мастера чувашской вышивки.
2.Техника выполнения чувашской вышивки. Виды швов.
Выполнение образцов простых стежков « сиктерулле, хаю(стебельчатый шов), «кукар- макар» (зигзаг). Изучение стежков « эрехле, вырасла тере» (редкий крест, русский крест). Изучение стежков « сайра шулам» (косой шов, косая стежка). Мережка « кистек» (кисточка), 2 в раскол». Зарисовка схемы орнаментальных швов. Выполнение образцов орнаментальных швов « Сенек юп» ( «вилочка» узор с вилами), « Салакайак ури» (воробьиные лапки. Выполнение швов « Сысна ури» ( « свиные ножки») , « юплешке» (« рогатки» ). Выполнение образца заполнения узора швом « сайра шулам». Сложные швы. Зарисовка и выполнение швов: « Ухмах тере, син пелми тере ( пустяшный шов, мудреный шов). Выполнение шва «хантас» (косая стежка, мелкая стежка) , заполнение квадрата швом « хантас».
3.Изготовление салфетки в технике чувашской вышивки.
Композиционное решение салфетки, составление ее эскиза. Зарисовка орнамента салфетки на миллиметровую бумагу. Подготовка ткани к вышивке, вышивание « краевой мережки «кистек» . кисточка. Вышивание каемки салфетки. Выполнение швов «редкий крест, косая стежка, рогатки». Вышивание ромбика ступенчатого с усиками и крючком в углах салфетки. Заполнение узоров салфетки швом « сайра шулам», косая стежка. Окончательная обработка изделия.
Оформление выставки работ.
Композиционное расположение работ. Влажно-тепловая обработка изделий.
Блок «Художественная роспись».
Роспись по дереву является частью народного искусства, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями, уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет узнать детям как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Значение декоративного рисования для развития детей, с ограниченными возможностями здоровья, исключительно велико, т. к. оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно – прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников, он более понятен и доступен. Программа нацелена на деятельность обучающихся, их всестороннее личностное развитие и формирования их готовности к жизни.
Цель:
Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву.
Задачи:
- Познакомить детей с основами народного декоративно-прикладного искусства
- Воспитывать чувство прекрасного на примерах изделий народных мастеров и способствовать сохранению культурных традиций русского народа.
- Развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать навыки кистевого письма.
- Воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.
-Развивать творческие способности обучающихся через создание самостоятельных художественных изделий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
- историю хохломской росписи;
- основные цвета хохломской росписи;
- элементы травного орнамента.
- историю появления городецкой росписи;
- основные цвета, используемые в городецкой росписи;
- названия и технику выполнения традиционных элементов и мотивов Городца.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать работы хохломских мастеров среди других произведений декоративно-прикладного искусства;
- выполнять простейшие элементы хохломской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики) и узоры «травка», «листочки», «ягодки»;
- составлять композицию по хохломским мотивам на основе изученных элементов.
- узнавать работы городецких мастеров среди других произведений декоративно-прикладного искусства;
- последовательно выполнять простейшие элементы городецкой росписи (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки), а также традиционные элементы и мотивы;
- ориентироваться в композиции и самостоятельно её составлять;
- декоративно оформлять деревянное изделие с использованием традиционных мотивов.
Основное содержание.
Блок « Художественная роспись»
27 часов.
№ п/п | Раздел, тема | Теор. занятия | Практ. занятия |
1 2 | Вводное занятие. Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение и композиция. Выполнение упражнений | 1 | 1 |
3 | Работа над росписью по хохломским мотивам Из истории хохломской росписи. | 1 | |
4 | Простейшие элементы травного орнамента. | - | 1 |
5 | Узор «листочки» | - | 1 |
6 | Роспись салфетницы с использованием изученных элементов | - | 1 |
7 | Узор «ягодки» кистью и печаткой- тычком | - |
1 |
8 | Знакомство с приемом «разживка» | - | 1 |
9 | Орнамент с «ягодками» и «листочками | - | 1 |
10 | Роспись вазочки для цветов непрерывной полосой орнамента | - | 1 |
11 | Составление композиции «Золотые травы России» | - | 1 |
12 | Коллективная творческая работа «Хохломской букет» (аппликация ) | - | 1 |
13 | Работа над росписью по городецким мотивам Из истории городецкой росписи. | 1 | - |
14 | Простейшие элементы росписи. | - |
1 |
15 | Украешки и рамки | - | 1 |
16 | Традиционные элементы городецкой росписи - «розан» и «ромашка». |
- |
1 |
17 | Рисование вазы с цветами. | - | 1 |
18 | Элементы росписи – «листья» и «кустики» | - | 1 |
19 | «Купавка» и «бутон» |
- | 1 |
20 | Композиция с использованием мотива «гроздь винограда» | - | 1 |
21 | Декоративное изображение розы в городецкой росписи | - | 1 |
22 | Традиционный мотив «городецкая роза» | - |
1 |
23 | Исполнение росписи разделочной доски. | - | 1 |
24 | Мотив городецкой росписи - «птица» (городецкий фазан) | - | 1 |
25 | Мотив городецкой росписи – конь. |
- |
1 |
26 | Роспись Городецкого коня | - | 1 |
27 | Итоговое занятие. Организация и проведение выставки ученических работ | - | - |
Литература.
- Анцыгина А.А. Учимся вышивать: методические рекомендации в помощь любительским объединениям по национальной вышивке и руководителям кружков по народному искусству. Чебоксары, 1992.
- Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Техника, приемы . Чувашское книжное издательство, 2006.
- Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А., Матвеев Г.Б., Кондратьев М.Г. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.
- Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1981.
- Никитин Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей: учебно - методическое пособие. Чебоксары,200.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва. Просвещение, 1980.
- Сергеева Е.И. Учитесь вышивать по-чувашски. Чебоксары, Новое время,2007.
- Трофимов А.А. Поиски истоков чувашской вышивки. Чувашское искусство, Чебоксары, 1971.
- Трофимов А.А. Композиция узоров чувашской вышивки.-
Чувашское искусство. Сб.ст. ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.
- Трофимов А.А. Цвет в чувашской вышивке. Чувашское искусство» ,сб. ст.ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.
- Трофимов А.А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки. Чувашское искусство. Чебоксары, 1976.
- Трофимов А.А. Вопросы изучения чувашской народной вышивки. Трофимов А.А. Искусство: избранные труды. Чебоксары, 2005.
- Трофимов А.А. О чувашском искусстве. Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1977.
14.Махмутова Х. И. роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.
15. Народный умелец/ Учебно-методическое издание.- Вологда: ООО «Индау», 2001.
16. Народные промыслы. Жостово: Альбом аппликаций.: М.: ООО «Хатбер-пресс», 2003.
17. Народные промыслы. Хохлома: Альбом аппликаций.: М.: ООО «Хатбер-пресс», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы.
Экскурсия - путешествие "Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы"....