Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык" по специальности 54.02.02 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык" по специальности 54.02.02 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_54_chasa_dpi_-_rabochaya_programma_gumanitarnyy_profil_2023.docx | 96.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык» (углубленный уровень)
профиль обучения: гуманитарный
для профессиональных образовательных организаций
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 23 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 25 |
5. | ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | 26 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), входящей в укрупнённую группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового и углубленного уровня (ПРб, ПРу):
Коды результатов | Планируемые результаты освоения дисциплины включают: |
ЛР 01 | российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) |
ЛР 04 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
ЛР 06 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям |
ЛР 07 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
ЛР 09 | готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному |
ЛР 13 | осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 08 | владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
МР 09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
ПРб 01 | Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике |
ПРб 02 | Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью |
ПРб 03 | Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
ПРб 04. | Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
ПРб 05. | Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой |
ПРб 06. | Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка |
ПРб 07 | Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения |
ПРб 08 | Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях |
ПРб 09 | Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания |
ПРб 10 | Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы |
ПРу 01 | Сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания |
ПРу 02 | Сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка |
ПРу 03 | Владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения |
ПРу 04 | Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию |
ПРу 05 | Сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности |
ПРу 06 | Владение различными приемами редактирования текстов |
ПРу 07 | Сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности |
ПРу 08 | Понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений |
ПРу 09 | Владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста |
ПРу 10 | Сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; |
ПРу 11 | Владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера |
ПРу 12 | Умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка) |
ПРу 13 | Сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
- практические занятия | 26 |
- контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа | 18 |
в том числе: 1. подготовка рефератов по темам; 2. подготовка к практическим занятиям; 3. подготовка к диктантам и изложениям. | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
№ занятия | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||||
1 | 2 | 3 | ||||||
1 | Тема 1. Введение. | Содержание учебного материала | 4(2+2)+2 | |||||
1 | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Связь языка и истории, культуры русского и других народов. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Смысл понятий: «языковая норма», речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, культура речи. | 2 | ПРу 01, ЛР 01, ЛР 04 МР 02, ОК… | |||||
2 | Практическая работа | |||||||
1 | Выполнение упражнений на осуществление речевого самоконтроля – вып. упр из текста Л.К. Чуковской к языку печатной продукции стр.27 | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, ЛР 13 МР 02, МР 08, МР 09, | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание реферата на тему «Язык и его функции» | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, ЛР 13 МР 02, МР 08, МР 09, | ||||||
3 | Тема 2. Язык и речь. Функциональные стили речи. | Содержание учебного материала | 6(4+2)+4 | |||||
1 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты. Функциональные стили речи и их особенности. Литературный язык, языковая норма, культура речи. Разговорный стиль речи. Его основные признаки, сфера использования. | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | |||||
4 | 2 | Научный стиль. Публицистический стиль речи, его назначение. Жанры научного стиля. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства Официально- деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально- делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. . Подготовка публичной речи | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | ||||
Практическая работа | 4 | |||||||
5 | 1 | Анализ текста: найти в предложениях из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя слова, которые не соответствуют нормам современного русского языка.Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения. | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | ||||
Самостоятельная работа обучающихся.Написание реферата на тему «Устные и письменные формы существования русского языка и сферы их применения».Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет | 4 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | ||||||
| Тема 3. Лексика и фразеология | Содержание учебного материала | 8(4+3+1)+4 | |||||
8 | 1. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 2 | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 08, МР 09, | ||||
9 | 2 | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Фольклорная лексика. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие их от слова. Употребление их в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексические нормы. Нормы речевого поведения | 2 | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 08, МР 09, | ||||
10 | ||||||||
Практические работы | 4 | |||||||
12 | 1 | Написание изложения по теме. Редактирование текста. | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | ||||
13 | 2 | Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология». | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка сообщения на тему «Вклад М.В.Ломоносова, Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А.Реформаторского и др.(по выбору) в изучение русского языка». Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети интернет. | 4 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | ||||||
| Тема 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | Содержание учебного материала | 8 (4+4)+4 | |||||
14 | 1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов заимствованных слов. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, ЛР 13 МР 02, МР 08, МР 09, | ||||
2 | Орфоэпические нормы. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Употребление буквы Ь. Правописание О, Е после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-С. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, ЛР 13 МР 02, МР 08, МР 09, | |||||
15 | Практическая работа | |||||||
1 | Выполнение упражнений 139, 142 на соблюдение языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | |||||
2 | Тест по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | |||||
.
| Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение домашнего задания. Подготовка рефератов на тему: «Письмо и орфография»; «Принципы русской орфографии» Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет | 4 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, ЛР 13 МР 02, МР 08, МР 09, | |||||
Тема 5. Морфемика, словообразование, орфография | Содержание учебного материала | 8(4+4)+2 | ||||||
1 | Благозвучие. Звукопись. Правописание безударных гласных, звонких и согласных | 2 | ||||||
18 | 2 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Употребление приставок в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ- ПРЕ. Правописание сложных слов | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, ЛР 13 МР 02, МР 08, МР 09, | ||||
19 | ||||||||
Практическая работа | ||||||||
1 | Подготовка устных сообщений «Основные способы словообразования в русском языке» на семинаре. | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | |||||
20 | ||||||||
2 | Чтение отрывков из книги И.Милославского «Морфологические категории современного литературного языка» . Написание изложения с выполнением задания по теме | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | |||||
21 | ||||||||
22 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания. Подготовка к практическому заданию. Подготовка к контрольной работе. Подготовка реферата на тему: «Функционирование звуков языка в тексте:звукопись, анафора, аллитерация». Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. Написание словарного диктанта. | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02, | ||||||
24 | Тема 6 Морфология | Содержание учебного материала | 8 (4+4)+2 | |||||
1 | Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Имя прилагательное Имя числительное. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки. Правописание. Морфологический разбор | 2 | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 08, МР 09, | |||||
25 | 2 | Местоимения. Значение местоимения. Глагол, грамматические признаки. Лексико-грамматические разряды. Морфологический разбор. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Морфологический разбор местоимения. Правописание суффиксов и личных окончаний. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Причастный оборот и знаки препинания с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Деепричастие. Наречие. Грамматические признаки наречия. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, | ||||
26 | Практическая работа | 4 | ||||||
1 | Написание диктанта с выполнением задания на использование основных приемов информационной переработки текста - выбор правильного ответа.Выполнение работы по карточкам по информационной переработке текста:выполнение упражнений по морфологии- чтение отрывка из книги И.Г.Милославского «Морфологические категории современного русского языка», отметить самостоятельные (знаменательные) части речи и служебные. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, | |||||
28 | 3 | Выполнение работы с таблицей «Союз – сочетание разных частей речи» стр.306 | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания. Подготовка к практическому заданию. Подготовка к контрольной работе. Подготовка сообщения на тему « Части речи в русском языке». Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, | ||||||
29 | Тема 7. Служебные части речи | Содержание учебного материала | 4 (2+2) | |||||
1 | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Второстепенные члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Союз как часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ с разными частями речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, | |||||
Практическая работа | 2 | |||||||
30 | 1 | Выполнение упражнений на определение служебных частей речи. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, | ||||
Содержание учебного материала | 14 (6+4+2) | |||||||
32 | Тема 8. Синтаксис и пунктуация | 1 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное предложение. Второстепенные члены предложения. Сложносочиненное предложение Строение словосочетания. Нормы построения. Синтаксический разбор. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, | |||
34 | 2 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и построение | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, | ||||
35 | Практическая работа | 2 | ||||||
37 | 1 | Выполнение упражнений на определение осложнённых предложений – анализ грамматических явлений в рассказе А.П.Чехова «Моя «она». Проверочный диктант. | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, ЛР 13 МР 02, МР 08, МР 09, | ||||
39 | 3 | Контрольная работа | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, ЛР 13 МР 02, МР 08, МР 09, | ||||
40 | 28 ТО+ 26 ЛПЗ + 18 СРС = 72 | |||||||
ВСЕГО 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
- Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
3.2.2. Дополнительные источники
1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Методы оценки |
ПРб 01 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 ПРу 01 ПРу 02 ПРу 03 ПРу 04 ПРу 05 ПРу 06 ПРу 07 | Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, лингвистического эксперимента, комплексного филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена |
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
для профессиональных образовательных организаций
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык» (углубленный уровень)
Специальностей гуманитарного профиля обучения
2023г.
- Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательной дисциплины «Русский язык» (углубленный уровень) направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
ЛР 01. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
ЛР 02. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
ЛР 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.
ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
ЛР 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
МР 05. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
МР 06. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
МР 08. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПРб 01. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
ПРб 02. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
ПРб 03. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
ПРб 04. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
ПРб 05. Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
ПРб 06. Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
ПРб 07. Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
ПРб 08. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
ПРб 09. Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
ПРб 10. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Предметные результаты на углубленном уровне отражают:
ПРу 01. Сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
ПРу 02. Сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
ПРу 03. Владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
ПРу 04. Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
ПРу 05. Сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
ПРу 06. Владение различными приемами редактирования текстов;
ПРу 07. Сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
ПРу 08. Понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
ПРу 09. Владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
ПРу 10. Сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
ПРу 11. Владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
ПРу 12. Умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
ПРу 13. Сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
Фонд оценочных средств по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), входящей в укрупнённую группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Русский язык» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), входящей в укрупнённую группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
№ раздела, темы | Коды образовательных результатов (ЛР, МР, ПР, ОК, ПК) | Варианты междисциплинарных заданий |
Раздел № 1. Язык и речь. Функциональные стили речи Тема № 4. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лингвостилистический анализ текста | ОК 6 ПК 1.4 ПК 2.3 ПК 3.2 ЛР 06 ЛР 07 МР 02 МР 05 МР 08 ПРб. 01 ПРб. 04 ПРу. 03 ПРу.07 | Изучите теоретический материал и выполните следующие задания: 1. Составьте резюме руководителя музыкального ансамбля, аккомпаниатора для устройства на вакантное место в детскую школу искусств. 2. Напишите заявление на имя директора детской школы искусств об устройстве на работу преподавателем отделения русского народного танца. 3.Сделайте лингвостилистический анализ научной литературы по актуальным вопросам специальности «Декоративно-прикладное искусство как вид народного художественного творчества», назовите стилевые черты данного текста, приведите примеры из текста. При выполнении задания придерживайтесь следующего плана: План анализа: 1. Определите стилистические признаки текста научного стиля: а) цель, с которой мы говорим – …; б) сфера общения – …; в) обстановка – …; г) форма речи – …; вид речи – …; тип речи – …; д) речевой жанр – …; 2. Назовите стилевые черты данного текста, приведите примеры из текста. 3. Охарактеризуйте языковые средства выражения, приведите примеры из текста: а) лексические особенности текста; б) морфологические особенности текста; в) синтаксические особенности текста. 4. Сделайте вывод о принадлежности текста к функциональному стилю речи |
Раздел № 2. Лексикология и фразеология Тема № 2. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика | ОК 4 ПК 1.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 3.5 ЛР 04 ЛР 01 ЛР 04 МР 01 МР 04 ПРб. 02 ПРб03 ПРу.01 ПРу.02 ПРу.04 ПРу. 05 ПРу.06 | 1.Определите значение терминов специальности: культура, фольклор, искусство, творчество, народные промыслы, народное творчество, художественная самодеятельность, народность, синкретизм, вариативность, жанр, обряд, обычай, обрядовый танец, фольклор календарный, руководитель творческого коллектива, ряженье, хоровод, эпос, самодеятельность, композиция, сценарный план, досуговые формирования (объединения). 2. Изучите предложенный Вам теоретический материал и заполните пропуски в определениях терминов и понятий: 1) Народное художественное творчество -… (явление) массовое и коллективное, включающее фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, художественную самодеятельность. 2) Важнейшие родовые свойства НХТ-… (синкретизм, традиционность) 3) Синкретизм- это… (слитность, нерасчлененность, характерная для первоначального состояния в развитии чего-либо, например синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение.) 4) Традиция - это механизм сохранения, воспроизведения и передачи социально значимого… (опыта). 5) Народное художественное творчество - массовое творчество: созданные… (народом) произведения анонимны (не имеют автора), их автор - … (народ). 3. Определите значение следующих фразеологизмов: ни пуха ни пера, заткнуть за пояс, дело в шляпе, выносить сор из избы, легок, кричать во всю Ивановскую, в долгий ящик, как Мамай прошел, при царе Горохе, без царя в голове. Подберите 5 фразеологизмов, связанных с народным художественным творчеством. 4. Расшифруйте следующие аббревиатуры: МНИ— Музей народного искусства; ДХШ — Детская художественная школа; ДПИ-Декоративно-прикладное искусство; ВМДПНИ — Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства; СТД — Союз театральных деятелей; ХЖ — Художественный журнал |
Раздел № 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Тема № 1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова | ОК 4 ПК 1.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 3.5 ЛР 04 ЛР 01 ЛР 04 МР 01 МР 04 ПРб. 02 ПРб03 ПРу.01 ПРу.02 ПРу.04 ПРу. 05 ПРу.06 | 1. Подготовьте рефераты на темы: «Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных идеалов этноса», «Семиотические основы изучения народной художественной культуры в работах Ю. Лотмана», «Художественно-эстетические аспекты изучения народной художественной культуры в трудах Д.С. Лихачёва», «Проблемы народного художественного творчества в трудах крупнейших исследователей народного искусства». 2. Из текстов научной литературы составьте диктант с терминами и словами профессиональной лексики педагога русских народных танцев. 3. Расставьте ударения в словах и произнесите, согласно нормам орфоэпии: зачин, иносказание, контаминация, фольклористика, кульминация, мотив, фольклор, традиционность, эпос, импровизация, пестушка, декоративно-прикладное искусство, мастерски, изобразительно-выразительные средства, оксюморон, синекдоха, анафора |
Раздел № 4. Морфемика, словообразование, орфография Тема № 2. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ | ОК 4 ПК 1.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 3.5 ЛР 04 ЛР 01 ЛР 04 МР 01 МР 04 ПРб. 02 ПРб03 ПРу.01 ПРу.02 ПРу.04 ПРу. 05 ПРу.06 | 1. Подберите не менее 10 терминов и слов профессиональной лексики специальности «Народное художественное творчество». Определить способы образования данных слов; 2. Напишите словарный диктант: ч…стушки, ск…м..рох, пр…кладное искус(с)тво, , реп...тиция, драм(м)а, фолькл..р, к...тарсис, к...мпозиция, режис(с)ер, ц...нзура. 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки: «С (н..)езапамятных вр..мен на Руси в жизн.. рус(сс)кого народа важное место зан..мала особая форма творч…ства «промыс..л» или «промыслы». Она соч…тала пр…изводство повс…дневных пр…дметов быта с высоко…художествен(нн)ыми способами их и…готовления и укр…шения. В рус(сс)ких промыслах от..бражается все многообразие исторических духовных и культурных тр…диций нашего народа (не)которые из которых зар…ились ст..летия назад. И..делия рус(сс)ких промыслов выр..жают отличит…льные черты и (н..)повторимость рус(сс)кой тр…дицион(нн)ой культуры. И..следователи относят к рус(сс)ким народным промыслам ро..писи посуды и других пр…дметов быта, глинян(нн)ую и деревян(нн)ую игрушку кружев..плетение гончарное, кузнеч..ное дело и другое» |
Раздел № 5. Морфология и орфография Тема № 2. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи | ОК 6 ПК 1.4 ПК 2.3 ПК 3.2 ЛР 06 ЛР 07 МР 02 МР 05 МР 08 ПРб. 01 ПРб. 04 ПРу. 03 ПРу.07 | 1 Произведите морфологический анализ имен существительных данного текста: «В международной научной терминологии народное творчество приравнивается к понятию фольклор (от английского слова folklore - народная мудрость). Этот термин впервые был введен в 1846 г. английским археологом У.Дж. Томсом. Как официальное научное понятие впервые принят английским фольклорным обществом (Folk-lore Society), основанным в 1878 г. В 1880 - 1990 гг. термин входит в научный обиход во многих странах мира, в том числе и в России». 2.Составьте с данными существительными предложения |
Раздел № 6. Синтаксис и пунктуация. Тема № 1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое | ОК 6 ПК 1.4 ПК 2.3 ПК 3.2 ЛР 06 ЛР 07 МР 02 МР 05 МР 08 ПРб. 01 ПРб. 04 ПРу. 03 ПРу.07 | 1.Составьте шаблоны документации профессиональной сферы. 2. Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве». Цель задания – формирование профессиональных компетенций преподавателей специальности «Народное художественное творчество». 3. Подобрать примеры использования профессиональных слов в текстах, выполнить синтаксический разбор предложений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.04 «Мастер народных художественных промыслов»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий Для преподавателей литер...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы Для преподавателей литературы...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины История специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины История специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Право специальность 43.02.10 Туризм (2 курс)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Право специальность 43.02.10 Туризм (2 курс)...